Аудиторы Требования предъявляемые к аудиторам

Рубрики Статьи

Требования к аудиторам: аудиторская фирма, федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

Аудитором является физическое лицо, обладающее квалификационным сертификатом и входящее в саморегулируемую организацию аудиторов. Это определение из учебника по бухгалтерскому учету.

Аудитор: суть профессии

Кто такой аудитор в сегодняшнем понимании по факту? Это прежде всего человек, который может подсказать, посоветовать, дать профессиональные рекомендации в области бухгалтерского учета. Аудитор, по сути дела, должен выступать не в роли строгого ревизора, прихода которого боятся до дрожи в коленках и прячут финансовые документы. Он, скорее, педагог, наставник, старающийся не допустить необоснованных штрафов и пеней. В нашей статье пойдет речь именно об аудиторах. Мы расскажем о том, какими качествами и знаниями они должны обладать, в чем суть их работы.

Требования к аудитору

Этот специалист занимается проверкой финансовых и налоговых документов организации, а также оценивает эффективность работы компании с экономической позиции. Также он консультирует руководство по поводу исправления выявленных ошибок и недопущения их в дальнейшем. Обязанности аудитора сродни работе ревизора. Разница в том, что это независимый эксперт, оказывающий услуги такого рода организациям.

При формировании перечня требований к аудитору следует четко понимать, что здесь все зависит от его компетентности. Насколько специалист, трудящийся в сфере финансового контроля, способен к практической работе, а также эффективной и результативной деятельности, в основе которой – особые знания и навыки. Профессиональное требование к аудитору – это наличие некоторого потенциального запаса знаний и умений, которые позволят успешно выполнять свои обязанности. При этом оценка компетентности работника сферы финансового контроля – довольно сложная задача, при решении которой приходится не только опираться на результаты его работы, но и оценивать наличие экономических знаний и социальных закономерностей.

Аудитор должен быть хорошо знаком с законодательными актами в сфере трудового, финансового, налогового и хозяйственного права, а также с правилами проведения проверок и ревизий, особенностями проведения и документирования финансовых операций, системой ценообразования, методами хозяйствования, закономерностями и особенностями социально-экономических процессов в обществе.

Личные качества специалиста

Все требования, которые предъявляются к работникам этой отрасли, можно разделить на несколько категорий, представленных различными свойствами: профессиональными (наличие специальных знаний, умений, навыков, аналитических способностей), личностными (аудитор должен быть исполнительным, ответственным, коммуникабельным, стрессоустойчивым), физиологическими (хорошая реакция, выносливость).

Среди наиболее важных черт можно назвать объективность (недопустимо, чтобы на результаты проверки влияли личные предпочтения специалиста), конфиденциальность (недопустимо использовать доверенную информацию в своих целях), доброжелательность и уважение к коллегам и клиентам. Все эти знания и качества не отменяют того факта, что официальный аудитор должен обладать приличным объемом знаний в области бухгалтерского учета.

А также гарантировать соответствие оказываемых услуг всем требованиям общепринятых стандартов. Помимо этого, в связи с изначальной настороженностью проверяемого по отношению к проверяющему, личность аудитора должна быть всегда вне подозрений. Здесь важны такие качества, как преданность своему делу, бескорыстность и соблюдение закона.

Интересные факты

Такая профессия, как аудитор, существовала еще в дореволюционной России, но в то время так назывался юрист или секретарь в военно-судебных органах. В том виде, в каком мы имеем представление об этих специалистах сейчас, они появились не так давно – в 1991 году. Именно тогда была сформирована соответствующая служба.

И еще несколько интересных фактов:

  • Впервые независимые аудиторы начали свою работу в середине XIX века в Европе.
  • Каждое вакантное место аудитора в Москве хотят занять примерно 15 соискателей.
  • В нашей стране работает около 4 000 аудиторских компаний, только в Москве их немногим более 1 000.
  • Типичный образ аудитора – молодая женщина с высшим экономическим образованием.
  • Специалистов, не достигших 30-летнего возраста, приблизительно 56% от общего числа работников этой сферы.

Аудиторская фирма

По сути это организация, где ключевыми специалистами являются аудиторы. Одним из уставных видов деятельности этого юридического лица является в том числе и оказание аудиторских услуг. Организационно-правовая форма при этом может быть любой, исключение составляют акционерные общества, государственные, муниципальные унитарные предприятия.

Доля уставного капитала аудиторской фирмы, которая принадлежит аудиторам, должна составлять не менее 51%. Состав коллегиального исполнительного органа в такой организации должен на 50% состоять из аудиторов. Такие фирмы сотрудничают со многими крупными организациями, сдающими ежегодную налоговую и финансовую отчетность в государственные учреждения. Аудитор может получить лицензию и практиковать в частном порядке.

Такая форма работы в последнее время очень популярна и востребована. Помимо трудоустройства в аудиторской фирме и частной практики, специалист может оказаться в штате крупной компании. Серьезные бизнес-игроки нередко берут на работу профессионала в бухучете, который занимается проверкой финансовой документации и всех видов отчетности своей фирмы.

Чем занимается аудитор?

Должностные обязанности специалиста включают в себя:

  • организацию и проведение аудиторской проверки, составление по ее результатам отчета и заключения, консультирование клиента;
  • проверку и составление заключения о правильности финансовых и налоговых документов фирмы (первичная документация, налоговая и бухгалтерская отчетность);
  • оценку финансово-хозяйственной деятельности и ее эффективности;
  • предварительный анализ будущих финансовых операций и степень риска в каждом конкретном случае;
  • консультирование руководителей организации в области управления финансами и ведения бухгалтерской отчетности.

Иногда зона ответственности аудитора может быть немного шире. В этом случае он занимается отслеживанием изменений в законодательных актах и совершенствованием ведения учета в организации. Кроме этого, аудитор может контролировать затраты фирмы в регионах, а также отслеживать эффективность деятельности торговых представителей.

Нередко такой специалист консультирует клиента по поводу выявления и оценки рисков работы организации, а также дает рекомендации по их снижению.

Законодательные нормы

Согласно требованиям закона «Об аудиторской деятельности», аудитором может быть и российский гражданин, и иностранец. Им может стать и лицо без гражданства. Главным условием закона «Об аудиторской деятельности» является соответствие квалификационным требованиям, которые установлены федеральными органами. Обязателен и квалификационный аттестат аудитора.

Одним из формальных условий является наличие документов о высшем образовании экономического или юридического профиля. Нужен и не менее чем 3-летний опыт работы в области бухгалтерского учета или аудиторской деятельности. В общем, требования к образованию аудиторов не столь строги, а потому стать специалистом в этой сфере может каждый, кому такая деятельность действительно интересна.

Как получить допуск в профессию

Чтобы стать обладателем квалификационного аттестата, согласно закону «Об аудиторской деятельности», необходимо сдать специальный экзамен. Такой документ дает специалисту право оказывать любые профильные услуги. Он служит главным формальным требованием к аудитору. Квалификационный аттестат не имеет ограничений по сроку действия. Выдача его осуществляется по следующим направлениям:

  • в области аудита кредитных организаций;
  • в области страхового аудита;
  • в области аудита биржи, внебюджетного фонда и инвестиционного института;
  • по общему аудиту, то есть проверке прочих субъектов.

При проведении экзаменационных испытаний на получение аттестата соискатели проходят этап тестирования, затем сдают письменную работу и подтверждают свои знания при устном опросе в течение двух дней. Этим гарантируется их соответствие требованиям к аудитору.

В результате для положительного решения комиссии необходимо набрать не менее 86 баллов на первом этапе, на втором должно быть минимум 67 баллов. Требования к претендентам на получение аттестата аудитора достаточно серьезны, чтобы в профессии не оказались случайные люди, но и непосильными их не назовешь.

Лишиться права на работу: причины и условия

Квалификационный аттестат выдается бессрочно, но он может быть аннулирован по следующим основаниям:

  • при установлении факта получения аттестата по подложным документам;
  • при вступлении в силу законного судебного приговора, предусматривающего наказание в виде лишения права на занятие аудиторской деятельностью на протяжении определенного временного периода;
  • при установлении фактов, говорящих о несоблюдении аудитором положений ст. 8 и ст. 12 ФЗ;
  • при установлении фактов систематических нарушений законодательных требований или стандартов;
  • при установлении факта оформления аудитором заключения о проверке без фактического ее проведения;
  • в том случае, если на протяжении двух лет специалист не занимается аудиторской деятельностью;
  • при нарушении требований к прохождению обучения.

Решение об аннулировании аттестата принимается Министерством финансов. Чаще всего права на работу лишают при нарушении квалификационных требований к аудитору. Решение министерства может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

Аудиторы Требования предъявляемые к аудиторам

Требования, предъявляемые к аудиторам

Существует много критериев определения аудиторской деятельности как профессию. Попробуем перечислить основные требования:

1)- независимость (если при проверке аудитору не дали нужный документ, он вправе отказаться от выполнения своей работы).

2)- наличие лицензии (общий аудит -Мин. Финансов; спец. Аудит-банки (ЦБ), страх. аудит (Рос. Гос.страх). Лицензию при необходимости (например, после выдачи лицензии выявлены недостоверные сведения о лице, которому выдана; осуществляется аудиторская деятельность, не предусмотренная лицензией; при вступлении в силу приговора суда; в случаях неоднократного и неквалифицированного проведения проверки) аннулирует выдавший её орган.

3)-профессионализм, компетенция (аудитором может быть физическое лицо, имеющее юридическое либо экономическое образование; а при отсутствии такового — наличие стажа работы не менее 3-х лет хозяйственной деятельности из последних 5-ти лет).

4)- отсутствие судимостей.

5)- наличие квалификационной аттестации (С середины 90-х годов в России начата аттестация аудиторов. Все претенденты на право заниматься аудиторской деятельностью уже подлежат аттестации, они обязаны принимать участие в сдаче экзаменов для получения соответствующих прав. Аттестация осуществляется соответствующими органами (которые определены Указом Президента и Временными правилами). Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирования аттестационных комиссий и размер платы за проведение аттестации утверждаются Правительством РФ по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте.

Читайте так же:  Доплата за вредность 2019

К органам, проводящим аттестацию относятся: Центральная лицензионная комиссия Министерства финансов РФ (ЦАЛАК); ЦАЛАК Федеральной службы РФ по надзору за страховой деятельностью; ЦАЛАК Центрального Банка России; Межрегиональные аттестационно — лицензионные комиссии, создаваемые комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и полностью или частично наделённые правами центральных комиссий.

Соответствующие ЦАЛАКи ведут реестры аудиторов и аудиторских фирм. Ведение единого Государственного реестра организует комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

6)-этический кодекс для обеспечения стандартов поведения и способы его соблюдения. (честность; объективность; профессиональное внимание; конфиденциальность информации, полученной в ходе аудиторской проверки).

7)- аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой — либо другой предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и связанной с ней.

Квалификационный аттестат выдаётся аудитору, прошедшему аттестацию, сроком на 3 года в месячный срок со дня принятия комиссией решения о его выдаче. Аттестат утрачивает силу, если лицо, получившее его, в течение 2-х лет не начало работать аудитором. Также аттестат может быть продлён на срок до 3-х лет по заявлению аудитора при отсутствии претензий к нему и несущественных изменениях законодательства РФ.

Профессия аудитор

Аудитор — это специалист, который занимается проверкой финансовой и налоговой отчетности компаний, оценивает финансовою эффективность ее работы и дает руководству рекомендации и консультации по исправлению выявленных ошибок. По сути, должность аудитора сродни должности ревизора, но разница все же есть — аудитор является независимым экспертом, часто это предприниматель, который оказывает фирмам услуги по проверке документации. Специальность аудитора считается одной из перспективных профессий, поскольку такого кадровый состав рода всегда в цене.

Аудиторы — ключевые специалисты многочисленных аудиторских фирм, сотрудничающих со всеми более-менее крупными компаниями, предоставляющими ежегодные налоговые и финансовые отчеты госучреждениям. Аудиторы могут получать лицензию и заниматься частной практикой — также достаточно распространенный и востребованный способ работы.

Кроме того, многие компании предпочитают ввести в штат так называемого внутреннего аудитора — специалиста, который проверяет финансовую документацию и все виды отчетности в этой конкретной компании.

История профессии

Еще в царской России существовали аудиторы, но тогда такая должность означала юриста или секретаря в военно-судебной системе. В том виде, в каком мы их знаем сейчас, эти специалисты появились сравнительно недавно — в России аудиторская служба образовалась в 1991 году.

Обязанности аудитора

Основные должностные обязанности аудитора выглядят следующим образом:

  • Проведение аудиторских проверок. Составление отчетов и заключений по их результатам, консультации клиентов.
  • Проверка правильности финансовой и налоговой документации компании (первичных документов, налоговой и бухгалтерской отчетности, и т.д.).
  • Оценка эффективности и систем внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности. Разработка рекомендаций по улучшению бизнес-процессов.
  • Оценка предполагаемых финансовых операций, их эффективности и степени риска.
  • Оказание руководству компании консультаций и практической помощи в управлении финансами и ведении дел.

Часто список того, чем занимается аудитор, может быть расширен и включать такие пункты:

  • Отслеживание изменений в законодательстве. Совершенствование ведения бухгалтерского и налогового учета в компании.
  • Контроль затрат компании по регионам.
  • Контроль эффективности работы торговых представителей компании.
  • Выявление и оценка рисков деятельности компании, рекомендации по их снижению.

Требования к аудитору

Работодатели предъявляют следующие требования к аудитору:

  • Высшее экономическое образование.
  • Знание методологии проведения проверок, международных стандартов деятельности аудитора.
  • Знание нормативной базы и принципов налогового, бухгалтерского и управленческого учета.
  • Хорошее знание 1С, уверенное владение ПК.
  • Опыт работы бухгалтером или аудитором.

Иногда есть также дополнительные требования для соискателей, желающих стать аудитором в той или иной компании:

  • Наличие аттестата аудитора.
  • Знание английского языка на уровне Upper Intermediate.
  • Готовность к командировкам.

Некоторые работодатели устанавливают возрастные ограничения — обычно им требуются сотрудники в возрасте 27-45 лет.

Образец резюме аудитора

Как стать аудитором

Функции аудитора успешно может выполнять человек с высшим экономическим образованием, в идеале навыки аудитора успешно осваивают выпускники специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Зарплата аудитора

Заработная плата аудитора зависит от степени занятости специалиста, от региона проживания, а также от специфики его деятельности (внутренний или независимый аудитор) — суммы колеблются от 40 000 до 130 000 рублей. При этом средняя зарплата аудитора составляет, как правило, 50 000 рублей.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Современная научно-техническая академия и ряд её курсов по направлению «Бухгалтерский учет и аудит».

1.3. Требования к аудиторам

св- Пономарев, СВ. Мищенко, В.Я. Белобрагин и др. «Управление качеством продукции»

Лозунг [24] «Вы должны прекратить это делать (не делать), или мы не пройдем аудит» не является более эффективным, чем лозунг [24] «Вы должны прекратить это делать (не делать), поскольку это портит качество, следовательно, снижает удовлетворенность потребителей, и будет стоить вам денег».

Отметим, что всякий аудитор уже наблюдал изнутри за несколькими компаниями, в том числе, возможно, и за вашими конкурентами. Любые приемы, наблюдения или предложения с его стороны в ваш адрес представляют собой бесплатную консультацию [24].

1.3.1. Квалификационные требования, предъявляемые к аудиторам

Уверенность и доверие к процессу аудита зависят от компетентности лиц, которые его проводят. Компетентность должна быть продемонстрирована на основе:

• личных качеств, описанных в п. 1.3.5;

• способности применять знания и умения, описанные в п. 1.3.2, которые приобретаются посредством образования, в процессе работы, подготовки в качестве аудиторов, а также на основе опыта проведения аудитов, описанных в п. 1.3.3.

Данная концепция компетентности аудиторов приведена на рис. 1.1. Некоторые знания и умения, описанные в п. 1.3.2, являются общими для аудиторов систем менеджмента качества и экологического менеджмента, а некоторые — специфичны для аудиторов по отдельным дисциплинам.

Образование Опыт Подготовка Опыт проведения

работы в качестве аудитора аудитов Личные качества

Рис. 1.1. Квалификационные критерии для кандидатов в эксперты-аудиторы [3].

Аудиторы развивают, поддерживают и улучшают свою компетентность посредством постоянного повышения квалификации и регулярного участия в аудитах.

Глава 1__Проверки систем менеджмента качества _35

1.3.2 Общие знания и умения аудиторов систем менеджмента

Аудиторы должны обладать знаниями и умениями в следующих областях [3]:

а) принципы, процедуры и методы аудита, позволяющие выбирать такие способы работы, которые соответствуют различным аудитам и обеспечивают последовательное и систематичное проведение аудитов. Аудитор должен уметь:

применять принципы, процедуры и методы аудита; результативно планировать и организовывать работу; проводить аудит в согласованные сроки;

расставлять приоритеты и концентрироваться на важных вопросах; собирать информацию путем результативных опросов, наблюдений и анализа документов, включая записи и данные; понимать применимость и последствия использования метода выборки для аудита;

проверять точность собранной информации;

подтверждать достаточность и соответствие свидетельств аудита для обоснования наблюдений и заключений по результатам аудита; оценивать факторы, которые могут повлиять на надежность наблюдений и заключений по результатам аудита;

использовать рабочие документы для регистрации действий по аудиту; подготавливать отчеты по аудиту;

обеспечивать конфиденциальность и безопасность информации; результативно общаться самостоятельно, используя знание языка или через переводчика;

б) система менеджмента и справочные документы, позволяющие аудитору понять объем аудита и применить критерии аудита. Знания и умения в этой области должны охватывать:

• применение систем менеджмента для различных организаций;

• взаимодействие между составными элементами системы менеджмента;

• стандарты на системы менеджмента, применимые процедуры или другие документы системы менеджмента, используемые как критерии аудита;

• понимание различия между справочными документами и приоритетности тех или иных документов;

• применение справочных документов к различным ситуациям в процессе аудита;

• информационные системы и технологии утверждения, обеспечения безопасности, рассылки и управления документами, данными и записями;

организационные аспекты, позволяющие аудитору понимать производственную ситуацию. Знания и умения в этой области должны охватывать:

• размер, структуру, функции и взаимоотношения в организации;

• общие бизнес-процессы и относящуюся к ним терминологию;

• культурные и социальные традиции проверяемой организации.

г) соответствующие законы, правила и другие документы, позволяющие аудитору работать с учетом и пониманием требований, которые применимы к проверяемой организации. Знания и умения в этой области должны охватывать:

• местные, региональные и национальные кодексы, законы и правила;

• контракты и соглашения;

• международные договоры и конвенции;

• другие требования, с которыми согласилась организация.

1.3.2.1. Общие знания и умения руководителей аудиторских групп систем менеджмента

Руководители аудиторских групп [3] должны обладать дополнительными знаниями и умениями для обеспечения результативности и эффективности аудита. Руководитель аудиторской группы должен быть способен:

• планировать аудит и результативно использовать ресурсы в процессе аудита;

• представлять аудиторскую группу при контактах с заказчиком аудита и проверяемой организацией;

• организовывать работу членов аудиторской группы осуществлять общее руководство;

• обеспечивать руководство и контроль за аудиторами-стажерами;

• направлять обсуждение вопросов аудиторской группой при вынесении заключений по результатам аудита;

• предупреждать и разрешать конфликты;

• подготавливать и составлять отчет по аудиту.

1.3.2.2. Специфические знания и умения аудиторов систем менеджмента качества

Аудиторы систем менеджмента качества должны обладать знаниями и умениями в следующих областях [3]:

а) способы и методы, связанные с качеством, позволяющие аудитору оценивать системы менеджмента качества и формировать соответствующие наблюдения и заключения по результатам аудита. Знания и умения в этой области должны охватывать:

• терминологию в области качества;

• принципы менеджмента качества и их применение;

• инструменты менеджмента качества и их применение (например, статистическое управление процессами, виды отказов и анализ их последствий и т. д.);

б) процессы и продукция, включая услуги, позволяющие аудитору понимать производственную ситуацию, в которой проходит аудит. Знания и умения в этой области должны охватывать:

Читайте так же:  Областной региональный материнский капитал

• терминологию, специфичную для данного сектора экономики;

• технические характеристики процессов и продукции, включая услуги;

• процессы и практику работы, специфичную для данного сектора экономики.

1.3.2.3. Специфические знания и умения аудиторов систем экологического менеджмента

Аудиторы систем экологического менеджмента должны обладать знаниями и

умениями в следующих областях [3]:

а) способы и методы экологического менеджмента, позволяющие аудитору оценивать системы экологического менеджмента и формировать соответствующие наблюдения и заключения по результатам аудита. Знания и умения в этой области должны охватывать:

• терминологию, связанную с окружающей средой;

• принципы экологического менеджмента и их применение;

• инструменты экологического менеджмента (такие как оценка экологических воздействий/аспектов, жизненного цикла, показателей экологической деятельности и т. д.);

б) экологическая наука и технологии, позволяющие аудитору понимать основные взаимосвязи между человеческой деятельностью и окружающей средой. Знания и умения в этой области должны охватывать:

• влияние человеческой деятельности на окружающую среду;

• компоненты окружающей среды (например, воздух, вода, земля);

• менеджмент природных ресурсов (например, ископаемое топливо, вода, флора и фауна);

• общие методы экологической защиты;

в) технические и экологические аспекты операций, позволяющие аудитору понимать взаимодействие деятельности, продукции, услуг и операций проверяемой организации с окружающей средой. Знания и умения в этой области должны охватывать:

• терминологию, специфичную для данного сектора экономики;

• экологические аспекты и воздействия;

• методы оценки важности экологических аспектов;

• критические характеристики производственных процессов, продукции и услуг;

• методы мониторинга и измерений;

• технологии по предотвращению загрязнения.

1.3.3. Общие требования к образованию, опыту работы и подготовке в качестве аудитора и руководителя аудиторской группы

К аудиторам предъявляются следующие требования [3]:

1) они должны иметь законченное образование, достаточное для приобретения знаний и умений, описанных в п. 1.3.2;

2) они должны обладать опытом работы, способствующим повышению знаний и умений, описанных в п. 1.3.2.1 и 1.3.2.2, который получен на технической, руководящей или специальной должности, предусматривающей принятие решений по различным вопросам, в том числе проблемным, контакты с другими сотрудниками, занимающими руководящие и специальные должности, сотрудниками, занимающими аналогичные должности, потребителями и/или другими заинтересованными сторонами. Часть опыта работы должна быть получена на должности, где осуществляемая деятельность способствует развитию знаний и умений:

• в области менеджмента качества для аудиторов систем менеджмента качества;

• в области экологического менеджмента для аудиторов систем экологического менеджмента;

3) они должны пройти полную подготовку в качестве аудитора, которая способствует повышению знаний и умений и может быть проведена организацией, где работает аудитор, или сторонней организацией;

4) они должны иметь опыт проведения аудитов, полученный под управлением и руководством аудитора, обладающего компетентностью руководи теля аудиторской группы по такой же дисциплине.

Руководитель аудиторской группы [3] должен обладать дополнительным опытом проведения аудитов для повышения знаний и умений, описанных в п. 1.3.2, приобретенным во время работы в качестве руководителя аудиторской группы под управлением и руководством другого аудитора, обладающего компетентностью руководителя аудиторской группы.

Аудиторы системы менеджмента качества или системы экологического менеджмента, желающие стать аудиторами в другой дисциплине, должны [3]:

а) иметь подготовку и опыт работы, необходимые для приобретения знаний и умений по второй дисциплине;

б) уметь провести аудиты по второй дисциплине под управлением и руководством аудитора, обладающего компетентностью руководителя аудиторской группы по второй дисциплине.

Руководитель аудиторской группы по одной дисциплине должен удовлетворять перечисленным выше рекомендациям, для того чтобы стать руководителем аудиторской группы по другой дисциплине.

В табл. 1.1 приведен пример образования, опыта работы, подготовки в качестве аудитора и опыта в проведении проверок для аудиторов, проводящих сертификационные или аналогичные аудиты.

Необходимо отметить, что аудиторы должны [3] постоянно повышать квалификацию — т. е. совершенствовать знания, умения и личные качества. Этого

Пример уровня образования, опыта работы, подготовки в качестве аудитора и опыта в проведении проверок для аудиторов, проводящих сертификационные или аналогичные аудиты [3| Параметр Аудитор Аудитор в обеих дисциплинах Руководитель аудиторской группы Образование Среднее (см. примечание 1) То же, что и для аудитора То же, что и для аудитора Общий опыт работы 5 лет (см. примечание 2) То же, что и для аудитора То же, что и для аудитора Опыт работы в области менеджмента качества или экологического менеджмента Не менее 2 лет из общих 5 лет 2 года во второй области

(см. примечание 3) То же, что и для аудитора Обучение в качестве аудитора 40 часов подготовки в качестве аудитора 24 часа подготовки по второй дисциплине (см. примечание 4) То же, что и для аудитора Опыт

в проведении аудитов 4 полных аудита, для получения не менее 20 дней опыта проведения аудитов в качестве аудитора-практиканта под управлением и руководством аудитора, обладающего компетентностью руководителя аудиторской группы (см. примечание 5) 3 полных аудита для получения не менее 15 дней опыта проведения аудитов по второй дисциплине под управлением и руководством аудитора, обладающего компетентностью руководителя аудиторской группы по второй дисциплине (см. примечание 5) 3 полных аудита для получения не менее 15 дней опыта проведения аудитов в роли руководителя аудиторской группы под управлением и руководством аудитора, обладающего компетентностью руководителя аудиторской группы (см. примечание 5) Примечания:

1. Среднее образование — та часть национальной системы образования, которая следует за начальной стадией, но закончена до поступления в университет или подобное образовательное учреждение.

2. Опыт работы может быть уменьшен на 1 год, если лицо получило соответствующее образование после среднего.

3. Опыт работы по второй дисциплине может быть получен одновременно с опытом работы по первой дисциплине.

4. Подготовка по второй дисциплине заключается в приобретении знаний по соответствующим стандартам, законам, регламентам, принципам, методам и технике.

5. Полный аудит — это аудит, охватывающий все этапы проведения аудитов систем менеджмента. Общий опыт проведения аудитов должен охватывать все требования стандарта по системе менеджмента.

можно достичь многими способами, такими как дополнительный опыт работы, обучение, самообразование, тренировки, присутствие на совещаниях, семинарах и конференциях или другие аналогичные действия.

Аудиторы должны демонстрировать свое постоянное повышение квалификации. При постоянном повышении квалификации следует учитывать изменения личных потребностей и потребностей организации, практику проведения аудита, стандарты и другие требования.

1.3.4. Принципы аудита

При проведении [3] аудита необходимо следовать множеству принципов, что позволяет сделать его результативным и надежным инструментом при реализации политики менеджмента и контроля за ней, предоставляя информацию, на основе которой организация может улучшить свою деятельность. Приверженность этим принципам является непременным условием для вынесения надежных и достаточных заключений по результатам аудита и обеспечения того, что аудиторы, работая независимо друг от друга в аналогичных условиях, придут к аналогичным заключениям.

Приведем основные принципы, которым должны следовать аудиторы:

этичное поведение — основа профессионализма.

добросовестное изложение — обязательство правдиво и точно составлять отчет. Наблюдения аудита, заключения по его результатам и отчеты должны правдиво и точно отражать аудиторскую деятельность. С этой целью представляется отчет о всех значительных трудностях, встретившихся при аудите, и нерешенных разногласиях между аудиторской группой и проверяемой организацией;

должное профессиональное внимание — усердие и рассудительность при проведении аудита. Аудиторы проявляют внимание в соответствии с важностью выполняемой задачи и доверием, оказанным им заказчиком аудита и другими заинтересованными сторонами. Важным фактором является наличие необходимой компетентности. Аудиторы не должны давать конкретных советов проверяемым о том, как разрешать те проблемы, которые были обнаружены; это не входит в компетенцию аудитора (аудитор — от слова «слушаю»); возникшие проблемы — это дело проверяемых, и именно они несут ответственность за то, чтобы найти их решение и разработать необходимые корректирующие мероприятия; при внутренних проверках аудитор — сотрудник организации — может давать рекомендации, относящиеся к планируемым корректирующим мероприятиям, однако лучше, если корректирующие мероприятия первоначально будут предложены проверяемыми, а затем согласованы с внутренним аудитором или скорректированы с его участием.

Рассмотрим основные принципы, которые относятся к процессу аудита:

• независимость — основа беспристрастности аудита и объективности заключений по результатам аудита. Аудиторы являются независимыми от проверяемой деятельности и свободными от пристрастий и конфликтов интересов. Аудиторы поддерживают объективность мышления в течение процесса аудита, тем самым способствуя, чтобы наблюдения и заключения по результатам аудита были основаны только на свидетельствах аудита:

• подход, базирующийся на доказательствах, — рациональный метод достижения надежных и воспроизводимых заключений по результатам аудита в процессе систематического аудита. Свидетельства аудита проверяемы, т. е., поскольку аудит проводится в течение определенного периода времени и с ограниченными ресурсами, они основаны на выборке имеющейся информации. Объем выборки тесно связан с надежностью заключения по результатам аудита.

Задача проверки — добиться того, чтобы все виды деятельности в системах менеджмента качества выполнялись правильно. Это экономит расходы, связанные с корректирующими мероприятиями.

Если система менеджмента «расстроена», то никакой камуфляж не скроет этого от опытного аудитора.

1.3.5. Требования к персональным (личным) качествам аудиторов

Аудиторы должны обладать личными качествами, которые давали бы им возможность действовать в соответствии с принципами аудита, описанными в п. 1.3.4.

Аудитор должен быть [3]:

а) этичным, т. е. справедливым, правдивым, искренним, честным и тактичным;

б) широких взглядов, т. е. готовым рассмотреть альтернативные идеи или точки зрения;

в) дипломатичным, т. е. тактичным в обращении с людьми;

г) наблюдательным, т. е. живо воспринимающим окружающую действительность;

д) проницательным, т. е. интуитивно осознающим и способным понять ситуацию;

е) гибким, т. е. умеющим быстро приспосабливаться к различным ситуациям;

ж) настойчивым, т. е. стремящимся к достижению целей;

з) решительным, т. е. способным своевременно делать заключения, основанные на логичном рассуждении и анализе;

и) самостоятельным, т. е. действующим и работающим независимо, при этом эффективно сотрудничая с другими. Перечень других требований [25] к личным качествам экспертов-аудиторов по проверке систем менеджмента приведен на рис. 1.2.

Читайте так же:  Гражданство в миграционном праве

Рис. 1.2. Личные качества эксперта-аудитора [25].

1.3.6. Требования к профессиональным умениям аудитора

Для успешного проведения проверок аудитор должен уметь [24]: тщательно готовиться перед началом проверки и перед каждым последующим ее этапом;

проводить как начальную, так и итоговую встречу (это особенно важно для главного аудитора);

собирать информацию без проявления агрессивности или запугивания (хороший аудитор заставляет проверяемых вести себя непринужденно); осуществлять сбор объективных данных с минимальной суетой, используя визуальные наблюдения, анализ выбранной документации и интервью (опрос);

проводить опрос самых различных по уровню и рангу сотрудников организации;

подтверждать свои выводы конкретными свидетельствами и документами (не быть голословным);

указывать (устно) при первой возможности проверяемым на выявленный отказ процесса системы менеджмента, идентифицируя соответствующие обстоятельства, включая вовлеченных лиц, но не делая утверждения о виновности людей;

определять статус несоответствия с обоснованием своих утверждений перед руководством проверяемой организации;

осуществлять подготовку изложенных объективно и непредвзято письменных отчетов о несоответствии, которые могут быть поняты даже человеком, не участвовавшим в проверке, через несколько месяцев и даже лет после его написания (при написании отчета важен не стиль изложения, а чтобы написанное было понятно другим специалистам); добиваться согласия и конструктивного отношения к обнаруженным не соответствиям, а также планирования реалистичных корректирующих действий и разработки графиков их осуществления (когда заполняется бланк регистрации несоответствий, представитель проверяемого подразделения расписывается в том, что он ознакомлен и согласен с выявленным несоответствием; после этого на следующей части бланка представитель подразделения должен сформулировать (составить план) и указать срок выполнения корректирующих действий, а аудитор своей подписью подтверждает, что план достаточно хорош, чтобы обнаруженные несоответствия были устранены; аудитор не должен заниматься разработкой корректирующих действий и графиков их проведения); записывать все ключевые факты, имеющие отношение к проверке, в окончательном отчете (акте), который (вместе с бланками регистрации несоответствий) войдет в постоянный протокол качества;

пользоваться правами аудитора, данными ему по статусу, при решении спорных вопросов, когда не удается достичь единого мнения с проверяемыми (на практике явных конфликтных ситуаций бывает не так уж много).

1.3.7. Оценка аудитора

Оценка аудиторов и руководителей аудиторских групп должна [3] планироваться, реализовываться и регистрироваться в соответствии с процедурами по программе аудита для обеспечения получения объективных, последовательных, полных и надежных результатов. Процесс оценки должен выявить необходимость в повышении профессиональных знаний и умений.

Оценка аудиторов проводится на следующих этапах [3]:

• первоначальная оценка сотрудников, желающих стать аудиторами;

• оценка аудитора как часть процесса подбора аудиторской группы;

• постоянная оценка работы аудитора для выявления необходимости в под держании и повышении знаний и умений.

На рис. 1.3 показана взаимосвязь между этими стадиями оценки. Процесс оценки включает четыре основных этапа [3].

Первый этап — идентификация личных качеств, знаний и умений для удовлетворения потребностей программы аудита.

При определении соответствующих знаний и умений должно быть учтено следующее:

• размер, тип и сложность проверяемой организации; Повышение компетентности

^-^»»»^ Первоначальная Несоответствие критериям оценка

Поддержание и повышение компетентности

Рис. 1.3. Взаимосвязь между стадиями оценки аудиторов [3].

• цели и объем программы аудита;

• требования по сертификации, регистрации и аккредитации;

• роль процесса аудита в менеджменте проверяемой организации;

• требуемый уровень доверия к программе аудита;

• сложность проверяемой системы менеджмента. Второй этап — установление критериев оценки.

Критерии могут быть количественными (такими, как время обучения и работы, количество проведенных аудитов, количество часов подготовки) или качественными (такими, как демонстрация личных качеств, знаний или проявление умений в процессе подготовки или на рабочем месте).

Третий этап — выбор соответствующего метода оценки.

Оценка должна проводиться лицом или комиссией с использованием одного или нескольких методов, изложенных в табл. 1.2. При использовании табл. 1.2 должно быть учтено следующее:

• предлагаемые методы представляют собой набор вариантов, и поэтому не следует применять их во всех ситуациях;

• различные предлагаемые методы могут отличаться по надежности;

• как правило, для получения объективного, последовательного, полного и надежного результата необходимо использовать комбинацию методов.

Четвертый этап — проведение оценки.

На этом этапе собранная информация о персонале сравнивается с критериями, установленными на втором этапе. Если персонал им не соответствует, то требуются дополнительная подготовка, опыт работы и/или проведения аудитов, после чего должна быть проведена повторная оценка.

Таблица 1.2 Методы оценки аудиторов |3] Метод оценки Цели Цели Анализ документов Проверить квалификацию аудитора Проверить квалификацию аудитора Положительная и отрицательная обратная связь Получить информацию о том, как воспринимается работа аудитора Получить информацию о том, как воспринимается работа аудитора Собеседование Оценить личные качества и навыки общения, проверить информацию, знания и получить дополнительную информацию Оценить личные качества и навыки общения, проверить информацию, знания и получить дополнительную информацию Наблюдение Оценить личные качества и способность применять знания и умения Оценить личные качества

и способность применять знания

и умения Тестирование Оценить личные качества, знания и умения и их применение Оценить личные качества, знания и умения и их применение Анализ после аудита Получить информацию, если прямое наблюдение невозможно или неприемлемо Получить информацию, если прямое наблюдение невозможно или неприемлемо Пример применения и документирования этапов процесса оценки для гипотетической программы внутреннего аудита представлен в табл. 1.3.

Применение процесса оценки аудитора для гипотетической программы внутреннего аудита [3] Области компетентности Этап 1 Личные качества, знания и умения Этап 2 Критерии оценки Этап З Методы оценки Личные качества Этичность, широта

самостоятельность Удовлетворительная деятельность на рабочем месте Оценка деятельности Общие знания и умения Принципы, процедуры и методы аудита Способность проводить аудит согласно внутренним процедурам, в сотрудничестве с коллегами по рабочему месту Прошел курс подготовки внутренних аудиторов. Провел три аудита как член группы внутреннего аудита Анализ записей по подготовке. Наблюдения. Отзыв коллег Системы менеджмента и другие справочные документы Способность применять соответствующие разделы Руководства по системе менеджмента и относящиеся к нему процедуры Прочитал и понимает процедуры Руководства по системе менеджмента, относящиеся к целям, объему и критериям аудита Анализ записей по подготовке. Тестирование. Собеседование Таблица 1.3 (окончание)

Личные качества, знания и умения

Этап 2 Критерии оценки

Способность результативно действовать исходя из структуры и культуры организации и порядка предоставления отчетов

Проработал в организации не менее 1 года на контролирующей долж-

Анализ записей по работе

Применимые законы, правила и другие требования

Способность выявлять и понимать применение соответствующих законов и правил, относящихся к процессам, продукции и/или сбросам в окружающую среду_

Прошел курс подготовки по законодательству в части действий и процессов, подлежащих проверке

Анализ записей по подготовке

Знания и умения по качеству

Инструменты и методы качества

Способность описывать внутренние методы контроля качества. Способность проводить различие между требованиями к проведению испытаний в процессе производства и окончательными испытаниями

Прошел подготовку по применению методов контроля качества. Продемонстрировал применение на рабочем месте процедур по проведению испытаний в процессе производства и окончательных испытаний

Анализ записей по подготовке. Наблюдения

Процессы и продукция, включая услуги

Способность идентифицировать продукцию, процесс ее производства, спецификации и конечное использование

Проработал в отделе планирования производства над планированием процесса. Работал в отделе обслуживания_

Анализ записей по работе

Знания и умения по экологии

Способы и методы экологического менеджмента

Способность понимать методы оценки экологической деятельности

Прошел подготовку по оценке экологической деятельности_

Анализ записей по подготовке

и технология в области экологии

Способность понимать, как предотвращение загрязнения и методы контроля, используемые организацией, соотносятся с важными экологическими аспектами деятельности организации

Шестимесячный опыт работы по предотвращению загрязнения и контролю в подобных производственных условиях

Анализ записей по работе

Технические и экологические аспекты операций

Способность понимать экологические аспекты организации и их воздействия (например, материалы, их взаимодействие с другими материалами и потенциальные воздействия на окружающую среду в случае разлива или сброса). Способность оценить процедуры реагирования в аварийных ситуациях, применимые к экологическим происшествиям

Прошел внутренний курс подготовки по хранению, смешиванию, применению материалов и их воздействию на окружающую среду. Прошел подготовку по плану реагирования в аварийных ситуациях и имеет опыт как член аварийной группы

Анализ записей по подготовке, содержанию курса

и результатам. Анализ записей по подготовке и работе