Договор представительства за границей

Рубрики Статьи

Содержание:

Договор представительства за границей

Направление работников на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей производится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями Российской Федерации.

Статья 338. Трудовой договор с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей

С работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок.

При направлении на работу в представительство Российской Федерации за границей работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении Российской Федерации, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. По окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника – другая работа (должность).

Статья 339. Условия труда работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей

Условия труда работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, определяются трудовыми договорами, которые не могут ухудшать их положение по сравнению с настоящим Кодексом.

Статья 340. Гарантии и компенсации работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей

Порядок и условия выплаты компенсаций в связи с переездом к месту работы, а также условия материально-бытового обеспечения работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом климатических и иных условий в стране пребывания.

По вопросу, касающемуся предоставления гарантий и компенсаций работникам, направленным на работу в представительства РФ за границей, см. Постановления Правительства РФ от 10.07.1999 № 788, от 21.07.1997 № 912, от 16.10.2000 № 788.

Статья 341. Основания прекращения работы в представительстве Российской Федерации за границей

Прекращение работы в представительстве Российской Федерации за границей производится в связи с истечением срока, установленного при направлении работника соответствующим федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением Российской Федерации или заключении с ним срочного трудового договора.

Работа в представительстве Российской Федерации за границей может быть прекращена досрочно также в случаях:

1) возникновения чрезвычайной ситуации в стране пребывания;

2) объявления работника персоной нон грата либо получения уведомления от компетентных властей страны пребывания о его неприемлемости в стране пребывания;

3) уменьшения установленной квоты дипломатических или технических работников соответствующего представительства;

4) несоблюдения работником обычаев и законов страны пребывания, а также общепринятых норм поведения и морали;

5) невыполнения работником принятых на себя при заключении трудового договора обязательств по обеспечению соблюдения членами своей семьи законов страны пребывания, общепринятых норм поведения и морали, а также правил проживания, действующих на территории соответствующего представительства;

6) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей, а также режимных требований, с которыми работник был ознакомлен при заключении трудового договора;

7) временной нетрудоспособности продолжительностью свыше двух месяцев или при наличии заболевания, препятствующего работе за границей, в соответствии со списком заболеваний, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При прекращении работы в представительстве Российской Федерации за границей по одному из оснований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, увольнение работников, не состоящих в штате направившего их на работу за границу федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения Российской Федерации, производится по пункту 2 статьи 77 настоящего Кодекса. Увольнение работников, состоящих в штате указанных органов и учреждений, производится по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Заключение трудового договора при работе в представительстве за границей

1. Особенность регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей, состоит в том, что сторонами такого трудового договора выступают работник и специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а также соответствующие учреждения Российской Федерации (ст. 337 ТК РФ). Так, органом, направляющим работника на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за границей, является Министерство иностранных дел РФ. Органом, направляющим работника на работу в представительства федеральных органов исполнительной власти, является соответствующий федеральный орган исполнительной власти (министерства и ведомства РФ, которые специально наделены на это соответствующими полномочиями). Органом, направляющим работника на работу в представительства государственных учреждений РФ за границей, является соответствующее государственное учреждение Российской Федерации.

2. Условия труда работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, определяются посредством заключения трудовых договоров (в общеустановленном порядке ст. ст. 63 — 71 ТК РФ), которые не могут ухудшать их положение по сравнению с Трудовым кодексом РФ.

3. Комментируя раздел 4 трудового договора, остановимся на следующих важных моментах. Согласно положениям ст. 338 ТК РФ с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет (обязательно срочный). Данный факт свидетельствует о существенном изъятии из общих правил ст. ст. 58, 59 ТК РФ. Таким образом, по окончании указанного срока трудовой договор стороны не вправе продлевать, а договор может быть перезаключен на новый срок (на такой же или срок меньшей продолжительности).

Срок данного трудового договора должен исчисляться по общим правилам ст. 14 ТК РФ.

Так, в соответствии с данной статьей течение сроков, с которыми ТК РФ связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей. Течение сроков, с которыми ТК РФ связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. Поэтому сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни, но если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

При направлении на работу в представительство Российской Федерации за границей работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении Российской Федерации, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей.

4. Раздел 5 трудового договора гарантирует работнику ряд льгот и компенсаций.

Согласно ст. 340 ТК РФ порядок и условия выплаты компенсаций в связи с переездом к месту работы, а также условия материально-бытового обеспечения работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом климатических и иных условий в стране пребывания.

Во исполнение данной нормы Правительство РФ утвердило Правила предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей, (утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 911) (далее — Правила). Данные Правила определяют порядок и условия выплаты компенсаций в связи с переездом к месту работы, а также условия материально-бытового обеспечения работников, направляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями Российской Федерации на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах), представительства Российской Федерации, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (далее именуются — представительства). Действие Правил в части материального обеспечения, осуществляемого в иностранной валюте, и бытового обеспечения распространяется, в том числе, и на работников, направляемых организациями Российской Федерации на работу в представительства организаций Российской Федерации за границей, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Итак, данной категории работников в связи с переездом к месту работы выплачиваются следующие компенсации:

1) подъемное пособие (в рублях — в размере месячного денежного вознаграждения, денежного содержания, заработной платы, тарифной ставки (оклада) и в иностранной валюте — в размере 50% должностного оклада в иностранной валюте).

Подъемное пособие в рублях выплачивается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением Российской Федерации после вступления в силу трудового договора о направлении работника на работу в представительство, а в иностранной валюте — представительством со дня издания соответствующего приказа. Данное пособие не выплачивается работникам (гражданам Российской Федерации), принятым на работу в представительстве;

2) суточные за время нахождения в пути следования к месту работы:

А) при проезде по территории Российской Федерации — в порядке и размерах, установленных для командирования в пределах Российской Федерации нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Б) при проезде по территории иностранного государства — в порядке и размерах, установленных для краткосрочных командировок на территории иностранного государства нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При следовании из Российской Федерации день пересечения границы Российской Федерации включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте, а при следовании в Российскую Федерацию день пересечения границы Российской Федерации включается в дни, за которые суточные выплачиваются в рублях.

Даты пересечения границы Российской Федерации при следовании за границу и возвращении в Российскую Федерацию определяются по отметке органов пограничного контроля Федеральной пограничной службы Российской Федерации в заграничном паспорте работника. Если имеет место вынужденная задержка в пути следования, суточные за время задержки выплачиваются при представлении документов, подтверждающих факт вынужденной задержки. Членам семьи работника (супруг, супруга, их несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет), выезжающим как вместе с работником, так и отдельно от него, суточные выплачиваются в том же порядке;

3) работникам в связи с переездом к месту работы выплачивается компенсация расходов, включая расходы на переезд членов семьи:

А) на проезд воздушным и железнодорожным транспортом:

— лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах), и федеральным государственным служащим, замещающим главные государственные должности федеральной государственной службы в представительствах, а также членам их семей при следовании воздушным транспортом — по тарифу 1 класса, железнодорожным транспортом — в размере стоимости проезда в вагоне с 2-местными купе категории «СВ» скорого фирменного поезда;

— федеральным государственным служащим, замещающим ведущие, старшие или младшие государственные должности федеральной государственной службы в представительствах, работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности представительств, работникам представительств, занимающим должности согласно Перечню, предусмотренному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 788 «О порядке исчисления и выплаты тарифных ставок (окладов) в рублях работникам представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации», а также членам их семей при следовании воздушным транспортом — по тарифу экономического класса, железнодорожным транспортом — в размере стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда.

В Перечень, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 788, входят следующие категории работников представительств:

— директор образовательного учреждения;

— заместитель директора образовательного учреждения;

Статья 338. Трудовой договор с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей

С работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок.

При направлении на работу в представительство Российской Федерации за границей работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении Российской Федерации, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. По окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника — другая работа (должность).

Представительство за рубежом: налогообложение оплаты труда работников

Иногда российские фирмы открывают за границей филиал или представительство, которые не ведут коммерческую деятельность. Однако они осуществляют расходы на зарплату своих сотрудников, а также платят за рубежом налоги. Уменьшают ли подобные затраты налогооблагаемую прибыль в России? Какими налогами облагается оплата труда указанных сотрудников?

Многие динамично развивающиеся российские компании расширяют свою деятельность и выходят на рынки других стран (в основном наших ближайших соседей, государств — участников СНГ). Нередко для выполнения подготовительных или вспомогательных работ российские организации регистрируют на территории этих государств филиалы (представительства).

Такие обособленные подразделения не ведут предпринимательскую деятельность от имени создавшей их организации. При этом российская организация несет определенные расходы, в частности в виде заработной платы сотрудникам представительства (филиала) и начисляемых на эти суммы налогов и сборов. Эти налоги и сборы могут уплачиваться в соответствии с законодательством как Российской Федерации, так и той страны, где находится представительство. Признаются ли такие расходы в целях налогообложения прибыли в России?

Общие условия признания «заграничных» расходов в налоговом учете

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, независимо от местонахождения источников выплаты. Об этом говорится в пункте 1 статьи 247 НК РФ.

Общие обязательные требования для признания расходов в целях налогообложения прибыли установлены в 252-й статье Кодекса. Это должны быть экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, которые налогоплательщик произвел для ведения деятельности, направленной на получение дохода. Подтвердить расходы можно документами:

  • оформленными согласно законодательству Российской Федерации;
  • оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены данные расходы;
  • косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Таким образом, расходы, которые связаны с деятельностью иностранного представительства российской организации, можно признать в налоговом учете, если соблюдаются все эти условия.

Читайте так же:  Пояснительная записка к проекту участка

Предположим, представительство не ведет предпринимательскую деятельность. Однако его расходы связаны с предпринимательской деятельностью создавшей его организации. В таком случае они соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ, поскольку направлены на получение дохода. Разумеется, российской организации придется документально подтвердить и обосновать эти расходы.

Кроме того, при налоговом учете любых затрат иностранного представительства российской организации необходимо руководствоваться соответствующими статьями 25-й главы НК РФ, которые посвящены конкретным видам расходов. К затратам иностранных представительств эти нормы применяются без каких-либо изъятий или дополнений, поскольку Налоговым кодексом не установлено иное.

Налоговый учет выплат сотрудникам иностранного филиала

Как отмечалось, расходы российской фирмы на оплату труда и иные выплаты сотрудникам иностранного филиала можно учесть при налогообложении прибыли, только если они соответствуют обязательным критериям, установленным в статье 252 НК РФ. Подтвердить необходимость таких расходов можно исходя из целей создания представительства и обязанностей его персонала. Функции представительств и филиалов определяются в положениях, которые утверждаются создавшими их организациями (п. 3 ст. 55 ГК РФ). А состав и обязанности персонала устанавливаются в штатном расписании и трудовых договорах.

Например, в положении о представительстве может быть указано, что оно осуществляет рекламные и маркетинговые функции. Иначе говоря, представительство призвано формировать интерес к продукции российской организации и привлекать иностранных покупателей. Или, наоборот, в положении о представительстве установлено, что оно должно искать поставщиков сырья, материалов (работ, услуг), необходимых организации для ведения предпринимательской деятельности. А в штатном расписании представительства и трудовых договорах с сотрудниками должности и должностные обязанности работников (трудовые функции) соответствуют указанным целям создания представительства. В таком случае расходы на оплату труда сотрудников этого подразделения российской организации будут экономически оправданны и произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Особенности выплат по трудовым договорам

В состав расходов налогоплательщика на оплату труда включаются:

  • любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах;
  • стимулирующие начисления и надбавки;
  • компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда;
  • премии и единовременные поощрительные начисления;
  • затраты по содержанию работников.

Начисления должны быть предусмотрены нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Так сказано в статье 255 Налогового кодекса.

Понятие трудового договора закреплено в статье 56 ТК РФ. Это соглашение между работодателем и работником, по которому работодатель обязуется предоставить сотруднику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Работодатель должен своевременно и в полном размере выплачивать сотруднику зарплату, а тот в свою очередь обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Налоговый учет выплат по гражданско-правовым договорам
В целях налогообложения прибыли учитываются расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда). Такая норма зафиксирована в пункте 21 статьи 255 НК РФ. Расходы на выплаты по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации, также уменьшают налоговую базу (подп. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если гражданско-правовой договор заключается с предпринимателем, действующим на территории иностранного государства, где находится представительство российской организации, то нужно учесть следующее. Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определяется в соответствии с законодательством той страны, где данное лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, если обязательная регистрация отсутствует, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности. Так сказано в статье 1201 ГК РФ.

Как уже отмечалось, особых правил для учета расходов иностранного филиала российской организации в Налоговом кодексе не установлено. Поэтому расходы на оплату труда сотрудников такого подразделения могут учитываться в целях налогообложения прибыли при условии, что оплата производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании трудовых договоров. При этом последние должны отвечать требованиям российского трудового права.

Статьей 13 Трудового кодекса установлено, что нормы российского трудового законодательства действуют на территории России. В том числе они распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 11 ТК РФ). Возможность и порядок действия норм российского трудового законодательства за пределами России в Трудовом кодексе прямо не указаны. Однако по смыслу статьи 59 ТК РФ по срочному трудовому договору, заключаемому в соответствии с российским трудовым законодательством, работники могут направляться на работу за границу. Следовательно, в тех случаях, когда срочный трудовой договор заключается головной организацией на территории России и по условиям этого договора местом работы является другое государство, на такие трудовые правоотношения распространяется действие российского трудового законодательства.

Если же трудовой договор заключается на территории другой страны с гражданами, постоянно проживающими на ее территории, то нельзя говорить о том, что они направляются на работу за границу. На такие трудовые правоотношения нормы российского трудового права распространяются, только если это предусмотрено международным договором между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством. В противном случае трудовые договоры должны отвечать требованиям законодательства данного иностранного государства. Поэтому выплаты по этим договорам, предусмотренные нормами законодательства другого государства, могут не соответствовать положениям российского трудового права. Например, согласно пункту 8 статьи 255 НК РФ в состав расходов на оплату труда включены денежные компенсации за неиспользованный отпуск согласно российскому трудовому законодательству. На основании статьи 126 ТК РФ допускается замена денежной компенсацией (по письменному заявлению работника) только той части ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает 28 календарных дней.

Предположим, российская организация заключила трудовые договоры с работниками филиала, расположенного за рубежом. Согласно этим договорам и трудовому законодательству иностранного государства российская организация обязана выплачивать работникам денежную компенсацию за все дни неиспользованного отпуска, срок которого составляет 21 день. Такая компенсация не предусмотрена трудовым законодательством РФ. Может ли российская организация учесть эти выплаты в составе расходов при налогообложении прибыли? Сумму этой компенсации можно отнести к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль российской организации, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Конечно, если она экономически обоснованна и документально подтверждена.

Расходы на обязательное и добровольное страхование работников

Согласно пункту 16 статьи 255 НК РФ в расходы на оплату труда включаются в том числе суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения). Это возможно, если договоры заключены в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии на ведение соответствующих видов деятельности в России.

Таким образом, если российская организация уплачивает взносы по обязательному и добровольному страхованию работников согласно трудовому законодательству иностранного государства в страховые организации, которые ведут деятельность на его территории, то при исчислении налога на прибыль в России эти суммы не могут быть учтены. Основанием служат пункты 6 и 7 статьи 270 НК РФ. Причем учесть такие расходы со ссылкой на подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса нельзя, поскольку в отношении них 270-й статьей прямо установлены специальные нормы.

ЕСН и взносы в ПФР с выплат работникам зарубежного представительства

Объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (кроме вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Об этом говорится в пункте 1 статьи 236 НК РФ.

С 1 января 2003 года 1 налогоплательщики с выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства уплачивают ЕСН независимо от того, где работают указанные лица: на территории Российской Федерации или на территории иностранного государства.

Учитывая сказанное, выплаты в пользу работников (независимо от их гражданства), осуществляющих деятельность в представительстве российской организации за рубежом, подлежат обложению ЕСН в общем порядке. Суммы ЕСН учитываются в составе расходов в целях налогообложения прибыли. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Необходимо отметить, что с выплат в пользу как граждан России, так и иностранцев могут взиматься социальные взносы в соответствии с законодательством страны пребывания. Вопрос об избежании двойного налогообложения и снижении налоговой нагрузки в отношении организации, имеющей подразделения за рубежом, может быть решен путем заключения соответствующих межправительственных соглашений.

Налоги и сборы, которые начислены и уплачены согласно законодательству иностранных государств, могут учитываться при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в России на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Российская организация ЗАО «Альфа» в 2007 году открыла представительство на территории Киргизии. Представительство осуществляет маркетинговые исследования: оценивает конъюнктуру рынка для возможного продвижения продукции ЗАО «Альфа», ведет поиск потенциальных покупателей и заключает с ними договоры от имени данной организации.

Персонал представительства состоит из директора, который был направлен на работу из России по договору с головной организацией, и пяти сотрудников — граждан Киргизии. Предположим, что согласно законодательству Киргизии со всех выплат по трудовым договорам, производимых ее гражданам, отчисляются обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты и Фонд содействия занятости населения этого государства. Кроме того, действует налог на фонд оплаты труда (независимо от гражданства работников). Этот налог и взносы обязаны уплачивать в том числе филиалы и представительства иностранных организаций.

Таким образом, представительство ЗАО «Альфа» на территории Киргизии должно уплачивать:

  • страховые взносы в Фонд социальной защиты и Фонд содействия занятости населения с выплат в пользу работников — граждан Киргизии;
  • налог со всего фонда оплаты труда (с выплат работникам — гражданам Киргизии и директору — гражданину России).

В Российской Федерации указанные выплаты работникам иностранного представительства ЗАО «Альфа» в полной сумме являются объектом налогообложения по ЕСН.

В налоговом учете при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль ЗАО «Альфа» из всех перечисленных выплат в составе расходов сможет учесть:

  • затраты на выплату вознаграждений персоналу по трудовым договорам;
  • «российский» ЕСН;
  • сумму налога с фонда оплаты труда, уплаченную согласно законодательству Киргизии.

Сумма обязательных страховых взносов, уплаченных в соответствии с законодательством Киргизии, в расходы не включается.

Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами помимо граждан России являются постоянно или временно проживающие на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторскому договору. Следовательно, с учетом положений данной статьи выплаты в пользу иностранных граждан, проживающих за границей и работающих в расположенных там же представительствах российских компаний, не являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. С выплат в пользу этих лиц взносы в Пенсионный фонд не начисляются. Аналогичный вывод содержится в письмах Минфина России от 22.11.2004 № 03-05-01-04/84 и от 02.11.2005 № 03-05-01-04/351.

В то же время иностранный гражданин, временно и постоянно проживающий на территории России, но работающий в представительстве российской организации за рубежом, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию Российской Федерации. Поэтому на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы в ПФР.

НДФЛ с выплат работникам заграничного филиала

Налогом на доходы физических лиц облагаются доходы, полученные налоговыми резидентами РФ как от российских, так и от иностранных источников. Кроме того, НДФЛ уплачивается с доходов физических лиц — нерезидентов, если эти суммы получены от источников в России (ст. 207 НК РФ).

С 2007 года на основании пункта 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, которые фактически находятся на ее территории не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Выезды за границу для краткосрочного (до шести месяцев) лечения или обучения не прерывают периода нахождения физического лица в Российской Федерации для целей определения его резидентства.

Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, сделанную работу, оказанную услугу в нашей стране относится к доходам, полученным от источников в России. Если же перечисленные действия совершаются за рубежом, то в таком случае речь идет о доходах, полученных от источников за пределами Российской Федерации. Об этом говорится в подпункте 6 пункта 1 и подпункте 6 пункта 3 статьи 208 НК РФ. При этом местонахождение источника финансирования выплаты значения не имеет.

Аналогичный вывод содержит письмо Минфина России от 31.08.2006 № 03-05-01-04/254.

Поскольку сотрудники иностранного филиала выполняют свои трудовые (и иные) обязанности за границей, то их вознаграждение за труд (выполненную работу, оказанную услугу) признается полученным от источника за пределами России. Даже если сумма вознаграждения перечисляется напрямую российской организацией.

Предположим, что работники такого филиала находятся за рубежом более 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. В таком случае их доходы, полученные не от источников в России, не облагаются НДФЛ на основании 23-й главы НК РФ. В то же время эти выплаты облагаются налогом согласно законодательству иностранного государства, в котором находится этот филиал.

Если работники зарубежного филиала являются налоговыми резидентами Российской Федерации, то их доходы, полученные за выполненные работы (оказанные услуги) в данном обособленном подразделении, облагаются НДФЛ согласно главе 23 НК РФ. А значит, российская организация как налоговый агент должна удержать налог с доходов этих работников 2 .

В то же время в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором российская организация открыла свое представительство, вознаграждение указанных работников также может облагаться налогами. А у российской компании (в лице головной организации или представительства за рубежом) появятся в этом случае обязанности налогового агента. Если между Россией и иностранным государством не заключено международное соглашение об избежании двойного налогообложения, суммы налога, уплаченные за границей, не засчитываются при уплате НДФЛ в России. Такой порядок установлен статьей 232 НК РФ.

Представительство – за границей, налоги – в России

Многие российские фирмы создают представительства за рубежом. В них могут работать как российские, так и иностранные граждане. Бухгалтеру же головной организации придется научиться определять налоговый статус сотрудников отделения и правильно рассчитывать «зарплатные» налоги.

Отчетность сдает фирма

Открывая представительство за рубежом, российские компании, как правило, выделяют его на отдельный баланс и открывают отдельный расчетный счет. Однако поставить такие обособленные подразделения на налоговый учет по месту их нахождения (как требует п. 1 ст. 83 НК) невозможно. Соответственно в налоговой на них не открыты лицевые счета. Поэтому самостоятельно уплачивать налоги они не могут. Следовательно, российская фирма должна сама вести учет выплаченных сотрудникам представительства вознаграждений и подавать отчетность с учетом этих выплат. Чиновники из Минфина подтвердили это в письме от 28 февраля 2005 г. № 03-05-02-04/41.

Читайте так же:  Договор купли продажи на бауманской

Фирма должна уплачивать ЕСН с вознаграждений сотрудников по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам (п. 1 ст. 236 НК). Причем независимо от гражданства – российского или иностранного – и места работы – на территории России или на территории иностранного государства (письмо Минфина от 2 ноября 2005 г. № 03-05-01-04/351).

Однако при расчете налога за иностранных сотрудников в государственные внебюджетные фонды есть свои особенности. Так, иностранные сотрудники не проживают в России – ни постоянно, ни временно. Следовательно, они не будут застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования (ст. 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»). И взносы на ОПС уплачивать за них не надо. Получать страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования на таких сотрудников также не нужно (ст. 15 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете»). Соответственно воспользоваться и правом на вычет по ЕСН, предусмотренный пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса, фирма не может. И должна перечислять в федеральный бюджет 20 процентов с суммы вознаграждений иностранцев.

Уплачивать ЕСН в части ФФОМС и МГФОМС фирме придется. Поскольку она должна обеспечить своим сотрудникам право на медицинскую помощь (ст. 2, 9 Закона от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан»). Да и Налоговый кодекс обязывает фирму уплатить ЕСН со всех вознаграждений, начисляемых в пользу сотрудников по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 236 НК). Хотя иностранцы могут никогда и не приехать в Россию. И следовательно, медицинскую помощь российские медучреждения им оказать не смогут. Исключение составит ситуация, когда иностранец приедет в Россию, например, в командировку или на совещание. В этом случае ему может понадобиться реальная медицинская помощь, а значит, и полис ОМС.

Заметим, что на практике фирмы, как правило, не получают полисы ОМС на иностранцев, работающих в представительстве. И соответственно ежеквартально не отчитываются перед фондом. Штрафа за неполучение полисов в законодательстве не предусмотрено.

Начислять налог в части ФСС и уплачивать взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний фирма должна только за сотрудников, работающих по трудовым договорам. То есть ваш договор с сотрудником

должен соответствовать требованиям, установленным в Трудовом кодексе. Но иностранные работники – граждане другого государства. И когда с ними заключают договор, то прописывают пункты, которые требует местное законодательство. Поэтому определить, будет ли этот контракт соответствовать российскому понятию «трудовой договор», бывает трудно.

Практика показывает: чтобы преодолеть возможные разногласия с госорганами, фирма заключает с иностранцами гражданско-правовые договоры. То есть договоры на выполнение определенного вида работ или оказание услуг. В этом виде договоров можно прописать, что работодатель не уплачивает взносы на травматизм по согласованию сторон (п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 1998 г.

№ 125-ФЗ). Платить ЕСН в части взносов в ФСС по таким договорам также не придется (п. 3 ст. 238 НК). Расчет налогов в ФФОМС, ТФОМС и взносов на ОПС будет аналогичен расчету этих взносов при заключении трудовых договоров.

ООО «Нарцисс» начислило зарплату российскому и иностранному сотрудникам зарубежного представительства. Сумма вознаграждений – 20 000 руб. каждому. Иностранец работает по гражданско-правовому договору, взносы на травматизм по взаимному согласованию не уплачиваем. Рассчитаем налоги и взносы.

Представительство иностранной компании в России, открытие и регистрация зарубежной филии в 2019 году

Развивающийся российский рынок является достаточно привлекательным для зарубежных предприятий, цель которых – развитие и расширение за пределами своей страны. Поэтому нет ничего необычного в том, что руководство решает открыть филиал или представительство иностранной компании в России. В то же время одним из действенных инструментов, способным улучшить экономическое положение любого государства, выступает политика привлечения иностранных инвестиций в свою экономику. Но чтобы осуществлять коммерческую деятельность в нашей стране и вкладывать свой капитал, иностранным организациям необходимы соответствующие гарантии, включая сферу налогообложения. Правовое положение обособленных подразделений иностранной организации

Российское государство продолжает работу над совершенствованием системы правового регулирования налогообложения, стараясь учитывать и интересы бюджета, интересы иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в России.

Создание представительства или филиала компании на территории России предполагает самостоятельное активное ведение бизнеса иностранной компанией – не стоит путать подобный подход с пассивным инвестированием в российские организации.

Контроль функционирования обособленных подразделений иностранных фирм в России ведется согласно положениям Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ . Точнее говоря, действие закона распространяется исключительно на филиалы зарубежных организаций.

В нем говорится об открытии в России юридических лиц (коммерческих компаний с зарубежными инвестициями) и филиалов, а об учреждении представительств ничего не сказано (потому что в экономику России ничего не вкладывается). Соответственно, в тексте закона нет и определения представительства, и для него не установлен правовой режим даже в случае аккредитации.

И представительством, и филиалом называется обособленное подразделение юридического лица, которое находится вне места его расположения, только в обязанности первого входит представление интересов (и осуществление их защиты) данного юридического лица, задача второго заключается в осуществлении функций данного юридического лица (или только определенной их части) и его представительства.

Ни та, ни другая форма сама по себе не является юридическим лицом и не имеет правоспособности: их правовой статус будет регулироваться правом государства, в котором был зарегистрирован головной офис. Обособленные подразделения распоряжаются собственностью учредившего их юридического лица и работают в соответствии с положениями, утвержденными им.

Другими словами, несмотря на нахождение на территории Российской Федерации, представительства и филиалы зарубежных фирм будут подчиняться законам страны места нахождения головной организации в отношении:

  • процесса создания,
  • прав и обязательств,
  • схемы работы и ее завершения,
  • правил назначения руководства и объема его полномочий и т. д.

Однако прежде чем подразделение вообще начнет функционировать, потребуется получить на это разрешение российских властей, то есть пройти аккредитацию. Когда представительства или филиалы будут аккредитованы, их также необходимо поставить на учет в Федеральной налоговой службе, чтобы контролировать совершаемые ими налоговые отчисления в бюджет России.

Правовое положение о филиале иностранной фирмы в РФ регулирует все важнейшие вопросы, связанные с данным подразделением. В нем должны быть отражены основные данные об особенностях функционирования филиала в России, не противоречащих законам РФ:

  • полное наименование (зарубежной головной компании и самого филиала);
  • организационно-правовая форма хозяйствования;
  • адрес расположения филиала;
  • юридический адрес головного офиса;
  • цели, которые преследует руководство филиала;
  • направления деятельности;
  • размер, состав и время вложения капитала;
  • правила управления.

Сведения и о представительствах, и о филиалах иностранных организаций должны быть занесены в Сводный государственный реестр аккредитованных в Российской Федерации представительств и филиалов иностранных фирм. Доказательством включения в реестр является наличие у подразделения компании соответствующего свидетельства как гарантии подтверждения официального статуса зарубежной фирмы на федеральном уровне, так как без него невозможно будет открыть счет в банке, осуществлять перевозки через таможню и оформлять визы в Россию.

Оптимальная форма ведения бизнеса иностранной компанией в России

Формы ведения бизнеса на территории России зарубежными организациями могут быть различными. Иностранная управляющая компания должна иметь представительство или филиал в России или же обходиться без него, к примеру, нанимая физическое лицо-резидента РФ, подписывая договоры напрямую с контрагентами из России и т. д.

Имеется также вариант открытия дочерней фирмы-резидента и ведения бизнеса через нее. Грамотный выбор формы организации предпринимательства поможет избежать убытков, связанных с уплатой налогов, суммы которых могли быть ниже, или уплаты которых можно было вовсе избежать.

Общими характеристиками филиалов и представительств зарубежных организаций в РФ являются:

  • существуют в форме обособленного подразделения отдельно от головной фирмы и функционируют в согласии с ее нормами;
  • головная компания отвечает в финансовом плане за их действия;
  • руководство наделяется полномочиями зарубежной компанией-учредителем в объемах, прописанных в выписанной на них доверенности;
  • пользуются долей имущества головной фирмы, учитываемого раздельно от компании;
  • не обладают самостоятельной правоспособностью, не признаются юридическими лицами и совершают действия от имени компании-учредителя;
  • создаются и ликвидируются по решению головного офиса;
  • не обязаны составлять бухгалтерскую отчетность.

Несмотря на большое количество общих моментов, представительство и филиал – не одно и то же. Филиал иностранной фирмы отличается более широким списком функций по сравнению с представительством, поскольку он имеет полномочия не только на представление интересов компании и их защиту, но и на осуществление той же хозяйственной деятельности, что и иностранный учредитель.

Проведем сравнительный анализ налогообложения различных форм деятельности зарубежной организации.

Итак, при выборе оптимального режима работы иностранная фирма должна обратить внимание на следующие моменты:

  1. Дочерние компании-резиденты уплачивают все налоги по стандартным ставкам, однако они вправе применять специальный налоговый режим. У них имеется также возможность использовать возможности международного налогового планирования.
  2. Ведение бизнеса без учреждения постоянного представительства в России подойдет лишь тем компаниям, чья работа в РФ является эпизодической, поскольку такая форма осуществления деятельности имеет ограниченную сферу применения, хотя и предполагает небольшую налоговую нагрузку.
  3. Создание постоянного представительства не является выгодным в плане налогообложения в силу того, что ему придется уплачивать все утвержденные налоговым законодательством РФ налоги без права перехода на специальный режим их уплаты.

Если выбирать между филиалом и представительством, нужно решить, с какой целью создается обособленное подразделение, – для ведения полноценной деятельности и осуществления всех тех же функций, что и головная организация за границей, или только для представления и защиты интересов головного офиса. Во втором случае достаточно будет учредить представительство, а в первом случае не обойтись без открытия на территории РФ филиала.

Особенности открытия филиала иностранной фирмы в России

Филиал иногда называют постоянным представительством, это тождественные понятия, но ключевое слово здесь «постоянное». Таковым признается представительство, которое на регулярной основе ведет предпринимательскую деятельность в РФ, имеющую отношение:

  • к реализации товаров с собственных складов, находящихся на территории России;
  • к осуществлению работ по строительству, монтажу, установке, наладке, сборке, эксплуатации, обслуживанию оборудования в согласии с заключенными договорами (под оборудованием могут пониматься и игровые автоматы);
  • к эксплуатации недр и/или прочих природных ресурсов;
  • к выполнению каких-либо иных работ, кроме перечисленных в п. 4 ст. 306 НК РФ.

Филиалы зарубежных организаций, прошедших аккредитацию на территории России, характеризуются следующими особенностями осуществления деятельности:

  • Филиалы вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
  • Филиалы как неюридические лица:
    • не ликвидируются по причине банкротства;
    • не имеют уставного капитала;
    • не составляют бухгалтерскую отчетность;
    • не уплачивают НДС по аренде жилых и офисных помещений без мебели и оборудования;
    • не консолидируют налоговые декларации.
  • Филиал не является резидентом с точки зрения валютного законодательства.

Некоторые направления деятельности иностранных организаций контролируются российскими властями особым образом. Примером может служить работа на территории России зарубежных страховщиков.

Условия деятельности филиалов иностранных страховых компаний представляются более жесткими по сравнению с прочими видами деятельности из-за желания российских властей сохранять и развивать национальный страховой рынок, а это требует жесткого регулирования интеграции зарубежного капитала в данную сферу.

Суммарная квота на участие иностранного капитала в уставном капитале страховых фирм равна 25%, а доля иностранных инвесторов в уставном капитале российских страховщиков не может превышать 49%.

Кроме того, зарубежным фирмам запрещено заниматься:

  • страхованием жизни;
  • обязательным страхованием (включая государственное);
  • страхованием имущества, имеющего отношение к государственным поставкам и выполнению в государственных целях подрядных работ;
  • страхованием имущественных интересов муниципальных и государственных предприятий.

Через 9 лет после вступления России в ВТО (22 августа 2012 года) зарубежные организации смогут создавать в России прямые филиалы, если активы фирмы в целом окажутся более 5 миллиардов долларов по состоянию на окончание года до момента подачи заявки об учреждении филиала.

Многих также волнует, может ли филиал иностранной компании быть декларантом. Таможенный кодекс в числе прочих признает декларантами:

  • зарубежные юридические лица в случае, если они являются официальными представительствами иностранных государств или перевозят определенные товары (в соответствии с международными соглашениями РФ);
  • зарубежные фирмы, учредившие на территории Таможенного союза представительство и осуществляющие ввоз некоторых товаров для личных нужд представительства.

Особенности открытия представительства иностранной фирмы в России

Представительство занимается представлением интересов юридического лица и их защитой, но ответ на вопрос, является ли юридическим лицом представительство иностранной компании, будет отрицательным.

Обычно целью функционирования представительства является:

  • способствование работе головного офиса компании в РФ;
  • подготовка договоров с клиентами в России для головного офиса;
  • рекламирование и продвижение товаров, работ, услуг зарубежной организации;
  • маркетинговые исследования;
  • распространение информации о головном офисе;
  • поиск клиентов среди россиян;
  • проработка деловых контактов;
  • разрешение конфликтов.

Представительства зарубежных организаций в России имеют ограниченные цели: внешнеторговую или хозяйственную деятельность они вести не могут и сделок самостоятельно не заключают.

Активное развитие представительств в РФ объясняется рядом преимуществ, присущих данной форме ведения бизнеса иностранными компаниями на территории России:

  1. Наличие льгот по НДС в отношении аренды помещений (если льгота упоминается в международном соглашении).
  2. Бухгалтерский учет ведется лишь для расчета налоговых обязательств, не более.
  3. Освобождение от определенных таможенных пошлин – на период прохождения аккредитации в РФ плата не взимается за ввоз имущества, требуемого для работы представительства.
  4. Облегченная процедура оформления иностранной рабочей силы – представительства не обязаны получать разрешение на наем аккредитованных иностранных работников.

Работа иностранной организации в России без представительства

Любой представитель иностранного бизнеса, впрочем, не только иностранного, работая в другой стране, стремится к минимизации своих издержек, поэтому для него крайне знать, может ли иностранная компания работать в России без представительства. Ведь даже не учредив в России представительства, иностранные компании могут извлекать доходы от деятельности на ее территории, например, заключая договоры с отечественными организациями напрямую.

Российские власти очень хорошо осведомлены об этом, поэтому предприняли меры по косвенному налогообложению деятельности зарубежных фирм. Хотя они не уплачивают налоги (к примеру, ЕСХН и налог на имущество) в качестве налогоплательщиков, вставших на учет, однако это делает за них российская компания, с которой ведется сотрудничество. В данной ситуации она будет являться налоговым агентом иностранного партнера.

Сформирован перечень доходов иностранных фирм, с которых через источник выплат уплачиваются налоги:

  1. Средства после раздела имущества.
  2. Дивиденды от участия в российских акционерных обществах.
  3. Проценты по задолженностям третьих лиц.
  4. Прибыль от реализации акций.
  5. Средства от использования объектов интеллектуальной собственности на территории РФ (иностранное кино в российских кинотеатрах, например).
  6. Выручка от осуществления международных перевозок (при наличии как минимум одного пункта приемки-отправки в России).
  7. Денежные переводы от реализации или сдачи в аренду личной собственности (имущество должно являться собственностью компании и быть расположенным в России).

Одним из способов сокращения расходов в такой ситуации является регистрация ИП вместо представительства иностранной компании резидентом России, который и будет осуществлять представительские функции.

Читайте так же:  Приказ по центрам здоровья 597

Зачастую это бывает выгоднее в плане налогообложения и однозначно проще в отношении документального оформления. С индивидуальным предпринимателем заключается агентский договор или же договор подряда, после чего он, согласно условиям соглашения, начинает представлять интересы иностранной организации, получая за это вознаграждение.

Где зарегистрировать обособленное подразделение иностранной компании в России

Рассмотрим, как зарегистрировать представительство иностранной компании в России. Процедура регистрации непременно должна предшествовать началу деятельности зарубежной фирмы. Для этого необходимо обратиться в МИФНС РФ № 47 по городу Москве: с 2015 года именно она уполномочена на проведение аккредитации филиалов и представительств иностранных фирм на территории Российской Федерации.

Если же обособленное подразделение зарубежной фирмы собирается осуществлять деятельность в области гражданской авиации, обращаться за проведением аккредитации следует в Федеральное агентство воздушного транспорта.

Представительства зарубежных кредитных компаний должны быть аккредитованы Банком России (выдачей свидетельства о внесении записи в государственный реестр аккредитованных представительств, тем не менее, занимается ФНС России).

И в случае с авиацией, и с кредитными компаниями необходима персональная аккредитация иностранцев, планирующих работать в учрежденном на территории РФ филиале или представительстве. Данным вопросом занимается Торгово-промышленная палата РФ.

Если зарубежная фирма (компания) собирается открыть представительство в Москве, то данная процедура, в отличие от таковой в других регионах страны, не предполагает предварительного оформления документа, подтверждающего согласование размещения обособленного подразделения на территории субъекта РФ с местными органами власти.

Основные этапы создания иностранного представительства в РФ

Порядок регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями в России представляется довольно долгим и сложным и состоит из следующих этапов:

  • подготовка необходимой документации;
  • обращение в орган, имеющий полномочия на аккредитацию компаний с выбранным направлением деятельности, подача документов (процедура включает и заверение численности иностранного персонала Торгово-промышленной палатой);
  • ожидание выдачи разрешения на учреждение представительства и свидетельства о внесении в Сводный государственный реестр аккредитованных представительств;
  • изготовление печати;
  • обращение в налоговые органы для постановки на учет (например, чтобы открыть представительство в Москве, нужно обратиться в МИФНС № 47 г. Москвы);
  • получение документа о постановке на учет в статистическом регистре Росстата;
  • постановка на учет во внебюджетных фондах;
  • открытие банковского счета и оповещение об этом налоговой службы.

Аккредитация иностранных компаний в России

Регистрация представительства или филиала иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации невозможна без предварительного прохождения аккредитации.

Аккредитация – это признание и подтверждение правового статуса обособленного подразделения зарубежной организации.

На сегодняшний день в России нет какого-либо единого органа, который занимался бы аккредитацией, а потому эта обязанность делегируется различным государственным структурам, в зависимости от сферы деятельности иностранной компании.

До 2015 года аккредитацией зарубежных представительств и филиалов занимались:

  1. Торгово-промышленная палата РФ.
  2. Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ.
  3. Министерство юстиции РФ.
  4. Министерство иностранных дел РФ.
  5. Банк России.
  6. Федеральная авиационная служба РФ.

С 2015 года функции аккредитующего органа переданы Федеральной налоговой службе (МИФНС № 47).

Постановка представительства иностранных фирм на налоговый учет

Любые корпоративные образования, включая представительства, филиалы и сами организации, правоспособные и учрежденные по закону иностранных государств, в целях налогообложения признаются юридическими лицами. Создание же постоянного представительства не считается корпоративной формой подразделения: оно может признаваться с целью налогового учета филиалом, представительством, коммерческим предприятием юридических или физических лиц, работающих от имени и в интересах зарубежной компании.

Обособленное подразделение компании, которое будет функционировать на территории России, обязано встать на учет в регистрирующих налоговых органах в 30-дневный срок. Данный порядок утвержден Министерством финансов РФ, однако его нарушение не предусматривает наказания, включая штраф.

Все без исключения филиалы и представительства зарубежных фирм обязаны встать на учет в налоговой службе региона РФ, в котором фактически осуществляется его деятельность или располагаются транспортные средства и недвижимость.

Если работа ведется сразу в нескольких районах, в каждом из них нужно состоять на учете в местной инспекции ФНС.

Смена юридического адреса представительства иностранной компании предполагает корректировку регистрационных данных: сотрудники ФНС должны быть своевременно оповещены об этом. Если же речь идет о переводе компании на территорию другого субъекта РФ, придется снимать ее с налогового учета и ставить на заново учет в УФНС региона, который фирма выбрала для осуществления коммерческой деятельности.

Важно: если у представительства/филиала или самой иностранной компании изменились или будут меняться сведения, которые включены в Сводный реестр, руководство обособленного подразделения обязано уведомлять об этом регистрирующий орган и вносить изменения в реестр не позднее 15 календарных дней со дня потери актуальности соответствующих сведений.

Следует заметить, что основанием для постановки на учет в ФНС России является не только открытие подразделения иностранной компании в Российской Федерации, сюда можно отнести покупку в России недвижимости или транспортных средств, включая ввезенные на территорию страны, открытие счетов в российских банках и извлечение прибыли от источников в Российской Федерации.

В процессе постановки на учет налоговый орган присваивает иностранной фирме одновременно ИНН и КПП, но иногда вместо ИНН указывается КИО (код иностранной организации). Оба кода обозначаются в выдаваемом по завершении процедуры регистрации свидетельстве (по форме 2401ИМД).

Постановка представительства зарубежной фирмы на учет во внебюджетных фондах

После того как иностранная компания открыла в РФ свое представительство, уладила все отношения с налоговой службой, она должна встать на учет во внебюджетные фонды – Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, на что законом отведено 30 дней с момента завершения регистрации.

Процедура постановки на учет занимает 5 дней, если же какие-либо из требуемых документов не будут представлены, процесс затянется на более долгий срок из-за необходимого в такой ситуации запроса информации у ИФНС и отделения Росстата.

По требованию представительству/филиалу присваиваются, как и всем юридическим лицам в России, коды статистики:

Самостоятельно подавать какие-либо документы в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) не требуется: данные о филиале/подразделении предоставит Пенсионный фонд.

Изготовление печати для филиала/представительства иностранной организации в РФ

Печать представительства иностранной компании не может быть изготовлена на основании предпочтений и решения учредителей или руководителей обособленных подразделений на территории РФ. Эскиз печати создаваемого филиала или представительства должен быть сперва зарегистрирован в МИФНС РФ, для чего потребуется подготовить следующий набор документов:

  1. Заявление на изготовление печати.
  2. Документ об утверждении эскиза (например, приказ главы обособленного подразделения).
  3. Нотариально заверенная копия разрешения на учреждение представительства.
  4. Нотариально заверенная копия свидетельства о внесении сведений о подразделении зарубежной фирмы в Сводный реестр аккредитованных учреждений.
  5. Положение о филиале или представительстве (нотариальная копия).
  6. Копия удостоверения личности главы подразделения.
  7. Доверенность, выписанная на главу обособленного подразделения.

Изготовление печати начнется только после того, как ей будет присвоен номер в Городском реестре печатей (оформляется, как правило, изготовителем – аккредитованной при Московской регистрационной палате организации). Нужно будет предъявить две нотариально заверенные копии:

  1. Разрешения на учреждение обособленного подразделения зарубежной фирмы.
  2. Свидетельства о внесении в Сводный госреестр.

Вся процедура присвоения номера и изготовления печати занимает не более 3 дней. Минимальная стоимость подобной услуги составляет 100 рублей и зависит от оснастки, способа и срочности изготовления печати.

Открытие расчетного счета в российском банке

Для завершения процедуры регистрации филиала или представительства зарубежной фирмы на территории России необходимо открыть расчетный счет в российском банке. Уполномоченные банки открывают счета на основании заключенных договоров банковского счета от имени аккредитованных представительств.

Открытие банковских счетов с целью совершения фискальных операций обособленными подразделениями иностранных организаций предполагает подачу дополнительных документов:

  • положения о филиале/представительстве;
  • доверенности, выданной руководителю обособленного подразделения.

Помимо перечисленных выше бумаг, для открытия расчетного счета в банке иностранному юридическому лицу также потребуется собрать стандартный набор документов. Полномочия на открытие счетов (рублевых и валютных) имеются у руководителя обособленного подразделения зарубежной компании.

Чтобы узнать о составе полного комплекта необходимых документов для открытия счета подразделению иностранной фирмы в российском банке, ознакомьтесь с информацией об открытии счета в банке для иностранной компании.

Необходимые документы для открытия представительства иностранной фирмы в России

Свою деятельность обособленное подразделение иностранной компании может начать только после после подачи требуемого пакета документов в Федеральную налоговую службу (МИФНС № 47) – для прохождения аккредитации, в налоговые органы – для постановки на налоговый учет и во внебюджетные фонды – также для постановки на учет.

Документы для открытия филиала иностранного юридического лица, которые необходимо собрать:

  1. Выписка из реестра юридических лиц государства, на территории которого зарегистрирована организация, сертификат об инкорпорации (или иной документ, который содержит сведения о регистрационном номере, дате, месте регистрации, регистрирующем органе и выдается в иностранном государстве при постановке на учет).
  2. Решение об учреждении филиала/представительства или копия договора, на основании которого ведется работа на территории России (с подписью главы филиала или другого уполномоченного представителя).
  3. Доверенность, выданная назначенному руководителю нового филиала/представительства, наделяющая его соответствующими полномочиями (обычно речь идет о генеральной доверенности, которая за границей является бессрочной, однако российскими властями она признается действующей лишь 1 год).
  4. Обыкновенная доверенность на представителя зарубежной фирмы, который подает и получает документы (если он не является главой филиала).

Дополнительный набор бумаг для предъявления в аккредитующий орган:

  1. Заявление в письменной форме в МИФНС № 47 по г. Москве (форма 15АФП) с подписью главы филиала/представительства или лица, имеющего полномочия на заверение документов.
  2. Учредительные документы (устав) зарубежной организации.
  3. Справка, полученная от уполномоченного органа государства, в котором открыт головной офис иностранной фирмы, о постановке на учет организации в качестве плательщика налогов (должна содержать код налогоплательщика или его аналог).
  4. Копия удостоверения личности и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН, при наличии) руководителя представительства или филиала.
  5. Карточка сведений о представительстве или филиале зарубежной организации.
  6. Рекомендательные письма российских деловых партнеров (минимум 2).
  7. Документ, доказывающий, что местонахождение филиала/ представительства иностранной компании за границами г. Москвы было согласовано с местными органами исполнительной власти.

Дополнительный комплект документов для предъявления в регистрирующие органы для постановки на учет в налоговом органе:

  1. Заявление по форме о постановке иностранной организации на учет в налоговых органах (2001И).
  2. Положение о филиале или представительстве.
  3. Устав иностранной фирмы-учредителя.
  4. Справка из налоговой службы государства, в котором находится головной офис зарубежной фирмы, о том, что рассматриваемая компания уплачивает налоги. Должна содержать код налогоплательщика или аналог, заменяющий его (с момента ее выдачи и до предъявления в ФНС России должно пройти не более полугода).
  5. Разрешение на создание филиала или представительства.
  6. Свидетельство о внесении в Сводный реестр аккредитованных представительств.

Иные документы налоговые органы России требовать не имеют права.

Дополнительный набор бумаг для предоставления во внебюджетные фонды:

  1. Заявление о постановке на учет во внебюджетные фонды.
  2. Положение о филиале/представительстве.
  3. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговой службе в России (заверенная у нотариуса).
  4. Разрешение на создание филиала/представительства на территории РФ.
  5. Свидетельство о внесении сведений о филиале/представительстве в Сводный реестр аккредитованных представительств.
  6. Коды статистики, присвоенные подразделению зарубежной компании.
  7. Документы, подтверждающие сведения о юридическом адресе (обычно гарантийное письмо).
  8. Приказ о назначении бухгалтера или справка об отсутствии бухгалтера в подразделении иностранной организации.

Документы, предоставляемые иностранными компаниями в российские государственные учреждения, являются действительными в течение 12 месяцев с момента выдачи.

В документах должна быть указана следующая информация о зарубежной компании и ее подразделениях, учрежденных на территории РФ (если таких сведений в бумагах нет, они должны предоставлять их госслужбам РФ в виде дополнительных данных):

  • направление деятельности организации и ее подразделений;
  • расположение зарубежной компании;
  • контактные данные самой фирмы и расположенных в России подразделений (электронная почта, адрес интернет-ресурса, телефон);
  • сведения о руководителе организации, учредителе головного офиса (как о физическом или юридическом лице – регистрационный номер, день регистрации, название и адрес регистрирующего органа, код плательщика налогов), руководителе представительства или филиала (паспортные данные, адрес регистрации, дата и место рождения, ИНН);
  • полное наименование обслуживающего банковского учреждения, номер расчетного счета, СВИФТ-код;
  • размер уставного капитала;
  • число работников и планируемое количество иностранных служащих филиала/представительства в России;
  • доходы за предыдущий год;
  • российские деловые партнеры.

Легализация и перевод документов иностранных компаний

Каждый заграничный документ должен иметь апостиль или подлинную отметку о легализации в консульском загранучреждении.

Все бумаги подаются в российские государственные учреждения переведенными на русский язык, причем перевод должен быть выполнен аккредитованной для этого организацией, а затем заверен у нотариуса или в консульстве страны происхождения.

Доверенности и решения должны иметь нотариальное заверение содержащихся в них подписей и полномочий подписантов.

С некоторыми государствами Россия заключила соглашения, отменяющие легализацию документов. Если страна инкорпорации является участником подобного соглашения, легализовывать бумаги при ведении бизнеса на территории РФ ей не требуется.

Стоимость и сроки процедуры оформления иностранного представительства в РФ

За аккредитацию каждого филиала, открытого в России, головной офис зарубежной организации должен будет уплатить государственную пошлину, размер которой составляет 120 тыс. рублей при любом сроке аккредитации. За аккредитацию представительства пошлина не взимается.

Сроки рассмотрения документов составят:

  • 18 рабочих дней в Государственной регистрационной палате;
  • 5-10 рабочих дней в Торгово-промышленной палате.

Доплата Государственной регистрационной палате за срочность (готовность свидетельства в течение 5 дней) составляет 15 тыс. рублей, Торгово-промышленная палата срочных процедур не проводит.

Кроме того, услуги Государственной регистрационной палаты по оформлению свидетельства о прохождении аккредитации филиала или представительства иностранной компании являются платными, размер оплаты меняется в зависимости от срока аккредитации: