Как оформить социологический опрос

Рубрики Статьи

Для составителей анкет → Как составить анкету?

От того, как составлена ваша анкета, напрямую зависит результат исследования. Так, непонятная для респондентов анкета с неверно выстроенной логикой уменьшит количество заполнений и не принесет желаемого результата. Как создать анкету, которая удовлетворит всем требованиям? В этой статье мы расскажем о том, как составить анкету правильно, чтобы она не только показалась респондентам интересной, но и смогла собрать информацию, на основе которой можно было бы сделать полезные выводы.

Правила составления анкеты для опроса

  • Определитесь с задачами предстоящего исследования. Именно их решению должны служить вопросы, последовательно задаваемые в вашей анкете.

Пример: если перед вами стоит цель – узнать отношение покупателей к сотовым телефонам Samsung,задавайте вопросы об интерфейсе, технических характеристиках моделей, потребительских свойствах и пр. В данном случае вас не должно интересовать, в какое время вашему покупателю удобнее прийти за покупкой в салон N. У вас есть четкая цель – выяснить отношение к марке и вы должны ей следовать на протяжении всей анкеты.

  • Составляйте грамотные, короткие и понятные вопросы для опроса. Давайте короткие и понятные варианты ответов к ним.

Избегайте двойственности в вопросах – вас могут не так понять, это исказит результаты.

Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости поле «другое» для свободного ответа.

Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.

Пример: Неправильный вопрос – «Вы предпочитаете телефоны Samsung другим маркам из-за их удобного интерфейса или широкого набора приложений?». Правильный вопрос – «Дайте оценку потребительским свойствам телефонов Samsung(модель N)по 5-балльной шкале».

  • Поприветствуйте респондентов во вступлении к анкете, кратко опишите, с какой целью проводится опрос, при необходимости проинструктируйте, как нужно заполнять вашу анкету. По завершении анкетирования не забудьте поблагодарить опрошенного за потраченное время.
  • Составляйте грамотные, короткие и понятные вопросы для опроса. Давайте короткие и понятные варианты ответов к ним.

Избегайте двойственности в вопросах – вас могут не так понять, это исказит результаты.

Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости поле «другое» для свободного ответа.

При создании анкеты не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.

Пример: Неправильный вопрос – «Вы предпочитаете телефоны Samsung другим маркам из-за их удобного интерфейса или широкого набора приложений?». Правильный вопрос – «Дайте оценку потребительским свойствам телефонов Samsung(модель N)по 5-балльной шкале».

  • Используйте минимум специальных терминов. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Нужно понимать, что эти люди не являются специалистами в вашей области. Если при составлении анкеты вы используете термины, поясняйте их. А лучше из вообще избегать. Чем более доступна анкета для понимания респондента, тем более охотно он на нее отвечает.
  • Не делайте больше 3-х вопросов на одной странице. Это просто удобно для восприятия и располагает участника опроса к дальнейшему заполнению анкеты.

Общее количество вопросов в анкете может быть самым разным – все зависит от задач и глубины проводимого исследования. Однако если при создании анкета получилась слишком большой, не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное вам время – дарите фирменные сувениры, бонусные карты, просто оплачивайте им участие в вашем исследовании. Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.

  • Обязательно следуйте логике при составлении анкеты. Правильная логика не вызовет недоумения и желания бросить заполнение вашей анкеты на полпути.

Когда составляешь анкету запросто запутаться с логикой. Будьте внимательны, задавая ветвления для вопросов. Обратите внимание, что ветвление направляется на страницу, поэтому вопрос, для которого задается ветвление, должен быть на странице один-единственный.

  • Следите за порядком вопросов. Расположенные в разной последовательности одни и те же вопросы могут давать различную информацию и даже искажать результаты исследования. Поэтому социологи и психологи при ответе на вопрос, как составить анкету правильно, советуют составлять вопросы от простых к сложным.
  • Обязательно оставляйте для респондентов поля, дающие возможность высказать свое мнение: «Ваши пожелания по улучшению работы магазина», «Как Вы считаете..», «Выскажите Ваше мнение по поводу…».
  • Будьте аккуратны в выражениях и вежливы. Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
  • Протестируйте опрос. После составления анкеты просмотрите ее еще раз, уберите все лишние слова, «засоряющие» вопросы. Добейтесь четкости формулировок. Дайте заполнить анкету своим знакомым, коллегам, друзьям. Если они найдут в ней неточности, сбитую логику, скорректируйте анкету согласно рекомендациям.

Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит.

Как оформить социологический опрос

Совершенно очевидно, что для устойчивого развития необходимо эффективное использование имеющихся источников энергии, так как абсолютно безопасных источников энергии не существует. Любое использование энергии в той или иной степени влияет на окружающую среду. Не будем говорить о таких признанных “вредных” способах получения энергии, как тепловые и атомные станции. Гидроэлектростанции оказывают большое влияние на окружающую среду. Для получения энергии этим способом приходится затоплять огромные площади земли, которую можно было бы использовать под пашню, лес, строительство или оставить нетронутой, как особо охраняемую природную территорию. Кроме того, существует проблема миграций рыб и других водных организмов по рекам, перегороженным гидроэлектростанциями.

Ветровые станции издают сильный шум, а он, как известно, отрицательно сказывается на здоровье организмов. Кроме того, под лопастями ветровых турбин электростанций гибнет множество птиц [3]. На солнечные батареи расходуется огромное количество дорогих материалов, а срок службы их невелик – около 20 лет [1]. Геотермальные станции, на которых используется тепло земных недр, тоже не являются решением проблемы. При производстве энергии таким способом имеется большое количество серосодержащих отходов, а горячий рассол, спускаемый в реки способен вызвать экологическую катастрофу [1]. Другие способы получения энергии также имеют свои “минусы”. При любом способе получения энергии расходуются ресурсы на изготовления оборудования и тратится полезная площадь земли.

Понятно, что развитие цивилизации нельзя повернуть вспять и вернуться к использованию трудоемких ручных технологий, отказаться от использования электричества и машин. Даже, если бы мы все захотели этого во имя сохранения природы, это уже невозможно из-за высокой численности населения. Даже для решения пищевой проблемы необходимы огромные затраты энергии.

Но часто ли люди задумываются, что, включая тот или иной электроприбор, мы невольно наносим вред окружающей среде? Как сделать так чтобы не один киловатт не был потрачен напрасно? Как уменьшить потребление электроэнергии в быту?

Для того, чтобы привлечь внимание людей к проблеме энергосбережения, а также узнать, как они информированы об этой проблеме и что делают на бытовом уровне для ее экономии, мы проводили социологический опрос. Таким образом, мы в виде вопросов пытались обратить внимание людей на эту проблему. Тем более что наш Приморский район участвует в международной программе “Повестка 21” (Agenda 21)[2] и наша работа будет небольшим вкладом в эту программу. Данные этого опроса мы собираемся передать районному экологу.

Методика проведения социологического опроса по проблеме энергосбережения

Мы опрашивали людей по заранее разработанной анкете, на большинство позиций которой были даны готовые предполагаемые ответы. На некоторые вопросы ответы не давались с тем, чтобы опрашиваемые предложили свой вариант ответа. В этом случае каждый полученный ответ записывали отдельно.

Опрос проводился анонимно. Было опрошено 23 школьника с 5 по 11 класс и 34 взрослых человека. Так как ответы взрослых и школьников записывали разным цветом, то была возможность подсчитать, как отвечали школьники и взрослые. Опрашивались как знакомые (большинство) так и случайные прохожие на улице.

Подсчитывались проценты ответов по каждой позиции для школьников, взрослых и общее число.

Результаты социологического опроса

1. Задумывались ли Вы, что в скором будущем встанет проблема получения энергии (нефть, газ, уголь)?


2. Стараетесь ли Вы экономить энергию?

3. Считаете ли Вы, что производство любого вида электроэнергии наносит вред окружающей среде?

4. Заклеены ли у вас окна в квартире?

5. Есть ли у Вас в доме энергосберегающие лампочки (например, галогеновые или лампы дневного света)?

6. Если Вы не используете их то какова причина?

7. На что, по вашему мнению, в быту затрачивается наибольшее количество электроэнергии?


8. Какой самый эффективный способ сбережения энергии?

9. Что Вы сами делаете для этого?


Оценка деятельности коммунальных служб:

Читайте так же:  Пазин история пособия

10. Оборудована ли входная дверь в парадную пружиной?

11. Все ли стекла вставлены в подъезде?

12. Часто ли горит ли свет в подъезде и на улице днем?

В ходе опроса выяснилось, что многие дома спроектированы таким образом, что на лестничных площадках нет окон вообще. Поэтому необходимо кругло-суточное использование освещения. Но свет не выключают днем даже там, где есть окна, и использование освещения в дневное время не требуется.

13. Устраивает ли Вас температура батарей центрального отопления?

14. Если у Вас холодно в квартире, как Вы обогреваетесь?

Результаты социологического опроса показали, что взрослых гораздо чаще волнуют проблемы энергосбережения. Так, из опрощенных нами взрослых на вопрос: “Задумывались ли Вы, что в скором будущем встанет проблема получения энергии (нефть, газ, уголь)?” утвердительно ответили 42% взрослых и в 3 раза меньше — 13% школьников и отрицательно – 29,4% взрослых и 60% школьников. Следовательно, в школе уделяют мало внимания этой проблеме. В целом Задумываются над этим вопросом 29,8% опрошенного населения и 42,1 – не задумываются.

Возможно, что взрослые, несмотря на анонимность анкетирования, хотели показаться перед нами более “правильными”, но, может быть, им чаще приходится сталкиваться с энергетическими проблемами в повседневной жизни.

Тем не менее, на вопрос: “Стараетесь ли Вы экономить энергию?” больше положительных ответов дали школьники: 43, 5% (всегда) и 52,2 % (иногда), взрослые ответили 35,3% (всегда) и 52,2% (иногда). Таким образом, 84,2% населения всегда или время от времени старается экономить энергию, а 16,8% не экономит вообще. Если пересчитать это на кВт, это очень много. Так, одна женщина призналась, что расходует до 500 кВт в месяц!

В ходе проведения опроса выяснилось, что многие люди не понимают разницу между “экономией денег” за потребленную энергию и собственно “экономией энергии”. Оказалось, что нередко квартиры не оборудованы счетчиками электроэнергии и люди платят “по среднему”. Часто эти люди не понимали, как и для чего вообще необходимо экономить энергию. Мы учли этот момент и при проведении следующего социологического опроса (а мы планируем продолжить работу), мы включим в анкету вопрос “Имеется ли у Вас электросчетчик?”.

57,9% всех опрошенных признают влияние производства электроэнергии на состояние окружающей среды и 22,8 не считают, что каждый из существующих способов производства электроэнергии тем или иным способом сказывается на окружающей среде.

Квартиры утеплены у 78,9 % населения, остальные ответили, что им пока тепло. Таким образом – это еще один ресурс для энергосбережения. Выяснилось, что жители последних этажей жалуются на жару, в то время как жители нижних этажей замерзают. Об этом же говорит ответ на вопрос: “Устраивает ли вас температура батарей центрального отопления?” 82,5% опрошенных ответили, что температура батарей устраивает, холодно у 15,8% опрошенных (в основном жители нижних этажей) и жарко у 1,7% опрошенных (последний этаж).

Энергосберегающие лампы имеют 52,6% опрошенных, причем 3,5 % используют их активно. 34% не пользуются энергосберегающими лампочками. Из тех, кто их не использует, 34,7% ответили, что дорого, 27,5% эти лампы не нравятся, причем многие, давшие этот ответ, сказали, что это вредно для зренияи 37,8 % не задумывались, почему они не используют эти лампы.

Большинство опрошенных считает (26 из 56), что больше всего энергии тратится на приготовление пищи, и, в частности, на жарку мяса. Поэтому 20 опрошенных мяса не жарят и этим, по из мнению, они вносят вклад в экономию электроэнергии. Причем, назвали плиту основным потребителем энергии в основном взрослые (24 взрослых и 2 школьника). Школьники считают, что электроэнергия затрачивается в основном на свет (10 ответов) и телевизор (8 ответов школьников и 1 взрослый). Взрослые так же называли стиральную машину (8 ответов). Также были названы обогревательные приборы, холодильник, электротовары вообще, магнитофон и даже телефон (2! ответа).

На вопрос: “Какой самый эффективный способ сохранения энергии?” половина опрошенных взрослых затруднилась ответить. 10 человек ответили: “Не жарить мясо” (взрослые). Школьники предлагали выключать ненужные приборы и свет (10 школьников и 3 взрослых). Среди других способов экономии электроэнергии были предложены утеплить жилице, использовать исправную проводку и электроприборы, меньше смотреть телевизор, ничего не иметь и даже использовать альтернативные источники энергии (как оказалось, его дал студент 3 курса биолого-почвенного факультета университета).

На вопрос “Как вы экономите электроэнергию?” затруднились ответить 7 взрослых (20,5%) и 2 школьника (8,6%), что довольно много. Большинство взрослых (20 человек) ответили, что не жарят мясо, а школьники выключают свет и электроприборы (11 школьников и 7 взрослых). Среди ответов были: “утепляю квартиру”, “закрываю дверь в парадную” и даже “выключаю рубильник в парадной”.

При оценке коммунальных служб были даны следующие результаты: входная дверь не оборудована пружиной у 24,7 % опрошенных. Так же был ответ, что даже нет балконных дверей. Стекла в подъезде выбиты у 38,6 % опрошенных. Учитывая, что опрос проводился в ноябре и даже выпал снег, картина не благоприятная. Свет горит, не выключаясь на светлое время суток, в подъезде и даже на улице у 63,2 % опрошенных всегда, 17,5 редко и только 19,3% никогда.

В холод 45% жителей использует теплую одежду, 17% обогревается электроприборами и 15,8% — газом.

Таким образом, если бы коммунальные службы сами оплачивали убытки, нанесенные их плохой работой, можно было бы сэкономить много кВт энергии.

На основании проведенного опроса можно сделать следующие выводы:

  1. Жители Приморского района уделяют недостаточное внимание проблеме энергосбережения.
  2. Хотя взрослые чаще задумываются над этой проблемой, школьники чаще экономят электроэнергию.
  3. В квартирах, оборудованных электросчетчиками, чаще заботятся об экономии электроэнергии.
  4. Коммунальные службы района недостаточно работают в направлении экономии энергии и создании комфортных условий для жизни жителей.
  5. При анкетировании жителей некоторые впервые задумались над проблемой энергосбережения.
  1. Небел Б., Наука об окружающей среде. Как устроен мир, т. 2, М., Мир, 1993
  2. Местная повестка дня на XXI век для Приморского района. Издание подготовлено Форумом по местной повестке дня для Приморского района под руководством Управления по охране окружающей среды Администрации Санкт-Петербурга.
  3. Ревелль П., Ревелль Ч., Среда нашего обитания. Энергетические проблемы человечества, т. 3, М., Мир, 1995

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

Анализ результатов проведенного социологического опроса на тему «Оценка работы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)»

Отделом анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в период с 11 мая по 15 июня 2012 года среди посетителей официального сайта суда был проведен социологический опрос на тему «Оценка работы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)».

Опрос состоял из одиннадцати вопросов, которые затрагивали различные области о деятельности суда.

Целью опроса являлось выявление мнения о работе суда в целом. Участники опроса имели возможность внести предложений для ее совершенствования.

Согласно данным опроса в нем приняло участие абсолютное большинство участников судебных арбитражных процессов, количество которых составило 76,2 % и только 9,5 % респондентов не участвуют в арбитражных процессах, иногда принимают участие – 14,3 %, что позволяет судить о том, что большинство прошенных граждан обладают необходимыми профессиональными знаниями, имеют опыт участия в арбитражном процессе, а значит позволяет им высказывать компетентное суждение относительно работы суда.

Работу суда открытой, доступной и прозрачной характеризуют 66 % респондентов, отрицательно ответили на вопрос лишь 14,3 % опрошенных и 19 % затруднились с ответом.

Задачей следующего вопроса являлось выявление мнение о достаточности (недостаточности) освещения работы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в средствах массовой информации. На что большее количество респондентов ответили, что деятельность суда недостаточно освещена в средствах массовой информации (62 %). Затруднились ответить 28,5 % респондентов и 9,5 % сообщили о достаточности освещения.

Объем информации, представленной на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) считают достаточным 66,6 % опрошенных, недостаточным — 33,3 %.

На вопрос: «Какую еще информацию необходимо разместить на официальном сайте», поступили такие предложения как:

— разместить реквизиты сторон, с указанием их адресов и телефонов;

— данные секретарей судебных заседаний и имена судей, за которыми они закреплены;

— результаты изменений судебных актов в апелляционных и кассационных инстанциях;

— информацию о соблюдении сроков по направлению исполнительных документов на исполнение.

Большая половина опрошенных (52 %) сообщила о том, что им не проходилось сталкиваться с неуважительным отношением со стороны судей и работников аппарата суда, в свою очередь от 28,6 % опрошенных поступил обратный ответ. Затруднись ответить на представленный вопрос 19 % респондентов.

Тем не менее, большинство опрошенных в целом оценили работу суда хорошо (57,1 %), отлично (19 %) или удовлетворительно (14,3), но есть и те, кого работа суда абсолютно не устраивает (9,5 %).

Читайте так же:  Клевета на нтв

Следующий вопрос был направлен на выявление уровня доверия (недоверия) граждан к Арбитражному суду Республики Саха (Якутия). О доверии и недостаточном доверии к суду сообщило равное количество респондентов, а именно – 42,8 %. Не доверяет суду – 14,3 % опрошенных.

При этом основным фактором, определяющим доверие, явилось мнение о том, что арбитражный суд является надежным средством защиты юридических лиц и граждан при разрешении экономических споров – 47,7 %. Реально удалось с помощью суда восстановить свои нарушенные права 4,8 % опрошенным. Затруднились дать ответ на поставленный вопрос 23,8 % опрошенных участников.

Недоверие к суду респондентов определилось тем, что:

— с помощью суда участникам опроса не удалось защитить свои интересы (19 %);

— наличием негативной информации в средствах массовой информации о работе арбитражных судов в целом и —отдельных судей в частности (4,8 %);

— приходилось сталкиваться со случаями коррупции в арбитражных судах – 14,3 % опрошенным;

— затруднились ответить – 14,3 % респондентов;

— 9,5 % опрошенных высказали свое мнение, о неуважительном отношении со стороны суда.

Задачей последнего вопроса было определение направлений по совершенствованию работы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия). В свою очередь, от участников опроса поступило всего одно предложение, в котором респондент предлагает освещать результаты изменений судебных актов в апелляционных и кассационных инстанций с целью всеобщего обозрения измененных дел.

Анализ полученных в результате социологического опроса данных позволяет сделать вывод о достаточной степени доверия к Арбитражному суду Республики Саха (Якутия), преимущественно положительной оценке, как организации работы суда, так и деятельности суда по отправлению правосудия.

Отдел анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики
Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)

Анкеты в бизнесе. Часть 2: Проводим опрос

В прошлый раз мы рассказали вам о том, как самостоятельно составлять анкеты для опросов клиентов. Сегодня мы поговорим непосредственно о процессе опроса: каким способом проводить опрос, сколько на это выделять времени, как оформить анкету и что делать с результатами.

Потребителей можно опрашивать лично или по телефону, зачитывая вопросы и отмечая ответы, либо давать им анкеты на самозаполнение на бумаге, по электронной почте или онлайн.

Рассмотрим вкратце, чем хорош каждый метод опроса

  1. Личный опрос клиента: вы общаетесь с клиентом лично, задаете ему вопросы и сами фиксируете ответы в анкете. Анкету составляете в бумажном или электронном виде (на ноутбуке, планшете). При необходимости покажите клиенту товар (услугу), о котором спрашиваете. Если клиент лоялен к вам, задайте ему дополнительные вопросы.
  2. Опрос по телефону: вы звоните клиенту, зачитываете вопросы, получаете ответы и фиксируете их. Анкета в этом случае тоже бумажная или электронная. Время интервью и удобство разговора в конкретный момент нужно оговорить сразу: «Беседа займет 10 минут, вам удобно поговорить сейчас?» Если клиент занят, свяжитесь с ним позже.
  3. Самозаполнение анкеты: вы передаете клиенту печатную анкету для заполнения дома или отправляете по электронной почте. Для такой анкеты напишите несколько вступительных слов — инструкцию, как правильно фиксировать ответы. Например: «Ответьте, пожалуйста, на каждый вопрос. На вопросы А1, А2 и т. д. обведите кружком нужный вариант ответа 1, 2, 3, и т. д., число возможных вариантов указано в вопросе. На вопросы В1, В2 и т. д. укажите ответ своими словами в произвольной форме». Обязательно сообщите, когда, кому и как анкету вернуть, оставьте свой номер телефона или укажите другой способ связи.
  4. Онлайн-опрос клиента: вы даете ссылку на специальную форму в интернете, программа дает возможность отметить варианты ответов, делает нужные переходы, сохраняет данные и выдает их потом в виде таблиц.

Сколько длится интервью с клиентом

По общему правилу оно не должно занимать больше 15 минут, лучше меньше. Слишком длинная анкета утомит клиента, он пропустит вопросы и ответит невнимательно, а то и вовсе откажется от опроса. Но в отдельных ситуациях и при индивидуальном отношении с клиентами возможны варианты.

  • Если у клиента есть пара минут на кассе, пока вы принимаете оплату, дайте ему короткую анкету (при необходимости свяжетесь с ним еще раз).
  • Если вы можете опрашивать в ходе предоставления услуги, например, в салоне красоты, ресторане — отлично, у вас есть около часа, но не мучайте клиента вопросами все это время.
  • Анкеты на самозаполнение или онлайн, как правило, довольно ёмкие, так как респондент сам выбирает время для их заполнения. Если у вас доверительные и близкие отношения с клиентами, можете рассчитывать на длительные интервью.

Оформление анкеты

Особой разницы в форме и содержании анкеты для разных способов опроса нет. Иногда их можно даже комбинировать, например, если у клиента нет времени на личное общение, позвоните ему или передайте анкету на самозаполнение (не забудьте внести необходимые изменения, о которых мы говорили ранее). Только профессиональные исследователи могут себе позволить сложные многостраничные анкеты с таблицами и переходами, специальные программы сбора и обработки данных. Если вы сами составляете и обрабатываете анкету, пользуйтесь принципом «чем проще, тем лучше».

При оформлении анкеты не поленитесь сделать ее удобной, понятной, приятной к рассмотрению и прочтению. Используйте выделение шрифтом, подчеркивание. Оставляйте достаточно места для ответов.

Выборка (сколько потребуется интервью)

Расчет выборки — это один из главных пунктов любого исследования.

Выборка — это количество полученных анкет или число участников исследования. По законам статистики для того, чтобы сделать выводы о поведении большей части потребителей (генеральной совокупности), достаточно опросить их часть.

Для генеральной совокупности от 10 тысяч до 1 млрд человек достаточно 400 интервью. Например, если вы продаете товары только женщинам в своем регионе или оказываете услуги через интернет клиентам со всего мира, можете ориентироваться на такую выборку. Большая выборка может потребоваться, если нужно изучить отдельные сегменты потребителей, на каждый из которых придется опросить свои 400 человек.

Если же у вас узкая целевая аудитория, например, вы оказываете услуги бизнесу или людям отдельно взятой возрастной категории, с определенными интересами, то интервью потребуется меньше. Если потребителей теоретически не больше 500, то выборка сократится до 200. Если 200 и меньше, то лучше попробовать опросить всех.

В интернете есть специальные сервисы — калькуляторы выборки, — с помощью которых можно рассчитать нужное количество интервью при известном объеме генеральной совокупности.

Узнать о численности населения в регионе, в том числе по полу, возрасту можно на сайтах статистических органов. Для оценки численности более узких целевых групп потребуются поиск дополнительных данных или экспертные оценки.

Обратите внимание: если анкет слишком мало, вы не получите количественных выводов (то есть сколько потребителей ведет себя так или иначе). В этом случае выводы будут качественными, то есть будет известно, что потребители имеют определенные модели поведения, потребности и проблемы, но для какого числа потребителей это характерно, точно неизвестно.

Если вам доступна только небольшая клиентская база и нет возможности опросить достаточное число потребителей, не отказывайтесь от исследования, но воспринимайте его результаты как качественную, а не количественную информацию. Она также будет полезна и позволит вам найти правильное направление развития.

Например, для такого метода качественных исследований, как глубинные интервью, целью которых является изучение потребностей, мотивов потребителей, получение инсайтов, новых идей достаточно всего 10-30 интервью.

Как считать показатели

Эта часть, пожалуй, самая сложная, тут много математики. Профессиональные исследователи пользуются специальными программами обработки статистических данных, некоторые возможности расчетов и анализа дают сервисы онлайн-опросов. Но представим, что у нас есть только бумажные анкеты и таблица Excel. Заодно поймем сам механизм.

Итак, берем анкеты, делаем таблицы в Excel, заносим данные (есть ответ — 1, нет — пусто), суммируем.

Два основных показателя, которые нам нужны: «В % от опрошенных» и «В % от ответивших» (на данный вопрос). Если ответ на вопрос предполагался один, в сумме должно получиться 100%. Если несколько, то больше 100%.

Вот такой примерно результат может у вас получится, после обработки анкет:

Пример обработки анкеты

Выводы в данном примере могут быть такие:

«Среди всех участников исследования за последний год товар покупали 80%.

Из них 62% (50 человек из 80, или 25% + 37% ответивших) были полностью или частично удовлетворены его качеством.

Индекс удовлетворенности в интервале (-1… 1) составил 0,27, что можно оценить как средний уровень удовлетворенности.

  • Индекс (-1… -0,5) — низкий уровень, большинство не удовлетворены;
  • Индекс (-0,5… 0) — уровень ниже среднего, неудовлетворенных больше, чем удовлетворенных;
  • Индекс (0… 0,5) — средний уровень, удовлетворенных больше, чем неудовлетворенных;
  • Индекс (0,5… 1) — высокий уровень, большинство удовлетворены.

Основной причиной недовольства качеством была указана Причина 1, ее отметили 40% неудовлетворенных (10 человек из 25).

Среди других причин были отмечены…»

Полученные данные вы можете оформить в таблицы и диаграммы, выбрав их дизайн по своему вкусу и желанию или в угоду вкусам целевой аудитории. Можно дополнить анкеты текстовыми выводами, написать отчет в Word или Power Point.

Читайте так же:  Приказ об утверждении плана учебно-воспитательной работы школы

Что делать с результатами опроса?

Самая простая рекомендация — использовать! Вы проделали большую работу, потратили время и силы, возможно, деньги. Если вами руководил интерес и любопытство, вы проанализировали результаты и сделали выводы.

Сразу предостерегу: не воспринимайте всю информацию буквально. Это не истина в последней инстанции, а пища для размышлений.

Любая информация часто оценивается с точки зрения личного опыта: если совпадает с ожиданиями исследователя — «Похоже на правду. Я и так это знал», если не совпадает — «Неправда. Наверное, где-то ошибка». И то и другое в какой-то мере обесценивает результаты. Постарайтесь быть объективным. Если клиенты не довольны, исправляйтесь! Если видите возможности для развития — используйте их!

Как оформить социологический опрос

Этот опрос был подготовлен и проведен учащимися 9-х классов среди пятиклассников.

1. Девятиклассники сформулировали цель своего социологического исследования так: определить отношение молодого человека к природе. Разработанная ими анкета была названа «Я и природа» .

2. Учащиеся попытались сформулировать вопросы, ответы на которые могли бы дать представление об отношении пятиклассников к изучаемой проблеме.
Для анкеты был выбран тип «закрытых» вопросов.
Вопросы желательно сформулировать таким образом, чтобы отвечающий не смог предугадать, какого ответа вы от него ждете.

3. Для обработки результатов должен быть разработан наиболее простой, элементарный «ключ» к социологическому опросу. Для этого следует ответить на подготовленные вопросы самостоятельно с учетом тех идей, которые были продуманы при разработке вопросов. Предложите возможные варианты ответов — «да», «нет», «не знаю» («сомневаюсь», «затрудняюсь ответить») и дайте свое отношение к полученным результатам.

4. При окончательном оформлении анкеты следует выдержать три ее основные части:

а) вводная — обращение к респондентам с указанием способа(ов) ответа;

б) основная часть — вопросы «закрытого» типа.

в) заключительная — с благодарностью за сотрудничество (помощь в изучении проблемы) и, если это необходимо для исследования, анонимными сведениями о респонденте.

Ознакомьтесь с одним из вариантов подобной анкеты для учащихся «Я и природа»:

В нашей школе социологическая группа старшеклассников проводит изучение отношения учащихся к природе.

Предлагаем Вам откровенно ответить на ряд вопросов, используя в качестве ответов один из трех вариантов: «да», «нет», «не знаю» (или «не всегда»). Свои ответы пишите на отдельных листочках, указывая номер вопроса по представленному образцу оформления:

Большое спасибо за ответы!

ответу «да» присваивать 2 балла; ответу «нет» — 0 баллов; ответам «не знаю», «не всегда! — 1 балл:

Для получения достоверного результат следует опросить как можно больше респондентов (от 30 человек и более).

По результатам обработки и анализа анкет делаются выводы.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
как учебный проект по географии

Е.Н. МАСЛОВА
учитель географии гимназии г. Мценска
Орловская обл.

Е.Н. Маслова с учеником Женей Денисовым
на XV Всероссийской олимпиаде
в Твери (перед началом
теоретического тура)

К концу учебного года девятиклассников утомляют как тексты, так и всякого рода статистические данные, даже работа с картой идет вяло, к тому же еще и весна. Именно для этого момента я в начале учебного года в календарно-тематическое планирование вношу проектную работу «Разработка и проведение социологического опроса»
(2 ч) — на правах уроков повторения и обобщения материала.

Проект позволяет решить следующие задачи:

— подведение итогов изучения учебного материала за 9-й класс, обобщение знаний;

— развитие коммуникативных качеств учащихся;

— развитие умения ситуационно анализировать, преобразовывать информацию;

— формирование навыков самоорганизации, самовыражения и презентации творческого продукта;

— воспитание целеустремленности, коллективной и личной ответственности за результаты деятельности;

— повышение уровня мотивации к учебно-познавательному процессу;

— помощь школьнику в профориентационном самоопределении.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Короткая лекция учителя о социологическом опросе как методе исследования общественного мнения. Схема действий (выдвижение гипотезы, составление текста анкеты, выбор аудитории, опрос, обработка результатов, формулирование выводов) и спектр применения данного научно-исследовательского метода. Об этом может рассказать и один из учеников, заранее получивший соответствующее задание.

2. Постановка учебной задачи по проведению соцопроса на тему «Будущее России (области, города) зависит от нас» среди учащихся 9—11-х классов. Общая гипотеза: для выяснения заинтересованности молодого поколения в перспективе развития страны, области или города необходимо проанализировать отношение к социально-экономическим факторам, влияющим на это развитие. Форма работы — групповая (3—4 чел.). Каждая из групп должна сформулировать частную гипотезу в рамках общей и разработать вопрос, относящийся к одной из сфер жизни страны (социальной, производственной или непроизводственной экономической, природно-ресурсной).

3. Формулировка требований к проведению опроса (количество респондентов не менее 30) и к презентации проекта (наличие гипотезы, текста вопроса и вариантов ответа, предложения по оформлению результатов опроса в виде диаграмм, ожидаемый итоговый вывод и его соотношение с гипотезой). Совет: когда вопрос предполагает ответы да/нет и далее «если да, то. (перечень возможностей)», то нагляднее совместить в одном групповом проекте две диаграммы (круговую для да/нет и столбчатую рейтинговую).

4. Групповое обсуждение, выдвижение гипотезы и формулирование вопроса. Не допускайте дублирования вопросов, соревновательный момент здесь неуместен. Итог работы каждой группы должен стать частью общей картины общественного мнения.

Вот некоторые примеры формулировок, появившихся у моих учеников:

Можете ли Вы лично изменить будущее России? (1 — нет; 2 — да, для этого нужно: а) честно трудиться и соблюдать законы, б) совершить научное открытие, в) участвовать в политической жизни страны, г) свой вариант ответа.)

Реально ли преодолеть демографический кризис в России за ближайшие 10 лет? (1 — нет; 2 — да, для этого государство должно: а) обеспечить социальные гарантии многодетным семьям, б) привлекать иммигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья,
в) повысить уровень благосостояния россиян, г) повысить уровень медицинского обслуживания.)

На развитие каких трех отраслей хозяйства правительству России следует выделить большую часть денежных средств? (Перечень отраслей.)

Если бы Вам представилась возможность выбрать любой экономический район России для проживания, какой бы Вы выбрали и почему? (Перечень экономических районов.)

Проведение опроса, обработка результатов и оформление проектов. По моим наблюдениям, за пределами кабинета девятиклассникам невероятно трудно опрашивать сверстников профессионально, не скатываясь до уровня неформального общения.

1. Презентация результатов соцопроса. Каждый из учащихся имеет право выступить в роли журналиста, адресовав членам других групп вопросы, касающиеся итоговых выводов. В идеале, к концу защиты проектов должна возникнуть дискуссия о перспективах развития нашей страны и ее роли в мировом сообществе.

2. Домашнее задание: написать сочинение «Мой взгляд на будущее России». Надо ли говорить, что расставание с ребятами до следующего учебного года на такой эмоциональной ноте чрезвычайно приятно?

Ресурсы подобных проектов неисчерпаемы. Это и межпредметные уроки (экология, экономика, философия), и интернет-конференции между школами города и многое другое. А при грамотном подходе к делу, быть может, вам удастся изменить к лучшему управление своим городом или районом.