Косвенный налог в японии

Рубрики Статьи

Косвенный налог в японии

Налоговая система Японии

Стабильность налоговой системы характеризуется не только длительным постоянством в составе налогов, условиях их сбора, но и закреплением налогов за звеньями (уровнями) бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы. Во многих зарубежных налоговых системах законодательно определены полномочия центральной и территориальных властей и установлена система их налоговых взаимоотношений. Федеральные налоги в США представляют собой обособленную систему, самостоятельны также и налоговые системы штатов и муниципалитетов. В то же время действует и механизм налогового регулирования, когда часть федеральных налогов зачисляется в бюджеты штатов, наиболее нуждающиеся в дополнительном привлечении доходов. Регулируются и доходы местных бюджетов. Наиболее централизованной считается налоговая система Японии, но и там за счет центральных налогов финансируется развитие административных единиц по четко отработанным правилам преимущественно в разрезе общенациональных программ развития. Практически во всех странах, где действует устоявшаяся десятилетиями налоговая система, межтерриториальные налоговые отношения формируются в зависимости от государственного устройства в унитарных государствах налоговая система централизована, в федеративных — отдельные налоги закреплены за уровнями власти, но действует механизм их перераспределения, в конфедерациях — каждая структурная единица государства имеет собственную систему налогов. [c.66]

Остановимся на некоторых аспектах налоговой системы Японии, поскольку она имеет специфические особенности и несколько отличается от налоговой системы США и западноевропейских стран. В Японии функционируют государственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные — за счет местных налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора примерно 64% финансовых ресурсов расходуются как местные средства, а остальные средства обеспечивают осуществление общегосударственных функций. [c.294]

Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам. [c.294]

Принципы построения налоговой системы Японии в целом являются аналогичными другим индустриальным странам. В Японии очень жестко закреплено распределение поступлений между центральным бюджетом и местными бюджетами. При этом в Японии предпочитают изъять сначала средства в центральный бюджет, а затем из центрального бюджета финансировать местные бюджеты. В Японии действует 25 государственных и 30 местных налогов. Как уже отмечалось выше, они дают примерно 80-85% всех бюджетных доходов. [c.57]

Современная налоговая система развитых государств включает прямые (на доход и имущество) и косвенные (на товары и услуги) налоги. Прямые налоги преобладают в Канаде, США, Японии, Дании, а косвенные — во Франции, Италии, Норвегии. В целом в странах произошел сдвиг в сторону прямого налогообложения. Особое место в налоговой системе занимают взносы в фонд социального страхования, используемые для строго целевого назначения. [c.159]

Авторы — известные ученые-экономисты — анализируют направления становления и развития налоговой системы России систематизируют и анализируют теоретические и практические вопросы налогообложения в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой (США, Японии, Италии и др.) показывают базовые компоненты информационной системы автоматизации налоговых расчетов. [c.272]

В настоящее время Н.п. применяется в ФРГ, США, Великобритании, Японии и других странах в основном в системах местного налогообложения. Ставки налога пропорциональны и, как правило, невысоки. Так, в ФРГ налоговая ставка на совокупное имущество физических лиц — 1%, для промышленных предприятий и компаний — 0,6%. В Германии необлагаемый минимум имущества физического лица установлен в размере 120 тыс. марок, а при достижении им 60 лет увеличивается до 170 тыс. марок. В США основным доходом городских бюджетов являются доходы на имущество. Например, в Нью-Йорке этот налог обеспечивает 40% собственных доходов бюджета. В среднем сумма налога на имущество в США составляет 1,4% от стоимости имущества. В Японии юридические и физические лица налоги на имущество уплачивают по одинаковой ставке 1,4% стоимости имущества. Во некоторых странах часть Н.п. перекладывается на население путем включения собственниками имущества суммы налога в арендную плату, цену товара и т.д. В налоговой системе РФ данный налог разделен на два налога в зависимости от вида субъекта налогообложения и существует в виде налога на имущество предприятий и налог на имущество физических лиц. [c.75]

В современных условиях П.н. существует в некоторых развитых капиталистических странах, например в Японии (3200 иен в год с каждого жителя), во Франции (как особый налог в системе местного обложения) и в ряде развивающихся стран (как государственный налог). ПОЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ — один из прямых налогов, появившихся в древние времена. До промышленной революции П.н. превалировал в налоговых системах многих европейских стран. Объектом этого налога был чистый- доход от земли (поземельная рента), субъектом налогообложения — собственник земли. Преимущества П.н. базировались на качестве самой зем- [c.164]

Охарактеризуем существо налоговой системы России. Ее главная особенность в том, что вся тяжесть налогов падает на юридических лиц, прежде всего на промышленные предприятия. Из каждой сотни заработанных рублей промышленность отдает казне 31 рубль. В России доля подоходного налога относительно невелика (9,4% от всех поступлений вместо 35% в Великобритании или 41,5% в Японии) и высока доля налога на прибыль корпораций (30,6% против 4,3% в Германии или 9,1% в Великобритании). Реально российские юридические лица представляют банки и финансовые структуры, которые минимизируют налоги путем различных хитростей, промышленные предприятия, которые на платят налоги явочным порядком, и малый бизнес, который платит, но мафиозным структурам. Частные граждане платят подоходный налог, который в последнее время существенно возрос — в год ставка подоходного налога составляет 12%, а затем свыше годовой зарплаты в 12 млн. рублей быстро увеличивается. [c.96]

Кроме того, опыт ФРГ, Японии, Кореи, США и других развитых стран свидетельствует о том, что система управления проектами есть средство выхода из экономического кризиса и метод решения крупных научных, производственных и социальных проблем. Именно этот метод является средством управления в изменяющихся условиях и развивающихся системах, в условиях нестабильности и неопределенности, когда недостаточно проработаны вопросы законодательства в условиях неконтролируемого роста цен и дефицита ресурсов, отказа государства от непосредственного руководства производственно-хозяйственной деятельностью предприятий в условиях появления собственников инвестиций и проектов, нестабильной налоговой системы и др. Как показывает мировой опыт, использование методов управления проектами позволяет экономить до 20% стоимости проекта. [c.37]

В разных странах даже с примерно одинаковым условиями экономического развития степень государственного регулирования экономики различна. Наибольшее влияние государства имеет место в Швеции, в меньшей степени государство занято регулированием в Германии и Японии, а также в США. Налоги выступают одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику. Можно сказать, что, создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением — налоговой политикой. [c.31]

Изменяется принципиально сам подход к определению ее налоговой базы. Расширяется и приводится к принятому в развитых странах состав затрат, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль организаций. Бесприбыльность многих российских предприятий связана не с фактическим отсутствием прибыли, а с устаревшим порядком вычетов затрат из налогооблагаемой прибыли. Уменьшение налогооблагаемой прибыли будет осуществляться за счет увеличения затрат, включаемых в себестоимость продукции. Будут сняты ограничения на включение в затраты расходов, связанных с получением прибыли расходы на рекламу, на имущественное страхование и страхование коммерческих рисков, расходы по уплате процентов по кредитам, что давно принято в мировой практике бухгалтерского учета. Принципиально новый подход будет реализован в порядке определения амортизационных отчислений, включаемых в состав затрат. Вместо дифференцированной системы амортизационных норм будет введена система нормативов амортизационных отчислений по укрупненным амортизационным группам, которая близка к международным стандартам. Это позволит заметно уменьшить налогооблагаемую прибыль в первые годы эксплуатации основных средств. Таким образом, российские предприятия получат возможность использовать ускоренную амортизацию как важнейший источник самофинансирования, увеличения инвестиционных средств. В развитых странах начиная с 50-х гг. XX в. были установлены ускоренные нормы амортизации, которые давно превратились в стабильный источник обновления производства. Доля амортизационных отчислений в общем объеме инвестиций в основной капитал в настоящее время составляет в США-70%, в ФРГ-64%, в Японии-50%. В России с учетом использования амортизационных отчислений на пополнение оборотных средств, по оценке экспертов, в 1997 г. только 35-40% амортизационных отчислений использовалось на обновление основных средств. [c.225]

Налоговый гнет в странах с развитой экономикой колеблется от 54,2% в Швеции до 28,6% в Японии. Мировая практика показывает, что если у налогоплательщика изымается более 40—50% доходов, то эффективность системы налогов снижается из-за подрыва стимулов к предпринимательству, расширения практики уклонения от налогообложения, сужения налоговой базы. [c.265]

В 1987 г. после выхода первого издания стандартов серии ISO 9000 начался бум по использованию этих стандартов в менеджменте качества предприятий, осознавших великолепные возможности этих стандартов для построения управляемой системы качества и использования процедуры сертификации в конкурентной борьбе. В первом эшелоне сертифицировали свои системы качества индустриальные гиганты Японии, Америки, Европы. Затем в движение по созданию и сертификации систем качества включились средние и малые предприятия. С 1990 г. во многих странах внедрение систем качества стало элементом государственной политики. Программа внедрения ISO 9000 стала частью соглашения Гор-Мубарек по развитию египетской экономики. Правительство Республики Корея предоставляет налоговые скидки с сумм, затраченных на внедрение ISO. С 1992 г. проявилась тенденция сертификации систем качества не только промышленных предприятий, но и сферы услуг (отеле й, сервисов, ресторанов и т. д.), а затем и государственных органов управления. Так, в США летом 1997 г. сертифицировалось Федеральное агентство по управлению имуществом. В 1997 г. сертифицировался на соответствие стандарту ISO 9002 Центральный секретариат ISO. В настоящее время в мире сертифицировано около 300 тыс. компаний. Эффективность внедрения системы качества отражена в табл. 1. Из таблицы видно, что для малых предприятий наиболее существенным улучшением является увеличение рентабельности и прибыли в 3-4 раза. [c.158]

Читайте так же:  Заявление за две недели до увольнения

В Западной Европе в системах местного налогообложения в целом преобладают прямые налоги на долю налогов с дохода, прибыли и собственности приходится в среднем 70—75% общих налоговых поступлений. Доля налоговых поступлений от налогообложения на потребление составляет 3—4%, прочих налогов — 20—25%. В Японии на долю прямых налогов приходится 85%, на долю косвенных — 15%. [c.271]

В то же время нельзя считать, что все ограничения на пути развития глобальной логистики сняты. Существует достаточно много барьеров, обусловленных различными причинами, в том числе политическими системами, разным экономическим и социальным уровнем развития стран. Такие барьеры существуют, например, между странами ЕС и Восточной Европы, ЕС и Россией, США и ЕС, США и Мексикой, странами ЕС и Центральной Азии, США и Японией. Кроме того, в глобальной логистике необходимо учитывать международную конкуренцию, ограничения на распределительные сети транснациональных корпораций и др. Финансовые барьеры связаны с налоговой, таможенной, торговой политикой государств, ограничениями на ввоз капитала. Близкими к ним являются ограничения в распределении товаров фирм-конкурентов из других стран. [c.359]

Исполнение бюджета целиком возложено на органы исполнительной власти. Мобилизация доходов осуществляется специальным налоговым аппаратом, действующим в классовых интересах буржуазии. Органы исполнительной власти обладают широкими полномочиями по передвижению бюджетных кредитов, предоставлению сверхсметных кредитов и т. п. В ряде стран (США и др.) образовавшиеся к концу года неиспользованные бюджетные средства остаются в распоряжении пр-ва и не включаются в бюджет на следующий год. Эти скрытые бюджетные резервы расходуются на цели, даже формально не контролируемые парламентом. Кроме того, в капиталистич. странах широко распространена практика составления в ходе исполнения бюджета дополнительных смет и бюджетов (напр., в Англии, Италии, Японии). Кассовое исполнение бюджета основывается либо на казначейской, либо на банковской системе. В первом случае все доходы бюджета поступают в кассы государ- [c.197]

Основной источник поступлений в бюджеты промышленно развитых стран составляют налоги. Их доля в совокупных бюджетных поступлениях достигает 90%, а в валовом внутреннем продукте колеблется примерно от 30% в США до 50% в Дании. Для России эти показатели в I квартале 1996 г. составили соответственно 85 и 12%. При этом в России основное налоговое бремя ложится на прибыль предпринимателей, поскольку доходы подавляющей части населения настолько малы, что не обеспечивают общечеловеческие стандарты жизни. В странах с развитой рыночной экономикой основная тяжесть налогов приходится на население. Если принять всю сумму налоговых поступлений за 100%, то индивидуальный подоходный налог составил в США 36,2%, в Японии — 24, в Англии — 20,6, в Германии — 29% налог на корпорации составил соответственно 8,1 22,9 10,6 5,0%. Взносы в фонд социального обеспечения составляют в США для служащих — 11,1%, для предпринимателей — 16,6% в Японии — соответственно 10,2 и 14,8% в Англии — 8,3 и 9,4% в Германии — 16,1 и 19,1%. Помимо прямых налогов широко применяется система косвенного налогообложения (см. Косвенный налог). [c.47]

Первоначально поимущественные налоги взимались с отдельных видов имущества в системе реальных налогов, которыми облагалось главным образом недвижимое имущество по внешним признакам и твердым нормам доходности с применением кадастра. Впоследствии поимущественные налоги приобрели характер прямых личных налогов, при взимании которых, в отличие от реальных налогов, учитываются необлагаемый минимум и налоговые льготы. Поимущественный налог применяется в ФРГ, США, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Японии и других государствах, преимущественно в системе местного обложения. Ставки налога, как правило, пропорциональные и устанавливаются от совокупной стоимости имущества. [c.363]

Во многих странах рыночной экономики существуют особые фонды государственной поддержки малого бизнеса. В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета выделяется 2—3 млрд. долл. В нашей стране государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль. [c.103]

Объектом исследования в данном вопросе являются в основном страны, входящие в технологическое ядро мирового развития США, Япония, Германия, Англия, Франция. Предмет исследования органы государственного регулирования инновационной деятельности финансирование льготы в налоговой и кредитной системах, внешнеэкономической деятельности формы поддержки в научно-методическом и информационном обеспечении инновационной деятельности стимулирование кооперации и повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров. [c.57]

В то же время, и в этих странах законодательство в отношении третьего сектора не является застывшим в частности в Великобритании в 2000 г. была существенно расширена система налогового стимулирования благотворительной деятельности граждан, в Японии начиная с 2001 г. идет кардинальная государственная реформа в отношении некоммерческого сектора. По пути разработки современного некоммерческого права сегодня активно идут страны Восточной и Центральной Европы. В частности, венгерское законодательство в отношении некоммерческого сектора сегодня считается одним из лучших в Европе. [c.10]

Налоговая система Японии сложилась еще в XIX в. В современном виде она функционирует начиная с послевоенного времени, когда была проведена налоговая реформа, названная по имени профессора Шалпа. [c.299]

Частично разрыв в уровнях сбережений в этих странах мог возникнуть из-за того, что Япония — страна быстрого экономического роста и молодое «сберегающее» поколение гораздо богаче старого поколения, что, несомненно, повышает уровень национальных сбережений. Некоторые исследователи подчеркивают, что налоговая система Японии стимулирует сбережения в большей степени, чем налоговая система США, и что более скромная японская система социального обеспечения создает дополнительный стимул для сбережений. Другие предполагают, что высокий уровень сбережений в Японии отчасти отражает необходимость накапливать значительные портфели ценных бумаг для покупки домов из-за высоких цен на землю и слаборазвитости рынка ипотечного кредита. [c.133]

Япония закончила 2000 г. с огромным грузом нерешенных задач. Не сделано ничего для поддержки индивидуальных вкладчиков в акции и паи инвестиционных фондов. Для этого нужны серьезные изменения в налоговом законодательстве. Только начата реформа пенсионного обеспечения и медицинского страхования. Не вышла из стадии обсуждения реформа системы почтово-сберегательных касс, которые предлагается превратить в банк и затем приватизировать. Только 1 июня 2001 г. Совет по экономической и бюджетной политике, возглавляемый премьер-министром Дз. Коидзуми, опубликовал программу реформирования государственого бюджета. Она предписывала ограничить выпуск новых облигаций в бюджете на 2002 финансовый год потолком в 30 трлн иен и затем перейти к бездефицитному исполнению первичного баланса (то есть баланса поступлений и платежей за вычетом дохода от продажи облигаций и расходов по обслуживанию долга). [c.468]

В налоговой практике капиталистич. стран различаются две системы построения П. н. шедулярная и глобальная. При шедулярной системе (Англия, Италия и др.) все доходы в зависимости от их источника подразделяются на части (шедулы), каждая из к-рых облагается отдельно. По глобальной системе (США, Франция, ФРГ, Япония и др.) налог [c.211]

В большинстве стран действует система прогрессивного налогообложения, а в некоторых (Швеция, Япония и др.) действует принцип сверхдоходы облагаются сверхналогами . Однако в последние годы проявляется тенденция снижения высоких ставок налогообложения, особенно максимальных тем не менее в Японии, например, и после снижения максимальная ставка подоходного налога с физических лиц составляет 60%. Поэтому утверждения, что установление высокой ставки налога на доход, превышающий, например, 500 млн. руб. в год, противоречит принципам рыночной экономики, надуманы и зарубежной практикой не подтверждаются. Хотя ряд зарубежных экономистов полагает, что слишком высокие предельные ставки налогов (более 60%) отрицательно сказываются на экономическом развитии страны, снижают стимулы увеличения доходов и приводят к оттоку средств в теневой бизнес. В Соединенных Штатах, начиная с 1988 года, проявляется тенденция к снижению степени прогрессивности налоговой шкалы, основных ставок всего две 15 и 28%, максимальная дополнительная ставка — 31%. [c.67]

Формирование и быстрое развитие инновационных бизнес-инкубаторов, в рамках которых проходит разработка и промышленное освоение новых технологий и изделий, возможно лишь при создании системы их организационно-правовой и финансово-экономической поддержки. Содействие инновационным институтам любого типа, как правило, оказывает государство, специализированные общественные фонды и крупные корпорации, занимающие ведущее место в определенной области производства. Во всех странах, проводящих государственную политику поддержки инновационности производства, ее формы и содержание, как правило, весьма разнообразны. При этом кроме финансовой, управленческой и технической помощи, наиболее развитой в США, применяется также поддержка при помощи налоговой и амортизационной политики (Япония, Западная Европа), стимулирования контрактных и субконтрактных отношений (США, Япония). Характерная черта поддержки -участие различных организаций и ведомств, множественность каналов получения такой поддержки, отсутствие монополизма какого-либо одного государственного органа, но наличие координирующего состава в лице того или иного ведомства или министерства. [c.140]

Налоговая система.

Анализ налоговой системы Японии имеет особое значение, поскольку ее налоговая система как и экономика в целом, обладает исключительной гибкостью и высокой адаптивностью, чутко реагируя на все заметные изменения как в экономической так и в социальной сферах.

Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48% (в государственный бюджет), префектурный подоходный налог в размере 5% от государственного в бюджет префектуры, что дает ставку – 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% государственного в бюджет муниципалитета, что составляет 4,12% от прибыли. Отдельные виды предпринимателей – общественные организации, медицинские учреждения – платят налог в размере 27%. Прибыль до 8 млн. иен облагается по ставке 28%. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектур; его ставка 10,71%. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица.
Подоходный налог с физических лиц уплачивается по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10,20,30,40,50% в государственный бюджет. Кроме этого, в бюджет префектуры уплачивается подоходный налог по трем ставкам:5, 10, 15%, а также существуют местные подоходные налоги. Также существует обязательный налог с физических лиц в размере 3,2 тысячи иен в год, который уплачивается независимо от величины полученного дохода. Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки, однако они существенно не влияют на уровень жизни японцев, потому что средняя заработная плата довольно высока. Кроме этого, при определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика, а также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение.
Таким образом, у среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.
Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.
Налог с продаж – это основной косвенный налог в Японии, который взимается по ставке 5% (до 1997 года налог на потребление взимался по ставке 3 % ).
К косвенным налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины. Иногда налог взимается при превышении определенной суммы, на которую оказывается услуга.
Налогообложение и взыскание национальных налогов и сборов осуществляет Национальное налоговое управление, которое есть внешней организацией Министерства финансов.
Относительно налогообложения вся Япония разделена на 11 районов, а районы – на округа. Поэтому Национальное налоговое управление имеет в своем распоряжении 11 налоговых районных управлений, 518 окружных налоговых служб.
В деятельности налоговых органов Японии четко выделяются четыре основных направления:
1.Руководство налогообложением
2.Проверка счетов налогоплательщиков
3.Налоговые консультации
4. Связи с общественностью.
К работникам налоговых служб предъявляются высокие моральные требования. Для контроля за налоговыми декларациями корпораций налоговые органы практикуют использование «порядка качественной проверки», в соответствии с которой корпорации распределяются по уровню их порядочности. Если декларации правильно заполнены, то корпорации освобождаются от проверок на длительное время. Корпорации с капиталом свыше 100 млн. иен и иностранными инвестициями проверяются районными налоговыми управлениями, а все другие – окружными налоговыми службами.
Физические лица уплачивают налоги в конце года в установленный срок. Налоговые платежи разрешено получать отделениям банка Японии и других банков, которые действуют по его поручению (23,3 тысяч), а также почтовым отделениям и окружным налоговым службам.
Если плательщик налога не внес налог в установленный период времени, налоговый орган присылает ему сообщение с просьбой уплатить налог на протяжении 50 дней. Если еще на протяжении 10 дней после окончания этого срока средства не поступают, налоговый орган приступает к процедуре взыскания налога (наложение ареста на активы).
В последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени. В ходе реформы структуры финансов, которая началась в Японии с 1997 года, должен пройти пересмотр налогообложения, чтобы “снизить бремя работающего поколения
и разделить его со всеми членами общества. Правительство обещает при этом принять необходимые меры, чтобы не допустить негативного воздействия налоговой реформы на лиц с низкими доходами в возрасте старше 65 лет”.
Итак, как показывает японский опыт, правовая политика в области налогообложения должна быть направлена на создание налоговой системы, отвечающей следующим требованиям: гармонировать с основными экономическими и социальными задачами, быть гибкой и динамичной, способной к быстрой адаптации, способствовать развитию наиболее перспективных и важных отраслей производства и услуг, сглаживать социальное и имущественное неравенство, создавать льготные условия для не очень прибыльных, но общественно важных производств и услуг.
Сквозь призму налоговой политики особенно четко прослеживается специфика развития юридической системы страны: максимальная рациональность, эффективность, нацеленность на решения общенациональных задач. Исполнение налогового законодательства находится под жестким административно-правовым контролем и обеспечивается, в том числе, и мерами уголовно-репрессивного характера. Умышленное уклонение от уплаты налоговых платежей, как и любые “махинации в налоговой сфере” строго караются.

Читайте так же:  Заявление справка о налогах

Налоговая система Японии и ее роль в формировании доходной части бюджета

Налоги взимаются как прямые, так и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. В 1997/98 бюджетном году доля прямых налогов в общей сумме налоговых поступлений по сравнению с 1990/91 г. уменьшилась с 73,7 до 63,8%. На это повлияло увеличение доли косвенных налогов. К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие [26].
Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок — 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.

Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или продаже имущества, т. е. в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.
Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог на потребление, который взимается по ставке 3%. В 1997 г. налог на потребление повышен с 3 до 5% с целью пополнения доходов государственного бюджета. Этот шаг правительства повлиял на увеличение удельного веса налога на потребление в 1997/98 финансовом году по сравнению с 1990/91 г. с 7,4 до 16,5%.
К косвенным налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы на услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины.
В последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени. Бремя государственных и местных налогов уменьшилось с 21,9% ВВП в 1990/91 г. до 18,0% в 1996/97 г.
В ходе реформы структуры финансов, которая началась в Японии с 1997 г., должен пройти пересмотр налогообложения, чтобы снизить бремя работающего поколения и разделить его со всеми членами общества.

Правительство обещает при этом принять необходимые меры, чтобы не допустить большого воздействия налоговой реформы на лиц с низкими доходами в возрасте старше 65 лет.
В местных налогах решающая роль принадлежит прямым налогам.
Юридические лица уплачивают префектурный подоходный налог в размере 12,3% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли, и городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектур, его ставка 10,71%.
Физические лица уплачивают подоходный префектурный налог по ставкам 5, 10, 15% в зависимости от суммы дохода. Кроме этого, существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый гражданин Японии независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3200 иен в год.
К прямым налогам относятся и некоторые местные имущественные налоги.
Из местных косвенных налогов следует отметить налог на табак, бензин, на рестораны и бары, на потребление электричества и газа.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов, которые взимаются на всех уровнях территориального управления.
Прямые налоги составляют основу формирования доходной части бюджета. К ним относятся: подоходный налог, налог на имущество, налог на наследство, налог на доходы от операций с ценными бумагами.
Косвенные налоги — это налог на потребление, акцизы, таможенные пошлины.
В Японии осуществляется налоговая реформа, в результате которой должно быть снижено налогообложение работающих и лиц с низкими доходами.
При формировании местных бюджетов преобладают прямые налоги.
Контрольные вопросы
Дайте общую характеристику налоговой системе Японии.
Какие налоги преобладают при формировании доходной части общегосударственного бюджета?
Какие налоги относятся к прямым налогам?
Какова шкала взимания подоходного налога с физических лиц?
Что входит в необлагаемый минимум при исчислении подоходного налога с физических лиц?
Какой порядок взимания налога на имущество?
Какие налоги относятся к косвенным?
В чем суть налоговой реформы в Японии?
Какие налоги формируют доходную часть местных бюджетов?
Какие ставки подоходного прсфсктурного налога?
Какие налоги относятся к местным косвенным?

Налоговая система Японии

Как и в любой другой стране в Японии все компании обязаны платить налоги с прибыли, которую они получают в результате своей деятельности.

В Японии сейчас существует порядка пятидесяти различных налогов, которые подразделяются на центральные и местные, прямые и косвенные, обычные и целевые. Не мудрено, что в этой системе можно заплутать. Ведь даже чтобы элементарно купить машину платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.

Как и в любой другой стране в Японии все компании обязаны платить налоги с прибыли, которую они получают в результате своей деятельности. Однако налоговое бремя на многонациональные корпорации, которые ведут свою деятельность в стране в форме делового присутствия, власти Японии несколько смягчили.

Как и сколько платить

Многонациональные корпорации, осуществляющие деятельность, приносящую прибыль в Японии, осуществляют расчет и уплату налогов с использованием процедуры удержания у источника или процедуры самостоятельного расчета налоговых обязательств.

Объем дохода, облагаемого корпоративным налогом на прибыль, меняется в зависимости от характера деятельности корпорации. Термин «доходы, полученные внутри страны», определяются следующим образом:

1) Проценты по государственным и корпоративным облигациям, проценты по сберегательным и срочным вкладам, полученные офисами корпорации в Японии

2) Проценты по займам, выданные на финансирование хозяйственной деятельности в Японии

3) Дивиденды по акциям или другим ценным бумагам инвестиционных доверительных фондов внутренних корпораций

4) Встречное удовлетворение за использование недвижимого или иного аналогичного имущества в Японии; передача в аренду морских или воздушных судов резидентам или внутренним корпорациям

5) Оклады, заработная плата, премии и другие виды вознаграждения за оказание услуг на территории Японии

6) Выходные пособия или пенсии, выплачиваемые за услуги, оказанные резидентами

7) Встречное удовлетворение за услуги внештатных экспертов в Японии

8) Встречное удовлетворение за личные услуги, оказанные эстрадными артистами, внештатными экспертами, техническими экспертами и т.д.

9) Плата за использование или встречное удовлетворение за передачу патентных прав, «ноу-хау», авторских прав и т.д. в связи с оказанием услуг в Японии

10) Плата за использование машин и оборудования в связи с оказанием услуг в Японии

11) Вознаграждение, предлагаемое в Японии за услуги в области публичной огласки/рекламы

12) Пенсии, выплачиваемые на основании соглашений, заключенных в Японии

13) Прибыль от погашения дисконтных облигаций, выпущенных в Японии

14) Доход, эквивалентный фиксированному процентному доходу

15) Определенные типы доходов от передачи недвижимости в Японии

16) Распределение прибыли в соответствии с соглашениями с пассивными компаньонами (соглашениями типа «Токумэй Кумиаи») или иными аналогичными соглашениями, заключенными в Японии

17) Определенные типы доходов, отличные от перечисленных выше и связанные с управлением, владением или передачей активов в Японии

18) Доход от хозяйственной деятельности

Определение доходов, на которые распространяется действие налога с иностранных юридических лиц, осуществляются в порядке, регламентирующем расчет и уплату корпоративного налога. Иностранные юридические лица платят налог не только с суммы дохода, но и на подушной основе с использованием в качестве налоговой базы показателей размера капитала и количества работающих в ней сотрудников.

Корпорации с оплаченным капиталом свыше100 млн иен платят налог авансом с коэффициентом 1/4.

Доход, который был начислен в течение налогового года, становится налоговой базой в целях расчета суммы корпоративных налогов (к ним относятся корпоративные налоги на ликвидационный доход, корпоративные налоги на резервы, на пенсию по старости и т.д.).

Что касается ставок местных налогов, то они могут меняться в зависимости от объемов деятельности компании, а также от решений местных органов власти, в чьей юрисдикции она находится.

Читайте так же:  Какие пособия на ребенка получает мать одиночка

Стоит отметить, что в случае если «представительство», через которое иностранная компания работает в Японии, выполняет вспомогательные функции (например, поддержание связей с общественностью, реклама, распространение информации и т.п.), то доход с деятельности такого «представительства» налогом не облагается. Также не облагается налогом японские офисы иностранных компаний, которые используются в целях закупки или хранения имущества.

Сумма дохода, который используется в качестве налоговой базы для уплаты корпоративных налогов на доходы за каждый налоговый год, расчитывается путем внесения корректировок в сумму корпоративной прибыли.

Издержки и расходы, которые получаются в процессе получения прибыли, вычитаются из налоговой базы. Стоит отметить, что иностранные корпорации готовят подробные отчеты о произведенных за рубежом издержках и расходах, вычитаемых из налоговой базы. Далее данные издержки и расходы распределяются в соответствии с принципом отсутствия заинтересованности.

Примеры издержек и расходов, на которые распространяются ограничения по
изъятию из налоговой базы:

— Корпоративные налоги и штрафы

— Суммы пожертвований, не вычитаемые из налоговой базы

— Представительские расходы, не вычитаемые из налоговой базы

— Суммы переданных резервов

— Сумма превышения амортизируемого лимита амортизируемых и отложенных активов

— Списания стоимости активов

— Премии, дополнительные выплаты и пенсионные пособия директоров

Денежные переводы, которые производит филиал иностранной компании на счет главного офиса, не облагаются налогом. То есть со стороны филиала данный перевод не квалифицируется как расходы, а со стороны получателя — как доходы.

Согласно принятому порядку, в течение двух месяцев после завершения каждого налогового года иностранные компании должны готовить итоговую налоговую декларацию по уплате из суммы получаемого ими дохода корпоративного налога, налога с иностранных юридических лиц и налога с предприятий.

Суммы дохода и налога в налоговой декларации расчитываются на основании данных финансовой отчетности. Полученная сумма налога должна быть уплачена в течение вышеупомянутого периода.

Налоговые декларации представляются компанией с использованием синих или белых форм. Синияя форма дает право на некоторые налоговые льготы. Разрешение на использование данных форм выдает соответствующий национальный налоговый орган. Для этого компания должна подать заявку не позднее дня, предшествующего первому дню налогового года. Компании, только что учрежденные, должны подавать такую заявку не позднее дня, предшествующего дню, который наступает через три месяца после даты учреждения корпорации, либо последнему дню первого налогового года корпорации после учреждения компании с использованием более ранней из двух указанных дат.

Подоходный налог взимается в двух формах: самостоятельно начисляемый подоходный налог и подоходный налог, взимаемый у источника. В отличие от самостоятельно начисляемого, подоходный налог, взимаемый у источника, начисляется на суммы платежей независимо от того, осуществляются ли они. Сумма дохода, облагаемого подоходным налогом, взимаемым у источника, определяется с учетом налоговой категории получателя дохода.

Лица, выплачивающие доход, который подпадает под подоходный налог, удерживаемый у источника, обязаны перечислять на счет налогового органа сумму такого налога не позднее десятого дня месяца, следующего за месяцем, в течение которого был выплачен доход.

Типы доходов, которые облагаются подоходным налогом, взимаемым у источника:

1) Проценты (включая прибыль, полученную от выкупа определенных дисконтных облигаций)

3) Оклады, заработная плата, премии и аналогичные типы вознаграждения

4) Пенсионные пособия

5) Определенные компенсации, комиссии и т.д., выплачиваемые лицам, не являющимся сотрудниками плательщика

Типы дохода, которые облагаются подоходным налогом, взимаемым у источника:

1) Проценты (включая прибыль, полученную от выкупа определенных дисконтных облигаций)

3) Выигрыши, выплачиваемые владельцам скаковых лошадей по результатам скачек

4) Выплаты в счет распределения прибылей по контракту типа «Токумэй Кумиаи» (только когда в состав «Токумэй Кумиаи» входит 10 и более лиц)

Учреждение компаний и регистрация в налоговых органах

После учреждения в Японии в соответствии с действующим законодательством корпорации или филиала владелец должен в установленные сроки зарегистрировать юрлицо в налоговых органах. Заявка на регистрацию должна подаваться в случаях, когда иностранная корпорация получает доход, облагаемый корпоративным налогом в Японии, или когда иностранная корпорация осуществляет хозяйственную деятельность с помощью средств и лиц, соответствующих изложенным ниже условиям:

1) Когда срок выполнения строительно-монтажных или иных работ или надзора за выполнением таких работ превышает один год (регистрация производится по месту выполнения таких работ)

2) Когда иностранная корпорация прибегает к услугам следующих агентов:

— Лиц, которые имеют и часто используют право заключать деловые соглашения от имени такой иностранной корпорации

— Лиц, которые осуществляют хранение имущества от имени такой иностранной корпорации в объеме/количестве, соответствующем обычному уровню спроса со стороны клиентов, и доставку такого имущества по требованию клиентов

— Лиц, которые регулярно выполняют большой объем работ, необходимой для привлечения клиентов, проведения консультаций и осуществления иной деятельности, направленной на заключение деловых соглашений исключительно или преимущественно от имени такой иностранной корпорации

Договоры об избежании двойного налогообложения

Япония заключила со многими странами договоры, преследующие своей целью избежание двойного налогообложения доходов и предотвращение уклонения от уплаты налогов.

Корпорации, которые заключают внутренние сделки, и стороны импортных сделок должны готовить налогоые декларации и платить налоги, насчисленные на соответствующие фиксированные налоговые базы.

Для того, чтобы избежать двойного налогообложения на этапах производства и распределения работает схема, в рамках которой допускается вычет суммы налога на потребление, который берется с приобретаемых товаров, из суммы налога на потребление, взимаемого с реализуемых товаров.

Сумма налога на потребление может вычитаться при расчете суммы подлежащего уплате налога на потребление. При этом сумма таких вычетов ограничена в зависимости от процентной доли налогооблагаемых продаж. Если сумма налогооблагаемых продаж в течение базового периода не превышала 50 млн иен, произведение суммы выручки от реализации товаров и определенной процентной ставки, устанавливаемой отраслевыми соглашениями, может квалифицироваться как сумма обязательства по уплате налога на потребление с приобретаемых товаров за текущий налоговый год и вычитаться из налоговой базы в случае направления соответствующего уведомления.

Предприятия, освобожденные от уплаты налога

Корпорации, сумма налогооблагаемых продаж которых в течение базового периода не превышала 10 млн иен, вправе по своему усмотрению отказаться от использования описан ной выше налоговой льготы, вместо этого избрав продедуру вычета или возмещения сумм мы налога на потребление, уплаченного ими с приобретаемых товаров. Однако, стоит отметить, что только что учрежденные компании, капитал которой равен 10 млн иен или превышает эту сумму, в течение первого и второго налоговых годов не освобождается от уплаты налога на потребление.

Система личных налогов

Все физические лица делятся на резидентов и нерезидентов. Согласно принятым законам, резидентами являются лица, которые имеют постоянное место жительство в стране, или лица, которые живут в Японии в течение одного года. Весь доход резидентов облагается подоходным налогом.

Непостоянные резиденты — резиденты, которые не намереваются постоянно проживать на территории Японии и имеют постоянное или непостоянное место жительства в Японии в течение менее пяти лет. Их доходы облагаются налогом в соответствии с тем же порядком что и резиденты. Однако, если доход не выплачивался в Японии и не перечислялся в эту страну, он не облагается налогом.

Нерезиденты — лица, которые не являются резидентами. Начисление японского подоходного налога с нерезидентов осуществляется на сумму доходов, полученных на территории Японии.

Резиденты каждый год представляют декларацию по уплате подоходного налога. Налог уплачивается в период с 16 февраля по 15 марта следующего за отчетным года.

Декларацию могут не предоставлять лица, совокупный доход которых не превышает общую сумму налоговых вычетов, а также те лица, зарплата которых выплачивается в одном месте.

При этом нерезиденты, которые покидают территорию Японии, не назначив налогового агента, и уведомляют об этом начальника соответствующего налогового органа, обязаны представить декларацию по уплате подоходного налога и уплатить налог до отъезда из Японии.

Индивидуальные налоги

Термин «индивидуальные налоги, уплачиваемые по месту проживания», относится ко всем налогам, взимаемым с личного дохода местными органами государственного управления или органами местного самоуправления. Платить данные налоги должны все лица, которые постоянно проживают в Японии.

Прочие основные налоги

Помимо указанных выше налогов, в Японии действует еще несколько других налогов и сборов, взимаемых с дохода, стоимости имущества, стоимости сделок по приобретению имущества, сделок купли-продажи и других сделок.

Компании, будучи владельцами имущества, платят налог на основные средства и налог на цели городского планирования. Земельные участки, строения и амортизируемое имущество, которая компания использует в своей деятельности, облагаются налогом на основные средства по ставке 1,4%.

Налог на цели городского планирования представляет собой надбавку к налогу на основные средства и взимается по ставке 0,3% с площади земельных участков и строений, расположенных в градостроительных зонах.

Корпорации, работающие в крупных городах и имеющие помещения с общей площадью больше 1000 кв.м и/или имеют более 100 сотрудников, платят налоги на офисные помещения. Расчет данных налогов производится из расчета 600 иен за один квадратный метр площади и 0,25% фонда заработной платы.

Также действует налог на выдачу регистрационных свидетельств и лицензий, а также гербовый сбор за оформление определенных типов документов. Компаниям, работающим в Японии, также помнить о налоге на дарение, налоге на наследство и ряде других специальных налогов.