Что входит в полномочия представителей общественных организаций

Рубрики Статьи

Проверки бизнеса представителями общественных организаций по защите прав потребителей: как компаниям и предпринимателям защитить себя?

На практике нередко бывают случаи, когда к индивидуальным предпринимателям или в организации, занимающиеся деятельностью, связанной с непосредственным общением с клиентами (например, сфера торговли и услуг) приходят проверяющие, представляясь сотрудниками общественных организаций по содействию защите прав потребителей. Они начинают проверять деятельность организации и пытаются выяснить, имеются ли нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей». Подобные проверяющие могут даже специально провоцировать конфликтные ситуации, чтобы зафиксировать кажущиеся нарушения.

По результатам такой проверки данными лицами обычно составляется Акт, содержащий указания на необходимость устранения выявленных недостатков и иные «рекомендации и предложения» (представить отчет об устранении недостатков, пройти переподготовку сотрудников на курсах и т.д.). При этом в некоторых случаях «общественные защитники» буквально вымогают у предпринимателей денежные средства «за урегулирование вопроса».

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) помимо прочего вправе:

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При этом при осуществлении общественного контроля объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».

Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что общественными организациями потребителей могут быть заявлены в суд требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Такая позиция судов обусловлена следующим. При осуществлении проверок уполномоченными государственными органами закон предоставляет предпринимателям целый ряд гарантий, призванных защитить права и интересы проверяемого лица. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое юридическое лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

  1. первое, что нужно сделать – это идентифицировать проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов;
  2. проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус. Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций , а также на сайте Федеральной налоговой службы , где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;
  3. нужно взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
  4. также лучше получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
  5. в любом случае, необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
  6. в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
  7. советуем Вам не подписывать никаких документов, бумаг, содержащих пробелы или иные возможности последующей корректировки и дополнения;
  8. в случае составления акта (иного подобного документа), содержащего информацию о каких-либо нарушениях и представления его Вам для подписания, советуем сделать в нем отметки и указания, отражающие Вашу позицию и видение происходящего;
  9. не рекомендуем предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Консультации по защите прав потребителей

Если Вам нужна помощь по защите прав потребителей или противодействию незаконным действиям со стороны общественных организаций с использованием прав потребителей по отношению к Вашей организации, мы можем помочь Вам. Стоимость услуг зависит от количества затраченного времени и квалификации сотрудников, проводившего консультацию и определяется, исходя из действующих часовых ставок:

Права и обязанности общественной организации.

4.1. Для осуществления уставных целей общественная организация имеет право:

— Свободно распространять информацию о своей деятельности;

— Проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия;

— Учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

— Представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов;

  • — Осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные Законом «Об
    общественных объединениях»;
  • — Учреждать хозяйственные общества, открывать структурные подразделения;
  • — Владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ей имуществом, денежными
    средствами (в том числе в иностранной валюте) в порядке, определенном
    законодательством Российской Федерации и настоящим уставом;
  • — Приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, заключать договоры и иные сделки с юридическими и физическими лицами на основании и в порядке, предусмотренным законодательством;

— Для достижения уставных целей сдавать имущество в аренду;

— Для осуществления предпринимательской деятельности создавать хозяйственные общества, а также участвовать в них;

— Создавать на местах отделения организации на правах подразделений, не являющихся
юридическими лицами;

— Привлекать средства граждан и юридических лиц с их согласия для решения задач
организации, финансирования ее программ;

— Принимать благотворительные и иные безвозмездные взносы от Российских и
иностранных граждан и организаций;

— Осуществлять иные права, нести иные обязанности на основании и в порядке,
предусмотренном законодательством.

4.2. Общественная организация обязана:

— Соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и
нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы
предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

— Ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности
с указанием действительного местонахождения постоянно действующего
руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений,
представляемых в налоговые органы;

— Допускать представителя регистрирующего органа на проводимые общественной
организацией мероприятия;

Непредставление обновленных сведений для внесения в единый государственный реестр юридических лиц в течение 3-х лет влечет за собой обращение государственного регистрирующего органа в суд с иском о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

Права общественных организаций по защите прав потребителей

Если права потребителя нарушены, гражданин мо­жет обратиться в общественную организацию потребите­лей, если такая есть в его городе или районе. Практиче­ски при всех обществах работают юристы — специалисты по защите прав потребителей.

Читайте так же:  Тесты по теме гражданство в рф

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определены в статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

1.Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. Права и обязанности общественных организаций и их членов устанавливаются Уставами.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

Текст абзаца 4 части 2 статьи 45 в предыдущей редакции излагался следующим образом: проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей — утратил силу с 01.08.2011 года);

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

ВНИМАНИЕ! Не подлежит проверке:

  • наличие трудовых договоров, документов об образо­вании и медицинских книжек торгового и иного обслужива­ющего персонала;
  • наличие санитарно-эпидемиологических заключений, заключений госпожнадзора;
  • соблюдение санитарных норм и правил вне торгового зала и иных помещений, предусматривающих присутствие в них потребителей;
  • правильность применения контрольно-кассовой тех­ники;

порядок ведения журнала учета контрольных меро­приятий.

ВНИМАНИЕ! В случае выявления нарушений предста­вителями общественной организации запись в журнале уче­та контрольных проверок не производится, т.к. на действия общественных организаций нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ не распространяются.

У представителей обществ потре­бителей такое же правовое положение, как у покупателей. А покупатель, согласно «Правил продажи отдельных ви­дов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55, имеет право проверить правильность цены, веса и меры отпущенных товаров, а также сроки хране­ния продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар.

Однако эти права покупатели не означают, что он сам взвешивает, измеряет, листает накладные или забор­ные листы. Для проверки продавец показывает, но не отда­ет документ. В правилах не указано, что документы нужно передавать покупателю, а Правила — это установленная Пра­вительством мера должного поведения продавца при обще­нии с покупателем.

И если Правилами не вменено в обязанность продавцу передать (как установило для государственных органов), то продавец не должен выпускать документ из своих рук. Про­давец производит перемеривание, перевешивание, а покупа­тель — наблюдает.

При проведении перевешивания товаров продавец не имеет права разрешать покупателям заходить за прилавок, особенно в магазине, т.к. продавец обязан проходить соот­ветствующий медицинский контроль и его присутствие за прилавком означает, что в этом отношении у продавца все в порядке, чего нельзя сказать о покупателе. Место покупате­ля — по другую сторону прилавка.

Таким образом, общественные объединения потреби­телей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав потребителей. Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпри­нимательских структур и граждан-потребителей, консульти­рование, оказание помощи в составлении искового заявления и т.п.

Основные положения об общественных организациях

Это объединение, основанное на добровольных началах, с системой самоуправления и некоммерческими целями деятельности.

Понятие и виды общественных организаций

Общественная организация – объединение, основанное на добровольных началах, характеризующееся наличием системы самоуправления, некоммерческими целями деятельности, формированием на основании инициативы граждан.

Цели деятельности таких организаций – реализация интересов, которые провозглашены Уставом сообщества, без получения коммерческой выгоды. Задачей некоммерческих объединений является также удовлетворение духовных потребностей граждан.

Право на образование некоммерческих структур подтверждается Конституцией Российской Федерации, регулируется нормам гражданского права.

Основные положения об общественных организациях содержатся в Гражданском кодексе и нормативных актах. Общественное объединение может существовать только на добровольных началах, никто не может принудить участвовать в деятельности такой организации.

По критерию организатора общественные организации делятся на:

  • Объединения (формируются физическими лицами);
  • Ассоциации (формируются юридическими лицами).

В зависимости от цели деятельности существуют такие виды общественных организаций:

  • Политические партии.
  • Общественные движения.
  • Профессиональные союзы.
  • Организации самодеятельности.
  • Общественные самоуправления по территориальному принципу.

Данные виды входят в перечень некоммерческих организаций, деятельность которых регулируется нормами Гражданского кодекса, Федеральных законов «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях».

Цели создания общественных организаций, их деятельность

Общественные организации действуют с целью реализации задачи, направленной на удовлетворение нематериальных, духовных интересов граждан.

Объединения являются некоммерческими, поэтому получение материальных благ – не первостепенная задача, но, согласно нормам законодательства, они все-таки могут иметь некоторую денежную прибыль.

Если материальная выгода, получаемая некоммерческой организацией, используется для реализации основной цели деятельности, она может быть задействована в рамках предоставления законных услуг, реализации продукции.

Основные цели и задачи деятельности общественных организаций изложены в уставном документе юридического лица – Уставе. Основой формирования общественного объединения является общность интересов членов сообщества.

Основная цель деятельности зависит от типа общественной организации:

  • Защита профессиональных интересов представителей определенных специальностей;
  • Реализация религиозных и культурных прав граждан;
  • Образовательная и просветительская деятельность;
  • Политическая деятельность;
  • Развитие системы местного самоуправления;
  • Развитие искусства и рукоделия, литературы, музыки и других направлений искусства.

Правовые основы функционирования общественных организаций

Основанием для функционирования общественных организаций являются нормы российского законодательства в сфере гражданского права.

Ключевые моменты зафиксированы в Конституции – основном законе Российской Федерации.

Особенности деятельности регулируются законами федерального уровня, нормативно-правовыми актами.

Государственная регистрация общественного объединения

Государственная регистрация общественных объединений необходима для начала активной деятельности. Регистрация требуется для получения данным объединением прав юридического лица и полноценного осуществления деятельности в рамках закона.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» гласит, что решение о возможности регистрации должно приниматься федеральными органами власти, которые имеют полномочия в данной сфере.

Когда такое решение принимается, общество вносится в ЕГРЮЛ. Важную роль в регистрации, на основании законодательства, играет Федеральная налоговая служба.

Согласно закону, регистрация юридических лиц некоммерческой направленности осуществляется по общим правилам регистрации юридических лиц. В уведомительном порядке в реестр вносятся компании, главная цель работы которых – профсоюзная деятельность, они являются ассоциацией профсоюзов.

Особенности имущественных отношений внутри общественных организаций

Данная форма существования юридических лиц формируется с условием, что участники такого сообщества не имеют материальных (имущественных) прав. Основная деятельность – некоммерческая.

Данные юридические лица могут иметь прибыль от законной деятельности, но она не является основной целью, а может быть использована для реализации уставной задачи.

Стоит отметить, что полученные от предоставления услуг или реализации продукции доходы, не могут распределяться между членами сообщества.

Юридическое лицо может иметь имущество, сформированное из членских взносов, выплаченных на добровольном основании. Вся деятельность и порядок организации сбора взносов регулируется Уставом организации.

Объединение общественных организаций в ассоциации (союзы)

Согласно закону, общественная организация, по решению участников сообщества, может преобразоваться в союз или ассоциацию путем объединения.

Цели деятельности могут быть направлены на достижение общественно значимой идеи, интересов и благ для граждан, не связанными с получением выгоды.

В союзы могут объединяться лица физические и юридические.

На основании принятия решения об объединении, после официальной процедуры и разработки Устава, формируется новое юридическое лицо.

Преобразование общественной организации

Согласно решению участников организации, возможно преобразование сообщества.

Преобразование юридического лица данного типа возможно в такие виды сообществ:

  • Союз или ассоциация;
  • Фонд;
  • Автономная некоммерческая организация.

Реорганизация в общественную организацию в обратном направлении может осуществиться только из ассоциации.

Преобразование возможно только в порядке, предусмотренном нормами закона.

Общество по защите прав потребителей имеют ли право проверять без направления

Общество по защите прав потребителей обязано ли предоставить при проверке направление с полномочиями и задачами? устав организации?или достаточно удостоверения? (но ведь их можно сделать сколько угодно?) Можно ли считать проверку неправомерной, если нет направления (распоряжения)? на какой закон, ст. можно ссылаться? . Если неправомерной будет, то как поступать нам, они ведь всё равно будут искать и писать нарушения, не выгонять же их?

Общ. по ЗПП составили акт . Все нарушения незамедлительно устранили,товароведу сделали выговор, о чём в письменной форме сообщили в течении 7 дней Обществу по ЗПП.

Скажите, если я не заплачу за консультацию Обществу по ЗПП, вправе ли они после моего письма к ним, подать в суд или роспотребнадзор данный акт, ведь нарушения были устранены незамедлительно. Из вашей практики, на чьей стороне будет судья. Спасибо.

Читайте так же:  Требования стоп-сигнал

10 Февраля 2015, 22:47 Елена, г. Самара

Ответы юристов (23)

Общество по защите прав потребителей обязано ли предоставить при проверке направление с полномочиями и задачами? устав организации? или достаточно удостоверения? (но ведь их можно сделать сколько угодно?

Здравствуйте. дело в том что эти общества- не государственные органы. Для них нет обязанности каких то уведомлений. По сути они только показывают удостоверения и все. Это так называемый общественный контроль.

Общ. по ЗПП составили акт. Все нарушения незамедлительно устранили, товароведу сделали выговор, о чём в письменной форме сообщили в течении 7 дней Обществу по ЗПП.

вы должны были устранить нарушения, но вот отчитываться перед ними- вы не обязаны. Их акт всего лишь фиксирует нарушения и не более того, какой либо принудительно силы- он не имеет

Скажите, если я не заплачу за консультацию Обществу по ЗПП, вправе ли они после моего письма к ним, подать в суд

подать в суд они конечно могут, но их акт это не административный материал — максимум вас в суде признают виноватыми и обяжут устранить нарушения… не более того, штрафы они выписывать не имеют права

роспотребнадзор данный акт, ведь нарушения были устранены незамедлительно.

формально имеют право сообщить в роспотребнадзор — но как правило такие сведения просто принимают для галочки и все- это не жалоба конкретного потребителя… проверки даже не всегда проводятся по таким актам т.к. нормативной силы они не имеют. — это не акт проверки гос. органа. и не административный протокол о нарушении

Более того — в случае суда — приложите все документы ( в т.ч. акты) о том что все уже исправлено — проблема была решена.

Уточнение клиента

Да, действительно, отчитываться перед ними не обязательно, но я знаю, что если не оплачиваешь консультацию, то они собирают материал свой : фото ценников, фото вывески с нарушениями, фото просроченный товар на витрине, и потом направляют в суд, суд выносит решение и обязывает печатать в газете это решение полностью на целый лист? получается, что всё схвачено, не так, так так .

10 Февраля 2015, 23:21

Есть вопрос к юристу?

Вы могли бы назвать название данной организации?

Уточнение клиента

Эдуард, известно, что существует такая практика, что если данный акт оставишь без внимания, даже если устранишь замечания незамедлительно, то Общ по ЗПП обращаются по этому акту в суды с заявлением в защиту прав неопред. круга потребителей, фото ценников, вывесок , товара с истек. сроком прикладывают и потом суд принимает решение в их пользу , и печатай потом в газете решение суда? Это разве не развод на деньги? не так, так по другому заплатишь, это и есть просто общественный контроль? а заплати за консультацию- и речи о судах не будет?как поступать тогда? ясно, что не нарушать правила торговли, но по мелочам всегда есть возможность докопаться.

10 Февраля 2015, 23:32

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

1.
Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные
объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют
свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их
ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в
разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также
проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую
экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также
соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной
продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления
информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки
этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению
нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов,
участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей
в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного
контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не
вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов,
уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных
предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение
действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию
потребителя не установлена законом;

распространять
информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите
этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров
(работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать
реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые
общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами)
результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не
являются рекламой;

вносить в федеральные
органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по
повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению
производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по
отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих
предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы
прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о
привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и
реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не
соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также
нарушающих права потребителей, установленные законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы
прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными
актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов
местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим
отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам
Российской Федерации;

обращаться в суды с
заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных
потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей); тут речь будет о неопределенном круге потребителей- только обяжут устранить нарушения- вы уже это сделали

участвовать
совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и
общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты
прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

К сожалению сейчас довольно часто эти организации приходит в магазины и не просто начинают проверять их а доходит дело до откровенных вымогательств, каких то добровольных взносов и т.д. Они не имеют права требовать с вас какие либо деньги, взносы, штрафы.

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

При проведении проверки представитель общества по защите прав потребителей обязан Вам предоставить только удостоверение и направление на проведение проверки, согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ »О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Никаких иных документов вам предоставлять не обязаны. Однако если направления на проверку у представителя нет, то вы вправе обжаловать его действия.

Что касается составления актов, то это законное право представителя. Составленный акт они могут направить на рассмотрение независимо от того, были устранены нарушения или нет — ведь нарушения были и это главное. а уже при рассмотрении вопроса о наказании и будете приводить свои доводы. На практике наказание по таким актам всё равно назначается, но оно минимальное.

Законом РФ О ЗППП не установлены какие именно документы обязано предъявлять Общество позащите прав потребителей (далее — Общество). Ст. 45 ЗаконаРФ о ЗППП позоляет Обществу провести проверку и без распоряжения. Распоряжение издается гос. и муниципальными органами при проведении проверки (ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008г.). Общество может обращаться в гос. органы (суд, роспотребнадзор). Суд примет иск Общества, если оно обращается в защиту неопределенного круга лиц. Непонятно почему Вы обязаны платить за консультацию Обществу деньги. Цель Общества защищать права потребителей, а не получать деньги с предпринимателей. На чьей стороне будет судья зависит от представленных в дело доказательств и фактических обстоятельств дела, поэтому сложно сказать на чьей стороне будет судья.

Читайте так же:  Заявление о налоге за квартиру

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1

(ред. от 05.05.2014)

«О защите прав потребителей»

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей

Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Полный перечень полномочий Организаций защит прав потребителей перечислены в законе «О защите прав потребителей»

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
[Закон РФ «О защите прав потребителей»] [Глава IV] [Статья 45]

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);
участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

Исходя из закона, прав у данной организации не больше чем у обычного потребителя. Т.е. они могут требовать лишь те документы, которые по закону могут требовать любой клиент (сертификаты качества, если предусмотрены законом, цену товара, срок годности, состав продукции и т.д.).

В случае нарушения они не могут Вас оштрафовать, они должны уведомить Роспотребнадзор (направить данный акт) и уже Роспотребнадзор будет проводить проверку. Он проверит данный факт и уже будет решать насколько обоснованные претензии.

Общество по защите прав потребителей обязано ли предоставить при проверке направление с полномочиями и задачами?

Общество не имеет право проводить проверки.

Можно ли считать проверку неправомерной, если нет направления (распоряжения)?

Проверка будет неправомерной.

на какой закон, ст. можно ссылаться?. Если неправомерной будет, то как поступать нам, они ведь всё равно будут искать и писать нарушения, не выгонять же их?

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой; вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей); участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

Общество может осуществлять общественный контроль и сообщать в органы.

Проверки проводить не могут. Если будут проводить проверку, то можно вызывать полицию и заявлять о нарушениях закона — превышении полномочий.

Скажите, если я не заплачу за консультацию Обществу по ЗПП, вправе ли они после моего письма к ним, подать в суд или роспотребнадзор данный акт, ведь нарушения были устранены незамедлительно. Из вашей практики, на чьей стороне будет судья.

Если проводили проверку, то никуда они с актом не пойдут, если проводили общественный контроль, то могут подать, ничего страшного нет. Максимум роспотребнадзор проведут проверку, факты не подтвердятся и все.