Бухгалтерская отчетность трансаэро

Рубрики Статьи

Бухгалтерская отчетность трансаэро

ОТЧЕТ ОБ ИТОГАХ ГОЛОСОВАНИЯ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ АКЦИОНЕРОВ
Открытого акционерного общества «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО»

Полное фирменное наименование и место нахождения общества (далее — общество):

Открытое акционерное общество «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО», 191104, г. Санкт-Петербург, проспект Литейный, дом 48 литер А

Вид общего собрания акционеров (далее — общее собрание):

Форма проведения общего собрания:

Дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании:

04 мая 2016 года

Дата проведения общего собрания:

18 июня 2016 года

Место проведения общего собрания, проведенного в форме собрания (адрес, по которому проводилось собрание):

г. Москва, Площадь Европы, д. 2, ОТЕЛЬ RADISSON SLAVYANSKAYA HOTEL AND BUSINESS CENTRE, МОСКВА, зал «Чехов».

Почтовый адрес, по которому направлялись заполненные бюллетени для голосования:

121108, г. Москва, ул. Ивана Франко, д. 8, АО «Независимая регистраторская компания».

Время начала регистрации лиц, имевших право на участие в общем собрании, проведенном в форме собрания:

Время окончания регистрации лиц, имевших право на участие в общем собрании, проведенном в форме собрания:

Время открытия общего собрания, проведенного в форме собрания:

Время закрытия общего собрания, проведенного в форме собрания:

Время начала подсчета голосов

Полное фирменное наименование, место нахождения регистратора, выполнявшего функции счетной комиссии (далее — регистратор):

Акционерное общество «Независимая регистраторская компания», 121108 Москва, Ул. Ивана Франко, 8

Уполномоченные лица регистратора:

Быковский Михаил Юрьевич по доверенности №ДВ/НРК-376/15 от 06.10.2015г.; Перова Елена Сергеевна по доверенности № ДВ/НРК-380/15 от 06.10.2015 г.; Лапенков Антон Владимирович по доверенности № ДВ/НРК-061/16 от 22.03.2016 г.

Повестка дня общего собрания:

1) Утверждение годового отчета Открытого акционерного общества «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» за 2015 год.

2) Утверждение бухгалтерской отчетности, в том числе отчета о прибылях и убытках Открытого акционерного общества «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» за 2015 год

3) О распределении прибыли и убытков Открытого акционерного общества «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» по результатам 2015 финансового года.

4) Выборы персонального состава Совета директоров Открытого акционерного общества «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО».

5) Выборы персонального состава Ревизионной комиссии Открытого акционерного общества «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО».

6) Утверждение официального аудитора Открытого акционерного общества «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» на 2016 год.

Кворум и итоги голосования по вопросу № 1 повестки дня:

Утверждение годового отчета Открытого акционерного общества «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» за 2015 год.

Число голосов, которыми обладали лица, включенные в список лиц, имевших право на участие в общем собрании, по данному вопросу повестки дня общего собрания

Число голосов, приходившихся на голосующие акции общества по данному вопросу повестки дня общего собрания, определенное с учетом положений пункта 4.20 Положения (Положение — Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Приказом ФСФР России от 02.02.2012 г. N 12-6/пз-н.)

Число голосов, которыми обладали лица, принявшие участие в общем собрании, по данному вопросу повестки дня общего собрания

КВОРУМ по данному вопросу повестки дня имелся

Суд признал «Трансаэро» банкротом

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 сентября. /ТАСС/. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал банкротом авиакомпанию «Трансаэро» и ввел процедуру конкурсного производства, передает корреспондент ТАСС из зала суда.

«Признать компанию «Трансаэро» несостоятельным банкротом, открыть процедуру конкурсного производства сроком на 6 месяцев до 13 марта 2018 года», — сказал судья.

В декабре 2015 года по иску Сбербанка в компании была начата процедура банкротства — наблюдение.

Признаки преднамеренного банкротства

В ходе заседания представитель управляющего сообщил, при анализе деятельности компании были выявлены признаки преднамеренного банкротства. По его словам, финансовые проблемы в «Трансаэро» начались еще в 2012 году.

«Имеются признаки преднамеренного банкротства, показатели были низкими с 2012 года, было ухудшение финансового состояния должника, искажение бухгалтерской отчетности, переоценка активов. С 2012 года финансирование должника велось за счет кредитно-денежных средств, необходимо было обращаться с заявлением о банкротстве», — сказал представитель управляющего.

Кроме того, с момента начала процедуры наблюдения произошло существенное снижение активов. «Годовой баланс по итогам 2016 года — активы должника — составляли более 67 млрд рублей, за 2017 год отчетность не представлялась. Произошло существенное снижение активов, на 2015 год они составляли более 73 млрд рублей», — сказал он.

По его словам, включенные требования кредиторов составляют 329 млрд рублей.

Представитель должника — «Трансаэро» — отметил, что в данный момент в компании числится 730 работников, однако большинство из них находятся в долгосрочных отпусках. Фактически работают 65 человек, это сотрудники юридического, кадрового, финансового, экономического и бухгалтерского отделов.

По словам представителя должника, компания владеет девятью самолетами, однако лишь один борт находится в России. «В собственности должника должно находится девять бортов, но на территории Российской Федерации зарегистрирован один, он находится во Внуково. Мы не можем отследить, куда они делись, многие летали по разовым разрешениям», — сказала представитель, добавив, что, по ее данным, один борт находится в Гонконге, еще один — на Украине.

Дело о банкротстве

Ранее суд трижды откладывал отчет управляющего по причине того, что не все требования кредиторов включены в реестр.

В декабре 2015 года арбитраж по иску Сбербанка ввел процедуру банкротства — наблюдение в отношении «Трансаэро». Альфа-банк также подавал иск о признании «Трансаэро» банкротом, однако аналогичный иск Сбербанка суд рассмотрел и удовлетворил раньше. Альфа-банк пытался оспорить банкротство должника, но суд в трех инстанциях ему отказал.

К осени 2015 года авиакомпания «Трансаэро» не смогла самостоятельно обслуживать свой долг объемом примерно 260 млрд рублей, 1 сентября на совещании межведомственной комиссии при Минтрансе РФ под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова была поддержана возможность продажи 75% плюс 1 акция «Трансаэро» ее главному конкуренту «Аэрофлоту» (сделка в итоге так и не состоялась: акционеры «Трансаэро» не смогли консолидировать необходимый пакет акций).

16 ноября 2016 года «Трансаэро» разослала кредиторам официальное предложение по плану перезагрузки своей деятельности. Авиакомпания предложила провести процедуру замещения активов, которая предполагает создание нового юридического лица, на 100% принадлежащего ОАО «АК «Трансаэро».

В новое юрлицо перемещаются все материальные активы «Трансаэро» (включая бренд), а после их оценки компания выставляется на торги, в результате чего кредиторы «Трансаэро» получают доли в акционерном капитале пропорционально объему задолженности.

Читайте так же:  Как оформить ремонт здания

Сертификат эксплуатанта «Трансаэро» аннулирован c 26 октября

С 26 октября 2015 года аннулирован сертификат эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро». Об этом заявил на брифинге глава Росавиации Александр Нерадько. «По результатам проведения внеплановой инспекционной проверки авиакомпании «Трансаэро», выявленных недостатков и в связи с ухудшением основных производственных показателей и финансово-экономического состояния эксплуатанта, влияющих на безопасность полетов и права потребителей, комиссия предложила аннулировать действие сертификата эксплуатанта. Сертификат авиакомпании аннулирован с 26 октября текущего года. Аннулированный сертификат, в соответствии с правилами, не восстанавливается», – сообщает ]]> ТАСС ]]> со ссылкой на Александра Нерадько

Глава Росавиации уточнил, что с 26 октября 2015 года по 4 апреля 2016 года «предстоит обеспечить перевозку 155 тыс. 218 пассажиров». Из них, по его словам, 87 757 человек будут перевезены рейсами «Аэрофлота» и других авиаперевозчиков, а также будет обеспечен возврат средств за билеты еще 67 461 пассажиру.

Бывший гендиректор авиакомпании заочно обвинен и арестован

Как стало известно “Ъ”, заочно арестованного бывшего гендиректора авиакомпании «Трансаэро» Александра Бурдина Следственный комитет России (СКР) заочно обвиняет в махинациях при продаже 113 автомобилей, в том числе использовавшихся руководителями перевозчика, а также с арендой складов, на которых они хранились. По версии следствия, общий ущерб, нанесенный действиями Александра Бурдина, превысил 1,7 млрд руб. Законность сделок с имуществом «Трансаэро» еще на 4 млрд руб., проведенных Александром Бурдиным и другими топ-менеджерами авиакомпании, оспаривается в судах конкурсным управляющим. Эти операции также могут стать эпизодами уголовного дела.

С ходатайством о заочном аресте бывшего гендиректора «Трансаэро» Александра Бурдина в суд обратилось московское межрегиональное следственное управление на транспорте СКР. Именно оно в апреле 2017 года возбудило уголовное дело по факту невыплаты зарплаты свыше двух месяцев (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ). По версии следствия, с марта по октябрь 2016 года 6,8 тыс. работников авиакомпании не получили более 400 млн руб. Изначально Александр Бурдин проходил по этому делу свидетелем, дважды побывав на допросах — летом 2017 года и в феврале 2018 года.

По данным “Ъ”, в августе нынешнего года, когда следствие намеревалось предъявить Александру Бурдину обвинение не только по ст. 145.1 УК РФ, но и в растрате в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ), а также в злоупотреблении полномочиями с тяжкими последствиями (ч. 2 ст. 201 УК РФ), бывшего топ-менеджера «Трансаэро» в стране уже не оказалось. В итоге заочно обвиненного Александра Бурдина объявили сначала в федеральный розыск, а затем и в международный.

По версии следствия, бывший топ-менеджер «в период с октября 2015 года по сентябрь 2017 года, злоупотребляя своими полномочиями, совершил ряд финансово-экономических сделок, похитил имущество путем растраты, причинив тем самым ОАО «АК «Трансаэро»» ущерб на общую сумму свыше 1,3 млрд руб.». В частности, по данным “Ъ”, в материалах дела говорится о том, что по заниженной стоимости им были проданы 113 принадлежавших авиакомпании автомобилей, в том числе обслуживавших территории аэропортов и иномарки, использовавшиеся руководителями «Трансаэро». Кроме того, в вину Александру Бурдину ставятся чрезмерные расходы при аренде складских помещений, где хранилось различное авиаоборудование, запчасти, а также те самые 113 автомобилей.

Например, за пользование складами ООО «Сэвен Р» «Трансаэро» уплатила более 500 млн руб. Чуть меньше за хранение имущества было заплачено компании «Олимпия».

Попытки защиты убедить суд в том, что начиная с февраля нынешнего года никаких попыток вызвать Александра Бурдина на допрос следствие не предпринимало, успехом не увенчались.

«Следствие утверждает, что мой подзащитный якобы дешево продал автомобили авиакомпании, не учитывая при этом, что они были реализованы через электронные торги. При этом никакой экспертизы по стоимости этого имущества проведено не было,— заявила “Ъ” адвокат Александра Бурдина Елена Каменская.— Вырученные от продажи деньги пошли не в карман моего доверителя, а на оплату складских помещений. Следствие опять-таки бездоказательно полагает, что Бурдин платил за их аренду слишком много». Отметим, что расследование эпизодов о растрате активизировалось лишь в ноябре 2017 года, вскоре после того, как Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области повторно признал ОАО «АК «Трансаэро»» банкротом и запустил конкурсное производство. Тогда в распоряжении следствия оказался целый пакет документов о возможных злоупотреблениях, переданных конкурсным управляющим авиакомпании «Трансаэро» Алексеем Белокопытом. По словам представителя конкурсного управляющего Арташеса Дадаяна, сейчас в судах ими оспариваются сделки на сумму около 4 млрд руб., проведенные Александром Бурдиным и его предшественниками. Среди них — договоры аренды складов, фигурирующие в уголовном деле.

Как «Трансаэро» признали банкротом

В свою очередь, адвокат Каменская считает несостоятельным и обвинение своего клиента в невыплате сотрудникам «Трансаэро» зарплаты. По ее словам, в декабре 2015 года, когда Александр Бурдин стал гендиректором авиакомпании, ему от предшественника Дмитрия Сапрыкина по этой статье расходов достался долг в размере 700 млн руб. «Мой подзащитный его не только погасил, но и выплатил работникам еще 900 млн руб. в период руководства предприятием,— утверждает адвокат Каменская.— Оставшаяся задолженность образовалась, когда авиакомпания уже фактически не работала. Но и ее господин Бурдин намеревался погасить деньгами, которые «Трансаэро» должна была выплатить Росавиация за перевозки на Крайний Север. Однако 600 млн руб. так и не были получены».

Мещанский райсуд тем не менее санкционировал арест Александра Бурдина — он попадет на два месяца в СИЗО, если будет экстрадирован в Россию, или все-таки будет задержан на родине.

Напомним, что в сентябре 2015 года «Трансаэро», вторая по величине авиакомпания, не смогла справиться с финансовыми трудностями и попросила о помощи правительство. В качестве одного из вариантов спасения компании рассматривалась покупка «Аэрофлотом» 75% плюс 1 акции «Трансаэро» за 1 руб., но сделка не состоялась.

До конца октября силами «Аэрофлота» и других авиакомпаний было вывезено почти 2 млн пассажиров «Трансаэро». По итогам внеплановой проверки финансово-экономического состояния перевозчика Росавиация 26 октября аннулировала сертификат «Трансаэро», что окончательно остановило ее деятельность.

Поводом для проверки регулятора называлось ухудшение безопасности полетов, финансовых показателей и возбуждение дела о банкротстве. Комиссия Росавиации тогда единогласно пришла к выводу, что «Трансаэро» больше не может самостоятельно обслуживать и погашать задолженность, которая в июне 2015 года оценивалась более чем в 260 млрд руб. (с учетом лизинговых платежей).

Читайте так же:  Особенности трудовых отношений с банковскими работниками

В декабре 2015 года Александр Бурдин занял должность гендиректора «Трансаэро». Вместе с кредиторами он некоторое время еще вынашивал планы возрождения перевозчика. В ноябре 2016 года сообщалось о деталях плана, который предполагал конвертацию долгов авиакомпании в акции кредиторов. Предполагалось, что деятельность «Трансаэро» может быть возобновлена в случае решения Арбитражного суда в пользу авиаперевозчика. Господин Бурдин рассказывал в интервью «Ведомостям» в ноябре 2016 года, что «неработающая авиакомпания без выручки заплатила своим сокращенным сотрудникам в полном объеме зарплату и отпускные, на это ушло 4 млрд руб.— 3,5 млрд руб. сотрудникам и 500 млн руб. НДФЛ, долгов по зарплате у «Трансаэро» перед бывшими сотрудниками не было».

По словам первого конкурсного управляющего процедуры банкротства «Трансаэро» Михаила Котова, финансовые проблемы «Трансаэро» начались еще в 2012 году, когда ухудшилось ее финансовое состояние, была искажена бухгалтерская отчетность, переоценены активы. С того же времени финансирование перевозчика «велось за счет кредитно-денежных средств», хотя уже тогда следовало «обращаться с заявлением о банкротстве». С начала процедуры наблюдения в «Трансаэро» существенно снизились активы: баланс по итогам 2015 года составил более 73 млрд руб., а в 2016 году — 67 млрд руб. На конец 2017 года в компании числились 730 работников, но большинство из них были в долгосрочных отпусках, а фактически работали 65 человек в юридическом, кадровом, финансовом, экономическом и бухгалтерском отделах.

Акции «Трансаэро» обновили минимумы перед приостановкой торгов на Мосбирже

Акции «Трансаэро» упали более чем на 30% и опять обновили минимумы перед приостановкой торгов бумагами на Московской бирже. Напомним, торги остановятся 20 сентября в связи с признанием компании банкротом. На 10:49 акции «Трансаэро» упали до 0,19 руб., а накануне они обвалились на 45,69%. С начала сентября бумаги подешевели более чем в шесть раз — с уровня 1,4 руб.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал авиакомпанию «Трансаэро» банкротом 13 сентября и ввел в ней процедуру конкурсного производства на полгода.

Как сообщал «Ъ», финансовые проблемы «Трансаэро» — некогда второй по величине авиакомпании — начались еще в 2012 году, когда ухудшилось ее финансовое состояние, была искажена бухгалтерская отчетность, переоценены активы. Представитель «Трансаэро» рассказал, что сейчас в компании числятся 730 работников, но большинство из них в долгосрочных отпусках. Фактически работают 65 человек в юридическом, кадровом, финансовом, экономическом и бухгалтерском отделах.

Подробнее о банкротстве компании — в материале «Ъ» «»Трансаэро» признали банкротом».

Причины предбанкротного состояния и анализ финансовой устойчивости ОАО «Трансаэро»

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 25.12.2015 2015-12-25

Статья просмотрена: 1814 раз

Библиографическое описание:

Масино Н. Н., Емельянова К. Н., Сергеева М. А. Причины предбанкротного состояния и анализ финансовой устойчивости ОАО «Трансаэро» // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 410-416. — URL https://moluch.ru/archive/105/24760/ (дата обращения: 07.02.2019).

«Трансаэро» — вторая (после ПАО «Аэрофлот») по величине российская авиационная компания, с появлением которой ассоциируется начало реальной конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок в России. Компания была основана в 1990 г. и в течение первого года своего существования активно занималась чартерными перевозками, арендуя для этих целей самолеты у ПАО «Аэрофлот». В 1991 г. «Трансаэро» приобрела свой первый самолет и за 25 лет существования расширила парк воздушных судов до 105 единиц авиатехники [1].

Бизнес-модель первой на российском рынке частной авиакомпании была основана на стремительной экспансии и расширении рыночной доли за счет привлечения заемных средств для финансирования текущей деятельности и активного внедрения разного рода нововведений (например, Онлайн-регистрация на рейсы и продажа электронных билетов). Регулярно привлекаемые кредитные денежные средства использовались «Трансаэро» для увеличения парка самолетов, открытия новых маршрутов, т. е. инвестировались в развитие компании в условиях все возрастающего спроса на авиабилеты. С середины 90-х гг. у компаний «Трансаэро» и «Аэрофлот» появилось дополнительное конкурентное преимущество: государство отменило для данных авиаперевозчиков импортную пошлину на закупаемые за рубежом самолеты. Обладая доступом к административному ресурсу и пользуясь поддержкой государства, компания «Трансаэро» проводила агрессивную ценовую политику, что позволило ей достичь опережающих, по сравнению с рынком авиаперевозок в целом, темпов роста. Использование данной модели развития было эффективно в условиях относительной стабильности экономики, но с ухудшением общей макроэкономической ситуации в 2014 г. привело к тяжелым последствиям, в том числе, поставило вопрос о возможном банкротстве компании.

За последний год многие компании испытали финансовые трудности, связанные с резким спекулятивным падением курса рубля. Данная проблема не обошла стороной и “Трансаэро”: девальвация национальной валюты уменьшила объем продаж компании на международные рейсы на 20–50 % [2].

Отметим, в нашей стране рост рынка авиаперевозок в большей степени связан не с увеличением внутренних авиарейсов, а с увеличением рейсов зарубежных, так как стабильность курса рубля (например, в период с 2010г. по 2013 г. курс рубля по отношению к доллару возрос всего на 8 %) и рост зарплат (с 2010г. по 2013 г. среднемесячная начисленная заработная плата увеличилась почти в полтора раза с 20 952 руб. до 29 792 руб.) способствовали активному развитию международного туризма [3], [4].

Так, за рассматриваемый период авиарейсы в различные курортные зоны составляли весомую часть в структуре авиаперевозок отечественных авиакомпании за границу — около 40 %, а «Трансаэро» был одним из лидеров данного рынка [2]. Резкая девальвация рубля в 2014 г. значительно ограничила финансовые возможности российских туристов, что привело к сжатию рынка международных туристических перевозок, а значит, к падению доходов авиакомпаний, в том числе и «Трансаэро» (выручка компании преимущественно в рублях). Что касается расходов компании, то с девальвацией рубля они существенно возросли: за последние несколько лет «Трансаэро» взяла в лизинг большое количество импортных магистральных самолетов, расплачиваться за которые необходимо в валютедоговора лизинга при увеличении курсов доллара и евро за год более чем в полтора раза [4]; нельзя не отметить и увеличившиеся издержки «Трансаэро» на авиакеросин, цены на который в России привязаны к мировому рынку нефти и к мировой валюте, и на импортные запчасти.

К вышеперечисленным факторам можно добавить геополитическую нестабильность, связанную с Крымским кризисом и осуждением Евросоюзом и США политики России в отношении событий на юго-востоке Украины, и резкое повышение ключевой ставки (максимальная ставка с декабря по январь 2014г. — 17 %), увеличивающее годовые ставки по кредитам, — все это привело к некоторому «шторму» в отрасли авиаперевозок. Из последних опубликованных «Трансаэро» данных следует, что 80 % бухгалтерского убытка авиакомпании по итогам первого полугодия 2015 г. (3,4 млрд. руб.) — это результат отрицательных курсовых разниц, а также возросших ставок по валютным и рублевым кредитам [2].

Читайте так же:  Смолов лопырева развод

В качестве меры по борьбе с ситуацией, сложившейся в 2014г. на рынке авиаперевозок, «Трансаэро» выбрала такой инструмент как демпинг: пытаясь увеличить пассажиропоток, авиакомпания продавала билеты на международные авиарейсы по ценам на 60 % ниже рыночных, на внутренние же рейсы в связи кризисом расходов компания должна была поднять цены на 40 %, а подняла всего на 10 % [5]. Для осуществления данной ценовой политики «Трансаэро» использовала прямые продажи (например, на сайте авиакомпании можно было купить авиабилет, в стоимость которого не входили топливные сборы, составляющие обычно порядка 30 % стоимости билета), а также активно работала непосредственно с туристическими компаниями (например, «Библио-Глобус»). Однако, как отмечалось выше, в связи с девальвацией рубля пассажиропоток стремительно уменьшился и, несмотря на самый высокий среди авиаперевозчиков России коэффициент загрузки пассажирских кресел — 83 % (I полугодие 2015 г.), прирост числа пассажиров авиакомпании за первое полугодие 2015 г. составил всего 0,4 % [6]. Так, исходя из финансовой отчетности авиакомпании, приведенной на официальном сайте, можно утверждать, что каждый пассажир принес «Трансаэро» 2600 руб. чистого убытка [1].

Существенно занижая цены, авиакомпания экономила на всем: питании пассажиров, заработной плате бортпроводников и пилотов, на техническом обслуживании самолетов, запчастях и т. д. Банки и крупнейшие лизинговые компании страны, сдававшие в лизинг «Трансаэро» самолеты, столкнулись с такой проблемой: авиакомпания, активно сокращая расходы на техобслуживание и покупку новых импортных запчастей, снимала детали, в первую очередь дорогостоящие двигатели, с самолетов, принадлежащих одной лизинговой компании, и переставляла на самолет другой лизинговой компании (данный процесс в авиаотрасли называют «каннибализацией»). Более 20 самолетов авиакомпании разукомплектованы и не могут быть переданы новому перевозчику [7]. Отметим также, что компания, чтобы сэкономить на различных выплатах (страховые выплаты, льготы, компенсации, надбавки) своим сотрудникам, пересмотрела класс вредности условий труда: до специальной оценки условия труда бортпроводников и пилотов в «Трансаэро» считались «вредными», после же — «вполне допустимыми».

Еще одна из сторон политики минимизации издержек, проводившейся ОАО «Трансаэро», — закупка подержанной иностранной авиатехники и, как следствие, проблема высокого износа основных производственных фондов компании. По итогам расчетов, выполненных на основе данных онлайн-базы мировых авиакомпаний «Airfleets.net», новые самолеты (возраст которых не превышает 5 лет) составляют на данный момент лишь 4,3 % авиапарка ОАО «Трансаэро», в то же время средний возраст самолетов — 19 лет [8]. В отличие от «Аэрофлота», сформировавшего свой авиапарк в основном из новых импортных самолетов и российских пассажирских авиалайнеров «Sukhoi Superjet», компания «Трансаэро», получив льготы на ввоз зарубежной техники, сосредоточилась на покупке и взятии в лизинг имевших длительную историю полетов «Боингов». Однако стоит отметить, что поддержание старых самолетов в состоянии летной годности и их текущий ремонт обходятся довольно дорого, что нивелирует изначальное ценовое преимущество, возникающее при их покупке, экономия же на техническом обслуживании «возрастных» авиалайнеров ставит под вопрос безопасность полетов. Дополнительной угрозой при совершении подобных сделок является отсутствие уверенности в качестве планового ремонта техники, проводившегося ранее иностранной компанией-авиаперевозчиком.

Проводимая авиакомпанией политика «агрессивного маркетинга», «демпинга», «опережающего роста» совместно с курсовыми колебаниями привела к долговым проблемам. В подтверждении этого проведем анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости исследуемой нами компании накануне ее потенциального банкротства.

Итак, анализ ликвидности бухгалтерского баланса «Трансаэро» за 2014 г. (по методике Когденко В. Г.), показал, что баланс авиакомпании не является ликвидным [9], [10]:

 первое условие ликвидности «А1>П1» не выполняется, кредиторская задолженность существенно превышает совокупность денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Дефицит наиболее ликвидных активов составляет 44, 8 млрд. руб.

 не соблюдается и второе условие ликвидности «А2>П2», краткосрочные кредиты и займы превышают соответствующие им быстрореализуемые активы на 24,7 млрд. руб.

 долгосрочные обязательства превышают стоимость медленно реализуемых активов (не соблюдение третьего условия ликвидности «А3>П3») на 23,6 млрд. руб. Так, можно сказать, что по мере естественного преобразования данных активов в денежные средства «Трансаэро» не сможет погасить свои долгосрочные обязательства.

 четвертое условие ликвидности «А4>П4» (минимальное условие финансовой устойчивости) также не выполняется, стоимость труднореализуемых активов превышает бессрочные пассивы на 93,2 млрд. руб., это говорит о том, что «Трансаэро» осуществляла рискованную финансовую политику: финансирование внеоборотных активов авиакомпании лишь частично осуществлялось за счет собственного капитала, на финансирование остальной части авиакомпания использовала заемные средства.

Мы видим, что на начало 2015 г. не выполнялось ни одно из условий ликвидности. Следствием этого стала полная неплатежеспособность авиакомпании, что и привело к ее банкротству.

Анализ ликвидности баланса ОАО «Трансаэро» по итогам 2014г. по методике Когденко В. Г. [9]