Льготы бизнесу наука

Рубрики Статьи

Льготы для малого бизнеса: на что можно рассчитывать

Основная проблема большинства владельцев малого бизнеса — это ограниченный бюджет, который не позволяет развиваться в полную меру и вынуждает постоянно экономить то на продвижении, то на персонале, то еще на чем-то. Но есть некоторые льготы, на которые малый бизнес вправе претендовать и которые могут сильно помочь на первых порах.

Прежде чем понять, на какие льготы можно рассчитывать, нужно убедиться в том, что бизнес соответствует критериям, по которым его можно отнести к субъектам МСП.

Малый бизнес в 2019 году — критерии определения

Лимиты доходов для субъектов МСП установлены в Постановлении Правительства от 04.04.2016 № 265.

Чтобы понять, соответствует ли компания критериям малого бизнеса или нет, нужно брать в расчет не только выручку от реализации (критерий до 1 августа 2016 года), а все доходы от предпринимательской деятельности.

В 2019 году к малым относятся компании, которые, во-первых, вписываются в рамки лимита по размеру доходов в 800 млн руб. и по численности персонала в 100 человек, а во-вторых, соответствуют требованиям по доле участия других компаний в уставном капитале: для гособразований, общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25 % в сумме; для обычных юрлиц, в том числе иностранных, — не более 49 % в сумме; для юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, ограничений нет.

С 1 августа 2016 года функционирует Единый реестр субъектов МСП, используя данные по отчетности. Доступ к этому ресурсу можно получить на сайте ФНС. Реестр позволяет убедиться в наличии и правильности внесенных данных о конкретном бизнесе. Чтобы им воспользоваться, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП.

Почему реестр имеет значение? Потому что наличие в нем сведений о предприятии гарантирует возможность получения определенных льгот, которые полагаются малому бизнесу. Поэтому, если в реестре не оказалось сведений о вашем бизнесе или вы выяснили, что те сведения, которые есть, некорректны, не поленитесь отправить заявку и предоставить верную информацию.

Налоговые каникулы

Впервые зарегистрированные ИП могут «отправиться» в 2019 году на налоговые каникулы. Эта мера поддержки возникла своевременно, как раз в разгар экономического кризиса — с 1 января 2015 года. Налоговые каникулы, по мнению чиновников, должны стать стимулом для открытия бизнеса на фоне нестабильной ситуации в экономике.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ устанавливает срок, в течение которого зарегистрированные ИП могут применять нулевые налоговые ставки — до 31 декабря 2020 года. Воспользоваться такой возможностью могут предприниматели, соблюдающие ряд требований:

  • они применяют УСН или ПСН;
  • их деятельность имеет отношение к производству, социальной или научной сфере;
  • доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется налоговая ставка 0 %, составляет не менее 70 % от общего дохода.

Стоит учитывать, что налоговые каникулы действуют не более двух налоговых периодов с момента регистрации ИП. У регионов есть право самостоятельно определять виды деятельности, подпадающие под налоговые льготы, и устанавливать сроки действия каникул. В каких-то регионах ИП получают два полных льготных года, в других — только год. Также могут устанавливаться дополнительные «лимиты» в виде ограничения средней численности работников или предельного размера доходов.

В любом случае вопрос применения налоговых каникул требует уточнения на местах. Например, в Новгородской области с 1 августа 2016 года каникулы стали представлять для таких видов деятельности, которые ранее не входили в список льготных: ремонт предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения, а также услуги — стирка и химчистка, парикмахерские и салоны красоты, ритуальные услуги.

В Подмосковье период действия налоговых каникул изначально был установлен до 2018 года. Однако Московская областная Дума приняла закон, продлевающий каникулы на территории региона до 31 декабря 2020 года. Льготой могут воспользоваться индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в производстве, социальной, научной сфере, а также в сфере социальных услуг населения.

Кроме того, принятый Московской областной Думой закон продлевает до 31 декабря 2020 года действие пониженной налоговой ставки в размере 10 % для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и осуществляющих деятельность в приоритетных для Московской области сферах — производственной, социальной или научной.

Обратите внимание на п. 14 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства», в котором уточняется, что право на налоговую ставку 0 % по УСН и ПСН, предусмотренную для впервые зарегистрированных ИП, распространяется в том числе и на граждан, ранее прекративших статус ИП и окончивших ведение предпринимательской деятельности, но решивших ее возобновить. То есть, если вы регистрируете ИП не впервые, а повторно, то вы тоже можете воспользоваться налоговыми каникулами.

Надзорные каникулы

С 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года для субъектов малого предпринимательства, кроме тех, кто допускал значительные нарушения за последние три года, действовали надзорные каникулы. Это послабление имело отношение и к действующим, и к вновь созданным компаниям. При этом надзорные каникулы не затрагивали малый бизнес, связанный с социальной сферой, образованием и здравоохранением. Каникулы не распространялись на виды госконтроля, предусмотренные п. 6 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Кроме того, надзорные каникулы не распространялись на налоговые проверки и ревизии со стороны ПФ и ФСС (Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ).

Накануне 2019 года президент подписал Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ, в соответствии с которым мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлевается еще на два года — до 31 декабря 2020 года. Проверок не избежать только тем, кто работает в сферах, где введен риск-ориентированный подход, и юрлицам и ИП, у которых до этого уже отбирали или приостанавливали лицензию, или если ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности.

Предприниматель вправе подать в орган контроля (надзора) заявление об исключении себя из ежегодного плана проверки, если обнаружит себя в плане и посчитает эту проверку незаконной. Решение по заявлению принимается в течение 10 дней со дня поступления. Если принимается положительное решение, проверка отменяется и удаляется из плана. Для поиска запланированных проверок предпринимателям лучше пользоваться сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2019 год на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Региональные налоговые льготы

Такие льготы в 2019 году имеют право вводить местные власти. Поэтому наиболее точную информацию лучше узнавать на региональных сайтах центров поддержки предпринимательства. Проще всего воспользоваться поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Укажите регион — и вы автоматически попадете на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

Допустим, если вы выберете в поиске Томскую область, то выйдете на сайт «Малый и средний бизнес Томской области», на котором можно найти подробную инфографику с мерами поддержки и различными льготами.

Малый бизнес может претендовать на субсидию от государства. Случаи, когда она предоставляется, перечислены в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 № 316. В этом же документе указан перечень документов, необходимых для получения денег.

Условия и порядок получения субсидии лучше уточнять на региональных сайтах администраций, центров развития и поддержки предпринимательства и других госструктур, связанных с проблемами предпринимательства. Например, на сайте Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы можно найти информацию по субсидиям как для начинающих предпринимателей (с момента регистрации юрлица, ИП — не более двух лет), так и для более опытных бизнесменов.

Так, московский предприниматель может рассчитывать на компенсацию лизинговых платежей, компенсацию процентов по кредитам, компенсацию затрат на приобретение оборудования и др. На сайте Департамента обозначены условия, порядок процедуры и даже приведены бланки необходимых документов.

В Контур.Журнале опубликована статья «Пошаговая инструкция: как получить субсидию от Правительства Москвы», в которой о своем опыте получения субсидии рассказывает генеральный директор Premium Telecom Лидия Царенко. Также мнением по этому вопросу делятся бизнесмены в статье «Как получить субсидию на открытие бизнеса: опыт предпринимателей».

Благодаря Федеральному закону от 03.07.2016 № 348-ФЗ с 1 января 2017 года микропредприятия освободились от ведения кадрового учета, то есть могут полностью или частично отказаться от оформления и применения таких локальных нормативных актов, как правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и др.

Закон определяет, что для регулирования трудовых отношений работодателю придется включить в трудовые договоры с работниками условия, предусмотренные трудовым законодательством. Трудовые договоры заключаются на основе типовой формы.

Как только микропредприятие переходит в положение малого бизнеса, оно становится обязанным вести кадровый учет. В этом случае ему придется за четыре месяца утвердить все необходимые кадровые документы.

Учет и отчетность

Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет, а для малого бизнеса важна. Подробнее ознакомиться со списком преференций можно в Информации Минфина РФ N ПЗ-3/2015.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.08.2016 № 819 c 1 января 2018 года годовой объем прямых закупок госкомпаний у субъектов МСП вырастет до 15 %. Хотя стратегия развития МСП до 2030 года, принятая в июне, подразумевает постепенное наращивание квоты до 25 % с 2018 года.

В рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ малому бизнесу предоставлен ряд льгот. В частности, как отмечается в Постановлении Правительства РФ от 11.03.2016 № 182, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения контракта при проведении конкурсов, электронных аукционов и запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства. Также, согласно п. 8 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчик должен оплатить работы или товары не позже 15 дней с даты подписания документа о приемке.

Читайте так же:  Можно ли подать на развод без свидетельства о рождении ребенка

Преференции для малого бизнеса по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ прописаны в Постановлении Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Так, например, документ обязывает заказчика разрабатывать, утверждать и публиковать в ЕИС перечень того, что будет закупаться только у субъектов МСП (при условии соблюдения нормы — не менее 10 % от совокупного годового объема закупок заказчика). В то же время заказчик имеет право требовать от поставщика только декларацию, подтверждающую его статус.

Льготная аренда

У малого бизнеса есть возможность заключать с региональными властями на льготных условиях договоры аренды, но в каждом отдельном случае нужно узнавать детали и условия на местах.

Например, для отдельных хозяйствующих субъектов Москвы действует несколько видов поддержки: программа «Рубль за квадратный метр», бесплатные коворкинги, преимущественное право выкупа помещения и др.

С 1 января по 31 декабря 2018 года СМП могут рассчитывать на льготную ставку арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м в год (п. 1 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. № 800-ПП). При этом они должны арендовать нежилые помещения площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов. Эта же ставка распространяется на СМП, связанный со здравоохранением и образованием, который так же арендует нежилые помещения площадью свыше 300 кв. м. Однако есть одна деталь: ставка действует для них только в том случае, если они получили до 1 апреля 2013 года заключение отраслевого органа исполнительной власти о наличии оснований для предоставления имущественной поддержки.

Чтобы иметь преимущественное право на выкуп помещения, нужно прежде всего соответствовать условиям, обозначенным в Федеральном законе от 22.07.2008 № 159-ФЗ: не иметь задолженности по арендной плате, быть включенным в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также владеть или пользоваться арендуемым имуществом непрерывно в течение двух и более лет.

Программа «Рубль за квадратный метр» действует для московского социального бизнеса. Объекты по ней предоставляются через открытый аукцион, который проводит Департаментом города Москвы по конкурентной политике. Список объектов и лотовая документация приведена на Инвестиционном портале города Москвы, сайте для размещения информации о проведении торгов и сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике.

Право льготной аренды получает победитель аукциона, но при условии восстановления объекта за свой счет. Ставка 1 руб. за кв.м в год начинает действовать после завершения реконструкции объекта и выполнения требований программы.

Важно также отметить, что с 3 июля 2018 года действует Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Льготы бизнесу наука

Известно, что налоговая система любого государства выполняет не только фискальную, регулирующую, социальную, но также и стимулирующую функцию.

Налоговые льготы выступают одним из главных инструментов реализации регулирующей и стимулирующей функций налогообложения, суть которой состоит в том, что государство как активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц.

Будучи элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных групп населения, освобождаются от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.

Льготы можно рассматривать, как самый нестабильный элемент налоговой системы, но именно им надлежит воплощать стимулирующую роль налога. И здесь очень важно такое понятие, как эффективность налоговых льгот в целом и каждой в отдельности для экономики. Экономисты признают, что налоговые льготы являются более эффективным средством поддержки предприятий, чем бюджетные субсидии. Существует также мнение, что налоговые стимулы не способны оказать решающего воздействия на развитие инвестиционных процессов, но даже, несмотря на это, они оказывают определяющее воздействие на макроэкономический климат в стране.

Рассматривая влияние налоговых льгот и освобождений на состояние экономики и общества, необходимо в первую очередь определить их место в налоговой системе и соответствие ее необходимым качественным характеристикам.

Основными характеристиками грамотно построенной налоговой системы должны быть эффективность, нейтральность, простота и справедливость. Достижение этих качественных характеристик невозможно без отмены многочисленных необоснованных и бессистемных льгот, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других. Налоговые льготы и освобождения делают налоговую систему хуже с точки зрения нейтральности, справедливости, эффективности и простоты.

Но говоря об отмене льгот, нельзя абсолютизировать это положение. Мировой и отечественный опыт доказывает, что ликвидация налоговых льгот означает не что иное, как лишение российской налоговой системы регулирующей функции: возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития отечественного производства.

По всему миру, правительственные агентства могут предоставлять разные виды стимулирования развития бизнеса с целью создания благоприятных условий и поддержки предпринимательской деятельности. Предоставляемые льготы направляются на обеспечение экономической диверсификации, создание вакантных рабочих мест и расширение базы налогообложения.

Большинство компаний пытаются найти способы сокращения затрат на реализацию новых проектов. По этой причине стимулирование делового развития зачастую считается главным фактором при определении места, где компания будет находиться. При принятии данного решения решаемыми факторами являются: отношение местной власти к бизнесу, затраты на ведение бизнеса в сумме, возможность привлечения работников в определенной области. При помощи налоговых льгот в большинстве стран, развитие малого бизнеса всячески поощряют. Такое же отношение наблюдается к привлечению зарубежного капитала, научно-техническим разработкам (которые имеют базовое значение для перспективного экономического развития), экологическим проектам.

Система налоговых льгот и преференций, выступая в роли действенного экономического регулятора, должна отвечать определенным требованиям, при невыполнении которых функционирование данной системы становится нецелесообразным.

С целью обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации налоговые льготы и преференции должны оцениваться с позиции «цель» — «результат», что означает наличие, во-первых, строго определенных параметров, на достижение которых направлены усилия государства и, во-вторых, проведение оценки эффективности установленных привилегий, которая отражает достижение поставленных целей.

Оценка эффективности налоговых льгот и преференций в узком смысле предполагает анализ достигнутых результатов (налоговые поступления) и затраченных ресурсов (выпадающие доходы или как их еще принято называть «потери бюджета»).

В широком смысле оценка эффективности льгот означает анализ взаимосвязи налоговых поступлений, выпадающих доходов, с одной стороны, и экономических (объем производства, производительность труда) и социальных показателей (доходы населения, обеспеченность жильем, качество медицинских услуг), с другой.

Оценивая законодательство о налогах и сборах Российской Федерации на текущий момент, можно утверждать, что система налоговых льгот и преференций соответствует предъявляемым требованиям лишь отчасти:

-цель установления налоговых привилегий напрямую не вытекает из актов законодательства о налогах и сборах;

-оценка эффективности налоговых льгот присутствует эпизодически.

В настоящее время в России не существует единой методики оценки эффективности налоговых льгот. На федеральном уровне серьезной работы по оценки эффективности не проводится.

В настоящее время субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельно разрабатывают методики оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.

Анализ нормативных актов законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации позволяет утверждать о том, что в большинстве регионов проводится определенная работа по анализу эффективности применения налоговых льгот.

Анализируя региональные законодательные акты, стоит отметить, что значительная часть льгот направлена на устранения встречных финансовых потоков и рационального использования бюджетных ресурсов (бюджетные, автономные учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления). По нашему мнению, в данной ситуации целесообразнее предоставлять налоговые преференции вместо налоговых льгот, т.к. освобождение вышеуказанных учреждений и органов власти не основано на факторе стимулирования, а диктуется лишь бюджетными соображениями.

В целях проведения оценки эффективности органам исполнительной власти (как правило, министерствам и департаментам экономического блока Правительства субъекта Российской Федерации) требуется большой массив информации, получаемой из территориальных управлений ФНС России, Росстата, финансовых управлений, а также самих налогоплательщиков на основании нормативных документов (методика и (или) порядок оценки эффективности налоговых льгот).

Для современных стран расширение и усиление государственного вмешательства во многие сферы экономической жизни, уже стало характерной чертой. Разница видна только в степени этого вмешательства. В Швеции степень вмешательства больше, в США меньше, в Японии и Германии средняя. В Америке, государственное регулирование является важной составляющей частью механизма американского хозяйствования.

В западных странах вопросы налогообложения уже давно занимают приоритетное место при формировании финансового плана предприятий. При условиях высоких ставок по налогам неверный либо не полный учет фактора налогообложения может спровоцировать неблагоприятные последствие, а в некоторых случаях банкротство. При этом оптимальное применение налоговых льгот и скидок, предоставляемых законодательством, способствует обеспечению сохранности финансовых накоплений и даже расширению бизнеса и получению новых инвестиционных вливаний, благодаря экономии на налоговых выплатах, а в некоторых случаях предусмотрен возврат налоговых платежей их казны.

Понижение высоких налоговых ставок до сниженных ставок эффективных в западных странах, отличается избирательным характером, хотя может быть доступно для многих компаний. Фактически во всех западных странах существенные льготы на налог либо компенсации и прямые субсидии, предназначенные для экспортной деятельности, для инвестирования новое промышленное оборудование , создания трудовых вакансий, для развития менее застроенных районов и т.д. На этой основе мы делаем вывод, налоговые режимы западных государств по отношению к коммерческой и производственной деятельности вполне выдерживают конкуренцию с налоговыми режимами государств «налоговых гаваней», особенно с учетом того, что для осуществления деятельности важными факторами считаются доступность сырьевых источников, состояние инфраструктуры, близкое расположение рынков сбыта, наличие квалифицированных сотрудников. По этим факторам страны «налоговой гавани» проигрывают развитым западным странам.

Определенные развитые государства в последнее время устанавливают законы, направленные на перемещение капиталов из своих стран в так называемые «налоговые убежища». Подобные законы не распространяются на деятельность их граждан и предприятий. Так же это расценивается как сдерживающий фактор при выборе страны, где предполагается размещение капитала. Несмотря на это давление западных стран на страны «налоговой гавани» никогда не отличалось особой силой. В реальности капитал только базируется в странах «налоговой гавани», а его функционирование продолжается в западных странах, куда и переводится прибыль с этих капиталов, так как владельцы этих капиталов там проживают. Государства — «налоговые убежища» играют важнейшую роль для минимизации остроты конкурентных противостояний между развитыми государствами в борьбе за пользование капиталами. Также они предоставляют важные аргументы для внутриполитических диалогов в этих странах, давая возможность властям защищать предоставление значимых льгот по налогам капитала, ссылаясь на имеющиеся «налоговые убежища» за границей.

Читайте так же:  Квитанция на оплату госпошлины загранпаспорта срок действия

Как правило, целью налоговых льгот является стимулирование инвестиций. Первый и базовый льготный тип — это повышение амортизационных отчислений, способствующих сокращению облагаемого дохода корпораций. Но это не совсем эффективно для компаний, где используется ручной труд и где отсутствуют фондоемкие производства по отношению к малому бизнесу. Второй тип льгот заключается в полном или частичном вычитании расходов на инвестировании их облагаемого дохода, а также в создании инвестиционных запасов, налоговые взимания по которым могут быть отсрочены. Третий тип льгот заключается в сокращении ставок по налогам или в ведении налоговых каникул для предприятий, задействованных в развивающихся регионах или отраслях; для малых предприятий, оффшорных компаний, холдингов и новых корпораций. Четвёртый тип налоговых льгот заключается в распределении дивидендов, в том числе за счет применения системы льготного участия.

Совместно с уклонением от налоговых взиманий, использование льгот приводит к существенным расхождениям между отношением налоговых поступлений к ВВВ и эффективной ставкой по налогам и платежам. Сопоставление ставок платежей и отдельных налогов не отображает в полной мере давление общих налоговых обязательств в разных странах и не дает возможность полномерно оценить влияние налоговой системы и платежей на хозяйственную активность граждан.

В западных странах вопросы налогообложения уже давно занимают приоритетное место при формировании финансового плана предприятий. При условиях высоких ставок по налогам неверный либо не полный учет фактора налогообложения может спровоцировать неблагоприятные последствие, а в некоторых случаях банкротство. При этом, оптимальное применение налоговых льгот и скидок, предоставляемых законодательством, способствует обеспечению сохранности финансовых накоплений и даже расширению бизнеса и получению новых инвестиционных вливаний, благодаря экономии на налоговых выплатах, а в некоторых случаях предусмотрен возврат налоговых платежей их казны.

Компании с масштабом международного уровня имеют возможность пользоваться специальными льготами, которые предусмотрены международным соглашением о ликвидации двойного налогообложения; государства — «налоговые гавани» не обладают такими соглашениями.

Налоговая база на добавленную стоимость захватывает фонд зарплаты и белую денежную выручку от деятельности компании, что сильно упрощает налоговый контроль и сужает возможности злоупотреблять налоговыми льготами. В основном в иностранных государствах принято выделять 3 метода количественной оценки налоговых затрат: по восстановленным доходам, упущенным доходам и по эквивалентным расходам. Данные способы в разной степени применяются государствами, которые состоят в Организации экономического развития и сотрудничества.

Метод упущенных доходов применяют при оценке налоговых расходов в качестве суммы, на которую сокращаются поступления в бюджет с налогов, по причине наличия в налоговом законодательстве определённой льготы, то есть на ту сумм, которую бюджет потерял из-за предоставления налоговой льготы.

Нужно уточнить, что данный метод обычно рекомендован для оценки налоговых затрат, его принято воспринимать как более надежный метод оценки степени поддержки, которая оказывается плательщикам налогов через систему налогообложения.

Метод восстановленных доходов используют для оценки налоговых расходов в качестве суммы, на которую доход бюджета с налога повышается при отмене определенной налоговой льготы, то есть на сумму, которая была бы дополнительно начислена в бюджет, если бы какая-либо льгота была ликвидирована.

Так как данный метод предполагает осуществление оценочной деятельности в случае устранения налоговой льготы ( в отличие от метода упущенных доходов, где оценка проводится при условиях действия льготы), оценка налоговых затрат с помощью метода восстановленных доходов предполагает учет эффектов второго порядка и учет поведенческих реакций налогоплательщиков, связанных с устранением то или иной льготы.

Но в практическом применении подобные эффекты могут быть не учтены, по причине того что проведение оценки с использованием метода восстановление доходов требует следующее:

— сведения об изменении поведенческих реакций налогоплательщиков вследствие изменений налоговой политики ( во многих случаях такие сведения практически не доступны, и для осуществления оценочной деятельности стояться только предположения о таких реакциях, со стороны плательщиков);

— сведения о порядке устранения налоговой льготы, в том числе от дате ее отмены и прочих переходных этапах;

— сведения, необходимые при проведении агрегированной оценки. В частности о том, как изменятся принципы применения других налоговых льгот налогоплательщиками, при отмене одной или нескольких других льгот.

Метод эквивалентных расходов применяют для оценки налоговых расходов в качестве суммы прямых расходов до обложения налогом, который требуется для достижения аналогичного эффекта как после налогообложения в случае, когда прямые расходы заменяют налоговые расходы, согласно определенной программе. Иначе говоря, сумма необходимая для выплаты плательщику налогов, чтобы его доход после обложения налогом при условиях замены льготы бюджетным трансфертом стал равным доходу, который у него был при использовании льготы.

Оценка данным методов не похода на оценку методом упущенных доходов, в случае если трансферт, заменяющий льготы подлежит налогообложению.

Налоговые льготы или освобождения от налогов часто предоставляются для решений определенного рода распределительных и социальных задач (к примеру, защита незащищенной категории граждан), для стимулирования экономической активности по определенным направлениям (сельхоз производство, инвестирование основных средств).

Также они направлены на стимулирование экономического роста в конкретных областях (благотворительность, инновационные технологические разработки). Что же касается введения налоговых преференций, то оно не всегда оправдано четкими аргументами социального или экономического характера.

Предоставление налоговых льгот носит не только прямой эффект выражающийся в снижении налоговых поступлений в бюджет, но и косвенный, который является более неоднозначным и не всегда выражается в материальных потерях общества. Оценка косвенного эффекта не может быть однобокой, поскольку при введении или аннуляции определенной льготы по налогам или освобождения от налога, поведение плательщика сборов и налогов может измениться и отразиться на сфере действия прочих налоговых мер.

Так же нельзя определить четкое соответствие между налоговыми льготами и задачами экономико-социальной политики, на которые эти льготы направлены. В основном, для решения определенных задач принято использовать комплекс мер, так как одна и та же мера может реализовывать абсолютно разные задачи.

Рецензенты:

Петросянц В.З., д.э.н, главный научный сотрудник отдела теории и методологии регионального развития ФГБУН Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН, г. Махачкала;

Бейбалаева Д.К., д.э.н, доцент, доцент кафедры экономики и дизайна ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г.Махачкала.

Налоги, льготы и кредиты: о мерах поддержки малого бизнеса в РФ

Среди тем, которые будут обсуждаться в рамках XV Международного инвестиционного форума «Сочи-2016», который пройдет 30 сентября-1 октября, — развитие сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) в РФ. В том, как обстоят дела в сегменте и какие меры принимают власти для развития МСП, разобрался Исследовательский центр ТАСС.

10 фактов о малом бизнесе в России

  • 5,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства — малый бизнес РФ
  • 95% от всех коммерческих предприятий по стране, рабочие места для 16,5 млн граждан и пятая часть ВВП.
  • 5–6% от общего объема основных средств и 6–7% от объема инвестиций в основной капитал в целом по стране приходится на малые и средние компании. В развитых странах МСП производит более 50% ВВП, в нем заняты 35–80% трудоспособного населения.
  • Производительность труда на малых и средних предприятиях в России составляет 0,9 млн рублей на человека против 2,2 млн рублей в странах ЕС и 3,4 млн рублей в США.
  • Около 6% — доля МСП в общем объеме экспорта России, в развитых странах — 25–35%, в Корее — около 40%, в Китае — более 50%.
  • Лишь 5,8% россиян трудоспособного возраста начинают свое дело, это самый низкий показатель среди стран БРИКС: в Бразилии он составляет 17,3%, в Китае — 14,0%, в Индии — 9,9%, в ЮАР — 10,6%. В США доля граждан, начинающих собственный бизнес, — 12,7%.
  • В результате реализации «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» оборот МСП в России должен вырасти в 2,5 раза по отношению к 2014 году, производительность труда — удвоиться, доля обрабатывающей промышленности в обороте сектора — увеличиться до 20%, доля занятого населения — до 35%.
  • в 57 из 85 регионов страны в 2015 году вырос оборот продукции, производимой малыми предприятиями
  • По данным «Опоры России», количество средних предприятий в стране практически не растет. Эксперты связывают это с резким ростом рисков и налоговой нагрузки на предприятие, когда оно перерастает порог малого бизнеса.

Институты для развития малого бизнеса

Для достижения целей государство формирует инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.

  • В России реализуется ряд программ финансовой поддержки МСП, в рамках которых бизнес может получить грант на начало собственного дела, микрозайм, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях.
  • Минэкономразвития предоставляет регионам средства федерального бюджета на развитие МСП на условиях софинансирования.
  • «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк») реализует отдельную программу кредитования МСП по двухуровневой схеме через широкую сеть партнеров: банков, лизинговых и факторинговых компаний, микрофинансовых организаций. Финансирование в рамках программы с 2004 года по настоящее время получили более 57 тыс. субъектов предпринимательства (в том числе с начала 2016 года почти 15 тыс.) на 629 млрд рублей (в 2016-м — на 91 млрд рублей по средневзвешенной ставке 13,38%), в том числе почти 1600 субъектов из 168 моногородов.
  • В 2014 году для создания национальной гарантийной системы поддержки МСП учреждено акционерное общество «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» (АО «НДКО «АКГ»).
  • Летом 2015 года на основе «НДКО «АКГ» с участием «МСП Банка» создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (АО «Корпорация МСП»). С 2014 года по 21 сентября 2016-го предпринимателям было выдано (сначала АКГ, а потом корпорацией) 5813 гарантий и поручительств на 50,8 млрд рублей, объем кредитов с гарантийной поддержкой достиг 81,6 млрд рублей.
  • В 2015 году начало работу АО «Российский экспортный центр», которое должно организовать предоставление услуг по поддержке экспорта в режиме одного окна.
Читайте так же:  Судебный приставы наро-фоминск

Налоговые льготы

За последние два года государство приняло ряд налоговых решений, направленных на поддержку бизнеса.

  • С 1 января 2015 года регионам дано право вводить «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в научной, социальной или производственной сферах. Также они могут снижать с 6% до 1% от оборота ставку для работающих по упрощенной системе налогообложения.
  • Вдвое увеличены предельные значения выручки, используемые для отнесения предприятия к субъектам малого или среднего предпринимательства: для микропредприятий — с 60 до 120 млн рублей, для малых — с 400 до 800 млн рублей, для средних — с 1 до 2 млрд рублей.
  • Правительство рассматривает законопроекты о дополнительном облегчении налогового бремени для малого бизнеса. В частности, они предусматривают повышение порога доходов для предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения, с 60 до 120 млн рублей, продлевают действие режима единого налога на вмененный доход на три года — до 1 января 2021 года, вводят налоговые каникулы на два–три года для самозанятых граждан (21 сентября на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам президент Владимир Путин пообещал, что решение о налоговых каникулах будет принято в ближайшее время), предоставляют налоговые вычеты предпринимателям на покупку контрольно-кассовой техники, устанавливают льготы для малых предприятий по платежам во внебюджетные фонды.

Льготы бизнесу наука

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧЕРНОГОРИИ

Саркисова Ксения Львовна

Попова Виктория Викторовна

студенты 5 курса, кафедра Финансов и налогообложения, МЭСИ, РФ, г. Москва

Колчин Сергей Павлович

научный руководитель, профессор, кафедра Финансов и налогообложения, МЭСИ, РФ, г. Москва

Черногория — одна из красивейших стран на Балканах, пользующаяся у россиян популярностью не только из-за дешевизны, но и из-за незабываемых пейзажей, колоритной музыки и вкусной еды. Помимо прекрасного отдыха, Черногория также привлекательна для инвестиций. Каждый второй турист, побывав там, задается вопросом о вкладе своего капитала в рынок недвижимости. А все потому, что политика Правительства Черногории направлена на развитие частного бизнеса и предпринимательства, оптимизация налогообложения в целях привлечениях зарубежных инвесторов и упрощенный процесс оформления необходимой для инвестора документации. Согласно с прогнозами, объем инвестиций в эту страну в среднем ежегодно будет показывать рост на 13,2 % [1].

Изучая законодательство Черногории первое с чем придется столкнуться бизнесмену — отсутствие четкой кодификации налогового законодательства. То есть, в одном законе может быть установлено несколько налогов, которые взимаются с физических лиц, а в другом законе установлен Налог на добавленную стоимость ( PDV). На наш взгляд, отсутствие кодификации в налоговом праве Черногории усложняет процесс использования налогового законодательства, и обязывает быть юридически подкованным.

Парламентом Черногории в декабре 2013 были приняты поправки к «Закону о налогообложения прибыли юридических лиц», «Закону о налоге на доходы физических лиц» и «Закону об обязательном социальном страховании». Парламент также принял новый «Закон о налоге на недвижимость» и « Закон о списании процентов по налоговой и таможенной пошлине». Все эти правила действуют с 1 января 2014 года.

Налог на прибыль юридических лиц

В Черногории, юридические лица, осуществляющие деятельность в слаборазвитых районах, освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых восьми лет, начиная с даты регистрации юридического лица в Центральном регистре хозяйствующих субъектов. Поправки в «Законе о налогообложении прибыли юридических лиц» предписывают максимальное количество налоговых льгот, которые не могут быть выше, чем 200 000 евро на период 8 лет при условии, что сумма включена в общую сумму других форм государственной помощи, полученной пользователями этих налоговых льгот.

Юридическое лицо, которое осуществляет свою деятельность в слаборазвитых районах освобождается от обязанности платить налоги на заработную плату для лиц, нанятых на срок менее 5 лет. Это освобождение может быть использован в течение четырех лет с даты начала работы по найму. Однако, если компания расторгает договор найма с такими лицами до истечения периода трех лет с даты начала работы по найму, то компания обязана уплатить налог на заработную плату вновь нанятых лиц, за весь срок пользования данной льготой [3].

Поправки также прописывают процедуру получения налоговых льгот. Юридическое лицо получает право на освобождение от налогов, если предоставит заявление в течении 30 дней с даты регистрации в Центральном регистре коммерческих организациях в уполномоченный налоговый орган. Кроме того, юридическое лицо при подаче годовой налоговой декларации должно приложить заявление, в котором будут перечислены все другие формы государственной помощи, полученной в предыдущих отчетных периодах, в том числе вышеупомянутое освобождение от налогов на заработную плату для вновь нанятых сотрудников.

Расширен ряд видов деятельности, по которым невозможно получить освобождение по налогу прибыль юридических лиц. Теперь, в дополнение к юридическим лицам, которые работают в секторе первичного производства сельскохозяйственной продукции, транспорта, судостроения, рыболовства и стали, данное освобождение не может быть использовано юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность в сфере торговли и общественного питания, кроме гостиничного бизнеса.

Для того, чтобы получать налоговые освобождения юридические лица обязаны вовремя оплачивать свои налоговые обязательства и не иметь задолженность. Соответственно, все юридические лица, которые платят налоги в срок, а именно до 31 марта текущего года за предшествующий налоговый период, имеют право на вычет налога в размере 6 %.

Налоговой базой по налогу на прибыль является налогооблагаемая прибыль, которая облагается по основной ставке 15 %.

Налогообложение недвижимости.

Новый «Закон о налоге на недвижимость» был принят в июле 2013, но, по практическим соображениям, применение нового закона было отложено до 1 января 2014 года. В новой версии данного Закона исправлены технические ошибки, содержавшиеся в предыдущей версии закона. Законом также расширен список лиц, которые освобождаются от уплаты налога, и в настоящее время включены лица, которые приобретают недвижимое имущество на основе экспроприации или конфискации недвижимости в для использования в процессе достижения общественной цели, а также банки на ту недвижимость, которая была приобретена для осуществления своей основной деятельности.

Наиболее заметным изменением является введение самооценки как средство определения налоговых обязательств. Налогоплательщик, который приобрел недвижимость теперь обязаны подавать налоговую декларацию в течение 15 дней с даты получения налогового уведомления, исчислить и уплатить на недвижимость одновременно с подачей заявки на получение налоговых льгот.

Ставка по налогу на недвижимость колеблется от 0,10—1,00 % в зависимости от региона, и устанавливается по решению местных органов власти.

Налоги на доходы физических лиц

Максимальная сумма налоговых льгот для физических лиц-ИП, которые работают в слаборазвитых районах равна 200 000 евро, как и для юридических лиц, в эту сумму входит сумма государственной поддержки.

Действует схожий механизм для ИП, как и для юридических лиц, в рамках освобождения от уплаты налога на заработную плату, вновь нанятых сотрудников сроком не менее 5 лет. Освобождение предоставляется на 4 года.

Отменено право на единовременную уплату суммы налогов на лиц, выполняющих следующие виды деятельности: адвокатская деятельность, нотариальная деятельность, аудиторские услуги, бухгалтерские услуги, здравоохранение, консалтинг, проектирование, строительство сюрвейеров, услуги государственных должностных лиц, других профессиональных и интеллектуальных занятий, парикмахерские услуги, бильярдный бизнес, развлекательная деятельность, игровые услуги( автоматы), розничной и оптовой торговля, гостиничный бизнес, финансовое посредничество и деятельность, связанная с недвижимостью, и некоторые виды туристической деятельности [4].

Все лица, которые в 2013 году платили налоги в виде ежегодной единовременной выплаты, и кто продолжает заниматься этой деятельностью в 2014 году, обязаны до 15 января 2014 года представить оценку доходов в 2014 году.

НДС

Правительство Черногории в апреле 2013 года приняло решение о поднятии ставки по НДС с 17 % до 19 %. Такая мера была принята для того, чтобы остановить дальнейшее ухудшение показателей финансовой стабильности в стране, особенно в показателе государственного долга, который является результатом многолетнего бюджетного дефицита или несоответствии государственных доходов и расходов. По-мнению экспертов эта мера поможет увеличить доход государства от налоговых поступлений с 37 млн. до 40 млн. евро [2].

НДС в Черногории был введен в 2003 году Законом об НДС, который основывается на руководящих принципах шестой директивы Европейского Союз.

Законом предусмотрены следующие льготы:

· мелкие предприниматели, фермеры, туристические агентства, и посредники при продаже подержанных товаров, произведений искусства, коллекций и антиквариата могут не регистрироваться в качестве плательщика НДС в уполномоченном органе, если в течение последних 12 месяцев, выручка от реализации ТРУ не превысила € 18 000. Данное освобождение действует 3 года, при условии его выполнения.

НДС в Черногории имеет несколько ставок : 19, 7 и 0 процентов.

Рассмотрев, основные налоговые льготы, которые предоставляются малому бизнесу в Черногории можно сделать вывод о том, что правительство действительно проводит активные меры по развитию слаборазвитых регионов в стране и привлечению новых зарубежных инвестиций.