Дидактическое пособие своими руками для дошкольников

Рубрики Статьи

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста

Своевременное появление языковых игр, их богатство, оригинальность и интенсивность – симптом благополучия в речевом развитии детей. Дидактические игры, призваны, прежде всего, стимулировать детскую самодеятельность. А задача педагога создать благоприятные условия для речевой деятельности ребёнка. Для этого необходимо систематически обновлять речевой уголок в группе новыми дидактическими играми и многофункциональными дидактическими пособиями. Одно из таких пособий мы сделали своими руками, его можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей. Это многофункциональное пособие «Волшебная пирамидка» с набором картинок по лексическим темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные жарких и холодных стран», «Птицы» и др.

Пособие состоит из большой пирамидки, четырёх колец разделённых на шесть секторов разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных, птиц и т.д. Изображения съёмные, они прикрепляются к кольцам с помощью липучек. Задача ребёнка прикрепить картинки к кольцам «волшебной пирамидки» на цветной сектор в соответствии с заданием. Данное пособие даёт возможность воспитателю использовать в работе самые разные дидактические игры и задания, направленные на формирование детского словаря, грамматического строя речи, связной речи, на развитие познавательных процессов. Пособие удобно в использовании, легко переносится, задания выполнять может как один ребёнок, так и подгруппа детей.

Игра «Собери семью»

1 вариант:

Цель: Упражнять детей в образовании однокоренных слов.

Описание игры:

Педагог раскладывает картинки с изображением диких животных и их детёнышей. Дети подбирают необходимые картинки и распределяют их по цветным секторам, на кольцах пирамидки. Например: желтый сектор – медвежья семья: нижнее кольцо – медведь, среднее – медведица, верхнее кольцо — медвежата; белый сектор – волчья семья: нижнее кольцо — волк, среднее — волчица, верхнее — волчата и т. п.

2 вариант:

Цель: Правильно называть животных и их детёнышей (использовать в речи существительные единственного, множественного числа)

Описание игры:

Педагог раскладывает картинки с изображением домашних животных и их детёнышей. Дети подбирают необходимые картинки и распределяют их по цветным секторам, на кольцах пирамидки (можно усложнить, добавить четвёртое кольцо – где живут?) Например: зелёный сектор – нижнее кольцо: папа — петух, следующее кольцо мама — курица, следующее – цыплёнок, цыплята, последнее кольцо – (где живут?) в курятнике.

Игра «Подбери картинку».

Цель: Упражнять детей в правильном употребление притяжательных прилагательных.

Описание игры:

В данном варианте на нижнее кольцо прикрепляются картинки диких животных (медведь, лиса, заяц ит.п.) Дети подбирают картинки на среднее и верхнее кольцо с нарисованными хвостами, ушами животных распределяя их по цветным секторам.

Например: красный сектор: на нижнее кольцо – прикрепляется изображение лисы, на среднее кольцо – хвост (чей?) лисий, на верхнее кольцо – уши (чьи?) лисьи.

Игра «Подбери по цвету».

Цель: Закреплять представления детей о цвете и использование в речи детей качественных прилагательных.

Описание игры:

На пособие устанавливается 2 кольца, на одно кольцо прикрепляются картинки с изображением цветовых пятен, на второе – дети подбирают картинки с изображением предметов того же цвета. Например: желтый кружок – жёлтый цыплёнок, белый кружок – белый козлёнок и т. д.

«Игры-загадки».

Цель: расширение словаря детей прилагательными.

Описание игры.

Педагог загадывает загадку о животном, ребёнок отгадывает загадку и устанавливает на нижнее кольцо картинку с изображением угаданного животного. На среднее и верхнее кольцо, на тот же цветной сектор, прикрепляются картинки – схемы с соответствующими признаками для загаданного животного. Например: на нижнем кольце картинка лисы, на среднее кольцо – картинка с цветным кружком оранжевого цвета (лиса (какая?) рыжая), на верхнее кольцо картинка – схема со следующим признаком (какая ещё лиса? пушистая или хитрая т.п.)

Варианты использования «волшебной пирамидки» меняются в зависимости от лексической темы. Немного хочется рассказать о другом дидактическом пособии, о нашем «Разноцветном барабане».

Данное пособие мы используем для составления рассказов – описаний о зиме ( весне, лете, осени) по опорным картинкам – схемам (рассказ по цепочке, рассказ двумя (тремя) детьми, одним ребёнком). На закрепление материала можно провести дидактическую игру «Найди ошибку», в которой педагог заранее на барабане меняет картинки местами, а дети находят картинку несоответствующую признакам данного времени года.

Дидактические пособия своими руками

Ольга Масловская
Дидактические пособия своими руками

Пособия для детей, сделанные руками воспитателей, всегда несут тепло, дополнительную энергию. Они нравятся детям, удобны в использовании, так как воспитатель хорошо знает потребности и способности детей группы, всегда готов помочь им в усвоении материала. Хочется поделиться фото некоторых пособий, которые можно использовать для создания предметно-развивающей среды. Это, например, дидактические коврики, сшитые из ткани с использованием аппликации. Они очень удобны, прочны, за ними легко ухаживать.

Этот коврик развивает мелкую моторику, тактильные ощущения.

А с помощью такого коврика можно закрепить основные цвета, геометрические фигуры, счет.

Для усвоения детьми геометрических фигур предлагаю создать симпатичную полянку из фолии.

Для развития математических представлений у детей поможет и чудо-дерево, на котором легко поменять плоды на птиц, листья, снежинки и т. д.

Подсолнухи помогут усвоить понятие высокий-низкий.

Дидактическое панно удобно стелить на полу и обводить цифры пальчиком.

Очень полезны для развития детей лабиринты.

В ведерки разных цветов складываем пробки, шарики, кружочки или другие предметы соответствующих цветов.

Дидактические пособия своими руками Хочу представить вашему вниманию дидактические пособия, сделанные своими руками. Дидактическая игра «ЖАДИНА» Алгоритм изготовления.

Дидактические пособия своими руками Копилка логопеда Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые,.

Игровые пособия для развития мелкой моторики пальцев рук своими руками Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая речь и стимулируя моторику.

Методическая разработка «Игры «из ничего», развивающие пособия, сделанные своими руками» Введение. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей.

Методические пособия своими руками «С какого дерева листок?» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Пособия по развитию мелкой моторики своими руками В. А. Сухомлинский:Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В шесть -семь лет развитие мелкой моторики у детей является неотъемлемой.

Пособия, сделанные своими руками. Хочу показать вам пособия для детей, которые я сделала сама. Эти пособия я, конечно, выписывала, но собирала и делала всё сама. Первым я.

Развивающие пособия своими руками для мелкой моторики Миронова Елена Николаевна Развивающие пособия своими руками для мелкой моторики. Когда разговор идет о «мелкой моторике», подразумевается.

Творчество без границ. Дидактические пособия своими руками Дидактическое панно по мотивам русских народных сказок «РЕПКА», «КОЛОБОК», «ТЕРЕМОК», «КУРОЧКА РЯБА». Основная цель дидактического панно:.

Пособия, изготовленные своими руками, для развития дыхания Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает.

Дидактическое пособие по трудовому воспитанию для дошкольников своими руками

Дидактическое пособие «Развесим бельё» поможет не только укрепить детям пальчики, развить моторику, но также выучить цвета и названия предметов одежды. Кроме того, это прекрасное пособие для трудового воспитания маминых помощников.
Предлагаю для игры стихи собственного сочинения:
Мы одежду постирали,
На верёвку вешать стали.
Чтоб помочь любимой маме,
Подберём прищепки сами.

Читайте так же:  Аэрофлот официальный возврат билетов

Синие, зелёные,
Жёлтые и красные —
Для цветных прищепок
Все одёжки разные.

Нужно очень постараться,
Чтобы в этом разобраться!

Дидактическое пособие своими руками

Дидактические пособия своими руками

Материал полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям воспитанников.

Разрезные картинки представляют собой варианты игры, суть которой состоит в том, чтобы из отдельных кусочков собрать целое изображение. Разрезная картинка — это картинка, разрезанная по прямым линиям. Ребенку не надо думать о форме кусочков, и он может сосредоточиться на изображении. Собирая картинку, ребенок должен представить, что он собирает, иными словами, у него должен возникнуть образ, который будет направлять его действия. При этом он должен соотносить кусочки между собой и со всей картинкой, то есть находить для каждого кусочка свое, единственно верное место. Иначе картинка не получится. Это требует от ребенка серьезной работы мысли, внимания и сосредоточенности. Складывая разрезные картинки, ребенок учится осознавать целостность предмета, складывать из частей целое, у него развивается мышление, пространственная ориентировка, тренируется память. Разрезные картинки прекрасно влияют на развитие мелкой моторики рук.

На первых порах картинки лучше использовать самые простые, с малым количеством отдельных кусочков. Изображение на картинке должно быть узнаваемым и хорошо знакомым ребенку. Хорошо, если у вас две одинаковые картинки. Тогда одну можно оставить как образец. Позже, когда малыш уже хорошо освоит эту игру, образец ему будет не нужен. Для игры могут пригодиться картинки из старых книжек или раскрасок. Также можно нарисовать картинки своими руками, так получится еще интереснее. Используемые в рисунке цвета должны быть яркими, но не раздражающими. А можно использовать картинки (раскраски), которые находятся в данном разделе http://ped-kopilka.ru/photos/1052.

Для начала мы разрезаем картинку на две части, потом на три и постепенно увеличиваем количество кусочков. Увеличивайте количество деталей постепенно (после того как предыдущую картинку ребёнок складывает сам). Знайте, что количество собираемых элементов увеличивается, а размер элемента уменьшается. Даже если ребенок с легкостью складывал картинки с крупными кусочками, то с более мелкими может произойти заминка. Количество деталей должно соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям вашего малыша.

Дидактические пособия своими руками

Юлия Нольняева
Дидактические пособия своими руками

Дидактические пособия своими руками.

Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникатвного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социо -культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов — чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуниктаивного развития — развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.

Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОСДОО, закон РФ «Об образовании», в «Конвенции о правах ребенка».

Таким образом, целью нашей педагогической деятельности является -стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

— формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .

Встает вопрос – какие задачи необходимо поставить перед коллективом ДОУ и родителями, чтобы стимулировать социально-коммуникативное развитие детей?

Это следующие задачи:

• освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений;

• развитие самосознания детей;

• создание условий для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

• развитие коммуникативной компетентности;

• формирование адекватной самооценки и положительного отношения к окружающим людям;

• развитие игровой деятельности у детей.

В предполагаемом результате мы ориентируемся на целевые ориентиры по ФГОС:

— на инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

— Уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.

— Владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.

Для решения поставленных задач мы используем дидактические пособия изготовленные своими руками совместно с детьми и их родителями.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться».

Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непро-извольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

Недостаточно сформирована познавательная мотивация

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей

Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Сейчас особое значение отводится и работе с родителями они являются полноправными участниками образовательного процесса. Как «приблизить» наших родителей к образовательному процессу и помочь им в домашних условиях решать задачи развития малышей?

Выход есть! Привлечь их к изготовлению нетрадиционного оборудования и пособий,объяснить им, что чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить, потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Она помогает обобщать знания у детей, учит применять полученные знания в новой обстановке, углубляет познавательные интересы. Дети учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, то есть развиваются их умственные способности.

Читайте так же:  Детское пособие до 3 лет в 2019 году челябинская область

Раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще интереснее. А ведь пособия изготовленные своими руками они отличаются от покупных, таких в магазине не найдёшь.

Мы решили привлекать к изготовлению поделок на различные темы и пособий родителей воспитанников. Многие родители с таким интересом относятся к нашим предложениям, что нам есть чему поучиться у них.

Побыло предложено изготовить развивающие пособия из бросового материала.

При изготовлении нестандартного оборудования родители проявили творчество, смекалку, фантазию и изобретательность. Бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия. Пригодились и пуговицы, и цепочки, фетр, пластиковые панели, веревки и множество других материалов.

Большое внимание уделялось эстетике и привлекательности оборудования. Все пособия были яркими, интересными для малышей. Дети с удовольствием играют в эти игры и в детском саду и дома.

Мы используем дидактические игры для социально-коммуникативного развития детей. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден высказывать своё мнение, общаться со взрослыми и сверстниками, использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.

Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Вот такие пособия мы изготовили «Мой дом», «Умные ладошки», «Волшебный квадрат», «Времена года», «Занимательный паровозик», «Математический планшет», «Мухомор».

Дидактическое пособие «Мой дом».

Данное дидактическое пособие можно использовать для детей разного возраста. В зависимости от того сколько ребёнку лет задания усложняются или упрощаются.

Цель игры: Развитие мелкой моторики руки.

Развитие речевой активности.

Формирование у детей знания по темам «Мой дом», «Мебель»,«Игрушки».

Формирование умения называть части суток.

Развитие эстетического вкуса детей.

Здесь также закрепляются знания детей о форме предметов.

Дидактическое пособие «Волшебный квадрат».

Данное дидактическое пособие можно использовать для детей разного возраста. В зависимости от того сколько ребёнку лет задания усложняются или упрощаются.

Развивать мелкую моторику кистей рук (пуговички);

Закреплять знания детей основных цветов, геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); обследовать форму фигур, используя осязание и зрение.

Формировать ориентировку в пространстве (правый верхний (нижний)угол, левый верхний (нижний)угол, середина); группировать предметы по форме, величине, цвету. «Дидактическое пособие «Мухомор»

Пособие для формирования правильного употребления существительных с предлогами (в, на, под, за, около).

Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; правильно употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Учить употреблять в речи имена существительных в форме единственного и множественного числа (гриб – грибы, бабочка – бабочки).

Учить различать и называть существенные детали и части предметов (шляпа, ножка, крылышки, усики).

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

«Дидактическое пособие «Математический планшет»(3-7лет)

1. Тренировать мелкую моторику;

2. Развивать пространственное, абстрактное мышление, воображение;

3. Формировать умение ориентироваться на плоскости, работать

по предложенной схеме;

4. Развивает внимание и усидчивость.

В игре участвуют 1 – 2 человека; обратить внимание детей на внешний вид игры; нужно дать ребёнку доску, посчитать штырьки, а потом взяв резиночки, показать как натягивать резинки на штырьки. Затем дети выбирают карточки – схемы по желанию и рассматривают изображение.

— Взять резинку и натянуть сбоку какую либо фигуру.

Попросить ребёнка повторить.

— Дети с помощью конструктивного чертежа (для мальчиков,

для девочек и общие картинки) создают рисунок

на планшете. Эту игру можно играть и наоборот,

придумываете на доске картинку и перерисовываете её на бумагу.

Соблюдать определенную очередность в выборе карточек и резиночек.

Выигрывает тот, кто первый правильно соберет изображение по карте-схеме и назовет его. Игроку, первым собравшим изображение, предлагается дополнительная карта-схема.

«Дидактическое пособие «Времена года»

Цель многофункционального дидактического пособия: Всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста.

— обогащение словаря ребенка и формирование у него грамматических категорий;

— развитие связной речи в процессе обучения рассказыванию;

— развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания);

— формирование пространственно-временных представлений.

Для развития психических процессов можно предложить также следующие игры. «Чего не стало?» ,«Что изменилось?» ,«Нелепицы».

«Дидактическое пособие «Умные ладошки»

Цель: закреплять навыки счета.

• закреплять знания основных цветов, закреплять навыки счета, закреплять названия геометрических форм;

• учить различать руки, названия пальцев руки;

• развивать мелкую ручную моторику, внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь;

• воспитывать интерес к деятельности, усидчивость, терпение, стремление к достижению результата.

«Дидактическое пособие «Занимательный паровозик»

Игра предназначена для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Развитие грамматически правильной речи.

• Формировать умение понимать и выполнять задания по карточкам- схемам;

• Развивать слуховое восприятие, внимание, память, мышление, речь;

• Воспитывать умение следовать игровым правилам.

Дидактические игры своими руками В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что.

Дидактические игры своими руками Выполнила: С. И. Кочнева Дидактическая игра:»Разложи по цвету» Цель:Закрепить основные цвета; Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактическая.

Дидактические пособия и макеты по ПДД своими руками Самое главное у человека — это жизнь», -писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги.

Дидактические пособия своими руками Дидактические пособия своими руками. Проблема- непрерывное обновлениепредметно-развивающей среды. Актуальность – обновление предметно-развивающей.

Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника. Мы хотим чтобы, наши дети росли здоровыми и счастливыми,.

Мастер-класс «Универсальные дидактические пособия своими руками» Представленные пособия универсальны, потому что позволяют: • Развивать мелкую моторику рук детей (благодаря использованию массажных мячиков);.

Методические пособия своими руками Шишка. Изготовлена из одноразовых ложек, основа одноразовый стаканчик — 0.2 л, склеено термоклеем. Покрыта краской из балончика, цвет — золото.

Пособия для развития мелкой моторики детей своими руками Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию продолжение обзора игр, которые сделаны своими руками из подручных материалов для развития.

Пособия для развития пальчиков малышей своими руками Здравствуйте,уважаемые коллеги! Всем нам известно, что развитие мелкой моторики у детей — это один из самых главных факторов, стимулирующих.

Способы изготовления нетрадиционного пособия «Геометрический планшет своими руками» С Общение и взаимовыручка вовремя работы «Насекомые»наша любимая тема Работа по карточкам-схемам Моделируем резинками маленького.

Дидактическое пособие своими руками для детского сада

Дошкольники изучают окружающий их мир в процессе игры. Поэтому любая воспитательно-образовательная деятельность в ДОУ не проходит без развивающих пособий. В магазинах ассортимент таких игровых материалов представлен широко, но тем не менее, не всегда можно найти именно то, что необходимо. Кроме того, дети быстро теряют интерес к знакомым играм. Не говоря уже о том, что в ДОУ не всегда предусмотрен бюджет на такие затраты. Тогда можно самостоятельно изготовить оригинальные познавательные дидактические пособия для дошкольников. Сделать такие развивающие игры можно самые разнообразные: на развитие логического мышления, для формирования понятий про цифры и формы, закрепления фонетического слуха, правильного произношения звуков и другие. Мы предлагаем несколько интересных идей по созданию таких дидактических материалов в ДОУ.

Читайте так же:  Результату егэ срок действия

Чтобы изготовить дидактическое пособие для ДОУ, в первую очередь, следует ознакомиться с требованиями ФГОС , рабочей программой детского сада, перспективным планом группы конкретной возрастной категории детей. Затем предлагаем организовать работу по изготовлению игры согласно следующему плану:

  1. Определить для какого возраста рассчитано пособие;
  2. Выделить образовательно-воспитательные цели игры;
  3. Отметить варианты применения (во время занятий, для самостоятельного использования детьми);
  4. Указать какие потребуются материалы для изготовления пособия;
  5. Сроки работы над созданием дидактического материала;
  6. Непосредственное изготовление игры.

Как применять самодельные дидактические пособия в ДОУ?

Изготовить дидактические пособия для детского сада — это только половина задачи. Важно правильно уметь применять такие игры в образовательно-воспитательном процессе.

Итак, развивающие игры, изготовленные собственноручно, можно использовать как на занятиях, так и во время самостоятельных игр детей. То есть такая деятельность может быть запланированной или спонтанной, например, во время непогоды. Если дидактические игры применяют во время занятия, то такая работа должна иметь четкую цель и задачи. Игровая деятельность во время образовательной работы способствует мотивации детей к познанию, закреплению учебного материала, является способом формирования практических навыков и умений дошкольников.

Если же дидактические материалы применяются в работе во время досуга малышей, то в таком случае важно правильно организовать детей, объяснить правила игры, руководить процессом. Это необходимо для того, чтобы деятельность была целенаправленной и принесла образовательные результаты.

Дидактические материалы для развития сенсорики

Не секрет, что младшие дошкольники и дети ясельного возраста воспринимают предметы зрительно и тактильно. То есть для малышей очень важно, чтобы вещь была яркой, внешне привлекательной для них. Благодаря тактильным ощущениям дети учатся понимать свойства предметов (например, твердый или мягкий), качества материалов (пушистый, скользкий, ровный). Такая игра развивает мелкую моторику. Как же самостоятельно изготовить сенсорное дидактическое пособие для дошкольников?

Предлагаем игру «Волшебные шкатулки». Для того чтобы создать такое пособие понадобится несколько небольших картонных коробочек и различные виды круп. Дети выбирают понравившуюся шкатулку. Малышам предлагается рассмотреть, потрогать содержимое. Затем можно организовать такие игры:

  • «Найди все шкатулки с фасолью (горохом, гречкой)»;
  • «Угадай с закрытыми глазами»;
  • «Выбери только фасоль (горох, гречку)» (воспитатель предварительно перемешивает крупы);
  • «Рисуем пальчиком на крупе»;
  • «Пересыпь из одной емкости в другую».

Смастерив из пластиковой коробки и самоклеящейся пленки, например, Колобка, детей можно попросить «накормить» сказочного героя содержимым их шкатулки.

Пособия по развитию речи

Несложно изготовить дидактическое пособие по развитию речи. Это могут быть игры на определение звуков, схематическое построение предложений или даже составление связного рассказа. Такие материалы могут иметь как узкую цель, так и быть многофункциональными пособиями.

Например, можно изготовить «театрализованное поле». Что собой представляет такое дидактическое пособие? С помощью различных техник аппликации на картонное полотно наносятся декорации, которые могут быть использованы для театрализации разных сказок. Практичнее всего изобразить сказочный лес с домиком на опушке. А дальше — дело фантазии и творческого мастерства педагога. Тут можно вырезать окошки или прикрепить липучки, благодаря которым появится возможность подставлять в нужный момент повествования сказки персонажа. Также применяют крышки из-под пластиковых бутылок, на которых наносятся изображения героев произведения, а в нужный момент рассказа детям предлагается закрутить такую крышечку на театрализованном поле.

Младшая группа может таким способом закрепить содержание уже известных сказок, учиться характеризовать персонажей. Старшие дошкольники могут самостоятельно придумывать сюжет.

Пособие «Планшет»

Самостоятельно изготовить такое дидактическое пособие не составит труда. Нужно лишь из подручных материалов (картона, цветной бумаги и самоклеящейся пленки) сымитировать электронный гаджет. При этом нужно прикрепить несколько полос липкой ленты на «экран». Затем по мере необходимости требуется изготавливать набор карточек для этого пособия. Например, можно распечатать серию иллюстраций. Их дети должны прикрепить к «планшету» в такой последовательности, чтобы получился связный завершенный рассказ.

Также можно составлять схемы слов или предложений, выделять картинки с необходимым звуком, разбирать фонетические таблицы.

Для старшей группы такая игра может оказаться слишком простой, а малыши не всегда могут правильно понять задание. Поэтому применение такого пособия будет наиболее эффективным для воспитанников средней группы ДОУ.

Пособие «Фигурная мозаика»

Как сделать дидактическую игру по математике для дошкольников по математике? Очень просто! Нужно лишь вырезать из плотной ткани разные геометрические фигуры и нарисовать схемы составления из этих частей целого изображения. Старшие дети могут построить предметы из геометрических фигур без помощи готовых образцов.

Пособие «Цифровые пазлы»

Такая игра заинтересует малышей не только во время занятий, но и на досуге. Сделать такое пособие очень просто, поэтому есть возможность видоизменять и усложнять задания. Например, можно выбрать изображения по теме «Зима», «Животные леса», «Транспорт» и другие. Распечатав подготовленные иллюстрации, их нужно приклеить на картон. Затем необходимо разрезать изображение на несколько частей, после чего пронумеровать. Таким образом получается пазл, который нужно собрать сверху вниз от единицы и до последней цифры.

Средняя группа благодаря такой познавательной деятельности может закрепить знания о цифрах и счете.

Пособие «Разноцветный зонтик»

Как закрепить знания дошкольников, например, о зиме? Предлагаем изготовить дидактическую игру по временам года «Разноцветный зонтик». Для того чтобы создать такое пособие понадобится зонт, плотная ткань (оранжевая, фиолетовая, синяя и зеленая) и липучки.

Зонт нужно разделить на четыре равные части и обшить каждый участок определенным цветом ткани. Затем необходимо изготовить раздаточный материал с изображением характерных признаков каждого времени года.

Предлагаем такие варианты игр:

  1. «Угадай время года по изображению»;
  2. «Укажи признаки зимы (весны, лета, осени)»;
  3. «Найди лишнее».

Для того чтобы самостоятельно сделать дидактическое пособие для дошкольников нужно немного фантазии, времени и материалов. Но результат оправдывает средства — дошкольники с удовольствием принимают участие в таких играх как на занятиях, так и во время досуга в ДОУ.