Договор с автором на распространение книги

Рубрики Статьи

Авторский договор: борьба с паранойей

Как мне нравятся тексты иных договоров! «Стороны любезно договорились о сотрудничестве, ведущем к взаимной выгоде и удовольствию…». Жаль, что они зарубежные. Наши начинаются так: «Гражданин РФ, именуемый в дальнейшем Лицензиар, и Издательство Тыр-тыр-тыр, именуемый в дальнейшем Лицензиат, подписали настоящий договор о нижеследующем». В западном договоре четко прописывается суть, оговариваются нюансы, ищется компромисс — это разумная речь двух партнеров. В наших: «. поскольку вышеизложенное в свете вышеуказанного влечет нижеследующее по отношению к поименованному. », много непонятных пунктов и кто-то явно хочет все одеяло себе.

Из лицензионных договоров некоторых издательств можно сделать книжку-страшилку. Говоря откровенно, они удивительно бесцеремонны, если не сказать — оскорбительны. В защиту коллег, спешу сообщить, что вина в этом не их. Это — вина советских традиций, образования юристов, изощряющихся законотворцев и всей той огромной системы, в которой мы с вами имеем удовольствие жить. Вот вы сами, прочтя начало: «Стороны любезно договорились» — поверите в «серьезность» документа?

Впрочем, и авторы хороши: считают ниже достоинства почитать на досуге гражданский кодекс, пугаются авансом, зато горазды выдумывать небылицы и запугивать ими других. А потом звонят мамы подписавших «кабальный договор» и плачут, что их автор пытался повеситься. Поэтому давайте взглянем на издательский договор глазами трезвомыслящего человека, чтобы раз и навсегда разобраться с собственными страхами.

Судя по блогам, больше всего начинающего автора пугает слово «исключительная». Видится ему в этом слове что-то злодейское: будто отдает он свой интеллектуальный труд на веки вечные, чтобы поставили там имя другого автора… Чушь, чушь редкая и безграмотная!

Есть два вида лицензий: «исключительная» и «неисключительная». Неисключительная лицензия — это когда вы, наравне с издателем, можете в полном объеме и по своему усмотрению распоряжаться своим произведением. Исключительная лицензия подразумевает, что переданные по договору права принадлежат только издательству.

Первое: это временно. Скорее всего, вы не передаете права НАВСЕГДА — вы передаете их на некоторый срок (обычно: три-пять лет).

Второе: это касается ТОЛЬКО переданных вами прав (обычно идут ниже списком). То есть, если вы мечтаете когда-нибудь сделать из своей рукописи сценарий к фильму, то переданное исключительное право на издание литературного произведения в книжном виде никоим образом не помешает осуществить вашу мечту. Если западные издатели валят к вам толпой, предлагая издаться, переданные вами права на издание на русском языке для распространения на территории РФ никак не ограничивают ваши связи с заграничным миром.

Третье: вы всегда останетесь автором этого произведения и обладателем всех неимущественных прав, вытекающих из этого факта. Никаким «специальным злодейским» словом эти права у вас не отнять. В русском языке просто нет такого слова.

Почему издатели предпочитают исключительную лицензию? Разумеется, потому, что вложить силы и деньги в книгу, которую будет продавать кто-то еще, на нашем не слишком объемном книжном рынке чаще всего бессмысленно. Еще — потому, что являясь обладателем исключительного права, издатель сразу охватывает прямыми продажами библиотеки.

Есть ли способ «подстраховаться» на случай встречи с недобросовестным издателем, который просто лишит на долгий срок права продавать свои произведения? Полно. О самых простых я расскажу чуть ниже.

Объем передаваемых прав

1. «Они будут печатать мою книгу гигантскими тиражами…»
Если в договоре написано, что издатель имеет право «издавать Произведение тиражом до 800.000 экземпляров» — к сожалению, это не значит, что издатель воспользуется этим правом. Дело в том, что закон обязывает прописывать в договоре цифру общего тиража, оговаривая при этом, что цифра не может быть больше восьмисот тысяч. И так как никто заранее не знает, сможет ли продать пятьсот экземпляров, полторы тысячи или так пойдет, что и десятку за пять лет выпустим, все просто пишут законный максимум.

2. «Они будут наживаться, делая из книги кино, спектакли и кружки…»
Если в договоре написано, что издатель имеет право «превращать произведение в аудиопродукт, создавать сценарий, использовать произведение совместно с произведениями третьих лиц» и т.д., и т.п. — смотрите на вещи трезво. Чаще всего нанятый юрист прописывает в шаблоне все возможные виды использования: никто (в крупном издательстве) в момент написания документа не думал конкретно про вас.

Воспользуйтесь логикой: если ваши иллюстрации невозможно превратить в аудиопродукт, если в учебник по математике довольно сложно впихнуть чье-то произведение, а из вашей книжки-раскраски невозможно сделать сценарий — может быть, проще плюнуть. Если что-то для вас действительно дорого и важно, не стесняйтесь проговорить это с редактором или издателем. Если девочка-редактор, а тем более — издатель, боится юридических бумаг больше вашего, все козыри вообще в вашей колоде. )))

3. «Они будут продавать мою книгу по всему миру…»

Если в договоре написано, что издатель имеет право «переводить произведение на все языки мира и распространять на любых территориях» — не спешите радоваться за жителей других государств. Девяносто девять процентов шанс — этого не случится. А раз не случится — стоит ли волноваться? Если вы имеете личные ресурсы для реализации такого плана—- просите издателя ограничить территорию странами — участниками Таможенного Союза (Россия, Белоруссия, Казахстан).

Чего требовать не стоит

Разумеется, невозможного. Меня лично умиляют входящие рукописи начинающих авторов с требованиями к договору в виде: «передача неисключительных прав на год». Обычно редакционный план создается на приличное время вперед — это раз. И это время может оказаться значительно больше года. Вкладывать деньги в проект, который ты успеешь издать лишь разочек (средняя продолжительность продажи среднего по успеху тиража — год-полтора) — бессмысленная трата, потому что большинство книг хотя бы окупается только со второго захода.

Не стоит требовать ограничить территорию продаж только РФ. Есть несколько стран, в которых русскоязычное население составляет приличную часть. К примеру, это Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония, Украина, Казахстан. Проконтролировать поток распространения книг от издателя — оптовикам, от оптовиков — более мелким оптовикам, от более мелких оптовиков — индивидуальным предпринимателям соседних государств ни один, даже самый великий человек, не в состоянии.

Порядочного издателя выдают глаза… ))) Нет, не так: порядочного человека всегда выдает его уважительное отношение к другим и к работе других людей. Так, по моему опыту и разумению, порядочные люди договариваются:

1. О размере первого тиража, оговорив минимальный. И, понятное дело, он не может быть 100 экземпляров. Если в качестве минимального тиража вам пишут «сто штук», стоит подумать, настолько ли надо вам это сотрудничество.

2. О сроках первого тиража. Это может быть: «не позднее чем 1 марта сего года» или «не позднее 6 (12) месяцев со дня подписания акта сдачи-приемки». Если в качестве срока издания вам пишут: «не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия договора» — см. пункт первый.

Если вы не знаете, как взаимосвязаны эти пункты с вами и вашей работой, поясню: вы передаете свои права, скорее всего, под «роялти». Или пусть даже за фиксированный гонорар. В любом случае, вы ожидаете, что в скором времени обрадуете родственников вышедшей книгой. А теперь представьте себе, что этих пунктов нет, и томительное многолетнее ожидание… смену руководства… увольнение вашего редактора… Вы не можете повторно продать вашу рукопись (иллюстрации) — вы связаны контрактом. Вы теряете возможность заработать. Вы, в конце концов, теряете возможность порадовать близких! Да и гонорар в случае 100-экземплярного тиража вас, несомненно, разочарует.

3. Есть такие простые и понятные пункты, которые не оставляют обиженной ни одну из сторон. Компромиссные, я бы сказала, пункты. «В случае если в течение 18 месяцев со дня выхода первого тиража лицензиат не планирует выпуска дополнительного тиража, лицензиар имеет право расторгнуть настоящий договор, письменно уведомив лицензиата».

Что это вам дает? Вы «выигрываете» в случае первого провала несколько лет, расторгая договор досрочно. Почему это «компромиссное» решение? Потому что издатель также не заинтересован быть собакой на сене и держать на балансе права, которые ничего ему не принесут. Почему именно восемнадцать? Как я уже говорила: полтора года — достаточный срок, чтобы продать тираж, который «пошел». Впрочем, если через восемнадцать месяцев ваш издатель говорит, что издаст тираж через полгода, вероятно, не стоит злоупотреблять своим правом. Уважение — это взаимный процесс.

4. Если речь идет о роялти с продаж: оговорите минимальную отпускную цену. «Минимальная отпускная цена» — это далеко не минимальная цена в магазине (для тех, кто не в курсе). Минимальная отпускная — это «прайсовая цена издательства за вычетом скидок, которые оно предоставляет оптовым покупателям». Знать и рассчитывать, какую сумму вам заплатят за ваш труд, — это нормально.

5. Попросите включить пункт о предоставлении отчета о продажах. Компромиссное решение — раз в год. Хорошо бы «по письменному запросу автора», чтобы включить «напоминалку»: поверьте, дел в бухгалтерии издательства и так много. А знать реальные продажи своих книг – тоже полезно.

Если вы автор, не забудьте направить в бухгалтерию издательства просьбу: «В соответствие со статьей 221 главы 23 Налогового Кодекса Российской Федерации прошу при расчете налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитывать профессиональный налоговый вычет в размере 20% от суммы дохода.» Если вы художник, ваш вычет — 30%.

Воспользоваться правом на вычет, которое предоставляет государство творческим людям, — тоже в порядке вещей. Это увеличит сумму вашего гонорара на 2,6% в первом случае и почти на четыре процента – во втором.

Ну а вообще — мой главный совет: прежде, чем вешаться, прочитайте IV часть ГК РФ. Очень утешающее чтение! У вас хватает интеллекта, чтобы писать книги (рисовать иллюстрации), значит, вам его также хватит, чтобы объять этот документ. Ну и заодно уж — частями — Налоговый Кодекс. Это такие же «настольные книги» автора, как и бессмертное творение Розенталя.

Издание книги за свой счет: плюсы и минусы

Издательства не всегда принимают авторов в нежные объятья, и тогда писателям, раздумывающим над тем, как издать книгу, приходится искать обходные пути, ведущие к читателю. Например, издание книги за свой счет. Каковы преимущества и недостатки самостоятельной публикации? К чему нужно быть готовым? И на что, выпуская книгу на собственные деньги, придется тратиться в дальнейшем?

Под крылом издательства

Сотрудничество с издательством – самый простой с точки зрения трудозатрат способ выпустить книгу в большой свет. Издательство позволяет автору со стороны следить за процессом продвижения издания, изредка посещать мероприятия в рамках рекламной кампании, если таковая запланирована, получать гонорар и небольшой процент от продаж. Внимание, небольшой процент. То есть издательство получает львиную долю доходов от продажи книги и чаще всего права на переиздание, если книга будет иметь успех. Автор при удачном раскладе получает единовременный гонорар и процент от продаж. Но за это он получает полное сопровождение книги издательством на каждом этапе ее выпуска в свет: от, собственно, публикации до продажи.

Читайте так же:  Как подать на алименты на содержание супруги

Издательство обеспечивает:

  1. Допечатную подготовку рукописи.
  2. Издание книги.
  3. Распространение книги через книжные торговые сети, с которыми у издательства заключен договор, а также через сетевые магазины, с которым сотрудничает издательство (вот оно, главное: издательство прокладывает путь от автора к читателю через книжные магазины).
  4. Организует рекламную кампанию книги, занимается ее продвижением, поскольку от того, насколько грамотно будет организована реклама, зависит успех издания. Это могут быть:
    1. встречи с читателями в книжных клубах, чаще в самих книжных магазинах.
    2. организация презентаций для прессы и читателей – как правило, организуются для уже известных авторов либо когда в продажу поступило многообещающее издание с большими капиталовложениями.
    3. выездные мероприятия обучающего характера: мастер-классы для детей, семинары для студентов, открытые лекции и т.д.
    4. печать рекламных баннеров и размещение их как в самих магазинах, так и в публичных местах (уличные рекламные стенды, растяжки, билборды, реклама в метро).
    5. организация рекламной кампании в СМИ: заказ рецензий, реклама в прессе, организация интервью.

Из-под крыла издателя

Если же автор выходит из-под крыла издательства в мир большой литературы и решает сам вести борьбу за известность, ему придется быть готовым к тому, что все вышеперечисленные работы с рукописью, а впоследствии с книгой ему придется выполнять самостоятельно.

Издавать книгу за свой счет можно 2 способами:

Способ #1: самостоятельно обратиться в типографию: заказать всю допечатную подготовку рукописи, согласовать оформление издания, оплатить работы типографии и в результате получить готовый тираж, который автор должен будет реализовать самостоятельно.

Преимущества этого способа:

  • автор сам решает, как будет выглядеть его книга,
  • автор сам выбирает методы продвижения книги,
  • автор сам получает всю прибыль от продаж, а не делит ее с издательством.

Недостатки этого способа

  • автору нужно постоянно контролировать все процессы по изданию и продвижению книги, поскольку только он является заинтересованным лицом.
  • автору нужно самостоятельно организовывать рекламную кампанию, а значит вкладываться в те методы рекламы, которые он считает более действенными или те, что ему по карману.
  • автору самостоятельно придется искать способы распространения книги, поскольку крупные книжные магазины не принимают на реализацию издания без ISBN, а иногда и просто весь самиздат, не зависимо от того, оформлен он должным образом или нет. Самостоятельный поиск каналов сбыта дело довольно утомительное, но с появлением интернет-магазинов процесс несколько упростился. Авторы, издающиеся самостоятельно, продаются сегодня либо через сайты, либо методом личной продажи на ярмарках, конференциях, семинарах и т.д.

В целом этот способ самостоятельного издания книги подходит для людей, обладающих либо финансовой свободой, либо большим запасом жизненных сил и свободного времени. Поскольку если автор не стеснен в средствах, он может организовать более масштабную рекламную кампанию, чем издательство. А в том случае, когда автор обладает большим запасом жизненных сил и свободного времени, он может сам активно участвовать в продвижении книги: презентовать ее на встречах с читателями, литературных форумах, рекламировать в интернете и самостоятельно продавать ее.

Способ #2. Заключить договор о сотрудничестве с книжным издательством, работающим с авторами на договорных коммерческих условиях. Оплатить часть работ по допечатной подготовке рукописи (у каждого издательства свои расценки и свои условия работы). В качестве «компенсации» получить готовую книгу, которую издательство будет распространять через книжные торговые сети, с которыми у него заключен договор.

Преимущества этого способа:

  • возможность разделить с издательством заботы по выпуску книги, а также финансовую нагрузку;
  • возможность получить доступ к такому важному каналу сбыта, как крупные книжные сети – правда, нужно заранее узнать, с какими именно магазинами у издательства заключен договор;
  • возможность получить поддержку в продвижении книги: издательство может взять на себя часть расходов, связанных с проведением рекламной кампании в поддержку книги.

Недостатки этого способа:

  • невозможность отследить расход средств автора, то есть автору довольно сложно доподлинно узнать, сколько стоили работы по допечатной подготовке рукописи и реклама;
  • необходимость следовать условиям договора о сотрудничестве с издательством, то есть относительная несвобода автора, например, в вопросах выбора оформления книги (книга может быть выпущена не самостоятельным изданием, а в рамках книжной серии издательства и получить соответствующие оформление), выбора средств и методов рекламы и т.д.;
  • финансовая несвобода: издательство получает большую часть прибыли от продажи книги, зато в случае успеха с автором будет заключен договор о повторном издании. И все же нужно быть готовым к тому, что за то, что издательство заработает больше, чем сам автор.

Этот способ издания книги за свой счет подходит тем, кто хочет обязательно увидеть свою книгу на полке крупного книжного магазина. Хотя автору, заключающему договор с издательством о частичном финансировании издания книги, нужно иметь в виду: часть тиража все же издательство отдает заказчику, и реализовать его придется самостоятельно. То есть часть тиража поступает в продажу, часть – отдается автору. Подходит этот способ и тем, кто не готов к постоянному контролю над процессом производства, рекламы и продажи книги.

Заключение договора с автором

Каждое издательство заключает с автором договор. Существует два вида договоров: лицензионный договор (на уже созданное произведение) и договор авторского заказа (на произведение, которое будет создаваться).

По лицензионному договору автор (правообладатель) передает издательству права на использование произведения (ст. 1286 ГК РФ): право на переработку произведения, право на опубликование, право на распространение произведения путем продажи и т. д. Важно указать, с какого момента и на какой срок автор предоставляет издательству эти права. Заключается договор в письменной форме. Лицензионный договор может быть как возмездным, так и безвозмездным (это следует отметить в самом договоре). Издательству необходимо быть уверенным в том, что автор является единственным правообладателем произведения.

По договору авторского заказа автор создает произведение по заказу издательства (ст. 1288 ГК РФ). В договоре указывают требования к произведению (жанр, вид, объем и др.), а также срок, к которому автор должен предоставить издательству уже готовое произведение. Договор авторского заказа всегда возмездный.

В любом договоре должны быть обязательно указаны следующие сведения:

  • наименование издательства;
  • ФИО автора;
  • ФИО и должность того, от чьего имени издательство заключает с автором договор;
  • права пользования, которые автор передает издательству.

Исключительные права позволяют издателю использовать произведение и распоряжаться им любым не противоречащим закону способом. Срок действия исключительного права истекает через 70 лет после смерти автора (см. статью Срок действия авторского права).

Неисключительные права, в отличие от исключительных, позволяют использовать произведение в пределах сроков, указанных в лицензионном договоре. Этот срок не может превышать срок действия исключительного права. Договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения только тому лицу, которому эти права передаются. Другим лицам запрещается использование произведения. В договоре о передаче неисключительных прав разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права другим лицам;

  • права и обязанности издательства.

Права издательства – оплата труда автора, право на переиздание произведения и др.; обязанности издательства – рассмотреть произведение в определенный срок, одобрить/отклонить рукопись и др.

  • права и обязанности автора.

Права автора – получение вознаграждения, участие в подготовке произведения к изданию и др.; обязанности автора – предоставлять произведения в срок, гарантировать то, что автор является единственным правообладателем, что произведение не содержит клеветнических высказываний и др.

В случае, если автор произведения умер, то договор заключается с его наследниками.

Издатель обязуется выплатить автору вознаграждение – гонорар. Роялти – самый распространенный вид гонорара. Под роялти подразумевается выплата вознаграждения обладателю исключительного права за предоставление им права на пользование любым авторским правом на произведение. Обычно роялти рассчитывается по количеству проданных экземпляров за определенный период времени, поэтапно, по итогам продаж. Необходимо заранее обсудить, от какой цены – оптовой или розничной – будет происходить выплата роялти. Как правило, выплаты происходят от розничной цены. Аванс выплачивается при подписании договора, остальная сумма выплачивается регулярно в виде процентного отчисления от проданного количества экземпляров.

Если вознаграждение автора представляет собой фиксированную сумму, следует позаботиться о том, чтобы в авторском договоре был прописан максимальный тираж. Тогда превышение тиража будет рассматриваться, как последующее издание. В этом случае возникнет необходимость заключить новый договор.

Права на перевод и издание произведения на иностранном языке передаются так же, как и лицензирование зарубежной литературы, но в обратную сторону (см. статью). Иностранный издатель покупает права на перевод произведения, написанного на русском языке. Он берет на себя производство книги в соответствии с полученной лицензией.

Распространять произведения в электронной версии можно только с согласия автора. По лицензионному договору автор передает права на электронные версии.

Авторский договор на издание книги

Заключению договора с автором предшествует предварительная и порой занимающая немало времени работа: подбор автора или авторского коллектива, составление и утверждение плана-проспекта издания, при необходимости — его рецензирование, а также, в отдельных случаях — рассмотрение пробных глав будущей книги.

Автор — это человек, творческим трудом которого создано произведение, охраняемое авторским правом, а авторский коллектив возникает, когда произведение создается трудом двух и более людей. Соответственно авторское право в таком случае принадлежит авторам совместно.

Издательство заинтересовано в сотрудничестве с наиболее квалифицированными и одаренными авторами, работающими в той области, которой посвящена выпускаемая им литература. Это касается не только и даже не столько художественной литературы, которая у всех на виду, но изданий всех видов и тематических направлений.

Со временем каждое издательство формирует свой круг авторов, с которыми оно работает постоянно и из которого делает отбор при подготовке нового произведения на запланированную тему. Как правило, издатели ведут свою базу данных авторов.

Вместе с тем, заинтересованное в собственном развитии издательство заинтересовано и в расширении своего авторского коллектива.

Заключение договора с автором

После того, как утвержден план-проспект рукописи, с автором заключается договор.

Смысл авторского договора (он же издательский договор) заключается в том, чтобы сформулировать требования к заказываемому произведению, определить права и обязанности каждой из сторон, т.е. автора и издателя.

Поскольку авторское право не предусматривает заключение договора на использование произведения, которое еще не создано, но может быть создано в будущем, предусматривается возможность заключения авторского договора-заказа, по которому автор обязуется создать конкретное произведение и передать его издательству для использования.

Договор подписывается автором и руководителем издательства, а если договор заключается с коллективом авторов, то всеми соавторами произведения. Первый экземпляр договора хранится в издательстве, второй передается автору.

В любом случае до подписания договора с автором издательству необходимо выяснить у него принадлежность в данный момент исключительных авторских прав на использование произведения (если оно существует уже в готовом виде), а также наличие любых договоров на это произведение, если таковые существуют.

Если речь идет об издании произведения умершего автора, то договор заключается с наследниками. Не исключено, что автор имеет договор с литературным агентством или литературным агентом, которые и представляют интересы автора. В этом случае переговоры о заключении договора можно вести либо с агентством (агентом), либо с самим автором, который также вправе подписать договор. Юридические консультации при заключении договора не будут лишними.

Авторский договор

Виды авторского договора. Передача исключительных и неисключительных прав

Авторским договором называется соглашение между автором (авторами) произведения науки, литературы, искусства, охраняемого авторским правом, и пользователем (юридическим или физическим лицом), в соответствии с которым автор (авторы) передает пользователю свои имущественные права, связанные с произведением.

Читайте так же:  Договор дарения основных средств казенному учреждению

Договор может предусматривать передачу имущественных прав полностью или частично, на определенный срок, с распространением его действия на определенную территорию.

Авторское право предусматривает два основных типа авторского договора:
авторский договор на передачу исключительных прав, разрешающий использование произведения определенным способом и в установленных пределах только лицу, которому эти права передаются;
авторский договор на передачу неисключительных прав, разрешающий использование произведения и другим лицам, в том числе самому обладателю исключительных прав, заключившему авторский договор.

Авторский договор заключается в письменной форме и, по желанию сторон, может быть заверен нотариально. Договор может быть изменен, прекращен или расторгнут также только письменно.

В каждом отдельном случае издатель и автор выбирают и согласуют оригинальный текст авторского договора.
Следует отметить, что авторский договор не обязательно представляет собой единый документ. Он может включать и различного рода дополнительные соглашения.

Авторское право предусматривает возможность заключения еще одного вида договора — авторского договора заказа. По договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Особенность авторского договора заказа состоит в том, что заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

Содержание авторского договора

В соответствии с законом, авторский договор должен предусматривать следующие обязательные положения:
• способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);
• срок и территорию, на которые передается право;
• размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

Правами, которые передаются по договору, не могут быть права на произведение, еще не существующее и которое автор может создать в будущем. Права на использование произведения, прямо не переданные по договору, считаются не переданными. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам только в том случае, если это прямо предусмотрено договором.

При отсутствии в тексте авторского договора указания срока, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. По истечении срока действия договора все права возвращаются автору и издательство не вправе тиражировать договорное произведение. Однако договор должен предусматривать возможность реализации экземпляров тиража, изготовленного в соответствии с договором.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории распространения произведения, оно может распространяться только на территории Российской Федерации. То же самое можно сказать о переводе произведения на другие языки. Вознаграждение автору определяется в авторском договоре.

Согласно пункту 7 статьи 31 Закона об авторском праве, условия авторского договора, противоречащие Закону, являются недействительными.

Заключение договора с автором

После того, как утвержден план-проспект рукописи, с автором заключается договор.

Смысл авторского договора (он же издательский договор) заключается в том, чтобы сформулировать требования к заказываемому произведению, определить права и обязанности каждой из сторон, т.е. автора и издателя.

Поскольку авторское право не предусматривает заключение договора на использование произведения, которое еще не создано, но может быть создано в будущем, предусматривается возможность заключения авторского договора-заказа, по которому автор обязуется создать конкретное произведение и передать его издательству для использования.

Договор подписывается автором и руководителем издательства, а если договор заключается с коллективом авторов, то всеми соавторами произведения. Первый экземпляр договора хранится в издательстве, второй передается автору.

В любом случае до подписания договора с автором издательству необходимо выяснить у него принадлежность в данный момент исключительных авторских прав на использование произведения (если оно существует уже в готовом виде), а также наличие любых договоров на это произведение, если таковые существуют.

Если речь идет об издании произведения умершего автора, то договор заключается с наследниками.
Не исключено, что автор имеет договор с литературным агентством или литературным агентом, которые и представляют интересы автора. В этом случае переговоры о заключении договора можно вести либо с агентством (агентом), либо с самим автором, который также вправе подписать договор.

Договор автора с издательством

Передавая права на публикацию своего произведения, автор заключает с издательством договор. Договор может быть лицензионным или договором об отчуждении исключительного права. Договор, заключаемый с издательством, называется издательским.

Заключив с издательством лицензионный договор, автор передает издательству исключительное (эксклюзивное) право на использование своего произведения, то есть печать и распространение книги.

Договор, по которому автор передает неисключительное право (то есть автор сможет передать эти права кому-то еще), называется неисключительным лицензионным договором и в издательской практике встречается нечасто.

Заключая договор об отчуждении авторского права (или уступка авторских прав), автор передает издательству исключительные права на книгу, то есть полностью и навсегда. Таким образом, после передачи прав он уже не сможет распоряжаться своим произведением. Тем не менее, у него остается право называться автором произведения (см. статью Авторское право в России).

В договоре должны быть обязательно указаны следующие пункты:

1. Стороны (кто заключает договор: ФИО автора полностью, паспортные данные, банковские реквизиты; название издательства, его адрес и банковские реквизиты).

2. Подписи обеих сторон (со стороны издательства подписывать договор должен директор издательства или его доверенное лицо).

3. Дата заключения договора и срок, на который передаются издательству права на произведение. Срок исчисляется с даты заключения договора.

4. Место заключения договора.

5. Предмет договора (здесь указывается, какие именно права автор передает издательству: права на публикацию произведения только в виде бумажной книги, или в других видах тоже (например, аудиокнига)).

6. Права автора (например, права на получение бесплатных авторских экземпляров книги; важно указать в договоре право автора на расторжение сделки, если издательство не опубликует книгу в назначенный срок).

7. Права и обязанности издательства.

8. Гонорар (в гонорар входят аванс и роялти. Аванс – это определенная сумма, которая выплачивается автору независимо от продаж. Роялти – это процент автора с продаж книги, он составляет 5–10% и начисляется, как правило, только в случае допечатки, то есть дополнительного тиража, который выпускается после полностью распроданного первого).

9. Условия расторжения контракта (это очень важный пункт, необходимо четко обозначить его в договоре, чтобы потом не пришлось решать конфликты через суд – указать, к примеру, что автор имеет право расторгнуть договор, если издательство нарушило сроки выпуска книги в свет или не выплатило вовремя гонорар).

10. Чтобы не возникало разногласий с редактором после внесения его исправлений в рукопись, следует указать в договоре, что издательство обязано отправить автору верстку книги на одобрение.

Издательский договор с автором, авторские и издательские права

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Предмет авторского договора – передача прав автора на использование его произведения определенным способом и в установленных договором пределах.

Авторское право охраняется Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Если произведение создано совместным творческим трудом двух или более лиц, они считаются соавторами, авторское право на такое произведение принадлежит им совместно.

Международным знаком охраны авторских прав является, согласно Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве, знак копирайта в виде знака © и имени обладателя авторских прав. Знак копирайта помещается на каждом печатном экземпляре произведения.

Авторским правом обладают также составители сборников произведений (авторское право на подбор и расположение материалов), переводчики, составители сокращенных и упрощенных вариантов и т.д. Названные лица могут пользоваться своим правом только при соблюдении прав авторов используемых ими оригиналов.

В случае смерти автора авторские права действуют в течение 50 лет после его смерти. В случае отсутствия завещания автора наследниками становятся родственники в соответствии с общими правилами наследования по закону. По истечении установленного законом срока произведение становится общенародным достоянием и для его публикации авторского договора не требуется.

Авторский договор на издание и переиздание книги называется издательским. Сторонами такого договора могут быть, с одной стороны, автор, его наследники, другие правопреемники, с другой стороны, физические или юридические лица, обязующиеся издать или переиздать произведение. Договор предусматривает передачу автором издательству имущественного права на воспроизведение, распространение и импорт произведения, способ воспроизведения (печать), срок действия (если не указан, то 5 лет) и территорию действия (если не указана, то территория Российской Федерации), размер и условия выплаты авторского вознаграждения, максимальный тираж (если авторское вознаграждение фиксировано) и т.д. Заключая договор, издатель приобретает интеллектуальный входной ресурс для своей деятельности.

В определенных случаях автор при заключении договора выступает как предприниматель – например, автор «бестселлеров» может сам устанавливать размеры и условия выплаты гонорара, заключать договоры с несколькими издательствами, выставлять авторские оригиналы своих новых произведений на издательский аукцион. Такую практику применяет в последнее время Стивен Кинг, Даниэла Стил и ряд других авторов, книги которых издаются за рубежом миллионными тиражами.

Авторское вознаграждение (гонорар) может выплачиваться по различным схемам:

  • по фиксированной ставке за все произведение (с авансом или без аванса);
  • по фиксированной ставке за единицу текста (за единицу произведения прозы принимается авторский лист в 40 000 знаков, включая знаки препинания, или 700 строк поэтического текста или 3 тыс. кв. см отпечатанных иллюстраций, таблиц, карт, графиков);
  • по системе «роялти» – автор получает процент от выручки реализованной издательской продукции;
  • оплата автору производится определенным количеством книг, которые затем реализует сам автор либо по его поручению издательство или книготорговая фирма.

Возможны также и комбинации указанных вариантов.

Дополнительно авторским договором может признаваться право автора на авторскую корректуру (обычно без вознаграждения и в согласованные сроки), на определенное количество авторских экземпляров, наличие копирайта, определяться солидарная ответственность коллектива авторов.

Договор заключается в письменной форме.

Нарушение авторских прав преследуется по закону. Издания, для которых установлено, что они выпущены в нарушение авторских прав (контрафакты), по решению суда подлежат конфискации и уничтожению. Имущественную ответственность несет в этом случае недобросовестный издатель. Уголовный кодекс РФ (статья 146) предусматривает также лишение свободы сроком до 5 лет в случае нарушения авторских прав, нанесших значительный ущерб.

Авторский договор заказа – вид авторского договора, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Подписывается на основании плана-проспекта, предоставляемого автором издателю. Обычно предусматривает аванс автору и санкции за нарушение сроков сдачи авторского оригинала. Договор заказа заключается также с художником-оформителем книги.

Лицензионный авторский договор – вид авторского договора на право издания произведения в переводе на другой язык. Заключается с владельцем авторского права на оригинальное произведение. В отличие от обычного авторского договора лицензионный договор оплачивается, как правило, на основе фиксированной ставки по факту его заключения.

Из учебника «Экономика и организация издательского дела»:

Смысл авторского договора (он же издательский договор) заключается в том, чтобы сформулировать требования к заказываемому произведению, определить права и обязанности каждой из сторон, т.е. автора и издателя.

Поскольку авторское право не предусматривает заключение договора на использование произведения, которое еще не создано, но может быть создано в будущем, предусматривается возможность заключения авторского договора-заказа, по которому автор обязуется создать конкретное произведение и передать его издательству для использования.

Читайте так же:  Пособия на третьего ребёнка по самарской области

Содержанию авторского (издательского) договора будет посвящен раздел 4.2.2. нашего курса. Здесь же отметим, что договор подписывается автором и руководителем издательства, а если договор заключается с коллективом авторов, то всеми соавторами произведения. Первый экземпляр договора хранится в издательстве, второй передается автору.

В любом случае до подписания договора с автором издательству необходимо выяснить у него принадлежность в данный момент исключительных авторских прав на использование произведения (если оно существует уже в готовом виде), а также наличие любых договоров на это произведение, если таковые существуют.

Если речь идет об издании произведения умершего автора, то договор заключается с наследниками.

Не исключено, что автор имеет договор с литературным агентством или литературным агентом, которые и представляют интересы автора. В этом случае переговоры о заключении договора можно вести либо с агентством (агентом), либо с самим автором, который также вправе подписать договор.

Для признания сделки на передачу авторских прав необходимо отразить наличие только двух существенных условий, указать:

§ какие права передаются издателю: исключительные либо неисключительные на воспроизведение (издание) и распространение экземпляров произведения путем продажи или иным образом;

§ размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за использование произведения.

При этом размер вознаграждения может быть определен либо в виде роялти — процента от дохода, полученного издателем от реализации книг (если тираж издаваемого произведения в договоре не определен), либо в виде фиксированной суммы платежа, в том случае, если тираж в договоре определен.

В то же время, если в издательском договоре указан пункт о том, что за издание книги неограниченным тиражом издатель выплачивает автору фиксированную сумму, то такое условие в судебном порядке может быть признано недействительным. А признание судом недействительным одного из существенных условий издательского договора может аннулировать сделку в целом.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, но уже существующие в какой-либо объективной форме:

§ письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

§ устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);

§ звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.);

§ изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео-, или фотокадр и т. д.);

§ объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Авторское право распространяется не только на произведение в целом, но и на отдельные его части, то есть на те части произведения, которые сами являются оригинальными.

В соответствии с законом, объектами авторского права являются:

§ литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

§ драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

§ хореографические произведения и пантомимы;

§ музыкальные произведения с текстом или без текста;

§ аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

§ произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

§ произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

§ произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

§ фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

§ географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

К объектам авторского права также относятся:

§ производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

§ сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Субъектом авторского права является автор. Если же произведение создано совместным трудом нескольких человек, то они являются соавторами. В этом случае авторское право принадлежит им совместно на произведение в целом.

Взаимоотношения между соавторами определяются, как правило, соглашением между ними.

Авторское право относит к субъектам и носителям производных прав, каковыми являются наследники и правопреемники автора. Субъектами авторского права являются и лицензиаты, то есть лица, получившие лицензию на право использования произведения в определенных пределах.

Особо закон оговаривает авторское право на служебные произведения, то есть на произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. В этом случае оно принадлежит автору служебного произведения. Однако исключительные права на использование такого произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если договор между ними не предусматривает иное.

Авторские права закон делит на неимущественные и имущественные. В отношении произведения, которое он создал, автору принадлежат следующие неимущественные права:

§ право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

§ право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

§ право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественным правом автора является право на использование произведения, включающее права:

§ воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

§ распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

§ импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

§ публично показывать произведение (право на публичный показ);

§ публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

§ сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

§ переводить произведение (право на перевод);

§ переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Если автор разрешил использовать свое произведение другому физическому или юридическому лицу, он имеет право на получение от него авторского вознаграждения за разрешение на использование и за само использование произведения. В этом случае это есть реализация его имущественных прав.

Главное же содержание авторского права заключается в том, что исключительные права на произведение, как имущественные на его использование, так и неимущественные, принадлежат автору.

Авторским договором называется соглашение между автором (авторами) произведения науки, литературы, искусства, охраняемого авторским правом, и пользователем (юридическим или физическим лицом), в соответствии с которым автор (авторы) передает пользователю свои имущественные права, связанные с произведением.

Договор может предусматривать передачу имущественных прав полностью или частично, на определенный срок, с распространением его действия на определенную территорию.

Авторское право предусматривает два основных типа авторского договора:

§ авторский договор на передачу исключительных прав, разрешающий использование произведения определенным способом и в установленных пределах только лицу, которому эти права передаются;

§ авторский договор на передачу неисключительных прав, разрешающий использование произведения и другим лицам, в том числе самому обладателю исключительных прав, заключившему авторский договор.

Авторский договор заключается в письменной форме и, по желанию сторон, может быть заверен нотариально. Договор может быть изменен, прекращен или расторгнут также только письменно.

В каждом отдельном случае издатель и автор выбирают и согласуют оригинальный текст авторского договора.

Следует отметить, что авторский договор не обязательно представляет собой единый документ. Он может включать и различного рода дополнительные соглашения.

Авторское право предусматривает возможность заключения еще одного вида договора — авторского договора заказа. По договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Особенность авторского договора заказа состоит в том, что заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

В соответствии с законом, авторский договор должен предусматривать следующие обязательные положения:

§ способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

§ срок и территорию, на которые передается право;

§ размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

Правами, которые передаются по договору, не могут быть права на произведение, еще не существующее и которое автор может создать в будущем. Права на использование произведения, прямо не переданные по договору, считаются не переданными. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам только в том случае, если это прямо предусмотрено договором.

При отсутствии в тексте авторского договора указания срока, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. По истечении срока действия договора все права возвращаются автору и издательство не вправе тиражировать договорное произведение. Однако договор должен предусматривать возможность реализации экземпляров тиража, изготовленного в соответствии с договором.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории распространения произведения, оно может распространяться только на территории Российской Федерации. То же самое можно сказать о переводе произведения на другие языки.

Вознаграждение автору определяется в авторском договоре.

Условия авторского договора, противоречащие Закону, являются недействительными. Любые нарушения обязательств, зафиксированных в авторском договоре, влекут за собой ответственность. Кроме того, ответственность за нарушение обязательств предусмотрена и в главе 25 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нарушения положений авторского договора может быть как со стороны издательства, так и со стороны автора.

Среди возможных нарушений авторского договора со стороны издательства отметим следующие:

§ невыпуск произведения в свет;

§ просрочка в выплате авторского гонорара;

Возможны и иные нарушения. Если они не могут быть отрегулированы сторонами в ходе переговоров, решение по ним принимаются в ходе судебного разбирательства.

Нарушения со стороны автора могут быть следующими:

§ непредставление произведения издательству;

§ передача автором права на произведение третьим лицам.

Иски по поводу нарушения авторских прав рассматриваются в арбитражных судах.