Договор о еэс органы

Рубрики Статьи

Договор 1957 о создании Европейского Экономического сообщества

Главная > Реферат >Экономика

Договор 1957 о создании Европейского Экономического сообщества

Подписанный в Риме в марте 1957 года договор об учреждении ЕЭС стал одним из важнейших этапов европейской интеграции. Этому событию предшествовал долгий период выработки приемлемых подходов и поиска путей создания экономического союза между странами «шестерки» — Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, которые еще ранее, в 1951 году, создали европейское объединение угля и стали. Деятельность этого объединения по реструктуризации и возрождению угольной и металлургической промышленности, которые в послевоенное десятилетие, естественно, находились в глубоком кризисе, была настолько успешна, что руководители стран шестерки не могли не начать размышлять о возможности углубления этого союза и расширения спектра его деятельности. Руководителю межправительственного комитета ЕОУС Полю Спааку было поручено подготовить доклад о возможности устройства полномасштабного экономического союза между странами шестерки, который бы включал в себя единый рынок, единую налоговую и денежно-кредитную политику. Проект, представленный в Венеции в 1956 году, был одобрен министрами иностранных дел шестерки и началась кропотливая работа по разработке положений договора, который и был подписан в 1957 году.

Он содержал четкую программу мер по постепенной экономической интеграции, общие цели, принципы и средства, с помощью который предполагалось осуществлять столь грандиозный процесс.

Официальной целью создания ЕЭС было объявлено достижение «всестороннего развития экономической деятельности» в масштабах всего сообщества, «постоянного и равномерного развития, возрастающей стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между государствами, которые оно объединяет», путём создания «Общего рынка». Под «Общим рынком» мыслится такое объединение (интеграция) национальных рынков стран-участниц, в котором предусматривается: постепенное устранение всех ограничений в торговле между ними; введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного передвижения «товаров, лиц, капиталов и услуг» — создание таких условий в качестве одной из конечных целей римского договора получило название «четырех свобод»; также общий рынок по мысли авторов договора предусматривал проведение общей политики в области транспорта и хозяйства; разработка принципов согласования экономической политики стран-участниц; установление единообразных правил конкуренции, сближение законодательств стран-участниц.

В качестве руководящих органов ЕЭС были образованы Совет ЕЭС, Комиссия европейских сообществ и Европейский парламент. В состав высшего органа ЕЭС — Совета — входят по одному представителю от каждой страны-участницы (обычно министры экономики, финансов или торговли). Главный исполнительный орган — Комиссия — состояла из 9 членов, назначаемых на 4-летний срок правительствами стран, входящих в сообщество.

Реализация этих мероприятий должна была осуществляться постепенно, в течение переходного периода длительностью в 12 лет.

Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями)

Договор
о Евразийском экономическом союзе
(Астана, 29 мая 2014 г.)

С изменениями и дополнениями от:

10 октября, 23 декабря 2014 г., 8 мая 2015 г.

Протоколом, подписанным в Москве 15 марта 2018 г., в настоящий Договор внесены изменения. Протокол не вступил в силу

О разъяснении положений настоящего Договора см. Консультативные заключения Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза от 1 ноября 2016 г., от 4 апреля 2017 г., от 30 октября 2017 г., от 11 декабря 2017 г. N СЕ-2-3/1-17-БК, от 10 июля 2018 г. и от 7 декабря 2018 г.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами,

основываясь на Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года,

руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина,

желая укрепить солидарность и углубить сотрудничество между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций,

выражая убежденность в том, что дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции отвечает национальным интересам Сторон,

движимые стремлением укрепить экономики государств — членов Евразийского экономического союза и обеспечить их гармоничное развитие и сближение, а также гарантировать устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию,

обеспечивая экономический прогресс путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами — членами Евразийского экономического союза общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики,

подтверждая стремление к дальнейшему укреплению экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, а также международными интеграционными объединениями и международными организациями,

принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также другим общепризнанным принципам и нормам международного права, договорились о нижеследующем.

Совершено в городе Астане 29 мая 2014 года в одном экземпляре на белорусском, казахском и русском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

В случае возникновения разногласий для целей толкования настоящего Договора используется текст на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Договора, направит каждой Стороне его заверенную копию.

6.3. Европейское экономическое сообщество и Европейский Союз в системе международных экономических отношений

3. Европейское экономическое сообщество и Европейский Союз в системе международных экономических отношений

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС или «Общий рынок») образовано 25 марта 1957 г. на основе Римского договора. Сегодня это группировка, которая объединяет 15 западноевропейских стран (Австрию, Бельгию, Великобританию, Голландию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Португалию, Францию, Швецию). Цели, ради которых объединились эти страны, сводятся к созданию таможенного союза в рамках данной международной организации, формирование общего рынка рабочей силы, услуг и капиталов, проведение единой торговой политики в отношении других стран, образования экономического и валютного союза и проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта, сближение экономического законодательства участников.

Вполне понятно, что в основе этих целей лежит стремление финансовой олигархии указанных стран расширить рынки сбыта и территориальную сферу своей деятельности, что, в свою очередь, позволит значительно повысить экономическую мощь стран — участниц ЕЭС, консолидировать их усилия в борьбе с монополиями других государств.

Группировки стран — участниц ЕЭС уже в 70-х годах завоевало достаточно прочные позиции на мировом капиталистическом рынке. На них приходилось более 40 % промышленного производства,
50 — экспорта и около 30 % прямых зарубежных инвестиций развитых стран. Однако кризис 1980-1982 гг. показала, что темпы экономического развития в странах — участницах ЕЭС минимум в 2 раза уступают японским и американским. Доминирующая экономическая преимущество этих двух стран по многим позициям сохранилась до сих пор. Сегодня монополиям США принадлежит 80 % вычислительного оборудования, функционирующего в капиталистических странах; они владеют 70 % рынка лицензий. Японские корпорации контролируют около 80 % мирового капиталистического производства видеотехники, 75 % промышленных роботов, около 60 % станков с числовым программным управлением.

Механизм системы управления ЕЭС прошел сложный путь. Сегодня его исполнительными органами являются Совет и Комиссия. Совет включает в свой состав министров государств-участниц.

Комиссия осуществляет свою деятельность на основе решений Совета и призвана проводить единую политику ЕЭС. Ей подчинен ряд комитетов управления и других вспомогательных органов.

Деятельность ЕЭС регулируется так называемым правом Сообщества. В его основе лежит Римский договор 1957 г. и другие источники. «Право Сообщества» является автономной правовой системой наднационального характера, благодаря чему органы ЕЭС наделены полномочиями не только в отношении государств-членов, но и их граждан и юридических лиц. В то же время правовую систему Сообщества следует рассматривать как составляющую права и в соответствии международного экономического права.

В пределах ЕЭС решаются вопросы не только экономического, но и политического характера. Фактически с июня 1984 г. деятели ЕЭС начали заниматься вопросами строительства «политической Европы». По их мнению, политическая Европа может дать силы Европе экономической. В процессе реализации этой идеи был сделан ряд первых конкретных шагов. Так, с 1 января 1985 г. был введен общеевропейский паспорт, утверждены флаг и гимн Сообщества, созданы органы для решения вопросов ликвидации границ и устранения формальностей. Наряду с этим проводилась работа по созданию новой интеграционной структуры — Западноевропейского союза, который должен заменить Сообщество.

Однако, как показало жизнь, ЕЭС не было преобразовано в новую структуру. Сохраняя свою самостоятельность, оно вошло в состав нового образования — Европейского сообщества, или, как его еще называют, Европейского Союза, созданного в соответствии с Маастрихтским договором (вступил в силу с 1 ноября 1993 г.).

Читайте так же:  Ликер адвокат как пить

Кроме Европейского экономического сообщества, в состав Европейского Союза входят Европейское объединение угля и стали и Европейское сообщество по атомной энергии и 15 государств-членов (Австрия, Бельгия, Великобритания, Голландия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Германия, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция). Суммарная территория этих стран составляет 236 191,07 км2, а численность населения — почти 375 млн.

Учитывая роль Европейского Союза в системе международных отношений в целом и отношений экономического характера в частности, изменения общей ситуации в мире, многие государства выражают свое желание стать его членами. Уже подали соответствующие заявления Турция, Кипр, Мальта, Австрия, Швеция, Финляндия, Швейцария и Норвегия. В связи с этим выработаны критерии принятия новых членов Европейского Союза. Страна-претендент к вступлению в этот союз прежде всего должна быть европейской, демократической и уважать права человека. Кроме того, она должна иметь функционирующую рыночную экономику, принять интеграционное законодательство Европейского Союза и быть в таком состоянии, который дает возможность реализовать внешнюю политику сообщества.

Следует отметить, что изменилась политика Европейского Союза в отношении стран Восточной Европы. В конце 1991 г. было заключено соглашение с Польшей, Венгрией, Чехословакией (ныне Чехия и Словакия), в 1992 г. — с Болгарией и Румынией относительно их ассоциации в Союзе.

В июле 1994 г. было принято принципиальное решение Европейского Союза о возможности в перспективе вступления стран Восточной Европы в его состав в качестве полноправных членов. Для этого, как свидетельствуют экспертные заключения, нужно будет 7-10 лет, а для некоторых стран даже больше.

В начале 2003 г. Европейским Союзом было принято решение о подписании соглашений о вступлении десяти стран, а именно из: Эстонии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Венгрии, Чехии. Парламенты 15 государств — членов Евросоюза подписали соглашения ратифицировать, а в указанных странах должны быть проведены национальные референдумы, на которых граждане должны высказать свое мнение о вступлении к этому европейского сообщества. Сейчас окончательно определена дата вступления новых членов — май 2004 г.

В 2007 г. планируется вступление в Евросоюз Болгарии и Румынии.

Как уже отмечалось, Европейский Союз является одним из самых влиятельных межгосударственных объединений. Неоднозначность его черт и признаков, отсутствие аналогов этому образованию в практике международных отношений является причиной существования разнообразных взглядов на его место в системе участников международных отношений. Довольно распространено мнение, что Европейский Союз — переходная форма от международной организации до государства с федеративным устройством. Не возражая против существования такой тенденции, отметим, что это объединение еще и до сих пор имеет немало черт, которые позволяют рассматривать его как международную организацию.

Рассмотрение ЕС среди международных организаций обусловливается еще и тем, что, как уже отмечалось, его основу составляют три международные организации: Европейское сообщество (ЕС), которое раньше было известно как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом). Правовой основой существования всех трех организаций являются межгосударственные договоры об их создании, а именно: Договор о создании ЕОУС от 18 апреля 1951 г., Договор о создании ЕЭС и Договор о создании
Евроатома от 25 марта 1957 г. Именно с создания этих организаций начинается история современного Европейского Союза.

Как следует из названий ЕОУС и Евроатома, деятельность этих организаций ограничивалась определенными отраслями экономики. Сфера интересов ЕЭС, наоборот, была определена значительно шире и охватывала практически все другие отрасли, кроме указанных выше.

Одной из главных общих черт трех организаций было существование одинаковых органов управления, часть которых даже была общей. Так, основу институциональной структуры этих объединений составляли Совет и Комиссия, которые действовали во всех организациях, а также Ассамблея и Суд, которые были общими для них.

Одним из значительных этапов на пути к созданию ныне действующей структуры ЕС было подписание 8 апреля 1965 г. Договора о создании единого Совета и единой Комиссии европейских сообществ.

Сейчас органами управления ЕС является Европейский совет, Европейский парламент, Совет Европейского союза, Европейская комиссия и Европейский суд.

Членами Европейского совета, которая определяет общие направления развития ЕС, главы государств или правительств государств-членов, Председатель Европейской комиссии, а также их заместители — министры иностранных дел и один из членов Европейской комиссии. Исполнительными органами ЕС Совет Европейского Союза и Европейская комиссия, последняя из которых несет ответственность за соблюдением выполнения Договора о ЕС, имеет полномочия законодательной инициативы, контроля и имплементации и, следовательно, является главным звеном практической реализации политики ЕС.

Деятельность ЕС регулируется так называемым правом ЕС, которое является большим по объему нормативным массивом, охватывает значительное количество разнообразных норм, которые отличаются юридической силой, иерархическими связями, сферой действия, а также другими признаками. Кроме этого, праву ЕС присуща значительная специфика, которая заключается в
потому, что это право является автономной системой, которая имеет основу в международном правопорядка и граничит по своей природе, с одной стороны, с международным правом, а с другой — с национальным.

Состав источников права ЕС принято разделять на две группы, первая из которых получила название «первичное право», а вторая — «вторичное право». Такое разделение источников является не просто их классификацией, а характеристикой иерархии их отношений. Первичное право имеет приоритет, высшую юридическую силу по сравнению с актами вторичного права, которое создается и действует на основе первичного и не может ему противоречить.

Понятие «первичного права» охватывает прежде всего три учредительные договоры, на основе которых были созданы сообщества: Парижский договор о европейском объединении угля и стали (ЕОУС) 1951 г. и два Римских договора 1957 г. — о Европейское Сообщество и Евроатом вместе со всеми протоколами, декларациями и иными документами, являющимися приложениями к ним; документы, которыми в них вносились изменения и дополнения, в том числе Договор о слиянии 1965 г., Акт Совета о проведении прямых выборов в Европейский парламент 1976 г., Единый европейский акт 1986 г., Маастрихтский договор 1992 г., Амстердамский договор 1997 г., договоры о присоединении к ЕС новых членов.

Понятие «первичное право» охватывает также международные договоры сообществ и источники, которые относятся к так называемого неписаного права. Последние являются общепризнанные принципы и нормы, относящиеся к обычного международного права, а также общие принципы права, закрепленные в конституциях государств-членов.

Под вторичным правом ЕС понимается совокупность правовых актов, которые принимаются правовыми институтами и другими органами сообществ. Согласно ст. 89 Договора о ЕС в целом таких актов существует пять: регламент, директива, решения, рекомендации и выводы.

Регламент предназначен для общего применения. Он является обязательным во всех его частях и подлежит прямому применению во всех государствах-членах. Регламенты решают главные вопросы деятельности сообществ, служат основой правового регулирования их деятельности. Поскольку регламентами регулируются важнейшие вопросы политики ЕС, они отличаются от других актов достаточно общим характером изложенных в них положений.

Следующим по юридической силе документом вторичного права является директива. Она также является обязательным актом, но содержит положения, мероприятия по выполнению которых государства устанавливают самостоятельно. Именно директивы в соответствии с Маастрихтским договором (ст. 100) играют главную роль в процессе гармонизации права сообществ, поэтому их положением необходимо уделить особое внимание в процессе адаптации законодательства Украины к праву ЕС. При этом, однако, следует учитывать, что директива может быть адресована как государствам-членам в целом, так и отдельным из них, вследствие чего источником согласования должны избираться директивы общего характера.

Решение, как и регламент, является обязательным в целом для тех, кому оно адресовано, однако от последнего он отличается более высокой степенью конкретизации своих положений.

По общему правилу рекомендации и заключения не являются обязательными. Однако следует учитывать, что согласно Договора о ЕОУС рекомендации имеют обязательную силу и является аналогом директивы в рамках ЕС и Евроатома.

Следовательно, нормативный характер в праве ЕС имеют регламенты, директивы, решения, а также рекомендации, которые принимаются в рамках договора о ЕОУС.

Последним источником вторичного права ЕС являются решения Суда ЕС, имеющие силу прецедента.

Право ЕС, как и любая другая система права, имеет в своем составе нормативные акты различной юридической силы. Согласно Амстердамского договора иерархия нормативных актов в ЕС имеет шесть уровней: 1) учредительные акты; 2) общие принципы; 3) международные договоры; 4) вторичное право сообществ; 5) міжінституційні соглашения и подобные акты; 6) соглашения между государствами-членами.

1.4 Договор о слиянии и дальнейшее развитие региональной экономической интеграции

С момента вступления в силу Римских договоров существовали три различных Сообщества – ЕОУС, ЕЭС и Евратом, которые объединяли одни и те же государства, но функционировали автономно, каждое согласно своим учредительным документам, определявшим сферу деятельности, цели и методы, а также организационную структуру.

Читайте так же:  Какие пособия за четвертого ребенка

В 1965 г. в Брюсселе был подписан Договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию Европейских сообществ. Этот акт, именуемый обычно Договором о слиянии, объединил главные институты трех Сообществ в единую систему. Договор вступил в силу с 1 июля 1967 г. и с этого момента произошло объединение исполнительных органов трех Сообществ в единые институции. Вместо двух Комиссий (ЕЭС и Евратом) и Верховного органа ЕОУС создана Комиссия Европейских сообществ и точно таким же способом был учрежден Совет Европейских сообществ. В соответствии с Договором о слиянии произошло и объединение трех бюджетов в «общий бюджет Европейских сообществ». Однако финансовое слияние было неполным, поскольку ЕОУС сохранил свой операционный бюджет.

С вступлением в силу Договора о слиянии три Сообщества de facto стали представлять собой единую организацию, управляемую общими органами. Совет, Комиссия, Ассамблея (Парламент) и Суд Европейских сообществ руководствовались нормами Договора о ЕОУС – в вопросах, относящихся к сфере угля и стали, нормами Договора о Евратоме – в вопросах атомной энергетики, или чаще всего нормами Договора о ЕЭС по всем остальным вопросам. С этого момента можно говорить о том, что Европейское сообщество (Сообщество) получило право на свое самостоятельное существование.

Итак, к концу 60-х гг. XX в. процесс формирования основ интеграционного европейского общества был завершен. Перед странами-участницами встал вопрос о выборе дальнейших путей совместного развития и интеграции.

Теоретическая модель, разработанная западными экономистами, предусматривала четыре этапа европейской экономической интеграции (табл. 2).

Таблица 2. Этапы региональной экономической интеграции

Однако экономические и политические реалии внесли коррективы в эту схему. Первым этапом, как уже отмечалось, стало создание общего рынка угля и стали, т. е. интеграция в рамках двух секторов промышленности. Сразу за ним последовало формирование Таможенного союза (ЕЭС), внутри которого была создана и зона свободного движения товаров. Реализуя цели ЕЭС, его участники избрали вариант ступенчатого снижения общего уровня таможенных тарифов во взаимной торговле. Первое снижение на 10 % было осуществлено 1 января 1959 г Далее тарифы снижались почти ежегодно, и параллельно сокращался разрыв между усредненными и национальными уровнями тарифов. В итоге с 1 июля 1968 г. внутренняя торговля в Сообществе становится беспошлинной, а на его внешних границах вводится Общий внешний таможенный тариф, ознаменовавший окончание срока создания Таможенного союза.

На рубеже 1960-1970-х гг. начался третий раунд переговоров о вступлении в Европейские сообщества Великобритании, Дании, Ирландии и Норвегии, который завершился подписанием четырех двусторонних договоров. Норвегия так и не вошла в Сообщества, так как национальный референдум незначительным большинством отверг подписанный правительством договор, а остальные три страны стали членами Сообществ.

В это же время была предпринята первая попытка перехода государств – членов Европейских сообществ на еще более высокую, чем общий рынок, ступень экономической интеграции – «экономический и валютный союз». Создать экономический и валютный союз к 1980 г., как планировалось в тот период, государствам-членам не удалось, не в последнюю очередь ввиду мирового энергетического и валютно-экономического кризиса 1970-х гг. Однако именно в 1970-е гг. формируется Европейская валютная система (ЕВС). Ее главным инструментом становится Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), созданный в 1975 г. Основными элементами ЕВС стали механизм поддержания стабильных обменных курсов национальных валют государств – членов Сообщества и общая «корзинная валюта» – ЭКЮ (англ. European Currency Unit – Европейская валютная единица)[13].

В 1979 г. состоялись первые прямые выборы в Европейский парламент. В 1984 г. была начата реформа общей сельскохозяйственной политики и принята Первая рамочная программа научно-технического развития на 1984–1987 гг., положившая начало координации действий к сотрудничеству государств-членов в этой области.

На период 1970-х гг. также приходится освоение государствами – членами Европейских сообществ новых интеграционных проектов, выходящих за рамки экономической сферы жизни. Ими стали общая европейская внешняя политика и сотрудничество в правоохранительной сфере.

Первая была призвана добиться того, чтобы государства – члены Сообществ выступали единым блоком на международной арене и за счет этого обеспечили себе большее влияние в международных делах, в том числе в вопросах поддержания мира и безопасности на планете в целом.

Сотрудничество в правоохранительной сфере и соответствующие интеграционные мероприятия стали неизбежными по мере создания единого экономического пространства (общего рынка), которое делает государственные границы все более прозрачными не только для законопослушных лиц (предпринимателей, наемных работников и др.), но и для транснациональной преступности.

Вышеупомянутые новые области интеграции не были включены в организационную структуру Европейских сообществ и осваивались государствами-членами посредством специальных механизмов, не имевших изначально нормативно-правового регулирования. Для разработки европейской внешней политики в 1970 г. государства-члены образовали Европейское политическое сотрудничество (ЕПС). Этот координационный механизм функционировал на основе совместных политических деклараций, одобренных на уровне глав государств/правительств или министров иностранных дел государств-членов. ЕПС получило правовую основу только в 1986 г. при подписании Единого европейского акта (см. ниже), специальный раздел которого был посвящен сотрудничеству государств-членов в области внешней политики. Сходным образом правоохранительное сотрудничество государств-членов осуществлялось ими через совместные рабочие группы в составе руководителей или сотрудников национальных министерств внутренних дел и иных компетентных ведомств. Это сотрудничество было юридически признано в качестве самостоятельного направления интеграции лишь в 1992 г при подписании Договора об учреждении ЕС.

Об учреждении Европейского экономического сообщества

Об учреждении Европейского экономического сообщества

  1. Президент Федеративной Республики Германия, Его Величество Король Бельгийцев, Президент Французской Республики, Президент Итальянской Республики, Ее Королевское Высочество Великая Герцогиня Люксембургская, Ее Величество королева Нидерландов,
  2. полные решимости заложить основы для все более тесного союза европейских народов,
  3. решив обеспечить экономический и социальный прогресс своих стран путем общих действий, направленных на устранение разделяющих Европу барьеров,
  4. подтвердив, что основной целью их усилий является непрерывное улучшение условий жизни и труда своих народов,
  5. признавая, что устранение существующих препятствий требует согласованных действий, призванных гарантировать устойчивое развитие, сбалансированную торговлю и честную конкуренцию,
  6. движимые стремлением укрепить единство экономики своих стран и обеспечить ее гармоничное развитие путем уменьшения разрыва между различными районами и преодоления отсталости районов, находящихся в менее благоприятных условиях,
  7. преисполненные желания содействовать с помощью общей торговой политики постепенному устранению ограничений в международном товарообмене,
  8. имея в виду подтвердить солидарность, связывающую Европу и заморские страны, и желая обеспечить их процветание в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций,
  9. полные решимости укрепить путем такого объединения ресурсов мир и свободу и призывая другие народы Европы, разделяющие их идеал, присоединиться к их усилиям,
  10. решили создать Европейское экономическое сообщество и назначили с этой целью своими полномочными представителями:
  11. Его Величество Король Бельгийцев:
  12. г-на Поля-Анри Спаака, министра иностранных дел; барона Ж.-Ш. Снуа э д’Оппюра, генерального секретаря министерства экономики, главу бельгийской делегации на Межправительственной конференции;
  13. Президент Федеративной Республики Германия:
  14. доктора Конрада Аденауэра, федерального канцлера; профессора доктора Вальтера Хальштейна, статс-секретаря по иностранным делам;
  15. Президент Французской Республики:
  16. г-на Кристиана Пино, министра иностранных дел; г-на Мориса Фора, статс-секретаря по иностранным делам;
  17. Президент Итальянской Республики:
  18. г-на Антонио Сеньи, председателя Совета министров; профессора Гаэтано Мартино, министра иностранных дел;
  19. Ее Королевское Высочество Великая Герцогиня Люксембургская:
  20. г-на Жозефа Беха, председателя правительства, министра иностранных дел; г-на Ламберта Шауса, посла, главу люксембургской делегации на Межправительственной конференции;
  21. Ее Величество королева Нидерландов:
  22. г-на Жозефа Лунса, министра иностранных дел; г-на Дж. Линтхорста Хомана, главу нидерландской делегации на Межправительственной конференции;
  23. которые, обменявшись своими полномочиями, найденными в полном порядке и надлежащей форме,
  24. согласились о нижеследующем.

Часть первая. Принципы

  • Добавить комментарий
  • Настоящим Договором Высокие Договаривающиеся Стороны совместно учреждают Европейское экономическое сообщество.
    • Добавить комментарий
  • Сообщество ставит своей задачей содействовать, путем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов, гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которые оно объединяет.
    • Добавить комментарий
  • В соответствии с целями, указанными в статье 2, деятельность Сообщества предусматривает, как это определено Договором и в установленные сроки
  • a) устранение между государствами-членами таможенных сборов и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров, а также всех других эквивалентных по своим последствиям мер;
  • b) введение общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к третьим государствам;
  • c) устранение между государствами-членами препятствий свободному движению лиц, услуг и капиталов;
  • d) введение общей политики в области сельского хозяйства;
  • e) введение общей политики в области транспорта;
  • f) создание системы, которая будет ограждать от искажений конкуренцию в общем рынке;
  • g) применение процедур, дающих возможность согласовывать экономическую политику государств-членов и устранять неравновесие в платежных балансах;
  • h) сближение законодательств государств-членов в той мере, в какой это необходимо для функционирования общего рынка;
  • i) создание Европейского социального фонда с целью улучшения возможностей занятости для трудящихся и содействия повышению их жизненного уровня;
  • j) создание Европейского инвестиционного банка, призванного способствовать экономическому развитию Сообщества путем привлечения новых ресурсов;
  • k) ассоциация с заморскими странами и территориями с целью увеличения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию.
    • Добавить комментарий
  • 1. Осуществление возложенных на Сообщество задач обеспечивается следующими институтами:
  • Европейским парламентом,
  • Советом,
  • Комиссией,
  • Судом.
  • Каждый институт действует в рамках полномочий, определенных для него настоящим Договором.
  • 2. Совету и Комиссии помогает Экономический и социальный комитет, имеющий консультативные функции.
  • 3. Контроль осуществляется Палатой аудиторов, действующей в рамках полномочий, установленных настоящим Договором .
  • ———————————
    Параграф 3 включен на основании статьи 11 Договора об изменении некоторых финансовых положений.

    • Добавить комментарий
  • Государства-члены будут предпринимать все надлежащие меры общего или частного характера, чтобы обеспечить выполнение обязательств, вытекающих из настоящего Договора или из действий, предпринятых институтами Сообщества. Они будут содействовать выполнению задач Сообщества.
  • Они должны воздерживаться от любых мер, которые могли бы поставить под угрозу достижение целей настоящего Договора.
    • Добавить комментарий
  • 1. Государства-члены, в тесном сотрудничестве с институтами Сообщества, будут согласовывать свою экономическую политику в той мере, в какой это необходимо для достижения целей настоящего Договора.
  • 2. Институты Сообщества будут проявлять заботу о том, чтобы не была нарушена внутренняя и внешняя финансовая стабильность государств-членов.
    • Добавить комментарий
  • В рамках применения настоящего Договора и без ущерба для некоторых специальных положений, которые он предусматривает, запрещается любая дискриминация по соображениям национальной принадлежности.
  • По предложению Комиссии и в сотрудничестве с Европейским парламентом Совет может принять квалифицированным большинством любые правила с целью запретить такую дискриминацию .
  • ———————————
    Второй абзац изменен в соответствии со статьей 6 (2) Единого европейского акта (ЕЕА).

    ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

    Созданию ЕЭС предшествовало образование в 1951 г. Европейского объединения угля и стали, положившего начало процессам интеграции в Западной Европе. Решение о подготовке договора, предусматривающего расширение сферы экономической интеграции, было принято в июне 1955 г. в Мессине министрами иностранных дел 6 государств — учредителей ЕЭС (ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга). Подготовка договора велась Комитетом экспертов, получившим название «Комитет Спаака» по имени его председателя. Переговоры о подписании договора проходили в Брюсселе с июня 1956 г.

    Договор об учреждении ЕЭС был подписан в Риме (Римский договор) 25 марта 1957 г. и официально вступил в силу 1 января 1958 г. (одновременно с договором о создании «Евратома») после его ратификации парламентами всех шести стран-учредителей.

    В Римском договоре, учредившем Сообщество, предусматривалось в качестве первоочередной задачи создание «Общего рынка» путем ликвидации национальных барьеров на пути свободного движения товаров, рабочей силы, услуг и капиталов, а также постепенный переход к проведению единой политики в различных областях экономической и социальной жизни стран-участниц (сельское хозяйство, конкуренция, транспорт, налоги и т.д.).

    Расширения состава ЕЭС были оформлены специальными договорами. Присоединение к ЕЭС новых стран не отразилось на основных условиях и целях Римского договора. Новые члены полностью взяли на себя все обязательства, вытекающие из договора об учреждении ЕЭС, ЕОУС и «Евратома», а также всех решений, принятых на их основе органами трех сообществ за истекшие годы.

    Организационная структура. Основными органами ЕЭС являлись Совет, Комиссия, Ассамблея (с 1962 г. принято название Парламент или Европейский парламент), Суд, Экономический и социальный комитет.

    В 1958—1969 гг. (так называемый переходный период) мероприятия Сообщества были в основном направлены на устранение барьеров, препятствовавших созданию «Общего рынка».

    Таможенные пошлины во взаимной торговле стран-участниц после постепенного снижения в период 1959—1968 гг. были в основном упразднены к 1 июля 1968 г. Большая часть количественных ограничений была отменена уже в 1962 г., а остальные — к концу переходного периода. Одновременно проходил процесс замены национальных таможенных тарифов стран-участниц единым тарифом, ограждающим территорию Сообщества в торговле со странами, не входящими в ЕЭС. В полном объеме участники ЕЭС начали применять единый тариф с 1 июля 1968 г., одновременно с упразднением таможенных пошлин внутри «Общего рынка».

    Важным элементом деятельности «Общего рынка» в 60-е гг. была единая сельскохозяйственная политика. В течение переходного периода были введены в действие единые цены и правила регулирования рынков по всем основным сельскохозяйственным товарам, а также создан протекционистский механизм, применяемый в торговле с «третьими» странами.

    К 1968 г. были в основном реализованы положения Римского договора о свободном движении рабочей силы внутри «Общего рынка». В принципе выходцы из одной страны ЕЭС приравнивались по условиям найма, заработной платы и социального обеспечения к национальным рабочим другой страны. В 70-е и в начале 80-х гг. перед участниками ЕЭС встала задача развития интеграции путем формирования экономического союза, предполага-ющего выработку и проведение совместной политики по основным направлениям экономической и социальной жизни, что в ряде случаев не предусматривалось положениями Римского договора. В 1971 г. страны ЕЭС приняли план создания валютно-экономического союза («план Верне- ра»), предусматривавший переход его участников к единой валюте, общим золотовалютным резервам и единой политике в области международных расчетов, т.е. передачу под национальный контроль основных рычагов управления экономикой стран-участниц. Реализация этого плана свелась к созданию в 1972 г. механизма поддержания взаимных курсов валют этих стран («европейская валютная змея»). План, принятый в декабре 1979 г. по инициативе ФРГ и Франции, ставил перед странами ЕЭС значительно более скромные задачи. Речь шла в нем уже не о валютно-экономическом союзе, а о создании в рамках «Общего рынка» Европейской валютной системы (ЕВС). В основу ЕВС был положен принцип «фиксированных, но гибких паритетов» национальных валют стран-участниц, официально привязанных к специально созданной европейской валютной единице — ЭКЮ. Система вступила в силу в марте 1979 г. В ней согласились участвовать восемь стран ЕЭС: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Ирландия и Люксембург. Великобритания временно воздержалась от присоединения к ЕВС. Вместе с тем она зарезервировала за собой возможность при определенных условиях присоединиться к ней в будущем. Одной из важнейших сторон деятельности ЕЭС являлось установление взаимоотношений с ЕЭС с «третьими» странами и международными организациями (ГАТТ, ОЭСР, ЕЭК и другими специализированными организациями ООН). К началу 1982 г. ЕЭС установило договорные отношения в разной форме почти со 100 государствами. В Западной Европе ЕЭС заключило в 1972—1973 гг. серию соглашений со странами ЕАСТ (Австрией, Швецией, Швейцарией, Исландией, Португалией, Норвегией, а также Финляндией, ассоциированной с ЕАСТ). В соответствии с этими соглашениями в период с 1973 по 1977 г. во взаимной торговле стран ЕЭС со странами ЕАСТ были отменены количественные ограничения и таможенные пошлины на промышленные товары. В 1975 и 1979 гг. между ЕЭС и большой группой стран Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана (страны АКТ) были заключены соглашения о торгово-экономических отношениях (I и II Ломей- ские конвенции). В 1976—1977 гг. ЕЭС заключило соглашения с Алжиром, Тунисом, Марокко, АРЕ, Сирией, Иорданией и Ливаном (в полном объеме вступили в силу в 1978 г.).