212 фз о страховых взносах льготы

Рубрики Статьи

Удержание страховых взносов — льготы предпринимателям инвалидам

Про удержание страховых взносов. Я инвалид III группы с 2013 года, предприниматель.

В 2013 году, страховые взносы за 2012 год моей организацией были оплачены

полностью (вместе с пенями) только в июле.

Всё это время, с меня удерживали 50% моей пенсии.

Должен ли ПФР компенсировать удержание пенсии за 7 месяцев.

Имею ли я право не платить страховые взносы как инвалид? Какие положены льготы инвалидам предпринимателям 3 группы?

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 872 вопроса .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Касательно льгот. то пока ФЗ«О страховых взносах
в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования» не содержит льгот для предпринимателей-инвалидов по взносам. Есть проект о льготах за работников инвалидов, но это только проект и его реализация это далеко не факт.

Что же касается удержания, то тут все законно, в силу ст.99 ФЗ «Об исполнительном производстве»

2. При
исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных
документов) с должника-гражданина может быть удержано не более
пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания
производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном
документе требований.

Консультация юриста бесплатно

Михаил, добрый день!

По общему правилу, индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, обязаны уплачивать соответствующие страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон N 212-ФЗ).
При этом ч. 6 ст. 14 Закона N 212-ФЗ не предусматривается, что индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты страховых взносов на период признания их инвалидами и получения трудовой пенсии по инвалидности. (подтверждается это, к примеру, Письмом ФФОМС от 25.06.1996 N 2386/23).
Более того, к сожалению, факт получения (или неполучения) дохода от осуществления предпринимательской деятельности в силу Закона N 212-ФЗ не влияет на обязанность предпринимателя уплачивать страховые взносы (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании»).
Следовательно, как бы это не было неприятно Вам сообщить, предприниматель обязан уплатить страховые взносы в бюджеты ПФР и ФФОМС в том числе за период признания его инвалидом II группы и получения трудовой пенсии по инвалидности.
Данный вывод подтверждается в том числе судебной практикой (Постановление ФАС Поволжского округа от 15.11.2012 по делу N А65-11259/2012, Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 16.10.2012 по делу N 33-7413 ). В некоторых решениях судьи отмечают, что обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности, получения дохода или наличия инвалидности.
Кроме того, в Определении Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 3-О-О отмечено, что положения законодательства, возлагающие на предпринимателей обязанность уплачивать страховые взносы в период инвалидности, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.

Вот такая ситуация.

Добрый день, Михаил!
Действительно,
обязанность физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных
предпринимателей, исчислять и уплачивать страховые взносы возникает с момента
внесения записи о регистрации в Единый государственный реестр индивидуальных
предпринимателей (ЕГРИП), и продолжается до момента исключения из ЕГРИП, в
связи с прекращением деятельности. При сохранении статуса индивидуального предпринимателя сохраняется и обязанность уплачивать страховые взносы. С 01.01.2013 в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ освобождение от уплаты страховых взносов получили индивидуальные предприниматели за те периоды, в течение которых предпринимательская деятельность не осуществлялась ими по следующим причинам: в связи с прохождением военной службы по призыву, уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет, уходом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства и периоды проживания за границей супругов работников, направленных, например, в дипломатические
представительства и консульские учреждения РФ.

Как, видите, для категории «инвалид» исключений по вопросу уплаты взносов законодателем не предусмотрено.

Похожие вопросы

Порядок выплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем

Освобождение ИП от уплаты страховых взносов, если деятельность не велась

Инвалид 3 группы — Льготы ЖКХ, страховой взнос в ПФР, льготы на траспорте

Существуют ли категории граждан, которым положены льготы по уплате страховых взносов в ПФР?

Как получить льготы для ИП прописанные в законе 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС»

Как получить льготы для ИП прописанные в законе 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС»

Я — ИП, оказываю репетиторские услуги по иностранному языку. Недавно узнал о существовании льгот по выплатам в ПФР, ФСС и ФОМС для ИП, работающих в сфере образования (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС», пп. «с» п. 8 ч. 1 ст. 58). Как практически получить эти льготы? Уже заплатил за 2015г и часть за 2016-й по полному тарифу — можно ли пересчитать эти суммы? Спасибо.

Ответы юристов (4)

Здравствуйте Сергей, поясните пожалуйста, какая у Вас система налогообложения?

Уточнение клиента

Здравствуйте, Евгений. У меня УСН 6%

16 Сентября 2016, 14:18

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте, Сергей. Если вы действительно подходите под эту льготу то вам следует просто подать уточненные расчеты по взносам за 2015, 1 полугодие 2016 года в которых отразить верные суммы. В этом случае вы просто заплатите взносов меньше за текущий период, с учетом переплаты возникшей в прошлые периоды.

Согласно п. 2 ст.17 Закона № 212-ФЗ:

2. При обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока.

5. Уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.

Уточнение клиента

Я платил взносы через он-лайн бухгалтерию «Контур Эльба». Получается, мне нужно связываться напрямую с отделением ПФР, в котором состою на учёте, и как-то с ними решать этот вопрос? Дело в том, что по вышеуказанному закону у меня 0% — то есть я вообще не должен ничего платить, но в ПФР, когда становился на учёт, мне ничего не сказали о существовании льготы. В любом случае, благодарю Вас за отклик!

16 Сентября 2016, 14:25

Не совсем 0, так в п. 3.2 этой же статьи указано какие взносы вносятся, а с учетом того, что такие проценты уплачиваются за работников при начислении им зарплаты, то данные пониженные взносы применяются предпринимателями которые производят выплаты иным лицам.

Вы как я понимаю таковым не являетесь и выплатили в ПФР только обязательные взносы

3.4. В течение 2012 — 2018 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 — 12, 14 части 1 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов:
(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 94-ФЗ, от 02.12.2013 N 333-ФЗ)

Читайте так же:  Ремонт по осаго ренессанс страхование

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Сергей, вы работаете один, без сотрудников? В этом случае данная льгота вам не подходит, поскольку она исключительно для лиц производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Взносы за себя вы обязаны платить без применения данной льготы.

Статья 58
1. В течение переходного периода применяются
пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов,
указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
Статья 5. Плательщики страховых взносов
1. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Льготы по налогам и взносам в ПФР для ИП или ООО, имеющих ребенка-инвалида

Пожалуйста подскажите какие льготы по налогам и взносам в ПФР для ИП или ООО, имеющих ребенка-инвалида?

Ребенок уже три года на инвалидности.

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 872 вопроса .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

С начала 2013 года вступили в силу изменения в ст.14 Закона № 212-ФЗ, конкретизирующие категории ИП, освобожденных от уплаты страховых взносов: в том числе ИП, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом.

Главным условием для освобождения от уплаты страховых взносов для ИП является отсутствие предпринимательской деятельности. Подтвердить это отсутствие можно по итогам года, представив в ПФР нулевую налоговую декларацию, заверенную налоговым органом.

Освобождение от уплаты страховых взносов для ИП является заявительным. То есть для его применения необходимо подать заявление в произвольной форме в отделение Пенсионного фонда, где ИП зарегистрирован.

Для включения периода ухода за нетрудоспособным человеком в страховой стаж нужно представить:

заявление (приложение 3 к Постановлению Правительства № 555 от 24.07.2002г.);
справка ВТЭК, свидетельство о рождении или паспорт инвалида;
справка ЖЭУ о совместном проживании или письменное подтверждение инвалида об уходе.

Кому положены пониженные тарифы страховых взносов в 2019 году

Особенности страхового обеспечения в 2019 году

С 01.01.2017 изменен порядок исчисления и уплаты страхового обеспечения физических лиц на территории России. Новый порядок устанавливают:

  • Налоговый кодекс, а именно главы 2.1 и 34, в части страховых взносов, администрируемых ФНС;
  • ФЗ № 125-ФЗ от 24.07.1998 в части ФСС НС и ПЗ. Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 утратил свою силу 31.12.2016.

На основании действующего законодательства некоторые страхователи могут претендовать на значительное снижение размеров обязательных платежей на страховое обеспечение. Порядок применения пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году (льгот) для страхователей определяют:

  • ст. 427 НК РФ;
  • ст. 21 № 125-ФЗ (в 2017-2019 гг. определен п. 2 ФЗ № 419-ФЗ от 19.12.2016).

С 2017 года льготным категориям юридических лиц, указанным в ст. 427 НК, нет необходимости специально уведомлять налоговые органы о применении пониженных тарифов и ждать официального ответа (разрешения или отказа). Информация о применении льготы будет определена из единого расчета по страховым взносам при пониженном тарифе, но документальное подтверждение исключит запросы и уточнения со стороны контролирующих органов.

Условия применения пониженного тарифа страховых взносов

Ставки тарифов, установленных для льготных категорий, указаны в ст. 427 НК РФ.

При выполнении определенных условий льготы предоставляются:

  • обществам, партнерствам на УСН;
  • российским ИТ-компаниям;
  • владельцам российских судов;
  • некоммерческим и благотворительным организациям на УСН;
  • ряду других.

С 2019 года законодатели отменили льготы по страховым взносам в отношении целого ряда экономических субъектов. К таковым относят:

  • организации и ИП, применяющие УСН, по видам деятельности поименованным в п. 5 ст. 427 НК РФ ;
  • аптеки (ИП или организации), имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, применяющие ЕНВД;
  • ИП на ПНС — в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанной в патенте (за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в пп. 19, 45-48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ ).

Полный перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право получить льготу по страховым взносам (гл. 34 НК), подтверждающие документы на право применения льготируемых ставок и значения ставок взносов, представлены в виде таблицы.

Наименование хозяйствующего субъекта

Ставка на случай ВНиМ

Хозяйственные общества и партнерства

Деятельность практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности:

  • программы для ЭВМ;
  • базы данных;
  • изобретения;
  • промышленные образцы;
  • производство ноу-хау, исключительные права на которые принадлежат учредителям, участникам — бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными, автономными учреждениями;
  • и т. д.
  • реестр хозяйственных обществ и партнерств передают в контролирующие ведомства отделения Росреестра.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 1 п. 1;
  • ставка — пп. 1 п. 2,
  • прочие условия — п. 3, п. 4.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ, за исключением высококвалифицированных специалистов, — 1,8 %.

Российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий

Деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших соглашения (договоры) с органами управления особыми экономическими зонами):

  • разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа;
  • оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
  • устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных.

Организации имеют право использовать данную льготу:

  1. Для вновь созданных, если:
    • аккредитованы в порядке, указанном в Постановлении Правительства РФ от 06.11.2007 № 758;
    • доля доходов от указанных видов деятельности составляет не менее 90 % в общем объеме доходов организации за указанный период;
    • среднесписочная численность — не менее 7 человек.
  2. Для организаций, не являющихся вновь созданными, если:
    • аккредитованы в порядке, указанном в Постановлении Правительства РФ от 06.11.2007 № 758;
    • доля доходов от указанных видов деятельности составляет по итогам 9 мес. года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 90 % в общем объеме доходов организации за указанный период;
    • среднесписочная численность — не менее 7 человек.

Доходы определяются в рамках ст. 248 НК РФ, при этом не включаются доходы, указанные в п. 2, 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ:

  • положительная (отрицательная) курсовая разница при покупке (продаже) валюты (п. 2 ч. 2 ст. 250 НК РФ);
  • положительная курсовая разница, за исключением положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов (п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ).
  • выписка из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;
  • расчет средней или среднесписочной численности работников (формы № 1-Т и № П-4);
  • документы, подтверждающие вновь созданную организацию;
  • подтверждение объема дохода по виду деятельности.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 3 п. 1;
  • ставка — пп. 1.1 п. 2;
  • прочие условия — п. 3, п. 5.
  • закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 06.11.2007 № 758;
  • ст. 248 НК РФ;
  • п. 2, п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ, за исключением высококвалифицированных специалистов, — 1,8 %.

Плательщикам, производящим выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна

Экипажи судов зарегистрированы в Российском международном реестре судов, за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах РФ.

  • выписка из Российского международного реестра судов о регистрации судна;
  • состав экипажа.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 4 п. 1;
  • ставка — пп. 2 п. 2;
  • прочие условия — п. 3.

Некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на УСН

Сфера деятельности в следующих областях:

  • соц. обслуживание граждан;
  • научные исследования разработок;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • культура и искусство;
  • массовый спорт (за исключением профессионального).

Применение льготируемых ставок осуществляется при соблюдении условий:

  1. По итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным ставкам, сумма доходов должна составлять не менее 70 % по следующим доходам:
    • целевые поступления (определяемые п. 2 ст. 251 НК РФ) на содержание НКО и ведение уставной деятельности;
    • гранты (определяемые пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
    • доходы от видов деятельности (определяемых абз. 17-21, 34-36 пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ), а именно:
      • научные исследования и разработки;
      • образование;
      • здравоохранение и предоставление социальных услуг;
      • деятельность спортивных объектов;
      • прочая деятельность в области спорта;
      • деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
      • деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
      • деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.
  2. Выполнение требований, определяемых к УСН.
  3. При определении объема дохода организации учитываются поступившие и неиспользованные организацией по итогам предыдущих расчетных периодов (остатки):
    • целевые поступления;
    • гранты.
  • деятельность НКО будет подтверждена Минюстом.
Читайте так же:  Судебная экспертиза орск

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 7 п. 1;
  • ставка — пп. 3 п. 2;
  • прочие условия — п. 3, п. 7.
  • закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • ст. 251 НК РФ
  • Письмо Минфина от 20.06.2017 № 03-15-07/38391.

Пониженные тарифы по ст. 58 212-ФЗ

Компания на УСН на ряду с прочими видами деятельности осуществляет виды деятельности, по которым в соответствии с ст.58 Федерального закона 212-ФЗ можно использовать право на уплату страховых взносов в пенсионный фонд по пониженным тарифам:

б) Производство строительных материалов.

При чем не по одному из указанных видов в отдельности доля доходов не составляет 70% от общей суммы доход. Но доходы от двух видов деятельности суммарно превышают 70% от общей суммы доходов.

Имеем ли мы право воспользоваться льготой и уплачивать взносы в пенсионный фонд по пониженным тарифам?

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 872 вопроса .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Вы можете применять пониженные тарифы только если указанные виды деятельности являются основными, если же нет, то тогда Вы не имеете право на подобныен льготы

В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и 3.4 указанной статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты внебюджетных фондов в установленном порядке

Консультация юриста бесплатно

Ришат, добрый день!

хотелось бы также дополнить, что в соответствии с ч. 1.4. ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности в целях применения пониженных тарифов признается основным видом экономической деятельности

при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Таким образом, суммарное превышение доходов от двух видов деятельности 70% от общей суммы доходов не влечет за собой право на применение пониженных тарифов, установленных ст. 58 Федерального закона.

Ришат, к сожалению не можете.

Необходимыми условиями для применения плательщиками
страховых взносов пониженного тарифа, установленного частью 3.2 статьи 58
Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах на обязательное
пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №
212-ФЗ), являются:

— применение упрощенной системы налогообложения;

— соответствие вида экономической деятельности, заявленного организацией как
основной, виду экономической деятельности, указанному в перечне пункта 8 части
1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

Организации
и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему
налогообложения, основной вид деятельности которых соответствует видам
деятельности, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, имеют
право применять пониженные тарифы страховых взносов при условии,
что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному
виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов, при
этом основным может быть только один вид экономической деятельности. Для
определения права на применение пониженных тарифов страховых взносов
суммирование видов деятельности не производится (!) То есть два основных вида деятельности — не может быть, основной — только один.

Обзор закона 212-ФЗ о страховых взносах

Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – 212-ФЗ) был отменен с 1 января 2017 года.

Сегодня вопросы уплаты страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ. Подробнее об изменениях в законодательстве можно прочитать здесь.

Обзор структуры Федерального закона №212-ФЗ

Закон о страховых взносах в фонды РФ был разделен на 8 глав и 62 статьи. Некоторые из статей имели дополнительное разделение, например: 18.1, 18.2 и так далее.

Глава 1, содержала статьи с 1 по 4 и называлась «Общие положения». Она раскрывала предмет регулирования данного закона и основные понятия, используемые в нем. Содержала перечень контролирующих органов, отвечающих за уплату страховых отчислений, а также порядок исчисления сроков, применяемый при их уплате.

Глава 2, содержала статьи с 5 по 17, имела название «Уплата страховых взносов». В ней содержались сведения, необходимые для осуществления уплаты страховых отчислений: кто является плательщиками, как ведется их учет, с чего платятся, в каком количестве, периоды исчисления, тарифы, порядок исчисления и внесения изменений по страховым взносам.

Глава 3, содержала статьи с 18 по 27, имеет название «Обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов». Текст этой главы раскрывал процедуру предоставления отсрочки или рассрочки по уплате страховых отчислений, исключения, по предоставлению отсрочки и перечень органов принимающих решение по ее предоставлению. Так же, порядок начисления пеней, недоимок и штрафов, связанных с уплатой страховых отчислений и процедуру возврата или зачета излишне уплаченных сумм.

Глава 4, содержала статьи с 28 по 32, ее название – «Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов контроля за уплатой страховых взносов». Исходя из названия, в тексте главы указывались права и обязанности соответствующих субъектов, а также порядок ограничения доступа к информации о плательщиках в фонды РФ.

Глава 5, содержала статьи с 33 по 39, ее название – «Контроль за уплатой страховых взносов». Эта глава определяла процедуру проведения камеральной и выездной проверки, порядок оформления ее результатов и вынесения решения.

Глава 6, содержала статьи с 40 по 52, называется «Нарушения законодательства РФ о страховых взносах и ответственность за их совершение». Тексты статей включали в себя информацию о понятии «нарушение законодательства РФ о страховых взносах», ответственных лицах, формах и обстоятельствах правонарушения, сроках давности, конкретных видах правонарушений, порядке взыскания и зачисления штрафов.

Глава 7, содержала статьи с 53 по 56, имела название «Обжалование актов органов контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц». В тексте указывалось содержание права на обжалование, порядок его применения, сроки и порядок подачи жалобы, а также процедура рассмотрения жалобы.

Глава 8, содержала статьи с 57 по 62, имела название «Заключительные положения». Эта глава содержала размеры тарифов страховых отчислений в 2010 году и с 2012 по 2017 годы, размеры пониженных тарифов в 2011-2017 годах и тарифов для плательщиков с особым статусом. Также, в ней указывалась дата вступления закона в силу.

Сфера регуляции

Исходя из ч. 1 ст. 1 закона 212-ФЗ, этот закон регулировал отношения, связанные с перечислением, исчислением страховых взносов в фонды РФ, указанные в названии закона, а также, отношения, образующиеся в результате контроля за таким перечислением и исчислением в эти же фонды. Отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, также попадали в сферу регуляции данного закона.

Закон 212-ФЗ о страховых взносах не действовал на правоотношения, которые затрагивают перечисление и исчисление страховых взносов в фонды социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также, на медицинское страхование, являющееся обязательным для неработающего населения.

Исключение составляли отношения по обеспечению уплаты страховых отчислений, списания долгов по ним, зачета и возврата штрафов и пеней. Они регулировались законом 212-ФЗ, при условии, что его положения не противоречили положениям закона №125-ФЗ об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и законодательству, регулирующему конкретные виды обязательного социального страхования.

Читайте так же:  Договор оказания услуг по стоянке

Закон 212-ФЗ: нюансы

С 2016 года в силу вступили изменения, которые имели непосредственное отношение к тому, как нужно производить страховые отчисления. Поменялись правила их уплаты и теперь необходимо разобраться, что же конкретно изменилось в этой процедуре:

До 2016 года, эта форма сдавалась не позже 15 числа месяца, следующего за отчетным. П. 2 ч. 9 ст. 15 212-ФЗ, содержал срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, для электронной версии отчета и до 20 числа – для бумажной версии отчета. Сроки могли изменяться из-за выходных дней. По отчетным периодам, новые сроки: 25 или 20.04.2017, 25 или 20.07.2017, 25 или 20.10.2017, 25 или 20.01.2018 года.

Данный срок был продлен для электронной формы расчета. Ранее был до 15 второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. После – до 20 числа (п. 1 ч. 9 ст. 15 212-ФЗ). Новые сроки: 20.05.15, 20.08.15, 20.11.15, 20.02.16 года.

  • Количество отчитывающихся субъектов увеличилось;

До 2016 года отчеты сдавали организации со среднесписочной численностью более 50 человек. После – более 25 человек (ч. 10 ст. 15 212-ФЗ).

До изменений 2016 года все лимиты были по общим ставкам – в пределах 624 тыс. рублей в год на 1 человека. Сверх этой суммы – 10% взнос в ПФР. После ПФР – 711 тыс. рублей, зарплата в рамках суммы – тариф 22%, свыше суммы – 10%. ФСС – 670 тыс. рублей, зарплата в рамках суммы – тариф 2,9%, свыше суммы не облагается. В ФФОМС лимиты были отменены, независимо от дохода сотрудника, отчисление производилось по тарифу 5,1% (ч. 1.1 ст. 58.2 212-ФЗ).

Ранее, сумма с окончанием менее 50 коп, округлялась в меньшую сторону, более 50 коп. в большую сторону. После необходимо было платить в рублях и копейках, даже в том случае, если организация доплачивает недоимку за прошлый год (ч. 7 ст. 15 212-ФЗ).

  • Зачет разных взносов внутри одного фонда;

Ранее, совершить зачет страховых отчислений между собой, было невозможно. После изменений такая возможность появилась, при условии, что администрированием этих отчислений, занимается один фонд. После переплату по медицинским взносам можно было зачесть в счет долга по пенсионным (ч. 21 ст. 26 212-ФЗ).

  • Перечень выходных пособий, освобожденных от взносов, расширился;

До изменений выходные пособия, освобожденные от налогообложения, предусматривались только Трудовым кодексом РФ. После изменений были освобождены пособия имеющие размер в пределах трехкратного среднего заработка, а для тех, кто работает на Крайнем Севере – шестикратного. На взносы по травматизму, также распространялось это правило. При этом, уплата или не уплата организацией пособий по Трудовому кодексу РФ, равно как и отступных по расторжению трудового договора, не принималась во внимание (подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 212-ФЗ).

  • Фонды начисляли пеню, учитывая день погашения задолженности;

До 2016 года, исходя из разъяснительного письма Минтруда России от 16.05.2014 года, день уплаты пени, не входил в ее расчет. После при начислении пени этот день учитывался (ч. 3 ст. 25 212-ФЗ).

  • Компании, не осуществившие спецоценку, платили более высокие дополнительные тарифы взносов в ПФР;

До вступления изменений в силу, для списка №1 дополнительный тариф отчислений с выплат работникам был 6%, для списка №2 – 4%. При этом, организация, осуществившая спецоценку, платит по тарифам, исходя из класса условий труда (ч. 1 – 2.1 ст. 58.3 212-ФЗ).

  • Организации, ранее имевшие право на льготы, получили повышенный тариф взносов;

Организации, осуществлявшие выплаты в пользу инвалидов и сельскохозяйственные организации, платили по тарифу 27,1%, СМИ делали отчисления в ФФОМС по тарифу 3,9%, после этот тариф для всех 30% (ч. 2, 3.1 ст. 58 212-ФЗ). Аптеки на ЕНВД, в рамках судебного производства доказывали, что могут платить по льготному тарифу за всех своих сотрудников, после закон прямо указывал, что льготный тариф для таких аптек, получают только сотрудники имеющие право работать фармацевтом или провизором. За всех остальных расчет отчислений происходил по общему тарифу (п. 10 ч. 1 ст. 58 212-ФЗ). Также вопрос о применении льготных тарифов для работников предпринимателей, работающих с патентом или без него, получил однозначный ответ. Только для работающих с патентом, применяется льготный тариф страховых отчислений. Для всех остальных работников, использовался общий тариф (п. 14 ч. 1 ст. 58 212-ФЗ).

  • Со всех временно пребывающих иностранцев производились отчисления в ПФР и ФСС;

Ранее, только при условии заключенного договора на 6 и более месяцев, с работника-иностранца производились отчисления в ПФР. После, независимо от срока договора, взнос в ПФР – 22%, в ФСС взнос на случай временной нетрудоспособности – 1,8%, в связи со вступлением правил, дающих иностранцу право, получать больничные пособия (п. 2.1 ч. 2 ст. 12 и ч. 3 ст. 58.2 212-ФЗ).

  • У ревизоров появилось право повторной проверки;

До изменений, фонд мог провести проверку 1 раз в 3 года. После фонд мог осуществить повторную проверку, если организация предоставила уточняющий расчет, уменьшающий сумму отчислений. Такая проверка могла произойти, при условии контроля вышестоящим отделением фонда, деятельности нижестоящего отделения, по аналогии с выездными ревизиями налоговой (ч. 24 – 27 ст. 35 212-ФЗ).

  • Выездная проверка могла быть продлена по решению фонда;

До 2016 года, такая проверка не могла длиться более 2-х месяцев. После проверка могла быть продлена до 4 или 6 месяцев (ч. 11, 11.1, 11.2 ст. 35 212-ФЗ).

  • Появилась возможность отсрочки и рассрочки по взносам;

Отсрочка (рассрочка) могла быть предоставлена фондом для организации, по ее письменному обращению, на срок не более 1 года, при условии: получения ущерба организацией, из-за обстоятельств непреодолимой силы, задержки или неполучения финансирования из бюджета, работа организации имеет сезонный характер и на момент уплаты взносов, у нее не хватает денег (ст. 18.1, п. 13 ч. 1 ст. 28 212-ФЗ).

  • Фонд имел право не учитывать смягчающие обстоятельства при рассмотрении материалов проверки;

Фондами, при рассмотрении материалов, выявлялись смягчающие или отягчающие обстоятельства. Фонды могли этого не делать, а вот суд, по просьбе организации, мог учесть такие обстоятельства для уменьшения размера штрафа (ст. 18.1, п. 4 ч. 6 ст. 39 212-ФЗ).

  • Фиксированные взносы для предпринимателей выросли;

В 2015 году, отчисление в ПФР, при условии дохода за этот год не более 300 тыс. руб. – 17328, 48 руб. В 2016 при этом же условии, отчисление в ПФР составляло – 18610,80 руб. В ПФР дополнительно перечислялась сумма, в размере 1% от дохода более 300 тыс. руб., но не превышающая 138627,84 руб.