Налог на имущество организаций льготы 2019

Рубрики Статьи

Содержание:

Налог на имущество с 2019 года

С 2019 года в ст. 374 «Объект налогообложения» НК РФ вообще не будет упоминания о движимом имуществе. Мы рассказываем, как теперь нужно определять облагаемую базу, и как налоговики будут проверять обоснованность отнесения ОС к категории недвижимости.

Отмена налога на движимое имущество с 2019 года

В федеральном законе 302-ФЗ, подписанном 03.08.2018 года принято несколько важных изменений, в том числе отменен налог на движимое имущество с 2019 года. Этого события давно ожидали сотрудники бухгалтерий и предприниматели. Расчеты по налогообложению движимого имущества очень сложные и всегда вызывали много вопросов. Бизнесмены называли отмененный платеж налогом на инвестиции.

Предложение об отмене налога на движимое имущество юридических лиц с 2019 года возникало неоднократно, но вызывало протесты у органов власти субъектов РФ. Руководители регионов видели в нем попытку перекрыть один из источников поступления средств в их бюджеты. Тем не менее, летом 2018 года Правительство РФ решилось на такой шаг. Возможно, это была попытка хоть чем-то порадовать бизнес перед повышением НДС, которое было утверждено в тот же день законом 303-ФЗ.

Налог на недвижимое имущество

Со следующего года изменяется порядок определения облагаемой базы по налогу на имущество организаций в 2019 году для юридических лиц. Теперь расчет будет производиться по каждому объекту недвижимости. Налоговики сделали разъяснение, какие признаки позволяют считать ОС недвижимым имуществом:

  1. Наличие записи в ЕГРН.
  2. Наличие прочной связи с землей.
  3. Невозможность перемещения без причинения серьезного ущерба.

По сообщению ФНС, при проверках будут назначаться экспертизы, осмотры, привлекаться специалисты. Ставки и сроки уплаты налога на имущество в 2019 году, как и прежде, будут регулироваться регионами.

Подробнее обо всех важных изменениях в налоговом законодательстве с 2019 года рассказал Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса. Читайте в статье журнала Зарплата в учреждении.

Как было в 2018 году

До 2018 года в НК РФ было закреплено освобождение от налога следующего движимого имущества:

  1. Относящегося к 1 и 2 амортизационным группам.
  2. Относящегося к 3 – 10 амортизационным группам, поставленного на учет после 01.01.2013 года. (за исключением некоторых категорий).

Законом 335-ФЗ полномочия по установлению льгот для имущества из п. 2 были переданы в регионы с 01.01.2018 года. В каких-то субъектах РФ такое движимое имущество было совсем освобождено от налога, в других применялась льготная ставка, в третьих – максимально возможная. Это вносило путаницу, непонятна была целесообразность принятых местными властями решений. Возможно, эта попытка регионального регулирования налогообложения движимого имущества тоже способствовала принятию решения о полной отмене налога в 2019 году.

С 1 января 2019 года налог на движимое имущество для организаций отменен

Теперь за движимое имущество с 1 января 2019 года платить не нужно. Соответствующий закон подписан В.Путиным. Что относится к движимому имуществу и за что теперь организациям и бизнесу не надо будет платить налог?

В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые облегчат налоговую нагрузку организациям. Теперь за движимое имущество с 1 января 2019 года платить не нужно. Соответствующий закон подписан В.Путиным. Что относится к движимому имуществу и за что теперь организациям и бизнесу не надо будет платить налог?

Уже известно, что для бизнеса поднята ставка по налогу (НДС) с 18 до 20%, соответствующий закон об увеличении ставки НДС уже подписан Президентом РФ, однако Правительством было принято решение, что налог на движимое имущество следует отменить. Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ с многочисленными поправками в Налоговый кодекс РФ.

Таким образом, налогом теперь облагается только недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, а также недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.

Но вот что именно считать движимым имуществом, в НК РФ не конкретизировано. На помощь налогоплательщикам пришла Федеральная налоговая служба России, которая оперативно опубликовала письмо от 2 августа 2018 г. № БС-4-21/ [email protected] с соответствующими разъяснениями об определении вида объектов имущества в целях применения положений главы 30 Налогового кодекса РФ.

Что считать движимым имуществом

Налоговики указали, что правовые основания для отнесения того или иного объекта к движимому или недвижимому имуществу должны определены нормами гражданского законодательства об условиях признания вещи движимой или недвижимой, в частности нормами статей 130-131 Гражданского кодекса РФ .

Движимое имущество — это имущество, параметры которого не позволяют его классифицировать как недвижимость. Характерной чертой таких материальных ценностей является возможность их передачи одним физическим лицом другому.

Законодательно: статьи 130-131 Гражданского кодекса РФ

1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2004 N 213-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ).

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ) К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Таким образом, в соответствии с разъяснениями ФНС России, налогоплательщик-юрлицо для подтверждения у него наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости должен доказать налоговому органу наличие соответствующих признаков. В числе таких налоговики будут учитывать такие обстоятельства, как:

  • наличие или отсутствие записи об объекте недвижимости в ЕГРН;
  • при отсутствии в реестре таких сведений — наличие или отсутствие у объекта прочной связи с землей;
  • невозможность перемещения объекта без причинения большого ущерба его назначению.

В частности, в отношении объектов капитального строительства налоговики будут запрашивать у налогоплательщиков:

  • документы технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости;
  • разрешения на строительство;
  • разрешения на ввод в эксплуатацию;
  • проектную или иную документацию на создание объекта недвижимости;
  • данные о его характеристиках.

Как соообщает ФНС России, дополнительно в ходе налоговой проверки отчетности по налогу на имущество организаций налоговые инспекторы могут проводить осмотры, назначать экспертизы, привлекать специалистов необходимого профиля, требовать от налогоплательщиков документы и (или) информацию. Правда, только при наличии и в рамках оснований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Налог на движимое имущество отменен с 2019 года

До 2018 года на всей территории России действовала федеральная льгота по налогу на имущество для объектов движимого имущества, поставленных на учет в качестве основных средств, начиная с 2013 года. В 2018 году ее отменили, оставив право за субъектами РФ самостоятельно ее устанавливать.

Поэтому с 1 января 2018 года такая льгота действует только в тех субъектах РФ, где приняты соответствующие региональные законы. В связи с этим до конца 2018 года движимые объекты, поставленные на баланс в 2013 году или позже, освобождаются от налога только в тех субъектах РФ, которые приняли закон о предоставлении данной льготы налогоплательщикам-юрлицам. С 1 января 2019 года эти правила упраздняются вместе с самим налогом. Соответствующие правки также будут внесены в налоговую отчетность.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций — налог на движимое и недвижимое имущество, устанавливаемый главой 30 НК РФ и региональными законами субъектов РФ. Налоговая база по налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества или как кадастровая стоимость имущества (для некоторых видов недвижимости).

Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (статья 374 НК РФ). Ставки налога устанавливаются регионами и не могут превышать 2,2%.

Сроки сдачи отчетности можно найти в Календаре налогоплательщика.

Капвложения в арендованное помещение облагаются налогом на имущество

Неотделимые капитальные вложения в объекты недвижимого имущества не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть объекта недвижимого имущества.

Следовательно, неотделимые капвложения в арендованный объект недвижимого имущества (помещения), учитываемые у арендатора в качестве основных средств, подлежат обложению налогом на имущество организаций в силу пункта 1 статьи 374 НК, в том числе в случае включения объекта недвижимого имущества субъектом РФ в Перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, до их выбытия из состава ОС.

В этом случае уплата налога на имущество и представление налоговой декларации (расчета) осуществляются по месту учета на балансе капвложений в арендованный объект, то есть по месту нахождения организации или по месту нахождения обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, — в случае, если капвложения учитываются на балансе «обособки».

В случае произведенных организацией капвложений в арендованный объект недвижимости по местонахождению «обособки», не имеющей отдельного баланса, уплата налога на имущество и представление декларации зависят от места их учета на балансе в качестве ОС в соответствии с учетной политикой организации.

Если в отношении имущества предусмотрены налоговые преференции, то эти преференции распространяются и на неотделимые улучшения в арендованное имущество.

Учитывая, что с 1 января 2019 года движимое имущество не признается объектом обложения налогом на имущество организаций, неотделимые улучшения основных средств, классифицированных по ОКОФ как движимое имущество, также не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Такие разъяснения дает Минфин в письме № 03-05-05-01/52 от 09.01.2019.

Как московским компаниям заполнить отчет по налогу на имущество

ФНС в письме № БС-4-21/24893@ от 20.12.2018 пояснила, как заполнить отчетности по налогу на имущество организаций в случае применения льготы в отношении движимого имущества с 01.01.2018 в Москве.

В 2018 году на территории Москвы применяется налоговая льгота по налогу на движимое имущество организаций.

В этом случае при заполнении расчета по налогу на имущество в графе 3 Раздела 2 указывается остаточная стоимость основных средств за отчетный период для целей налогообложения, в том числе по графе 4 указывается остаточная стоимость льготируемого имущества.

По строке 130 Расчета указывается код налоговой льготы 2012000.

При этом если организация заявляла право на льготу по пункту 25 статьи 381 НК при заполнении налоговой отчетности по налогу на имущество организаций за налоговый период 2017 года, то по строке 160 Раздела 2 налоговой декларации по налогу и по строке 130 Раздела 2 Расчета следовало указывать код налоговой льготы 2010257.

Напомним, с 1 января 2019 года движимое имущество исключается из объектов обложения налогом на имущество организаций.

ФНС напоминает об изменениях по налогу на имущество организаций

С 1 января 2019 года вступают в силу законодательные изменения в порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций. Об этом напоминает ФНС на своем сайте.

Из объектов налогообложения исключается движимое имущество. Налог необходимо будет уплачивать только в отношении недвижимости, в том числе переданной во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенной в совместную деятельность или полученной по концессионному соглашению, учитываемой на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ).

С 1,9 до 2,2% увеличиваются (пп. 1, 3 ст. 380 НК РФ) предельные налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

К 70 субъектам РФ, в которых в соответствии с региональными законами действует порядок налогообложения объектов недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости, добавятся ещё четыре: Чувашская Республика – Чувашия, Иркутская, Курская, Смоленская области. Соответствующие перечни объектов недвижимости публикуются до 1 января 2019 года на сайте уполномоченных органов исполнительной власти регионов или на официальном сайте субъекта РФ.

Также в этих регионах меняется порядок применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы:

  • корректировка кадастровой стоимости из-за изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения (уточнения его площади, назначения и т.п.) будет учитываться при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • если кадастровая стоимость изменяется на основании установления рыночной стоимости объекта по решению комиссии при управлении Росреестра или суда, то сведения о ее вновь установленном значении, внесенные в ЕГРН, будут учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости.

К перечню организаций, освобождаемых от уплаты налога, дополнительно будут отнесены фонды, управляющие компании и их дочерние общества, признанные таковыми в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах. Организации, получившие статус участника проекта, освобождаются от уплаты налога в отношении имущества, учитываемого на балансе и расположенного на территории инновационного научно-технологического центра, в течение десяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем его постановки на учет (п. 28 ст. 381 НК РФ).

Начиная с отчетности за первый квартал 2019 года организациям необходимо будет представлять в инспекцию налоговые расчеты по новым формам. Они позволяют исчислить налог, если кадастровая стоимость объекта была изменена в течение налогового периода из-за корректировки его качественных и (или) количественных характеристик. Налоговая декларация и расчет авансовых платежей дополнены полем «Адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации». Оно заполняется для объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости, если у них отсутствуют кадастровый и условный номера, но есть адрес, присвоенный с указанием муниципального деления.

Читайте так же:  Договор проживания в хостеле

Для централизации представления налоговых расчетов можно воспользоваться разъяснениями ФНС России от 21.11.2018 № БС-4-21/22551@ «О рекомендациях по вопросам представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций, начиная с налогового периода 2019 года».

Изменения также могут произойти на региональном уровне, так как органы государственной власти субъектов РФ имеют полномочия устанавливать ставки и льготы по налогу, особенности уплаты авансовых платежей, а также утверждать результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Подробную информацию можно получить с помощью «Справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам».

Московские власти передумали и все-таки снизят ставку по налогу на имущество

Правительство Москвы готово пойти навстречу предпринимателям и поддержать их, установив льготную ставку налога на имущество. Об этом пишет газета «Ведомости».

Ранее сообщалось, что власти не будут продлевать льготную ставку в 1,5% и с января 2019 года она вырастет до 2%. Однако московское правительство передумало.

Пока речь идет о ставке в 1,6%, говорит знакомый с ходом обсуждения региональный чиновник. Однако окончательное решение будет принято уже в 2019 году, т.е. изменять ставку будут задним числом.

Кадастровая стоимость недвижимости не уменьшается на НДС

ФНС в письме № БС-4-21/22415@ от 19.11.2018 рассмотрела обращение о применении кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций и выделении НДС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

При исчислении налога уменьшение налоговой базы по налогу на величину НДС Налоговым кодексом не предусмотрено.

В случае установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда такая кадастровая стоимость отражается в ЕГРН и используется для целей налогообложения.

Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Определении от 15.02.2018 № 5-КГ17-258, само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимости в целях дальнейшей его эксплуатации без реализации этого имущества не создает объекта налогообложения НДС.

Московский бизнес будет платить налог на имущество по максимальной ставке

Налог на имущество организаций в Москве вырастет в 2019 году с 1,5% до 2%. Об этом «Известиям» рассказали в столичном департаменте экономической политики и развития. В ведомстве отметили, что повышение произойдет в соответствии с федеральным законодательством. Ранее представители бизнеса обращались к мэру Сергею Собянину с просьбой сохранить ставку на уровне 1,5%, из-за того, что с 1 января НДС вырастет до 20%. Эксперты предупреждают, что издержки компаний могут ударить по кошелькам потребителей и зарплатам сотрудников предприятий.

Региональные власти вправе самостоятельно устанавливать ставку налога на имущество, который рассчитывается от кадастровой стоимости. Если они этого не делают, то применяется ставка, указанная в Налоговом кодексе — 2%. В Москве этот налог рос постепенно: от 0,9% в 2014 году до 1,5% в 2018-м. На 2019 год ставка не установлена, поэтому применяться будет федеральная.

В столичном департаменте экономической политики и развития Москвы утверждают, что речь идет не о повышении, а о выходе на уровень, изначально установленный федеральным законодательством. Более того, чиновники считают, что налоговая нагрузка на бизнес в 2019 году снизится, поскольку не будет взиматься налог на движимое имущество. Кроме того, кадастровая стоимость объектов, вступающая в силу с 2019 года, в целом не изменилась по сравнению с предыдущей оценкой, а для большого количества объектов, у которых функционал остался прежним, даже снизилась в среднем на 16%. О том, что она изначально была завышена и владельцам пришлось оспаривать стоимость, власти предпочитают не вспоминать.

Предствители бизнеса просили Собянина не повышать ставку, поскольку владельцы коммерческой недвижимости поднимут арендную плату. А платить за это придется малому и среднему бизнесу, в основном и являющемуся арендатором площадей. Бизнес, в свою очередь, повысит цены и пострадает в результате, как всегда, конечный потребитель. Однако власти Москвы эту просьбу проигнорировали.

Где налог для ИП был выше, чем для юрлиц. Но справедливость восторжествовала

В 2018 году к бизнес-омбудсмену Свердловской области Елене Артюх стали обращаться индивидуальные предприниматели с жалобами на несопоставимые по сравнению с юрлицами условия налогообложения нежилых помещений, расположенных в одном из торговых центров в Екатеринбурге.

Этот ТЦ включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, с 2015 года.

Для юрлиц установлена следующая налоговая ставка: 1 % – в 2015 году, 1,5 % – в 2016 году, 2 % – в 2017 и последующих годах.

Для физлиц (ИП) по этим объектам в городе Екатеринбурге ставка отдельно не была определена, следовательно, автоматически применялась установленная налоговым кодексом ставка в 2 %, начиная с 2015 года.

ИП – владельцы помещений даже не догадывались о такой дискриминации, потому что налоговые уведомления и квитанции на уплату налога по ставке 2 % за 3 года (с 2015 по 2017 годы) они начали получать только в 2018 году.

Бизнес-омбудсмен, полагая, что в Екатеринбурге были созданы неравные конкурентные условия для ИП по сравнению с организациями, дважды направлял в Екатеринбургскую городскую Думу и Администрацию города мотивированные предложения о внесении соответствующих изменений в муниципальный правовой акт, которым установлены ставки налога на имущество физлиц, а именно: установить их для объектов, включенных в Перечень, в размерах, аналогичных ставкам налога на имущество организаций.

Кроме того, Свердловским УФАС было выдано соответствующее предупреждение Екатеринбургской городской Думе.

В итоге 27 ноября 2018 года Екатеринбургской городской Думой принято решение, в соответствии с которым ставка налога на имущество физлиц в отношении объектов недвижимости, включенных в Перечень, устанавливается в размере, аналогичном ставкам налога на имущество организаций, а именно, в 2015 году – 1 %, в 2016 году – 1,5 %, в 2017 году и последующих годах – 2 %.

После 15 декабря 2018 года будет произведен массовый перерасчет соответствующих начислений налога на имущество физлиц. Если налогоплательщики уже успели заплатить по повышенной ставке, то они праве заявить в налоговый орган о возврате переплаты или зачете в счет будущих платежей.

Как считать налог на имущество по ОС при применении инвестиционного налогового вычета

С 01.01.2018 налогоплательщикам предоставлено право уменьшить суммы налога на прибыль, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, на инвестиционный налоговый вычет.

Инвестиционный налоговый вычет применяется к объектам ОС, относящимся к третьей — седьмой амортизационным группам, по месту нахождения организации ее обособленных подразделений.

Инвестиционный налоговый вычет применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором введен в эксплуатацию объект ОС либо изменена первоначальная стоимость объекта ОС, и за последующие налоговые (отчетные) периоды.

При этом объекты ОС в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в соответствии со статьей 286.1 НК, не подлежат амортизации.

Между тем при расчете налога на имущество организаций учитывается стоимость ОС по данным бухгалтерского учета.

Таким образом нормы, предусмотренные главой 25 НК, при исчислении налога на имущество организаций не применяются.

Такие разъяснения дает Минфин в письме № 03-03-07/81965 от 14.11.2018.

Московский бизнес до сих пор ждет решения властей о ставке налога на имущество

Бизнес ждет от правительства Москвы решения о ставке налога на имущество на 2019 г. — с начала октября деловые сообщества направили мэру Сергею Собянину несколько писем, что из-за налоговой неопределенности компании не могут планировать расходы на 2019 г. и опасаются их резкого роста. О сложившейся ситуации пишет газета «Ведомости».

Регионы сами устанавливают ставку налога на имущество, она не может превышать 2% для объектов, налоговой базой по которым служит кадастровая стоимость. Ставка на недвижимость в Москве повышалась постепенно: с 0,9% в 2014 г. до 1,5% в 2018 г. Если регион не определяет ставку, налог взимается по максимально возможной. Из-за этого и переживает московский бизнес: ставка может вырасти почти на треть. По данным Федерального казначейства, в 2017 г. Москва собрала 132,9 млрд руб. налога на имущество компаний (7,8% всех налогов), за девять месяцев 2018 г. — 107,4 млрд.

Президент РСПП Александр Шохин в письме к Собянину, отправленном во вторник, пишет, что, если налоговая нагрузка резко вырастет, это ухудшит положение не только владельцев недвижимости, но и арендаторов, т. е. в основном малого и среднего бизнеса. Это приведет к подорожанию их продукции, указано в похожем письме президента «Опоры России» Александра Калинина. А значит вырастут расходы у конечного потребителя этой продукции, т.е. вырастут цены.

Информации нет, ставка обсуждается, говорит представитель департамента экономической политики и развития города Москвы. Представитель мэра в среду вечером на запрос не ответил.

Бизнес привык, что Москва заранее и четко указывала ставку, рассказывает владелец автомоечного комплекса с кафе: «За 2018 г. мы заплатили 2 млн руб. налогов на имущество, а в 2019 г., если ставка будет максимальной, это будет нам стоить еще более 700 000 руб.».

Для малого бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения (УСН), три года назад налога на имущество не существовало вовсе, напоминает президент группы компаний «Диана» (сеть химчисток-прачечных) Дмитрий Несветов. С точки зрения налоговой политики режим УСН как раз должен был частично освободить от основной налоговой нагрузки — налога на прибыль, НДС и налога на имущество. Но бизнес не только начал его платить, но платит все больше и больше из-за постоянного роста ставки, сетует он.

В среду вечером Мосгордума приняла поправки в закон Москвы о налоге на имущество организаций, однако никаких изменений в части налоговых ставок в принятом документе нет.

С 2019 года вводятся новые льготы по имущественным налогам для граждан и организаций

Официально опубликованы федеральные законы, устанавливающие с 2019 года новые льготы по имущественным налогам, сообщает пресс-служба ФНС РФ.

Так, к перечню лиц, освобождаемых от уплаты налога на имущество организаций, Федеральный закон от 30.10.2018 № 373-ФЗ отнёс фонды, управляющие компании и их дочерние общества, признанные таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ об инновационных научно-технологических центрах. Кроме того, организации, получившие статус участника проекта, освобождаются от уплаты этого налога в отношении имущества, учитываемого на балансе и расположенного на территории инновационного научно-технологического центра, в течение десяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем его постановки на учет.

Также этот закон с 2019 года освобождает организации, признаваемые фондами в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах, от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, входящих в состав территории таких центров.

С 2019 года для лиц предпенсионного возраста, соответствующих определенным законодательством РФ условиям, необходимым для назначения пенсии на 31.12.2018 г., Федеральный закон от 30.10.2018 № 378-ФЗ вводит налоговые льготы. Эти лица будут иметь право на льготы по земельному налогу в виде вычета на величину кадастровой стоимости 6 соток одного земельного участка (ст. 391 НК РФ), а также по налогу на имущество физлиц в виде освобождения от уплаты налога по одному объекту определённого вида (ст. 407 НК РФ).

Если недвижимость компании не включена в Перечень, она облагается налогом по средней стоимости

Согласно пункту 2 статьи 375 НК налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК.

Особенности такого налогообложения устанавливаются закона субъектов РФ. При этом в субъекте обязательно должен быть утвержден перечень объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости.

Объект недвижимого имущества, не включенный в Перечень на 2018 год, подлежит налогообложению налогом в налоговом периоде 2018 года исходя из среднегодовой стоимости.

Такое разъяснение дает ФНС в письме № БС-4-21/21842 от 09.11.2018.

ВС РФ высказался о разукрупнении основных средств

Немало судебных баталий возникает по учету операций, касающихся разукрупнения (дробления) объектов основных средств. Арбитражные споры, в конечном итоге, сводились к неправомерному признанию расходов в виде амортизации по «раздробленным» объектам. Теперь высшие судьи высказались в отношении применения льготы по налогу на имущество по таким объектам (Определение ВС РФ от 24.09.2018 №307-КГ18-14515). Об этом расскали эксперты «РосКо — Консалтинг и аудит» в блоге компании.

Порядок учета операций по разукрупнению объектов основных средств не прописан в налоговом законодательстве, что дает простор фантазии для налоговых претензий.Так, в одном случае налоговый орган настаивал на неправомерности учета отдельных объектов в составе единого объекта основного средства (например, стрелочные переводы, по мнению налоговой инспекции, должны учитываться отдельно от объекта основного средства «Рельсовый путь железной дороги»).В другом деле налоговый орган посчитал, что налогоплательщик необоснованно разукрупнил объект основного средства, в то время как такой объект должен отражаться как единый комплекс.

Вынесенные по подобным спорам судебные вердикты противоречивы.

Пример
Компания при принятии к учету ошибочно учла объект «Блочная кустовая насосная станция», состоящий из объектов с различным сроком полезного использования, как единый объект основных средств под одним инвентарным номером. Впоследствии организацией было принято решение о разукрупнении данного объекта. Каждому объекту основного средства был определен свой инвентаризационный номер и амортизационная группа. Однако такое решение вызвало претензии со стороны налоговых органов при проведении выездной проверки. Налоговики пришли к выводу, что принятый к учету объект является одним зданием и должен учитываться как единый объект основных средств по 7-й амортизационной группе, в связи с чем, налоговым органом был произведен перерасчет амортизационных отчислений по данному объекту и доначислены налог на прибыль, а также соответствующие пени и штраф.

Однако судьи не поддержали налоговиков по следующим основаниям. Положения налогового и бухгалтерского законодательства предусматривают исправление налогоплательщиками ранее допущенных ошибок (п.1 ст.54 НК РФ, п.11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 22.07.2003 г. № 67н и п. 80 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 г. №34н).Из письма Минфина России от 20.02.2007 г. №03-03-06/1/102 также следует, что если организация приняла решение о разукрупнении основных средств, ранее числящихся как единый инвентарный номер, организация должна внести корректировки в бухгалтерский и налоговый учет.

Читайте так же:  Лицензия нефтедобычи

И с учетом анализа норм п.1 ст.11, 256, 258 НК РФ, п. 6 ПБУ №6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 г. №26н), суд сделал вывод, что при отнесении имущества к той или иной амортизационной группе для целей налогообложения прибыли, налогоплательщик должен руководствоваться Классификацией основных средств, предусмотренной ст.258 НК РФ и постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 и если в составе одного крупного объекта имеются несколько частей с разным сроком полезного использования, то каждая из таких частей признается отдельным объектом амортизируемого имущества. Объекты основных средств, входящие в состав имущественного комплекса основного средства, поименованы в Приложении №1 к акту приемки законченного строительства (типовая межотраслевая форма КС-11) и относятся к разным амортизационным группам. С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что амортизацию следует исчислять по отдельным объектам основных средств, для каждой из которой установлена самостоятельная амортизационная группа.

Таким образом, в данном деле судьи признали правомерным решение компании о разукрупнении объекта основного средства (Постановление ФАС Московского округа от 14.05.2014 г. №А40-127428/10).

Тем не менее, налоговикам удавалась выигрывать споры, связанные с дроблением объекта основного средства.

ФНС: налог на имущество организаций — 2019

С 1 января 2019 года Федеральными законами от 03.08.2018 N 334-ФЗ, от 03.08.2018 N 302-ФЗ и от 03.08.2018 N 297-ФЗ внесен ряд изменений в порядок налогообложения имущества организаций. О нововведениях в главе 30 НК РФ мы и расскажем.

С 1 января 2019 года Федеральными законами от 03.08.2018 N 334-ФЗ , от 03.08.2018 N 302-ФЗ и от 03.08.2018 N 297-ФЗ внесен ряд изменений в порядок налогообложения имущества организаций. О нововведениях в главе 30 НК РФ мы и расскажем.

Налогообложение движимого имущества организаций

В настоящее время объектом обложения налогом на имущество для российских организаций по общему правилу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета ( п. 1 ст. 374 НК РФ). Налогообложение движимого имущества регламентируется п. 25 ст. 381 , п. 3.3 ст. 380 , ст. 381.1 НК РФ и региональными законами о налоге на имущество организаций.

В результате применения перечисленных норм в разных регионах России налогообложение движимого имущества осуществляется не единообразно: в некоторых субъектах Российской Федерации от налога на движимое имущество вообще отказались, в отдельных регионах для движимого имущества установлена пониженная ставка (менее 1,1%). Как следствие, в целом по стране одни организации уплачивают налог на движимое имущество, другие от него освобождены, а третьи применяют льготную ставку.

С 2019 года налог на движимое имущество (транспортные средства, станки, оборудование и др.), называемый налогом на модернизацию производства, отменен.

Понятие «движимое имущество»

Налоговый кодекс РФ не содержит определения понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество».

Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Поэтому при отнесении объекта к движимому или недвижимому имуществу в целях применения положений главы 30 НК РФ необходимо учитывать нормы гражданского законодательства.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.

В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам также относятся жилые и нежилые помещения и предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН).

Таким образом, правовые основания для определения вида объектов имущества (движимое или недвижимое) должны устанавливаться в соответствии с вышеперечисленными нормами гражданского законодательства об условиях признания вещи движимым или недвижимым имуществом.

В частности, для подтверждения наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости налоговым органам целесообразно устанавливать следующие обстоятельства:

— наличие записи об объекте в ЕГРН;

— при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (например, для объектов капитального строительства: наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках).

Дополнительно в ходе налоговой проверки отчетности по налогу на имущество организаций налоговыми органами (при наличии предусмотренных НК РФ оснований) могут проводиться осмотры, назначаться экспертизы, привлекаться специалисты, истребоваться документы (информация). Такие разъяснения даны в Письме ФНС России от 02.08.2018 N БС-4-21/14968@.

Итак, движимое имущество — это имущество, критерии и характеристики которого не позволяют его классифицировать как недвижимость.

Налогообложение движимого имущества до 1 января 2019 года

Изменения в главе 30 НК РФ в отношении налогообложения движимого имущества за последние годы происходили неоднократно.

С 01.01.2013 по 31.12.2014 движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций ( подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 3 ст. 1 , ст. 3 Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ).

С 01.01.2015 по 31.12.2017 движимое имущество признано льготируемым, а не исключенным из объектов налогообложения. На всей территории России действовала федеральная льгота в виде освобождения от уплаты налога в отношении движимого имущества, относящегося к амортизационным группам с 3-й по 10-ю , поставленного на учет в качестве объектов основных средств начиная с 01.01.2013 (кроме объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также полученных от взаимозависимых лиц, признаваемых таковыми согласно п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Данное исключение с 01.01.2017 не распространялось на железнодорожный подвижной состав, произведенный начиная с 01.01.2013 ( п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 57 ст. 1 , п. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. «б» п. 4 ст. 2 , п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2016 N 475-ФЗ).

С 01.01.2018 по 31.12.2018 согласно п. 1 ст. 381.1 НК РФ льгота по налогу на движимое имущество, установленная п. 25 ст. 381 НК РФ, действует на территории конкретного региона только в случае принятия соответствующего закона субъектом РФ ( п. 58 ст. 2 , п. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ).

Пунктом 3.3 ст. 380 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1% ( п. 69 ст. 2 , п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Поэтому если субъектом РФ не принят закон об установлении налоговой льготы по движимому имуществу в 2018 году, то организации должны платить налог со стоимости движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, в текущем году по ставке не выше 1,1% ( п. 3.3 ст. 380 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.04.2018 N 03-05-06-04/28685). В частности, в Пензенской области такая ставка составляет 0,55% (Закон Пензенской области от 20.12.2017 N 3127-ЗПО «О внесении изменения в статью 2.4 Закона Пензенской области «Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций»), в Крыму и Севастополе — 1% ( п. 5 ст. 380 НК РФ, п. 1 ст. 4 Закона Республики Крым от 19.11.2014 N 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций», п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от 26.11.2014 N 80-ЗС «О налоге на имущество организаций»). Если же субъект РФ на 2018 год не принял закон о применении федеральной налоговой льготы по движимому имуществу и не снизил налоговые ставки, то такое имущество облагается налогом по предельной ставке в 1,1% ( Письмо Минфина России от 19.12.2017 N 03-05-05-01/84676).

Получить подробную информацию о ставках и льготах по налогу на имущество организаций в различных субъектах РФ можно на сайте ФНС России с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

Обратите внимание! Региональная льгота в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, может быть предусмотрена в отношении объектов движимого имущества, относящихся к 3 — 10-й амортизационным группам , поскольку объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, не признаются объектами налогообложения в период с 01.01.2015 по 31.12.2018 ( подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 55 ст. 1 , п. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. «в» п. 19 ст. 2 , п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ).

Кроме того, в 2018 году в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения ( п. 2 ст. 381.1 НК РФ, подп. «б» п. 70 ст. 2 , п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

Отчетность по движимому имуществу до 01.01.2019

До 01.01.2019 в налоговой декларации по налогу на имущество организаций и в налоговом расчете по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, формы которых утверждены Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ ( п. 1 ст. 80 , п. 1 ст. 373 , подп. 8 п. 4 ст. 374 , п. 25 ст. 381 , ст. 386 НК РФ):

— не нужно отражать объекты основных средств (в том числе объекты движимого имущества), включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, поскольку они не признаются объектами налогообложения ( подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ);

— необходимо показывать движимое имущество, указанное в п. 25 ст. 381 НК РФ, как льготируемое, несмотря на его освобождение от уплаты налога.

В этом случае в разделе 2 декларации (расчета), где указываются данные для расчета среднегодовой стоимости имущества за налоговый (отчетный) период, в строках 020 — 140 в графе 4 (в строках 020 — 110 в графе 4 расчета) проставляется остаточная стоимость льготируемого движимого имущества. Кроме того, такое льготируемое движимое имущество нужно включить в строку 270 раздела 2 декларации (в строку 210 раздела 2 расчета), в которой отражается остаточная стоимость всех учтенных на балансе основных средств по состоянию на 31 декабря налогового периода (на первое число месяца, следующего за отчетным периодом), за исключением остаточной стоимости имущества, не облагаемого налогом по подп. 1 — 7 п. 4 ст. 374 НК РФ. По строке 040 раздела 3 декларации и расчета, а также по строке 160 раздела 2 декларации ( строке 130 раздела 2 расчета), где приводится расчет суммы налога (авансового платежа), нужно указать в первой части этого показателя код льготы 2010257 для движимого имущества, принятого к учету с 1 января 2013 г., по п. 25 ст. 381 НК РФ, а во второй части проставляются прочерки ( подп. 3 , 5 , 16 п. 5.3 , подп. 7 п. 7.2 Порядка заполнения налоговой декларации, подп. 3 , 5 , 13 п. 5.3 , подп. 7 п. 7.2 Порядка заполнения расчета, утвержденных Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@).

Налогообложение движимого имущества с 1 января 2019 года

С 01.01.2019 все движимое имущество (независимо от амортизационной группы, даты его постановки на учет, от способа или источника поступления) исключено из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций ( п. 1 и подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 19 ст. 2 , п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, далее — Закон N 302-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2018 N БС-4-21/15191@). Пункт 3.3 ст. 380 , п. 25 ст. 381 , п. 2 ст. 381.1 НК РФ признаны утратившими силу, словосочетание «движимое имущество» удалено из главы 30 НК РФ, а упоминание п. 25 ст. 381 НК РФ исключено из положений п. 1 ст. 381.1 НК РФ ( пп. 21 , 22 , 23 ст. 2 , п. 2 ст. 4 Закона N 302-ФЗ).

Таким образом, Законом N 302-ФЗ из главы 30 НК РФ удалены все упоминания о налоговой льготе (дополнительных региональных льготах) по движимому имуществу, о ставках налога по движимому имуществу, ранее указанному в п. 25 ст. 381 НК РФ, но не освобожденному от налогообложения. В результате с указанной даты прекращают свое действие льготы по движимому имуществу, установленные в субъектах Российской Федерации. С 2019 года организации во всех регионах страны будут платить налог на имущество только со стоимости объектов недвижимости.

Пример. На балансе компании «Альфа», являющейся плательщиком налога на имущество организаций, в составе основных средств числится только движимое имущество. Так как движимое имущество организации с 01.01.2019 не будет признаваться объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии с положениями Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, то компания «Альфа» не будет в 2019 году признаваться плательщиком налога на имущество организаций.

Начиная с налогового периода 2019 года у компании «Альфа» не будет обязанности представлять налоговые декларации и налоговые расчеты по налогу на имущество организаций, так как указанная налоговая отчетность представляется только плательщиками этого налога ( п. 1 ст. 80 , п. 1 ст. 386 НК РФ).

Читайте так же:  Эстоппель судебная практика

Как отмечено в Письме Минфина России от 24.08.2018 N 03-01-11/60353, в целях создания стимулов для ускоренного внедрения и развития технологий отечественной промышленности, обновления активной части основных фондов организаций 3 августа 2018 года принят Федеральный закон N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий, в частности, исключение с 1 января 2019 года из объектов обложения налогом на имущество организаций движимого имущества, в том числе машин, оборудования, станков, транспортных средств, техники для производства, хранения и реализации продукции и другого движимого имущества. Кроме того, отмена налога на все движимое имущество является мерой по снижению налоговой нагрузки на организации.

Порядок формирования налоговой базы по налогу на имущество

и представления налоговой отчетности

В настоящее время налоговая база по налогу на имущество организаций формируется отдельно в отношении ( п. 1 ст. 376 НК РФ в ред., действующей до 01.01.2019):

— имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

— имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

— каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;

— имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;

— имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;

— имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

В связи с этим сейчас налоговые декларации по налогу на имущество организаций (налоговые расчеты по авансовому платежу) нужно представлять в налоговые органы по истечении каждого налогового (отчетного) периода ( п. 1 ст. 386 НК РФ в ред., действующей до 01.01.2019):

— по местонахождению организации;

— по местонахождению каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

— по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога);

— по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.

С 01.01.2019 налоговая база по налогу на имущество организаций будет определяться отдельно в отношении ( п. 1 ст. 376 НК РФ, п. 20 ст. 2 , п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2018 N БС-4-21/15191@):

— каждого объекта недвижимого имущества организации;

— имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В связи с этим налогоплательщики обязаны будут по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию ( абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ, п. 24 ст. 2 , п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ).

Налогообложение движимого имущества

Объекты движимого имущества

любое движимое имущество (независимо от амортизационной группы, даты его постановки на учет, от способа или источника поступления)

исключено из объектов налогообложения; исключены упоминания о налоговой льготе (дополнительных региональных льготах) по движимому имуществу, о ставках налога по движимому имуществу, ранее указанному в п. 25 ст. 381 НК РФ, но не освобожденному от налогообложения

с 01.01.2018 по 31.12.2018

движимое имущество с 3-й по 10-ю амортизационные группы , поставленное на учет в качестве объектов основных средств начиная с 01.01.2013 (кроме принятого на учет в результате реорганизации/ликвидации юридических лиц и полученного от взаимозависимых лиц. Это исключение с 01.01.2017 не распространяется на железнодорожный подвижной состав, произведенный начиная с 01.01.2013)

льготируемое имущество (региональная льгота в виде освобождения от уплаты налога)

п. 25 ст. 381 , п. 3.3 ст. 380 , ст. 381.1 НК РФ, п. 58 ст. 2 , п. 5 ст. 13 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, п. 69 ст. 2 , п. 4 ст. 9 Закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, законы субъектов РФ о налоге на имущество организаций

с 01.01.2018 по 31.12.2018

движимое имущество, указанное в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущество, отнесенное законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования

дополнительные региональные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налогообложения

п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 2 ст. 381.1 НК РФ, подп. «б» п. 70 ст. 2 , п. 4 ст. 9 Закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, законы субъектов РФ о налоге на имущество организаций

с 01.01.2015 по 31.12.2017

движимое имущество с 3-й по 10-ю амортизационные группы , поставленное на учет в качестве объектов основных средств начиная с 01.01.2013 (кроме принятого на учет в результате реорганизации/ликвидации юридических лиц и полученного от взаимозависимых лиц. Это исключение с 01.01.2017 не распространяется на железнодорожный подвижной состав, произведенный начиная с 01.01.2013)

льготируемое имущество (федеральная льгота в виде освобождения от уплаты налога)

п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 57 ст. 1 , п. 5 ст. 9 Закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. «б» п. 4 ст. 2 , п. 1 ст. 4 Закона от 28.12.2016 N 475-ФЗ

с 01.01.2015 по 31.12.2018

объекты основных средств (в т.ч. движимое имущество) 1-й и 2-й амортизационных групп согласно Классификации основных средств (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1)

не признаются объектом налогообложения

подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 55 ст. 1 , п. 5 ст. 9 Закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. «в» п. 19 ст. 2 , п. 2 ст. 4 Закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ

с 01.01.2013 по 31.12.2014

движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств

не признавалось объектом налогообложения

подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 3 ст. 1 , ст. 3 Закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ

все движимое имущество

пп. 1 , 4 ст. 374 НК РФ (в редакциях, действовавших в тот период)

Представление информации об установлении, изменении

и прекращении действия региональных налогов

Налог на имущество является региональным налогом и зачисляется в полном объеме в бюджет субъекта Российской Федерации ( п. 1 ст. 14 НК РФ, п. 1 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ).

С 01.01.2019 информация об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов, указанная в п. 1 ст. 16 НК РФ, должна представляться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в территориальный орган ФНС России по соответствующему субъекту РФ (в УФНС) в электронной форме. Форма, формат и порядок направления указанной информации в электронной форме должны быть утверждены ФНС России ( пп. 1 , 2 ст. 16 НК РФ, п. 1 ст. 1 , п. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2018 N БС-4-21/15191@).

До указанной даты в ст. 16 НК РФ не была оговорена форма представления такой информации.

Применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы

Нововведение, внесенное в главу 30 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ (далее — Закон N 334-ФЗ), касается расчета налога на имущество организаций — в отношении объектов, с которых налог считается по кадастровой стоимости ( п. 15 ст. 378.2 , п. 5.1 ст. 382 НК РФ, пп. 2 , 3 ст. 2 , п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ).

В настоящее время изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением двух оснований для пересмотра кадастровой стоимости объекта, установленных п. 15 ст. 378.2 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2019:

1) вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости. Такое изменение учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость ( абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в ред. до 01.01.2019);

2) по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Тогда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания ( абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в ред. до 01.01.2019).

Законом N 334-ФЗ упорядочена процедура пересчета налога на имущество организаций при изменении кадастровой стоимости объекта, увеличено число оснований для изменения кадастровой стоимости объекта и введены единые правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимого имущества организаций начиная с налогового периода 2019 года ( п. 2 ст. 375 , п. 15 ст. 378.2 НК РФ, пп. 1 , 2 ст. 2 , п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ):

1) применяется кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода с учетом следующих нижеприведенных особенностей:

1.1) установлено, что изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;

1.2) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;

1.3) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Положения новой редакции п. 15 ст. 378.2 , устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года ( п. 2 ст. 2 , п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2018 N БС-4-21/15191@).

Кроме того, начиная с налогового периода 2019 года в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в ст. 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, установленном п. 5 ст. 382 НК РФ (новый п. 5.1 ст. 382 НК РФ, п. 3 ст. 2 , п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ).

Это значит, что, если изменятся качественные или количественные характеристики объекта налогообложения (например, площадь или назначение), налог на имущество организаций нужно рассчитать по новой кадастровой стоимости со дня внесения новых сведений об объекте в ЕГРН. По старой оценке надо будет определить сумму за полные месяцы с начала года до изменения, по новой оценке — после изменения и до конца года.

Налог на имущество организаций в подобной ситуации нужно рассчитать следующим образом: (кадастровая стоимость до изменения, умноженная на ставку налога и на количество полных месяцев за период с начала года до внесения в ЕГРН изменений, деленная на 12 месяцев) плюс (кадастровая стоимость после изменения, умноженная на ставку налога и на количество полных месяцев за период с даты внесения в ЕГРН изменений до конца года, деленная на 12 месяцев). При этом количество полных месяцев за период с начала года до внесения в ЕГРН изменений и количество полных месяцев за период с даты внесения в ЕГРН изменений до конца года определяется по правилам п. 5 ст. 382 НК РФ ( п. 5.1 ст. 382 НК РФ, п. 3 ст. 2 , п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ).

Как видно из таблицы 2 , для целей налогообложения объектов недвижимости будут применяться только сведения об изменении кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. Если кадастровая стоимость изменится в результате обжалования или исправления ошибки, можно будет пересчитать налог на имущество организаций за предыдущие налоговые периоды, когда для его расчета применялась ошибочная (оспоренная) кадастровая стоимость (а не с года подачи заявления об оспаривании, как сейчас). В настоящее время главой 30 НК РФ не предусмотрена возможность распространения оспоренных результатов кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта недвижимости) на прошедшие налоговые периоды, что приводит к необходимости уплаты налога на имущество организаций за эти периоды по необоснованной (ошибочной, не соответствующей рыночной стоимости) кадастровой стоимости и усложняет процесс оспаривания кадастровой стоимости налогоплательщиками.

Причины изменения кадастровой стоимости для пересчета налога