Административное наказание работодателя

Рубрики Статьи

Содержание:

Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства

За нарушение трудового законодательства, большая часть которых связана с нарушением ведения кадрового делопроизводства, работодатель может понести следующие виды ответственности:

Размеры ответственности достаточно разные и зависят от того, какие нарушения трудового законодательства были выявлены. Большие изменения в размерах административной ответственности произошли с 2015 года.

Необходимо учитывать, что оплата штрафа не снимает ответственности за устранение выявленных нарушений. Поэтому нарушения за прошлые периоды требуют восстановления кадрового учета.

Административная ответственность

Привлечение к данной ответственности является самым распространенным случаем.

Наиболее часто ответственность возникает по статье 5.27 КоАП РФ » Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права «, которая предусматривает наложение следующих размеров штрафов за соответствующие правонарушения:

1. за фактическое допущение к работе сотрудника без признания отношений с ним трудовыми, то есть без заключения с ним трудового договора, влечет наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.

2. за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

3. за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не указанных в п. 1 и 2 и не предусмотренных статьей 5.21.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение штрафа

  • на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

Кроме того, в соответствии с той же статьей 5.27 КоАП РФ совершение административного правонарушения, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (то есть неоднократное аналогичное нарушение) влечет следующую дополнительную административную ответственность:

1. если ранее было совершено правонарушение в соответствии с вышеуказанными пунктами 1 и 2, то осуществляется наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере 5 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

При этом должностное лицо, ответственное за такое неоднократное нарушение, дисквалифицируется на срок от 1 года до 3-х лет.

2. если ранее было совершено правонарушение в соответствии с вышеуказанным пунктом 3, то осуществляется наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3-х лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 50 тысяч до 70 тысяч рублей.

В соответствии со статьей 5.30 КоАП РФ «Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения « необоснованный отказ от заключения таких документов с сотрудниками влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.

Статьей 18.15 КоАП РФ » Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства « предусмотрено :

1. привлечение к трудовой деятельности в РФ таких лиц при отсутствии у них разрешения на работу либо патента, если такие документы требуются законодательством, либо их привлечение к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2000 до 5000 рублей;
  • на должностных лиц — от 25 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 250 тысяч до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

2. привлечение к трудовой деятельности в РФ лиц, указанных в п. 1 статьи 18.15 КоАП, без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если оно требуется законодательством, влечет наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 25 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 250 тысяч до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа ФМС о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с законодательством, влечет наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до 5 000 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 35 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 400 тысяч до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. нарушения, предусмотренные вышеуказанными пунктами 1-3, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 5000 до 7000 рублей;
  • на должностных лиц — от 35 тысяч до 70 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 400 тысяч до 1 миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

5. неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, ФМС или его уполномоченного территориального органа об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с законодательством, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 35 тысяч до 70 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 400 тысяч до 1 миллиона рублей.

В соответствии со статьей 13.11 КоАП РФ «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) « нарушение такого порядка влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 500 до 1000 рублей;
  • на юридических лиц — от 5 000 тысяч до 10 000 рублей.

Мы привели статьи, по которым наиболее часто возникает административная ответственность. Однако данный перечень не ограничен только этими статьями. Кроме того, часто выносятся на рассмотрение законопроекты по доработке и введению новых видов административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Материальная ответственность

Основная материальная ответственность работодателя — за несвоевременную выплату или невыплату заработной платы. Статьей 236 ТК РФ установлено, что при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан уплатить задержанные суммы оплаты с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором.

Статьей 234 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. К таким случаям, в частности, относятся:

  • незаконное отстранение работника от работы, его увольнение или перевод на другую работу;
  • отказ работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
  • задержка работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесение в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.

Гражданско-правовая ответственность

В соответствии со статьей 56 ГК РФ юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Таким образом, работодатель, привлекая и организуя трудовую деятельность сотрудников, не должен нарушать их права, предусмотренные Конституцией РФ и другими нормативными актами.

Уголовная ответственность

Такая ответственность тоже может возникнуть у работодателей.

В соответствии со статьей 145 УК РФ необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, может привести у возникновению штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов.

Читайте так же:  Рамочный договор на оказание услуг по ремонту

Статья 145.1 УК РФ предусматривает следующую ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат:

1. частичная невыплата указанных выплат свыше 3 месяцев, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации:

наказывается штрафом в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года, либо лишением свободы на срок до 1 года.

2. полная невыплата указанных выплат свыше 2 месяцев или выплата заработной платы свыше 2 месяцев в размере ниже установленного минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации:

наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

3. деяния, предусмотренные пунктами 1 и 2 рассматриваемой статьи, если они повлекли тяжкие последствия:

наказываются штрафом в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

Прокуратура Оренбургской области

  • Главная
  • Правовое просвещение и взаимодействие с общественностью
  • Прокурор разъясняет
  • Ответственность за нарушение правил охраны труда

Ответственность за нарушение правил охраны труда

Статьей 37 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), развивая это конституционное положение, возлагает на работодателя обязанность по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (статья 22 ТК РФ).

В соответствии со статьей 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Кроме иных мер, эта гарантия обеспечивается государственным контролем (надзором) за соблюдением требований охраны труда и предусмотренной законодательством дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой (статья 419 ТК РФ) а также административной и уголовной ответственностью лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и законодательства об охране труда.

Дисциплинарная ответственность выражается в применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, допустившим нарушение правил охраны труда.

Перечень дисциплинарных взысканий установлен статьей 192 ТК РФ и включает в себя замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Материальная и гражданско-правовая ответственность заключается в частичном или полном возмещении ущерба, причиненного нарушением правил охраны труда, и может применяться по основаниям и в порядке, предусмотренном разделом XI и статьей 277 ТК РФ, а также по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена действующей в настоящее время статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Согласно части первой данной статьи нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

По части второй этой статьи административное наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет налагается на должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за нарушение законодательства о труде и об охране труда и совершивших аналогичное административное правонарушение повторно до истечения одного года со дня исполнения ранее наложенного административного наказания.

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда установлена статьей 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

Федеральным законом от 28.12.2013 ? 421-ФЗ в статью 143 УК РФ внесены изменения, направленные на усиление уголовной ответственности за нарушение права работников на безопасные условия труда.

Согласно новой редакции этой статьи, действующей с 1 января 2014 года, нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или иными видами уголовных наказаний, среди которых максимально строгим является лишение свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, влечет ответственность по части второй статьи 143 УК РФ, предусматривающей в качестве наиболее строгого наказания лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Указанным Федеральным законом статья 143 УК РФ дополнена частью третей, устанавливающей ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

При таких последствиях виновному лицу может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии с введенным в текст УК РФ примечанием к статье 143 УК РФ под требованиями охраны труда в статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 28.12.2013 ? 421-ФЗ внесены также изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на повышение уровня гарантий соблюдения трудовых прав граждан, в том числе и права на безопасные условия труда.

Эти изменения и дополнения КоАП РФ вступят в силу с 1 января 2015 года.

С этого времени указанная выше статья 5.27 КоАП РФ будет действовать в редакции, предусматривающей административную ответственность только за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в измененной редакции КоАП РФ установлена новой статьей 5.27.1.

В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний может повлечь с 01.01.2015 в соответствии с частью третей статьи 5.27.1 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Часть четвертая этой статьи предусматривает еще более высокие размеры административных штрафов за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Следует также отметить, что статья 19.5 КоАП РФ дополнена частью двадцать третей, согласно которой с 01.01.2015 невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, (государственного инспектора труда) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Работник, в пользу которого было вынесено решение суда о восстановлении на работе, обратился затем в трудовую инспекцию с заявлением о привлечении к административной ответственности работодателя за незаконное увольнение. Работодателем решение суда о восстановлении на работе исполнено в полном объеме с выплатой всех положенных компенсаций. Может ли госинспекция труда привлечь работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства?

В соответствии с ч. 1 ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способами защиты трудовых прав являются, в том числе, судебная защита, а также государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 2 ст. 352 ТК РФ).
При этом, как следует из ч. 2 ст. 357 ТК РФ, обращение лица за защитой своих трудовых прав в суд исключает возможность рассмотрения этого же вопроса федеральной инспекцией труда и выдачу предписания работодателю.
Вместе с тем необходимо помнить, что привлечение лица к административной ответственности возможно только после возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении. В свою очередь, административные дела о нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 5.27 КоАП РФ), возбуждаются на основании протокола об административном правонарушении или определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования (п.п. 3 и 4 ч. 4 ст. 28.1, ч.ч. 1 и 2 ст. 28.7 КоАП РФ), составляемого или выносимого федеральной инспекцией труда (ч. 1 ст. 23.12, ч. 1 и п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, ч. 1 ст. 357 ТК РФ).
Из вышеизложенного следует, что суды самостоятельно не уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях, и для привлечения лица к административной ответственности необходимо, прежде всего, составление или вынесение вышеуказанных протокола или определения. Поэтому само по себе вынесение судом решения о восстановлении сотрудника на работе и привлечение работодателя к материальной ответственности перед работником, предусмотренной положениями ст. 394 ТК РФ, не означает освобождения его от административной ответственности перед государством, так как вопрос о привлечении к такой ответственности судом в рамках разрешения индивидуального трудового спора не рассматривается.
В связи с изложенным федеральная инспекция труда может возбудить дело об административном правонарушении, связанном с нарушением норм трудового законодательства, посвященных увольнению работника, и после вынесения решения суда, указанного в вопросе. Поводом к возбуждению такого дела может послужить, в том числе, и обращение самого работника, права которого были нарушены (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Такое правонарушение подпадает под признаки административного правонарушения, упомянутого в ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и поэтому административное дело рассматривается и решение о привлечении работодателя к ответственности по общему правилу выносится должностным лицом федеральной инспекции труда (ст. 23.12 КоАП РФ). Если же работодателем ранее допускались административные нарушения, касающиеся незаконного увольнения работников, то такое правонарушение подпадает под признаки правонарушения, указанного в ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, и дело подлежит рассмотрению судом (ст. 23.1 КоАП РФ). Отметим, что в силу ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ административное дело, возбужденное по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривается судом, если оно передано на такое рассмотрение лицом, к которому такое дело поступило.
В заключение отметим, что при решении вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности и о применимой санкции должны учитываться характер совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ч.ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ). Поэтому принятие всех необходимых мер для устранения нарушений трудового законодательства, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба могут быть в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 4.1, ст. 4.2 КоАП РФ признаны обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и учтены при назначении административного наказания (постановление Алтайского краевого суда от 05.07.2011 N 4а-348/2011, решение Самарского областного суда от 03.10.2012 по делу N 21-540, Обзор судебной практики по рассмотрению в 2011 году районными (городскими) судами и мировыми судьями Калининградской области дел об административных правонарушениях, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях).

Читайте так же:  Лесная таксация учебное пособие

К сведению:
Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с положениями ст. 391 ТК РФ индивидуальные трудовые споры по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора рассматриваются в судах. Это означает, что в случае наличия спора между работником и работодателем относительно законности увольнения федеральная инспекция труда не вправе рассматривать действия работодателя на предмет соответствия закону. Это может сделать лишь суд. Однако если вина работодателя в нарушении норм трудового права была установлена решением суда, то он может быть привлечен к административной ответственности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

29 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Смириться нельзя защищаться

Административная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства, в основном, определена статьей 5.27 КоАП РФ.

Вроде бы не такая страшная, как могло бы показаться на первый взгляд. Если бы не часть 4 и 5 данной статьи, которые в отношении лиц, по которым применены административные наказания, позволяет кроме взыскания штрафов до 200 тысяч рублей также и дисквалифицировать виновных должностных лиц.

Дисквалификация, конечно, может быть не смертельна, но малоприятна, когда подобное придется исполнять через изменение текущих бизнес-процессов.

Однако в ситуации, когда порой складывается впечатление, что бизнес кошмарят, этому самому бизнесу ничего не остается, как решить для себя: смириться ли с происходящем, либо защищать себя, свои активы и бизнес. Подробнее рассказывает Виталий Ветров, управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры».

Из нашего опыта и анализа судебной практики стоит обратить внимание на следующие элементы защиты:

  • Насколько соблюдены формальные требования закона Государственной инспекцией труда к порядку рассмотрения дел об административных правонарушениях. Так, в случае ненадлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения дела суд может отменить вынесенное постановление в связи с допущенным существенным нарушением прав привлекаемого к ответственности лица.
  • Является ли правонарушение малозначительным, есть ли доказательства, которые могли бы подобное подтвердить. Так, в одном из наших дел в суд указал следующее: «При признании правонарушения малозначительным принимается во внимание характер выявленных нарушений, не причинивших вреда; отсутствие каких-либо отрицательных последствий от совершенного правонарушения». Это позволило отменить постановление о наложении административного наказания и прекратить производство по делу.
  • Имеются ли обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Особо учитывая, что их перечень является открытым (ч.3 ст.4.2. КоАП РФ) и есть возможность применить фантазию, творческий подход, а также лишний раз продемонстировать собственные возможности в донесении суду собственной позиции.

Например, в одном из дел суд указал, что добровольное погашение задолженности по зарплате полностью и в кратчайшие сроки, но с нарушением требований ТК РФ, является смягчающим обстоятельством.

В другом деле суд посчитал, что привлечение впервые к административной ответственности, полное признание лицом факта виновного совершения административного правонарушения также являются смягчающими ответственность обстоятельствами.

  • Есть ли обстоятельства, позволяющие уменьшить размер штрафа ниже низшего предела согласно ч.2 ст.4.1. КоАП РФ. Например, к таким обстоятельствам можно отнести несоразмерность штрафа выручки или чистой прибыли компании, наличие задолженности перед третьими лицами, в том числе по налогам перед бюджетом, существенное снижение выручки в отчетном периоде.
  • Имеются ли шансы для изменения квалификации деяния на те, по которым предусмотрены более низкие размеры наказания. Так, в одном из дел, суд переквалифицировал действия общества с ч.4 на ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, поскольку оспариваемое нарушение трудового законодательства было допущено обществом до привлечения его к ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ. Следовательно, общество не может считаться ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение.
  • Какое количество эпизодов образует состав административного наказания? Есть ли шансы уменьшить их, например, путем объединения или исключения какого-либо из них. Как признал в одном из дел суд «допущенные должностным лицом нарушения могут свидетельствовать об отсутствии оснований для привлечения лица, в отношении которого ведется производство по делу, к ответственности по одному из эпизодов, в связи с чем вмененное в качестве допущенного нарушение может быть исключено из постановления должностного лица и отразиться на размере (объеме) наказания».

Простые элементы защиты, — но активной защиты, — подходят для тех предпринимателей, которые готовы защищать себя и свой бизнес.

Кстати, изложенные в данном материале подходы применимы не только к сфере административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Ответственность за нарушение охраны труда

В соответствии со ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 1000 до 5000 рублей
  • на юридических лиц – от 30000 до 50000 рублей

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей
  • на должностных лиц – от 10000 до 20000 рублей

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5000 до 10000 рублей
  • на юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 10000 до 20000 рублей
  • на юридических лиц – от 50000 до 70000 рублей
Читайте так же:  Претензия по некачественному оказанию медицинских услуг

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере 5000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30000 до 40000 рублей
  • на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей
  • на должностных лиц – дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 2000 до 5000 рублей
  • на юридических лиц – от 50000 до 80000 рублей

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5000 до 10000 рублей
  • на юридических лиц от 60000 до 80000 рублей

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 15000 до 25000 рублей
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 рублей

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20000 до 30000 рублей
  • на юридических лиц – от 130000 до 150000 рублей

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30000 до 40000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Примечание: Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Статья 14.54. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда

1. Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 рублей
  • на юридических лиц – от 70000 до 100000 рублей

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 40000 до 50000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
  • на юридических лиц – в размере от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Примечание: Эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несет административную ответственность как должностное лицо.

Статья 15.34. Сокрытие страхового случая

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей
  • на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей
  • на юридических лиц в размере от 5000 до 10000 рублей

Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей
  • на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей

Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1000 рублей
  • на должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей
  • на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей

2. Действия или бездействие, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, – влекут наложение штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей
  • на юридических лиц – от 20000 до 50000 рублей

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года
  • на юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей
  • на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет
  • на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда

Статья 143. Нарушение требований охраны труда

1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказывается:

  • штрафом в размере до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев
  • либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов
  • либо исправительными работами на срок до 2 лет
  • либо принудительными работами на срок до 1 года
  • либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или без такового

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается:

  • принудительными работами на срок до 4 лет
  • либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается:

  • принудительными работами на срок до 5 лет
  • либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Примечание: Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.