Договор о волонтерстве

Рубрики Статьи

Как регулируются отношения НКО c волонтерами?

Большинство НКО привлекают или привлекали к своей работе волонтеров. Кто-то только собирается это сделать. Но как те, так и другие зачастую не знают, чем эти отношения регламентируются. Как правило, просто бросается клич, приходят желающие помочь, кто-то приводит своих знакомых, и все это никак и нигде не фиксируется.

Об использовании труда добровольцев (волонтеров) в российском законодательстве говорится немного, что может создавать определенные проблемы. А как должно быть по закону? Нужно ли заключать с волонтерами какие-либо договоры? Что должны предоставлять НКО волонтерам? В каких случаях? Что обязаны делать волонтеры? Какими законами это регламентируется? Об этом мы расскажем ниже.

Взаимоотношения между НКО и волонтерами регулируются прежде всего ФЗ №135 от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности». В статье 5 сказано: «под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели». И далее определено понятие добровольца, что то же самое, что и волонтер. «Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)». Благотворительная деятельность определена статьей 2 данного закона.

Существуют также специальные правила для добровольных пожарных, испытателей лекарств и доноров крови.

Стороны договора — волонтер и благополучатель (адресат помощи волонтеров), волонтер и благотворительная организация. Предмет договора — безвозмездное выполнение волонтером работ (оказание услуг) благополучателю или благотворительной организации в рамках ее деятельности.

Договоры с волонтерами могут предусматривать возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности. В этом случае соответствующий договор должен быть обязательно заключен в письменной форме.

Безусловно, волонтерство основывается на добровольном, не требующем оплаты труде, и мотивами волонтерства является не материальное поощрение, а социальные, благотворительные и духовные интересы.

Как правило, отношения между добровольцем и нанимающей организацией регулируются договорными обязательствами, которыми строго определяется объем работ. Кроме того, несмотря на добровольность, волонтерство сопряжено с определенным уровнем ответственности: за выполнение норм и требований, сохранность активов, поддержание репутации организации и т.п. Все это обоснованно позволяет рассматривать волонтерство как особую систему трудовых отношений.

Правомерно предположить, что сам договор о добровольческом труде регулируется гражданским кодексом РФ. Гражданское законодательство РФ в силу принципа свободы договора дает сторонам возможность заключать предусмотренные и не предусмотренные законом или иными правовыми актами соглашения (ч. 2 ст. 421 ГК РФ). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ч. 4 ст. 421 ГК РФ).

Итак, если вы считаете необходимым заключить договор между добровольцем и некоммерческой организацией, в нем нужно оговорить выполнение конкретной благотворительной программы без оплаты труда. По мере необходимости в договоре указывается также, что добровольцу возмещаются все расходы, понесенные им с целью выполнения программы. Запись в трудовой книжке волонтера не производится, поскольку такая работа не входит в сферу стандартных трудовых отношений.

Письменный договор с добровольцем может быть оформлен в виде единого документа в двух (или более) экземплярах, подписанного некоммерческой организацией и добровольцем, или путем обмена письмами, содержащими права и обязанности сторон.

В целом в договоре целесообразно указать следующие аспекты:

  1. описание функций добровольца (содержание работ или услуг);
  2. указание лица, контролирующего и (или) координирующего его работу, порядка ее исполнения (с возможной ссылкой на внутренние документы некоммерческой организации);
  3. виды расходов (а также их предельные размеры), которые могут осуществляться добровольцем в интересах некоммерческой организации, порядок компенсации таких расходов;
  4. обязанности некоммерческой организации по созданию условий для работы добровольца;
  5. ответственность сторон за ущерб, причиненный друг другу;
  6. срок действия, основания и порядок прекращения договора.

Если немного абстрагироваться от правовых вопросов, то права и обязанности волонтера и НКО можно сформулировать следующим образом.

Волонтер имеет право: на правдивую информацию; начать работу в любой момент; на обучение, помощь, поддержку; на общение с единомышленниками; на самореализацию; прекратить работу в любой момент.

Волонтер обязан: разделять миссию организации; уважать внутренние правила организации; уважительно относиться к благополучателям; уважать распорядок учреждения, его сотрудников; исполнять взятые на себя обязанности.

НКО имеет право: на правдивую информацию; принять волонтера и расстаться с ним по своему усмотрению; предложить волонтеру варианты применения его знаний и навыков.

НКО обязана: подготовить и обеспечить безопасное место труда волонтера; обеспечить волонтера материалами; подготовить среду для общения, досуга и развития волонтера.

Очевидно, что выполнение обеими сторонами обязанностей и возможность реализовать права — важнейшая базовая составляющая успеха волонтерского сообщества. Со стороны НКО первоначальная задача — обеспечить полноту реализации прав волонтера, а также предоставить ему полную информацию о деятельности организации, ее внутренней структуре и принципах взаимоотношений с волонтерами.

Поскольку доброволец осуществляет благотворительную деятельность в интересах некоммерческой организации, все расходы на компенсацию его затрат связаны с ведением благотворительной организацией уставной деятельности. Соответственно, выплаты, производимые волонтерам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ (оказание услуг), на возмещение их расходов по исполнению таких договоров, связанных с проездом к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, с наймом жилого помещения и питанием, освобождаются от налогообложения.

При этом и расходы на питание освобождаются от налогообложения, за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных (700 руб. в сутки), предусмотренных п. 3.1 ст. 217 налогового кодекса РФ.

Также от налогообложения освобождаются и производимые волонтерам выплаты на оплату средств индивидуальной защиты и на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья волонтеров при осуществлении волонтерской деятельности.

Помимо всего, добровольцы могут направляться в командировки по соответствующей программе — естественно, при их согласии. В таком случае им возмещаются все командировочные расходы, включая суточные.

Если вам понравилась статья — порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

Что нужно знать про новый закон о волонтерстве

С 1 мая вступает в силу закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», который президент России подписал 5 февраля 2018 года. Документ вносит существенные изменения в закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», уравнивает понятия «волонтерство» и «добровольчество» и формирует единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества. Эксперты ассоциации «Юристы за гражданское общество» рассказали ТАСС, что изменится для некоммерческих организаций, органов власти и волонтеров.

Зачем принят новый закон?

Принять такой закон решили после встречи президента РФ Владимира Путина с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО), благотворительных организаций и волонтерского движения 26 июля 2017 года. Тогда участники некоммерческого сектора сказали, что у них возникает немало проблем и сложностей в связи с разными подходами к работе с волонтерами и с документами, которые при этом необходимы.

Новый закон более четко определяет всех ключевых участников процесса в правовом поле.

Что именно меняет закон?

  • Уравнены понятия «волонтер» и «доброволец»

Впервые понятие «волонтер» появилось в российском законодательстве в связи с проведением Олимпиады в Сочи, а затем перешло в закон о физической культуре и спорте. А слово «добровольцы» использовалось в законе о благотворительной деятельности. И хотя для большинства из нас слова «волонтер» и «доброволец» — синонимы, юридически разница состояла в том, что в организации спортивных мероприятий участвуют волонтеры, а в благотворительной деятельности — добровольцы. Труд добровольцев является исключительно безвозмездным.

  • Определен статус добровольческих (волонтерских) организаций
  • Уточнены полномочия органов власти и местного самоуправления
  • Уточняется содержание договора с добровольцем (волонтером)

Что может получить доброволец (волонтер)?

Так же как и раньше, доброволец может получать поддержку в виде питания, формы, необходимого оборудования и средств индивидуальной защиты, а также оплату проезда до места назначения и обратно, страхование жизни и здоровья, психологическую помощь и возмещение расходов. Также доброволец может рассчитывать на информационную, консультационную и методическую поддержку в той форме, которая установлена организацией. Закон предусматривает для добровольца возможность получать поощрения и награждения за труд, в том числе в рамках конкурсов и программ всех уровней.

Что предполагает договор с добровольцем?

Если закон о физической культуре и спорте обязывает организации заключать договор с волонтером, то по закону о благотворительной деятельности договор с добровольцем не обязателен. С 1 мая вопрос, заключать или не заключать договор с добровольцем, также останется на усмотрение организации. Новшество состоит в том, что теперь более подробно описано содержание договора.

Так, в документе может быть прописано возмещение добровольцу расходов на наем жилого помещения, проезд, питание и на средства индивидуальной защиты, оборудование и спортивное снаряжение, а также оплата страховых взносов на медицинское страхование либо на страхование жизни или здоровья волонтера во время его добровольческой деятельности.

Юристы отмечают, что в договоре с добровольцем (волонтером) не должно быть никаких терминов трудового права (работа, отпуск, график, обязанности и т.д.). Даже подписав договор с организацией, доброволец может в любой момент отказаться от этой деятельности.

Что изменится для организаторов?

Закон вводит два совершенно новых понятия — организатор добровольческой деятельности и добровольческая организация. Статус организатора добровольческой деятельности могут получать НКО и физические лица, которые привлекают добровольцев к волонтерской деятельности. «С физическими лицами есть много вопросов. Во-первых, непонятно, какую деятельность в рамках закона может организовать физическое лицо с привлечением волонтеров. Во-вторых, в теории пока непонятно, как юридически это будет оформлено, как это будет выглядеть с точки зрения даже налогового законодательства», — отметили юристы.

Новый закон предусматривает, что добровольческие организации могут принимать программы развития добровольчества, получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления, информировать граждан о возможностях стать добровольцами, участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества, создаваемых при органах госвласти и местного самоуправления, а также получать поддержку, предусмотренную законодательством РФ, например как социально ориентированная некоммерческая организация.

Что изменится для органов власти?

Теперь государственные органы и органы местного самоуправления получили законное право привлекать добровольцев. И это абсолютное новшество. «Фактически государство получает возможность использовать труд добровольцев для решения своих задач», — отмечают юристы.

Закон дает возможность органам исполнительной власти разрабатывать и проводить программы для поддержки добровольчества и формировать для этой же цели единую информационную систему, которая включает сведения о добровольцах, организаторах волонтерской деятельности и добровольческих организациях. Информация в эту систему предоставляется не в обязательном порядке, а при желании.

Кроме того, документ позволяет органам власти в регионах внедрять собственные программы поддержки добровольчества.

Также с 1 мая начинают действовать изменения Налогового кодекса РФ, которые президент подписал 23 апреля. Теперь не будут облагаться налогом НДФЛ доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров.

Волонтерский договор

Волонтер-доброволец. По-моему, договор с ним может заключить только НКО. Коммерческая фирма обязана заключить трудовой договор и заплатить денежку. Вот образец:

ДОГОВОР С ВОЛОНТЕРОМ №______

г. Москва «__»_____________20___г.

_______________, именуемый (ая) в дальнейшем Благотворитель, в лице ____________, действующего на основании ___________, с одной стороны, и гражданин ______________, именуемый в дальнейшем Волонтер, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.
1. Волонтёр осуществляет благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благотворительной организации.
2. Волонтёр обязуется выполнять работу _____________________________
__________________________________________________________________
(должность или конкретная работа)
3. Волонтёр обязан соблюдать устав Благотворителя, трудовую дисциплину, этические нормы, принятые в организации.
4. Волонтёр обязуется не разглашать конфиденциальные сведения о клиентах, которые стали ему известны в связи с выполнением волонтёрских обязанностей.
5. Волонтёр обязуется отработать ______ часов в неделю (месяц) со следующим режимом работы: ________________________________________________________________
________________________________________________________________

6. Волонтёр подчиняется непосредственно_____________________________
7. Основные обязанности Волонтёра __________________________________
________________________________________________________________
8. Благотворитель обязуется:
a. обеспечить Волонтера работой (материалами, оборудованием, заданием и т.д.) в соответствии с его обязанностями;
b. принимать меры по повышению информированности Волонтёра в области ______________________________, а также ______________(сфера деятельности организации) повышению квалификации в сфере его непосредственных обязанностей;
c. в необходимых случаях выдавать Волонтёру доверенность на право действовать от имени и в интересах Благотворителя;
d. компенсировать Волонтёру расходы, связанные с выполнением его служебных обязанностей (в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»);
e. допускать Волонтёра к интересующим его мероприятиям, проводимым Благотворителем;
f. по просьбе Волонтёра давать ему характеристику или рекомендации с указанием количества отработанных часов и качества работы;

9. Ответственность сторон.
a. При нарушении Волонтёром трудовой дисциплины на него может быть наложено взыскание в виде замечания или выговора.
Волонтёр лишается права на получение характеристики и рекомендаций, любые его отношения с Благотворителем прекращаются.
b. Волонтёр несёт гражданско-правовую ответственность за порчу или утрату имущества и оборудования Благотворителя, если она произошла по его вине и не оправдана нормальным производственным риском.
10. Настоящий договор заключён на срок ____________.
11. Волонтёр может расторгнуть настоящий договор, предупредив Благотворителя за одну неделю.

Читайте так же:  Приказ 132 от 20022019 департамента здравоохранения города москвы

Ф.И.О. ________________ Адрес ____________________________
Адрес _________________ __________________________________
Телефон _______________ Телефон___________________________

Правовая зоозащита

Правовые вопросы обращения с домашними животными

Труд волонтеров в некоммерческих организациях

Об использовании труда добровольцев (волонтеров) в российском законодательстве говорится немного, что создает определенные проблемы. Рассмотрим вопросы организации труда добровольцев, специфику документального оформления отношений с ними, ведение учета и расчетов с такими работниками.
Некоммерческие организации в своей деятельности используют труд следующих групп лиц:
— постоянных работников и совместителей;
— лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера (в том числе, договор подряда, поручения и возмездного оказания услуг);
— добровольцев, волонтеров (фр. volontaire, от лат. voluntarius — волонтер, бесплатный, добровольный).
В России институт волонтерства начал зарождаться и законодательно оформляться только с середины 1990-х гг., при этом до настоящего времени весьма актуальными остаются вопросы правового и экономического регулирования добровольческой деятельности.
Волонтерство основывается на добровольном, не требующем оплаты труде. Следовательно, мотивами волонтерства являются не материальное поощрение, а социальные, благотворительные и духовные интересы. Добровольность труда не предполагает неорганизованного характера работы. Как правило, отношения между добровольцем и нанимающей организацией регулируются договорными обязательствами, которыми строго определяется объем работ. Кроме того, несмотря на добровольность, волонтерство сопряжено с определенным уровнем ответственности: за выполнение норм и требований, сохранность активов, поддержание репутации организации и т.п. Все это обоснованно позволяет рассматривать волонтерство как особую систему трудовых отношений.
Любая система трудовых отношений строится на определенных механизмах стимулирования. В волонтерстве при отсутствии материального поощрения актуальным становится вопрос о методах стимулирования. Опыт других стран позволяет выделить ряд методов, среди которых наиболее распространенными являются практическое стимулирование волонтеров, информационное и привилегированное.
Практические методы — предоставление волонтерам возможности участия в различных программах (например, образовательных) на бесплатной или льготной основе, приобретение опыта, дополнительных знаний и навыков работы и т.д.
Информационные методы — обеспечение доступа волонтеров к информационным источникам и материалам, таким как библиотечные системы, научно-исследовательские разработки, новые технологии и др.
Привилегированные методы — предоставление волонтерам возможности бесплатного посещения проводимых некоммерческой организацией мероприятий, скидки на ее услуги и т.п.
Словом, волонтерство (добровольчество) — это система трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно полезные цели.
Примером активного применения российскими некоммерческими организациями труда волонтеров является музейная деятельность, например, в Государственном Эрмитаже, являющемся некоммерческим учреждением, численность добровольцев достаточно велика, особенно в периоды юбилейных дат и тематических выставок. Они принимают участие в информационной поддержке музея, работе с посетителями, спонсорами и благотворителями, а также в организации пресс-конференций, юбилейных мероприятий и проведении маркетинговых исследований. В качестве методов стимулирования труда волонтеров Государственный Эрмитаж предоставляет:
— право бесплатного посещения музея и экскурсионного обслуживания;
— существенные скидки на сувенирную и печатную продукцию музея, на меню музейных кафе;
— выдачу приглашений на концерты, клубные мероприятия, открытие выставок и др.
Отметим, что, несмотря на активные усилия ряда музеев прочно внедрить добровольческие трудовые отношения в повседневную работу, результаты таких попыток нельзя назвать успешными. Обычно максимальное число волонтеров в российском музее составляет около 20 человек, тогда как в США численность добровольцев в музее может достигать 200 человек.
Примечательно, что в российском федеральном законодательстве упоминаются только добровольцы. В документах регионального уровня наряду с термином «добровольцы» встречается и понятие «волонтер» в качестве синонима. Обоснованно считать термины «волонтер» и «доброволец» взаимозаменяемыми, поэтому и в статье будем использовать их как синонимы.
В статье 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон N 135-ФЗ) определение термина «добровольцы» трактуется как физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). А лица, получающие помощь добровольцев, определяются как благополучатели.
Благотворительной организацией признается неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных ст. 2 Закона N 135-ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
При этом правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности определены ст. 7 Закона N 135-ФЗ и должны быть закреплены в договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем, предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя. Этим договором может предусматриваться возмещение связанных с исполнением работ или оказанием услуг расходов добровольцев:
— на наем жилого помещения;
— проезд до места назначения и обратно;
— питание;
— оплату средств индивидуальной защиты;
— уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности.
Если некоммерческая организация предполагает возмещать добровольцам (волонтерам) эти расходы, то соответствующий договор должен быть заключен обязательно в письменной форме.
Практика такова, что некоммерческая организация, как правило, оформляет отношения с добровольцами не договором, а устно, без всякого письменного соглашения. Причинами такой позиции являются:
— необходимость составления и подписания контракта нередко вызывает у руководства некоммерческой организации различные опасения;
— руководство некоммерческой организации зачастую не знает и не понимает, как составить договор с добровольцем и зачем он нужен;
— высокая текучесть кадров добровольцев;
— большое количество добровольцев;
— труд добровольцев — безвозмездное выполнение работ и услуг в пользу некоммерческой организации, и те, кто это осознает, опасаются претензий налоговой инспекции по уплате налога на прибыль с дохода в виде экономической выгоды.
Остановимся на особенностях организации труда добровольцев и специфике документального оформления отношений с такими работниками.
Правоотношения с физическими лицами, осуществляющими какую-либо деятельность в интересах организации, бывают двух видов: трудовые и гражданско-правовые. Общий порядок оформления трудовых отношений между работодателем и работником определен в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) и Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), федеральных законах и иных нормативных актах. Эти нормативные документы распространяются на все организации независимо от того, являются они коммерческими или некоммерческими. Регулирование трудовых отношений с добровольцами является исключением.
Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).
Суть этих отношений заключается в подчинении правилам внутреннего трудового распорядка, в праве на ежемесячное получение заработной платы, праве на ежегодный оплачиваемый отпуск, праве на государственное социальное страхование и т.д. Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора — соглашения, в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
Исходя из определения трудовых отношений, они во многом соответствуют правоотношениям добровольца и благотворительной организации. И определяющим их признаком является элемент подчинения, субординации (соблюдение добровольцем правил внутреннего распорядка, подчинение своему руководителю). Но в этих отношениях не соблюдается один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений — обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей человеку и его семье достойное существование, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 2 ТК РФ). Следовательно, такие отношения не относятся к трудовым и не могут быть урегулированы трудовым законодательством.
Другим видом отношений между физическим лицом и организацией по поводу выполнения работ (оказания услуг) являются гражданско-правовые отношения, возникающие из гражданско-правовых договоров. Согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Отношения добровольца и некоммерческой организации основаны на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности (добровольность безвозмездного труда). Это имущественные отношения, поскольку их объектом являются работы и услуги, которые направлены на создание материальных благ. Думается, что они вряд ли отвечают принципу равенства участников, поскольку в отношениях между добровольцем и организацией присутствует элемент подчинения.
Гражданский кодекс РФ предусматривает договоры, на основании которых возникают обязательства по выполнению работ и оказанию услуг. Это, соответственно, договор подряда (гл. 37 ГК РФ) и договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). Оба договора носят возмездный характер, что опять же противоречит сущности отношений некоммерческой организации и волонтера. Поэтому такие договоры не могут быть использованы для оформления взаимных прав и обязанностей рассматриваемых сторон.
Таким образом, нельзя однозначно сказать, что рассматриваемые отношения входят в объект гражданского права. Но в то же время ГК РФ в силу принципа свободы договора дает сторонам возможность заключать предусмотренные и не предусмотренные законом или иными правовыми актами соглашения (ч. 2 ст. 421 ГК РФ).
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ч. 4 ст. 421 ГК РФ). Следовательно, правомерно предположить, что договор о добровольческом труде регулируется гражданским законодательством. При этом среди обязательных условий такого договора необходимо отметить безвозмездность и условие о соблюдении добровольцем правил внутреннего распорядка благотворительной организации.
Итак, между добровольцем и некоммерческой организацией заключается договор, в котором оговариваются условия выполнения конкретной благотворительной программы без оплаты труда. По мере необходимости в договоре указывается также, что добровольцу возмещаются все расходы, понесенные им с целью выполнения программы. Запись в трудовой книжке волонтера не производится, поскольку такая работа не входит в сферу стандартных трудовых отношений.
Письменный договор с добровольцем может быть оформлен в виде единого документа в двух (или более) экземплярах, подписанного некоммерческой организацией и добровольцем, или путем обмена письмами, содержащими права и обязанности сторон. В целом в договоре целесообразно указать следующие аспекты:
— описание функций добровольца (содержание работ или услуг);
— указание лица, контролирующего и/или координирующего его работу, порядка ее исполнения (с возможной ссылкой на внутренние документы некоммерческой организации);
— виды расходов (а также их предельные размеры), которые могут осуществляться добровольцем в интересах некоммерческой организации, порядок компенсации таких расходов;
— обязанности некоммерческой организации по созданию условий для работы добровольца;
— ответственность сторон за ущерб, причиненный друг другу;
— срок действия, основания и порядок прекращения договора.
Поскольку доброволец осуществляет благотворительную деятельность в интересах некоммерческой организации, все расходы на компенсацию его затрат связаны с ведением благотворительной организацией уставной деятельности. Они, как правило, осуществляются за счет целевых средств (целевого финансирования или целевых поступлений).
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ (НК РФ)).
К целевым поступлениям относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные этими получателями по назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ).
В частности, средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности, в силу подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ являются целевыми поступлениями на содержание некоммерческой организации и ведение уставной деятельности.
Следовательно, главным требованием к целевым средствам, не учитываемым для целей налогообложения прибыли, является использование их по целевому назначению. Если имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, использованы не по назначению, они включаются в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ). Такие доходы признаются для целей налогообложения прибыли в момент, когда получатель фактически использовал указанное имущество не по целевому назначению либо нарушил условия его предоставления (подп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Благотворительные организации должны подтверждать целевое использование израсходованных средств. Во-первых, все некоммерческие организации отчитываются о целевом использовании средств перед налоговыми органами путем представления отчета о целевом использовании полученных средств, типовая форма которого утверждается приказом Минфина России.
Во-вторых, если средства получены в виде благотворительного гранта, то в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ грантополучатель обязан представить грантодателю отчет о целевом использовании средств. Содержание и порядок представления отчета не регламентированы, их устанавливает грантодатель. Кроме того, ст. 17 Закона N 135-ФЗ предусматривает принятие благотворительными организациями благотворительных программ — комплексов мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям организации. Каждая подобная благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы, среди которых могут быть волонтеры), устанавливает этапы и сроки ее реализации.
Следовательно, необходимо обеспечить включение статей планируемых расходов, связанных с компенсацией затрат волонтерам в сметы благотворительных программ и в бюджеты грантов. При этом, конечно же, целевое расходование средств должно быть подтверждено документами.
Для учета расчетов по суммам возмещения расходов волонтерам в специальной литературе иногда предлагается использовать счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
По мнению автора, это не вполне обоснованно, так как подотчетными лицами считаются работники хозяйствующего субъекта, получившие авансом наличные денежные средства на административно-хозяйстве нные и прочие расходы. Расчеты с волонтерами, не состоящими в штате некоммерческой организации, правомернее отражать на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», открыв соответствующий субсчет (например, субсчет «Расчеты с добровольцами»).
Данное предположение подтверждается также тем, что сущность расчетов с подотчетными лицами предполагает авансовые выдачи денежных средств. А формулировка п. 7.1 Закона N 135-ФЗ предусматривает для волонтеров возмещение произведенных ими расходов. Под термином «возмещение» понимается компенсация уже произведенных расходов, восстановление израсходованных факторов в натуральной или в денежной форме лицу, которое понесло расходы. Словом, возможность авансовой выдачи денежных средств волонтерам является весьма сомнительной (хотя и применяется на практике), а использование счета 71 для обобщения информации о расчетах с добровольцами — тем более. Исходя из изложенного, расчеты с волонтерами с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с учетом действующей практики целесообразно отражать записями, представленными в таблице.

Читайте так же:  Самара нотариус волжского района

Корреспонденция счетов по расчетам с волонтерами

Г——————————————————T————— —————————————T——————————— —————T—————————————————¬
| Содержание |Документ-основание| Дебет счета | Кредит счета |
| хозяйственной | | | |
| операции | | | |
+——————————————————+————— —————————————+——————————— —————+—————————————————+
|Выдача денежных |Расходный кассовый|76 «Расчеты с |Кредит 50 «Касса»|
|средств волонтерам|ордер |разными | |
|из кассы | |дебиторами и | |
| | |кредиторами»* | |
+——————————————————+————— —————————————+——————————— —————+—————————————————+
|Списание в расходы|Смета |20 «Основное |76 «Расчеты с |
|сумм возмещенных |благотворительной |производство» |разными |
|расходов |программы, | |дебиторами и |
|волонтерам |заявление | |кредиторами»* |
| |добровольца | | |
+——————————————————+————— —————————————+——————————— —————+—————————————————+
|Списание |Бухгалтерская |86 «Целевое |20 «Основное |
|использования |справка |финансирование» |производство» |
|средств целевого | | | |
|финансирования на | | | |
|оплату расходов | | | |
+——————————————————+————— —————————————+——————————— —————+—————————————————+
|* Соответствующий субсчет «Расчеты с добровольцами». |
+———————————————————————— ————————————————————————— ———————————————————————+

Выплаты в рамках исполнения заключаемых в соответствии со ст. 7.1 Закона N 135-ФЗ гражданско-правовых договоров — на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем величину суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ (700 руб. в сутки) — не облагаются страховыми взносами в соответствии с ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Также, согласно Федеральному закону от 18.07.2011 N 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности» не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) следующие компенсации волонтерам:
— на возмещение их расходов, связанных с исполнением безвозмездного договора;
— на наем жилого помещения, проезд к месту благотворительной акции и обратно, на питание в пределах норматива суточных (700 руб. в сутки). Сумма выплат волонтеру свыше 700 руб. облагается НДФЛ и является базой для начисления страховых взносов;
— на оплату средств индивидуальной защиты и на медицинскую страховку от рисков для здоровья добровольцев.
Бытует мнение, что отправлять волонтеров в командировки и иные поездки для решения определенных задач некоммерческие организации не имеют права, поскольку добровольцы не состоят в трудовых отношениях с организацией и, соответственно, им не могут выплачиваться суточные, предусмотренные при возмещении расходов работникам, состоящим в штате организации.
Авторы этого утверждения ссылаются на нормы Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (далее — Инструкция N 62), в которой служебной командировкой признается поездка в другую местность только работников хозяйствующего субъекта. Однако положения Инструкции N 62 противоречат нормам законов N 135-ФЗ и N 235-ФЗ, являющихся документами более высокого порядка и, кроме того, более поздними по времени издания. Словом, можно сделать вывод, что добровольцы могут направляться в командировки по соответствующей программе. Им возмещаются все командировочные расходы, включая суточные.

1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ.
2. Ермолаева Е.В. Труд добровольцев // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2006. N 3.
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
4. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ.
5. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности: Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ.
6. О служебных командировках в пределах СССР: инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62.
7. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
9. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

И.А. Варпаева,
старший преподаватель кафедры
бухгалтерского учета и аудита
Нижегородский коммерческий институт

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», N 24, декабрь 2011 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 26 января 2018 года

Одобрен Советом Федерации 31 января 2018 года

Внести в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3340; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 27, ст. 2708; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 39; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 52, ст. 6998; 2014, N 19, ст. 2308) следующие изменения:

1) наименование изложить в следующей редакции:

«О благотворительной деятельности

и добровольчестве (волонтерстве)»;

2) статью 1 дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

«Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

На добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом для благотворительной деятельности.»;

3) в пункте 1 статьи 2:

а) абзац первый после слова «Благотворительная» дополнить словами «и добровольческая (волонтерская)»;

б) абзац десятый изложить в следующей редакции:

«содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;»;

в) абзац шестнадцатый после слова «добровольческой» дополнить словом «(волонтерской)»;

4) пункт 1 статьи 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».»;

а) часть первую после слова «добровольцы» дополнить словом «(волонтеры)», дополнить предложением следующего содержания: «Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.»;

б) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Добровольцы (волонтеры) — физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.»;

в) часть пятую дополнить словом «(волонтеров)»;

г) дополнить частями шестой — восьмой следующего содержания:

«Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности — некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.

Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.

Добровольческая (волонтерская) организация — некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.»;

6) статью 7 1 признать утратившей силу;

7) в пункте 3 статьи 10 слова «в качестве добровольцев» заменить словами «на безвозмездной основе»;

а) абзац шестой после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;

б) абзац десятый дополнить словом «(волонтеров)»;

9) дополнить разделом III 1 следующего содержания:

«Раздел III 1 . Условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 17 1 . Права и обязанности добровольца (волонтера)

1. Доброволец (волонтер) имеет право:

1) осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;

2) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;

3) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:

поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;

психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;

возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;

5) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.

2. Помимо прав, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, доброволец (волонтер) имеет также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Доброволец (волонтер), организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация обязаны не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.

4. Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.

5. Условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности указанных организатора, организации для достижения общественно полезных целей.

Условия договора между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать обязанность добровольца (волонтера) соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности указанной организации иные обязательные требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации, а также право добровольческой (волонтерской) организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с добровольцем (волонтером) в случае нарушения им таких обязательных требований.

6. Договор, указанный в пункте 4 настоящей статьи, может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

Договор, указанный в пункте 5 настоящей статьи, может предусматривать обязанности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации по предоставлению добровольцу (волонтеру) питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также по возмещению связанных с исполнением договора расходов.

Статья 17 2 . Правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право:

1) получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 17 3 . Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства)

1. Правительство Российской Федерации утверждает:

1) общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

2) перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

2. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

Читайте так же:  Как узаконить перепланировку в квартире в туле

2) участие в формировании единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

4) утверждение порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

5) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;

8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.

Статья 17 4 . Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 17 5 . Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)

1. Формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) осуществляются федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики.

2. Порядок функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), требования к технологическим и лингвистическим средствам данной информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в данной информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) с иными информационными системами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях.

Предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) осуществляется добровольно.

Наличие в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) сведений о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях не является обязательным условием оказания поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления добровольческой (волонтерской) деятельности указанных участников добровольческой (волонтерской) деятельности.»;

10) пункт 7 статьи 19 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Внести в статью 31 1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2010, N 15, ст. 1736; 2011, N 29, ст. 4291; 2012, N 53, ст. 7650; 2013, N 27, ст. 3464, 3477; N 52, ст. 6961; 2014, N 42, ст. 5611; N 45, ст. 6139; N 52, ст. 7551; 2015, N 18, ст. 2618; N 48, ст. 6724; 2016, N 11, ст. 1494; N 27, ст. 4220; N 52, ст. 7498) следующие изменения:

1) в подпункте 8 пункта 1 слова «содействия благотворительности и добровольчества» заменить словами «организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства)»;

2) подпункт 1 пункта 3 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;

3) пункт 12 1 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Статью 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2013, N 27, ст. 3477) дополнить пунктами 4 — 6 следующего содержания:

«4. Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.

5. Религиозные организации вправе заключать с добровольцами (волонтерами) гражданско-правовые договоры о добровольческой (волонтерской) деятельности, предметом которых являются безвозмездное выполнение добровольцами (волонтерами) работ и (или) оказание ими услуг.

Существенным условием договора о добровольческой (волонтерской) деятельности является соблюдение добровольцем (волонтером) внутренних установлений религиозной организации, являющейся стороной договора. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

6. Добровольческая (волонтерская) деятельность, предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи, не может регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.».

В пункте 11 статьи 16 1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2012, N 53, ст. 7612; 2017, N 30, ст. 4457) слово «(волонтеры)» заменить словами «(добровольцы (волонтеры)».

Подпункт 9 1 пункта 2 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727,6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87) изложить в следующей редакции:

«9 1 ) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства);».

Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 21, ст. 2455; N 25, ст. 2977; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 48, ст. 5517; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5733; N 52, ст. 6441; 2010, N 15, ст. 1736; N 49, ст. 6409; 2011, N 17, ст. 2310; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4591, 4594, 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7015,7039; 2012, N 26, ст. 3444, 3446; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2325; N 27, ст. 3477; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165;N 52, ст. 6981, 7008; 2014, N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4235; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 52, ст. 7558; 2015, N 1, ст. 11, 52; N 27, ст. 3995; N 48, ст. 6723; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; 2018, N 1, ст. 27, 47, 87) следующие изменения:

1) пункт 25 части 1 статьи 15 дополнить словом «(волонтерству)»;

2) пункт 33 части 1 статьи 16 дополнить словом «(волонтерству)»;

3) пункт 11 части 1 статьи 16 2 дополнить словом «(волонтерства)».

Внести в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2009, N 48, ст. 5726; 2010, N 19, ст. 2290; 2011, N 49, ст. 7062; N 50, ст. 7354; 2012, N 53, ст. 7582; 2013, N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4025; 2014, N 26, ст. 3376; 2015, N 1, ст. 43; N 27, ст. 3993, 3995; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3277; N 27, ст. 4217; N 48, ст. 6736; 2017, N 17, ст. 2460; N 50, ст. 7544) следующие изменения:

1) в пункте 3 1 статьи 2 слово «волонтеры» заменить словами «добровольцы (волонтеры)»;

а) в части 1 1 слово «волонтерам» заменить словами «добровольцам (волонтерам)»;

б) в части 1 2 слово «волонтерам» заменить словами «добровольцам (волонтерам)», слово «волонтеров» заменить словами «добровольцев (волонтеров)»;

3) в части 4 статьи 31 3 слово «волонтеров» заменить словами «добровольцев (волонтеров)».

Пункт 20 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257; 2017, N 47, ст. 6850) после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 383-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и статью 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст. 6998) признать утратившим силу.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2018 года.

Президент Российской Федерации В. Путин