Коммерческий подкуп его отличие от получения и дачи взятки

Рубрики Статьи

Прокуратура разъясняет

Чем коммерческий подкуп отличается от взятки? Что он за собой влечет?

Отвечает начальник отдела надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции Виктор Викторович Балдин

По своей правовой сути коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) очень похож на получение (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ).

Разница в том, что статьи о взяточничестве направлены на привлечение к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц государственных и административных органов, а коммерческий подкуп подразумевает по сути ту же взятку, только в коммерческой среде.

Уголовным кодексом за совершение этого преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от десятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа, а также лишение свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.

Наказание за коррупцию в негосударственной сфере предусмотрено не только уголовным законодательством в отношении физических лиц. Так, установлена ответственность за нее организаций. Ее правовую основу составляет ст. 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность юридических лиц за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ), которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы, незаконно переданной от имени юридического лица с целью подкупа.

Чем отличается взятка от коммерческого подкупа?

Коррупция – это социальное явление, нарушающее нормальную работу государственных и частных структур и создающее препятствия для качественного развития общества. Ведь не зря в большинстве нормативно-правовых актов стран мира это явление считается уголовно наказуемым. Конвенцию о борьбе с коррупцией разработала даже ООН. Страны восточной Европы давно находятся среди лидеров мира по уровню коррумпированности социальных и политических институтов.

Сама по себе, коррупция – очень широкое понятие. Это и продвижение родственника по службе, и плата за то, чтобы ребенка взяли в школу, и льготы отдельным лицам на кредит, и еще много-много различных, часто непохожих ситуаций. Самым распространенным ее видом является взятка, а одной из молодых разновидностей этой «социальной болезни» называют коммерческий подкуп.

Что такое взятка?

Самое интересное то, что «незаконно полученные средства» на постсоветском пространстве часто считаются равнозначным коррупции.

В русском языке даже есть термин «взяточничество». Это неудивительно, ведь в России это явление имеет очень долгую и насыщенную историю.

История развития в России

Еще со времен Киевской Руси и монгольского нашествия для того, чтобы добиться расположения князя (или хана), необходимо были «приносить дары». Кроме того, летописи сохранили данные о том, как горожане с дарами ходили к посаднику (главному в городе) и просили об удовлетворении различных нужд.

После реформы Петра І государственный аппарат начал стремительно развиваться. Следовательно, массово возросло количество чиновников. Но денег на высокие зарплаты для них не хватало, поэтому единственным способом заработка для «слуг народа» были отчисления от того самого народа. А называлось тогда это явление «мзда».

Кстати, российская литература ХІХ века полна карикатур на коррупционную ситуацию в стране. Яркий пример – Гоголь и его «Ревизор».

В советское время коррупцию считали буржуазным пережитком, однако это не значит, что ее побороли. Все знали о том, что она существует, но никто о ней не говорил. Сантехник за свою работу обязательно должен был получить «бутылку», а продавщица в магазине за «вознаграждение» могла оставить вам «под прилавком» дефицитный товар. И это примеры из 1960-1980-х, в довоенное время взяточничество тоже процветало.

В современной России коррупция объявлена врагом, она запрещена Уголовным кодексом, однако по подсчетам социологов только 9% населения верят, что дачу взяток в России можно искоренить, а около 60% считают ее частью повседневной жизни. Яркая иллюстрация – проходя через большинство организаций и учреждений, граждане дают (а иногда берут) «подарок».

Сущность взятки

Смысл данной «незаконной платы» можно охарактеризовать так: у одной стороны есть желание получить выгоду от другой, и для этого она готова отдать что-либо ценное (деньги, собственное время, служебное место). Иногда стимулируют не для совершения действия, а наоборот, для бездействия (например, неоткрытие административного дела).

Существуют еще более скрытые формы «подмазывания»: умышленный проигрыш в азартных играх, предоставление бесплатного имущества и даже прощение долга. Но главное условие, прописанное в законодательстве, связанное с взяточничеством — особа обязана быть должностным лицом и именно его положение должно быть использовано для дачи или получения «выгод имущественного характера».

Что такое подкуп?

В народе его называют «торговое подмазывание» – это относительно молодой вариант коррупции. Он очень тесно связан с такими понятиями, как «рыночная экономика», «частная собственность» и «коммерческие отношения».

Эта процедура передачи лицу, связанному с управлением организацией, определенного вознаграждения для удовлетворения желаний и нужд того, кто платит. То есть, это нарушение нормальных законов рыночной экономики, в основе которой лежит здоровая конкуренция.

История развития в России

Это понятие имеет очень короткую историю, однако явление известно давно. В ХIX веке иностранные предприниматели в России жаловались на то, что местные бизнесмены предпочитают решать экономические вопросы не посредством конкуренции, а через плату представителям чужой компании, тем самым разграничивая для себя сферы влияния. Это вызвано не только уровнем в целом коррупции в стране, а вообще отсутствием четкого понятия частная собственность.

В Советское время из-за существования командно-административной экономики и монополию государства на собственность как такового понятия «подкуп» в юридическом смысле не существовало. Однако директора заводов и фабрик могли «превышать» свои полномочия, но часто это требовало договоренности с партийными функционерами, а это уже «мзда». В современной России коммерческий подкуп запрещен Уголовным кодексом. В общем, то находясь на управленческой должности в организации любая передача (и получение) материальных ценностей сверх контракта может расцениваться как преступление.

Что собой представляет соглашение о неразглашении конфиденциальной информации — смотрите здесь.

Основные отличия между терминами

На первый взгляд эти два понятия очень близки. Сходства действительно имеются, например в обоих случаях происходит передача определенных ценностей с целью получения выгоды. Однако, эти сходства вызваны тем, что оба термина относятся к понятию коррупции.

На самом же деле больше различий. Давайте их разберем:

  • Изначально в юридической терминологии принято две разные характеристики: взятка – это должностное преступление, а подкуп – коммерческое.
  • Отличие в объекте преступления. Так, взятка посягает на правильную работу государственных служб, то есть нормальное выполнение основных функций государства. Отсюда принято считать, что коррумпированность чиновников подрывает доверие граждан к государству. Объектом коммерческого преступления является нормальная работа лиц и организаций, осуществляющих финансовую или предпринимательскую деятельность.
  • Отличие в субъекте преступления. В случае «мзды» – это должностные лица, которые инициировали либо взяли определенные ресурсы для того, чтобы использовать должность. Субъектами подкупа признаются лица, которые выполняют управленческие функции в организации. Как правило, достаточно одной прописанной в договоре функции управления, чтобы потенциально считать лицо субъектом коммерческого преступления.
  • Время совершения преступления. Взятку можно давать как до, так и после выполнения нужного действия. Согласно законодательству РФ, подкуп совершается только до осуществления деяния, то есть, по предварительной договоренности.

Меры ответственности

«Мзда» и коммерческое «подбадривание» признаются преступлениями согласно Уголовному кодексу РФ. Относительно первого основными являются ст. 285, 290 и 291. Что касается финансового «отката» для управленцев, то в кодексе он проходит по ст. 204. Кроме того, существует понятие «провокация взятки» — это статья 304.

Для взятки ключевой момент для определения наказания – размер (сумма). Так, относительно этого существуют:

  • Малый размер. Штраф равен 25-50-кратному размеру от незаконно полученной суммы. Возможен вариант, когда преступника лишают права занимать этот или аналогичный пост на 3 года.
  • В значительном размере. Штраф в 30-60-кратном размере. Также могут лишить права на должность. И еще один вариант: лишение свободы до 3-х лет.
  • В крупном размере. Размер штрафа: 70-90-кратный. Плюс все вышеперечисленное или лишение свободы на срок от 7 до 12 лет.
  • Особо крупный размер. Штраф в 100-кратном размере от суммы, а также все варианты из вышеперечисленного либо арест на срок до 15 лет.

Для подкупа важен момент, за что обвиняют:

  • За передачу средств предусмотрено наказание от 10 до 50-кратного размера от суммы, либо ограничение свободы на срок до 2-х лет, либо исправительные работы на 3 года.
  • За получение средств: штраф от 15 до 70-кратной суммы от незаконной платы, запрет занимать должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет либо арест на срок до 3-х лет.

Коммерческий подкуп и взятка. Отличительные особенности

В нынешней России коррупция превратилась в опасное общественной явление, она является причиной разложения государственного аппарата, нестабильности основ его нормального функционирования, дискредитирует государственные институты в глазах населения, существенно нарушает экономическую деятельность, приводит к подрыву правил хозяйственного оборота, к искусственному банкротству хозяйствующих субъектов.

Борьба с коррупцией — одна из основных задач в сфере государственного управления. Взяточничество является одним из наиболее опасных преступных посягательств на основы государственной службы. В Уголовном кодексе 1996 г. включены две статьи, направленные на уголовно-правовую борьбу с этим явлением: ст.290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки).

С нарушение же свободы конкуренции и экономической деятельности связан коммерческий подкуп. Уровень опасности этого преступления в условиях рыночной экономики весьма высок. Установление уголовной ответственности за коммерческий подкуп для отечественного законодательства является определенной новизной, хотя он внешне схож с преступлениями, предусмотренными ст. 290 и 291 УК РФ, устанавливающих ответственность за получение и дачу взятки, так как имеет много общих признаков объективной стороны со взяточничеством.

Общее понятие получения взятки дано в ч. 1 ст. 290 УК РФ как «получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе».

Читайте так же:  Мировой суд рд

Для правильного применения уголовно-правовых норм о взяточничестве необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в постановлении от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Взятка — наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, поскольку является не только должностным преступлением, но и типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.

Под выгодами имущественного характера понимаются различного рода услуги и (или) выгоды, оказываемые взяткополучателю безвозмездно и (или) явно по заниженной стоимости. В правоприменительной практике известны случаи, когда взятке придается видимость легальной сделки между «дающим» и «берущим» взятку под видом договора подряда, бытового или строительного подряда, договора займа и т.д.

Под услугами имущественного характера следует понимать также предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ в пользу взяткополучателя.

Более завуалированными способами дачи-получения взятки могут быть: прощение долга, преднамеренный «проигрыш» в карты, оплата долга должностного лица, фиктивное зачисление на должность, отзыв материального иска из суда, предоставление в безвозмездное (или по заниженной цене) пользование имущества, получение льготного кредита, завышение «гонораров» и т.д. Получение в таком случае услуг нематериального характера не может признаваться взяткой. Здесь при определенных условиях речь можно вести о злоупотреблениях должностными полномочиями (ст. 285 УК).

Коммерческий же подкуп законодатель оценивает как способ общественно опасного неправомерного вмешательства в управленческие процессы, в том числе по управлению собственностью, деятельностью организации, ее подразделений и сотрудников.

Статья 204 УК РФ охватывает два вида преступлений, связанных с коммерческим подкупом: дачу ценностей в качестве незаконного вознаграждения лицу, выполняющему управленческую функцию в коммерческой и иной организации; получение этих ценностей таким лицом за совершение действия (бездействия) в интересах дающего.

Основное отличие между коммерческим подкупом и взяточничеством (ст. 290 и 291 УК РФ) проходит по объекту. Объектом должностных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную и правильную работу государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Объектом же коммерческого подкупа следует считать нормальную, т.е. соответствующую целям, задачам и принципам, реализацию прав и обязанностей лица, осуществляющего управленческие функции в коммерческой и иной организации. Расположение анализируемых составов преступлений в различных главах Уголовного кодекса также говорит о наличии в этих составах различных объектов.

Отличаются анализируемые составы преступлений и по субъекту. Так, субъектами должностных преступлений признаются должностные лица, под которыми согласно Примечанию к ст. 285 УК РФ понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ. Субъектами же незаконного получения коммерческого подкупа согласно п. 1 Примечания к ст. 201 УК РФ могут быть признаны лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Имеются отличия и по объективной стороне преступлений. Так, в ст. 204 УК РФ речь идет о подкупе, т.е. когда предмет подкупа передается до совершения соответствующих действий в интересах дающего. Взятка же может быть передана как до, так и после совершения действий по службе без предварительной договоренности об этом (взятка-подкуп, взятка-подношение).

Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что оно резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы.

В свою очередь коммерческий подкуп представляет собой социально опасное деяние, которое посягает на нормальное функционирование рыночных отношений, подрывает нормальную управленческую деятельность коммерческих служб, препятствует соблюдению законов и правовых обязанностей лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих организациях. Специфика общественной опасности коммерческого подкупа выражается в противоправном способе воздействия на управленческие процессы при принятии решений и осуществлении субъектом своих служебных полномочий.

Заявка на бесплатную консультацию

Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах — см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию .

Для этого нужно либо заполнить и отправить находящуюся ниже форму заявки на консультацию, либо (для тех, кто является жителем Москвы или Санкт-Петербурга) просто позвонить по бесплатным телефонам юридической помощи в Москве: (499) 703-15-39 или в Санкт-Петербурге: (812) 309-86-84

Чем отличается взятка от коммерческого подкупа?

Коррупция – это социальное явление, нарушающее нормальную работу государственных и частных структур и создающее препятствия для качественного развития общества. Ведь не зря в большинстве нормативно-правовых актов стран мира это явление считается уголовно наказуемым. Конвенцию о борьбе с коррупцией разработала даже ООН. Страны восточной Европы давно находятся среди лидеров мира по уровню коррумпированности социальных и политических институтов.

Сама по себе, коррупция – очень широкое понятие. Это и продвижение родственника по службе, и плата за то, чтобы ребенка взяли в школу, и льготы отдельным лицам на кредит, и еще много-много различных, часто непохожих ситуаций. Самым распространенным ее видом является взятка, а одной из молодых разновидностей этой «социальной болезни» называют коммерческий подкуп.

Что такое взятка?

Самое интересное то, что «незаконно полученные средства» на постсоветском пространстве часто считаются равнозначным коррупции.

В русском языке даже есть термин «взяточничество». Это неудивительно, ведь в России это явление имеет очень долгую и насыщенную историю.

История развития в России

Еще со времен Киевской Руси и монгольского нашествия для того, чтобы добиться расположения князя (или хана), необходимо были «приносить дары». Кроме того, летописи сохранили данные о том, как горожане с дарами ходили к посаднику (главному в городе) и просили об удовлетворении различных нужд.

После реформы Петра І государственный аппарат начал стремительно развиваться. Следовательно, массово возросло количество чиновников. Но денег на высокие зарплаты для них не хватало, поэтому единственным способом заработка для «слуг народа» были отчисления от того самого народа. А называлось тогда это явление «мзда».

Кстати, российская литература ХІХ века полна карикатур на коррупционную ситуацию в стране. Яркий пример – Гоголь и его «Ревизор».

В советское время коррупцию считали буржуазным пережитком, однако это не значит, что ее побороли. Все знали о том, что она существует, но никто о ней не говорил. Сантехник за свою работу обязательно должен был получить «бутылку», а продавщица в магазине за «вознаграждение» могла оставить вам «под прилавком» дефицитный товар. И это примеры из 1960-1980-х, в довоенное время взяточничество тоже процветало.

В современной России коррупция объявлена врагом, она запрещена Уголовным кодексом, однако по подсчетам социологов только 9% населения верят, что дачу взяток в России можно искоренить, а около 60% считают ее частью повседневной жизни. Яркая иллюстрация – проходя через большинство организаций и учреждений, граждане дают (а иногда берут) «подарок».

Сущность взятки

Смысл данной «незаконной платы» можно охарактеризовать так: у одной стороны есть желание получить выгоду от другой, и для этого она готова отдать что-либо ценное (деньги, собственное время, служебное место). Иногда стимулируют не для совершения действия, а наоборот, для бездействия (например, неоткрытие административного дела).

Существуют еще более скрытые формы «подмазывания»: умышленный проигрыш в азартных играх, предоставление бесплатного имущества и даже прощение долга. Но главное условие, прописанное в законодательстве, связанное с взяточничеством — особа обязана быть должностным лицом и именно его положение должно быть использовано для дачи или получения «выгод имущественного характера».

Что такое подкуп?

В народе его называют «торговое подмазывание» – это относительно молодой вариант коррупции. Он очень тесно связан с такими понятиями, как «рыночная экономика», «частная собственность» и «коммерческие отношения».

Эта процедура передачи лицу, связанному с управлением организацией, определенного вознаграждения для удовлетворения желаний и нужд того, кто платит. То есть, это нарушение нормальных законов рыночной экономики, в основе которой лежит здоровая конкуренция.

История развития в России

Это понятие имеет очень короткую историю, однако явление известно давно. В ХIX веке иностранные предприниматели в России жаловались на то, что местные бизнесмены предпочитают решать экономические вопросы не посредством конкуренции, а через плату представителям чужой компании, тем самым разграничивая для себя сферы влияния. Это вызвано не только уровнем в целом коррупции в стране, а вообще отсутствием четкого понятия частная собственность.

В Советское время из-за существования командно-административной экономики и монополию государства на собственность как такового понятия «подкуп» в юридическом смысле не существовало. Однако директора заводов и фабрик могли «превышать» свои полномочия, но часто это требовало договоренности с партийными функционерами, а это уже «мзда». В современной России коммерческий подкуп запрещен Уголовным кодексом. В общем, то находясь на управленческой должности в организации любая передача (и получение) материальных ценностей сверх контракта может расцениваться как преступление.

Что собой представляет соглашение о неразглашении конфиденциальной информации — смотрите здесь.

Основные отличия между терминами

На первый взгляд эти два понятия очень близки. Сходства действительно имеются, например в обоих случаях происходит передача определенных ценностей с целью получения выгоды. Однако, эти сходства вызваны тем, что оба термина относятся к понятию коррупции.

На самом же деле больше различий. Давайте их разберем:

  • Изначально в юридической терминологии принято две разные характеристики: взятка – это должностное преступление, а подкуп – коммерческое.
  • Отличие в объекте преступления. Так, взятка посягает на правильную работу государственных служб, то есть нормальное выполнение основных функций государства. Отсюда принято считать, что коррумпированность чиновников подрывает доверие граждан к государству. Объектом коммерческого преступления является нормальная работа лиц и организаций, осуществляющих финансовую или предпринимательскую деятельность.
  • Отличие в субъекте преступления. В случае «мзды» – это должностные лица, которые инициировали либо взяли определенные ресурсы для того, чтобы использовать должность. Субъектами подкупа признаются лица, которые выполняют управленческие функции в организации. Как правило, достаточно одной прописанной в договоре функции управления, чтобы потенциально считать лицо субъектом коммерческого преступления.
  • Время совершения преступления. Взятку можно давать как до, так и после выполнения нужного действия. Согласно законодательству РФ, подкуп совершается только до осуществления деяния, то есть, по предварительной договоренности.
Читайте так же:  Приказ 494 мз рф

Меры ответственности

«Мзда» и коммерческое «подбадривание» признаются преступлениями согласно Уголовному кодексу РФ. Относительно первого основными являются ст. 285, 290 и 291. Что касается финансового «отката» для управленцев, то в кодексе он проходит по ст. 204. Кроме того, существует понятие «провокация взятки» — это статья 304.

Для взятки ключевой момент для определения наказания – размер (сумма). Так, относительно этого существуют:

  • Малый размер. Штраф равен 25-50-кратному размеру от незаконно полученной суммы. Возможен вариант, когда преступника лишают права занимать этот или аналогичный пост на 3 года.
  • В значительном размере. Штраф в 30-60-кратном размере. Также могут лишить права на должность. И еще один вариант: лишение свободы до 3-х лет.
  • В крупном размере. Размер штрафа: 70-90-кратный. Плюс все вышеперечисленное или лишение свободы на срок от 7 до 12 лет.
  • Особо крупный размер. Штраф в 100-кратном размере от суммы, а также все варианты из вышеперечисленного либо арест на срок до 15 лет.

Для подкупа важен момент, за что обвиняют:

  • За передачу средств предусмотрено наказание от 10 до 50-кратного размера от суммы, либо ограничение свободы на срок до 2-х лет, либо исправительные работы на 3 года.
  • За получение средств: штраф от 15 до 70-кратной суммы от незаконной платы, запрет занимать должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет либо арест на срок до 3-х лет.

ОТГРАНИЧЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ ОТ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА И МОШЕННИЧЕСТВА

студент 3 курса, юридического факультета, НГТУ,

РФ, г. Новосибирск

Актуальность исследования вопросов определения критериев, по которым разграничиваются составы коррупционных преступлений от иных видов преступлений против собственности или в сфере экономической деятельности определяется, во-первых, важностью соблюдения принципа законности и обоснованности постановления обвинительных приговоров именно по той статье Особенной части Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает то или иное деяние и, во-вторых, общей активизацией антикоррупционной борьбы, которая ведется при помощи различных организационно-правовых мер российскими властями.

По своим объективным признакам к составу получения взятки наиболее близкими являются состав коммерческого подкупа и мошенничества. Рассмотрим те критерии, которые позволяют отграничить эти составы при квалификации.

Отличие получения взятки от коммерческого подкупа не представляет собой видимых сложностей, поскольку оно проводится по признакам субъекта преступления. Взятку может получить только должностное лицо, коммерческий подкуп – руководитель коммерческой структуры. Второе очевидное отличие данных составов проводится по объекту преступного посягательства – в случае получения взятки таковым являются интересы государственной власти и управления, тогда как коммерческий подкуп посягает на интересы службы в коммерческих и иных организациях.

Рассматривая предмет коммерческого подкупа (ч. 1 ст. 204 УК РФ) и взятки (ч. 1 ст. 290 УК РФ), можно отметить почти полную схожесть в его формулировке – таковыми являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, незаконно оказанные услуги имущественного характера, а также имущественные права, полученные как лично, так и переданные по указанию получателя взятки или коммерческого подкупа третьим лицам. Однако, в отличие от коммерческого подкупа, взятка может быть передана не для конкретной цели, а для общего покровительства или попустительства по службе. Коммерческий подкуп же имеет строго целевое назначение, передача предмета подкупа для достижения общего расположения лица, работающего в той или иной организации, не влечет за собой уголовной ответственности. В этом коренное отличие взятки от коммерческого подкупа – должностные лица не вправе принимать от третьих лиц никаких подарков, кроме разрешенных малоценных, поскольку для них всегда будет иметь мест риск признания такого подарка взяткой. Работники прочих организаций более свободны в этом отношении – они могу принимать нецелевые подарки, не связанные с каким-либо конкретным делом.

Интересной является точка зрения С.В. Элекиной о том, что предмет коммерческого подкупа шире, чем предмет взятки, предлагая включить в него также незаконное освобождение от имущественных обязательств[7. Дать взятку таким образом почти невозможно в силу безвозмездности отношений, связанных с отправлением государственных функций. Таким образом, коммерческим подкупом может быть признано прощение долга или освобождение от иных обязанностей, которые характерны для коммерческого оборота, а предметом взятки такие действия признать нельзя.

Не вполне удачным признается рекомендация Верховного Суда РФ, сохранившаяся в п. 23 Постановления Пленума № 24, о том, что если лицо, выполняющее определенные функции в коммерческой организации, получило деньги за выполнение действий, которые оно не может выполнить в связи с отсутствием полномочий на это, то такие действия надлежит квалифицировать как мошенничество. Как верно замечает А.В. Кузнецов, такое положение совершенно необоснованно ставит в более льготное положение участников содеянного, поскольку при мошенничестве полученное возвращается прежним владельцам, тогда как при коммерческом подкупе обращается в доход государства[3]. По сути, действительно, необходимо также подвергнуть определенным лишениям и сторону, которая передает средства в качестве коммерческого подкупа, полагая, что передает его лицу, полномочному принять нужное решение. Возврат денег или иного предмета подкупа обратно передавшему его лицу является неосновательной мерой поощрения такого поведения и даже гарантии того, что если коммерческий подкуп не достигнет своей цели, его можно будет вернуть обратно, осудив лицо, которое не смогло оказать помощь, за мошенничество. Более правильно была бы квалификация подобных деяний по статье о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

Разграничение получения взятки и составов мошенничества представляет собой гораздо большую проблему, нежели разграничение с коммерческим подкупом. Грань между взяткой и мошенничеством проводится по признакам объективной стороны – при получении взятки ее получатель имеет возможность решить проблему взяткодателя, а при получении тех же денег или иных предметов взятки при отсутствии у получателя взятки реальной такой возможности квалификация происходит по статьям, предусматривающим ответственность за мошенничество. При этом действия взяткодателя абсолютно одинаковы в обеих ситуациях – лицо передает предмет взятки для решения какой-то своей проблемы. При этом должностное лицо, которое реально могло оказать соответствующее содействие, будет нести ответственность по ст. 290 УК РФ, при этом взяткодатель – по ст. 291 УК РФ, а предмет взятки будет обращен в доход государства. Если же взятка была передана взяткодателем лицу, которое, вопреки его уверенности в обратном, не могло помочь взяткодателю, ответственность по ст. 159 УК РФ будет нести только получатель взятки, предмет взятки будет возвращен его прежнему владельцу.

Аналогичным образом квалификация по составу мошенничества производится при мнимом посредничестве в получении взятки. Так, СО МО МВД России «Железногорский» в 2012 г. возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 159 УК в отношении К., который похитил у своего знакомого П. денежные средства под предлогом их передачи сотрудникам полиции за оказание помощи в получении П. водительского удостоверения. Уголовное дело в отношении К. направлено в суд, по делу постановлен обвинительный приговор[6].

Особую проблему квалификации коррупционных преступлений как мошенничества составляют факты так называемой «продажи должностей», то есть выявления случаев передачи определенной суммы денег для оплаты замещения той или иной должности. Данные факты при их обнародовании получают широкий общественный резонанс и особо отмечаются на высшем уровне.

Как верно замечает А.В. Щепотин, есть определенный правовой пробел – исходя из буквального толкования уголовно-правовых норм при совершении мошеннических действий в отношении лица, который имел умысел на передачу через посредника взятки, и при привлечении к уголовной ответственности по ст. 159 УК посредника в передаче взятки исключается привлечение к уголовной ответственности взяткодателя в связи с наличием у него статуса потерпевшего. И наоборот, при привлечении по ч. 3 ст. 30, ст. 291 УК лица, имевшего намерение передать взятку, невозможно привлечь к уголовной ответственности по ст. 159 УК лицо, обратившее предмет взятки в свою пользу, в связи с отсутствием потерпевшего по уголовному делу[6]. Представляется, что устранение указанного пробела возможно посредством закрепления в УК РФ специальной правовой нормы, предусматривающей уголовную ответственность за получение и последующее обращение в свою пользу или в пользу иных лиц денежных средств и (или) иного имущества путем обмана под предлогом его передачи должностным лицам (лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях) за совершение действий в интересах владельца этого имущества или иных лиц. При этом такой правовой нормой не должно быть предусмотрено наличие потерпевшего. В этом случае привлечение к уголовной ответственности лица, получившего ценности якобы для передачи в качестве взятки, не будет препятствием для привлечения к уголовной ответственности владельца имущества, умысел которого направлен на дачу взятки (предмета коммерческого подкупа), с учетом разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда № 24.

В 2014 году признал бывшего депутата Госдумы Ш. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ, то есть в покушении на мошенничество. Как следует из приговора, Ш. летом 2011 года склонял жителя Московской области, желавшего стать депутатом Госдумы, к покупке этого поста за 7,5 миллиона евро. Сотрудники правоохранительных органов задержали его при получении первой части требуемой суммы – 66 миллионов рублей. Однако, как указал суд, таких возможностей у него не было, действовать в интересах потерпевшего он не собирался, а полученные деньги хотел присвоить. Ш. приговорен к наказанию в виде лишения свободы на срок 5 лет со штрафом в размере 700000 руб., его сообщники также получили реальные сроки[5].

Бывшего главу Северо-Западного территориального управления Росрыболовства М. приговорили к шести годам колонии строгого режима и штрафу в 50 миллионов рублей. Уголовное дело в отношении экс-чиновника было возбуждено по фактам получения взяток на общую сумму 26 млн. рублей. С 2010 по 2011 год М., по данным следствия, принуждал подчиненных ему сотрудников увольняться со своих должностей руководителей территориальных отделов ведомства. А освободившиеся должности продавал. В качестве взяток М. получил 26 млн. рублей[5].

Квалификация продажи должностей как мошенничества, как и в случае с коммерческим подкупом, снижает эффективность уголовно-правовых мер воздействия, а кроме того, исключает особо крупные штрафы, установленные специально для борьбы с коррупционными преступлениями, и возможность применения конфискации денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступления. По составу мошенничества лицо, передающее деньги или иное имущество, признается потерпевшим и поэтому имеет право на получение обратно того имущества, которое он передан мошеннику. Получается, что при такой квалификации взяткодатель, который ошибочно передал взятку «не тому» получателю, признается потерпевшим от преступления и ему возвращаются все понесенные им расходы. По справедливому замечанию Р.К. Мелекаева взяткодатель сам совершает преступление и не может признаваться потерпевшим от него[4]. Таким образом, ст. 159 УК становится своеобразным «спасательным кругом» для взяточников и расхитителей[2].

Читайте так же:  Грязные номерные знаки штраф

Итак, подводя итоги рассмотрению вопросов разграничения составов получения взятки и коммерческого подкупа, а также получения взятки и мошенничества, можно сделать вывод, что оно проводится по признакам субъективной стороны в случае коммерческого подкупа и по признакам объективной стороны в случае мошенничества. Причем проблему на практике составляет необоснованная квалификация как получения взятки, так и коммерческого подкупа как мошенничества в случае, если лицо, которому были переданы предмет взятки или коммерческого подкупа, не может выполнить то, за что он его получил в силу отсутствия полномочий. Это положение следует признать неправильным, поскольку в таком случае лицо, передавшее взятку или предмет коммерческого подкупа, признается потерпевшим от мошеннических действий и получает компенсацию всего израсходованного в связи с преступлением, что подрывает основы антикоррупционной борьбы в государстве.

Список литературы:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
  2. Корецкий Д.А., Куринова Я.И. Почему взяточники и расхитители превращаются в мошенников? // Законность. – 2013. – № 5. – С. 54-58.
  3. Кузнецов А.А. Некоторые вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2013. – № 3(13). – С. 96-101.
  4. Мелекаев Р.К. Коррупционные преступления: доктрина и проблемы законодательного закрепления в Российской Федерации // Общество и право. – 2011. – № 3. С. 198-201.
  5. Седых Д.А. Взяточничество с целью назначения на публичную должность // Российская юстиция. – 2016. – № 9. – С. 52-55.
  6. Щепотин А.В. Привлечение к уголовной ответственности за покушение на дачу взятки и мошенничество // Законность. – 2014. – № 7. – С. 46-48.
  7. Элекина С.В. О предмете коммерческого подкупа // Юридический вестник Самарского университета. – 2016. – № 4. – С. 123-128.

Чем отличается взятка от коммерческого подкупа?

Коррупция – это социальное явление, нарушающее нормальную работу государственных и частных структур и создающее препятствия для качественного развития общества. Ведь не зря в большинстве нормативно-правовых актов стран мира это явление считается уголовно наказуемым. Конвенцию о борьбе с коррупцией разработала даже ООН. Страны восточной Европы давно находятся среди лидеров мира по уровню коррумпированности социальных и политических институтов.

Сама по себе, коррупция – очень широкое понятие. Это и продвижение родственника по службе, и плата за то, чтобы ребенка взяли в школу, и льготы отдельным лицам на кредит, и еще много-много различных, часто непохожих ситуаций. Самым распространенным ее видом является взятка, а одной из молодых разновидностей этой «социальной болезни» называют коммерческий подкуп.

Что такое взятка?

Самое интересное то, что «незаконно полученные средства» на постсоветском пространстве часто считаются равнозначным коррупции.

В русском языке даже есть термин «взяточничество». Это неудивительно, ведь в России это явление имеет очень долгую и насыщенную историю.

История развития в России

Еще со времен Киевской Руси и монгольского нашествия для того, чтобы добиться расположения князя (или хана), необходимо были «приносить дары». Кроме того, летописи сохранили данные о том, как горожане с дарами ходили к посаднику (главному в городе) и просили об удовлетворении различных нужд.

После реформы Петра І государственный аппарат начал стремительно развиваться. Следовательно, массово возросло количество чиновников. Но денег на высокие зарплаты для них не хватало, поэтому единственным способом заработка для «слуг народа» были отчисления от того самого народа. А называлось тогда это явление «мзда».

Кстати, российская литература ХІХ века полна карикатур на коррупционную ситуацию в стране. Яркий пример – Гоголь и его «Ревизор».

В советское время коррупцию считали буржуазным пережитком, однако это не значит, что ее побороли. Все знали о том, что она существует, но никто о ней не говорил. Сантехник за свою работу обязательно должен был получить «бутылку», а продавщица в магазине за «вознаграждение» могла оставить вам «под прилавком» дефицитный товар. И это примеры из 1960-1980-х, в довоенное время взяточничество тоже процветало.

В современной России коррупция объявлена врагом, она запрещена Уголовным кодексом, однако по подсчетам социологов только 9% населения верят, что дачу взяток в России можно искоренить, а около 60% считают ее частью повседневной жизни. Яркая иллюстрация – проходя через большинство организаций и учреждений, граждане дают (а иногда берут) «подарок».

Сущность взятки

Смысл данной «незаконной платы» можно охарактеризовать так: у одной стороны есть желание получить выгоду от другой, и для этого она готова отдать что-либо ценное (деньги, собственное время, служебное место). Иногда стимулируют не для совершения действия, а наоборот, для бездействия (например, неоткрытие административного дела).

Существуют еще более скрытые формы «подмазывания»: умышленный проигрыш в азартных играх, предоставление бесплатного имущества и даже прощение долга. Но главное условие, прописанное в законодательстве, связанное с взяточничеством — особа обязана быть должностным лицом и именно его положение должно быть использовано для дачи или получения «выгод имущественного характера».

Что такое подкуп?

В народе его называют «торговое подмазывание» – это относительно молодой вариант коррупции. Он очень тесно связан с такими понятиями, как «рыночная экономика», «частная собственность» и «коммерческие отношения».

Эта процедура передачи лицу, связанному с управлением организацией, определенного вознаграждения для удовлетворения желаний и нужд того, кто платит. То есть, это нарушение нормальных законов рыночной экономики, в основе которой лежит здоровая конкуренция.

История развития в России

Это понятие имеет очень короткую историю, однако явление известно давно. В ХIX веке иностранные предприниматели в России жаловались на то, что местные бизнесмены предпочитают решать экономические вопросы не посредством конкуренции, а через плату представителям чужой компании, тем самым разграничивая для себя сферы влияния. Это вызвано не только уровнем в целом коррупции в стране, а вообще отсутствием четкого понятия частная собственность.

В Советское время из-за существования командно-административной экономики и монополию государства на собственность как такового понятия «подкуп» в юридическом смысле не существовало. Однако директора заводов и фабрик могли «превышать» свои полномочия, но часто это требовало договоренности с партийными функционерами, а это уже «мзда». В современной России коммерческий подкуп запрещен Уголовным кодексом. В общем, то находясь на управленческой должности в организации любая передача (и получение) материальных ценностей сверх контракта может расцениваться как преступление.

Что собой представляет соглашение о неразглашении конфиденциальной информации — смотрите здесь.

Основные отличия между терминами

На первый взгляд эти два понятия очень близки. Сходства действительно имеются, например в обоих случаях происходит передача определенных ценностей с целью получения выгоды. Однако, эти сходства вызваны тем, что оба термина относятся к понятию коррупции.

На самом же деле больше различий. Давайте их разберем:

  • Изначально в юридической терминологии принято две разные характеристики: взятка – это должностное преступление, а подкуп – коммерческое.
  • Отличие в объекте преступления. Так, взятка посягает на правильную работу государственных служб, то есть нормальное выполнение основных функций государства. Отсюда принято считать, что коррумпированность чиновников подрывает доверие граждан к государству. Объектом коммерческого преступления является нормальная работа лиц и организаций, осуществляющих финансовую или предпринимательскую деятельность.
  • Отличие в субъекте преступления. В случае «мзды» – это должностные лица, которые инициировали либо взяли определенные ресурсы для того, чтобы использовать должность. Субъектами подкупа признаются лица, которые выполняют управленческие функции в организации. Как правило, достаточно одной прописанной в договоре функции управления, чтобы потенциально считать лицо субъектом коммерческого преступления.
  • Время совершения преступления. Взятку можно давать как до, так и после выполнения нужного действия. Согласно законодательству РФ, подкуп совершается только до осуществления деяния, то есть, по предварительной договоренности.

Меры ответственности

«Мзда» и коммерческое «подбадривание» признаются преступлениями согласно Уголовному кодексу РФ. Относительно первого основными являются ст. 285, 290 и 291. Что касается финансового «отката» для управленцев, то в кодексе он проходит по ст. 204. Кроме того, существует понятие «провокация взятки» — это статья 304.

Для взятки ключевой момент для определения наказания – размер (сумма). Так, относительно этого существуют:

  • Малый размер. Штраф равен 25-50-кратному размеру от незаконно полученной суммы. Возможен вариант, когда преступника лишают права занимать этот или аналогичный пост на 3 года.
  • В значительном размере. Штраф в 30-60-кратном размере. Также могут лишить права на должность. И еще один вариант: лишение свободы до 3-х лет.
  • В крупном размере. Размер штрафа: 70-90-кратный. Плюс все вышеперечисленное или лишение свободы на срок от 7 до 12 лет.
  • Особо крупный размер. Штраф в 100-кратном размере от суммы, а также все варианты из вышеперечисленного либо арест на срок до 15 лет.

Для подкупа важен момент, за что обвиняют:

  • За передачу средств предусмотрено наказание от 10 до 50-кратного размера от суммы, либо ограничение свободы на срок до 2-х лет, либо исправительные работы на 3 года.
  • За получение средств: штраф от 15 до 70-кратной суммы от незаконной платы, запрет занимать должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет либо арест на срок до 3-х лет.