Налог на нефтепереработку

Рубрики Статьи

Независимые НК попросили не повышать НДПИ для субсидирования НПЗ

Независимые нефтяные компании обратились в Кабмин с просьбой не увеличивать НДПИ для отрасли ради субсидирования цен на бензин. Об этом курирующему ТЭК вице-премьеру Дмитрию Козаку написали гендиректор «Иркутской нефтяной компании» (ИНК) Марина Седых и глава ассоциации независимых нефтедобытчиков «Ассонефть» Елена Корзун, сообщает РБК.

По мнению независимых добывающих компаний, рост НДПИ противоречит целям стимулирования разведки и разработки месторождений в новых регионах. Из-за роста налогов пострадают компании с суммарной добычей 23 млн тонн, что составляет порядка 4% от совокупной добычи в РФ. Рост налогов снизит их конкурентные преимущества по сравнению с вертикально-интегрированными компаниями, которые получат дополнительное субсидирование на нефтепереработку.

Для ИНК налог вырастет на 2,3 млрд рублей, говорится в письме. А для всех независимых добывающих компаний расходы по этому налогу увеличатся на 5,7 млрд рублей в год. Это соответствует затратам на геологоразведку всего независимого сектора

«Завершение «налогового маневра» (рост НДПИ при снижении экспортных пошлин на нефть) и так ударит по компаниям, которые поставляют нефть только на внутренний рынок: сейчас в России работает около 50 таких предприятий с совокупной добычей около 800 тыс. тонн в год. Рост НДПИ еще ухудшит их положение«, — отметила Е. Корзун.

Напомним, что в сентябре правительством было принято решение об увеличении субсидий на нефтепереработку за счет повышения демпфирующей надбавки на 230 млрд рублей. Половина расходов бюджета на поддержку нефтепереработки будет компенсирована за счет роста НДПИ.

Такое решение более выгодно компаниям с высоким уровнем переработки, например ЛУКОЙЛу и «Газпром нефти», и менее привлекательно для компаний с большой добычей — таких как «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». Кроме того, утвержденная схема невыгодна для компаний, только добывающих нефть.

Ряд источников не исключают, что «Роснефти» еще удастся повлиять на итоговое решение по НДПИ, чтобы базовые цены демпфера снижались не на 5 тыс., а на 2-3 тыс. рублей на тонну. При этом существует мнение, что «концепция дележа расходов» на субсидирование внутренних цен на топливо в соотношении 50 на 50 между бюджетом и компаниями окончательно победила.

Демпфирующий акциз вводится в рамках завершения «налогового маневра» в нефтяной отрасли. По сути он представляет собой субсидию для потребителей топлива. Бюджет сможет компенсировать половину (в 2019 году — 60%) разницы между экспортной ценой бензина и дизтоплива и «условной внутренней ценой». Последняя определена в 56 тыс. рублей на тонну для бензина и 50 тыс. рублей — для дизельного топлива. Порядок расчета экспортной цены устанавливает ФАС России.

В случае, когда экспортная цена топлива становится ниже «условной внутренней цены», нефтекомпании обязаны производить выплаты в бюджет. Механизм работает до тех пор, пока реальная оптовая цена топлива не отклоняется больше чем на 10% от «условной внутренней цены». Это дает правительству право регулировать цены на рынке, так как в случае сильных колебаний нефтяные компании теряют субсидии.

Налог на нефтепереработку

В 2017 г. «Лукойл» снизит инвестиции на 45–50 млрд руб., рассказал президент и совладелец компании Вагит Алекперов (цитата по «Интерфаксу»). Сокращение, по его словам, незначительное. Это 9–10% от планов по инвестициям на 2017 г. в $7,5–8 млрд, или 466–497 млрд руб., которые Алекперов озвучивал в сентябре в интервью «Коммерсанту». «Еще идет диалог, но уже мы понимаем, что налоговая нагрузка будет увеличена Рост налогов всегда связан с той инвестиционной активностью, которую мы можем себе позволить», – объяснил Алекперов.

На прошлой неделе о снижении инвестпрограммы из-за роста налогов в 2017 г. заявил и гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков. «Мы планировали увеличить объемы инвестиций – и в добычу, и в разведку, и в переработку. Но планы Минфина заставят нас пересмотреть наши инвестиционные планы», – рассказал топ-менеджер. Теперь «Газпром нефть» планирует сохранить инвестиции на уровне 2016 г. в 362 млрд руб. Представитель компании отказался комментировать, насколько «Газпром нефть» планировала ранее увеличить инвестиции. Представитель «Роснефти» отказался комментировать планы на 2017 г. Весной главный исполнительный директор компании Игорь Сечин говорил, что «Роснефть» увеличит инвестиции до 1 трлн руб. в 2016–2018 гг. по сравнению с 660 млрд руб. в 2015 г. Инвестпрограмма «Татнефти» на 2017 г. находится в стадии подготовки, сказал ее представитель.

Двадцатого октября правительство внесло в Госдуму проект поправок к Налоговому кодексу, который предусматривает рост НДПИ для нефтяников и «Газпрома», а также рост акцизных ставок. В результате налоговая нагрузка для нефтяников в 2017 г. должна вырасти на 200 млрд руб., а в 2018–2019 гг. – еще на 250 млрд и 300 млрд руб., говорил замминистра финансов Илья Трунин (цитата по ТАСС). Налоговая нагрузка для нефтяников выросла и в 2016 г. за счет сохранения экспортной пошлины в 42%, по оценкам Трунина, – на 150 млрд руб. По оценкам Fitch, в результате в 2016 г. инвестиции российских нефтяников останутся на уровне 2015 г. В 2017–2018 гг. из-за роста налогов инвестиции могут снизиться, но незначительно – максимум на 5%, оценивало Fitch.

Договоренности по ограничению добычи (ОПЕК и других производителей) позволят сохранить цены на нефть на текущем уровне, а это, в свою очередь, позволит стабилизировать инвестиционные программы нефтяных компаний и избежать падения добычи и спада в смежных отраслях, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович (цитата по ТАСС).

Прямой зависимости объема добычи от снижения общих инвестиций нет, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. По его оценкам, компании в основном будут снижать инвестиции в нефтепереработку: большинство завершили дорогостоящие программы модернизации, а «Роснефть» просто заморозила инвестиции в НПЗ. Поэтому, например, в 2017 г. снизятся инвестиции «Татнефти»: расширение «Танеко» пока находится в начальной стадии, а в 2018 г. инвестиции снова вырастут, прогнозирует Полищук. Об этом говорил и Алекперов в интервью «Коммерсанту»: «Компания прошла так называемый пик своей инвестиционной активности. Мы модернизировали абсолютно все свои заводы, ввели базовые месторождения и базовые объекты на месторождении им. Филановского». К 2020 г. добыча нефти в России должна вырасти на 4% по сравнению с 2015 г. до 555 млн т и держаться на этом уровне до 2035 г., говорится в энергетической стратегии России.

Нефтяная отрасль – инерционная: снижение инвестиций даст о себе знать только в течение 4–5 лет, говорит заместитель гендиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. В ближайшие годы добыча в России будет расти, несмотря на повышение налоговой нагрузки, заключает он. В последнее время компании запустили новые месторождения. Но они заморозили инвестиционные решения по масштабным проектам со сроком ввода после 2020 г. из-за падения цен на нефть и отсутствия налоговых стимулов в виде нового налога – НДД, который простимулирует разработку участков с высокой себестоимостью добычи, говорит эксперт. Энергостратегия исходит из того, что НДД будет введен до 2020 г. Но если в 2017 г. налоговая нагрузка продолжит расти, после 2020 г. Россию ждет сильное падение добычи, заключает эксперт.

Налог на нефтепереработку

После более чем двух лет споров нефтяников и Минфина нефтегазовый налоговый маневр будет завершен. Такое решение в конце апреля принял президент России Владимир Путин, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника, сотрудник нефтяной компании, а также участник совещаний в правительстве. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков не ответил на запрос «Ведомостей», представители зампреда правительства Дмитрия Козака, курирующего нефтегазовую отрасль, и Минэнерго отказались от комментариев. Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Читайте так же:  Деньги под залог кредитного

Налоговый маневр – повышение НДПИ и снижение экспортных пошлин – был начат в 2015 г. Реформа должна была завершиться в 2017 г., когда пошлины опустились бы до 30%, но в 2016 г. Минфин предложил обнулить их полностью, соразмерно повысив налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Из-за того что экспортные пошлины на нефтепродукты ниже пошлин на сырую нефть, российская нефтепереработка фактически субсидируется бюджетом, в одном только 2017 году эта система лишила бюджет 1 трлн руб., оценивал Минфин. Избавиться от неэффективных субсидий можно, завершив налоговый маневр.

Но реформе активно противодействовали Минэнерго и нефтяники, которые предлагали с маневром подождать. Их поддерживал и бывший зампред правительства Аркадий Дворкович, курировавший тогда нефтяную отрасль. «Все остальные, кроме Минфина, считают, что это преждевременно. Когда закончится модернизация НПЗ, можно будет к этому вопросу вернуться», – говорил Дворкович в марте этого года. А председатель правительства Дмитрий Медведев каждое совещание, на котором обсуждался маневр, заканчивал поручением еще раз просчитать его последствия, вспоминает чиновник.

Правительство решило снизить ставку акцизов на тонну бензина на 3700 руб., на тонну дизельного топлива – на 2700 руб. (с учетом планируемой индексации с 1 июля, без ее учета – на 3000 и 2000 руб. соответственно. – «Ведомости»), рассказал первый вице-премьер Антон Силуанов. Выпадающие доходы, в том числе региональных бюджетов, составят 140 млрд руб. Чтобы компенсировать их потери, регионам будут полностью переданы доходы от топливных акцизов. Источник компенсации потерь федерального бюджета будет определен осенью – это могут быть дополнительные ненефтегазовые доходы и увеличение займов, рассказал Силуанов.

На этот раз решающим аргументом Минфина (а министр финансов Антон Силуанов в новом правительстве назначен еще и первым зампредом, куратором экономических вопросов) стала необходимость финансировать новый майский указ президента – расходы оцениваются в 25 трлн руб., из которых 8 трлн еще предстоит найти, объясняет чиновник. Минфин предлагает завершить маневр за шесть лет – снижать экспортную пошлину ежегодно на 5 процентных пунктов и к 2024 г. довести ее до нуля, соразмерно повышая НДПИ, рассказывают собеседники «Ведомостей». Это даст бюджету от 1 трлн до 1,6 трлн руб. в зависимости от цен на нефть, говорит чиновник и участник совещаний в правительстве.

Условия и сроки завершения маневра еще будут обсуждаться в правительстве, сказал чиновник.

Точно оценить эффект можно будет только после появления окончательных параметров завершения налогового маневра, но в любом случае перенос нагрузки в добывающем сегменте из экспортной пошлины в НДПИ позволяет существенно увеличить налоговые поступления за счет расширения налоговой базы в физическом выражении более чем в 2 раза, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Но главное – какой будет судьба компенсаций странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и потребителям отдельных видов нефтепродуктов (прежде всего мазута) на внутреннем рынке: суммарная доля этих двух статей в общем ожидаемом эффекте может превысить 40%, считает он. А также проходили расчеты, прогнозировались котировки на нефть, валютные курсы, ценовые спреды на нефтепродукты в Европе, премии и дисконты региональных рынков, в случае методологических ошибок ожидания эффекта и для отрасли, и для бюджета могут не оправдаться, предупреждает Борисов.

Бизнес же предупреждает о негативных эффектах маневра. Он отразится на марже нефтепереработки, опасается сотрудник нефтяной компании. Бизнес уже жалуется на его негативный эффект. В 2015–2016 гг. средняя маржа НПЗ сократилась по сравнению с 2014 г. больше чем в 3 раза, оценивали эксперты Vygon Consulting. Правда, связано это и со снижением цен на нефть, и с ростом ставок акцизов на автомобильный бензин, объясняли они. Те же объяснения предлагал и Минфин. Без компенсаций при обнулении пошлин в 2018 г. рентабельность еще больше снизится, прогнозировали эксперты Vygon Consulting.

такова доля нефтеперерабатывающих заводов в субсидиях, говорит директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. 140 млрд руб. – потери бюджета из-за поставок в Белоруссию – страна получает нефть по внутрироссийским ценам без пошлин. 300 млрд руб. – потери из-за сдерживания цен на внутреннем рынке.

Чтобы поддержать нефтепереработку и избежать роста цен на бензин, Минфин готов предоставить бизнесу компенсации – отрицательные акцизы на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты на 2–3 руб. А для НПЗ, которые завершили строительство установок глубокой переработки нефти, ввести повышающие коэффициенты к базовой ставке отрицательного акциза, рассказывал «Ведомостям» директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов.

Но бизнесу не ясно, как будут администрироваться такие акцизы, объясняет сотрудник крупной компании, кроме того, отрицательный акциз не учитывает логистический фактор и волатильность цен на нефть.

Отмена экспортной пошлины на неподакцизные товары повысит чувствительность цен к внешним условиям, так как изменение цен на нефть не может быть компенсировано фиксированным акцизом в рублях, приводит еще одно возражение сотрудник нефтяной компании, передающий опасения Минэнерго. Больше же всего от маневра пострадают производители темных нефтепродуктов и мазута, а также те НПЗ, у которых на экспорт приходится более 80% продукции или которые продают на внутреннем рынке неподакцизные товары, например суррогатные топлива.

Представители «Лукойла», «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» не ответили на запросы «Ведомостей».

Газпрому невыгоден новый налог, в отличии от нефтянников

Нефтяники добились того, чего очень долго просили от Минфина – перехода с НДПИ на НДД, который должен простимулировать развитие месторождений. Одновременно с этим власти поддержали нефтепереработку снижением акцизов на бензин в надежде удержать автомобильное топливо от роста. А вот Газпрому Минфин отомстил за нежелание платить всю сумму дивидендов.

Госдума приняла закон о введении налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородов, снижении акцизов на топливо и повышении НДПИ для Газпрома.

В отличие от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) НДД будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от ее продажи за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку. НДД в 50% будет распространяться на четыре группы месторождений. В частности, на новые месторождения, для которых действуют налоговые каникулы или льготная ставка экспортной пошлины, а также на зрелые месторождения в Западной Сибири с более высокой выработанностью. По оценке Минфина, НДД затронет месторождения, на долю которых приходится 5–6% всего объема добычи нефти в стране.

Новый налог будет учитывать сложность разработки месторождения. Принцип, который заложен в НДД, выгоден и для бюджета, и для нефтяников. Нефтяники давно просили государство заменить НДПИ на НДД. В этом заинтересованы «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Русснефть».

«На третьей и четвертой стадиях разработки объемы добычи падают, и от нефтяников требуется больше усилий, чтобы их поддерживать. Нередко более выгодным оказывается переход к новым месторождениям. НДД же простимулирует разработку зрелых и новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. А также даст рост инвестиций и новые бюджетные поступления от выросшего объема нефти, находящегося в разработке», – объясняет необходимость нового гибкого налогообложения первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

В Минэнерго подсчитывали, что переход на НДД позволит казне получить дополнительно 1 трлн рублей доходов в 2019–2035 годах, а также нарастить добычу нефти на 100 млн тонн. Другое дело, как это все будет реализовано. «НДД сам по себе прогрессивный налог, но, на мой взгляд, есть целый ряд подводных камней, которые могут аукнуться», – считает ведущий эксперт Школы «ПравоТЭК» Дмитрий Богданов.

Во-первых, пока нет опыта администрирования подобных налогов, тогда как НДПИ – это все-таки отработанный налог, считает эксперт. Поэтому отрабатывать администрирование нового налога следует сначала на ограниченном количестве месторождений.

Во-вторых, добыча нефти в России неразрывно связана с переработкой. «Поэтому выгода от ввода НДД компенсируется тем, что необходимо поддерживать переработку. Самый популистский способ поддержать переработку – это снизить акцизы на топливо. Говорится, что возврат по акцизам компенсирует те потери, которые делают переработку низкорентабельной», – говорит Богданов.

Читайте так же:  Приказ 250-дсп

Главной причиной резкого роста цен на бензин этой весной было именно то, что нефтяникам стало крайне выгодно поставлять нефть на экспорт, а не на российские НПЗ. Чтобы остановить подорожание бензина, правительство в ручном режиме потребовало от нефтяников нарастить поставки бензина и дизтоплива на оптовый рынок, а также решило отказаться от запланированного повышения акцизов на 700 рублей. Вместо этого акцизы, наоборот, снижают с 1 июля – на 3 тыс. рублей за тонну на бензин и на 2 тыс. рублей на дизтопливо. С 30 мая цены на АЗС не растут. По данным Росстата на 2 июля, бензин Аи-92 стоит 41,54 рубля за литр, Аи-95 – 44,67 рубля, Аи-98 – 49,87 рубля за литр.

Наконец, третье сомнение: НДПИ жестко привязан к цене на нефть и курсу рубля, поэтому ценовые колебания по нефти государством автоматически выравнивались. «А что будет с НДД при изменении макроэкономической ситуации, не совсем понятно. В районе 50–75 долларов за баррель НДД работает в теории неплохо. Если будет ниже или выше, возможно уменьшение доходов государства или увеличение нагрузки на бизнес», – отмечает собеседник.

НДД – это большой, но нужный эксперимент, который будет корректироваться в процессе выполнения, считает Андриевский. «Через пару лет будет ясно, как нефтяники справляются с новой схемой налоговой нагрузки. В любом случае, она не будет чрезмерной, разработка продолжит оставаться рентабельной», – считает он.

Все месторождения разные, их невозможно подогнать под одну гребенку, поэтому дальше будет отскок в виде предоставления отдельных льгот конкретным месторождениям, для которых новый налог окажется опасным, добавляет Богданов.

Что касается повышения НДПИ для Газпрома, то пока это временная мера, которая будет действовать четыре месяца с 1 сентября. Это позволит компенсировать потери федерального бюджета из-за низких дивидендов Газпрома по итогам 2017 года, пояснял ранее замминистра финансов РФ Илья Трунин. В итоге компания доплатит в казну 72 млрд рублей.

Минфин настаивал на выплате дивидендов на уровне 50% от чистой прибыли по МСФО. Однако Газпром выплатил чуть больше половины требуемого по техническим причинам. «Заставить не получилось, поэтому повысили НДПИ, чтобы компенсировать выпадающие доходы для бюджета, что вызовет определенные риски в работе компании», – предупреждает Андриевский.

«Позиция Минфина, что газ недообложен. И последние пять–шесть лет проходят для Газпрома в попытке Минфина довести уровень налогов на газ до уровня нефтяников»,

По данным исследования РБК, например, в 2016 году «Роснефть» заплатила почти 1,4 трлн рублей в виде налогов, что составило почти треть (27%) от выручки. Тогда как Газпром отдал казне почти 1,2 трлн рублей, но доля налогов от выручки была меньше – 19%.

«Однако здесь есть некое лукавство, потому что у нефтяников и газовиков разные затраты. Если совсем грубо, то нефть можно взять и ведром с месторождений носить. Газ надо транспортировать только по трубе либо сжижать. Это огромные затраты на транспортировку, которые несопоставимы с расходами нефтяников», – считает Богданов.

Дивидендов Газпром заплатил меньше, чем рассчитывало государство, потому что большая инвестиционная программа – это и трубопроводы, и шельфовые месторождения, и развитие северных территорий, добавляет он.

Новости // Выставки и конференции

Налоги на «трудную нефть»: пересмотр или отмена? Конференция Нефтепереработка и нефтехимия: переход к безотходному циклу

С 22 по 23 мая 2014 года на конференции « Нефтепереработка и нефтехимия: переход к безотходному циклу » выступит гендиректор компании «Экотехпром» Павел Маслаков , который расскажет о возможной отмене или уменьшении НДПИ для нефти, которая получается в результате переработки шламов.

Напомним, что в конце 2013 года гендиректор компании по утилизации нефтяных отходов Павел Маслаков обратился к замглавы Минэнерго Кириллу Молодцову с просьбой пересмотреть размер НДПИ для нефти, полученной в результате переработки нефтяных шламов. По оценкам Маслакова, массовое внедрение технологии переработки шламов может принести дополнительно 1–2% нефти от общей добычи на месторождении. В целом по стране это до 10 млн т нефти в год.

По словам Маслакова, в России скопились десятки миллионов тонн нефтяных отходов, из которых можно сделать новую нефть, и себестоимость работ — от 500 до 3 тыс. рублей за 1 куб. м шлама плюс оплата услуг компании. Но пока для нефтяных компаний это экономически нерентабельно, поскольку кроме немалых затрат на переработку с каждой тонны произведенной таким образом нефти приходится платить НДПИ (базовая ставка налога в 2013 году составила 470 рублей за 1 т нефти).

Предложение Маслакова неожиданно получило поддержку чиновников. По словам Кирилла Молодцова, ведомство готово пересмотреть размер НДПИ для той нефти, которая получается в результате переработки шламов. Если технология покажет свою эффективность, Минэнерго готово приравнять произведенную таким образом нефть к «трудноизвлекаемым запасам», обнулив для нее НДПИ.

В мае 2014 на конференции «Нефтепереработка и нефтехимия: переход к безотходному циклу», организованной компанией MAXСonference, планируется продолжить обсуждение по этой теме. В ходе мероприятия будут рассмотрены вопросы выгодной утилизации углеводородных отходов, а также необходимости и своевременности инвестирования в модернизацию отрасли.

В конференции планируют участвовать представители Госдумы, Министерства экологии и природных ресурсов республики Татарстан, компаний «Сибур», «Башнефть», «КИНЕФ», «Титан», Bayer, Deloitte & Touche RCS. Приглашены представители Минприроды, Росприродназдора, Ростехнадзора, краевых и региональных администраций.

Как рассчитывается налог на нефть?

Ни для кого не секрет, что основные поступления в доходную часть бюджета идут от уплаты налогов, взимаемых с предприятий добычи полезных ископаемых и нефтяной и газовой переработки. Но если нефтепереработку облагают акцизами, то какие же налоги платят добывающие предприятия?

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Это – основной налог на нефть, вернее, на её добычу. Поскольку все природные ресурсы находятся в государственной собственности, за право их добычи платится налог, называемый НДПИ. Начиная с 2016-го года, чтобы перенести налоговое бремя с экспортеров на добывающие предприятия, ставки экспортных пошлин начали снижать, а ставку этого налога – постепенно повышать.

Налогообложение нефтедобычи регламентировано статьей 334 Налогового Кодекса Российской Федерации, а порядок деятельности предприятий этой сферы регулируется Федеральным законом, называемым «О недрах».

Все физические и юридические лица, которые занимаются добычей природных ресурсов, должны иметь соответствующую лицензию.

Плательщики НДПИ

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, сфера деятельности которых – добыча ископаемых ресурсов (их называют еще пользователи недр).

Постановка на учет в налоговом органе таких предприятий и физических лиц отличается тем, что она происходит после получения ими лицензии (в течение 30-ти дней). Организации-плательщики НДПИ представляют в ФНС декларацию по этому налогу ежемесячно, срок сдачи такой декларации – последняя дата месяца, который следует за прошедшим периодом. Накопительного учета нет, все данные основаны на месячном периоде. Налоговый период, соответственно, составляет один календарный месяц.

Предприятия-недропользователи обязаны подавать сведения по этому налогу с того момента, как начинают добычу углеводородного сырья.

Подача отчетности по НДПИ индивидуальными предпринимателями и организациями осуществляется в ФНС по месту нахождения недр (если они действуют в рамках соглашения о разделе имущества). Крупные налогоплательщики такую декларацию подают по месту своего налогового учета.

Рассчитанная сумма месячного налога должна быть уплачена в бюджет не позже 25-го числа следующего за отчетным месяца.

НДПИ платится по каждому месторождению отдельно, согласно месту его расположения. Налог на нефть относится к федеральным налогам.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения в данном случае выступает натуральный показатель, который выражается в тоннах.

Ископаемым ресурсом считается обезвоженная, обессоленная или стабилизированная нефть. К попадающим под действие этого закона полезным ископаемым относятся следующие ресурсы:

  • добытые на территории Российской Федерации;
  • добытые российскими компаниями вне ее пределов;
  • добытые путем переработки нефтяных отходов.
Читайте так же:  Требования к стирке белья в медицинских учреждениях

На добытую за рубежом нефть НДПИ рассчитывают в том же порядке, в каком производится расчет на ресурсы, полученные внутри страны.

Международными договорами прописана возможность предоставления в аренду площадей, находящихся на иностранной территории, с целью разработки шельфов. Качество сырья, добываемого за рубежом, проверяется по установленным в России стандартам. К полезным ископаемым и природным ресурсам не относится продукция, полученная путем обогащения. Также объектом налогообложения не считается получение материала из отходов, образовавшихся в процессе собственной переработки предприятия.

Также НДПИ не облагаются полезные ископаемые, не состоящие на государственном балансе (если они используются для личных нужд), а также ресурсы, которые Налоговый кодекс относит к палеонтологическим, коллекционным и прочим.

Все действия, связанные с разработкой полезных ископаемых, находятся под контролем Роснедр. Любое действие неправомерного характера, совершенное в отношении полезных ископаемых и разрабатываемых недр Российской Федерации, считается вредом, нанесенным государственной экономике.

Определение налоговой базы

Налоговая база при расчете НДПИ на нефть определяется либо на основании стоимости, либо на основании количества добытого сырья.

При исчислении количества полученного ресурса можно применять два метода:

  • прямой, который основывается на данных, полученных путем измерения;
  • косвенный, основанный на значении содержания нефти в общем объеме полученного сырья.

Второй способ расчета используют только тогда, когда расчет первым способом не представляется возможным. Используемый на предприятии метод расчета выбирается единожды и закрепляется учетной политикой организации.

Он не меняется с течением времени и показан к применению в течение всего срока эксплуатации месторождения. Изменение способа расчета возможно лишь после внесения изменений в технический проект или технологический процесс разработки.

Использование прямого расчетного метода для определения налоговой базы подразумевает использование следующих расходов:

  1. прямые материальные затраты;
  2. фонд оплаты труда наемного персонала;
  3. амортизационные отчисления.

Списание прямых расходов производится в таком же порядке, как и при учете прочих производственных процессов. Размер прямых затрат определяется из расчета сумм, которые относятся к конкретным доходам (в случае НДПИ это – нефтедобыча) определенного налогового периода. Незавершенное производство из расчета убирают. Расходы для налога на добычу полезных ископаемых определяют за период, равный одному месяцу.

  • косвенные показатели (ими считаются материальные затраты, которые не входят в состав прямых расходов):
  1. расходы на ремонт оборудования;
  2. покупка дополнительного технологического оборудования;
  3. прочие непрямые затраты.

Эти расходы подлежат списанию в полном объеме, который пропорционален текущей добыче и другим видам производственной деятельности. Выручку от реализации полезных ископаемых рассчитывают исходя из цена, уменьшенной на расходы по доставке продукции.

Она рассчитывается на основании установленной базовой ставки с учетом плавающих коэффициентов, которые определяют конкретные условия, характерные для места добычи и учитывают динамику нефтяных цен на основании мировых показателей. Базовую ставку определяет Налоговый Кодекс согласно постановлениям правительства РФ.

При корректировке налоговой ставки НДПИ применяют следующие коэффициенты:

  • Кц – этот коэффициент учитывает изменение мировых нефтяных цен;
  • Кдв – показывает степень выработки данного месторождения (при его применении округление показателя не используется); выработанность конкретного участка определяют в соответствии с данными госбаланса, утвержденными для этого участка до начала применения лицензии;
  • Кз – определяет уровень запасов разработки;
  • Кд – характеризует сложность нефтедобычи; уровень этой сложности прописан в проектной документации и находится в пределах от нуля до единицы.

Показатель коэффициента Кц (уровень мировых цен) в 15-х числах каждого следующего за расчетным месяца, публикуется в «Российской газете».

Эти данные также дублируются с помощью рассылки по всем региональным ФНС. Если такие данные – отсутствуют, налогоплательщик вынужден рассчитывать Кц самостоятельно. Для этого расчета берется среднерыночная мировая цена на нефть марки «Urals» и среднемесячный показатель курса доллара к рублю.

Льготы по этому налогу выражаются в применении нулевой ставки и устанавливаются законодательством. Такая ставка может быть установлена в случае получения в процессе разработки месторождения нормативных потерь или при добыче попутного газа.

Нормативные потери принимаются к учету в том месяце, когда был произведен замер добычи. Нормы таких потерь определяются в зависимости от конкретного места добычи, а их показатели утверждает Министерство энергетики, предварительно согласовав их с Роснедрами.

Если нет актуальных данных за конкретный месяц, которые публикуются для каждого месторождения, то налогоплательщик имеет право использовать сведения о показателях технических норм, которые приняты для конкретного вида ресурсоразработки.

Порядок применения нормативов, касающихся разработки недр, установлен Постановлением Правительства номер 921, принятом 29 декабря 2001-го года.

Коэффициент Кдв, учитывающий степень выработки недр, устанавливается законодательством. Он может иметь понижающее значение в случае, когда выработка превышает 80 процентов. Это – льгота для старых, давно разрабатываем месторождений.

Формула расчета

Для расчета размера НДПИ применяют:

  • объем выработки (Ов);
  • нормативные потери (НПот);
  • утвержденную на данный момент ставку;
  • плавающие корректирующие коэффициенты, устанавливаемые раз в месяц.

Этот расчет достаточно прост, если нет необходимости самостоятельно рассчитывать используемые коэффициенты.

Приведем конкретный пример.

Некая компания «А» за февраль 2014 года добыла 520 тонн нефти. Размер нормативных потерь составил 20 тонн.

Ставка налога в этом месяце была 493 руб/тонна. Пусть коэффициент мировых цен (Кц) в этом месяце составлял 1,2000 (четыре знака после обязательны)., а все остальные коэффициенты возьмем равными единице.

Сумма НДПИ = (Ов-НПот) * ставка * Кц * Кдв * Кз*Кд

Для конкретного примера НДПИ = (520 -20) * 493 * 1,2000 * 1 * 1 * 1 = 295 800 рублей.

Сумма этого налога отражается в декларации и уплачивается в бюджет в установленные законом сроки. В декларацию также включают все цифры, которые использовались при расчете НДПИ.

Изменения, произошедшие в 2014-ом году

В конце 2013-го году произошло повышение базовой ставки НДПИ с 470 до 493 руб., или на 4,9 процента. Одновременно с этим ряду туронских месторождений (Красноярский край) были предоставлены льготы, для некоторых – на срок 15-ть лет.

Изменение ставки НДПИ за последние годы

В последнее время Правительство РФ в рамках налогового маневра постоянно повышает базовую ставку этого налога. В 2016-ом она составила 559 руб/тонна. В дальнейшем предполагается провести перераспределение налоговой нагрузки с предприятий-экспортеров на предприятия нефтедобычи.

С этой целью производится снижение экспортных пошли, а базовую ставку НДПИ планируется поднять до 918 руб./тонна уже в 2017-ом году.

Целью данных мероприятий является повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках за счет снижения цена путем уменьшения размеров таможенных сборов. Однако увеличение налоговой нагрузки на добывающие компании может вызвать сворачивание проектов, которые требуют значительных капитальных вложений.