Владелец в полисе осаго

Рубрики Статьи

Содержание:

Можно ли застраховать машину, если я не собственник? ОСАГО при покупке и продаже подержанного автомобиля. Страхование нового автомобиля без номеров

Сегодня собственники автомобилей далеко не всегда являются их реальными владельцами. Машина зачастую приобретается одним человеком, а управляет ею совсем другой (кто-то из родственников, жена, ребенок и т.д.). Во время оформления документов по обязательному автострахованию у многих людей возникает вопрос: существует ли возможность оформления ОСАГО не собственником? Далее мы рассмотрим такую возможность при покупке, продаже и переоформлении авто.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» характеризует страхователя, как лицо, заключающее договор страхования со страховщиком (ст. 1, п. 6). То есть под страхователем в этой ситуации понимается тот человек, который оплачивает страховку, а также вносит требуемые изменения в полис в дальнейшем — указывает новых водителей, изменяет сроки использования, делает запрос о выдаче дубликата и пр. Страхователь не обязан быть владельцем ТС, иметь доверенность или же быть вписанным в документ. Страховую выплату получает всегда собственник машины.

В соответствии с указанным выше законом один человек может являться владельцем ТС, другой — быть страхователем, а третий — осуществлять управление транспортным средством. Все, что должен сделать страхователь, это предоставить достоверные сведения для заключения договора и подсчета страховой премии, включая действительные документы или же их ксерокопии (права, паспорт, документы на машину), а также в обязательном порядке добавить в полис информацию о возникающих изменениях, если таковые произойдут. Собственник и страхователь при оформлении полиса являются разными лицами (в бланке для них предусмотрены 2 отдельные графы).

Как оформить полис ОСАГО при покупке подержанного автомобиля

Если вы купили подержанный авто, то полис вам необходимо оформлять даже тогда, когда данные услуги были оформлены предыдущим владельцем и срок страховки еще действует. При приобретении транспортного средства с рук, оформление должно осуществляться в течение 10 суток после совершения покупки.

Федеральный закон «Об обязательном страховании», ст. 4, п. 2.

За несоблюдение данных правил предусмотрены штрафы, указанные в таблице.

Может ли страхователем по ОСАГО быть не владелец авто?

Довольно часто машину приобретает один человек, а эксплуатирует другой.

Чтобы не тратить время на переоформление прав на собственность, законодательство РФ предоставляет возможность собственнику автомобильного средства поручить управление машиной другому лицу.

В таком случае приобретает актуальности вопрос, кто может быть страхователем по ОСАГО, и возможно ли оформить страховку не собственнику авто.

Прежде всего, следует разобраться, кто такой страхователь в полисе ОСАГО. Им выступает лицо, которое заключает договор ОСАГО со страховой организацией.

Страхователь платит деньги за страховку и вносит необходимые коррективы в дальнейшем. Он вправе изменять период использования, вписывать новых водителей, получить на руки дубликат полиса и подобное.

В правила ОСАГО были внесены коррективы, изменилось положение закона в отношении лиц, которые оформляют страховые полисы.

Страхователь и собственник транспортного средства — это разные лица по ОСАГО. В бланке страховки для них отводится две отдельные графы, что подтверждает право на оформления полиса другим человеком. Это может быть любой водитель, допущенный к управлению автомобильным средством.

В соответствии с законодательством, стороной договора может выступать:

  • сам собственник;
  • его доверенное лицо;
  • водитель, что эксплуатирует автомобильное средство по доверенности;
  • близкий человек или просто знакомый.

Таким образом, страхователем по полису ОСАГО может быть не владелец авто. При этом человеку не обязательно иметь нотариально заверенную доверенность на него.

Страхователем может выступать один человек, собственником другой, а управлять застрахованным транспортным средством может третье лицо.

В законе нет особых указаний о том, физическое лицо это должно быть или организация. Застраховать автомобиль вправе любое лицо.

Страхователь должен просто выполнять свои несложные обязанности:

  1. Представить правдивые сведения, действенные документы или их ксерокопии, Они нужны для правильного расчета страховой премии и заключения договора ОСАГО.
  2. Своевременно вносить необходимые изменения в полис, если это потребуется в течение года.

Оформление ОСАГО без присутствия хозяина

Присутствие собственника для оформления страховки обязательным условием не является. Но его имя вписывается в полис автогражданки.

Страхователь должен быть вписан в страховку ОСАГО, как водитель, допущенный к управлению. Это человек, который заключил договор обязательного страхования и вносил оплату. Он автоматически становится водителем, вписанным в страховку, на него распространяется страховое покрытие.

Для владельца, при оформлении машины не на хозяина, не обязательно вписываться в полис в качестве водителя.

Оформить страховку без присутствия собственника может любой водитель, на которого выписана доверенность, причем, она не обязательно должна заверяться нотариусом.

Хозяин транспортного средства может выдать одноразовую, специальную или генеральную доверенность для оформления полиса. Подойдет и рукописный ее вариант.

Кроме этого, понадобятся следующие документы:

  1. Заявление о страховании.
  2. Водительские права всех лиц, которые допускаются к вождению автомобилем по полису ОСАГО.
  3. Удостоверение личности водителя и копия паспорта собственника машины.
  4. Документы на машину — ПТС и свидетельство о регистрации.
  5. Заключенный ранее полис автогражданки.
  6. Непосредственно, сама доверенность на заключение договора ОСАГО.

Предъявить вышеперечисленный перечень документов можно в копиях, если страховая организация это разрешает.

Стоимость страховки, приобретаемой не собственником авто

Стоимость страховки зависит от нескольких факторов:

  • опыта водителя;
  • его возраста;
  • коэффициента КБМ.

При расчете будут учитываться данные только тех лиц, которые допущены к управлению автомобильным средством. От их количества будет зависеть стоимость страховки. Поэтому следует вписывать только тех водителей, которые планируют пользоваться машиной постоянно.

Если полис оформляет не собственник авто, а другое лицо, то хозяина можно не вписывать в страховку. Так как наличие полиса, дает автовладельцу право его использовать.

Оформление полиса ОСАГО не на собственника автомобиля на стоимость страховки совершенно не повлияет.

По закону, который действует и в 2019 году, при объединении страхователя и владельца в одном лице, никаких изменений в стоимости полиса не существует.

Можно отметить только то, что дополнительные расходы предстоят владельцу транспортного средства при оформлении доверенности у нотариуса.

Кто получит страховую выплату при оформлении ОСАГО не на собственника

Наличие полиса ОСАГО дает страхователю гарантию того, что в случае дорожно-транспортного происшествия расходы на ремонт пострадавшего автомобиля полностью или частично покроет страховая организация.

Если полис оформлен не на хозяина ТС, у водителей возникает вопрос, кто является выгодоприобретателем по ОСАГО, собственник или страхователь. По закону, страховое возмещение полагается собственнику машины.

Денежную компенсацию можно получить наличными в кассе страховой компании или по безналичному расчету, предоставив в банк реквизиты получателя.

Именно собственник транспортного средства является тем, кто получит выплаты при наступлении страхового случая. Поэтому ему следует заранее предусмотреть все нюансы оформления страховки.

Право на получение страхового возмещения окажется только у него, если только он не сделает доверенность другому человеку на получение выплат. В данной ситуации доверенность должна быть заверена нотариусом.

Доверенным лицом может быть и страхователь по полису ОСАГО и любое другое лицо.

Страхователем по ОСАГО может быть не собственник авто. Страховая компания вправе заключить договор автогражданской ответственности с тем, кто предъявит документ о праве на эксплуатацию данного ТС.

В соответствии с законодательством, если хозяин и страхователь — разные лица, договор ОСАГО может быть оформлен на любого из них. Страхователь автомобильного средства автоматически вписывается в страховку, как водитель.

Собственнику авто, при оформлении на другое лицо, не обязательно вписываться в полис в качестве водителя. В случае ДТП, страховое возмещение имеет право получить собственник авто или доверенное лицо на его получение.

Как переоформить ОСАГО на нового владельца: подробная пошаговая инструкция

Наличие автогражданки для владельца автомобиля обязательно. Но всегда ли его нужно приобретать у страховщика? Есть ли законный способ застраховать свою ответственность как-то иначе, например, просто переоформив его?

Всем привет, Илья Кулик на связи, и сегодня я расскажу вам о том, возможно ли переоформление ОСАГО на нового владельца, в каких случаях это оправдано и как проводится подобная процедура.

Возможно ли переоформление ОСАГО на другое лицо?

Общеизвестно, что новый хозяин должен обзавестись полисом обязательного автострахования в течение 10-и дней после заключения сделки по покупке транспорта. Приобретают его в непосредственно в страховых компаниях или через различных уполномоченных ими посредников (страховые агенты, автосалоны и т. п.).

Но имеется возможность обойтись и без непосредственной покупки страховки – посредством переоформления старого полиса на нового собственника автомобиля. Данная процедура юридически всегда связана с продавцом транспорта. Поэтому подобное переоформление нужно отличать от похожих действий со страховым полисом.

Читайте так же:  Федеральный закон егэ

Они могут быть следующими:

  • Переоформление страховки на другое авто продавцом – старый хозяин имеет право оставить страховку себе и использовать ее оставшийся страховой период для другого своего транспортного средства (ТС);
  • Досрочное расторжение продавцом страхового договора – может применяться бывшим собственником для возврата части страховой премии за неиспользованный страховой период;
  • Вписывание в полис нового собственника – это практикуется при продаже машины по генеральной доверенности, без заключения договора купли-продажи (ДКП).

Итак, для нового собственника ТС имеется 3 варианта страхования ОСАГО:

  1. Покупка полиса у страховщика;
  2. Вписывание своей фамилии в полис бывшего хозяина;
  3. Переоформление страховки на свое имя.

Какими законодательными актами регламентируется переоформление ОСАГО?

Сразу стоит уточнить, что на сегодняшний день прямых нормативов, регламентирующих процедуру переоформления ОСАГО не существует.

Эта практика осуществляется СК на основании базовой нормативно-правовой документации, связанной с данной областью, включающей следующее:

  • Закон об ОСАГО (ФЗ № 40);
  • Положение Центробанка РФ об ОСАГО (№ 431-П).
  • Гражданский Кодекс РФ (ФЗ № 14).

Кроме вышеперечисленного, существует еще один документ, который не имеет статуса строгого юридического норматива – это Постановление Президиума РСА (Российский Союз автостраховщиков) № 10 (Методическое пособие).

Все положения, используемые для описываемой процедуры, относятся к разделам и статьям, посвященным досрочному расторжению договора со СК (страхователем).

В Законе об ОСАГО почти ничего на данный счет не указано – имеется лишь п. 4 ст. 10, упоминающий досрочное расторжение в связи с возвратом части средств за неиспользуемый страховой период.

Но данный пункт официально ссылается на Правила ОСАГО, что придает их положениям больший юридический вес, передаваемый от законов Федерального значения.

Ранее (с 2003 по 2014 г.) Правила ОСАГО регламентировались Постановлением Правительства РФ № 263, где существовал специальный раздел (Разд. VI п. 33 – 36), посвященный досрочному прекращению действия страхового договора. За досрочное расторжение ОСАГО там отвечал пункт 33.1 (действовал с 2006 г. по 2014 г. – ПП РФ № 525), а именно абз. «б» и «в».

Сейчас же (с 2014 г.) Правила ОСАГО регламентируются Положением Центробанка № 431-П (п. 1.13 – 1.17), а именно – пункт 1.14 (абз. 3 и 4). Это основное положение, которым пользуются страховщики. В нем указано, что страхователь имеет право расторгнуть страховой договор по собственной инициативе.

Кроме прочего, основанием для этого могут быть следующие причины:

  1. Смена собственника ТС (абз. 3) – в том числе при продаже, дарении, при наследовании;
  2. При других ситуациях (абз. 4), соответствующих или не противоречащих законам РФ.

В своих целях, при переоформлении ОСАГО, страховые компании могут использовать оба вышеприведенных абзаца.

Гражданский Кодекс

Для переоформления ОСАГО в ГК РФ юридических положений предусмотрено больше всего. Однако ссылок на статьи ГК в более близких к автогражданке нормативах нет, хотя СК используют те пункты ГК, которые им выгодны.

Главным положением здесь является статья 960 (ГК РФ – ч. 2), условно регламентирующая переход прав по застрахованному имуществу к иному лицу. В абз. 1 указывается, что переход прав на застрахованное имущество означает также переход прав и обязанностей по страховому договору на нового собственника.

Почему ст. 960 регламентирует переоформление автогражданки только условно? Потому, что ОСАГО страхует не имущество, а автогражданскую ответственность, хотя это все равно затрагивает имущественные интересы третьих лиц (пострадавших). Автогражданская ответственность – это обязательства, а ст. 960 упоминает как раз «права и обязанности». Юридически все это оспоримо, поэтому и условно.

Кроме ст. 960 в ГК есть и другая важная статья – 955, регламентирующая замену застрахованного лица. Ее положения прямо касаются страхования ответственности перед третьими лицами (это не всегда касается ОСАГО).

Пункт первый разрешает страхователю изменять основные положения договора (застрахованное лицо), если иное не предусмотрено его пунктами.

Методическое пособие РСА

Постановление РАС № 10, представляет собой обособленный раздел Методического пособия по обучению ответственных работников страховщиков. Он целиком посвящен вопросам досрочного прекращения страхового договора по ОСАГО.

Непосредственно к переоформлению автогражданки имеет отношение раздел 5.1 Методики («Замена собственника ТС»).

Здесь собраны воедино некоторые положения из вышеперечисленных нормативов, но имеется и часть, касающаяся продажи ТС по генеральной доверенности (ГД).

Здесь особо указывается, что смена владельца автомобиля по ГД (продажа, передача и т. п.) не является сменой собственника транспорта.

Также оговаривается, что собственником автомобиля физлицо, вступившее во владение ТС по ГД, может быть внесено в страховой полис в качестве водителя, допущенного к управлению.

В данной части также указывается, что для юрлиц, если дело касается сдачи ТС в обычную аренду или лизинг, внесение изменений требует выдачи переоформленного дубликата страхового полиса (в особых отметках будут указаны данные по договору аренды – №, арендатор и т. п.).

Может ли Страховщик отказать страхователю в переоформлении ОСАГО?

К сожалению, может. Как я уже указывал, на сегодняшний день нет обособленного положения насчет переоформления автогражданки на другое лицо. Поэтому СК вольны трактовать многие вышеперечисленные нормативные пункты на свой лад, в том числе и в пользу юридически обоснованного отказа.

Вообще для страховщиков, при изменении лиц-страховщиков одного договора, нет каких-то ущемляющих их бизнес моментов. Наоборот:

  • При отказе старому хозяину придется выплачивать остаток страховой премии за неиспользуемый период (при обращении);
  • А новый собственник не факт что станет страховаться именно в компании продавца.

Отказывают в переоформлении в основном мелкие страховщики из-за каких-то частных особенностей их страхового бизнеса. А крупные компании (Согаз, Ингосстрах, Реко-Гарантия и др.) имеют более гибкую систему, активно проводят политику удержания клиентуры, и данная процедура там не составит проблемы.

Существует и ситуации, когда отказ неизбежен или почти неизбежен:

  • Если продавец был виновником ДТП в текущем страховом периоде с произведенными СК выплатами, то отказ следует почти всегда, согласно п. 1 ст. 955 ГК РФ;
  • Если у нового хозяина плохая страховая история, требующая поправки по коэффициенту нарушений (КН), то в большинстве случаев СК откажет в услуге и предложит заключить обычный договор.

Совет: при заключении первого договора со страховой компанией поинтересуйтесь у менеджера возможностью его переоформления на другое лицо.

В каких случаях может понадобиться переоформление автогражданки?

Нередко полис переоформляется на нового собственника, если автомобиль принадлежит одной семье или близким родственникам. Здесь используется частичное изменения данных о собственнике ТС, при сохранении прежним лица-страхователя.

Например, если страхователем машины был сын, а собственником отец, и при разводе авто досталось матери, то достаточно изменить лишь собственника машины (переписать на мать), а страхователем и основным владельцем останется сын.

Для чужих людей основной причиной переоформления автогражданки является денежная экономия. Ведь при расторжении страхового договора СК отдает сумму остатка за неиспользованный страховой период лишь частично (утрачивается примерно 20%).

Тут желательно проводить полное изменение данных о страхователе/собственнике. Это может быть довольно выгодно, если машина продается в начале страхового периода. Новый хозяин выплачивает продавцу всю сумму (или оговоренную ее часть) за страховой остаток, без удержания пени.

Но следует иметь в виду, что СК произведет обязательный перерасчет и новому собственнику может потребоваться сделать доплату по каким-то коэффициентам, отличающимся от показателей прошлого владельца.

Как производится переоформление полиса ОСАГО – пошаговая инструкция

Переоформление автогражданки обычно проходит быстро и без особых хлопот, если заранее известно, что страховщик не против подобной процедуры.

Шаг первый: подготовка при заключении сделки купли-продажи

Прежде всего сдельщикам нужно прийти к согласию в окончательной стоимости ТС. Если поднимается вопрос о переоформлении ОСАГО (обычно это интерес продавца), то тут требуется добровольное согласие обеих сторон – обязанности в этом нет ни у продавца, ни у покупателя.

Если согласие достигнуто, то решается вопрос по доплате. Все денежные взаиморасчеты за неиспользованный период лежат на сдельщиках – СК в данном случае они не касаются.

Договоренность по доплате может быть устная, просто прибавленная к стоимости авто. Но надежнее для этих целей прописать отдельный пункт в ДКП (как составляется договор купли продажи автомобиля), где указывается срок уступаемого продавцом страхового периода и сумма, выплачиваемая за него покупателем. При этом в ДКП следует указать не только стоимость ТС и доплаты за страховку, но и общую сумму, передаваемую продавцу.

Шаг второй: подготовка документов

Когда все вопросы по купле-продаже улажены и ДКП подписан, сдельщики должны посетить офис страховщика продавца. Если полис приобретался через агента или через компанию-дилера, то к ним ходить не нужно – они подобные вопросы не решают.

Страховщику нужно предоставить следующие документы от продавца:

  1. Полис ОСАГО;
  2. Заявление на его переоформление.
  1. Гражданский паспорт (или документ его заменяющий) – оригинал и копия;
  2. Паспорт транспортного средства с внесенными данными по сделке (ПТС) – оригинал и копия;
  3. Договор купли-продажи (ДКП) по совершенной сделке – копия;
  4. Водительское удостоверение (ВУ) и ксерокопии ВУ водителей, которых нужно будет вписать в полис (если это обычная, а не открытая страховка) – оригинал и копия.

Если покупатель машины юридическое лицо, то требуется пакет документации фирмы (учредительные документы). Иногда СК просят предоставить старую копию квитанции об оплате страховой премии, но это не обязательно.

Бланк заявления на переоформление предоставит менеджер компании. Вот пример заявления.

Шаг третий: посещение страховой компании

В страховую компанию обязательно должен прийти продавец ТС (владелец полиса) и покупатель. Если изменение данных частичное – заменяется только собственник, то достаточно будет продавца и вышеуказанных документов для обоих сдельщиков.

Перерасчет страховой премии для нового владельца

Страховой менеджер примет документацию, проверит требуемые данные по базе РСА и сделает перерасчет страховой премии. Это окажется необходимым если у нового и старого владельца ТС отличаются показатели повышающих коэффициентов.

  • Регион прописки;
  • КБМ – коэффициент бонус-малус;
  • КВС – коэффициент возраст-стаж.
Читайте так же:  Как писать заявление о переводе на работу

После перерасчета по этим показателям может учитываться и ограничивающий коэффициент, если новый владелец намерен кого-то вписать в полис с более высокими КВС или КБМ.

По окончании всех перерасчетов менеджер озвучит сумму доплаты (если она нужна), которую можно внести через кассу страховщика или через банк. Квитанция об оплате приобщается к уже переданным документам и ксерокопиям.

Завершение процедуры переоформления

В завершении процедуры на имя нового владельца ТС будет выписан полис-дубликат, с указанием этого в особых отметках. Старый полис изымается и уничтожается.

В итоге новый владелец страховки получит на руки:

  1. Дубликат страхового полиса – оригинал;
  2. Квитанцию об оплате – копия;
  3. Бланки европротоколов – обычно 2 экз.;
  4. Методички – «Правила ОСАГО» + «Памятка для действий при ДТП».

Предоставленные менеджеру оригиналы документов (кроме квитанции об оплате) возвращаются покупателю и продавцу.

На этом процедура переоформления завершена и новый хозяин автомобиля может приступить к его перерегистрации в ГИБДД на свое имя.

Какое значение имеют понятия страхователя и собственника при переоформлении ОСАГО?

Теперь нужно остановиться на некоторых важных нюансах переоформления страховки.

Прежде всего вам нужно ясно представлять различия между двумя понятиями:

  1. Страхователь ТС;
  2. Собственник ТС.

Из статьи про структуру полиса ОСАГО вы должны знать, что для страхователя и собственника имеются специальные поля:

  • Для страхователя – третий блок (№ 1);
  • Для собственника – верхнее поле четвертого блока (№ 2).

Обычно страхователь и собственник одно и то же лицо, но не всегда. При этом страхователь имеет право получить или переоформить ОСАГО без участия собственника, но не наоборот.

Если вы переоформите в страховке лишь собственника, то имейте в виду, что все страховые действия, включая хлопоты по оформлению страхового случая, начисление баллов и т. п. будут касаться страхователя. Поэтому при продаже автомобиля требуется полное переоформление ОСАГО – собственника и страхователя.

А может ли старый страхователь переоформить полис на другое лицо, сделав его новым страхователем, но без изменения собственника ТС?

Может, если на это согласится СК (это более редкий случай). Возможная проблема тут в том, что переоформление страховщики, как правило, юридически привязывают к смене собственника (абз. 3, п. 1.13 – Положение № 431-П ЦБ РФ).

Но в пункте 1.13 есть и другой абзац (абз. 4) – «при других ситуациях, не противоречащих законам РФ». При гибкости мышления менеджера, это может решить проблему.

Какие имеются особенности перерасчета при переоформлении ОСАГО?

Согласно закону, при каждом приобретении ОСАГО (если не происходило годичного разрыва страхования) в СК производится перерасчет суммы оплаты (согласно п. 23 Правил), на основе страховых коэффициентов. При этом возможно увеличение или уменьшение стоимости страховки.

А вот при переоформлении автогражданки на нового страхователя перерасчет будет проходить лишь в сторону увеличения оплаты, если это предполагают коэффициентные показатели. Если же у нового страхователя совокупность коэффициентов предполагает уменьшение сумы оплаты, то этого не произойдет.

Просто СК пользуются отсутствием нормативного положения на этот счет, только и всего – менеджер вежливо сошлется на техническую невозможность осуществления подобной проводки на выплату.

Поэтому тут возможны два варианта:

  1. Водитель доплачивает вычисленную коэффициентную разницу;
  2. Водитель ничего не получает, но и не платит, если коэффициентной разницы нет.

Вообще страховщики всю страховую премию считают своей с момента ее уплаты и подчиняются положениям о выплатах за неиспользованный период неохотно. Но это другая интересная тема, на которую я подготовлю материал для одной из последующих публикаций.

Полезные советы

  • Если после переоформления полиса при перерегистрации ТС новый хозяин получит другие госномера, то об этом следует уведомить страховщика в 3-дневный период (считаются рабочие дни), согласно п. 1.3. Положения Центробанка РФ (№ 431-П).
  • Чтобы минимизировать возможные проблемы при изменении данных по страхователю и собственнику автогражданки, обращаться лучше в центральный офис СК, если в вашем городе имеется такая возможность.
  • Датой переоформления договора автогражданки считается число, стоящее на заявлении в СК старого хозяина, а моментом отсчета страхового периода для нового владельца обычно считается начало последующих суток (00 ч. 00 мин.).
  • Выдача дубликата полиса с измененными данными обычно бесплатна. Но некоторые страховщики не упускают момента погреть руки, требуя оплаты дополнительных работ, ввиду того, что их инициатива исходит от страхователя, а СК не обязаны законом идти клиенту навстречу. Юридически тут придраться не к чему, поэтому придется платить. Обычно за такую услугу СК берут 600 руб.

Итак, вы ознакомились с процедурой переоформления ОСАГО на другое лицо, знаете в каких случаях это оправдано и когда невозможно. Данные знания дадут вам больше возможностей для экономии при заключении сделок купли-продажи или для решения вопросов собственности среди родных и близких.

Переоформляли ли вы когда-нибудь полис ОСАГО? Если да, то в каком качестве – продавца или покупателя авто? Возникали ли при этом проблемы со страховщиком? Вы можете поделиться своим опытом в комментариях со мной и читателями блога.

Видео-бонус – ТОП-15 самых ужасающих случаев и обычаев планеты:

На этом статья завершена – делитесь ею в социальных сетях и не забывайте про возможность подписки на блог, ведь это экономит время, которое сейчас дорого.

Права страхователей и автовладельцев в ОСАГО

Статистически собственник автомобиля и страхователь по полису ОСАГО чаще всего являются одним лицом. Возможно, именно поэтому до сих пор возникают вопросы, связанные с обслуживанием договоров «автогражданки». Далеко не всем автолюбителям приходилось сталкиваться на своём опыте с разницей между правами владельца транспорта и полномочиями лица, оформившего страховку. Тем не менее, роли здесь распределены довольно чётко, а непонимание некоторых особенностей в данной области чревато обидной потерей времени.

ОСАГО – в первую очередь договор

Обратимся к сути полиса «автогражданки». Что он представляет из себя с юридической точки зрения? Этот документ является совершенно полноценным договором, заключённым между страхователем и страховщиком. От «классических» договорных отношений он отличается тем, что его базовые условия устанавливаются законодательно:

  • бланки для оформления страховки имеют стандартную форму;
  • алгоритм расчётов калькулятора ОСАГО идентичен для всех компаний (в отличие от калькулятора КАСКО);
  • лимиты выплат и порядок урегулирования убытков регламентируются централизованно;
  • порядок оформления полисов чётко прописан и един для участников рынка.

Но в остальном с точки зрения гражданско-правовых отношений действуют именно договорные принципы. Это значит, что все вопросы, возникающие в части параметров действующего полиса, могут быть решены только сторонами, оформившими договор.

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

Кто главный: страхователь или собственник авто?

Одной стороной является организация, выдавшая страховку. А второй – лицо, указанное в качестве страхователя. Именно страхователь (и только он) имеет право вносить изменения в полис и расторгать его (или его представитель по доверенности). Но факт владения автомобилем, в отношении которого заключён обязательный договор страхования ответственности, не достаточен для осуществления указанных действий. Да, собственник машины тоже указан в бланке ОСАГО, но при этом сама страховка принадлежит страхователю. Именно он купил её и оплатил страховую премию.

Каковы же тогда функции владельца транспорта в ОСАГО? Исключительно в его компетенции находятся все действия, связанные с урегулированием страховых случаев при повреждении авто. В этой ситуации уже страхователь, как говорится, ничего не решает. Весь процесс восстановления имущества основан на действиях выгодоприобретателя, которому это имущество принадлежит. В целом основные полномочия можно разграничить следующим образом.

Страхователь:

  • Изменение перечня допущенных к управлению водителей.
  • Внесение изменений при замене собственника.
  • Продление периода использования (в рамках годового срока действия договора).
  • Расторжение полиса (включая получение «неиспользованной» части страховой премии).
  • Внесение технических изменений (замена гос. номера, VIN и т. п.), корректировка заявленных эксплуатационных условий (использование с прицепом, цель использования авто).

Собственник:

  • Оформление и подача заявления о страховом случае.
  • Принятие решения о виде компенсации ущерба (ремонт или выплата денежных средств).
  • Получение страхового возмещения.
  • Предъявление претензий, связанных с суммой возмещения или качеством ремонта.
  • Ознакомление со страховым актом и иными документами по убытку.

Если автовладелец сам приобретает полис, такое разделение функций становится не актуальным. Однако в противном случае следует учитывать данные позиции как при оформлении ОСАГО, так и при осуществлении каких-либо действий в рамках текущей страховки. Каковы наиболее распространённые ситуации, приводящие к непониманию в этой сфере?

Как появляются проблемы

В некоторых случаях можно столкнуться с непрофессиональными действиями сотрудников страховых компаний, связанными с небрежностью или невнимательностью. В других – речь идёт о ситуациях, обусловленных объективными обстоятельствами. Так или иначе, знание подобных нюансов автогражданки» поможет избежать многих потенциальных сложностей.

Кручу-верчу, упростить работу хочу

Пролонгация ОСАГО занимает значительно меньше времени, чем оформление «первоначальной» страховки. Как правило, вся информация в этом случае содержится в электронной базе организации, что позволяет подготовить полис на очередной год буквально за пару минут. Весь процесс происходит, что называется, «на автомате». Но именно в этом порой кроется подвох.

Нередко в качестве страхователя указывается совсем не тот, кто покупает страховку. Почему так происходит? Порой специалист страховой компании таким образом избегает лишней работы. Гораздо проще распечатать готовый документ, чем вносить в него какие-то изменения. В результате страхователем в договоре может фигурировать, например, водитель, который когда-то давно по стечению обстоятельств один раз купил «автогражданку». Представитель страховщика зачастую даже не проверяет, тот ли перед ним человек. А, скажем, собственник, который на самом деле приобретает ОСАГО, может не придать значения такому несоответствию.

Читайте так же:  Договор на поставку погрузчика

Кроме того, нередки случаи и неправомерного наделения автовладельцев полномочиями страхователя. Происходит это также с целью упрощения «процедуры». Продавец вносит в программу меньше данных, если именно собственник авто оформляет полис. Как правило, при этом достаточно поставить нужную «галочку» в электронном документе, чтобы все сведения о владельце скопировались в соответствующие поля для страхователя (или наоборот). Учитывая данную особенность программы, некоторые сотрудники не обращают внимания на то, кто на самом деле покупает ОСАГО. В итоге по документам страхователем оказывается владелец транспорта, хотя приобрёл страховку другой человек. Так случается, например, если:

  • собственник машины находится в море или длительной командировке, и в связи с этим временно передал кому-то свой автомобиль в пользование;
  • человек распоряжается автомобилем на основании генеральной доверенности;
  • автовладелец не имеет прав на управление транспортным средством (в том числе временно) и доверил машину в распоряжение иному лицу.

В результате описанных обстоятельств автолюбители могут запросто попасть впросак. Лицо, фактически оформившее «автогражданку» и оплатившее премию, после этого не имеет юридических оснований распоряжаться своим полисом. Во избежание таких последствий при заключении договора необходимо убедиться, что страхователь указан правильно. А если это не так – настоять на внесении соответствующих изменений. В этой ситуации вряд ли стоит соглашаться на «как есть».

Иногда клиент не прав

В заключение стоит затронуть и несправедливые претензии в адрес страховщиков. На практике часто встречаются попытки побудить специалистов страховых компаний к откровенно неправомерным действиям. Так, на представительство интересов страхователя могут претендовать его родственники или друзья. При этом их попытки «вписаться в страховку» или внести иные изменения в полис обычно не обоснованы ничем, кроме наличия самого полиса. Но оного, увы, не достаточно.

Использовать банковскую карту для оплаты в магазине может только её владелец. Это сегодня считается аксиомой и никого не удивляет (хоть и не всегда контролируется кассирами и продавцами). В ОСАГО ситуация во многом идентична. Муж или жена страхователя, его братья, сёстры или его близкие друзья без надлежащей доверенности не имеют права какого-либо распоряжения страховкой. Да, иногда сотрудник страховщика может пойти навстречу и обслужить клиента в неофициальном порядке. Такое обычно бывает при хорошем личном контакте. Но если подобного не происходит, не стоит в чём-либо обвинять специалистов. В этом случае они лишь правильно делают свою работу.

Кто такие в полисе ОСАГО страхователь и собственник – это разные лица или нет?

Статистика на сегодняшнем рынке страхования гражданской ответственности владельцев ТС показывает, что не всегда непосредственный владелец машины пользуется своим транспортом как реальный владелец.

Очень часто бывает так, что покупает автомобиль один человек, а пользуются данным транспортом другие (дети, внуки, родственник, сослуживцы и т.д.).

Именно такую ситуацию мы и разберем в статье представленной ниже.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Разные ли это лица или всегда одно?

Очень часто наши автолюбители путают два понятия – собственник авто и страхователь. Многие также задаются вопросом, а возможно ли оформить сделку по страхованию гражданской ответственности без участия владельца авто. Принято считать, что такая сделка заключается страховой компанией лишь в присутствии хозяина машины.

Но данное мнение в корне неправильно. Собственником авто и человеком с кем страховая заключает договор, может быть одно и то же лицо, а могут быть и разные лица.

Для владельца авто и для лица, заключающего договор страхования с СК в бланке договора предусмотрены разные графы.

И это в свою очередь, значит, что оформить договор с СК может другое лицо, без присутствия владельца.

Кто может быть страхователем по ОСАГО?

Лицом, заключающим договор с СК, может стать абсолютной любой из водителей, который имеет право управлять данным автомобилем, т.е. вписан в страховку. Присутствие самого владельца автомобиля при оформлении договора вовсе не обязательно, но его имя нужно будет вписать в договор автогражданской ответственности.

Тот, кто вносит плату за заключение данного договора автогражданской ответственности, тот и становится страхователем.

На человека, заключившего со страховой договор также распространяется страховое покрытие в случае ДТП.

Для человека, который является владельцем транспортного средства, вписываться в полис автогражданской ответственности в качестве водителя необязательно.

Следует учитывать, что все последующие корректировки в полис автогражданки будет вносить лишь страхователь, владелец авто в этом случае сделать этого не сможет. Т.е. если понадобится вписать в страховку еще одного водителя, то в страховую компанию следует ехать не собственнику авто, а именно страхователю.

При оформлении страховки человек, не являющийся собственником авто, обязан иметь доверенность от собственника, такой документ понадобится и для внесения последующих изменений.

Вы можете оформить страховку не на владельца машины и в случае оформления полиса в электронном виде (об электронных полисах можно почитать тут).

Роль в оформлении полиса

Одной из сторон сделки, является страхователь, а второй стороной является СК.

Именно страхователь (либо лицо, которому была выдана доверенность от имени страхователя) имеет право вносить поправки в договор и расторгать его (о нюансах досрочного расторжения договора мы писали здесь).

Собственник авто, в отношении которого заключался договор между страхователем и СК, такими полномочиями не обладает, несмотря на тот факт, что авто находится в собственности у данного гражданина.

Да, данные владельца авто также указываются в бланке ОСАГО, но сама страховка принадлежит страхователю, так как он за нее заплатил (о том, для чего эта страховка нужна, мы рассказывали тут).

Какими правами обладают?

В компетенции владельца машины, находятся все действия, которые связаны с получением страховой выплаты в случае ДТП.

Процесс по восстановлению поврежденного имущества основывается на действиях того, кому это имущество принадлежит на правах собственности.

Права этих двух лиц, можно поделить таким образом:

  • Страхователь.
    1. Вправе вносить коррективы в состав допущенных к управлению данной машиной водителей.
    2. Вносить необходимые корректировки при замене владельца.
    3. Может осуществлять продление страхового договора в течение года.
    4. Может без согласования с собственником, расторгнуть договор страхования и получить неиспользованную часть оплаченной страховой премии.
    5. Человек заключивший договор может вносить в него изменения касающиеся технических параметров (замена VIN кода и т.д.).
    6. А также может вносить коррективы относительно заявленных условий эксплуатации.
  • Собственник.
    1. Оформляет и подает заявление в СК о наступлении страхового случая.
    2. Принимает решение относительно вида и размера компенсации причиненного ущерба.
    3. Владелец имущества получает денежные средства, компенсирующие ущерб.
    4. Может предъявлять в СК претензии относительно суммы компенсации и по качеству проведенного ремонта.
    5. Должен быть ознакомлен со страховым актом и другими документами в СК.

Если владелец авто и лицо, заключившее сделку, это одно и то же лицо, то такого рода разделение становится, как вы понимаете, неактуальным.

Но если владелец машины и страхователь это разные люди, то данные позиции необходимо учитывать при заключении договора автогражданской ответственности.

Кто такой собственник?

В графе собственник в документе ОСАГО указывается то лицо, которое приобретало данное имущество. Собственником является человек, который приобрел данное имущество в собственность.

Основное отличие

Отличие собственника от страхователя заключается в следующем:

  1. Страхователь – человек, приобретающий в СК продукт страхования, оплачивает взнос по договору автогражданской ответственности, однако в случае ДТП, право на получение страховой выплаты получает владелец авто. А также данное лицо не имеет права распоряжаться данным имуществом (если у него нет нотариально заверенной доверенности от собственника).
  2. Собственник машины, является владельцем данного имущества, но при этом не имеет права вносить какие-либо корректировки в документ по страхованию или расторгать его.

В заключение, хочется затронуть тему относительно несправедливых претензий в адрес СК. Очень часто встречаются ситуации, когда люди пытаются побудить страховщиков к неправомерным действиям. Иногда представлять интересы лица, которое осуществляло страхование, пытаются его родственники или третьи лица.

Даже при наличии полиса страхования у человека, вписать его в страховку в качестве водителя страховщик не имеет права без разрешения страхователя.