Можно ли премировать госслужащего имеющего дисциплинарное взыскание

Рубрики Статьи

Можно ли премировать госслужащего имеющего дисциплинарное взыскание

Лишение премии работника, как правило, вызывает его недовольство, особенно в случае, когда в организации не приняты локальные нормативные акты, четко устанавливающие критерии премирования, и выдача или удержание данных сумм производится лишь по решению работодателя. Если дело касается крупных сумм, возможны и судебные разбирательства. Рассмотрим на практических примерах, в каких случаях правомерно лишение работников премии, а в когда действия работодателя могут быть признаны незаконными.

Несмотря на то что депремирование не указано в ст. 192 ТК РФ в качестве меры дисциплинарного взыскания, одновременное применение в отношении работника взыскания в виде замечания или выговора и лишение премии могут быть признаны судом незаконными. Вместе с тем недостаточно четкое регулирование данного вопроса законодательством может привести к противоположному решению суда.

Очень часто работодатели лишают премии работника в связи с совершением последним дисциплинарного проступка (например, за нарушение правил внутреннего трудового распорядка, как то: опоздание на работу, прогул, несоблюдение принятого в компании дресс-кода и т. д.). Однако не всегда данные действия будут правомерны.

Статья 192 ТК РФ указывает в качестве меры дисциплинарного взыскания замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. При этом указано, что не допускается применение двух дисциплинарных взысканий за одно нарушение. Так, нельзя за прогул наложить выговор на работника и уволить его за то же самое дисциплинарное нарушение.

Казалось бы, раз в указанной статье отсутствует депремирование в качестве меры взыскания, можно одновременно применить к работнику замечание или выговор и лишить премии. Однако судебная практика свидетельствует об обратном.

Байкитским районным судом Красноярского края по делу № 2-10/2010 вынесено решение, где сказано, что Т. обратилась в суд, предъявив иск муниципальному управлению, указав, что работала в должности старшего администратора, была переведена на должность кассира и, исполняя обязанности по новой должности, допустила ошибку, которая, как установлено в судебном заседании, не повлекла тяжких последствий для учреждения и была устранена самой истицей. Тем не менее работодателем был издан приказ «О применении дисциплинарного взыскания и депремировании» в отношении истицы.

Суд, рассмотрев материалы дела, пришел к следующим выводам. В соответствии с ч. 5 ст. 193 ТК РФ за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Согласно приказу № 92-к от 10.12.2009 основанием применения дисциплинарного взыскания в виде замечания явилось неисполнение Т., как бухгалтером-кассиром МУ, своих трудовых обязанностей, выразившееся в том, что 07.10.2009 она произвела начисление и взимание платы за капитальный ремонт общего имущества с жильцов многоквартирного дома, не принявших решение о внесении платы за это.

Одновременно пунктом 2 приказа решено депремировать (не представлять к начислению ежемесячной премии за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности) в текущем учетном периоде Т., бухгалтера-кассира, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Таким образом, при решении вопроса о депремировании истицы работодатель основывался на нарушении — ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, за которое ей уже было объявлено замечание. При таких обстоятельствах суд считает депремирование истицы также отдельной мерой дисциплинарного взыскания, которое в нарушение требований части пятой статьи 193 ТК РФ незаконно применено к истице.

Приказ № 92-к от 10.12.2009 «О применении дисциплинарного взыскания и депремировании» в отношении Т. был признан незаконным, дисциплинарное взыскание — подлежащим отмене. В пользу истицы взыскана недоначисленная ежемесячная премия, недоначисленная премия по итогам работы за год и компенсация морального вреда.

Противоположное решение принято Норильским городским судом Красноярского края от 02.12.2009. Ц. обратился в суд с требованиями к ОАО «ГМК Норильский никель» о восстановлении на работе и признании незаконным приказа о депремировании. Известно, что истец 23.09.2009 не вышел на работу в ночную смену в связи с тем, что ему необходимо было явиться в суд по повестке 24.09.2009. Ц. предупредил нарядчика, чтобы она искала замену, а также узнал из разговора с другим работником, что начальник цеха разрешил не выходить истцу в смену. Ц. считал свой невыход на работу обоснованным, поскольку все были предупреждены. Однако оправдательных документов Ц. не представил. 19.10.2009 прекращено действие трудового договора по пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — за прогул. Кроме того, согласно приказу от 19.10.2009 за нарушение трудовой дисциплины, выразившееся в совершении прогула 24.09.2009, Ц. премию по итогам работы сентября 2009 года не формировать. С приказом Ц. ознакомлен 19.10.2009.

Суд, рассмотрев материалы дела, пришел к выводу, что невыход на работу Ц. является прогулом. Необходимость явки Ц. в качестве истца в суд 24.09.2009 не является уважительной причиной отсутствия на работе, поскольку время присутствия в судебном заседании не совпадает с рабочим временем истца. Кроме того, он лишь устно предупредил распределителя работ о необходимости явки в суд, но не представил повестку. В связи с этим у работодателя имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности. Процедура увольнения Ц. ответчиком соблюдена: 09.10.2009 у истца истребовано объяснение, 19.10.2009 принято решение о депремировании Ц. и издан приказ об увольнении истца. Срок привлечения Ц. к дисциплинарной ответственности на момент издания приказа об увольнении работодателем соблюден.

Требование истца о признании незаконным приказа о депремировании от 19.10.2009 является производным от основного требования и удовлетворению также не подлежит. Согласно п. 4.2 Положения о премировании рабочих Норильской железной дороги в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения работником требований трудового договора, Правил внутреннего трудового распорядка, премия может быть не сформирована. В судебном заседании установлен факт нарушения Ц. Правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины, потому работодателем обоснованно было принято решение о депремировании истца.

Суд решил в удовлетворении исковых требований Ц. к ОАО «ГМК Норильский никель» о восстановлении на работе и признании незаконным приказа о депремировании отказать за необоснованностью.

Из указанного следует вывод, что наличие в локальных нормативных актах организации перечня оснований, при которых работник может быть лишен премии, предоставляет работодателю право применить к работнику дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям) и депремировать за то же дисциплинарное нарушение. Отсутствие в документах организации подобного перечня может привести к тому, что депремирование будет признано судом самостоятельным видом дисциплинарного взыскания, несмотря на его отсутствие в трудовом кодексе.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Согласно решению Сорского районного суда Республики Хакасия, Г. обратился в суд к ООО «С» с требованием отменить приказ о наложении дисциплинарного взыскания и депремировании. Установлено, что 28.02.2010 истец покинул рабочее место на 10 минут ранее окончания смены и находился в душевой, разрешения на уход с работы до окончания смены Г. бригадир Х. не давал. Тем самым Г. нарушил пункт 3.11 «Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме для работников ООО «С» и «Правила внутреннего и трудового распорядка», за что на Г. наложено дисциплинарное взыскание — выговор — и снижен размер премии за февраль 2010 г. на 20 %. Ранее к дисциплинарной ответственности в течение года Г. не привлекался, замечаний к нему по работе не было. Дополнительно свидетели пояснили, что мастер Х. только устно разрешил Г. уйти на 10 мин. раньше с работы.

В судебном заседании Г. пояснил, что за 30 минут до окончания смены ему позвонила жена, так как почувствовала себя плохо. Он, с согласия бригадира Х., покинул рабочее место на 10 минут раньше окончания смены. Уходя, встретил технического директора Д., которому пояснил причину ухода с работы раньше. Тем не менее Д. вызвал службу охраны для получения объяснений.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о незаконности наложения на истца дисциплинарного взыскания и, в частности, депремирования, поскольку не были учтены: тяжесть проступка (уход с работы на 10 минут раньше окончания смены); то, что указанным проступком не был причинен материальный либо иной ущерб предприятию; не наступили какие-либо тяжкие последствия. При назначении дисциплинарного наказания Г. не были учтены обстоятельства, при которых проступок был совершен; предшествующее поведение Г.; то, что нарушений производственной и трудовой дисциплины он не допускал; положительная производственная характеристика Г. по состоянию на декабрь 2009 г.; отношение Г. к труду; отсутствие дисциплинарных взысканий в период работы на предприятии; совершение проступка Г. впервые. То есть при назначении наказания работодателем не соблюден принцип соразмерности, справедливости, законности, гуманизма. При таких обстоятельствах распоряжение № 122 отменено.

Если в организации приняты локальные нормативные акты, устанавливающие порядок премирования работников (достижение определенных показателей, выполнение норм), депремирование может производиться лишь при наличии доказательств, подтверждающих, что данные нормы не выполнены или показатели не достигнуты.

Согласно решению Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13.05.2010, Е. работал в ОАО. Приказом ответчика он лишен премии по итогам работы за год. Суд, рассмотрев материалы дела, пришел к выводу, что решение работодателя незаконно и работнику должна быть начислена премия.
Согласно Положению об оплате труда и социальной защищенности работников, годовое вознаграждение производится дифференцированно, в зависимости от трудового вклада каждого работника. Основываясь на данном Положении, работодателем издан приказ о лишении отдельных работников премии по итогам года на 100 % за наличие дисциплинарных взысканий, нарушение стандартов обслуживания клиентов по методике оценки «***», на основании результатов служебных проверок (расследований), проведенных службой экономической безопасности. Приложением к названному приказу истцу установлен коэффициент премирования 0 %.

Читайте так же:  Договор залога квартиры по договору долевого участия

Суд обратил внимание на то, что Положением установлены следующие условия премирования работников: выполнение Обществом плана реализации *** в соответствии с бизнес-планом, утвержденным советом директоров Общества; выполнение бизнес-плана по прибыли по итогам года; выполнение плана мероприятий по снижению (сокращению) издержек обращения; выплата 100 % начисленных налогов (отсутствие по Обществу просроченной недоимки по налогам на конец года). Снижение премии до 100 % возможно при наличии у работников в течение отчетного года дисциплинарных взысканий, а также при невыполнении работником с начала текущего года дополнительных условий премирования, установленных структурному подразделению. Для отдела розничных продаж такими условиями являются развитие розничной сети, привлечение новых клиентов и увеличение объема потребления существующей клиентской базы, разработка конкурентоспособных предложений и системы поиска клиентов, снижение просроченной дебиторской задолженности по сравнению с предыдущим месяцем.

Анализируя содержание оспариваемого приказа, суд признал тождественными понятия «лишение премии» и «начисление премии с учетом коэффициента премирования 0 %». Согласно оспариваемому приказу, основаниями для депремирования являются исключительно наличие дисциплинарных взысканий, нарушение стандартов обслуживания клиентов по методике оценки «***», на основании результатов служебных проверок (расследований), проведенных службой экономической безопасности. Вместе с тем предусмотренных приказом обстоятельств для лишения премии в отношении истца не установлено. Оснований, исключающих выплату премии работнику, предусмотренных Положением, также не установлено.

В суд представлено ходатайство начальника отдела розничных продаж П. в адрес руководителя ответчика о непремировании Е. в связи с низкой исполнительской дисциплиной и с учетом трудового вклада. Однако доказательств невыполнения истцом дополнительных условий премирования, предусмотренных Приложением к Положению, ответчиком также не представлено. Из пояснения представителей ответчика в суд, в том числе П., следует, что каких-либо служебных проверок в связи с низкой исполнительской дисциплиной, недостаточным трудовым вкладом Е. не проводилось, объективного подтверждения названных обстоятельств не имеется.
Приказ, изданный работодателем, признан незаконным в части лишения премии истца.

Можно ли премировать госслужащего имеющего дисциплинарное взыскание

Е. обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по РС (Я) о взыскании премии за выполнение особо важных и сложных заданий за период с апреля по ноябрь 2014 г., за декабрь 2014 г., процентов за нарушение сроков выплаты премии и компенсации морального вреда.

Судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований было отказано. При этом суд пришел к выводу, что выплата премии государственному служащему является правом, а не обязанностью представителя нанимателя, и действующее законодательство не содержит императивных норм, исключающих премирование государственных служащих, имеющих неснятое дисциплинарное взыскание, оставляя принятие решения о премировании таких служащих на усмотрение представителя нанимателя.

Судебная коллегии с такими выводами суда не согласилась.

По материалам дела, истец был лишен премии за выполнение особо важных и сложных заданий за апрель 2014 г., а также за период с июля по декабрь 2014 г. ввиду ранее наложенного на него дисциплинарного взыскания.

В силу ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К числу дополнительных выплат относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Из этого следует, что федеральный законодатель, включив указанные премии в состав денежного содержания гражданского служащего, установил основания премирования (выполнение особо важных и сложных заданий) и размер средств, направляемых на эти цели (два оклада в расчете на год). При этом максимальный размер премии не ограничен.

Представителю нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации делегировано право определить лишь порядок выплаты данного вида премий исходя из двух критериев — обеспечения задач и функций государственного органа и исполнения должностного регламента. Иные критерии, которые должны учитываться при осуществлении правового регулирования, на законодательном уровне не установлены.

Наличие неснятого дисциплинарного взыскания, примененного за дисциплинарный проступок, совершенный за пределами периода, за который производится премирование, само по себе не влияет на степень участия гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий и не может служить основанием для лишения его премии, входящей в состав денежного содержания (решение Верховного суда РФ от 31.08.2011 г. № ГКПИ11-1277, определение Верховного суда РФ от 16.01.2013 г. № 53-АПГ12-16).

Порядок премирования и поощрения федеральных государственных гражданских служащих утвержден Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 27.12.2011 г. № П/534, пунктом 1.3 которого установлены критерии для премирования. Вопрос о выплате премий федеральным государственным гражданским служащим, имеющим дисциплинарное взыскание, решается руководителем Росреестра.

Таким образом, действующим Порядком премирования и поощрения не предусмотрено полное лишение федерального государственного гражданского служащего премии за ранее совершенное дисциплинарное взыскание.

При таких обстоятельствах лишение Е. премии за выполнение особо важных и сложных заданий, исходящее из такого не предусмотренного федеральным законодателем критерия оценки степени участия гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий, как применение ранее дисциплинарного взыскания, не соответствует требованиям п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и нарушает закрепленное в п. 2 ч. 2 ст. 52 этого Федерального закона право гражданских служащих на получение денежного содержания в полном объеме.

При таких обстоятельствах решение суда признано незаконным и отменено с вынесением нового решения об удовлетворении иска Е.

Определяя размер полагающейся работнику премии, судебная коллегия установила, что Положение, утв. Приказом Росреестра от 27 декабря 2011 г. № П/534 не содержит критериев определения степени участия служащих в деле обеспечения выполнения задач и функций Управления, в соответствии с которыми было бы возможно определить степень участия каждого служащего при выполнении служебных обязанностей в окладах. Такой документ, регулирующий порядок выплаты данного вида премий с указанием значений за каждый критерий оценки деятельности государственного служащего, в Управлении Росреестра по РС(Я) отсутствует.

Потому из представленных приказов о премировании невозможно сделать вывод, на каком основании и по каким критериям служащим установлены различные премии в окладах. При этом данные значения по каждому требованию по степени участия в выполнении задач и реализации функций Росреестра необходимы для расчета размера премии истцу.

В отсутствие указанных значений критериев для определения размера премии судебной коллегией принят в качестве верного расчет истца, основанный на среднемесячном размере премии.

В связи с заявленным ответчиком ходатайством о пропуске истцом срока исковой давности, установленного ст. 392 Трудового кодекса РФ, с ответчика взысканы премии за три месяца, предшествовавшие обращению истца в суд.

На основании ч. 1 ст. 142, ст. 236 Трудового кодекса РФ с работодателя взыскана компенсация за несвоевременную выплату премии и компенсация морального вреда.

Дисциплинарное взыскание и лишение премии: можно ли одновременно?

Как назначается и чем регулируется выплата поощрения сотруднику

Выплата материального поощрения по Трудовому кодексу определяется только общими понятиями о том, что такое премия, какая у нее роль в оплате труда и какие документы обосновывают ее включение в оплату. Однако закон не требует от работодателей составлять положение о премировании сотрудников.

Разрабатывать такой документ — право, а не обязанность компании (письмо Минтруда от 21.09.2016 № 14-1/В-911). Но лучше такой документ составить. Он докажет, что организация правомерно включает суммы денежных вознаграждений в расходы. Кроме того, дополнительные условия о поощрениях не нужно будет отражать в трудовом договоре с работником.

Могут ли лишить премии за дисциплинарное взыскание

Ответ на вопрос, лишение премии — это дисциплинарное взыскание или нет, напрямую зависит от того, предусмотрено ли в положении о премировании, что за нарушение или невыполнение должностных обязанностей работник может быть лишен поощрений. Согласно законодательству, за нарушение трудовой дисциплины компания может назначить сотруднику только следующие виды дисциплинарных взысканий:

Таким образом, депремирование — это не вид наказания за нарушение дисциплины, а дополнительный метод воздействия «рублем» на сотрудников, который закрепляется в таком локальном акте, как положение о премировании. И если в нем установлено, что дополнительное вознаграждение не выплачивается при наличии дисциплинарных наказаний, то сотрудника, дополнительно к наказанию в виде замечания, выговора или увольнения, можно лишить премии. Это не будет нарушением, поскольку условия премирования организация определяет самостоятельно.

Отсутствие нарушений можно закрепить в локальном акте как одно из оснований для начисления премии. Работодатель вправе не начислять ее при нарушении сотрудником трудовой дисциплины. Если критерии поощрений работников в локальном акте не закреплены, снизить сумму вознаграждения или вовсе лишить ее нельзя.

Итак, дисциплинарное взыскание и лишение премии одновременно возможно при условии, что у работодателя есть законные основания как для взыскания, так и для невыплаты вознаграждения, поскольку премирование — самостоятельная мера воздействия на работника.

Важно учесть, что за применение к работникам дисциплинарных взысканий, не предусмотренных трудовым законодательством, работодатель может быть привлечен к административной и материальной ответственности.

Положение о материальном стимулировании в организации

Положение о стимулировании может быть как отдельным внутренним нормативным актом, так и частью локальных нормативных актов по оплате труда или коллективного договора. Некоторые компании прописывают все, что касается материального поощрения, в трудовом договоре с каждым работником.

Премии к праздничным и юбилейным датам: порядок выплаты и налогообложения (Тарасов В.)

Дата размещения статьи: 04.10.2015

В настоящее время многие учреждения стараются повысить материальное стимулирование и социальное обеспечение своих работников. Одним из таких способов является выплата премий к праздничным и юбилейным датам. Однако, как показывает практика, такие выплаты вызывают множество вопросов по поводу оформления и обложения их налогами и страховыми взносами. Налоговые органы и суды отвечают на эти вопросы по-разному.

Читайте так же:  Транспортный налог 2019 грузовики

Итак, выплаты могут быть, например, за профессиональное мастерство, выполнение определенных производственных показателей, а также к профессиональному празднику, юбилею организации, самого работника или же к праздничным датам, установленным ст. 112 ТК РФ. Поэтому их отражение в налоговом учете зависит от того, как оформлены эти выплаты, предусмотрены ли они в локальных нормативных актах, за счет каких источников выплачены. Но сначала напомним нормы трудового законодательства, предусматривающие те или иные выплаты в пользу работника.

Законодательство о выплатах в пользу работников

Правовые отношения по оплате труда регулируются трудовым законодательством. Напомним основные положения, касающиеся выплат в пользу работника.
Заработной платой (оплатой труда работника) согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Из приведенной нормы видно, что в оплату труда работника могут входить не только связанные непосредственно с результатом трудовой деятельности работника выплаты, но и стимулирующие, и компенсационные, а также премии.
При этом отметим, что содержание стимулирующих и компенсационных выплат трудовым законодательством не раскрыто. Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления таких выплат в указанных учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818. Напомним, что к ним относятся выплаты:
— за интенсивность и высокие результаты работы;
— за качество выполняемых работ;
— за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
— премиальные по итогам работы.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ система оплаты труда (включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом локальный нормативный акт, предусматривающий стимулирующие выплаты, должен приниматься с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
— в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
— в государственных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
— в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно положениям ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). При этом другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Из анализа приведенных положений трудового законодательства премиальные выплаты можно разделить на два вида:
— являющиеся составной частью заработной платы и определенные системой оплаты труда в учреждении поощрительные выплаты, выплачиваемые регулярно;
— носящие разовый характер поощрения за определенные успехи в работе и не только.
Соответственно, можно сказать, что премии являются элементом заработной платы, предназначенным для стимулирования работников к улучшению количественных и качественных показателей работы.

Документальное оформление

К вопросу документального оформления премирования следует подходить серьезно, прежде всего для решения вопроса налогообложения. При этом способы оформления зависят от вида премий: регулярные или разовые.
Кроме того, для решения данного вопроса следует обратиться к НК РФ, а именно к ст. 252, согласно которой все расходы организации должны быть обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Поэтому для учета сумм премий в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли необходимо иметь документы:
— подтверждающие отношение выплат в виде премий к системе оплаты труда в учреждении. Здесь имеется в виду, что выплаты должны быть установлены в трудовых договорах с работниками или трудовые договоры должны содержать ссылку на локальный нормативный акт, регулирующий обязанности работодателя в части оплаты и (или) стимулирования труда работников. При этом, заключая трудовой договор, работодателю необходимо ознакомить работника (под роспись) с содержанием указанного локального нормативного акта;
— подтверждающие достижение работниками конкретных показателей оценки труда (фактически отработанное время, количество созданных трудом материальных ценностей, суммы полученных с привлечением труда доходов и пр.);
— первичные документы о начислении конкретных сумм выплат в пользу работников по действующей в учреждении системе оплаты труда, оформленные в соответствии с законодательством. Решение о выплате премии оформляется приказом (распоряжением) руководителя учреждения. А при оформлении премий, носящих разовый характер, следует применять унифицированные формы Т-11 (если премированию подлежит один работник) или Т-11а (при премировании нескольких работников). Отметим, что для выплаты премий, предусмотренных системой оплаты труда (например, положением о премировании работников, коллективным (трудовым) договором), издание приказов по унифицированным формам не является обязательным.
Однако уточним, что НК РФ не устанавливает конкретного перечня подтверждающих документов для выплаты премии в целях отнесения к расходам на оплату труда. Соответственно, можно предположить, что выплата премии к праздничным и юбилейным датам может быть отнесена к оплате труда при условии ее отражения в трудовом (коллективном) договоре и издании соответствующего приказа руководителя.
В качестве примера отражения порядка выплаты разовых премий в коллективном договоре или положении об оплате труда приведем фрагмент положения об оплате труда.

Положение об оплате труда

3.1. Премии выплачиваются к следующим праздничным датам, предусмотренным ст. 112 ТК РФ:
— Новогодним каникулам;
— Дню защитника Отечества (работникам мужского пола);
— Международному женскому дню.
Премии выплачиваются к юбилейным датам работников, достигших 30, 40, 50, 55 (для женщин), 60 (для мужчин) лет.
Премии выплачиваются к профессиональным праздникам — 25 марта — День работника культуры России.
Премии выплачиваются в связи с присуждением почетных званий, награждением государственными и ведомственными наградами, выходом на пенсию, а также другие единовременные (разовые) премии.
Указанные виды премий могут выплачиваться при наличии экономии фонда оплаты труда, а также за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
3.2. Размер указанных премий определяется в твердой сумме или в процентах от оклада по представлению руководителя.
3.3. Совокупный размер материального поощрения работников максимальными размерами не ограничивается и зависит только от финансового положения учреждения.

Кроме того, работодатель в локальном нормативном акте может предусмотреть условие о том, что при наличии дисциплинарного взыскания премия не выплачивается в течение всего срока действия его взыскания. При этом уточним, что трудовое законодательство:
— не содержит прямого указания о запрете выплат, в частности, премий работнику, имеющему дисциплинарное взыскание;
— не устанавливает конкретных требований к содержанию локальных нормативных актов.
Не начислить премию можно также в следующих случаях:
— нарушения правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, требований охраны труда;
— неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией;
— невыполнения приказов и распоряжений.

Порядок обложения премий к праздничным и юбилейным датам
налогами и страховыми взносами

Налог на прибыль

Мы уже упоминали о требовании, установленном в ст. 252 НК РФ. Чтобы обосновать обязательность оформления выплаты премий, напомним положения, согласно которым в расходы на оплату труда включаются предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ):
— любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах;
— стимулирующие начисления и надбавки;
— компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда;
— премии и единовременные поощрительные начисления;
— расходы, связанные с содержанием работников.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.
В то же время напомним, что перечень расходов, установленный ст. 255 НК РФ, не является закрытым, в связи с тем что п. 25 данной статьи предусмотрены другие виды расходов на оплату труда, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договорами.
При этом финансовое ведомство при рассмотрении вопроса налогового учета выплат в связи с профессиональными праздниками, знаменательными датами, персональными юбилейными датами и пр. делает вывод, что они не соответствуют п. 2 ст. 255 и ст. 252 НК РФ, так как не связаны с производственными результатами работников. Такое мнение представлено в Письмах Минфина России от 28.05.2012 N 03-03-06/1/281, от 23.04.2012 N 03-03-06/2/42, от 22.02.2011 N 03-03-06/4/12, от 22.09.2010 N 03-03-06/1/606, от 21.07.2010 N 03-03-06/1/474. Аналогичной позиции Минфин придерживался и ранее.
Кроме того, контролирующие органы при рассмотрении данного вопроса ссылаются:
— на п. 21 ст. 270 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);
— на п. 49 ст. 270 НК РФ, в соответствии с которым при определении налоговой базы не учитываются иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Однако арбитражная практика не может прийти к единому мнению, при этом большинство судебных решений — в пользу налогоплательщиков.
Решения против налогоплательщика:
1) ФАС ЦО в Постановлении от 23.07.2009 N А64-5461/08-19 пришел к выводу, что премии работникам ко дню рождения, в связи с рождением ребенка, к новогодним праздникам, к профессиональному празднику, ко Дню защитника Отечества, к Международному женскому дню не подлежат включению в расходы, учитываемые в целях исчисления налога на прибыль. В обоснование судьи указали, что данные выплаты производились различным работникам в разных суммах, не зависели от результатов труда, не относились к регулярным выплатам и не рассчитывались пропорционально фактически отработанному работниками времени. Соответственно, перечисленные выплаты, произведенные в пользу работников, являются разовыми, не обусловленными выполнением со стороны работников каких-либо работ (услуг) по трудовым либо гражданско-правовым договорам, не предусмотренными коллективным договором и не связанными с содержанием работников, то есть не входящими в систему оплаты труда. Уточним, что из текста указанного Постановления следует, что разовые выплаты работникам не были предусмотрены коллективным договором;
2) в Постановлении ФАС ПО от 17.10.2006 N А65-3412/2006-СА2-41 сделан вывод о том, что включение в состав затрат на оплату труда премий в честь юбилейных дат, в связи с проведением конкурса профессионального мастерства, ко Дню 8 Марта, ко Дню ремонтника, премии участникам спортивных соревнований является необоснованным, поскольку указанные выплаты не связаны непосредственно с режимом работы или условиями труда;
3) Постановление ФАС ВСО от 02.05.2012 N А74-2038/2011 содержит аналогичный вывод, при этом судом установлено, что спорные выплаты:
— не связаны с конкретными результатами труда;
— носили разовый характер и были обусловлены такими обстоятельствами, как достижение юбилейного возраста, в соответствии с действующим положением о поощрении работников в связи с юбилейной датой и уходом на пенсию, представлением к премированию руководством предприятия и профсоюзного комитета, победа в конкурсе, юбилейные и праздничные даты;
4) в Постановлениях ФАС СЗО от 07.09.2009 N А56-20637/2008, от 24.0
4.2008 N А13-2423/2007 судьи пришли к обоснованному выводу, что премии к юбилейным и праздничным датам, не предусмотренные коллективными или трудовыми договорами, не могут относиться к расходам на оплату труда, так как подпадают под действие п. 21 ст. 270 НК РФ.
Решения в пользу налогоплательщика:
1) в Постановлении ФАС УО от 05.09.2011 N Ф09-5411/11 сделаны следующие выводы.
Перечень расходов, установленный ст. 255 НК РФ, является открытым, и к расходам на оплату труда относятся, в частности, другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договором (п. 25 ст. 255 НК РФ). При этом в п. п. 21, 22 ст. 270 НК РФ указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), а также расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения, или целевых поступлений. В связи с этим, если выплаты работникам сумм стимулирующего и (или) компенсационного характера, в частности, к юбилейным датам предусмотрены коллективным и (или) трудовым договорами, организация вправе учесть такие выплаты в составе расходов в целях налогообложения прибыли на основании п. 25 ст. 255 НК РФ;
2) исходя из текста Постановления ФАС МО от 17.06.2009 N КА-А40/4234-09 суды пришли к обоснованному выводу о том, что премии, выплаченные к юбилейным датам, соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ об экономической оправданности затрат, поэтому правомерно включены в расходы при исчислении налога на прибыль. Такие выплаты поименованы в положении о порядке оплаты труда и материальном стимулировании работников. Уточним, что Определением ВАС РФ от 23.10.2009 N ВАС-13115/09 отказано в передаче решения суда по данному делу для пересмотра в Президиум ВАС;
3) в Постановлении ФАС МО от 24.02.2010 N КА-А40/702-10 суды установили, что премии, выплачиваемые работникам по случаю праздников 23 февраля, 8 марта, День работников пищевой и перерабатывающей промышленности, а также лицам за непрерывную и безупречную работу на предприятии в течение 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45 и 50 лет, а также в связи с их уходом на пенсию, носят поощрительный и стимулирующий характер, также подтверждается Правилами внутреннего распорядка работников общества, в соответствии с которыми любые поощрения, включая премии к юбилею и празднику, предусмотренные коллективным договором, не выплачиваются работникам в случае совершения ими дисциплинарного проступка в результате нарушения трудового распорядка. Исходя из этого, по мнению суда, указанные выплаты правомерно учтены для целей исчисления налога на прибыль в составе расходов на оплату труда;
4) ФАС ЗСО в Постановлении от 23.01.2008 N Ф04-222/2008(688-А27-37), Ф04-222/2008(741-А27-37) установлено, что основанием для выплаты премий послужили производственные и трудовые показатели работников, которым за долголетний и добросовестный труд и производственные результаты, а именно добычи 500 000-го рубежа добычи тонн угля, в честь празднования Дня шахтера были выплачены спорные суммы. При этом указано, что данные выплаты в соответствии с п. 2 ст. 255 НК РФ правомерно отнесены налогоплательщиком на расходы, учитываемые при определении налогооблагаемой базы, так как выплачены на основании коллективного договора, положения о премировании и соответствующих приказов;
5) в Постановлениях ФАС ЦО от 15.09.2006 N А64-1004/06-11, от 23.07.2009 N А64-5461/08-19 судьи отметили, что выплаты к праздничным датам могут быть отнесены к оплате труда, если они предусмотрены трудовым (коллективным) договором или иным локальным актом, связаны с производственной деятельностью и выполнением трудовых обязанностей, носят поощрительный и стимулирующий характер;
6) Постановление ФАС ЗСО от 12.07.2006 N Ф04-4351/2006(24491-А70-33) содержит вывод суда о том, что премии к профессиональному празднику, предусмотренные коллективным договором, признаются расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль. При этом суд указал, что выплата премий к профессиональному празднику имеет стимулирующий характер и служит обеспечением социальных гарантий работников предприятия, производилась в пользу работников, непосредственно участвующих в финансово-хозяйственной деятельности организации, за высокие показатели в работе, долголетний добросовестный труд, была направлена на повышение производительности труда. При этом все выплаты в пользу работников были предусмотрены коллективным договором предприятия.
Подвед
ем итог: по мнению контролирующих органов, премии к праздничным и юбилейным датам в любом случае не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль. И если учреждение придерживается противоположной точки зрения, то с учетом сложившейся арбитражной практики вероятность отстоять свою позицию в суде будет зависеть от того, закреплены ли положения о выплате этих премий в трудовом, коллективном договорах или ином локальном нормативном акте учреждения. При этом, помимо оснований для назначения премий к праздничным и юбилейным датам, целесообразно также предусмотреть условия для депремирования работников (например, при нарушении трудовой дисциплины). Кроме того, при расчете их размера следует учитывать стаж работы и величину заработной платы работников.

Читайте так же:  Иск развод с разделом имущества

Налог на доходы физических лиц

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло.
Пунктом 2 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.
Соответственно, все виды премий, выплачиваемых работникам, облагаются НДФЛ в общем порядке.

Страховые взносы

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
———————————
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В то же время ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, в котором выплата разовых премий не поименована.
Соответственно, выплаты работникам по основаниям, связанным с наличием трудовых отношений между плательщиком страховых взносов и физическим лицом, например премии к праздникам, разовые премии, являются объектом обложения страховыми взносами и должны быть включены в базу для их начисления.