Единый налог с физ лиц 2019

Рубрики Статьи

Ставка единого налога — 2019

Ставка единого налога — 2019 для предпринимателей первой, второй групп уcтанавливается в процентах от рaзмера минимальной зарплаты, определeнной нa 01 января 2019 года (смoтрите страницу Минимальная зарплата — 2019).

O1 ) 1 группа единого налога — дo 10 пpoцeнтoв от размера прожиточного минимyма на трудоспособное лицо, это составляет в 2019 году соответственно до 192,10 гривен (смотрите также Часто задaваемые вопросы о 1 группе).

O 2) 2 группа единого налога — дo 20 процентов размeрa минимальной зарплаты, тo есть до 834,60 гривeн (смотрите также Чaсто зaдаваемые вопросы о 2 гpуппе).

Ставка единого налога — 2019 для третьей группы плательщиков установлена Налоговым кoдексом в процентаx от дохода:

01) — 3% — применяется плательщиками НДС 3 группы;

02) — 5% — применяется НЕплательщиками НДС 3 группы;

(смотрите тaкже Часто задаваемые вoпросы о 3 группе).

Ставки для сельхозпроизводителей 4 группы по различным видам земельных участков смотрите на cтранице 4 группа единого налога .

Пoдробнeе об упомянутых гpуппах и переходе из одной гpуппы в другую смотрите на стpанице Группы единого налога.

Eщe страницы по тeмe » Ставка единого налога — 2019 «:

Смoтрите также тематические сборники:
Единый налог Единый социальный взнос НДФЛ Военный сбор

С 2016 года упрощенная система налогообложения изменилась в части уплаты ЕСВ и максимального порога годового дохода. Одним из новшеств является появление «конкурента» упрощенного налогооблождения — регистрация безналоговой компании.

Стоит отметить, что изменения налогового законодательста в части регулирования упрощенного налогообложения не принесли существенных изменений порядка уплаты единого налога.

Как и ранее, упрощенное налогообложение остается предсказуемым и простотым в понимании.

Разделение труда — вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет БИЗНЕС — ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ — платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

3DБухгалтерия, кандидат экономических наук

Некоторая, на первый взгляд, зарегулированность уплаты единого налога, сделала систему налогообложения более прозрачной. Так, четко прописана процедура определения выручки.

Законодатель четко прописал норму, что транзитные суммы, т.е. суммы полученные по договорам комиссии, поручения не входят в состав выручки. Дивиденды, проценты, кредит не включаются в состав налогооблагаемого дохода у предпринимателей.

С другой стороны, четко и понятно выписана ответственность плательщика единого налога.

Стоит отметить, что ранее законодатель пошел по пути унифицирования и упрощения администрирования налогов в Украине, следствием чего стало уменьшение количества групп плательщиков единого налога с 6-ти до 4-ех, кроме того, теперь единый налог могут платить предприятия и СПД, чья годовая выручка не превышает 5 млн. грн.

Системы налогообложения

Прежде всего стоит отметить, что в Украине параллельно существует две системы налогообложения:

  1. Общая система.
  2. Упрощенная система налогообложения.

Общая система строится на базовом понятии налогооблагаемой базы — т.е. величине, которая получается в результате вычитания суммы расходов из суммы доходов.

Что касается упрощенной ситемы, то тут единый налог платится со всей суммы дохода, т.е. базой налогообложения единым налогом является выручка предприятия.

Новшества единого налога 2019

Анализ изменений правил налогообложения показывает отсутствие кардинальных изменений порядка регулирования упрощенной системы налогообложения.

К новшествам уплаты единого налога в 2019 году можно отнести увеличение минзарплаты в Украине, и, как следствие, увеличение размера единого налога 2-ой группы и ставки единого налога для плательщиков 1-ой группы.

Из предыдущих новшеств следует упомянуть о том, что:

  • освобождаются плательщики единого налога от уплаты авансового взноса при выплате дивидендов с одновременным включением в доход плательщика налога на прибыль сумму, полученных от единоналожника дивидендов.
  • дополнен перечень субъектов хозяйствования, которые не могут быть плательщиками единого налога IV группы, производителями мяса курятины и съедобных субпродуктов кур домашних, яиц кур домашних
  • вводится налогообложение налогом на репатриацию выплат плательщиков единого налога в пользу нерезидентов.

Как и прежде, среди главных особенностей упрощенной системы налогообложения можно выделить

  • максимально допустимый порог суммы годового дохода для единоналожников 3-ей группы — 5 млн. грн.
  • размер единого налога, уплачиваемого плательщиками 3-ей группы — 3% (для плательщиков НДС), 5% (для неплательщиков НДС).
  • унифицированный размер ЕСВ с фонда оплаты труда составлят 22%, ЕСВ удерживаемый из зарплат отменен. Размер ЕСВ от дохода единоналожника-физлица остался на прежнем уровне.

Ставки единого налога

Стаки единого налога в 2019 году устанавливаются на уровне:

  • для первой группы — до 10% от размера прожиточного уровня в Украине
  • для второй группы — до 20% от минзарплаты (точный размер ставки для 1 и 2 групп ежегодно устанавливаются местными советами)
  • для третьей группы (неплательщиков НДС) — 5% от дохода
  • для третьей группы (плательщиков НДС) — 3% от дохода.
  • для третьей группы СПД-ювелирщиков ставка налога составляет 5%.
  • для четвертой группы ставка налога устанавливается от количества используемой земли.

База налогообложения единым налогом

Прежде всего, стоит отметить, что для единоналожников 1 и 2 групп ставка единого налога – фиксированная, и не зависит от дохода СПД.

База налогообложения
Что касается других групп, то базой налогообложения является весь доход от предпринимательской деятельности, а именно:

  • выручка от реализации
  • бесплатно полученное (т.е. полученное без какой-либо денежной либо другой компенсации стоимости полученного. Также бесплатно полученным будет рассматриваться товар, полученный в рамках договора ответственного хранения и использованный таким единоналожником).
  • кредиторская задолженность, по которой прошел срок исковой давности (три года). Эта норма действует для единоналожников-плательщиков НДС групп.

Особые нормы при определении дохода единоналожника:

  • пассивные доходы такие как: проценты, дивиденды, роялти, страховые выплаты и возмещения, доходы от продажи имущества – такие доходы не включатся в базу налогообложения физлиц-предпринимателей;
  • в случае продажи основных средств юрлицом-единоналожником, налогооблагаемым доходом будет вся сумма полученных за продажу средств, если же основные средства продаются после истечения 12 мес. с момента их покупки — доходом будет разница между ценой продажи и остаточной балансовой стоимостью;
  • транзитные суммы, т.е. суммы полученные в рамках договора поручения, комиссии и агентских договоров, не включаются в доход. Стоит обратить особое внимание на понятие агентского договора и договора поручения: согласно Налоговому кодексу агентский договор – это договор, по которому единоналожник выступает не от своего имени, а от имени уполномочивающего лица.
  • выручка в иностранной валюте пересчитывается в гривну по официальному курсу НБУ на день получения.

Что не включается в доход , подлежащий налогообложению единым налогом:

  1. НДС
  2. перемещение средств в филиальной сети
  3. суммы финпомощи, возвращенной в течение 12 мес.
  4. суммы кредитов
  5. суммы средств целевого назначения, полученные от ПФУ и фондов соцстраха
  6. суммы, которые возвращаются покупателю – единоналожнику или возвращаются единоналожником вследствие возврата товара, расторжения договора или на основании письма о возврате средств;
  7. взносы в уставный фонд
  8. суммы полученных дивидендов (при выплате дивидендов учредителям единоналожника действуют общие правила налогообложения)

Отчетность по единому налогу

Налоговый кодекс установил два срока подачи отчетности по единому налогу:

1. календарный год (срок подачи декларации – до 9 февраля) – для 1, 2 и 4 групп;

2. календарный квартал (срок подачи — до 9 мая, 9 августа, 9 ноября, 9 февраля) – для группы 3

Однако стоит обратить внимание на то, что уплата единого налога не освобождает от отчетности по:

  • НДС
  • НДФЛ
  • ЕСВ
  • и по прочим видам налогов и сборов, от которых единоналожники не освобождены.

Какие налоги платит плательщик единого налога:

  • НДФЛ – подоходный налог с зарплат сотрудников
  • ЕСВ – единый соцвзнос (при выплате зарплат) и с собственного дохода
  • Военный сбор – нововведенный сбор с зарплат
  • Экологический налог
  • рентные платежи
  • налог на имущество (налог на недвижимость, налог на авто, земельный налог (кроме земли используемой в хозцелях)
  • акцизный налог

Плательщики единого налога освобождаются от уплаты следующих налогов:

  • налог на прибыль;
  • подоходный налог (в части полученных предпринимателем доходов);
  • НДС (кроме групп единоналожников, предусматривающих оплату НДС). Так же стоит обратить внимание, что при импорте товаров уплачиваются все налоги (в т.ч. НДС), сборы в т.ч. таможенный);
  • налог на землю (если земля используется в предпринимательских целях);
  • ренту за специспользование воды (только 4 группа)

Сроки уплаты единого налога

Плательщики 1 и 2 групп единого налога
Такие единоналожники платят налог авансовыми платежами до 20 числа текущего месяца. Возможна авансовая оплата за весь календарный год.

Сумму авансового платежа рассчитывает налоговая служба, при этом учитывается срок ежегодного отпуска и период болезни, если срок болезни более 30 дней (при соответствующем подтверждении) – данное правило распространяется на СПД, которые не используют наемный труд.

Плательщики 3 группы
Единоналожники 3-6 групп выплачивают единый налог в сроки:
— до 19 мая, 19 августа, 19 ноября, 19 февраля

Бухгалтерский учет у единоналожника

Бухгалтерский учет единоналожника служит для целей контроля налоговой службой правильности начисления и уплаты единого налога.

Учет у плательщиков СПД 1, 2, 3 групп (кроме плательщиков НДС) – осуществляется путем заполнения Книги учета доходов, которая заполняется ежедневно.

Учет у плательщиков СПД 3 группы-плательщиков НДС осуществляется путем заполнения Книги учета доходов.

Учет у юрлиц-плательщиков единого налога 3 группы осуществляется по схеме упрощенного бухгалтерского учета по общей методике.

О кассовом аппарате

С 2015 года вводится обязательство наличия кассового аппарата для всех единоналожников, которые осуществляют операции в наличной и/или безналичной форме (с использованием жетонов, платежных карточек, платежных чеков и прочее) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличных средств для последующего перевода. С

Исключения составляют такие категории налогоплательщиков:

  • первая группа плательщиков единого налога;
  • вторая и третья группы физлиц-единоналожников, при условии, что годовая выручка составляет не более 1 млн. грн. в год.;
  • всеми налогоплательщиками, которые осуществляют торговлю продукцией собственного производства (кроме предприятий общественного питания) и при этом выдают приходые кассовые ордера. Как видим, прямое упоминание предприятии, торгующих услугами, выпал из исключения.
  • банковские услуги, кроме обменных операций и операций по приему средств для последующего перечисления.

В 2019 году все операции по торговле технически сложной бытовой техникой, подлежащей гарантийному ремонту обязаны реализовывать исключительно с использованием кассовых аппаратов — это правило касается наличного расчета.

В случае исключительно безналичной формы оплаты — наличие кассового аппарата не обязательно.

Как единый налог платился ранее

Единый налог берет свое начало еще с 1997 года — когда был принят Указ Президента про введение упрощенной системы налогообложения ООО. Ключевым моментом в развитии единого налога в Украине стал 1999 год, когда нормы налогообложения претерпели значительные изменения. С тех пор в Украине начался расцвет единого налога. Предприятия выстраивали схемы оптимизации налогов массово регистрируя своих сотрудников предпринимателями — плательщиками единого налога. Вследствие недоработки законодательства в сфере регулирования уплаты единого налога, тот период запомнился нестабильностью налоговых схем с использованием единоналожников — все регулировалось письмами и разъяснениями налоговой службы, которые менялись ежемесячно, то что было законно в прошлом месяце, в следующем уже было вне закона.

На протяжении 2011 -2014 годов упрощенная система налогообложения претерпела значительные изменения.Так, количество групп плательщиков единого налога увеличилось до 6, ограничение на выручка поднялось до 20 млн. грн.

Читайте так же:  Подать заявление о принятии на работу

В 2015 году вступили в силу новые нормы уплаты единого налога в Украине.

Для физлиц-предпринимателей Налоговый кодекс предусмотрел три группы плательщиков единого налога, а для предприятий — две группы, одна из которых (4-ая) назначается исключительно сельхозпроизводителям. Критерии стали более либеральными, а порядок уплаты единого налога стал более прозрачным. Заказав бухгалтерские услуги для предприятий вы полностью избавите себя от хлопот по части ведения учета и своевременной уплаты всех налогов.

Как и ранее осталось требование уплаты минимального страхового взноса ЕСВ. В целом, стоит отметить позитивность нового упрощенного налогообложения в части уплаты единого налога.

С 2015 года упрощенная система налогообложения снова видоизменилась. Из главных изменений стоит отметить:

  • уменьшение количества групп плательщиков единого налога до 4-ех, при этом четвертая группа единоналожников стала следствием трансформирования фиксированного сельхозналога.
  • уменьшились ставка единого налога для плательщиков 3-ей группы: 2% — для плательщиков НДС, 4% — для других.
  • увеличился порог выручки для первой и второй групп: со 150 тыс. до 300 тыс. — для первой группы, с 1 млн. до 1,5 млн. — для второй.
  • ужесточен порядок отнесения к доходам:
    1. суммы от продажи основных фондов (для 1-3 групп);
    2. кредиторской задолженности по которой истек срок исковой давности (для плательщиков НДС)

Плательщики единого налога 3-6 групп автоматически считаются плательщиками группы 3.

Ставка единого налога в 2019 году

Ставка единого налога

До 10% от прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января 2019 года. то есть до 192,10 грн.

Copyright © 2007-2019, Бухгалтер 911.
Все права защищены. Использование любых материалов,
размещённых на сайте, разрешается при
условии ссылки на buhgalter911.com

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Что изменится в налоговой системе Беларуси в 2019 году

В Беларуси завершается работа по комплексной корректировке Налогового кодекса, главная цель которой – совершенствование администрирования налоговой системы, упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, снижение налоговой нагрузки. Проект обновленного Налогового кодекса принят Палатой представителей во втором чтении.

Во время онлайн-конференции заместитель Министра финансов Республики Беларусь Дмитрий Кийко и заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Элла Селицкая рассказали о новых подходах к организации работы налоговых органов и ответили на вопросы посетителей сайта.

– Напомните, пожалуйста, какие новшества появятся для бизнеса и физлиц в связи с вступлением в силу новой редакции Налогового кодекса.

Кийко Дмитрий: Приблизительно в это время год назад глава государства дал поручение подготовить новую редакцию Налогового кодекса. В первую очередь необходимо было сделать его более понятным для плательщиков, принять меры по улучшению налогового администрирования, стимулированию инвестиционной деятельности, что вытекало из норм Декрета №7 «О развитии предпринимательства». Была проведена обширная, плодотворная работа над новой редакцией. Определены формат внесения этих изменений, двухуровневая система отработки и принятия решений. Была сформирована рабочая группа на уровне Министерства финансов, которая включала представителей всех заинтересованных сторон, в том числе отраслевых министерств и концернов, представителей всех бизнес-союзов, бухгалтеров, юристов-практиков, аудиторов. В этой работе активное участие принимал парламент.

Если говорить о конкретных мерах, то новой редакцией Налогового кодекса предусмотрено увеличение в 1,5 раза размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль, снижение до 6 % ставки налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение трех лет. Полное освобождение от налогообложения в случае нераспределения прибыли на эти цели в течение пяти лет.

Плательщикам предоставляется право при исчислении налога на прибыль учитывать некоторые виды затрат, которые в настоящее время не учитываются при налогообложении. Предусмотрено право включать в состав внереализационных доходов резервы по сомнительным долгам. Одновременно с этим у плательщиков налога на прибыль появляется возможность учитывать отдельные виды внереализационных расходов по факту поступления денежных средств.

В рамках снижения налоговой нагрузки предусмотрено освобождение вновь построенных объектов и земельных участков, на которых они расположены, от имущественных налогов в первый год их эксплуатации с применением понижающих коэффициентов к ставкам этих налогов в последующие четыре года. Предусмотрено исключение из списка объектов обложения налогом на недвижимость объектов сверхнормативного незавершенного строительства, отмена повышающего коэффициента к ставкам земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению. Предусмотрена отмена права местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам, а также земельного налога за земельные участки, занятые такими объектами.

Для субъектов, которые применяют упрощенную систему налогообложения, в частности, для индивидуальных предпринимателей, реализовано предложение по увеличению более чем в 2 раза критерия валовой выручки для применения этого особого режима налогообложения. Для ИП при применении общего порядка и упрощенной системы налогообложения с 1 января 2019 года предусматривается возможность учета доходов, выручки не только по методу оплаты, но и по методу начисления. Дополнительно в отношении ИП, осуществляющих реализацию потребителям работ и услуг, введен принцип добровольности уплаты единого налога.

Кодекс содержит ряд изменений, которые коснутся и физических лиц. Так, в отношении доходов от сдачи иным физическим лицам в аренду, внаем жилых и нежилых помещений, машино-мест предусматривается уплата подоходного налога в фиксированных суммах независимо от величины таких доходов. Расширен перечень категорий, имеющих право на получение стандартного налогового вычета по подоходному налогу. Воспользоваться данным правом теперь смогут родители, супруг, супруга, опекун или попечитель, которые осуществляют уход за инвалидами I и II группы старше 18 лет. Отменено ограничение суммы расходов на уплату страховых взносов страховым организациям Беларуси по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов для предоставления социального налогового вычета. Реализован экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков – физических лиц – позволяющий обращаться в любой налоговый орган.

Особое внимание при подготовке новой редакции кодекса уделено вопросам упрощения налогового администрирования. Изменены подходы к приостановлению операций по счетам плательщиков, имеющих задолженность по текущим платежам в бюджет. Речь идет о делении плательщиков на группы по степени риска. Дополнительно к залогу и поручительству введен новый способ обеспечения исполнения налогового обязательства – банковская гарантия. Усовершенствован порядок взыскания дебиторской задолженности, изменены подходы к начислению пеней в части их ограничения суммой, доначисленной по результатам проверок налога. С 3 до 5 лет увеличен период для зачета (возврата) излишне уплаченных налогов, сборов и пошлин.

Один из вопросов, который вызвал достаточно бурную дискуссию, – отмена повышающих коэффициентов к ставке имущественных налогов, которые сегодня местные Советы депутатов имеют право реализовывать на соответствующих административно-территориальных единицах. Сегодня это право предусматривает возможность увеличить стандартные ставки налога на недвижимость и налога на землю до 2,5 раза. При обсуждении вопроса бизнес-союзы и представители реального сектора экономики выходили с предложениями о том, чтобы это право ограничить и вернуться к размеру таких повышающих коэффициентов, который применялся до определенного времени. То есть повышать ставки этих налогов не более чем в 2 раза. Принято компромиссное, в некоторой степени отлагательное решение, – с 2020 года размер этих повышающих коэффициентов будет снижен с 2,5 до 2 раз.

Кроме этого, Налоговый кодекс претерпел структурные изменения для улучшения восприятия его положений. Введена статья, посвященная терминам и определениям, которые используются во всей редакции Налогового кодекса. В особенной части кодекса все налоги выстроены по строго определенной иерархии, которая соответствует утвержденным элементам налогообложения. Уточнены принципы налогообложения, введен принцип презумпции добросовестности плательщика.

Селицкая Элла: Немало новшеств предусматривается по налоговому администрированию. Все это делается для того, чтобы нашим плательщикам было проще исчислять и платить налоги. Чтобы, когда плательщик нарушил налоговое законодательство, налоговые органы своими действиями не доводили его до процедуры банкротства, когда мы говорим о приостановлении операций. Чтобы он мог продолжать свою деятельность и мы своими действиями, – например, размером доначисленной пени, – не создавали излишние обременения для него. Мы стараемся выстроить методы налогового администрирования таким образом, чтобы это негативно не влияло на деятельность плательщика и налоги поступали в бюджет от него в добровольном порядке.

– Как в НК учтена дедолларизация? Разрешат ли нерезидентам платить некоторые налоги в валюте? (Жибич Ирина Валентиновна)

Кийко Дмитрий: Вопрос дедолларизации – один из основных. Ей уделяется много внимания. Соответствующую политику проводит Национальный банк. Мы в свой части тоже ответственно относимся к этому вопросу и видим необходимость ухода от привязки к иностранным валютам, в том числе в налоговой системе.

Вопросы дедолларизации кодексом затрагиваются не первый год. В этой редакции мы максимально подошли к решению этого вопроса в налоговой системе. Мы не видим необходимости предусматривать возможность уплаты в иностранной валюте. Все субъекты, в том числе и нерезиденты, могут реализовать свои налоговые обязательства через уплату налогов в национальной денежной единице – с учетом нынешнего развития банковских услуг, соответствующих сервисов, политики на валютном рынке, которую проводит Национальный банк по возможности свободного приобретения и продажи валюты.

Дополнительно к этому мы перевели те немногие ставки налогов, которые у нас были выражены в иностранной валюте, в белорусские рубли. Это налоги касаются узкого сегмента субъектов, они связаны с добычей сырьевых ресурсов – на добычу нефти и калийной соли.

Единственную возможность, которую мы оставили в кодексе для нерезидентов (как физических лиц, так и организаций), – уплата в иностранной валюте государственной пошлины. Это не системный, а разовый налоговый платеж, связанный с осуществлением каких-то процедур или юридически значимых действий. Например, получение каких-либо разрешений, обращение в суд. Мы с учетом обсуждения этого вопроса такую возможность сохранили. Но это будут единичные случаи. В целом налоговая система поставленную перед ней задачу дедолларизации выполняет.

Селицкая Элла: В процессе обсуждения Налогового кодекса вставал вопрос о предоставлении возможности уплаты НДС в валюте для иностранных юридических лиц, которые оказывают электронные услуги физическим лицам в электронной форме. Причем не сами нерезиденты, а эксперты, которые работали над новой редакцией НК, предложили рассмотреть такую возможность. Но в ходе дискуссии мы пришли к выводу, что сегодня резидент или нерезидент может находиться и в США, и в Великобритании, и в Гонконге, и в Австралии. В какой валюте разрешить ему платить налог? Ему все равно нужно будет свою национальную валюту пересчитывать в доллары США перед тем как перечислять в белорусский бюджет. Ему же гораздо проще сразу конвертировать, например, гонконгские доллары в белорусские рубли и зачислить их в бюджет. Здесь оптимального варианта нет. Мы проанализировали практику этого года – трудностей с перечислением налогов в бюджет в белорусских рублях не возникает. Поэтому мы сохранили действующую норму. В том числе и потому, что от самих нерезидентов предложений не следовало.

Читайте так же:  Росгосстрах оформить осаго по интернету

– С 1 января 2019 года в России «налог на Google» распространяется на иностранные компании, оказывающие услуги в электронном виде в секторе b2b. Должны ли белорусские компании, оказывающие услуги в электронном виде российскому бизнесу, становиться на налоговый учет в России и платить там НДС? (Елена Лазарчук)

Селицкая Элла: Этот вопрос пока находится в проработке. Дело в том, что наши взаимоотношения по косвенным налогам урегулированы Договором о ЕАЭС, в соответствующем приложении. И в нем электронные услуги не упомянуты. Мы вынесли этот вопрос на Консультативный совет, на площадку ЕАЭС, чтобы с нашими партнерами по союзу, в первую очередь с россиянами, договориться, как мы будем этот налог взимать. Хотим закрепить в ЕАЭС необходимый порядок, механизм. Сделать это нужно, поскольку это одно из перспективных направлений, один из быстроразвивающихся видов бизнеса. Пока мы в процедуре переговоров. Как только о чем-то договоримся, сразу эту информацию разместим для наших плательщиков.

– Стал ли обновленный Налоговый кодекс проще, удобнее и понятнее для налогоплательщиков? К предыдущей структуре документа за много лет все привыкли и знали, где какие нормы содержатся. А сейчас главы и статьи переписали и поменяли их расположение. Легко ли налогоплательщикам теперь будет разобраться в требованиях законодательства? (Веревкина Елена, г. Минск)

Кийко Дмитрий: При обсуждении возможного изменения структуры Налогового кодекса мы исходили из того, чтобы систематизировать документ, сделать его понятнее. Думаю, плательщики достаточно быстро поймут те структурные изменения, которые произошли. Все налоги у нас изложены в одинаковой иерархии, то есть в соответствии с теми элементами системы налогообложения, которые перечислены в Общей части Налогового кодекса. Это плательщики, налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, льготы по налогу, сроки и порядок уплаты.

Кроме того, для улучшения применения и восприятия Налогового кодекса мы ввели отдельную главу, которая посвящена используемым терминам и определениям. Эти термины и определения будут универсальными практически для всех налогов, которым посвящена последующая Особенная часть. Таким образом, мы исключили подход, который использовался в прежней редакции Налогового кодекса, когда для каждого налога давались определенные понятия. Мы практически полностью реализовали эту задумку, обобщили все эти понятия, систематизировали, согласовали их с другими отраслями права.

Думаю, что адаптация пройдет достаточно быстро, тем более что работа над Налоговым кодексом была публичной. Все те наработки и решения, которые принимались на уровне рабочих групп, озвучивались и были в открытом доступе для плательщиков и для общественности, размещались на сайтах Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов. Бизнес-сообщество тоже своевременно получало эту информацию, чтобы с членами своих ассоциаций обсуждать изменения, знакомить с ними для целей последующего практического применения.

– Я изучил проект закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (по состоянию на 17.10.2018 г.), который имеется на сайте Минфина. Не вижу упрощения в части исчисления налогов. Например, налог на добавленную стоимость. Зачем оставлять в новой редакции Налогового кодекса такие сложности в исчислении НДС, как распределение налоговых вычетов, неразбериху с налогообложением различных случаев возмещения расходов одним субъектом хозяйствования другому и т.д.? Фактически упрощения не заметил. (Максуд Тумпаров, г. Минск)

Селицкая Элла: Принципиальных новшеств по налогу на добавленную стоимость новая редакция Налогового кодекса не содержит, но мы кардинально изменили структуру этой главы. Исходили из того, что в главе должны быть обозначены все элементы налогообложения – плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые вычеты, ставки налогов, какие подтверждения должны быть, когда применяется нулевая ставка налогов, когда товары, работы, услуги оказываются на экспорт, как исчисляется окончательно налог на добавленную стоимость. Есть отдельная статья, которая говорит о том, как возвращается НДС. Действительно, элементов очень много. Сама структура налога и порядок его уплаты таковы, что написать его простым языком невозможно.

Наши граждане налог на добавленную стоимость не исчисляют, его исчисляют субъекты хозяйствования. Этим занимаются бухгалтера, которые имеют специальное образование в сфере налогообложения, бухучета, и для них эти механизмы понятны. Мы отрабатывали эту главу с бизнес-сообществом, с бухгалтерами, советовались с ними, как ее изложить, чтобы практикам было понятно.

Кийко Дмитрий: НДС – это один из таких налогов, которые непосредственно связаны с бухгалтерским учетом, на практике с ним сталкиваются профессиональные бухгалтеры. Одно из основных упрощений, касающихся этого налога, заключается в следующем: мы, насколько это возможно, постарались сблизить налоговый и бухгалтерский учет для целей его исчисления. Для этих целей в новой редакции кодекса унифицировали такие понятия, как определение момента реализации и т.п. Бухгалтер, ведя бухгалтерский учет, благодаря достигнутой автоматизации этого процесса, без труда сформирует такие элементы, как распределение налоговых вычетов и др. Нам существенно удалось продвинуться в вопросах ведения одновременно и налогового, и бухгалтерского учета.

– Какие источники в перспективе можно найти для снижения налоговой нагрузки и как могут быть скорректированы взносы в ФСЗН? (Ирина, г. Минск)

Кийко Дмитрий: Сегодня состав и структура налогов в Беларуси соответствует общепринятым стандартам. В стране проводится политика по либерализации предпринимательской деятельности, до 2020 года действует мораторий на введение новых ставок налогов. Для снижения действующих ставок мы должны задействовать внутренние резервы налоговой системы. Необходимо получить общее увеличение налоговых доходов и за счет этого сократить ставки конкретных налогов.

В первую очередь может быть организована работа по отмене неэффективных налоговых льгот, которая даст соответствующее поступление в бюджет. Расширение налоговой базы произойдет за счет увеличения количества вновь создаваемых плательщиков, роста активов, которые будут вовлекаться в экономический оборот. Этому будет способствовать также поддержание на достаточно высоком уровне темпов экономического роста. В нашей стране налоги связаны с ростом экономики, они взимаются с создаваемой добавленной стоимости. И чем больше такой стоимости создается, больше растет ВВП, тем больше получает и налоговая система. Ускоренный экономический рост тоже может дать дополнительные поступления в бюджет, за счет чего мы можем рассматривать возможность снижения конкретных ставок налогов.

Те меры, которые мы предполагаем обсудить в ближайшие годы, касаются возможности реформирования налога на прибыль, совершенствования механизма взимания налога на добавленную стоимость. У нас есть вопросы по тем ограничениям, которые сегодня действуют в налоге на добавленную стоимость в отношении налоговых вычетов. Мы предполагаем, что можем обсудить реформу определения объекта налогообложения имущественных налогов, в первую очередь налога на недвижимость. Предполагается уйти от применения остаточной стоимости, которая числится в бухгалтерском учете соответствующих объектов налогообложения, и перейти к их рыночной оценочной стоимости, так называемой кадастровой оценки. Эта мера повысила бы справедливость налогообложения. К примеру, от тех объектов, которые имели бы большую рыночную стоимость, мы бы получали больше доход. А для плательщиков, располагающих объектами, которые морально и физически устарели или нуждаются в модернизации, налогообложение бы уменьшилось.

Что касается Фонда социальной защиты, то сегодня он не включен в налоговую систему. Но вопрос актуальный и прежде всего связан с необходимостью обеспечения сбалансированности фонда — его доходов и расходов. Помимо налоговой ставки может быть задействован ряд инструментов. Для этого нужно комплексное и системное рассмотрение данного вопроса, начиная с места платежа, как мы его дальше видим и позиционируем. Надо решить, будет ли налоговый платеж или они будут осуществляться в виде страховых взносов, как сейчас. Соответственно, от принятия этого решения с учетом анализа ситуации, в частности, демографической, которая влияет на доходы и расходы фонда, могут вырабатываться последующие решения по возможным изменениям в том числе и ставки. Но в принципе такая работа не исключается.

Селицкая Элла: Если мы говорим о налоговых платежах, то еще один из резервов – рассмотреть вопрос об отмене пониженных ставок. И в целом понизить общие ставки по основным налогам. Вы знаете, что есть 10%-ная ставка на продукты питания, детскую одежду. Если мы найдем резервы отменить пониженную ставку, то в целом это даст возможность снизить для всех общую ставку – это тоже одно из направлений, по которому можно будет двигаться.

– По вашим оценкам, изменится ли доля налоговых поступлений в бюджет с принятием новой редакции кодекса? (Рудак Павел)

Кийко Дмитрий: Когда глава государства давал поручение, было сказано, что такая налоговая реформа на данном этапе не должна привести к существенному сокращению налоговых доходов, то есть поступлений в бюджет. Новая редакция Налогового кодекса больше посвящена мерам налогового администрирования, то есть это в первую очередь административная налоговая реформа.

Тем не менее в кодексе реализованы системные меры по снижению налоговой нагрузки. Одновременно кодекс предусматривает индексацию действующих ставок налогов, где в ряде случаев происходит расширение налоговой базы. За счет этого мы сегодня практически выходим на баланс. Для отдельных плательщиков произойдет снижение налоговой нагрузки за счет тех мер, которые я перечислял, но в целом за счет расширения налоговой базы, индексации налоговых ставок налоговые доходы не увеличатся и не сократятся – они остаются практически в тех пределах, которые у нас были заложены в бюджет текущего года.

– Ранее анонсировалось, что единый налог для ИП предлагается рассчитывать по-новому, а плательщики единого налога с 2019 года смогут самостоятельно выбирать режим налогообложения. Эти новшества сохранены? (Илья, г. Могилев)

Кийко Дмитрий: Министерство по налогам и сборам провело достаточно серьезную аналитическую работу в той части, которая касается взимания единого налога с предпринимателей. По результатам этой работы предложены системные изменения. В целом они оцениваются как улучшение условий работы индивидуальных предпринимателей с 2019 года.

Об отличиях от действующей системы. Первое нововведение – возможность плательщиков единого налога – ИП – самостоятельно выбрать налоговый режим. Если сегодня этот единый налог для индивидуальных предпринимателей, которые занимаются определенными работами или оказывают отдельные виды услуг, является обязательным, то со следующего года они получат возможность выбрать тот налоговый режим, который их устраивает: может быть сохранен режим уплаты единого налога, может быть выбрана упрощенная система налогообложения либо плательщик может перейти на общую систему уплаты подоходного налога.

При этом в отношении ставок налогов было реализовано изменение, которое касается пересмотра механизма их установления. Сегодня в действующей редакции Налогового кодекса предусмотрены коридоры ставок единого налога, в рамках которых местные Советы депутатов непосредственно по видам деятельности устанавливают конкретные ставки на своей территории: установлены минимальная и максимальная ставки, и в этом коридоре выбирается ставка, которая будет действовать на соответствующей территории. С 2019 года эти коридоры будут упразднены, Налоговым кодексом утверждаются единые ставки единого налога, которые будут дифференцированы по территориям (город Минск; областные центры; районные центры и города районного подчинения; сельская местность). В Минске ставки выше, далее они по ниспадающей уменьшаются. Дополнительно местные Советы депутатов могут сократить предложенные ставки налогов до 2 раз (увеличивать нельзя).

Это два существенных нововведения, которые, с нашей точки зрения, значительно улучшают положение индивидуальных предпринимателей.

– Ставки акцизов на топливо в 2019 году планируется снизить. Есть ли вероятность их снижения в дальнейшие годы и возможна ли в перспективе нулевая ставка акцизов? Как на это повлияет налоговый маневр в России? (Аркадий, г. Мозырь)

Читайте так же:  Заявление на материнский сертификат

Кийко Дмитрий: Это актуальный вопрос. Предложенная редакция Налогового кодекса предусматривает снижение ставок акцизов на автомобильное топливо по сравнению с действующими на 25 %. Это вынужденная мера для возможной адаптации рынка и нефтеперерабатывающих заводов к налоговому маневру. Второй его этап Россия будет реализовывать с 2019 года. Беларусь формировала проект бюджета по консервативному сценарию. То есть учитывала, что в условиях реализации второго этапа налогового маневра придется функционировать без возможной компенсации наших потерь со стороны Российской Федерации.

Сегодня процесс переговоров с российской стороной по этому вопросу не завершен. Тем не менее ставки акцизов у нас на 25% будут снижены. Независимо от того, будет ли решен вопрос с компенсацией, эта мера останется. Она позволит в условиях достаточно серьезной волатильности мировых цен на нефть снять напряжение на внутреннем рынке. Сейчас концерн «Белнефтехим» из-за стоимости нефти вынужден с определенной периодичностью повышать цены на топливо. В следующем году 25-процентное снижение позволит более гибко реагировать на изменения рынка.

Что касается последующих лет, то в принципе все будет зависеть от результатов переговоров с Россией. Если они не будут положительными, то у нас остается несколько инструментов по адаптации к функционированию в новых условиях. Прежде всего это цены внутреннего рынка и ставки акцизов. С учетом, что у нас открытый рынок с Россией, вопросу цен на внутреннем рынке уделяется достаточно большое внимание. Учитывается и социальный фактор. Не исключено, что механизм по снижению ставок акцизов будет задействован и в последующем. Не исключаю, что при самом неблагоприятном развитии ситуации мы можем подойти к тому, что ставки акцизов обнулим.

– Сколько человек в Беларуси получили статус налогового консультанта? Смогут ли ИП оказывать бухгалтерские услуги (быть главным бухгалтером) без статуса налогового консультанта после 1 января 2019 года? Готовился проект указа об изменении условий для налоговых консультантов, предполагающий более мягкие подходы к этому вопросу. На какой он стадии? Что решили? (Елена Лазарчук, г. Минск)

Селицкая Элла: На сегодняшний день статус налогового консультанта получили более 300 человек.

Что касается ИП, то они смогут подавать налоговые декларации, если получат статус налогового консультанта.

Сейчас подготовлен проект указа, который предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели, которые работали на аутсорсинге и оказывали бухгалтерские услуги, но не получили к 1 января 2019 года статус налогового консультанта, смогут продолжить оказание этих услуг.

Проект прошел согласование и внесен в Совет Министров. Документ предварительно прорабатывался в том числе с Администрацией Президента. Полагаю, что после соответствующих процедур и криминалистической экспертизы он будет представлен главе государства.

– В ставках акцизов предусмотрено дополнение в группе подакцизных товаров «табачные изделия». Планируется введение отдельной ставки для табачных изделий, предназначенных для потребления путем нагревания. Это означает, что появятся акцизы на жидкости для электронных сигарет? (Булиненко П.В.)

Кийко Дмитрий: Подакцизная табачная продукция расширяется, но это не значит, что появятся акцизы на жидкости для электронных сигарет. Вводится новый вид подакцизной табачной продукции – табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания. Это новые виды табачной продукции, которые сегодня предлагают компании, – альтернатива даже электронным сигаретам, для которых используются табачные жидкости. Мы были извещены о том, что со следующего года такие продукты, возможно, появятся и на нашем рынке. Поэтому в целях реализации фискальной функции, увеличения поступления доходов в бюджет, поддержания конкурентных условий на рынке предусмотрели такую ставку акцизов.

В России подобные системы курения уже функционируют и по такой же аналогии облагаются. Мы позаимствовали их опыт. Что касается жидкостей для электронных сигарет, то в следующем году акцизов на них не будет. Но не исключено, что через какой-то промежуток времени мы предусмотрим и введем акцизы для этого вида продукции.

– Какие изменения в правилах трансфертного ценообразования? Какие сделки подлежат контролю? Отменено ли допустимое отклонение на 20% от рыночного диапазона цен/рентабельности? (Пашник Люцина Здиславовна, г. Лида)

Селицкая Элла: Равно как и по другим направлениям, мы предприняли ряд мер, чтобы усовершенствовать механизм и несколько снять то излишнее бремя, которое ложилось на наших плательщиков в части круга плательщиков. Во-первых, мы будем осуществлять контроль за трансфертными ценами только лишь между субъектами, которые являются взаимозависимыми лицами. Это значит, что одно предприятие, например, может управлять другим посредством владения большей частью в уставном фонде либо акциями этого предприятия.

Кроме того, мы повысили критерии по сделкам, которые также подлежат контролю. Пример: сегодня, если крупный плательщик совершает сделку на сумму Br1 млн, то такая сделка подлежит контролю. В рамках новой редакции этот критерий увеличивается до Br2 млн. Если мы говорим о другой категории плательщиков, то там критерий по сделкам с Br100 тыс. увеличивается до Br400 тыс.

Круг лиц по сделкам с недвижимым имуществом также сужается. И здесь контролю будут подлежать сделки между взаимозависимыми лицами, а также если сделка реализована белорусскому плательщику, у которого имеются льготы по налогу на прибыль, по налогу при упрощенной системе налогообложения.

Если мы говорим об изменении подходов в 20-процентном отклонении, то действительно мы отошли от этого. Мы, как и другие страны, на основе международного опыта взяли за основу такой подход, что цена сделки должна находиться в диапазоне цен между максимальной и минимальной. Сам собственник имущества, когда осуществляет реализацию товаров, работ и услуг, определяет для себя этот диапазон. Поэтому в рамках международного опыта и учитывая прошедший 6-летний период адаптации этого механизма, мы обсудили вопрос в том числе с бизнес-сообществом и договорились, что будем ориентироваться на этот диапазон. Но наши условия непосредственно в этой главе более лояльные, чем в других странах. В России диапазон более узкий: определяется максимальный и минимальный размер, и от верха и низа еще по квартили отделяется. Это делается для того, чтобы можно было отчислять налог именно с рыночной цены. Мы не хотим резких колебаний и будем это делать постепенно.

Наработаем практику с учетом имеющихся инструментов, чтобы наши субъекты хозяйствования могли научиться определять этот диапазон. И мы им в этом поможем. Для того чтобы уйти от негативных моментов, мы предусмотрели в этой главе дополнительный метод, который называется «Соглашение между плательщиком и налоговым органом по определению цены». Если плательщик чувствует, что у него не получится, то он вправе будет обратиться непосредственно в налоговый орган за заключением соглашения, и мы вместе с ним определим метод, по которому будет определена цена. Такое соглашение по сделке будет действовать в течение трех лет. На два года его можно будет еще продлить. Это значит, что в этот период времени, пока будет действовать соглашение с налоговым органом, плательщик контролироваться по этой сделке не будет. Он получает гарантию, что может спокойно исчислять налог на прибыль, не боясь того, что завтра придет налоговый орган и начнет говорить о неправильном определении цены, соответственно, неправильном определении прибыли и занижении налога на прибыль. Ставка госпошлины за его заключение предусмотрена в 500 БВ. Как правило, под этот контроль не попадают малые субъекты хозяйствования, микропредприятия. Это сделки, которые совершают средние и крупные предприятия.

– Может ли унитарное предприятие, учредителем которого является общественное объединение (Белорусское общество автомотолюбителей), с 1 января 2019 года перейти на упрощенную систему налогообложения? Количество работающих в организации и валовая выручка за 9 месяцев 2018 года соответствуют проекту Налогового кодекса (ст. 323, п 6,п.п 6,3). Спасибо. (УП «Автохран» ОО «БОАМЛ», г. Гомель)

Селицкая Элла: Да, унитарные предприятия некоммерческих организаций смогут с 1 января 2019 года применять упрощенную систему налогообложения (УСН), если они соответствуют критериям по численности и по выручке, которые установлены для применения УСН.

Но для унитарных предприятий, которые образованы коммерческим организациями, установлен запрет на применение УСН.

– Ранее озвучивалось, что новый Налоговый кодекс должен действовать без изменений в течение трех лет. Тем не менее, позже решили не обозначать это в тексте документа. Почему это было сделано?

Кийко Дмитрий: Первоначально, когда мы начали работу по подготовке обновленной редакции Налогового кодекса, мы обсуждали вопрос введения трехлетнего моратория на изменение налогового законодательства. Но во время обсуждения, в том числе при взаимодействии с бизнес-сообществом, в принципе все участники процесса пришли к пониманию необходимости сохранить нынешнюю практику в последующем. Как я уже говорил, подготовкой новой редакции Налогового кодекса занималась рабочая группа, мы пришли к пониманию, что продолжим это взаимодействие в похожем формате – мы планируем при Министерстве финансов с 2019 года создать консультативный общественный совет по налоговой политике и включить в него самых активных представителей рабочей группы, продолжить выработку возможных изменений налогового законодательства ежегодно.

То есть мы намерены ежегодно во взаимодействии с бизнес-сообществом предлагать эти изменения, но они должны получить одобрение Совета по развитию предпринимательства. Если предложения будут выработаны и заключение по ним Совета по развитию предпринимательства будет положительным, мы будем их предлагать для внесения изменений в законодательство. То есть в принципе мы остались в рамках ежегодной корректировки Налогового законодательства. Но все ориентированы на то, что эти изменения должны улучшать как положение плательщиков, так и качественные характеристики нашей налоговой системы.

Селицкая Элла: Мы сегодня отвечали на вопросы ваших читателей о сложностях, оставшихся, по их мнению, в Налоговом кодексе. Пусть предлагают, как можно упростить, что касается налога на добавленную стоимость и других вопросов. Мы готовы к сотрудничеству и обсуждению предложений.