Возврат билетов чартера

Рубрики Статьи

Возврат билетов чартера

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Возможно ли вернуть деньги за авиабилет на регулярные и чартерные рейсы

Возможно ли вернуть деньги за авиабилет, если я как турист отказался от поездки по путевке, и, соответственно, лететь никуда не собираюсь?

Согласно статье 108 Воздушного кодекса РФ, пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

Таким образом, если вы, как пассажир, отказались от полета не позднее чем за 24 часа до вылета, то имеете право требовать вернуть с перевозчика всю сумму, уплаченную за билет.

Однако если в момент отказа от полета (исполнения договора) до вылета остается менее 24 часов, деньги за билет вам будут возвращены за вычетом сбора, размер которого, в любом случае не может превышать 25 % полной стоимости билета.

Например, вы заплатили за билет 10 000 рублей. В худшем случае вам, при отказе от полета обязаны вернуть 7500 рублей (если в момент отказа до вылета оставалось менее 24 часов).

Также, согласно п. п. 89, 90 Приказа Минтранса РФ от 25.09.2008 N 155 (в редакции от 16.03.2009) «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации»,

в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, возвращается тариф(ы), примененный(е) для расчета стоимости перевозки. В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между примененным(и) тарифом(ами) и тарифом(ами) использованного(ых) участка(ов) маршрута перевозки.

Подлежат возврату деньги, уплаченные за авиабилет как на регулярный, так и на чартерный рейс

На это указывалось в п. 8 Письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания»:

«Также следует иметь в виду, что в соответствии с положениями ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку. То есть все авиабилеты, независимо от того, приобретались ли они на чартерный либо на регулярный рейс, подлежат возврату, с выплатой за них определенной денежной суммы».

Незаконность «невозвратных билетов» до 21.06.2014 года

Авиакомпания, как перевозчик, ранее вводила свои правила. Например, известная практика «невозвратных билетов» являлась незаконной. Ведь согласно ранее действующей редакции статьи 108 Воздушного кодекса РФ, возврат денежных средств за билет осуществлялся перевозчиком вне зависимости от его цены (тарифа). Размер подлежащих возврату средств за билет ставился в зависимость лишь от времени отказа от исполнения договора перевозки пассажиром (за 24 часа до вылета или после).

На данные обстоятельства обращала внимание также антимонопольная служба РФ.

В ФАС РФ от 05.04.2010 «ФАС России обеспокоена ситуацией, сложившейся в системе формирования цен на авиаперевозки», указывалось следующее.

«Особое внимание обращает на себя практика применения «невозвратных» билетов (билетов, приобретаемых по более низкому не подлежащему возврату тарифу). Статья 108 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) устанавливает право пассажира воздушного судна отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.

При отказе от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

Требованиям ВК РФ о праве пассажира на возврат денежных сумм в случае добровольного отказа от перевозки соответствуют Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155. В соответствии с пунктом 100 указанных Правил сбор за отказ от полета устанавливается перевозчиком в размере не более чем 25 процентов суммы, уплаченной за перевозку.

Таким образом, практика применения авиакомпаниями «невозвратных» билетов противоречит как положениям статьи 108 ВК РФ, наделивших пассажиров безусловным правом получения суммы (части суммы), уплаченной за перевозку, в случае добровольного отказа от перевозки, так и вышеуказанным Правилам формирования и применения тарифов, не предусматривающим применение перевозчиками не подлежащих возврату тарифов.

В целях недопущения и пресечения недобросовестной конкуренции, а также в случае доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке, в обеспечение баланса интересов авиакомпаний и потребителей транспортных услуг ФАС России считает необходимым:

. исключить практику продажи билетов по тарифам, исключающим возврат, в случае добровольного отказа пассажира от перевозки».

Законность «невозвратных билетов» с 21.06.2014 года

с 21 июня 2014 года вступили в силу изменения в ВК РФ. С указанной даты, если авиабилет приобретен с условием о невозврате платы за него («невозвратный» билет), его стоимость при отказе от перелета не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств (например, аэропортовых сборов) (пп. 4 п. 1 ст. 108 ВК РФ).

Кто может быть надлежащим ответчиком?

В том случае, если вы приобрели турпутевку, и по условиям договора о реализации туристского продукта, турагентство обеспечивает перевозку (стоимость воздушной перевозки входит в состав турпродукта), то надлежащим ответчиком в случае отказа от полета будет являться туроператор.

В п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», разъяснено:

«По делам по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.

Вернуться к началу обзора «Как вернуть деньги за путевку? Права туриста, ответственность турагента и туроператора по договору о реализации турпродукта», в частности, см. статьи:

Возврат билетов на чартерный рейс по причине болезни

Мною была приобретена путевка на 4 человек (я, супруг, двое несовершеннолетних детей). Авиабилеты на чартерный рейс (туда-обратно). За два дня до вылета оба ребенка заболели. Сразу написано заявление в турфирму (где приобреталась путевка) о внесении изменений в договор, а именно перенос тура на более позднюю дату. Туроператор наложил штраф в размере стоимости авиабилетов.

Правомерно ли это? Ведь поездка не состоялась по независящей от меня причине, о чем я уведомила в письменной форме с приложением справок.

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 863 вопроса .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Согласно ст.330 ГК РФ

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

У Вас нет неисполнения или ненадлежащего исполнения, Вы отказываетесь от исполнения договора, а это разные вещи

Статья 782 ГК РФ. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг (действующая редакция)
1. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Консультация юриста бесплатно

Похожие вопросы

Возврат билета за чартерный рейс при длительной задержке рейса

Возврат за неиспользованный по причине болезни авиабилет

Имеет ли право авиакомпания отказать в возврате билетов по болезни?

Как вернуть деньги за отмененный чартерный рейс, если компания затягивает с выплатой?

Можно ли восстановить путевку и билеты, если опоздали на чартерный рейс?

Авиабилеты на чартерные рейсы

Авиабилеты на чартерные рейсы до последнего остаются в авиакомпании и выдаются в самом аэропорту. Связано это с тем, что рейс комплектуется в самый последний момент. Турфирмы меняют самолеты в зависимости от их вместительности, объединяют собственные рейсы, либо пересаживают своих туристов на другие рейсы, если запланированный оказался не загружен. Иногда бывают случаи, когда в билете стоит название одной авиакомпании, а лететь придется совсем другой.

Читайте так же:  Ипотека залог автомобилей

Авиакомпании нередко используют авиатехнику как на обычной основе, так и на чартерной. То есть, чартеры могут не вписываться в рамки стандартного графика полетов, а согласовываться с требованиями и интересами клиентов. Часто подобная практика превращается в систему, однако авиакомпании все равно не признают рейсы чартерными. Развитию организованных перевозок поспособствовал массовый туризм в ряд курортных зон.

Несмотря на то, что они противопоставляются регулярным рейсам, расписание их стабильно и имеет некое постоянство. Билеты на чартеры могут быть куплены у туроператоров, заказавших этот рейс. Продать все билеты не так просто, поэтому для решения данной задачи туроператорам приходится объединяться. Именно поэтому чартерные рейсы всегда заполнены. Чартерный рейс может также быть организован для небольшого числа людей, которые направляются на морской отдых или в деловое путешествие. Таким образом, чартер – это универсальное решение для комфортного путешествия.

Обычно чартерный авиабилет является частью стандартного турпакета, однако самостоятельные путешественники могут воспользоваться остатками билетов и без путевок. Это отличная возможность купить дешевый рейс. Иногда билеты приходится покупать в момент каких-то катаклизмов, когда туристы по данному направлению практически не едут, тогда стоимость рейсов предельна мала.

Нельзя не упомянуть два интересных факта: туроператоры стремятся предложить своим клиентам использовать чартерные билеты для полета на курорт, сами туристы соглашаются на это предложение, несмотря на внушительный поток критику в сторону данного способа передвижения. Почему так происходит? Первое: перелеты организовываются в дальние точки, куда добраться напрямую очень сложно. Второе: цена такой перевозки ниже, чем на стандартный рейс.

Авиабилеты на чартерные рейсы: бронирование и продажа:

  • Чтобы забронировать место в самолете, необходимо сообщить информацию о маршруте, дате вылета, количестве мест, а также выбрать класс перелета и прочие условия.
  • Передача данной информацией является лишь намерением забронировать билет, которое еще надо подтвердить, сделать это нужно в течение суток, оплатив услугу.
  • На чартерные рейсы не действуют детские тарифы.
  • Обменять или вернуть билет нельзя.

Чартерные авиабилеты выписывают за 1-2 дня до вылета. Огромным преимуществом подобных рейсов, перекрывающим некоторые неудобства, является низкая стоимость билетов. Как правило, дешево купить билеты можно именно на чартеры, поскольку стоимость их вдвое или втрое ниже цен на билеты обычных авиалиний. На некоторые популярные курорты обычные рейсы могут вовсе не летать.

Покупка авиабилетов на чартерные рейсы

Рассматривать предложения по горящим билетам на чартеры разумно не ранее, чем за две недели до вылета, поскольку турагентства раньше этого времени не будут заниматься реализацией лишних билетов. Вместе с тем операторам важно продать весь блок выкупленных мест в самолете, поэтому распродажа обязательно будет. Самыми выгодными ценовыми вариантами являются билеты, поступившие за несколько дней до вылета. Однако к этому времени билеты могут быть полностью раскуплены.

Обычно горящие чартеры можно купить в начале или конце сезона. Например, в Гоа можно купить дешевый билет в октябре или на последней неделе марта, а перед Новым годом сделать это невозможно. Иногда туристическая компания допускает ошибку в расчетах популярности направления, приобретая слишком большое количество билетов. Чтобы уменьшить убытки, туроператор пытается реализовать горящие билеты на чартерный рейс по низким ценам.

Существует такое понятие, как «отстойный» рейс, когда обычный чартерный самолет находится в аэропорту и ждет туристов на протяжении всего их отдыха. Обычно организовывают подобные вылеты исключительно в дни праздников или для очень коротких туров. Расписание вылетов размещается на сайтах, можно посмотреть онлайн. Благодаря сотрудничеству крупных авиакомпаний с рядом перевозчиков, пассажиры получают возможность выбирать оптимальное время вылета и ценовую категорию.

Туристы особенно высоко ценят экономию финансовых средств в сезон, когда путевка и так обходится дорого, и каждый потраченный доллар имеет значение. Безусловно, мало кому захочется переплачивать за билет. Оплатить билет можно с помощью безналичного расчета, не покидая пределов своей квартиры, или любым другим способом в офисе компании. Покупая билет, необходимо указать свой имейл, на него придет электронный билет.

Авиабилеты на чартерные рейсы для бизнеса

Кроме туристов, летящих отдыхать, нерегулярные перевозки популярны также у бизнесменов или крупных компаний, которые заказывает бизнес джеты для комфортных деловых поездок. В данном случае необходимо найти свободный борт, подходящий под ряд параметров и просчитать цену перелета, а также возможность обслуживаться в подходящем аэропорту. В такую поездку Вы можете отправиться один или с компанией. К Вашим услугам будут бизнес залы аэропортов и ВИП обслуживание. Экипаж самолета работает исключительно для Вас.

Нередко мероприятия, например филателистическая выставка и т.д., организовываются в дальних городах и странах, куда регулярные рейсы не летают, либо же все места уже распроданы. В этом случае заказ чартерного рейса для компании выручит вас вновь. Например, можно отправиться с коллегами на лыжный курорт или устроить пляжный корпоратив.

Недостатки чартерных рейсов

Конечно, чартеры – это, прежде всего, дешево. Однако следует учесть и ряд не самых приятных особенностей таких рейсов. Во-первых, салон не делится на классы, а кресла могут быть слишком близко придвинуты друг к другу. Чартеры летают в «окнах» между регулярными рейсами, а потому время вылета и прилета может быть неудобным, например, прибыв на место рано утром, турист испытает ряд неудобств при заселении в гостиницу, поздний же прилет крадет целый день отдыха.

Чартерные рейсы часто задерживаются на неопределенное время. Если происходит сбой графика или перегруз летного поля, то сначала отправляют регулярные рейсы, а чартерные в последнюю очередь. Если регулярный самолет будет неисправен, пассажиров вывезут следующим рейсом или же это сделает компания-партнер. Пассажиры чартерного самолета будут ждать починки машины. Конечно, могут прислать резервный самолет, но он в наличии имеется далеко не всегда.

Если рейс задержан или отменен, перевозчик должен предоставить комнату матери и ребенка, если детям не исполнилось 7 лет, горячее питание, два телефонных звонка, напитки, размещение в гостинице, хранение багажа. Все это с учетом длительных задержек, если самолет опаздывает на два часа, то подобные услуги перевозчик не предоставляет. Важно, чтобы на билете стояла отметка о задержке рейса. Если перевозчик не предоставил вам перечисленные услуги, и вы всё оплачивали из своего кармана, предъявите соответствующие чеки.

Самым главным недостатком чартеров является невозможность возврата денег за билет, если поездку пришлось по какой-то причине отменить. Закон РФ гласит, что перевозчик обязан вернуть сумм, заплаченную за билет, имея право удержать штраф в размере не более четверти стоимости билета. Однако билет вы покупаете не у авиакомпании, а у турфирмы, заключая с ней договор о невозврате средств. Таким образом, туроператор застраховывает себя от убытков. Турфирмы выкупают самолеты целиком и не хотят рисковать, поскольку вряд ли удастся продать возвращенный за сутки до вылета билет.

Подобная практика существует не только в турфирмах, но и в некоторых аиакомпаниях, особенно, если дело касается акций или лоукостов. В этом случае цены на билеты минимальны, но и возврат билета невозможен.

Несмотря ни на что, чартеры являются очень удобным видом транспорта для бюджетного отдыха. Конечно, присутствует ряд неудобств, однако он компенсируется низкой стоимостью билетов.

Возврат билета за чартерный рейс при длительной задержке рейса

Были куплены билеты на прямой чартерный рейс. Куплены через компанию Clickavia (эта компания перекупает билеты через туроператора , который и выкупил у авиаперевозчика билеты). Рейс задержали на 18 часов , предупредили об этом только в аэропорту по прибытию. Отметка о задержании рейса (печать) есть. Т.к. пришлось лететь ближайшим рейсом, билетом не воспользовалась. Туроператор отказывается возвращать деньги, по причине условий договора при покупке. Авиаперевозчик переадрессовывает на туроператора. В аэропорту сказали, что по закону при такой длительной задержке рейса это считается вынужденный возврат денег (распространяется даже на чартеры). Иметь ли право туроператор в отказе денежных средств и имею ли я право потребовать возврат денежных средств (или компенсация) за неиспользованный билет по указанной причине?

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 863 вопроса .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Требовать компенсацию следует с перевозчика, оказывающего Вам услугу, ниже перечисленные статьи помогут Вам апеллировать на их отказы, в том числе в суде:

Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира

2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Статья 120. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза

За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Читайте так же:  Судебная практика взыскание долга по договору поставки

Если указанный Вами рейс был международным, то с 21 августа 2017 года в действие вступила монреальская конвенция, также буду полезны статьи данного международного договора:

Статья 19. Задержка

Перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие задержки при воздушной перевозке пассажиров, багажа или груза. Однако перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный вследствие задержки, если он докажет, что им и его служащими и агентами приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что ему или им было невозможно принять такие меры.

Статья 20. Освобождение от ответственности

Если перевозчик докажет, что вред был причинен или его причинению способствовали небрежность, неправильное действие или бездействие лица, требующего возмещения, или лица, от которого происходят его или ее права, перевозчик полностью или частично освобождается от ответственности перед требующим возмещения лицом в той мере, в какой такие небрежность, неправильное действие или бездействие причинили вред или способствовали его причинению. Когда требование о возмещении заявлено иным лицом, чем пассажир, в связи со смертью или телесным повреждением, понесенным этим последним, перевозчик равным образом полностью или частично освобождается от ответственности в той мере, в какой он докажет, что небрежность, другое неправильное действие или бездействие этого пассажира причинили вред или способствовали его причинению. Настоящая статья применяется ко всем положениям об ответственности в настоящей Конвенции, включая пункт 1 статьи 21.

Статья 22. Пределы ответственности в отношении задержки, багажа и груза

1. В случае вреда, причиненного при перевозке лиц в результате задержки, о которой говорится в статье 19, ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой 4150 специальных прав заимствования.

Курс СПЗ или СДР (SDR) публикуется ежедневно.

Как вернуть деньги за билет при отмене чартера

Вернут ли деньги за путевку при отмене чартеров в Турцию

Адвокат Гордон А.Э.

Адвокатская Палата Московской области

С наступлением сезона отпусков на многих направлениях авиаперевозки осуществляются чартерными рейсами. То есть не регулярными. Наиболее активно чартерные рейсы используют туристические фирмы при продаже путевок на отдых.

Летом 2016 года многие российские отдыхающие столкнулись с отменами рейсов в Турцию в связи с попыткой военного переворота в этой стране. Сообщения о событиях в Турции в ночь с 15 на 16 июля 2016 года сопровождались сведениями о закрытии международных аэропортов Стамбула и Анкары.

Утром 16 июля 2016 года стало известно о возвращении с пол пути ночного рейса Аэрофлота по маршруту Москва Стамбул. Были отмены рейсы Аэрофлота в Турцию 16, 17 и 18 июля.

Как известно, в последствие, Минтранс Российской Федерации с 16 июля 2016 года до особого распоряжения запретил российским авиакомпаниям полеты в Турцию. Было отменено множество рейсов.

Как вернуть деньги за билет при отмене чартера?

Более правильно задать вопрос: что делать в такой ситуации? Почему? Объясняем.

Действия пассажира чартера зависят от того, что и у кого он покупал. Возможны различные ситуации. Например, может быть куплена путевка (тур) с перелетом до места, или при покупке тура оформлены отдельно туристический продукт в месте отдыха, и отдельно куплен авиабилет. Кто-то самостоятельно организует отдых и покупает только перелет.

ВЫВОД: Первое, что нужно сделать пассажиру – найти договор и документы о приобретении перелета.

Возврат денег за чартер

На чартерные авиационные перевозки пассажиров распространяются общие правила авиаперевозок пассажиров.

Вместе с тем, юридически чартерные рейсы принципиально отличаются от регулярных рейсов. Главное отличие – Пассажир покупает чартерную перевозку (авиабилет) не напрямую у авиакомпании, а у фрахтовщика воздушного судна. Второе отличие – в России отсутствуют общие правила возврата стоимости авиабилета пассажиру в случае отмены чартерных рейсов или отказа пассажира от перелета.

В любых ситуациях возврат стоимости авиабилета чартерного рейса осуществляет фрахтовщик, а не авиакомпания. По этому, возможность авиапассажира чартерного рейса вернуть деньги за билет при отмене рейса определяется договором между фрахтовщиком и пассажиром. Как правило, у фрахтовщика на этот счет существуют правила, с которыми пассажиру предлагается ознакомиться при покупке билета. Эти правила – часть договора перевозки между пассажиром и фрахтовщиком.

Кроме того, порядок возврата билетов на чартерный рейс определяется договором фрахтования конкретного воздушного судна – договор между фрахтователем и авиакомпанией.

Требования о возврате провозной платы авиапассажир чартерного рейса заявляет фрахтователю.

Не четкость российского законодательства в отношении прав пассажиров чартерных рейсов приводит к систематическим спорам о возврате провозной платы, которые приходится разрешать в суде.

Возврат денег за путевку (тур) при отмене чартера

Учитывая юридические особенности чартерных рейсов, порядок возврата денег при отмене чартера будет зависеть от условий покупки вами авиабилета.

Если куплена путевка (тур) с чартером

В этом случае пассажир приобрел перелет в составе туристического продукта. И перелет – неотъемлемая его часть. По этому, отмена чартера или запрет чартерных рейсов приводит к невозможности получить оплаченную услугу и пассажир вправе требовать от продавца путевки возврата полной суммы денежных средств.

Вместе с тем, отношения туристической фирмы и покупателя путевки (тура) регулируются договором о приобретении туристического продукта, и порядок возврата денег в случае отмены чартера может регулироваться этим договором.

В любом случае, покупатели путевок (туров), которые могут не состояться по причине запрета на чартерные рейсы, должны обращаться к продавцам этих путевок, и разрешать вопросы о возврате денежных средств в соответствии с условиями заключенного договора. Начинать следует с направления соответствующей претензии с вашими требованиями.

Если куплен авиабилет на чартер

В этом случае у пассажира возникают отношения с продавцом авиабилета и регулируются они договором, с условиями которого пассажир должен ознакомиться перед покупкой. Если продавец авиабилета – фрахтовщик чартера, условия возврата билета определяются договором с фрахтовщиком и договором фрахтовщика с авиаперевозчиком. Если продавец авиабилета – агент, условия возврата билета будут регулироваться договором с этим конкретным продавцом, и они могут значительно отличаться от условий у фрахтовщика.

При покупке авиабилетов через интернет, условия возврата билетов дополнительно регулируются агрегаторами, которые продают билеты. Как правило, условия продажи авиабилета размещены на сайте агрегатора.

Не зависимо от продавца авиабилета, при продаже авиабилета на чартер пассажира должны ознакомить с условиями договора на чартерный перелет. В том числе и с условиями отказа от перелета, отмены рейса, в том числе по причине запрета на чартерные рейсы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПОКУПАТЕЛЯМ БИЛЕТОВ НА ЧАРТЕРЫ

1) Перед подписанием договора перевозки на чартерном рейсе (перед покупкой авиабилета) или при покупке туристического продукта в который входит перелет чартерным рейсом (туристической поездки) изучите порядок возврата денег в случаях переноса рейса или его отмены, на обеспечение пассажира в аэропорту вылета питанием, и проживанием, а так же повторной доставкой в гостиницу и в аэропорт.

Обратите внимание на удержание комиссий, штрафы, на ответственность турагента, продавца авиабилета.

2) По прибытии в аэропорт вылета и выявления переноса чартерного рейса или его отмены зафиксируйте это обстоятельство всеми доступными средствами, обратитесь к ответственному представителю фрахтовщика, или турагентства. На представителе лежит обязанность обеспечить исполнение договора перевозки.

Вернут ли деньги за путевку при отмене чартеров в Турцию

Очевидно, не стабильная ситуация в Турции и военные действия со смежной Сирией создают не безопасную обстановку в Турции для туристов. Возможно, у некоторых туристов возникнет желание отказаться от предоплаченных путевок (туров). Оценить перспективу возврата средств туристической фирмой вы можете с учетом следующего.

Турист, заказавший туристический продукт, вправе рассчитывать на безопасную услугу. Закон об основах туристической деятельности в Российской Федерации устанавливает право туриста отказаться от договора реализации туристического продукта в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу.

Летом 2016 года, когда в Турции имели место вооруженные столкновения, были опубликованы заявления официального представителя МИД Российской Федерации и Министра иностранных дел Российской Федерации о положении в Турции и угрозе жизни и здоровью граждан Российской Федерации. Был введен запрет на регулярные рейсы российских авиаперевозчиков в Турцию.

В описанных условиях лета 2016 года и при наличии подобных официальных заявлений российских государственных органов, у российских туристов было достаточно доказательств обоснованности расторжения договора о реализации туристического продукта. Об отказе от перелетов речь не идет, поскольку сами перелеты были запрещены.

В описанных условиях 2016г. в случае заявления туриста о расторжении договора реализации туристического продукта до начала реализации туристического продукта ему возвращается полная сумма стоимости туристического продукта.

Для расторжения договора турист обязан до начала путешествия, а в случае отмены или переноса рейса, в это время подать туроператору, турагенту, у которого был приобретен туристический продукт соответствующее заявление о расторжении договора с указанием причины – объявленные властями Российской Федерации опасные условия пребывания в Турецкой республике для граждан Российской Федерации, в том числе установление запрета с 16 июля 2016 года полетов в Турцию регулярных рейсов российских авиакомпаний.

В отличие от лета 2016г. в апреле 2017г. отсутствуют заявления уполномоченных российских государственных органов с рекомендациями о пребывании граждан на территории Турции. Так же отсутствуют какие либо сообщения российских авиационных властей касательно авиаперелетов в Турцию.

Что бы заранее быть готовым к непредвиденной ситуации с запретом на перелеты

Рекомендуем туристам и пассажирам уже сейчас:

  1. Внимательно прочитать условия договоров на поездку (путевку, тур) в Турцию, особенно о предоставлении перелета и раздел договора о форс мажорных обстоятельствах.
  2. Изучите условия и возможность отказа туриста (пассажира) от поездки, срок и порядок уведомления и возможные штрафы.
  3. Найдите условия о расторжении (отказе от договора) в случае запрета властей на посещение страны отдыха или запрет на перелеты и иные аналогичные условия. Обычно, они размещены в разделе форс мажор.
  4. Если куплен только перелет, ознакомьтесь с условиями отказа от билета (возврат), особенно, если билет куплен через сайт-агрегатор. Условия возврата должны быть размещены именно на сайте через который куплен билет.
  5. Особое внимание необходимо уделить условиям возврата билетов в случае запрета властей на перелеты.
Читайте так же:  Какие правоустанавливающие документы на квартиру могут быть

Если продавец отказался вернуть деньги за чартер

Нередко продавцы авиабилетов на чартерные рейсы отказываются вернуть деньги за билет. Споры о возврате провозной платы (за авиабилет) рассматривают суды.

Хотя вопросы возврата денег за билет регулируются Законом о защите прав потребителей, это не является гарантией легкого разрешения ситуации. Существенное значение по спорам с авиакомпаниями имеют правила конкретного продавца билетов на чартер. Пассажир для возврата денег за билет должен руководствоваться именно правилами продавца. Важно правильно вести переговоры. Рекомендуем все переговоры вести только в письменном виде.

Если продавец билета нарушает свои же правила продажи авиабилетов (условий о возврате), а такие нарушения не редкость, споры с продавцами разрешает суд.

До обращения в суд необходимо направить продавцу заявление по форме, согласно правилам продавца. Как правило, они размещены на его сайте. В случае отказа или молчания, направить досудебную претензию. Важно правильно определить к кому направлять требования, кто обязан возвращать деньги пассажиру и кто будет ответчиком при обращении в суд. По чартерным перевозкам, как правило, это не фрахтовщик, а туроператоры, владельцы сайтов-агрегаторов, агенты, или иные лица, которые продали авиабилет на чартер.

Обратите внимание: перевозчиком может оказаться иностранная компания, например, турецкая или европейская, и продавцом авиабилета может оказаться так же иностранная компания, а перевозчик будет российский. Когда продавец билета — «иностранец», пассажир может оказаться в более выгодных условиях, поскольку европейские авиакомпании обязаны осуществлять авиаперевозки в соответствии с нормами европейского законодательства. Перенос или отмена рейса, по европейскому законодательству, предоставляет авиапассажиру не только возможность выполнить полет в более позднее время, но и получить компенсацию.

Советы путешественникам

Осторожно, чартер!

Авиабилет на чартерный рейс не гарантирует, по сути, ничего: в нем может поменяться и дата, и время, и тип воздушного судна, и авиаперевозчик, и аэропорты, и цена. Насколько это законно? Разберем реальную ситуацию и узнаем мнение юриста.

История обманутого пассажира

Собираясь на летний отдых в Болгарию, Елена Минина заранее забронировала авиабилеты на сайте Clickavia, который позиционирует себя как «сервис по бронированию чартерных авиабилетов для организации самостоятельных поездок по миру» и заманивает слоганом «Низкие цены для умных пассажиров». Елена тщательно выбирала не только дату и время, но и авиаперевозчика, заботясь о комфорте своих попутчиков. Выбор пал на один из самых дорогих вариантов перелета: рейс компании S7 Airlines, услугами которой Минина пользуется регулярно, более дешевые билеты малоизвестной компании были проигнорированы сознательно. Каково же было разочарование и возмущение Елены, когда накануне вылета она, получив билеты, выяснила, что летит рейсом именно той компании, которую не выбирала. «При покупке в апреле мы принципиально не покупали билеты этого перевозчика, так как уже раннее сталкивались с отвратительным сервисом и необязательностью этой компании, несмотря на то что билеты были значительно дешевле», — рассказала Елена. Таким образом, компания-посредник продала Мининой более дешевые билеты по цене дорогих — разница составляла 3000 руб. за один билет, а билетов было куплено шесть.

Елена обратилась к компании Clickavia с просьбой о возврате первоначального варианта перелета, однако ей лишь переслали выдержку из договора оферты, который публикуется при продаже билетов через интернет. В этом документе компания-посредник фактически снимает с себя ответственность за любые изменения.

Ответ компании

«Агент не несет ответственности за: изменения в полетной программе, отмену рейса, изменение авиаперевозчика, изменение времени и даты отправления авиарейсов, изменение аэропорта вылета / прилета, типа воздушного судна и связанные с этим изменения в программе поездки клиента. Клиент предупрежден, осознает и согласен с тем, что приобретает билеты на чартерный рейс, являющиеся невозвратными. Время чартерного рейса, аэропорт вылета и прилета, перевозчик могут быть изменены. Клиент обязуется проверить авиабилеты при получении. Указанное при бронировании время вылета, аэропорт, рейс и перевозчик не являются конкретизирующими признаками предмета договора.

Наши партнеры изменили рейс, и билеты уже выданы. Поменять на компанию S7 мы не можем. С уважением, «Клик Авиа»».

Елена восприняла это как обман и мошенничество: «Получается, что деньги взяты за высококачественного и востребованного перевозчика, а билеты предоставлены на маленького, необязательного и невостребованного перевозчика. Это, по нашему мнению, является чистым обманом и недобросовестным выполнением обязанностей перед потребителем. Продавец зарабатывает на ровном месте».

Хождение по юристам оказалось делом затратным: женщине предлагали заплатить 20 000 — 35 000 руб. за ведение дела, которое не обязательно закончится успехом.

Советы юриста

Мы решили выяснить, стоит ли игра свеч и что можно предпринять в подобной ситуации? На наши вопросы ответил Григорий Решетов, юрист Общества защиты прав потребителей «Резонанс».

— Григорий Анатольевич, если произошла замена перевозчика, можно ли требовать возврата средств?

— Нет, замена перевозчика, даже с учетом того, что предоставленные услуги могут оказаться менее качественными, — с этим сложно что-то сделать. В законах о воздушных перевозках есть исчерпывающий перечень оснований, по которым возврат денег возможен, — он изложен в статье 227 Федеральных авиационных правил и в Воздушном кодексе в статье 108 . К сожалению, достаточных оснований для предъявления требований по смыслу действующего законодательства не усматривается.

— А как же защита потребителя?

— Сложность заключается в том, что рейс в данном случае чартерный, то есть это фактически аренда воздушного судна в коммерческих целях, поэтому закон «О защите прав потребителей» очень ограниченно действует.

— То есть любители чартерных рейсов хуже защищены законом?

— Да. Чартерный рейс — фактически по определению является коммерческой перевозкой. К регулярным рейсам применяется закон «О защите прав потребителя», они более выгодны и более обращены к потребителю, чем к коммерческому субъекту — исполнителю услуг. При покупке авиабилетов на чартерные рейсы потребители менее защищены. В Воздушном кодексе прописано, что если вас предупредили о том, что деньги по договору воздушной перевозки не подлежат возврату, то можно требовать лишь неизрасходованную часть этих средств в случае, если эти деньги еще не были переданы: воздушному перевозчику и т. д.

— Но что-то все-таки можно предпринять?

— За сутки до авиаперевозки я бы рекомендовал написать заявление, но ссылаться в нем следует на другое основание: не подходит маршрут или еще другие основания, которые указаны в статье 227 Федеральных авиационных правил. Потому что по изложенному основанию — замена авиаперевозчика — вернуть что-то сложно. До полета ссылаться на некачественные услуги нелогично, ведь у вас нет доказательств, что они будут плохими. Вот если бы вы полет совершили, а качество услуг было ниже заявленных, тогда можно было бы потребовать полного возврата денежных средств при существенном отступлении от качества (обоснование — «непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете»). Если, например, вам предоставили места ниже заявленного класса: не «бизнес», а «эконом», то это достаточное основание составить претензию после полета и потребовать возврата средств. При этом в полете надо собирать любые фактические данные, которые подтверждают вашу претензию.

— В договоре оферты компания разрешила себе любые изменения в билетах. Это законно?

— Договор оферты не должен противоречить законам: Федеральным авиационным правилам о воздушных перевозках и Воздушному кодексу РФ. Если же в нем есть противоречие, то он признается недействительным полностью или частично. Например, вы можете встретить такое условие: «если от полета потребитель отказывается менее чем за пять суток, то деньги не возвращаются». Это недействительная позиция, она противоречит закону, который дает возможность отказаться от билетов за сутки без потери средств (за исключением сборов). Если вы нашли противоречие, нужно обращаться в суд. Однако в законе вы не найдете такое основание для возврата средств как «изменение перевозчика».

— Какой совет можно дать пассажирам?

— Прежде чем совершить сделку, следует внимательно читать договор оферты, а пользоваться чартерами я бы посоветовал лишь при острой необходимости.