Лицензия на кормовые добавки

Рубрики Статьи

Россельхознадзор / Регистрация и лицензирование

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Направления деятельности:

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» можно оставить отзыв о качестве предоставляемых Россельхознадзором услуг. Анкета размещена на сайте Россельхозназора по ссылке.

6 февраля 2019 г.

4 февраля 2019 г.

1 февраля 2019 г.

31 января 2019 г.

24 января 2019 г.

24 января 2019 г.

Все новости / RSS по теме «Обращение лекарственных средств»

Управление Федеральной Службы
по ветеринарному и фитосанитарному надзору
по Томской области
(Россельхознадзор)

Рыба сушеная входит в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) На основании указания Россельхознадзора от 14 января 2011г. № ФС-НВ-2/201, ввоз готовой пищевой продукции промышленного изготовления в соответствии с Едиными ветеринарными требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) на территорию Таможенного союза, осуществляется по разрешению Россельхознадзора. Для получения разрешения Вам необходимо обратиться в ветеринарную службу субъекта, на территорию которого Вы планируете ввоз данной продукции. Ввоз рыбы, рыбо- и морепродукции в Российскую Федерацию разрешен только с аттестованных предприятий Китая. Со списком предприятий, утвержденных Россельхознадзором на право экспорта поднадзорных грузов в Российскую Федерацию, Вы можете ознакомиться на официальном сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз. Вывоз. Транзит» Кроме того, должны быть выполнены Ветеринарно-санитарные требования при ввозе на таможенную территорию таможенного союза и (или) перемещению между Сторонами пищевой продукции из рыбы, ракообразных, моллюсков, других объектов промысла и продуктов их переработки, утвержденные Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317. Каждая партия груза сопровождается ветеринарным сертификатом страны – экспортера Подробную информацию о данных документах вы можете узнать на официальном сайте Россельхознадзора (www.fsvps.ru) в разделе «Таможенный союз»

Корма и кормовые добавки для собак можно ввозить в Российскую Федерацию при условии соблюдения Ветеринарно — санитарных требований при ввозе на таможенную территорию таможенного союза и (или) перемещению между Сторонами кормовых добавок для кошек и собак, а также готовых кормов для кошек и собак, прошедших термическую обработку, утвержденных Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317. Согласно этих требований «Ввоз кормовых добавок для кошек и собак, а также готовых кормов для кошек и собак, прошедших термическую обработку (температура не ниже плюс 70 градусов Цельсия, время не менее 20 минут), в потребительской упаковке осуществляется без разрешения на ввоз, выданного уполномоченным органом Стороны, на территорию которой они ввозятся» Предприятие производитель должно быть включено в список предприятий, утвержденных на право экспорта кормов и кормовых добавок для животных в Российскую Федерацию. Списки предприятий расположены на официальном сайте Россельхознадзора. Каждая партия груза сопровождается ветеринарным сертификатом страны – экспортера. Подробную информацию о данных документах вы можете узнать на официальном сайте Россельхознадзора (www.fsvps.ru) в разделе «Ввоз. Вывоз. Транзит. Таможенный Союз»»

Для продажи меда в торговую сеть юридическим лицам любой организационно-правовой формы и гражданам необходимо иметь ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, удостоверение качества и декларацию соответствия. Данные документы предусмотрены требованиями следующих нормативных документов: «Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов» (утв. приказом Минсельхоза РФ от 16 ноября 2006 г. N 422), Законом РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993 г № 4979-1, ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29, Правилами ветеринарно — санитарной экспертизы меда при продаже на рынках от 18.07.1995 г. № 13-7-2/365, ГОСТом 19792-2001 «Мед натуральный. Технические условия». Ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. По вопросам проведения декларирования продукции Вам необходимо обратиться в орган по сертификации продукции и услуг. Информацию о месте нахождения и перечне официально действующих органов по сертификации можно узнать на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии www.gost.ru в разделе «органы по сертификации». В соответствии со статьей 3.7. КоАП РФ Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Перевозка продукции, подконтрольной государственной ветеринарной службе, по территории Р.Ф. регламентируется требованиями Приказа М.С.Х. Р.Ф. №422 от 16.11.2006года. Для того чтобы ввести корма (кормовые добавки) на территорию Томской области, Вам необходимо обратится в орган ветеринарной службы субъекта Р.Ф., из которого Вы собираетесь вывозить корма и получить на них ветеринарное свидетельство формы №3. Получение каких либо разрешений или согласований на ввоз данной продукции на территорию Томской области федеральным законодательством не предусмотрено.

Россельхознадзор / Форум

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Зарегистрирован: 18/04/2011 11:33:53
Сообщений: 3
Оффлайн

Зарегистрирован: 24/06/2009 08:32:34
Сообщений: 4317
Оффлайн

Дать мне конкретику. Можно сдесь, или, если здесь — неловко, в личку.

Зарегистрирован: 31/08/2010 07:45:36
Сообщений: 196
Оффлайн

Зарегистрирован: 18/04/2011 11:33:53
Сообщений: 3
Оффлайн

Зарегистрирован: 31/08/2010 07:45:36
Сообщений: 196
Оффлайн

Читайте так же:  Переход на усн требования

Зарегистрирован: 24/06/2009 08:32:34
Сообщений: 4317
Оффлайн

Нет ни чего не нажали случайно: я тоже так попался — это косячёк форумного движка — это у нас восьмерка со скобкой так отображаются.

Зарегистрирован: 24/06/2009 08:32:34
Сообщений: 4317
Оффлайн

Зарегистрирован: 03/11/2010 20:16:12
Сообщений: 233
Оффлайн

Зарегистрирован: 24/06/2009 08:32:34
Сообщений: 4317
Оффлайн

Не понял вопроса: что значит РАЗДЕЛИТЬ?

Зарегистрирован: 28/04/2011 14:04:16
Сообщений: 25
Оффлайн


Зарегистрирован: 16/06/2010 05:27:58
Сообщений: 1011
Оффлайн

Это сообщение было редактировано 1 раз. Последнее обновление произошло в 28/04/2011 15:45:17

Зарегистрирован: 30/06/2010 14:22:22
Сообщений: 64
Оффлайн

Зарегистрирован: 18/04/2011 11:33:53
Сообщений: 3
Оффлайн

Зарегистрирован: 25/05/2011 16:45:27
Сообщений: 2
Оффлайн

Уважаемый Николай Анатольевич, возможно где-то уже поднимался этот вопрос, но я его не нашла, как и ответа на него. Согласно ФЗ-61 «об обращении ЛС» лекарственным средством называется средства, (далее своими словами) применяемые для лечения людей и животных. Лекарственные средства делятся на фарм. субстанции и лекарственные препараты, которые бывают лекарственными препаратами для медицинского применения и лекарственными препаратами для ветеринарного применения. Фарм. деятельность — деятельность в сфере обращения ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (т.е. и для животных и для человека). Для осуществления фарм. деятельности нужна лицензия на право осуществления фармацевтической деятельности.

Нашей организацией на прошлой неделе в росздравнадзоре получена фарм. лицензия на «оптовую торговлю». Сограсно тому же ФЗ-61 «организация оптовой торговли лекарственными средствами — организация, осуществляющая оптовую торговлю ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона».

Вопрос мой состоит в следующем: при наличии лицензии на право осуществления фарм. деятельности на оптовую торговлю лекарственными средствами надо ли получать еще и лицензию на право оптовой торговли фармацевтическими субстанциями, идущими на изготовление лекарственных препаратов для ветеринарного применения.

По моему разумению, опыту работы в административных фарморганах, в том числе и в Росздравнадзоре, некоемому умению читать нормативные документы, считаю, что получение дополнительной лицензии не требуется.

В случае моих заблуждений и необходимости получения дополнительной лицензии прошу в ответе дать ссылки на нормативные документы. Спасибо.

Зарегистрирован: 24/06/2009 08:32:34
Сообщений: 4317
Оффлайн

selena29 wrote: Уважаемый Николай Анатольевич, возможно где-то уже поднимался этот вопрос, но я его не нашла, как и ответа на него. Согласно ФЗ-61 «об обращении ЛС» лекарственным средством называется средства, (далее своими словами) применяемые для лечения людей и животных. Лекарственные средства делятся на фарм. субстанции и лекарственные препараты, которые бывают лекарственными препаратами для медицинского применения и лекарственными препаратами для ветеринарного применения. Фарм. деятельность — деятельность в сфере обращения ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (т.е. и для животных и для человека). Для осуществления фарм. деятельности нужна лицензия на право осуществления фармацевтической деятельности.

Нашей организацией на прошлой неделе в росздравнадзоре получена фарм. лицензия на «оптовую торговлю». Сограсно тому же ФЗ-61 «организация оптовой торговли лекарственными средствами — организация, осуществляющая оптовую торговлю ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона».

Вопрос мой состоит в следующем: при наличии лицензии на право осуществления фарм. деятельности на оптовую торговлю лекарственными средствами надо ли получать еще и лицензию на право оптовой торговли фармацевтическими субстанциями, идущими на изготовление лекарственных препаратов для ветеринарного применения.

По моему разумению, опыту работы в административных фарморганах, в том числе и в Росздравнадзоре, некоемому умению читать нормативные документы, считаю, что получение дополнительной лицензии не требуется.

В случае моих заблуждений и необходимости получения дополнительной лицензии прошу в ответе дать ссылки на нормативные документы. Спасибо.

Россельхознадзор / Форум

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Зарегистрирован: 24/09/2014 09:30:10
Сообщений: 1
Оффлайн

Зарегистрирован: 28/08/2014 09:54:02
Сообщений: 120
Оффлайн

Зарегистрирован: 21/04/2011 17:16:17
Сообщений: 512
Оффлайн

Зарегистрирован: 03/07/2013 14:21:58
Сообщений: 19
Оффлайн

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2010 г. N 132

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ И СВЯЗАННЫХ
С ТРЕБОВАНИЯМИ К НЕЙ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ВКЛЮЧАЯ ИЗЫСКАНИЯ), ПРОИЗВОДСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВА, МОНТАЖА, НАЛАДКИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ ГОСУДАРСТВОМ — УЧАСТНИКОМ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

ПЕРЕЧЕНЬ
ПУНКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ ГОСУДАРСТВОМ — УЧАСТНИКОМ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ И СВЯЗАННЫХ С ТРЕБОВАНИЯМИ К НЕЙ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ВКЛЮЧАЯ ИЗЫСКАНИЯ), ПРОИЗВОДСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВА, МОНТАЖА, НАЛАДКИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ,
ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ

3. Пункты 6, 8, 10, 11, 14 — 16, 18 — 21, 23, 25 — 31, абзац первый, подпункты 2 — 4 пункта 33, пункт 34 Технического регламента «Требования к безопасности кормов и кормовых добавок», утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2008 г. N 263 (Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, 2008, N 15, ст. 138), согласно приложению N 3.

3. Требования к безопасности кормов и кормовых добавок
при их обороте на территории Республики Казахстан

6. При реализации и применении, а также ввозе (импорте) кормов и кормовых добавок на объектах внутренней торговли необходимы помещения и условия, обеспечивающие возможности приемки, контроля, идентификации и хранения кормов и кормовых добавок в соответствии с действующими нормативными документами на конкретные виды кормов и кормовых добавок.
7. Основными условиями при обороте кормов и кормовых добавок на территории Республики Казахстан являются:
1) соответствие кормов и кормовых добавок требованиям настоящего Технического регламента;
2) наличие документа, подтверждающего происхождение кормов и кормовых добавок, подтверждения соответствия (сертификата соответствия и (или) знака соответствия или декларации о соответствии);
3) наличие информации о кормах и кормовых добавках в маркировке и (или) сопроводительных документах изготовителя, поставщика и (или) продавца.
Условия, сроки хранения и реализация кормов и кормовых добавок должны исключать вероятность любого загрязнения и порчи.
Срок реализации устанавливается производителем (изготовителем) в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации на корма и кормовые добавки.
8. Не допускаются к реализации:
1) корма и кормовые добавки с истекшим сроком годности;
2) корма и кормовые добавки, имеющие явные признаки порчи;
3) корма и кормовые добавки, не имеющие документов, подтверждающих их происхождение или в отношении которых отсутствует информация;
4) корма и кормовые добавки, не соответствующие информации отраженной в представленных документах;
5) корма и кормовые добавки, не имеющие маркировки, с указанием сведении, предусмотренных Техническим регламентом.
При реализации кормов и кормовых добавок используются специальные оборудования, а также маркированные торговые инвентари (половники, щипцы, совки и др.). Не допускается взвешивание неупакованных кормов и кормовых добавок непосредственно на весах без упаковочных материалов.
9. Ввозимые (импортируемые) на территорию Республики Казахстан корма и кормовые добавки должны быть зарегистрированы в Государственном реестре кормов и кормовых добавок в Республике Казахстан и соответствовать требованиям настоящего Технического регламента.
10. Ввоз (импорт) кормов и кормовых добавок осуществляется с соблюдением условий, обеспечивающих их безопасность и сохранность качественных показателей, установленных с действующими нормативными документами по стандартизации.

Читайте так же:  Налоговые льготы многодетным 2019

_________________________________________________________________________________
И есть соответсвующая судебная практика не в пользу зоомагазинов по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ

Это сообщение было редактировано 1 раз. Последнее обновление произошло в 24/09/2014 11:40:05

Нужна ли лицензия на торговлю нашей продукцией?

Нужна ли лицензия на торговлю нашей продукцией?

Нужна ли лицензия на торговлю нашей продукцией? Елена
(23.03.2010) Здравствуйте! В вопросах-ответах прочитала, что без лицензии можно продавать средства, не входящие в список лекарственных средств и кормовых добавок. На ком будет лежать ответственность, если добавка не внесена в реестр и я ее продаю, а на самом деле она является лекарственным средством? Например, добавки Полидэкс в реестр не внесены, однако, производитель утверждает, что продавать их можно только с лицензией. Как быть в таком случае?

В связи с неоднократными обращениями в СПЗ на данную тему на вопрос отвечает генеральный директор Союза предприятий зообизнеса, Т.И. Колчанова.

Уважаемая Елена! Все Ваши действия должны соответствовать законодательству Российской Федерации, а не пожеланиям и замечаниям, высказанным производителем или кем-то еще. Реализация лекарственных средств регулируется Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства России № 416 от 06 июля 2006 г. с поправками (в отношении лекарственных средств, предназначенных для животных) от 19 июля 2007 года.

В Федеральном законе от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» дано определение лекарственных средств:

«лекарственные средства — вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции)».

По Положению о Министерстве сельского хозяйства, утвержденного Правительством РФ от 12 июня 2008 года № 450, Минсельхоз ведет:

П. 5.6.1. реестр лекарственных средств для животных, кормовых добавок, а также кормов, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы.

В государственном реестре, размещенном на сайте mcx.ru, есть два больших раздела: лекарственные средства и кормовые добавки.

Для того чтобы попасть в этот реестр, а значит, иметь право реализовывать данный вид продукции, производитель или импортер обязан зарегистрировать лекарственное средство или кормовую добавку в Россельхознадзоре. В регистрационном свидетельстве указывается, что именно было зарегистрировано – «лекарственное средство» или «кормовая добавка.

Возвращаясь к началу ответа, еще раз акцентирую внимание на том, что лицензированию подлежит исключительно реализация лекарственных средств для животных. Никакого отношения к кормовым добавкам лицензирование не имеет. Следовательно, реализация товаров фирмы Полидэкс, зарегистрированных, как кормовые добавки, не требует наличия лицензии.

Правовая зоозащита

Правовые вопросы обращения с домашними животными

Нюансы торговли ветеринарными препаратами и добавками для животных

Розничные продавцы товаров для животных предлагают своим покупателям многообразный ассортимент, начиная от кормов и заканчивая различными добавками и ветеринарными препаратами. Чем шире ассортимент, тем на большую выручку может рассчитывать магазин, но иногда в погоне за прибылью продавцы так увлекаются, что забывают об отдельных установленных ограничениях и из полученной прибыли оплачивают штрафы. Одно из таких ограничений касается торговли лекарственными средствами для животных, о чем и рассказано в данной заметке.

Какие требования предъявляются к ветеринарным препаратам?

Розничным продавцам, реализующим ветеринарные препараты и добавки, нужно знать, что основным документом, регулирующим отношения по реализации лекарственных средств, в том числе предназначенных для животных, является Закон о лекарственных средствах . В нем дано понятие лекарственных средств, к которым относятся вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни человека и животных. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтически е субстанции). Как видим, к названным категориям несложно отнести ветеринарные препараты, реализуемые в магазинах. В пользу этого говорит Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93*(2) , в нем ветеринарные препараты входят в группу «Медикаменты, химико-фармацевт ическая продукция и продукция медицинского назначения».

К лекарственным средствам, предназначенным для лечения животных, предъявляется ряд требований. Они должны иметь надпись «Для животных» ( п. 5 ст. 16 Закона о лекарственных средствах) и подлежат государственной регистрации федер альным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление контроля и надзора в области обращения лекарственных средств ( абз. 3 п. 1 ст. 19 Закона о лекарственных средствах). Утверждены отдельные Правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок *(3) . Попытки оспорить данный нормативный акт уже предпринимал в суде союз организаций зообизнеса, но безрезультатно (Определение ВС РФ от 21.11.2 005 N ГКПИ2005-1431). Применение незарегистрирова нных лекарственных средств допускается только при клинических исследованиях лекарственных средств или испытаниях лекарственных средств, предназначенных для лечения животных. Во всех остальных случаях могут применяться только зарегистрированн ые лекарственные средства. Следующее требование состоит в том, что розничная торговля лекарственными средствами для животных осуществляется в аптеке, ветеринарной аптеке либо ветеринаро м ( п. 6 ст. 32 З акона о лекарственных средствах).

Самое главное для продавцов заключа ется в том, что деятельность по реализации ветеринарных препаратов относится к фармацевтической и в силу пп. 47 п. 1 ст. 17 Закона о лицензировани и отдельных видов деятельнос ти *(4) подлежит обязательному лицензированию. На осуществление фармацевтической деятельности лицензия выдается на пять лет и, как правило, в числе лицензиатов выступают аптеки (ветеринарные аптеки), которые получают лицензию в порядке, прописанном в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности *(5) . В сфере обращения лекар ственных средств, предназначенных для животных, лицензии выдает Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Именно туда следует обращаться организации, занимающейся реализацией ветеринарных препаратов и добавок для животных. Но, как показывает практика, владельцы магазинов, реализующих товары для животных, считают, что перечисленные требования к ним не относятся.

Читайте так же:  Акт на взаимозачет в налоговую

К какому мнению приходят судебные инстанции?

Выводы большинства судебных инстанций сводятся к тому, что розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для животных, является фармацевтической деятельностью и подлежит лицензированию. Выделим наиболее распространенные в магазинах товары для животных, при реализации которых, по мнению проверяющих и судебных инстанций, необходима лицензия:

— ушные капли для лечения кошек и собак, являющиеся антибактериальны ми лекарственными средствами (постановления ФАС ПО от 19.02.2008 N А55-15396/2007 , ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-2264/2007(33 437-А81-7) , от 02.04.2007 N Ф04-1048/2007(32 057-А81-43)) ;

— препараты, предназначенные для лечения животных, такие как стрессмикс, мадикокс, мастометрин, энрофлон, эстрофан (Постановление Арбитражного суда Кировской обл. от 20.02.2009 N А28-1128/2009-30 /14);

— капели инсектоакарицидн ые, антигельминтные препараты, средства для регуляции половой активности кошек и собак (постановления ФАС ВВО от 28.04.2008 N А28-10474/2007-5 05/27 , Арбитражного суда Челябинской обл. от 12.02.2009 N А76-1435/2009-56 -120);

Реализация любого из перечисле нных видов товаров обязывает продавца побеспокоиться о наличии лицензии. Если ветеринарные средства зарегистрированы и внесены в государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок, то, как показывают названные решения, шансов избежать ответственности у продавца, не имеющего лицензии, практически нет. Но это не всех останавливает.

Какая ответственность за нарушения и можно ли ее избежать?

Отсутствие лицензии, обязательной для определенного вида деятельности, является достаточно серьезным нарушением. Об этом говорит факт, что за осуществление деятельности без лицензии (если лицензия обязательна) действующим законодательство м предусмотрены административная и гражданская ответственност ь. В пункте 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрен административный штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. Гражданское законодательство предусматривает в качестве одной из мер наказания ликвидацию юридического лица по решению суда ( п. 2 ст. 61 ГК РФ) *(6) .

Но иногда продавцы торгуют препаратами без лицензии, прекрасно осознавая, что их могут оштрафовать. Они надеются на малозначительнос ть правонарушения, что может явиться основанием освобождения от ответственности ( ст. 2.9 КоАП РФ, Постановлени е ФАС УО от 24.09.2008 N Ф09-6673/08-С1). При квалификации правонарушения в качеств е малозначительног о суды исходят из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительнос ть правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий нарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются фактами, свидетельствующи ми о малозначительнос ти нарушения ( п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10). В то же время суд может принять во внимание смягчающие вину обстоятельства и назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном КоАП РФ ( Постановление ФАС ВВО от 28.04.2008 N А28-10474/2007-5 05/27).

Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок привлечения к административной ответственности. В розничной торговле, как правило, нарушаются права потребителя, за что срок привлечения к ответственности установлен в пределах года. Однако если зоомагазин реализует товары для кошек и собак, в данном случае потребителем лекарственного средства оказываются (внимание!) животные, поэтому нет оснований полагать, что нарушены права потребителя (гражданина). Значит, срок привлечения к ответственности составляет не год, а всего лишь два месяца ( ст. 4.5 КоАП РФ), истечение которых является обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности. Безусловно, данные рассуждения можно было бы принять за первоапрельскую шутку, но это не розыгрыш, уважаемый читатель, а выводы, сделанные в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 N 17АП-8424/2008-А К по делу N А50-10625/2008.

Несмотря на то, что за нарушение прав животных предусмотрен меньший срок привлечения к ответственности, не стоит нарушать их и надеяться, что проверяющие его пропустят. Нужно принять все зависящие о т организации меры для соблюдения установленных правил и норм. Это может сделать аптека или оптовый поставщик, который должен соблюдать установленные правила оптовой торговли лекарственными средствами ( Постановление ФАС УО от 14.01.2009 N Ф09-10219/08-С1) . Розничному магазину проблематично получить лицензию на продажу ветеринарных препаратов. Поэтому владельцам магазинов можно порекомендовать другое решение вопроса — исключение из ассортимента предлагаемых товаров для животных ветеринарных препаратов, для реализации которых не обойтись без лицензии ( Постановление ФАС ПО от 27.03.2008 N А55-17560/2007).

эксперт журнала «Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение»

«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение» , N 3, март 2009 г.