Бюджетное правонарушение

Рубрики Статьи

Бюджетные правонарушения

Главная > Реферат >Финансы

— (англ. breach of budget law) — неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных бюджетным законодательством правил составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, которое влечет за собой применение к нарушителю мер принуждения.

Перечень нарушений бюдж, законодательства, определенный в Бюджетном кодексе РФ, включает: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюдж. средств; несвоеврем. и неполное перечисление и зачисление бюдж. средств на счета бюджетополучателей; несвоеврем. представление отчетов и др. сведений, связ. с исполнением бюджета; несвоеврем. доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие сводной бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоответствие уведомлений о бюдж. ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержд. расходам и бюдж. росписи; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюдж. систему РФ; несвоеврем. исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и гос. внебюдж. фондов; несвоеврем. представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; отказ подтвердить принятые бюдж. обязательства, кроме оснований, установл. Бюджетным кодексом РФ; несвоеврем. подтверждение бюдж. обязательств, несвоеврем. платежи по подтвержд. бюдж. обязательствам; финансирование расходов, не включ. в бюдж. роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих суммы, включ. в бюдж. роспись и утвержд. лимиты бюдж. обязательств; несоблюдение нормативов финанс. затрат на оказание гос. или муницип. услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, гос. или муницип. долга и расходов на обслуживание долга; открытие счетов бюджета в кредитных орг-циях при наличии на соотв. тер. отделений Банка России; иные правонарушения, Наиболее частое Б.п. — использование бюдж. средств не по целевому назначению.

Под этим понимается такое их использование, к-рое не приводит к результатам, предусмотр. при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность к-рых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из бюджета средств. Бюджетополучатель не вправе самостоятельно перераспределять средства между предметными статьями.

Нецелевым использованием бюдж. средств признаются также: направление средств на банковские депозиты, приобретение разл. активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи; взносы в уставный капитал др. юридич. лица; расходование (перечисление или создание кредиторской задолженности) средств при отсутствии оправдат. документов; завышение объемов выполн. работ, расценок; выполнение работ, не предусмотр. утвержд. проектно-сметной документацией; направление средств на объекты (разработки), не включ. в адресные и целевые программы; недостача материальных ценностей, приобрет. за счет средств бюджета; расходование средств сверх норм, утвержд. в установл. порядке (норм возмещения командировочных расходов, норм на расходование ГСМ и т.п.); просроченная дебиторская задолженность по перечисл. авансам за поставку товарно-материальных ценностей и оказание услуг; заключение договоров на работы, не предусмотр. в бюджете (смете расходов), ведущие к потере бюдж. средств или имущества, являющегося гос. или муницип. собственностью.

За Б.п. предусмотрены различные меры ответственности, к-рые определены Бюджетным кодексом РФ.

При этом регулирование ответственности за нарушение бюдж. законодательства складывается из: определения органов, применяющих меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства (органы Федерального казначейства РФ, Арбитражный суд РФ, Счетная палата РФ); установления системы санкций и мер воздействия на правонарушителей (предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировка расходов, изъятие бюдж. средств, приостановление операций по счетам в кредитных орг-циях, наложение штрафа, начисление пени и т.д.); определения процедуры применения мер принуждения (списание в бесспорном порядке сумм бюдж. средств, используемых не по целевому назначению, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата к-рых истек; предупреждение руководителям органов исполнит, власти, органов местного самоуправления и получателей бюдж. средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, приостановление операций по счетам в кредитных орг-циях сроком до 1 мес. и т.д.).

Размеры штрафов и пени устанавливаются Бюджетным кодексом РФ и законом о федеральном бюджете на соответств. год. Б.с. предусмотрены также региональным законодательством, гл. обр., законами об областных (и др. региональных) бюджетах на соответств. год.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Основанием для привлечения лица к юридической ответственности является совершение им правонарушения. Под нарушением бюджетного законодательства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов уровней бюджетной системы Российской Федерации.

К нарушителю бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: 1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; 2) блокировка расходов; 3) изъятие бюджетных средств; 4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях; 5) наложение штрафа; 6) начисление пени; 7) иные меры, предусмотренные Кодексом и федеральными законами.

В соответствии с Кодексом применять меры принуждения могут руководители органов Федерального казначейства и их заместители, которые вправе:

1) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств: а) используемых не по целевому назначению; б) подлежащих возврату в бюджет, срок которых истек;

2) списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

3) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

4) выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

5) составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

6) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

7) приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

Как уже отмечалось, одной из мер принуждения, применяемых органами Федерального казначейства, является бесспорное списание бюджетных средств. В БК РФ предусмотрено бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов их получателей, списание бюджетных средств со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения, списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов, а также списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждении без их распоряжения.

Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства.

Названное постановление принимается в течение 10 дней после составления акта проверки получателя бюджетных средств, подписанного должностным лицом органа Федерального казначейства, либо на основании заключения должностного лица того же органа об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами.

При недостаточности средств на лицевом счете получателя бюджетных средств постановление о бесспорном списании бюджетных средств исполняется в соответствии с ч. 2 ст. 855 ГК РФ, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.

Читайте так же:  Поделано на развод

Списание названных средств производится кредитной организацией либо Федеральным казначейством.

Списание средств с единого счета бюджета без распоряжения Федерального казначейства и его территориальных органов осуществляется по решению арбитражного суда.

Размер средств, списываемых со счета территориального органа Федерального казначейства, не может превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете указанного территориального органа, и суммой средств, которые в момент списания отражены на лицевых счетах бюджетных учреждений либо считаются зачисленными на их счет.

Списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения органов, исполняющих соответствующие бюджета, осуществляется по решению арбитражного суда. Данное списание не должно превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете соответствующего бюджета, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов финансирования на месяц по всем получателям бюджетных средств.

Списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения осуществляется в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством. Порядок списания средств подробно регламентируется ст. 285-288 Бюджетного кодекса РФ.

В БК РФ впервые дается перечень различных нарушений бюджетного законодательства (ст. 283, 289-306), совершение которых является основанием для применения названных ранее мер. К сожалению, существуют противоречия и несовпадения между ст. 283 БК РФ, в которой перечислены основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, и ст. 289-306, в которых раскрываются отдельные виды правонарушений. Перечень статьи 283 должен был бы носить исчерпывающий характер и включать все виды бюджетных правонарушений, но в следующих статья Кодекса дается характеристика некоторых видов правонарушений, не вошедших в данный перечень. Несомненно, что имеющиеся противоречия усложнят привлечение к ответственности виновных лиц, поэтому необходимо серьезно доработать дан­ный раздел Бюджетного кодекса.

К нарушениям бюджетного законодательства законодатель, в частности, относит:

— нецелевое использование бюджетных средств;

— невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

— неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

— непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением;

— неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

— несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств;

— несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом;

— несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи;

— финансирование расходов сверх утвержденных лимитов;

— предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением установленного порядка;

— предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка;

— предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка;

— осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка;

— нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление;

— несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов;

— несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов;

— несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств;

— несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам.

За совершение названных видов нарушений предусмотрено наложение штрафов в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правона­рушениях и иные меры принуждения.

В частности, законодатель рассматривает такое правонарушение, как нецелевое использование бюджетных средств, выражающееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (ст. 289 БК РФ).

За подобное нарушение предусмотрено применение различных санкций: наложение штрафа на руководителя получателя бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях; изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления — уголовное наказание в соответствии с У К РФ*.

Объектом бюджетного правонарушения (то есть то, на что оно посягает) является установленный правопорядок в сфере бюджетной деятельности.

Субъективная сторона бюджетного правонарушения – это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и выражается в виновности правонарушителя.

Вина может быть умышленной и неосторожной. Соответственно этому бюджетное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности, о чем уже было сказано выше при рассмотрении признаков этого правонарушения.

«Невиновных» бюджетных правонарушений существовать не может. Отсутствие вины в деяниях лица, не выполнившую бюджетную обязанность, свидетельствует об отсутствии самого правонарушения, что исключает юридическую ответственность такого лица.

Объективная сторона бюджетного правонарушения – признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может совершиться в форме действия (например, нецелевое использование бюджетных средств) или бездействия (например, неперечисление бюджетных средств их получателям).

Каждый элемент бюджетного правонарушения, предусмотренный нормами права, является обязательным: при отсутствии хотя бы одного из них деяние не может быть признано бюджетным правонарушением, что исключает применение мер юридической ответственности к лицу, совершившему это деяние.

Контрольные вопросы

1. Понятие бюджетного правонарушения.

2. Виды бюджетных правонарушений.

3. Признаки бюджетного правонарушения.

4. Состав бюджетного правонарушения.

5. Субъект бюджетного правонарушения.

6. Объект бюджетного правонарушения.

7. Субъективная сторона бюджетного правонарушения.

8. Объективная сторона бюджетного правонарушения.

[1] Малеин Н. С. Правонарушение: Понятие, причины, ответственность. – М.: Юридическая литература, 1985. С. 135.

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Смотреть что такое «БЮДЖЕТНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ» в других словарях:

Бюджетное правонарушение — неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней. К правонарушающим действиям… … Элементарные начала общей теории права

Правонарушение — Правонарушение виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность. Содержание… … Википедия

Глава 26. Правонарушение — Глава 26 ПРАВОНАРУШЕНИЕ Отклоняющееся, девиантное поведениеСоциальный конфликтЮридический конфликтПравонарушения … Элементарные начала общей теории права

Юридическая ответственность — Юридическая ответственность это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и … Википедия

Федеральный суд США — (USA Federal judiciary) Федеральный суд США это орган судебной власти США федерального уровня, созданный правительством для разрешения споров федерального уровня Федеральный суд США: федеральная судебная система США, кем назначаются судьи… … Энциклопедия инвестора

Административное право — Административное право отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.… … Википедия

Законность — Законность политико правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы. Содержание 1 Принципы… … Википедия

Уголовное право — Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний,… … Википедия

Процессуальное право — – совокупность норм правовой системы, регулирующих общественные отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении дел в порядке уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства.… … Википедия

Теория государства и права — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Читайте так же:  Бурмистров станислав александрович адвокат

Бюджетные правонарушения как основания бюджетно-правовой ответственности

Для применения бюджетно-правовой ответственности необходимы основания. Бюджетно-правовая ответственность наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением. Следовательно, основанием для привлечения к бюджетно-правовой ответственности является бюджетное правонарушение.

Бюджетное правонарушение — это общественно опасное противоправно совершенное деяние, запрещенное бюджетным законодательством РФ под угрозой применения к правонарушителю мер принуждения.

Данное определение содержит следующие наиболее важные признаки бюджетного правонарушения:
• противоправность, которая выражается в нарушении бюджетного законодательства. Общественная опасность бюджетного правонарушения заключается в причинении вреда государству, обществу;

• виновность, означающая, что бюджетное правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Однако следует учитывать, что названный признак не всегда является обязательным при характеристике бюджетного правонарушения. Глава 28 БК не указывает на необходимость установления вины правонарушителя при применении в отношении него мер принуждения. Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации вводит бюджетную ответственность субъекта, напрямую не виновного в совершении бюджетного правонарушения. Так, если нарушителем бюджетного законодательства является бюджетное учреждение, субсидиарную ответственность по обязательствам, вытекающим из установленных фактов нарушений бюджетного законодательства, несет главный распорядитель средств федерального бюджета, к которому применяется мера принуждения в виде изменения (уменьшения) утвержденных на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на сумму средств, израсходованную не по целевому назначению. Таким образом, мы можем говорить в определенных случаях об объективном вменении при применении финансовых санкций в рамках бюджетного права;
• наказуемость деяния, предполагающая, что совершение бюджетного правонарушения влечет для правонарушителя негативные последствия в виде применения бюджетно-правовых санкций.

Для привлечения субъектов бюджетных отношений к бюджетно-правовой ответственности необходимо наличие состава бюджетного правонарушения как частного случая финансового правонарушения.

Бюджетное правонарушение является юридическим фактом, который влечет возникновение охранительных правоотношений. По своей структуре бюджетное правонарушение представляет сложное образование. Состав бюджетного правонарушения как правовая категория и раскрывает эту сложную структуру. Напомним, что полный состав финансового правонарушения конструируется по схеме «объект — объективная сторона — субъективная сторона — субъект». К элементам же состава бюджетного правонарушения, совокупность которых позволяет привлечь правонарушителя к ответственности, относятся объект, объективная сторона и субъект.

Объект бюджетных правонарушений составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением бюджетов.

К объективной стороне относятся вред, причиненный правонарушением, противоправность поведения правонарушителя и причинная связь между его поведением и вредом. Объективная сторона бюджетного правонарушения заключается в совершении противоправных действий (бездействия), перечень которых дан в ст. 283 БК, а также в иных его нормах и федеральных законах. Как правило, отдельные указания на противоправные деяния в бюджетной сфере содержатся в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете.

Субъектами бюджетных правонарушений являются участники бюджетного процесса. Ответственность юридических и физических (должностных) лиц за нарушения бюджетного законодательства установлена также в КоАП и УК, на что имеются соответствующие ссылки в БК.

Субъективная сторона бюджетных правонарушений характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям (бездействию) и их последствиям. В бюджетном праве имеет место как виновная, так и «безвиновная» (на основании объективного вменения) ответственность.

Как выше отмечалось, бюджетное законодательство не содержит прямых указаний на виновность правонарушителя. Бюджетно-правовая ответственность может иметь место при отсутствии субъективной стороны состава бюджетного правонарушения. В этих случаях перед нами, условно выражаясь, «ограниченный состав», который иногда оказывается достаточным основанием бюджетно-правовой ответственности. В этом случае нет «полноценного» состава правонарушения, однако бюджетно-правовая ответственность все же наступает. В подобных ситуациях правильнее говорить не об ответственности, а об обязанности возместить вред.

Классификация бюджетных правонарушений осуществляется по различным основаниям.

Во-первых, в зависимости от стадии бюджетного процесса, на которой совершаются противоправные деяния, бюджетные правонарушения можно классифицировать на четыре группы:
• к бюджетным правонарушениям, совершенным на стадии составления проектов бюджетов, относится несвоевременное представление проектов бюджетов;
• на стадии рассмотрения и утверждения бюджетов совершается такое бюджетное правонарушение, как несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных Б К;
• на стадии исполнения бюджета, более всех остальных подверженной бюджетным посягательствам, совершаются, например, неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств их получателям; неполное перечисление бюджетных средств их получателям;
• на стадии подготовки, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов бюджетным правонарушением будет несвоевременное представление отчетов об исполнении бюджетов.

Во-вторых, в зависимости от объекта посягательств бюджетные правонарушения можно классифицировать на следующие шесть групп:
• нарушение порядка функционирования бюджетной системы (неисполнение закона (решения) о бюджете);
• нарушение законных прав и интересов получателей бюджетных средств (не пере числение, неполное, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей, несвоевременное доведение до получателей уведомлений о бюджетных ассигнованиях, о лимитах бюджетных обязательств);
• нарушение доходной части бюджетов (несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений Б бюджетную систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов);
• нарушение расходной части бюджетов (финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга; нецелевое использование бюджетных средств);
• нарушение гарантий выполнения бюджетных обязательств (отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам);
• нарушение порядка составления проектов бюджетов, бюджетных росписей, ведения бюджетной отчетности и счетов (несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете, уведомлений о бюджетных ассигнованиях, о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России).

Бюджетное правонарушение

Понятие бюджетного правонарушения

Как следует из ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ, бюджетное нарушение характеризуется следующими чертами:

  • противозаконность;
  • специальный субъект;
  • наказуемость в соответствии с гл. 30 БК РФ.

Как и иные правонарушения в финансовой сфере, бюджетные деликты влекут не только применение мер принуждения, предусмотренных БК РФ, но и иных мер ответственности в соответствии с законодательством РФ (например, административных и уголовных наказаний).

Бюджетное правонарушение – допущенное субъектом бюджетных отношений нарушение норм бюджетного законодательства и иных актов бюджетного права, независимо от наступивших последствий.

Правовое регулирование нарушений в бюджетной сфере

Как следует из ст. 2 БК РФ, бюджетное право имеет довольно сложную структуру, в него входят:

  • собственно БК РФ;
  • федеральные законы о бюджете и бюджетах внебюджетных фондов;
  • региональные законы о бюджете и бюджетах территориальных внебюджетных фондов;
  • местные акты о бюджетах;
  • иные федеральные, региональные законы и акты органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения;
  • подзаконные нормативные правовые акты (Президента РФ, Правительства РФ, федеральных и региональных государственных органов).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Именно в данных актах, а также в договорах участников бюджетных отношений, могут содержаться те обязанности, которые возложены на субъекты бюджетного процесса, и за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Читайте так же:  Экспертиза отдельных разделов проекта

Стоит заметить, что, несмотря на сложность структуры бюджетного права, положения о бюджетной ответственности могут содержаться только в главах 29 и 30 БК РФ.

Состав бюджетного правонарушения

Как и к любым иным правонарушениям, к бюджетному нарушению применима концепция состава правонарушения.

Состав бюджетного правонарушения – совокупность обязательных элементов нарушения в бюджетной сфере, которые являются основанием для привлечения к ответственности по нормам бюджетного права РФ.

Специфика состава бюджетного правонарушения состоит в том, что:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • оно сконструировано формально, т. е. не включает в качестве обязательного элемента негативные последствия и окончено в момент совершения деяния (например, неперечисления средств бюджетного кредита);
  • не включает в качестве элемента вину лица, нарушившего нормы бюджетного права.

Перечислим элементы бюджетного правонарушения:

  1. Объект. Под объектом правонарушения в бюджетной сфере понимаются общественные отношения, сложившиеся в рамках осуществления бюджетного финансирования. Предметом посягательства нарушителя при этом являются конкретные нормы бюджетного права, которые могут быть предусмотрены не только бюджетным законодательством и нормативными актами, но и бюджетными соглашениями (например, при предоставлении трансфертов).
  2. Объективная сторона. Противозаконное поведение заключается в действии или бездействии уполномоченного участника бюджетных отношений, которое может быть связано с нарушением правил использования бюджетных средств, бюджетных кредитов и межбюджетных трансфертов.
  3. Субъект. Как следует из ч. 2 ст. 306.1 БК РФ, бюджетное правонарушение может совершить не любой субъект права, а только участник бюджетных отношений. Противозаконные действия иных субъектов права в сфере бюджета могут быть наказуемы в соответствии с нормами иной отраслевой принадлежности (административными, уголовными).

Часть 1 ст. 306.1 БК РФ предусматривает следующих субъектов бюджетной ответственности:

  • федеральный, региональный или местный орган в сфере финансов;
  • распорядитель бюджетных средств (в том числе главный);
  • получатель бюджетных средств;
  • главные администраторы доходов/источников финансирования дефицита бюджета.

Меры юридической ответственности за бюджетные правонарушения

Специфика бюджетно-правовой ответственности состоит в том, что допущенное нарушение карается либо финансовыми, либо административными санкциями.

Частью 2 ст. 306.2 БК РФ предусматриваются такие санкции, как:

  • взыскание суммы предоставленных средств или платы за их пользование, пеней;
  • приостановление или сокращение межбюджетных трансфертов;
  • сокращение полномочий правонарушителя.

Отметим, что взыскание любых денежных средств осуществляется в бесспорном порядке путем списания со счетов субъекта-правонарушителя.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Бюджетное правонарушение

Фактическим основанием для финансовой ответственности является бюджетное правонарушение — виновное нарушение бюджетного законодательства, бюджетного процесса, за которое Бюджетным кодексом РФ установлена ответственность.

Понятия «бюджетное правонарушение» и «нарушение бюджетного законодательства» соотносятся как общее и частное. Любое бюджетное правонарушение нарушает бюджетное законодательство, но не всякое нарушение бюджетного законодательства является бюджетным правонарушением. Между этими двумя правовыми понятиями нельзя ставить знака равенства.

Признаками бюджетного правонарушения являются:

б) противоправность, проявляющаяся в двух аспектах.

Во-первых, бюджетная противоправность состоит в том, что деяние нарушает установленный Бюджетным кодексом РФ порядок составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Во-вторых, противоправность бюджетных правонарушений состоит в их запрещенности Бюджетным кодексом РФ. В Бюджетном кодексе РФ перечислены те деяния, которые являются нарушениями бюджетного законодательства. Особенность же административной и уголовной противоправности составляет то, что нарушения бюджетного законодательства должны быть запрещены соответственно Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ. Указание в Бюджетном кодексе РФ на то, что конкретное деяние является нарушением бюджетного законодательства и влечет за собой меры административной или уголовной ответственности, не означает, что этим деяниям присуща административная или уголовная противоправность. Так, в ст. ст. 289, 293, 296 — 303 БК РФ предусмотрена возможность применения мер уголовной ответственности, если перечисленные в этих статьях нарушения содержат признаки состава преступления. Между тем в Уголовном кодексе РФ специальный запрет установлен только в отношении нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

в) виновность. Бюджетный кодекс РФ не называет вину в качестве обязательного признака нарушений бюджетного законодательства. Вместе с тем в публичном праве, в отличие от гражданско-правовых отношений, безвиновная ответственность недопустима. Конституционный Суд Российской Федерации сформировал правовую позицию, в соответствии с которой санкции штрафного характера исходя из общих принципов права должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам ;

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральный органах налоговой полиции», п. 5 // СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.

г) совершение дееспособным лицом. Специфика бюджетных правонарушений такова, что субъектами правонарушения могут быть только участники бюджетного процесса, обладающие финансово-правовой правосубъектностью с момента своего создания;

д) наказуемость. Бюджетные правонарушения запрещены под угрозой применения санкций, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.

Объектами нарушения бюджетного законодательства являются:

бюджетная система Российской Федерации;

перераспределение бюджетных средств между бюджетами разного уровня;

бюджетный процесс в Российской Федерации.

Объективная сторона нарушения бюджетного законодательства заключается в совершении противоправных действий (бездействия).

Субъекты нарушений бюджетного законодательства — это непосредственные участники бюджетных правоотношений, к которым принято относить территориальные субъекты бюджетного права, органы государственной власти и органы местного самоуправления, ответственные за исполнение бюджетов, и лица, их возглавляющие.

Субъективная сторона нарушений бюджетного законодательства характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям или бездействию и их последствиям. Анализ норм бюджетного законодательства и исследований указанных вопросов позволяет отметить, что бюджетное право не считает субъективное состояние правонарушителя обязательным основанием ответственности, т.е. соста

Систематизация документов
В любой организации решение проблем документационного обеспечения возлагается на специализированное структурное подразделение – управление делами, общий отдел, канцелярию и др. эффективность тру .