Договор услуги комитентом

Рубрики Статьи

ДОГОВОР КОМИССИИ на оказание услуг по организации питания

ДОГОВОР КОМИССИИ N _____

на оказание услуг по организации питания

«__»_________ ____ г.

Гражданин(ка) _________________, именуем___ в дальнейшем «Комитент», с одной стороны и __________________, именуем__ в дальнейшем «Комиссионер», в лице ____________, действующ___ на основании ___________, с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. По настоящему договору Комиссионер принимает на себя обязательство найти организацию общественного питания и заключить от своего имени, но за счет Комитента договор на оказание услуг по питанию (предоставление обедов в течение рабочего времени).

1.2. В свою очередь, Комитент обязуется выплатить Комиссионеру вознаграждение за выполнение поручения, указанного в п. 1.1 договора, и возместить все понесенные в связи с выполнением поручения расходы.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Комиссионер обязан:

— заключать договор на условиях, наиболее выгодных для Комитента (стоимость обеда не должна превышать _______ рублей);

— исполнять все обязанности и осуществить все права по сделке, совершенной с третьим лицом в рамках настоящего договора;

— выполнять принятые на себя в рамках настоящего договора обязательства в согласованные сроки;

— уведомлять Комитента о нарушении третьим лицом условий сделки, заключенной с ним Комиссионером в рамках настоящего договора;

— представлять Комитенту отчет о выполнении поручения;

— уведомлять Комитента об отказе от выполнения поручения.

2.2. Комиссионер принимает на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере).

2.3. Комитент обязан:

— принимать от Комиссионера все полученное им в рамках выполнения поручения по настоящему договору;

— выплачивать Комиссионеру вознаграждение за оказанные услуги в размерах, установленных настоящим договором;

— возмещать Комиссионеру суммы, израсходованные им при исполнении поручения, в порядке, предусмотренном настоящим договором;

— уплачивать Комиссионеру вознаграждение за совершенные им сделки в случае отмены поручения, а также возмещать Комиссионеру понесенные им до отмены поручения расходы.

2.4. Если Комиссионер откажется от исполнения поручения вследствие нарушения договора комиссии Комитентом, он вправе получить как возмещение понесенных расходов, так и комиссионное вознаграждение.

2.5. Ежемесячно не позднее 3 числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказывались услуги по питанию, Комиссионер предоставляет Комитенту отчет. В отчете Комиссионера должно быть указано: наименование исполнителя по договору об оказании услуг по питанию; стоимость обедов; расходы Комиссионера в зависимости от количества обедов, заказанных Комитентом у организации питания в течение этого месяца.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. Вознаграждение Комиссионера составляет _____ (________) рублей в месяц, включая НДС в размере ______ (___________) рублей.

3.2. Ежемесячно не позднее 3 (трех) дней после предоставления Комиссионером отчета Комитент возмещает расходы Комиссионера, указанные в отчете, а также выплачивает вознаграждение путем внесения наличных денежных средств в кассу Комиссионера.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО НАСТОЯЩЕМУ ДОГОВОРУ

4.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств по настоящему договору она обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки.

4.2. Неисполнение одной из сторон условий настоящего договора, приведшее к материальным потерям другой стороны, влечет за собой применение к виновной стороне штрафных санкций в размере нанесенного ущерба и может служить основанием досрочного прекращения договора по инициативе добросовестной стороны.

5.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, таких, как: наводнение, пожар, землетрясение и другие природные явления, а также война, военные действия, блокада, запретительные действия властей и акты государственных органов, разрушение коммуникаций и энергоснабжения, взрывы, возникшие во время действия настоящего договора, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить.

5.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 5.1, сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения стороной своих обязательств по данному договору.

5.3. Если сторона не направит или несвоевременно направит извещение, предусмотренное в п. 5.2, то она обязана возместить второй стороне понесенные ею убытки.

5.4. В случаях наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 5.1, срок выполнения стороной обязательств по настоящему договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.

5.5. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 5.1, и их последствия продолжают действовать более двух месяцев, стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего договора.

6.1. Условия настоящего договора и соглашений (протоколов и т.п.) к нему конфиденциальны и не подлежат разглашению.

6.2. Стороны принимают все необходимые меры для того, чтобы их сотрудники, агенты, правопреемники без предварительного согласия другой стороны не информировали третьих лиц о деталях данного договора и приложений к нему.

7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

7.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров.

7.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов стороны передают их на рассмотрение в судебные органы.

8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

8.1. Настоящий договор прекращается:

— по соглашению сторон;

— при отказе Комитента от исполнения договора с возмещением Комиссионеру суммы убытков, вызванных отменой поручения;

— по инициативе Комиссионера в случае, если выяснится невозможность исполнения поручения или нарушение Комитентом условий настоящего договора и дополнительного соглашения к нему;

— по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме, подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями сторон и скреплены печатями.

9.2. Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме. Сообщения будут считаться направленными надлежащим образом, если они были отосланы заказным письмом, по телеграфу, телефаксу или доставлены лично по юридическим (почтовым) адресам сторон и получены под расписку уполномоченными должностными лицами.

9.3. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по нему.

9.4. Настоящий договор составлен на русском языке в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

9.5. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны будут руководствоваться действующим законодательством РФ.

Смешанный договор на основе договора комиссии: налоговый и бухгалтерский учет расходов при реализации комиссионного товара


Смешанный договор на основе договора комиссии: налоговый и бухгалтерский учет расходов при реализации комиссионного товара

О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

С введением в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) у комитентов и у комиссионеров возникают вопросы, связанные с отражением в бухгалтерском и налоговом учете расходов, произведенных при реализации комиссионного товара.

Для ответов на вышеуказанные вопросы налогоплательщикам необходимо четко представлять, что такое услуга, чем отличается оказание посреднических услуг от оказания других возмездных услуг, а также анализировать в каждом случае условия договора и устанавливать, какие именно услуги оказываются по конкретному договору.

В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность).

Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

К обязательствам по оказанию услуг относятся и договоры комиссии.

Согласно п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента, то есть комиссионер оказывает комитенту посреднические услуги за определенную сумму вознаграждения.

При этом читателям журнала следует иметь в виду, что договор комиссии допускает предоставление только одного вида услуг — совершение сделок (заключение договоров), то есть вышеуказанный договор не предполагает оказания комиссионером каких-либо других возмездных услуг комитенту.

Однако если согласно договору возмездные услуги, не связанные с заключением договоров, все-таки оказываются, то такой договор является смешанным, то есть содержит элементы различных договоров.

Так, смешанным договором на основе договора комиссии может быть предусмотрено поручение комиссионеру заключить другие сделки, например на транспортировку, складирование, экспедирование, рекламирование товара и т.д. Это означает, что комиссионер может от своего имени, но за счет комитента заключать различные предусмотренные договором сделки с третьими лицами.

В соответствии с п. 1 ст. 991 ГК РФ комиссионер, как правило, получает вознаграждение за оказанные услуги в размере и порядке, установленных договором, а если это не определено в договоре, то согласно п. 3 ст. 424 ГК РФ оказанные услуги могут быть оплачены по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.

Кроме того, статьей 1001 ГК РФ предусмотрено, что помимо комиссионного вознаграждения комитент обязан возместить комиссионеру суммы, израсходованные им на исполнение комиссионного поручения.

В связи с этим читателям журнала необходимо обратить внимание на то, что если договором изначально предусмотрено только совершение сделок по купле-продаже товара, то комиссионное вознаграждение, установленное в договоре, комиссионер получает именно за оказание услуг по заключению договора купли-продажи.

Если же комиссионеру наряду с куплей-продажей товара поручается исполнение ряда других сделок (например, хранение товара на своем складе, перевозка товара до покупателя и т.д.), исполнение которых оговорено в заключенном с комитентом договоре, то комиссионное вознаграждение включает и плату за эти услуги.

Часто необходимость в заключении ряда дополнительных сделок может возникнуть непосредственно в ходе исполнения договора. Так, покупатель товара (продукции) соглашается приобрести его только с условием доставки. Если изначально договором комиссии не предусмотрено, что комиссионер заключает сделки по перевозке товара, то он должен получить от комитента соответствующие указания по этому поводу в письменном виде, оговорив в том числе и свое вознаграждение за совершение такой сделки, не предусмотренное договором комиссии.

Согласно ст. 992 ГК РФ принятое на себя поручение (продать товар) комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний — в соответствии с обычаями делового оборота или иными требованиями, предъявляемыми в подобных случаях.

В связи с этим если комиссионер принял решение заключить договор по экспедированию товара без согласия комитента, считая, что действует на наиболее выгодных для него условиях, то впоследствии в случае несогласия с действиями комиссионера комитент вправе отказать в возмещении комиссионеру понесенных им расходов.

Читайте так же:  Примерный приказ о взыскании

Таким образом, для правильного отражения в бухгалтерском и налоговом учете комиссионера операции по реализации комиссионного товара необходимо проанализировать условия договора комиссии и иметь четкое представление о том, за счет каких источников должны покрываться все фактически произведенные комиссионером затраты по исполнению договора комиссии. Иными словами, условиями договора должно быть четко определено, возмещаются комитентом все произведенные комиссионером затраты по исполнению договора комиссии, либо он использует в этих целях собственные средства в качестве источников покрытия расходов.

В соответствии со ст. 999 ГК РФ при исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым при отсутствии иного соглашения.

В то же время статьей 316 НК РФ установлено, что комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежащего ему имущества.

В связи с этим комитент в срок не позднее 30 дней с момента получения отчета комиссионера об исполнении поручения обязан возместить все фактические расходы комиссионера, понесенные им при исполнении поручения, если иное не предусмотрено договором.

В целях применения положений главы 25 НК РФ в соответствии со ст. 247 настоящего Кодекса объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью российских организаций признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации товаров (работ, услуг) для целей главы 25 настоящего Кодекса признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и выраженных в денежной и (или) натуральных формах, с учетом положений ст. 271 либо ст. 273 НК РФ.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером за комитента, если такие затраты не подлежат включению согласно договору комиссии в состав расходов комиссионера в соответствии с условиями заключенных договоров. К вышеуказанным доходам не относится комиссионное вознаграждение.

Учитывая вышеизложенное, только в случае заключения смешанного договора на основе договора комиссии, предусматривающего совершение комиссионером в пользу комитента сделок с третьими лицами от своего имени, но за счет средств комитента, налогооблагаемым доходом от реализации товаров (работ, услуг) для него будет являться лишь комиссионное вознаграждение.

Если в соответствии с условиями заключенных договоров в рамках реализации договора комиссии комиссионером совершаются сделки с третьими лицами, расходы по которым будут покрываться из его собственных источников, то доходы, полученные от совершения таких сделок, не будут рассматриваться в качестве возмещения комитентом понесенных комиссионером при исполнении комиссионного поручения расходов.

Согласно п. 3 ст. 271 НК РФ датой получения дохода для целей главы 25 настоящего Кодекса признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Днем отгрузки считается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств [иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав] в их оплату.

В случае реализации в рамках договора комиссии днем отгрузки товаров (работ, услуг) у комиссионера будет считаться дата реализации, указанная в отчете комиссионера, представляемого комитенту по исполнении поручения и передаче ему всего полученного по договору комиссии.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях обложения налогом на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, приведенных в ст. 270 настоящего Кодекса).

Как уже было упомянуто выше, статьей 992 ГК РФ определено, что принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с его указаниями, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний — согласно обычаям делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям.

Если комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Кроме того, в соответствии со ст. 999 ГК РФ по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии.

Согласно п. 9 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером за комитента, если такие затраты не подлежат включению в соответствии с договором комиссии в состав расходов комиссионера согласно условиям заключенных договоров.

По аналогии с доходами комиссионера, учитываемыми при налогообложении, расходами признаются лишь фактические расходы комиссионера, если они согласно заключенным договорам (в рамках исполнения договора комиссии) не должны быть возмещены комитентом, поскольку комиссионер осуществлял сделки с третьими лицами в пользу комитента и за его счет.

Таким образом, если при заключении сделки от своего имени, но за счет комитента комиссионер выступает в качестве организации, через которую осуществляются только расчеты между исполнителем и заказчиком услуг, то произведенные комиссионером расходы не включаются в состав его затрат, а возмещенные комитентом суммы не являются для комиссионера реализацией товаров (работ, услуг).

Рассмотрим также еще одно положение, касающееся налогообложения прибыли, полученной при исполнении договора комиссии.

Как уже было упомянуто выше, согласно ст. 992 ГК РФ комиссионер обязан исполнить принятое на себя поручение на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Если комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

В связи с этим у налогоплательщика может возникнуть вопрос: к какому виду доходов относить у комиссионера дополнительную выгоду, полученную по договору комиссии от продажи товаров по более высокой цене, чем та, которая указана комитентом, если, например, договором комиссии предусмотрено, что в случае реализации товаров на более выгодных условиях, чем те, которые указаны комитентом (например, по более высоким ценам), дополнительная выгода от реализации товаров является доходом комиссионера и остается в его распоряжении?

Согласно п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.

Кроме того, в соответствии со ст. 999 ГК РФ по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии.

Таким образом, в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль комитента в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг) должны включаться все средства, полученные в результате исполнения договора комиссии, в том числе и суммы дополнительной выгоды, полученной комиссионером при реализации товаров на наиболее выгодных условиях, чем это предусмотрено договором комиссии.

Поскольку в соответствии с условиями заключенного договора комиссии в случае реализации комиссионером товаров на более выгодных условиях, чем те, которые указаны комитентом, дополнительная выгода от реализации товаров является доходом комиссионера и остается в распоряжении комиссионера, то вышеуказанные суммы дополнительной выгоды следует рассматривать как безвозмездно переданные комитентом комиссионеру средства, которые будут учитываться при налогообложении прибыли у получающей стороны в составе внереализационных доходов в общеустановленном порядке.

В заключение приведем вариант отражения операций в бухгалтерском учете комиссионера, предполагая, что комиссионер исполняет условия смешанного договора на основе договора комиссии.

При этом следует еще раз напомнить читателям журнала, что договор комиссии направлен исключительно на совершение сделок (заключение договоров) с третьими лицами, то есть этот договор не предполагает оказание комиссионером каких-либо других возмездных услуг комитенту. Соответственно, такие услуги не подлежат возмещению комитентом, а оплачиваются им в общепринятом порядке.

Между тем в ряде случаев договором комиссии предусматривается, что комиссионер не только заключает сделки по купле-продаже товара, принадлежащего комитенту, но и без привлечения сторонних организаций, то есть собственными силами оказывает комитенту (в целях исполнения поручения) другие услуги.

Согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, называется смешанным. К отношениям сторон такого договора применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре.

Предприятие оптовой торговли, ведущее учет товаров по покупным ценам, в январе 2002 года заключило договор комиссии с посреднической организацией. Согласно этому договору комитент поручает, а комиссионер обязуется за вознаграждение совершить от своего имени за счет комитента сделки по продаже третьим лицам 10 водонагревательных приборов по фиксированной цене 15 000 руб. за единицу, включая НДС — 2500 руб., без учета транспортных расходов, всего на сумму 150 000 руб. (НДС — 25 000 руб.) Покупная стоимость электронагревательного прибора — 12 000 руб., в том числе НДС — 2000 руб.

Договором также предусмотрено, что отпускная цена товара может быть увеличена, если покупатель приобретает товар на условиях франко-склад покупателя; при этом доставка товара осуществляется транспортом комиссионера по ценам, согласованным с комитентом в письменной форме.

По условиям договора комиссии вознаграждение посредника составляет 10 % от продажной стоимости электронагревательных приборов без учета транспортных расходов. Предположим, что в январе 2002 года все комплекты водонагревательных приборов были проданы оптом по согласованной с комитентом цене 151 800 руб., включая НДС — 25 300 руб., с учетом доставки. При этом доставка товара покупателю осуществлялась транспортом комиссионера.

Другие операции комиссионером в указанный период не выполнялись.

В отчете комиссионера указано, что сумма, подлежащая перечислению комитенту, исчислена с учетом взаимных требований в части комиссионного вознаграждения и оказанных транспортных услуг.

Читайте так же:  Сколько будет стоить дарственная на дом

Отражение операций на счетах бухгалтерского учета у комиссионера осуществлялось следующим образом.

Поступление комиссионного товара:

Д-т 004 — 150 000 руб. — отражена стоимость приборов, предназначенных для реализации, согласно накладной, включая НДС.

Реализация комиссионного товара:

Д-т 76, субсчет «Расчеты с комитентом», К-т 90, субсчет «Реализация посреднических услуг», — 15 000 руб. (150000 руб. х 10 %: 100 %) — в момент отгрузки товара покупателю отражена сумма комиссионного вознаграждения;

Д-т 90, субсчет для отражения посреднических услуг, К-т 68 — 2501 руб. (15000 руб. х 16,67 %: 100 %) — с суммы комиссионного вознаграждения начислена задолженность перед бюджетом по НДС;

К-т 004 — 150000 руб. — проданные приборы списаны с забалансового счета.

Оказание услуг по доставке товара:

Д-т 76, субсчет «Расчеты с комитентом», К-т 90, субсчет для отражения транспортных услуг, — 1800 руб. — отражена стоимость услуги по доставке товара покупателю, оказанной комитенту, включая НДС;

Д-т 90, субсчет для отражения транспортных услуг, К-т 68 — 300 руб. — начислена задолженность перед бюджетом по НДС по оказанным транспортным услугам.

Расчеты с покупателями и комитентом:

Д-т 62 К-т 76, субсчет «Расчеты с комитентом», — 151800 руб. (150000 руб. + 1800 руб.) — отражена отгрузка товара покупателю с учетом транспортных услуг по его доставке и задолженность перед комитентом по оплате проданного товара;

Д-т 51 К-т 62 — 151800 руб. — поступила выручка от продажи приборов;

Д-т 76, субсчет «Расчеты по НДС», К-т 68 — 25300 руб. — начислен НДС по денежным средствам, полученным от покупателей;

Д-т 68 К-т 76, субсчет «Расчеты по НДС», — 2501 руб. — отражен НДС по денежным средствам, поступившим от покупателей в части комиссионного вознаграждения;

Д-т 68 К-т 76, субсчет «Расчеты по НДС», — 300 руб. — отражен НДС по денежным средствам, поступившим от покупателей в части оказанных транспортных услуг;

Д-т 76, субсчет «Расчеты с комитентом», К-т 51 — 135000 руб. (151800 руб. — 15000 руб. — 1800 руб.) — произведена оплата комитенту за проданные товары с учетом взаимных требований в части комиссионного вознаграждения и транспортных услуг, включая НДС — 22500 руб.;

Д-т 68 К-т 76, субсчет «Расчеты по НДС», — 22499 руб. (25300 руб. — 2501 руб. — 300 руб.) — при погашении задолженности комитенту зачтен НДС.

Договор услуги комитентом

Участниками договора комиссии могут быть организации, применяющие упрощенную систему. Если же одной стороной является предприятие, находящееся на общем режиме налогообложения, а другой — «упрощенец», то у обоих возникает множество проблем, связанных с налогообложением. Попробуем их разрешить.

Согласно пункту 1 статьи 990 ГК РФ в рамках договора комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, несмотря на то что комитент был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению.

Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя поручительство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение. Размер и порядок уплаты дополнительного вознаграждения должны быть установлены в договоре комиссии. Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен, оно уплачивается после исполнения договора в размере, в котором при сравнимых обстоятельствах обычно взимается плата за аналогичные услуги. Это установлено пунктом 1 статьи 991 ГК РФ.

Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере согласно статье 1001 ГК РФ возместить комиссионеру суммы, израсходованные им на исполнение комиссионного поручения.

Если комиссионер совершил сделку на более выгодных условиях, чем те, которые были указаны комитентом, то дополнительная выгода делится между комиссионером и комитентом поровну. Если, конечно, договором не предусмотрен другой порядок распределения этой выгоды. Об этом сказано в статье 992 ГК РФ.

По исполнении поручения комиссионер обязан в соответствии со статьей 999 представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Если у комитента имеются возражения по отчету, он должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.

Если комиссионер — «упрощенец»…

В ситуации, когда участники посреднического договора используют разные системы налогообложения, часто возникает много сложных вопросов. Как исчислять налоги, если комиссионер — «упрощенец», а комитент применяет общую систему налогообложения? Что является доходом комиссионера? Как правильно оформить учетные документы? Какие расходы комиссионер может признать, если он выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы»? Нужно ли комиссионеру, применяющему УСН, выставлять счета-фактуры? Попробуем ответить на эти вопросы.

Объектом налогообложения по единому налогу при упрощенной системе налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Об этом гласит пункт 1 статьи 346.14 НК РФ. При этом, как сказано в пункте 2 той же статьи, выбор объекта налогообложения осуществляет налогоплательщик.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При этом доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ, при УСН не учитываются.

Статья 251 Кодекса содержит норму, напрямую касающуюся участников посреднических договоров. Подпунктом 9 пункта 1 этой же статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего комиссионеру в связи с исполнением договора комиссии. То есть имущество (в том числе деньги), полученное от комитента или покупателя (продавца) для комитента, у комиссионера-«упрощенца» доходом не является и единым налогом не облагается. Доходом комиссионера является только комиссионное вознаграждение. Денежные средства, полученные от комитента в счет возмещения расходов комиссионера, также не являются доходами.

Как известно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, используют кассовый метод для определения момента признания доходов. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Это установлено пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ.

Если комиссионер-«упрощенец» не участвует в расчетах, то доход у него признается на дату поступления на его счет комиссионного вознаграждения от комитента. В случае участия комиссионера в расчетах он, как правило, удерживает свое вознаграждение из средств, полученных или от покупателей, или от комитента (в зависимости от того, что делает комиссионер для комитента: продает или покупает).

Доход у комиссионера считается полученным в тот день, когда покупатели или комитент перечислят деньги. При этом не имеет значения, что отчет комиссионера еще не подписан, то есть комиссионные услуги еще не оказаны. Ведь у тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, к доходам относятся и авансы, так как «упрощенцы» используют кассовый метод (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Получив от комитента или покупателей денежные средства и удержав из них комиссионное вознаграждение до момента подписания отчета, комиссионер получает таким образом аванс в сумме причитающегося вознаграждения.

В некоторых случаях по условиям договора комиссионер перечисляет всю сумму дохода комитенту. Последний после утверждения отчета комиссионера выплачивает ему вознаграждение. Это уже не аванс, а оплата за оказанные посреднические услуги.

В Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения [1], комиссионер отражает суммы, полученные в рамках договора комиссии, в графе «Доходы — всего» раздела I «Доходы и расходы». Из полученной суммы комиссионер выделяет доходы, облагаемые единым налогом, и отражает их в соответствующей графе.

Расходы, на сумму которых комиссионер может уменьшить свой налогооблагаемый доход, перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Кроме того, пунктом 2 этой же статьи установлено, что расходы из указанного перечня должны соответствовать критериям пункта 1 статьи 252 Кодекса. А именно: они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

Налогоплательщики, применяющие УСН, признают расходы только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Это обусловлено тем, что «упрощенцы» применяют кассовый метод признания доходов и расходов.

Обратите внимание: имущество, переданное комиссионером комитенту в результате исполнения условий договора комиссии, не включается в состав расходов, уменьшающих доходы.

Комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества, если договором не установлено иное. Об этом сказано в статье 1001 ГК РФ. То есть расходы на хранение имущества комитента, находящегося у комиссионера, несет последний. Причем независимо от того, где комиссионер хранит имущество комитента — на арендованном складе или на собственном. У комиссионера-«упрощенца» расходы по аренде склада уменьшают доходы (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Затраты на содержание собственного склада уменьшают доходы только по тем статьям расходов, которые предусмотрены для «упрощенцев» пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ.

Остальные расходы, понесенные комиссионером в связи с исполнением поручения, не уменьшают налогооблагаемую базу. Комитент обязан их возместить. Следовательно, это расходы не комиссионера, а комитента.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России). Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ. Поэтому организации, применяющие УСН, обычно не выписывают счетов-фактур, не ведут журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж.

А если «упрощенец» является комиссионером по договору комиссии? Тогда выписывать счета-фактуры ему приходится. И вот почему.

Исходя из норм Гражданского кодекса комиссионер, заключая договор комиссии, оказывает комитенту услуги, а комитент в рамках договора комиссии осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), принадлежащих ему на праве собственности, или покупку товаров (работ, услуг) с помощью комиссионера. Фактически покупателем или продавцом перед третьими лицами является комитент, а не комиссионер. Комиссионер выступает как посредник. Поэтому комиссионер должен выполнить за комитента его обязанность по исчислению НДС и предъявить счет-фактуру покупателю.

При реализации товаров (работ, услуг) комитента посредник, выступающий от своего имени, выставляет счет-фактуру покупателю. Второй экземпляр счета-фактуры посредник подшивает в журнал учета выставленных счетов-фактур, не регистрируя его в книге продаж. Такой порядок установлен в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость [2].

Показатели счетов-фактур, выставленных посредником покупателям, отражаются в счетах-фактурах, которые комитент выписывает посреднику и регистрирует в своей книге продаж. Это установлено пунктом 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость [3].

Читайте так же:  Можно ли взыскать алименты после развода

В налоговом и бухгалтерском учете комитент отражает поступившую на расчетный счет или в кассу посредника выручку на основании отчета комиссионера. Поэтому в посреднических договорах необходимо четко определить порядок и сроки представления комиссионером отчета комитенту. Поступление отчета от комиссионера позднее установленных договором комиссии сроков не освобождает комитента от ответственности за несвоевременную уплату НДС.

Если комиссионер закупает товары для комитента, то основанием у последнего для вычета НДС по приобретенным товарам является счет-фактура, выставленный на его имя продавцом. Если же продавец выставил счет-фактуру на имя комиссионера, комитент может принять НДС к вычету на основании счета-фактуры, полученного от посредника. В этом случае посредник выставляет комитенту счет-фактуру, в котором отражает показатели из счета-фактуры, полученного от продавца. При этом счета-фактуры — ни выставленный комиссионером, ни полученный им — в книге покупок и книге продаж у комиссионера не регистрируются.

На сумму вознаграждения комиссионера-«упрощенца» НДС не начисляется. Следовательно, счет-фактуру на комиссионное вознаграждение комиссионер комитенту не выставляет.

Если комитент — «упрощенец»…

Если организация, применяющая УСН, по условиям договора комиссии является комитентом, у нее возникает еще больше проблем, чем у «упрощенца»-комиссионера. При этом основные трудности связаны с особенностями признания доходов и расходов при УСН.

Если комитент-«упрощенец» реализует товары по договору комиссии, то у него появляются сложности с определением даты возникновения дохода. Дело в том, что пункт 1 статьи 346.17 НК РФ устанавливает дату признания доходов как день поступления средств на расчетный счет или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При этом не уточняется, в чью кассу (комитента или комиссионера) должны поступить деньги.

Исходя из общих принципов признания доходов и расходов кассовым методом, можно сделать вывод, что в статье 346.17 НК РФ идет речь о денежных средствах, поступивших на расчетный счет или в кассу комитента, а не комиссионера. Это подтверждается также пунктом 2 этой же статьи, в котором есть прямая ссылка на налогоплательщика. А таковым в нашем случае является комитент. Следовательно, комитент, применяющий УСН, должен признавать доходы в момент поступления денежных средств на его расчетный счет или в кассу. Основанием для этого служит выписка с расчетного счета комитента или кассовые документы. Такая же позиция изложена, например, в письме УМНС России по г. Москве от 23.09.2003 № 21-09/54651.

Если комиссионер не участвует в расчетах, то комитент получит от покупателей всю вырученную сумму за реализованный товар, включая комиссионное вознаграждение. В этом случае датой признания дохода будет день поступления денег от покупателя на расчетный счет комитента. Доходом комитента будет вся полученная от комиссионера сумма. Такой же момент признания и размер доходов у комитента будет, если комиссионер, участвующий в расчетах, сначала перечислит комитенту все полученное в рамках договора комиссии, а потом комитент выплатит ему вознаграждение.

Но при этом у комитента, применяющего упрощенную систему налогообложения, который выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы», появляются сложности с отнесением комиссионного вознаграждения в состав расходов. Ведь статья 346.16 НК РФ, где дается закрытый перечень расходов, применяемых при упрощенной системе налогообложения, не содержит такого вида расходов, как оплата услуг посредника. Правда, есть одно исключение. Речь идет о комиссионном вознаграждении, выплачиваемом комиссионеру за покупку материалов для комитента. В этом случае вознаграждение можно учесть в стоимости материалов. Подпунктом 5 статьи 346.16 к расходам, уменьшающим доходы при «упрощенке», отнесены материальные расходы. Они определяются в порядке, установленном статьей 254 Кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В свою очередь, в пункте 2 статьи 254 сказано, что в стоимость товарно-материальных ценностей включаются и комиссионные вознаграждения. Во всех остальных случаях комиссионное вознаграждение не уменьшает доходы комитента, применяющего УСН.

А как учитываются доходы комитента-«упрощенца», если комиссионер удерживает свое вознаграждение из поступивших от покупателя денежных средств? В этом случае сумма дохода комитента в книге учета доходов и расходов будет отражена уже за минусом вознаграждения. То есть будет равна сумме, фактически поступившей на расчетный счет комитента. Поэтому мы рекомендуем применять именно этот способ расчета.

Налогоплательщики, применяющие «упрощенку», вправе в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении налоговой базы уменьшить полученные доходы на сумму НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам). Правда, сделать это можно только в том случае, если стоимость таких товаров (работ, услуг) включена в расходы согласно закрытому перечню, данному в статье 346.16 Кодекса.

Но есть и другая точка зрения. Она заключается в следующем: независимо от того, уменьшают ли затраты по товарам (работам, услугам) доходы или нет, признать в составе расходов сумму уплаченного НДС все равно можно. Ведь в подпункте 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ нет ограничения в части признания в составе расходов только сумм НДС по затратам из закрытого перечня. Налогоплательщикам, придерживающимся такой точки зрения, придется отстаивать ее в судебном порядке.

Комитент, применяющий УСН, счет-фактуру на свои товары комиссионеру не выставляет. Обязанность по ее составлению возлагается только на плательщиков НДС, а «упрощенец» таковым не является (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Не должен выставлять счет-фактуру и комиссионер покупателям при реализации товаров комитента, применяющего УСН. Ведь продавцом товаров остается комитент, а он освобожден от уплаты НДС.

Если же комиссионер ошибочно начислил и предъявил к уплате НДС, то налог необходимо заплатить в бюджет в той сумме, которая была указана в выставленном счете-фактуре (п. 5 ст. 173 НК РФ). Заплатить НДС в бюджет должен тот участник договора комиссии, который получил сумму налога. Если комиссионер перечислит сумму налога комитенту, то последний должен уплатить НДС в бюджет. Если же комитенту были перечислены деньги без НДС, то комиссионер должен заплатить налог в бюджет.

Некоторые налогоплательщики полагают, что, если они в данной ситуации налог не уплатят, ответственность им не грозит. При этом они ссылаются на то, что комитент-«упрощенец» не является плательщиком НДС. А ответственность по статье 122 НК РФ (за неуплату налога) применяется только к налогоплательщикам. Пени по статье 75 Кодекса также можно взыскать только с плательщиков налога.

Однако такой подход является ошибочным. Обязанность по уплате налога в бюджет в случае, если «упрощенец» предъявил НДС покупателю, прописана в пункте 5 статьи 173 НК РФ. Поэтому избежать штрафных санкций при неуплате в бюджет НДС, полученного от покупателя, не удастся.

Следует отметить особенности учета «входного» НДС. Если комиссионер закупает товары для комитента-«упрощенца», то полученный от покупателя счет-фактуру на эти товары комиссионер перевыставляет комитенту. Последний в свою очередь принять сумму НДС к вычету не вправе, так как не является плательщиком этого налога. Но комитент может учесть налог в составе расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Комиссионер и ЕНВД

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться только в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, которые перечислены в Налоговом кодексе. В частности, в розничной торговле. Поэтому на практике возник спор: как расценивать торговлю по договору комиссии в случае, если она осуществляется в розницу? Как отдельный вид деятельности — посреднические услуги или как розничную торговлю товарами?

Комиссионер не реализует товары, он реализует услуги. Посреднические услуги не относятся к видам деятельности, по которым применяется единый налог на вмененный доход. По комиссионной торговле комиссионер должен применять либо «упрощенку», если он перешел на этот режим, либо общий режим налогообложения.

Однако есть и другая точка зрения. Представители МНС России считают, что организации-комиссионеры, фактически осуществляющие продажу товаров в розницу, могут быть переведены на уплату ЕНВД в порядке, установленном для налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей. В обоснование своей позиции они приводят следующие доводы.

Согласно положениям статьи 346.27 НК РФ розничной торговлей для целей ЕНВД является торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Данное определение позволяет утверждать, что действующее налоговое законодательство не дифференцирует для целей перехода на уплату ЕНВД торговлю товарами комитента и торговлю собственными товарами налогоплательщика, так как основным критерием для перехода на уплату ЕНВД является форма расчета с покупателями. К тому же комитент делегирует свои полномочия по реализации товара комиссионеру, а фактически осуществляет торговлю комиссионер. Поэтому налогообложение организации, которая перешла на уплату ЕНВД и реализует не только собственные товары, но и товары комитента, осуществляется в соответствии с главой 26.3 НК РФ.

Если налогоплательщики не согласны с последней точкой зрения, им придется отстаивать свою позицию в суде. Следует отметить, что у судебных органов нет единого мнения по данному вопросу. В практике федеральных судов принимались решения, как разрешающие налогоплательщикам, осуществляющим розничную торговлю комиссионными товарами, применять общий режим налогообложения, так и обязывающие их уплачивать ЕНВД.

[1] Форма этого документа утверждена приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606.

[2] Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

[3] Подробнее о порядке документооборота при договоре комиссии читайте в одном из ближайших номеров журнала. — Примеч. ред.