Ликвидация государственного унитарного предприятия 2019

Рубрики Статьи

(347) 291 20 70

Содержание:

Правительство РФ предполагает с 1 января 2019 года существенно ограничить сферу деятельности ГУП и МУП

Правительство РФ предполагает с 1 января 2019 года существенно ограничить сферу деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий

Согласно законопроекту осуществлять свою деятельность унитарные предприятия смогут только в случаях, когда:

создание унитарного предприятия прямо предусмотрено федеральным законом, актом Президента РФ или Правительства РФ;

учредителями являются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, для обеспечения обороны и безопасности РФ;

деятельность осуществляется в сфере естественных монополий.

ФАС России предлагается наделить полномочиями по выдаче заключений о соответствии антимонопольному законодательству создания государственного или муниципального унитарного предприятия либо изменения им вида деятельности.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления законопроекта в силу и осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 1 января 2021 года, а в случае непринятия или неисполнения такого решения — по иску антимонопольного органа в судебном порядке.

Вступление законопроекта в силу предусматривается с 1 января 2019 года, за исключением отдельных положений, вступление которых в силу запланировано на иные сроки.

Ликвидация МУП и ГУП: последствия

Правительство РФ внесло в Государственную думу Законопроект № 554026–7, суть которого содержится в его названии — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)». Для лекарственной отрасли это означает прежде всего упразднение государственных и муниципальных аптечных организаций. Назовем их для краткости ГУП- и МУП-аптеками. К каким последствиям это приведет — мы решили разобраться с помощью ведущих отраслевых экспертов. Тему комментируют исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина и директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная фармацевтическая палата»

директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

Осталось два года

Для начала краткая справка о законопроекте. Следует подчеркнуть, что он касается не только государственных и муниципальных аптек, но и унитарных предприятий вообще. На момент написания этих строк профильный комитет уже принял решение о передаче законопроекта на рассмотрение в Совет Госдумы.

Законопроект № 554026–7 вносит изменения в три федеральных закона, включая закон от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции». В частности, предлагается дополнить этот закон новой статьей, в которой говорится о недопустимости создания (в том числе путем реорганизации) и осуществления деятельности унитарных предприятий, а также о недопустимости изменения видов их деятельности. В той же статье прописаны исключения из этой нормы, но по состоянию на сегодняшний день МУП- и ГУП-аптеки под эти исключения не подпадают.

Еще одна статья, которой Правительство намерено дополнить Закон «О защите конкуренции», говорит о следующем: нынешние государственные и муниципальные унитарные предприятия, ведущие деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции (а ГУП- и МУП-аптеки к таковым де-юре, безусловно, относятся), подлежат ликвидации или реорганизации (по решению учредителя) в срок до 1 января 2021 г. То есть законопроект отмеряет бренному существованию МУП- и ГУП-аптек всего около двух лет.

За что ликвидируют?

Если взглянуть на проблему в мировом и историческом контексте, то сама по себе идея упразднения МУП- и ГУП-аптек не выглядит такой уж неуместной. В подавляющем большинстве стран с рыночной экономикой государство совсем или почти не присутствует в фармритейле (речь, разумеется, идет об участии в качестве поставщика товаров и услуг, а не регулятора). У государства хватает своих стратегических отраслей, чтобы наряду с заботами об обороне, внешней политике, энергетике и другом заниматься еще и лекарственной розницей.

Кстати, в пояснительной записке к законопроекту указаны причины, по которым Правительство РФ считает необходимым приступить к ликвидации и реорганизации унитарных предприятий. Среди этих причин:

  • Значительное увеличение числа унитарных предприятий за последние годы. По состоянию на 1 января 2018 г. их насчитывалось 18 624 шт., в то время как на момент 1 января 2013 года было зарегистрировано только 11 252 УП. Таким образом, за 5 лет число таких предприятий выросло более чем на 65 %. Следовательно, имеет смысл говорить об их чрезмерном присутствии в сферах экономики с развитой конкуренцией.
  • Негативное влияние присутствия и активности УП на конкуренцию на локальных рынках, что влечет к монополизации этих рынков.
  • Выявление случаев отсутствия «какой‑либо профильной деятельности, кроме сдачи… объектов в аренду».
  • Многочисленные факты ухода от применения норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • «Неэффективность унитарных предприятий».

Далеко не все приведенные пункты применимы к фармотрасли — особенно тот, который говорит о монополизации. Но, например, сомнения относительно эффективности управления ГУП- и МУП-аптеками имеются. Причем дело в данном случае может быть не в конкретных личностях, а в самой природе подобных предприятий.

По мнению Николая Беспалова, организационно-правовая форма ГУП и МУП в принципе не позволяет эффективно развиваться и быть конкурентоспособными по сравнению с другими организационно-правовыми формами. Например, по его мнению, такие структуры очень ограниченны в вопросах кредитования, в том числе товарного. «Фактически это делает невозможным полноценную работу на фармрынке в коммерческих условиях. Такие организации неповоротливы, проигрывают ценовую конкуренцию и, как следствие, зачастую балансируют на грани рентабельности», — считает эксперт.

Фактор цены для многих потребителей является решающим. «Статистической информации, конечно, в подобном разрезе найти невозможно, но личный опыт показывает, что в 8 из 10 случаев государственные аптечные сети проигрывают по уровню цен, причем существенно, — рассуждает Николай Беспалов. — Более того… Несколько лет назад можно было говорить, что госсети пользуются бо̒льшим по сравнению с частным сегментом уровнем доверия, но это время тоже уходит. Даже внешний вид отдельных крупных госаптек зачастую вызывает противоречивые эмоции. Огромные залы с обшарпанными витринами, оконные рамы «с многочисленными слоями краски», полы из битого мрамора и прочие атрибуты советского наследия сейчас производят, скорее, гнетущее впечатление».

ГУП- и МУП-аптеки, продолжает эксперт, привлекают определенный круг посетителей за счет узкого (ортопедия, например) и специфического (сильнодействующие и наркотические лекарственные препараты) ассортимента, рецептурно-производственных отделов. «Но если речь заходит о более тривиальном аптечном ассортименте, продукции массового спроса — то конкуренция ими уже проиграна», — замечает Николай Беспалов.

Читайте так же:  Что такое договор дистанционного обслуживания

Кнут без пряника

Теперь поговорим о последствиях упразднения ГУП- и МУП-аптек. Так уж сложилось в нашей стране, что они осуществляют ряд важных социальных функций, которые передать пока некому. Одной из таких функций является обеспечение населения сильнодействующими и наркотическими препаратами, которые применяются, в частности, для облегчения страданий больных онкологическими заболеваниями.

Эта тема недавно привлекла внимание общественности трагическими случаями суицидов тяжелобольных людей, у которых возникли проблемы с обеспечением обезболивающими препаратами. Минздраву тогда пришлось оперативно реагировать на проблему, предлагая изменения в законодательство.

В случае превращения Законопроекта № 554026–7 в нынешней редакции в закон, последствия могут быть значительно более серьезными, полагает Елена Неволина. «Если государственные и муниципальные аптеки будут упразднены, то непонятно, кто будет осуществлять эту неотложную функцию обеспечения тяжелобольных обезболивающими средствами. Частные аптечные организации в этом не заинтересованы, потому что работа с такими препаратами связана с большим дополнительным обременением — в том числе в плане отдельного лицензирования и проверок — и огромной каждодневной ответственностью. То есть „пряников“ за нее не дают, а „кнут“ нависает очень зримо, направляемый весьма жестким, в чем‑то даже чрезмерным, регулированием данной сферы».

Елена Неволина выразила сомнение в том, что коммерческие аптечные организации захотят после 1 января 2021 г. взять на себя осуществление этой неотложной функции: «Каким образом государство собирается привлечь частников в данную сферу, непонятно. Возможно, ситуацию могли бы исправить послабления (например, в отношении арендной платы), особый налоговый режим, прочие компенсирующие преференции для бизнеса, готового взять на себя ответственность обеспечения онкологических больных необходимыми препаратами».

Всё это не так просто, потому что подобные меры требуют очередной порции изменений законодательства, которые по логике вещей должны были быть подготовлены — или, по меньшей мере, обнародованы не позже опубликования самого Законопроекта № 554026–7. Но поскольку этого не произошло, то и надеяться на них пока нет оснований. Следовательно, вопрос, кто после ликвидации МУП- и ГУП-аптек займется исполнением описанной социальной функции, остается пока без ответа.

Человеческий фактор

«Нет и ответа на вопрос, как после 1 января 2021 г. будут обеспечивать лекарствами жителей тех малонаселенных и отдаленных районов, где на округу всего одна аптека, как правило, нерентабельная, а частные аптечные компании войти туда даже не пытаются», — продолжает описывать последствия принятия законопроекта Елена Неволина. К ним она также относит исчезновение рецептурно-производственных отделов ликвидируемых ГУП- и МУП-аптек. Этих отделов хоть осталось и мало, но они производят экстемпоральную рецептуру, необходимую для применения в дерматологии, педиатрии и т. д.

Также эксперт обращает внимание и на человеческий фактор, а именно на то, что социальная ответственность у ГУП- и МУП-аптек и их работников выше. По мнению Елены Неволиной, эти предприятия имеют более стабильный, чем у частных аптечных организаций, штатный списочный состав (иногда почти не меняющийся в течение долгих лет), меньшую текучку. Такие предприятия лучше соблюдают трудовое законодательство. Из этих характеристик следует, что ликвидировать такие унитарные предприятия — значит нарушить естественное функционирование примерных профессионально слаженных отраслевых коллективов.

Николай Беспалов, наоборот, не предполагает отрицательных последствий принятия законопроекта: «Речь же идет не о том, что госсобственность полностью искореняется — просто меняется форма собственности. При этом государство может продолжать быть единственным или ключевым акционером данных структур, — отмечает эксперт. — Разумеется, должны быть сохранены ключевые функции и компетенции бывших ГУПов. Они, кстати, могут сохраняться и в случае их передачи частным инвесторам, для этого необходимо задействовать механизм приватизации с обременениями, когда новый собственник обязуется выполнять ряд социальных функций (что, понятно, потребует контроля)». Николай Беспалов подчеркивает, что, если не выработать вовремя единый подход к управлению подобными объектами, сам факт смены собственника каких‑то серьезных плюсов, увы, не даст.

«Что касается удаленных районов, — продолжает Николай Беспалов, — опять же из личного опыта знаю много примеров по ближайшему Подмосковью (Дмитровский и Сергиево-Посадский районы), а также по Тверской области, где еще два-три года назад в небольших населенных пунктах тихо и мирно существовали, скажем так, „малоэнергичные“ ГУПы или даже ФАПы, а других аптек попросту не было. Но за последние годы там появились новые частные аптеки, как правило, сетевые. Понятно, что это не Сибирь или Якутия, и плотность населения здесь другая, но все‑таки частники проблему лекарственного обеспечения удаленных районов худо-бедно решают и делают это, на мой взгляд, быстрее и эффективнее, чем соседние ГУПы».

Можно быть сторонником участия государства в фармритейле как поставщика товаров и услуг или противником этого, но совершенно очевидно одно: разрабатывая законопроекты, подобные тому, что мы сегодня обсудили, необходимо прежде всего подготовить полноценную замену исполнению тех социальных функций, которые на сегодняшний день осуществляют исключительно ГУП- и МУП-аптеки. Если она будет подготовлена, возражать будет трудно — ведь речь идет о государственной собственности, и уполномоченные госорганы имеют право распоряжаться ею так, как считают необходимым.

Конкурировать в России станет легче

Правительство внесло в Госдуму законопроект о реорганизации унитарных предприятий

ГУП и МУП, которые сейчас беззастенчиво осваивают бюджетные деньги, обходя закон о госзакупках, будут ликвидированы до 1 января 2021 года. Эксперты полагают, что эта мера поможет развивать в России товарные и финансовые рынки, снизит неэффективные бюджетные траты и в целом укрепит предпринимательский дух.

Помеха для честной игры

По информации Федеральной антимонопольной службы (ФАС), на 1 января 2018 года в России насчитывалось 18 624 унитарных предприятия, что на 39% превышает показатели пятилетней давности. И в этой необъяснимой простому человеку прогрессии надзорное ведомство беспокоит то, что большая часть ГУП и МУП работают в сферах с развитой конкуренцией, сводя на нет все старания Правительства по установлению нормального инвестиционного климата и прозрачных правил игры.

В Госдуме рассказали, зачем ликвидировать ГУПы

По мнению ФАС, участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности страны оказывает негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и в некотором роде устанавливает монополию, подрывая доверие граждан и бизнеса.

Утверждение это не голословно. Антимонопольщики за последние годы выявили многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В результате бюджетные средства, которые могли бы быть освоены частными предпринимателями по конкурентным расценкам, в форме субсидий утекают подведомственным ГУП и МУП для закупки товаров для нужд заказчика.

По данным на 1 января 2016 года, в сфере сделок с недвижимостью, аренды и предоставления услуг участвовало 520 федеральных унитарных предприятий, что составляет 35,2 процента от числа федеральных УП, на региональном уровне — 535, на муниципальном — 3853 (более 20 процентов от их общего числа).

Практическую целесообразность существования таких предприятий, которые «трутся» на конкурентных рынках, довольно чётко описывает Росимущество в отчёте о выполнении программы приватизации 2014-2016 годов. Ведомство указывает, что унитарные предприятия, соприкасающиеся с рынком недвижимости, «не осуществляют какой-либо профильной деятельности, кроме сдачи соответствующих объектов в аренду». Ну и спрашивается тогда: зачем они нужны?

Читайте так же:  296 гражданский кодекс

Лишняя обуза для бюджета

Правительство одобрило ликвидацию ГУПов и МУПов

Правительство 26 сентября внесло в Госдуму законопроект, устанавливающий запрет на создание унитарных предприятий либо изменение видов их деятельности, за исключением случаев, когда таковое создаётся для работы в сферах естественных монополий или обороны и безопасности государства с разрешения президента или Правительства.

По словам председателя Комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолия Аксакова, кабмин, по сути, опередил депутатов, которые давно хотели прописать законодательно запрет на создание ГУП и МУП на конкурентных рынках.

«К сожалению, такие организации создаются, хотя рядом существуют частные предприятия, которые давно и успешно работают и обеспечивают население товарами и услугами по доступным ценам и с надлежащим качеством. Как правило, эти ГУП и МУП неэффективны, и государство постоянно вынуждено брать на себя обязательства по погашению их убытков», — пояснил депутат «Парламентской газете» бесполезность унитарных хозяйственных структур.

Аксаков также уточнил, что предприятия, которые не могут честно конкурировать на товарных рынках, в настоящее время лежат тяжким бременем на бюджетах разного уровня.

Как правило, ГУП и МУП неэффективны, и государство постоянно вынуждено брать на себя обязательства по погашению их убытков.

Для того чтобы скинуть эту обузу и поспособствовать развитию честной конкуренции, законопроект предполагает ликвидацию или реорганизацию по решению учредителя ГУП и МУП до 1 января 2021 года. А если учредители станут чинить препятствия нововведению, то документ предусматривает ликвидацию предприятия в судебном порядке по иску ФАС. Исключение составляют случаи, когда унитарные предприятия были созданы для укрепления обороноспособности и безопасности страны либо для работы в сферах естественной монополии.

Соответствующие изменения предлагается внести в федеральные законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О защите конкуренции» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Госдума поддержала ликвидацию унитарных предприятий

Фото: ПГ / Юрий Инякин

Государственные и муниципальные унитарные предприятия в России постепенно ликвидируют, исключение составят только компании в области гособоронзаказа или естественных монополий. Соответствующий законопроект Госдума приняла в первом чтении.

Правительство хочет запретить создание новых ГУП, а оставшиеся преобразовать

Инициатива подготовлена Федеральной антимонопольной службой России в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в РФ на 2018-2020 года. По словам замруководителя ФАС Сергея Пузырёвского, на 1 января 2018 года в стране было 18 624 унитарных предприятия, что на 40% больше, чем в 2013 году.

Большинство работает на конкурентных рынках, занимаясь недвижимостью, торговлей и оказанием услуг, теплоснабжением, водоснабжением. При этом организационно-правовая форма унитарных предприятий обеспечивает преимущества по сравнению с другими предприятиями, что противоречит принципам конкуренции.

«Законопроект вводит запрет на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках с 1 января 2019 года», — сказал Сергей Пузыревский.

Созданные до этого унитарные предприятия, работающие на товарных рынках, будут подлежать ликвидации или реорганизации в течение двух лет. Исключение составят случаи, когда такие предприятия создаются с разрешения президента или правительства для обеспечения целей обороны и безопасности государства, а также для работы в области естественных монополий или гособоронзаказа.

При рассмотрении инициативы в первом чтении 22 ноября было решено перенести обсуждение законопроекта. Депутаты отметили, что законопроект не учитывает негативные последствия ухода унитарных предприятий с социально значимых рынков, на которых отсутствуют частные предприятия и, соответственно, нет конкуренции.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил провести слушания по вопросу ликвидации ГУПов и МУПов. Эти слушания были проведены, также состоялись встречи разработчиков законопроекта с думскими фракциями.

«Договорились, что ко второму чтению необходимо установить сферы, в которых могут функционировать унитарные предприятия», — сказал Пузыревский. Это сферы, где отсутствует конкуренция. Например, это компании, обеспечивающие деятельность населения в районах Крайнего Севера, организации, работающие в области медицины и здравоохранения, предприятия в сфере культуры и искусства.

Унитарные предприятия уйдут с конкурентного рынка к 2021 году. А ограничить их деятельность планируют уже в ближайшее время

Федеральная антимонопольная служба выступила с инициативой убрать с конкурентного рынка унитарные предприятия. По мнению ведомства, деятельность этих субъектов отрицательно сказывается на состоянии конкуренции, а сами они нередко используются своими учредителями для обхода требований законодательства о закупках. Деятельность УПов предлагается существенно ограничить уже с 2019 г., а к 2021 и вовсе ликвидировать их за некоторыми исключениями.

На прошлой неделе, 25 сентября, Правительство РФ внесло на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, предусматривающий изменения в порядке создания и реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также сокращение их деятельности и количества к 2021 г. (проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий» зарегистрирован под № 554026-7, далее — Законопроект).

Разработчик Законопроекта — ФАС России — предлагает установить запрет на создание унитарных предприятий либо изменение видов их деятельности, за исключением некоторых особых случаев. Более того, Законопроектом предусматривается, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу предлагаемых изменений и осуществляющие деятельность на товарных рынках, будут подлежать ликвидации или реорганизации.

Соответствующие изменения предполагается внести в федеральные законы от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Планируется, что закон в случае его принятия вступит в силу уже с 1 января 2019 г. за исключением некоторых положений, касающихся в том числе межведомственного взаимодействия регистрирующих и антимонопольных органов.

С чем связана инициатива ФАС России и Правительства?

По мнению Федеральной антимонопольной службы, участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и влечет их монополизацию.

Дело в том, что большая часть унитарных предприятий работает в сферах с развитой конкуренцией. Значительное число таких предприятий работают в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, управления жилым фондом, торговли и оказания услуг. В то же время антимонопольные органы выявляют многочисленные факты обхода заказчиками норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Зaказчики передают бюджетные средства подведомственным унитарным предприятиям в форме субсидий для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках.

Кроме того, особенности организационно-правовой формы и закрепления имущества обуславливают неэффективность унитарных предприятий, в том числе по причине отсутствия эффективного корпоративного контроля (советов директоров с независимыми директорами, систем управления рисками и т.д.), а «гарантированный» спрос на продукцию не способствует повышению производительности труда и инновационному развитию таких предприятий.

К тому же, как отмечалось в отчете Федерального агентства по управлению государственным имуществом «О выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества 2014—2016 гг.» в 2015 г., унитарные предприятия во многих случаях имеют в хозяйственном ведении значительное количество разнородных, не связанных объектов и при этом не осуществляют какой-либо профильной деятельности, а занимаются лишь сдачей таких объектов в аренду.

По словам заместителя руководителя ФАС России Сергея Пузыревского, создание государственных и муниципальных унитарных предприятий или изменение их видов деятельности влияет на конкурентную среду, приводит к изменению ситуации на рынке, ограничивает конкуренцию. Соответственно, полагают в антимонопольном ведомстве, необходимо запретить деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий на конкурентных рынках.

Читайте так же:  Комиссионная судебная экспертиза основания назначения

Что для этого предлагается в Законопроекте?

Создавать новые УПы можно будет лишь в исключительных случаях

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предлагается дополнить новой главой 7.1, устанавливающей антимонопольные требования к созданию и осуществлению деятельности унитарных предприятий. Общим правилом становится запрет на появление новых УПов, за исключением следующих случаев:

если это прямо предусмотрено законом, актом Президента или Правительства;

если унитарное предприятие учреждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, обеспечения государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством РФ;

для осуществления деятельности в сферах естественных монополий.

Проверять, есть ли основания для появления нового унитарного предприятия, будет ФАС России. Для этих целей служба наделяется полномочиями по выдаче заключений о соответствии антимонопольному законодательству. Заключения будут выдаваться по запросу органа, планирующего учредить унитарное предприятие, в котором должно содержаться в том числе обоснование необходимости создания УПа, а также сведения о товарном рынке (товарных рынках), на котором предприятие будет осуществлять деятельность.

Деятельность УПов значительно сократится уже с 2019 г.

Помимо ограничения на создание новых унитарных предприятий, Законопроект предусматривает ограничение деятельности уже существующих. В частности, предусмотрено, что деятельность унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках допускается лишь при условии, что выручка от такой деятельности не превышает 10% выручки от деятельности, для которой создавать унитарные предприятия разрешено (в сферах естественных монополий, а также в исключительных случаях — в соответствии с законом, актом Президента или Правительства или для обеспечения государственной и общественной безопасности).

Унитарные предприятия, созданные или работающие с нарушениями новых требований, подлежат ликвидации. А до 1 января 2021 г. ликвидации или реорганизации подлежат все унитарные предприятия, работающие на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, за исключением приведенных выше трех случаев. Если соответствующие решения не будут приняты либо не будут исполнены, унитарные предприятия будут ликвидированы в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

После 2021 г. переход товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкуренции также повлечет для действующих на нем унитарных предприятий необходимость ликвидироваться либо реорганизоваться в срок, который укажет антимонопольный орган в соответствующем предписании.

Принять к сведению

Согласно статистике, размещенной на официальном сайте ­ФНС России, количество унитарных предприятий, сведения о которых содержатся в ­ЕГРЮЛ, по состоянию на 01.01.2013 составило более 11 000, а на 01.01.2016 — уже более 23 000 предприятий (то есть за три года число предприятий увеличилось более чем в два раза). И хотя в последнее время количество унитарных предприятий постепенно снижается — по состоянию на 01.01.2018 количество унитарных предприятий составило около 18 600, — антимонопольный орган, аргументируя необходимость сокращения числа УПов, обращает внимание на отраслевую составляющую указанной статистики. Так, к примеру, к 01.01.2016 в сфере сделок с недвижимостью, аренды и предоставления услуг число федеральных унитарных предприятий достигло 520 предприятий (что составило 35,2% от числа федеральных унитарных предприятий), на региональном уровне 535 унитарных предприятий, а муниципальных унитарных предприятий — 3853 (24,1% от числа муниципальных унитарных предприятий). Эти цифры демонстрируют значительное число унитарных предприятий в сферах с развитой конкуренцией.

ГУП и МУП могут быть ликвидированы или реорганизованы к 2021 году

Новости по теме

Правительство предлагает ограничить создание унитарных предприятий.

С 2019 года правительство предлагает запретить создавать унитарные предприятия. Исключения будут сделаны только для тех организаций, которые:

  • созданы для обороны или безопасности страны,
  • работают в сфере естественных монополий.

Кроме этого, ГУП или МУП могут быть созданы по специальному распоряжению правительства или президента.

Чем унитарное предприятие отличается от других юридических лиц

Но даже таким предприятиям не позволят присутствовать на других конкурентных товарных рынках. Запрет установят для случаев, когда работа на этих рынках приносит на 10% больше выручки, чем разрешенная деятельность.

Что касается уже существующих ГУП и МУП, то по законопроекту все унитарные предприятия, работающие на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, должны быть ликвидированы или реорганизованы в другую форму собственности до 1 января 2021 года. Если учредитель этого не сделает, ликвидацией по иску антимонопольного органа займется суд.

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

Продлим подписку на 3 месяца бесплатно!

Незаменимые помощники в работе юриста

Как пройти налоговую проверку.
Инструкция для сотрудников

Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Высшая школа юриста

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

корпоративный юрист

Читайте в №2, 2019

☆ Полезная подборка для юриста

Главные правовые события

Что было на VII юридическом форуме в Кремле

Типовой устав ООО

Как перейти на него и не пожалеть об этом

Как налоговая на самом деле проверяет сведения в ЕГРЮЛ

Подготовлено по показаниям инспекторов.

Как судиться с приставами

Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки.

Скачать образцы документов

© 2007–2018 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Юрист компании» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015.