Учебные пособия по дпи

Рубрики Статьи

Обзор методических пособий по ДПИ

Декоративно-прикладное искусство является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

Чтобы развить у учащихся творческие способности, преподаватель должен прежде всего обращать их внимание на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту, любоваться ею, радоваться ей. Вкус – это не прирожденное качество человека, он развивается, и развивать его в школе должен в первую очередь преподаватель декоративно-прикладного искусства.

Для занятия декоративно – прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приемами того или иного народного промысла, но и знание основ композиции, цветоведения, единых как для станкового, так и для декоративного искусства. Без этих знаний невозможно избежать досадных ошибок в процессе создания декоративного изделия, не появится уверенность в собственных силах.

Творчество как высшую форму активности и самостоятельной деятельности человека рассматривали отечественные и зарубежные педагоги и психологи П.Р. Атутов, В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, А.М. Матюшин, В.А. Моляко, Э.И. Монозон, В.А. Поляков, Б.М. Теплов, А. Фомин, и др.

Использование педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов учащихся, способствующих их разностороннему развитию.

Методологические аспекты формирования технологической культуры учащихся раскрываются в работах П.Р.Атутова, О.А. Кожиной, В.П. Овечкина, Б.И. Орлова, В.Д. Симоненко, К.А. Скворцова, Ю.Л. Хотунцева и др.

Начиная с 1937 года, проведена огромная работа по сохранению лучших традиций, развитию народного творчества, накоплен огромный материал культурного наследия и развитию культуры и искусства республики. Разработана целевая программа по развитию народного творчества.

Разработаны методические пособия:

— «Саха орнаменнара» (Б.Ф. Неустроев-Мандар),

— «Саха музыкальнай инструменнара» (Чахов и Мохначевский),

— «Якутские узоры» (А.Н.Мохотчунова),

— «Айыы уорэ5э» (Л.А.Афанасьев – Тэрис),

— «Кылыhах үөскээhинэ» (А.С.Федоров),

— «О5ону тойукка үөрэтии» (Г.Г.Федорова),

— пособия творческой мастерской «Хомус», руководителем которой является И.Е.Алексеев – Хомус Уйбаан,

— сборники якутских самодеятельных композиторов, мелодистов (А.Н.Семенова) и др.

Большой интерес представляют работы, раскрывающие технологию изготовления национальной одежды и украшений:

Акимова В.С. Вопросы производства верхней одежды для работников традиционных отраслей // Проблемы обеспечения рациональной занятости малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в общественном производстве. — Якутск, 1992. — С. 104-107.

Бисер в культуре народов мира: Альбом-каталог Первой междунар. выставки / Введение Т. Косоурова. — Л., 1990. — 58 с., ил., 25 л. цв. ил.

Аммосова Е.Е. Народные истоки творчества: Одежда. Украшения. Бытовые изделия / Предисл. Р.С. Гаврильевой. — Якутск: Бичик, 1994. — 91 с., 83 л. ил.

В методическом пособии «Преемственность ступеней образования на основе периодизации детского развития», составленном авторами Н.А.Шиловой, Н.В.Ершовой представлены результаты экспериментальной работы школ, их поиск, направленный на решение проблемы непрерывного образования через преемственность всех ступеней образования на основе периодизации детского развития.

В методическом пособии «Совершенствование трудового воспитания школьников средствами декоративно – прикладного искусства народов севера», составленном А.В.Татарниковым, к.пед.н., доцентом кафедры технологии и предпринимательства педагогического института СВФУ рассматриваются научно – педагогические предпосылки трудового воспитания школьников средствами народного прикладного искусства. В нем раскрываются философско – психологические предпосылки трудового воспитания сельских школьников в современных условиях. На основе проведенной опытно – экспериментальной работы автор разрабатывает эффективные пути и методы трудового воспитания школьников средствами декоративно – прикладного искусства. Работа предназначена для преподавателей вузов, руководителей учебных заведений, учителей общеобразовательных школ, студентов и, аспирантов.

В настоящее время декоративно-прикладное искусство занимает значительное место в содержании курса технологии. Преподавание основ декоративно – прикладного искусства (ДПИ) в сельской школе требует разработки содержания обучения, его научно-методического обоснования и практических рекомендаций, а также необходимых методических пособий, т.е. необходимы новые методические подходы в обучении.

Федоров Юрий Степанович

ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Направление подготовки: 440301 Педагогическое образование

Профиль: Художественное образование

Степень выпускника: Бакалавр

Цели освоения дисциплины

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» по циклу специальных дисциплин профиля «Художественное образование» ГОС высшего профессионального образования и учитывает специфику обучения по этому направлению.

Программа дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства» определяет общую направленность преподавания, объем знаний, навыков и умений студентов. Основное внимание уделяется практическим знаниям.

Согласно учебному плану изучение дисциплины начинается со 2-го семестра, в котором студенты знакомятся с приемами стилизации природных форм и осваивают построение декоративной композиции. В 3-8 семестрах студенты изучают приемы работы с различными материалами (текстиль, керамика, дерево). Фундаментальная роль в развитии профессионально-образного мышления отводится пропедевтическому курсу – «Стилизация и основы декоративной композиции», дисциплина включает также разделы «Роспись по дереву», «Резьба по дереву», «Роспись ткани», «Флористика», «Художественные изделия из текстиля», «Дизайн костюма».

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение специальной и дополнительной литературы, выполнение конкретных изделий декоративно-прикладного искусства.

Целью «Основы декоративно-прикладного искусства» является подготовка выпускника, получившего степень бакалавра, знающего истоки, виды декоративно-прикладного искусства, способного понимать принципы создания изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

1. Развитие художественно-творческих способностей, профессионального образного мышления; развитие творческой интуиции, ассоциативного мышления, способности обобщения.

2. Формирование навыков композиционной работы, освоение универсальных закономерностей формообразования, принципов и методов композиционного построения художественной формы.

3. Освоение приемов использования выразительных средств композиции (цвет, тон, статика, динамика, симметрия асимметрия, ритм и т.д.).

4. Развитие навыков декоративного обобщения, абстрагирования, геометризации и стилизации изобразительного мотива.

5. Развитие объемно-пространственного и проектно-технологического мышления при работе с различными материалами (дерево, текстиль, керамика, природные материалы).

6. Усвоение студентами теоретического материала, умение самостоятельно превращать теоретические знания в метод профессионального творчества в проектировании объектов дизайна.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО. Дисциплина «Основы декоративно-прикладного искусства» (код ПД ДВ.3.13) относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (ПД) учебного плана. Для освоения дисциплины студентам требуются знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения таких предметов как «Композиция» (В.3.8), «Рисунок» (В.3.6), «Введение в теорию изобразительного искусства» (ДВ.3.16), «История искусств» (В.3.5), «История костюма» (ДВ.1.12).

Знания и навыки, формируемые данной дисциплиной востребованы при освоении дисциплин «Внешкольная, внеклассная работа с детьми» (ДВ.3.14), «Художественная обработка материалов» (ДВ.3.19), при прохождении педагогической практики, а также в процессе курсового и дипломного проектирования.

Дисциплина изучается в 2 –8 семестрах. Трудоемкость: 612 часов, 17 ЗЕ.

Формы контроля

Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется в форме просмотра и анализа выполняемых на занятиях практических заданий.

Промежуточный контроль предполагает выполнение практических контрольных заданий, а также ответы на вопросы по темам разделов.

Итоговый контроль осуществляется в форме дифференцированного зачета в 3, 7 семестрах и экзамена в 5, 8 семестрах.

Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ПК-1, ППК-5 (таблица 1).

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

ПК-1 – способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях

Знать методическую последовательность изготовления и декорирования изделий декоративно-прикладного искусства;

Уметь: грамотно излагать особенности работы с различными материалами и проводить инструктаж по выполнению отдельных приемов обработки и изготовлению изделия в целом;

терминологией в области декоративно-прикладного искусства,

— навыками грамотной подачи необходимого для обучения визуального материала (эскизов, образцов, примеров поэтапного изготовления изделий в различных техниках ДПИ)

ППК-5 – знает основы композиции различных жанров изобразительного искусства их особенности; анализирует образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; реализует художественный замысел в практической художествен-ной и педагогической деятельности.

— наиболее известные центры народных художественных промыслов;

— основные виды росписи по дереву;

— основные виды резьбы по дереву;

— основные способы росписи ткани;

— основы композиции, стилизации;

— использовать различные приемы стилизации в процессе работы над творческой композицией;

— использовать знания законов композиции на практике;

-использовать технологические приемы выполнения произведений декоративно-прикладного искусства в различных материалах;

-применять знания законов композиции в профессиональной деятельности;

— грамотно размещать элементы композиции в выбранном формате;

— использовать художественные выразительные средства в творческой работе;

— ориентироваться в специальной литературе;

— стилизации природных и предметных форм;

композиционной работы;

— поисковой графики (эскизирования);

— работы различными графическими материалами;

— использования средств графики (пятно, линия, точка, штрих);

— выполнения основных приемов росписи по дереву, ткани;

выполнения основных приемов резьбы по дереву;

— выполнения изделий из природного материала;

— проведения анализа произведений декоративно-прикладного и народного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2 курс. 4 семестр. «Художественная обработка древесины»

  1. Вводное занятие. Краткий исторический обзор развития художественной обработки дерева. Виды древесины. Инструменты, материалы.
  2. Разработка композиции для геометрического орнамента.
  3. Изготовление пробного образца.
  4. Разработка композиции изделия из геометрических фигур.
  5. Изготовление формы.
  6. Декорирование изделий из дерева.

Таблица 2. Тематическое планирование

Тематические разделы и темы дисциплины

Виды учебной работы, в часах

2 курс. 4 семестр. Художественная обработка древесины

Вводное занятие. Краткий исторический обзор развития художественной обработки дерева. Виды древесины. Инструменты, материалы.

Разработка композиции для геометрического орнамента.

Изготовление пробного образца.

Разработка композиции изделия из геометрических фигур.

Декорирование изделий из дерева*

Итого:

58

50

В т.ч. в интерактивной форме

18

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. 1.Бесчастнов, Н. П. Изображение растительных мотивов: учебное пособие для вузов: допущено М-вом образования и науки РФ/Н.П.Бесчастнов. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 175 с.: ил. – ( Изобразительное искусство). — Библиогр.: с. 172-173. – ISBN 978-5-691-01207-5
  2. 2.Даглдиян, К. Т. Декоративная композиция: учебное пособие по специальности «Изобразительное искусство»: рек. УМО вузов РФ / К.Т. Даглдиян. – 3-е изд. — Ростов — н/Д: Феникс, 2011. – 312 с.: ил. – (Высшее образование). – Библиогр.: с. 307-308. – ISBN 978-5-222-17944-4.
  3. 3.Косогорова, Л. В. Основы декоративно-прикладного искусства : учебник для высш. проф. образования / Л. В. Косогорова, Л. В. Неретина. – М. : Академия, 2012. – 224 с. : ил., 8 л. цв. ил. – (Высшее профессиональное образование. Педагогическое образование) (Бакалавриат). – Библиогр.: с. 217-220. – ISBN 978-5-7695-7186-2.

Дополнительная литература

  1. 1.Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие: рек. УМО вузов РФ / С.В.Астраханцева, В.Ю.Рукавица, А.В. Шушпанова. – Ростов – н / Д: Феникс, 2006. –347 с.; ил. (Высшее обр.). – Словарь в конце разделов. – ISBN 5-222-09485-5.Основы декоративной композиции: учебно-методическое пособие/Т.Н. Тропина, В.И.Беляев; Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: НГПУ, 2005. — 72 с.: ил., 8 л. ил. — Библиогр.: с. 69-70.- Доступна эл.версия. — ISBN 5-85921-552-5.
  2. 2.Афанасьев, А.Ф. Резьба по дереву: уроки мастерства / А. Ф. Афанасьев. — Москва : Культура и традиции, 2003. — 256 с.: ил., 16 л. цв. ил. — ISBN 5-86444-093-0

3. Барташевич, А. А. Художественная обработка дерева / А. А. Барташевич, А. М. Романовский. — Минск: Вышэйшая школа, 2000. — 230 с.: ил., 4 л. цв. ил. — Библиогр.: с. 225. — Предм. указ: с. 226-239. — ISBN 985-06-0485-9.

  1. 4.Варава Л.В. Декоративно-прикладное искусство: современная энциклопедия: художественная обработка камня, кожи, металла: художественная эмаль, литье, керамика: мозаика из дерева: точение по гипсу Л. В. Варава; худож. Т. В. Галян. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — (Город мастеров). — Авт. указ. на обороте тит. л.. — ISBN 978-5-222-10517-7.
  2. 5.Стилизация в декоративно-прикладном искусстве: методические рекомендации для худ.- граф. фак. /авт. — сост. Т.Н. Тропина. — Новосибирск: НГПУ, 2004. — 44 с.: ил. — Библиогр.: с. 43. — Доступна эл.версия.
  3. 6.Стили и орнаменты в искусстве: каталог/[комп. Дизайн О.Сергеевой: отв. Ред. А.Чудова]. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 368 с., ил. – Техника художественной росписи тканей / авт.-сост. В. И. Чурилова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. — 171 с. : ил., 16 л. ил. — (Секреты мастерства). — Библиогр.: с. 172. — ISBN 5-17-029324-0 (АСТ). — ISBN 966-696-738-3 (Сталкер).

Электронные образовательные ресурсы

Подборка книг «Декоративно — прикладное искусство и народные промыслы России.»

Книги по ДПИ. Подборка мне в помощь при изучении материала.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (региональный компонент:Урало-Сибирский регион) УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для учащихся 5 класса общеобразовательных школ

Столичный учебный центр
г. Москва

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

(региональный компонент:Урало-Сибирский регион)

для учащихся 5 класса общеобразовательных школ

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (региональный компонент:Урало-Сибирский регион): учебное пособие для учащихся 5 класса общеобразовательных школ /авт.-сост. О А. Бакиева, Н.В.Парахина – 2017. — 102 с.

Учебно-методическое пособие содержит теоретический и иллюстративный материал по ДПИ Урало-Сибирского региона, фотоматериал экспонатов историко-краеведческого музея МКОУ Верховинской СОШ №29 Тугулмского района Свердловской области. Дается подробное описание ремесла кармакских красильщиков, особенностей домовой росписи, искусства вышивки, убранства русской избы, предметов быта. Имеются указания к практическим занятиям, материал для самоконтроля, список литературы.

Пособие предназначено для учащихся пятых классов общеобразовательных школ для самостоятельной работы на уроках, внеклассных занятиях, а также для домашнего обучения.

— к. пед. н., доцент кафедры социальных дисциплин ТОГИРРО Гадиев Рафаэль Галимзянович;

-Отличник Народного Просвещения, учитель высшей категории МАОУ СОШ № 44 г. Тюмени Елфимова Вера Михайловна.

К заданию есть ответ

Это интересно знать

Задание повышенной сложности

© О.А.Бакиева, Н.В.Парахина, 2017

Ты отправляешься в увлекательное путешествие по родному краю. На страницах этого учебного пособия ты узнаешь много интересного о ремёслах своих дедов и прадедов, а также о том, какие виды декоративно-прикладного искусства живут в наши дни.

В первом разделе пособия ты рассмотришь: древние образы в народном искусстве; убранство и внутренний мир русской избы; конструкцию и декор предметов народного быта; русскую народную вышивку; праздничный костюм и праздничные обряды.

Во втором разделе ты узнаешь: зачем людям украшения; какую роль играет декоративное искусство в жизни человека; о чем «говорит» одежда; рассказывают гербы и эмблемы.

В третьем разделе изучишь: древние образы в современных, народных игрушках; искусство Гжели; Городецкую роспись; Хохлому; Жостово и резьбу по бересте.

В четвертом разделе познакомишься: с современным выставочным искусством. И попробуешь себя в роли мастера.

В процессе работы с пособием ты решишь учебные задачи:

1) собрать, изучить, проанализировать, систематизировать, оформить теоретический материал;

2) выполнить практические задания: графические копии, схематические изображения изучаемых объектов традиционного искусства региона; творческие работы по мотивам традиционного искусства региона;

3) подготовить: ответы на вопросы для самоконтроля; презентацию.

После изучения каждой темы тебе будут предложены задания и практические работы. Также ты сможешь воспользоваться интерактивными тестами на дисках и проверить свои знания.

Желаем тебе успехов!

Раздел 1. Древние корни народного искусства

Народный костюм и архитектура 1

1. Образы в народном искусстве

Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского decor – украшаю.

Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

Вспомните такие предметы в нашем быту.

Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом.

Рис.1 Семантическое значение славянского орнамента 2

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура (Берегиня) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать- сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”. Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена.

Читайте так же:  Типовой договор на обучение на курсах

Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево .

Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

Рис.2 Условное решение женского начала 3

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Рис.3 Кармакская роспись «Веточка в вазе» 4

Рис.4 Условное обозначение символа жизни

Рис.5 Знак Дерево жизни

Рис. 6 Символы жизни, связи с небом, космосом 5

Рис.7 Символ жизни, защиты, охраны 6

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.

Так в каждом предмете, в каждой вещи виделся какой-то смысл крестьянского уклада. Вещи и предметы быта имели и обереговое назначение, защищая своих хозяев от воздействия злых сил, духов.

Рассмотри рисунки, представленные в материале по теме «Древние образы в народном искусстве». Постарайся запомнить древние символы и выполнить предложенные задания

Вспомни семантическое значение славянского орнамента и попробуй нарисовать

1.Символы воды: универсальный символ, символ дождя, небесные воды Великого Космического Океана

2.Символ женского естества

3.Символ священного дерева

4.Символ Солнца, Земли, Луны

5.Символ Жизни, Защиты, Охраны

2. Убранство русской избы.

Как нарядно, празднично выглядит русская изба!

Дома в деревне Верховино

Рис.8 Орнамент (ленточный, сетчатый) наличника и фронтона

Резьба по дереву – древнее ремесло. Использовалось для украшения домов. Освоить ремесло такого рода могут люди только талантливые, терпеливые, настойчивые.

Рис.9 Геометрический орнамент наличника 7

Много существует видов резьбы. Для украшения дома чаще всего подходила геометрическая плоско выемчатая или прорезная резьба.

Треугольники, ромбы, окружности – вот фигуры, составляющие чаще всего узор такой резьбы. Ничего, вроде бы, сложного, а изба преобразилась, радует глаз и хозяев, и мастера.

Законы орнамента и здесь пригодились. Первое дело – это симметрия.

Нашёл место и растительный орнамент. Листочки, цветочки, ягодки – рассыпались по наличнику, воротам весёлые узоры.

Рис.10 Растительный орнамент на воротах 8

Для такой резьбы пойдёт клён, липа, рябинка, да и хвойные породы сгодятся. Древесину для резьбы готовили зимой, сушили в доме, постепенно, чтоб не растрескалась.

Мастеру нужен нож-косяк, который изготавливался чаще всего из ножовки, остро затачивался под нужным углом. Для орнамента заранее готовили эскиз (рисунок на бумаге). Затем эскиз переносили на дерево.

Прорезная резьба сложнее, но красивее, придаёт ажурность узору, лёгкость. Для прорезной резьбы нужен лобзик. Мастерству учиться гораздо сложнее.

Используется в орнаменте приём раппорта.

Рис.11 Ворота Сахаровых, ул. Садовая, д. 9

Какие виды орнамента вы увидели на фронтонах домов и в оформлении наличников?

-Что такое раппорт?

-Видели ли вы орнамент в украшении домов ваших знакомых, родных?

-О каких видах резьбы прочитали?

3. Внутренний мир русской избы

«Красный угол» русской избы (историко-краеведческий музей Верховинской СОШ №29 Тугулымского ГО Свердловской области

Рис.12 Данилевская Александра

Внучка потомственного кармакского красильщика Тишенского Тимофея Андреевича Данилевская Александра, выпускница Верховинской СОШ №29. 9

Рис.13 Самовар Рис.14 Маслёнка

Вы рассмотрели предметы быта 19-начала 20 веков.

А у вас дома имеется такая посуда?

Пользуетесь ли вы самоваром? Если да, то похож ли ваш самовар на этот?

Чем отличаются современные стулья от увиденного на фотографии?

Предметы быта из дома № 53по улице Ленина, села Верховино Тугулымског ГО Свердловской области, принадлежавшие Тишенскому Андрею Ивановичу. 10

Печь краса — в доме чудеса!

А ткацкий станок – примета достатка.

Ткацкий станок принадлежал Хмельковой Марии Ильиничне 1910 года рождения, жительнице деревни Гилёво. 11

Рис.16 Ткацкий станок

А у вас дома есть ткацкий станок?

Пользуетесь ли вы домоткаными дорожками?

Расписные прялки – гордость каждой хозяйки

Самая старая прялка – теремковая. (вторая слева) Сохранилась только часть: стояк и основание. Примерно 110 лет. Найдена при разборе завалов на улице Ленина-53, в селе Верховино. На других прялках – кармакская роспись: цветы, листочки, птицы. 12

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали». Почти все народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.

Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».

На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей. 13

4. Конструкция и декор предметов народного быта.

Прочитай материал о кармакских красильщиках.

Что интересного узнали о ремесле жителей нашего края?

Почему домовая роспись нашего края называется то кармакской, то тюменской?

Взгляни, какие разные птицы! Словно все светом наполнили вокруг себя. В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. С песнями-заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке прося принести весну на своем хвосте.

Рис.18 Пряничная доска

Птицы символизировали свет, тепло.

Во второй половине восемнадцатого века в Верховино и в её округе в деревнях: Рябово, Гилёво, Скородум, Кокшарово, Мальцево, Соколовка, Сажино, Пискулино, Зырянка расположенных в основном по реке Кармак, широко распространилось искусство домовой народной росписи.

Промысел был отхожим. Красильщики переезжали из волости в волость. В своём творении они следовали вкусам местного населения, тем самым, создавая свое искусство. Мастера «красильщики» по окончанию полевых работ разъезжали на лошадях со своими красками и кистями.

Научиться приёмам кистевой росписи несложно: для этого достаточно было поработать один сезон. Сложнее было приобрести ремесленные навыки: умение варить олифу, окрашивать большие поверхности, растирать краски. Олифу варили по особому рецепту из льняного или конопляного масла, от качества которой зависела прочность окраски. Для этого добавляли специальные вещества. Рецепт олифы берегли и передавали из поколения в поколение. Для получения краски олифу перетирали с красителем на краскотерках. В нашем историко-краеведческом музее хранится краскотёрка Вяткина Андрея Ивановича. Красители использовали разные: для белил – белая глина из Верховинского карьера, для желтой – торф с болота, для красно-коричневой морилки – кора дуба, использовали также и покупные красители.

Народные живописцы наряду с крупными и грубыми малярными кистями из щетины применяли различные приспособления и своеобразные живописные инструменты. Фактурные полоски наносили заячьей лапкой, работали перстиком — пальцами, тонкие мазки, травки и полоски писали самодельными кистями из беличьих хвостов.

По готовому фону наносились пятна крупных цветов, бутонов, листьев, ягод, плодов и пальцами делалась «подмалевка», мелкие ягодки выполнялись без нее. Отделка делалась кистями: мастер моделировал форму мотива, сердцевину, лепестки цветов и прописывал задуманный рисунок листьев. Каждая краска наносилась своей кистью. Основной прием уральской росписи получил название «разбел». На кисть брали две краски — основную и на кончике — белила. Кисть вращали таким образом, чтобы белила ложились по внешнему краю мазка, по контуру мотива. Таким образом, белильную оживку выполняли одновременно с цветной прокладкой. Это и есть основная особенность кармакской росписи.

Рисовали пышные деревья, кусты, букеты, плоды смородины, гроздья винограда, птиц. Особенно кармакские красильщики любили изображать курочек и петушков, за что их и называли «кармакскими петушками». Интерьеры некоторых домов выглядели настоящими райскими садами. Встречаются изображения людей, коней, львов, верблюдов, оленей, собак и часто сказочных сов.

Каждое изображение имело свое значение:

-лев и сова – олицетворяют силу и мудрость;

-цветы в вазе – олицетворяет дерево жизни, семейное дерево;

-гирлянда – символ изобилия;

-симметричная композиция дерева с парным изображением птиц – пожелание благополучия всей семье;

-бутон – символ детей;

-цветок — символ солнца;

-листья – символ изобилия и хорошего урожая;

-курочка и петушок – символ счастливой супружеской пары.

Рис.19 Кармакская роспись

Посмотрите, как в одной композиции уместилось всё: и семейное дерево, и символ детей, символ солнца, изобилия и хорошего урожая, и символ счастливой супружеской пары. Сколько добра, света подарил мастер хозяевам дома! 14

Рис.20 Кармакская роспись

Рис.21 Кармакская роспись Веточка с цветком

Многие произведения народного искусства жили вместе с человеком и помогали в быту, в труде.

Рис.22 Туесок из бересты для сухих продуктов. (первый слева)

Днище часто делали деревянное, береста резными зубчиками. Такие туески мастерил в 50-е годы 20 века Запьянцев Фёдор, житель деревни Верховино 15

Рассмотри рисунок 22. Видели ли вы такие туески дома, у знакомых, родственников?

Какие предметы еще делали своими руками ваши деды и прадеды?

Какое назначение имела такая посуда?

5. Русская народная вышивка

Русская вышивка – искусство мастериц-рукодельниц. Одежда, скатерти, полотенца – всё было украшено вышитым орнаментом.

В распаханную землю сеятели бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента. В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг: Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – “после дождичка в четверг”. Волнистая горизонтальная линия – вода. Горизонтальная волнистая линия – дождь.

Рис. 24 Орнамент вышивки

Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. В поэтических представлениях народа, всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Всадник предстает в образе Егория храброго.

Рис. 25 Орнамент Западной Украины 16

Вы, ребята, узнали, что в украшение предметов человек вкладывал не только свое понимание красоты, но и определенный смысл в изображаемый им мир, свое желание жить в согласии с природой свободней и уверенней. Знаки солнца, воды, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки. Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. Желтый цвет символизировал солнце, черный – землю.

Рис. 26 Геометрический орнамент

Ёлочка, крыша, крестик, солнце и звёздочка – самые распространённые элементы геометрического орнамента. И каждый элемент несёт в себе определённое значение.

Рис.27 Виды орнамента Растительный орнамент

Рис. 28 Вышивка Верховинских рукодельниц

А знаете ли вы, что самые простые славянские вышивальные орнаменты символизируют довольно сложные понятия. Например,

— крест — это преграда для зла,

-елочка — символ долгой жизни, красный цветок — знак любви и привлекательности.

-звезды с треугольными лучами воспринимались нашими предками как разум,

-круги — как символ плодородия, материнства, изобилия и женского начала в природе.

-волнистая линия — мирового океана и начала жизни.

-спираль являлась воплощением идеи мудрости и сокровенных знаний, а

-треугольник же всегда был символом человека.

Рис. 29 Накомодник.

В Гилёво- Кармакской волости женщины вышивали узорами накомодники, наволочки, салфетки, видочки, настенные украшения. посмотрите, какой красивый накомодник вышила Кулакова Зоя Александровна, жительница деревни Дубровино. Основа вышивки — каленкоровая ткань, вышивка выполнена техникой «крестик».

Рис. 30 Убранство кровати

Небогатое убранство кровати всегда выглядело празднично. Наволочка на подушку. Прошва (выбитая или вязаная крючком часть) шириной 9 сантиметров, от краёв 7 сантиметров. В центре – квадрат 38х38. В квадрате именные буквы, вышитые на швейной машине «МВ».

Наволочки принадлежали Юговой Евгении Афанасьевне 1924 года рождения.

Околотка на кровать с прошвой. [Прошва – выбитый узор или связанный из ниток крючком.] Прошва вязаная зубчиками. Ширина прошвы – 28 см, длина – 200см. ткань льняная, белая. Принадлежала Авдиенко Анне Ивановне 1930 года рождения, жительнице села Верховино .

Рассмотрите покрывало, которым застелена кровать.

Как называется техника изготовления такого покрывала?

Как называется выбитый или связанный узор, вставленный в наволочку, околотку?

Что такое околотка?

У хорошей хозяйки вышитые шторы красовались на двери.

Рис. 31 Вышитые гладью шторы

Эти шторы подарила музею жительница деревни Верховино Мыльникова Зинаида Николаевна 1934 года рождения. 17

6. Народный праздничный костюм

Основа мужского костюма – рубаха, которая доходила до колена, у ворота имелся разрез посередине или сбоку.

В мужском костюме Гилёво-Кармакской волости преобладали косоворотки, украшенные вышивкой.

Перед вами рубаха-косоворотка, белая, из холста, вышитая крестиком цветными льняными нитками. Рубаху подарила музею Решетникова Харитонья Семёновна 1907 года рождения, проживавшая в деревне Верховино. Рубаха принадлежала её мужу Власову Якову. 18

Определите вид орнамента на рубахе.

В какой технике выполнена вышивка?

Рис. 33 Предмет женского праздничного костюма – кофта

белая батистовая с длинным рукавом.

Вышивка на рукавах и на груди выполнена жительницей деревни Верховино Юговой Евгенией Афонасьевной 1924 года рождения. 19

Что обозначает орнамент на женской кофте?

В какой технике выполнена вышивка?

Поэтапное выполнение узора

Задание № 1 . А теперь, ребята, пусть каждый из вас превратится в кармакского красильщика и постарается выполнить чародейный узор «Веточка в вазе». Можете придумать свою форму вазы и разукрасить ее, используя полученные знания о знаках-символах.

Выполнять работу будем поэтапно: научимся рисовать элементы росписи. Вспомним, что символизировали различные изображения в росписи кармакских красильщиков: ягодка, бутон, веточка, вазочка.

Давайте посмотрим, как изображается ягодка . По краю каждой ягодки – белая канва, придающая особый оттенок света. Это техника получила название «разбел»

Рис.34 Кармакская роспись. Ягодки

— Давайте посмотрим, как изображается цветок

Рис.35Кармакская роспись. Цветок

Рис.36 Кармакская роспись. Веточка в вазе

— Смотрим, как рисуется листок

Рис.37 Поэтапное рисование листочка

— Смотрим, как рисуется птичка

Рис.38 Поэтапное рисование птички

— Заканчивается роспись травками.

Перед вами ваза – дипломная работа Ковалишиной Виктории Александровны 1990 года рождения, выпускницы Тюменской

академии декоративно-прикладного искусства,

правнучки кармакского красильщика Вяткина Тимофея Андреевича. 20 Разгадайте значение древних образов-символов

Рис.39 Ваза. Работа В. Ковалишиной

Задание № 3. Выполни тест.

Выберите правильный ответ.

1. Женская фигура – это символ:

2. Древо жизни в народном представление являлось символом:

а) растительных сил земли

б) продолжением рода

в) входом в иной мир

3. Какую часть дома человек связывал с землёй:

4. Наличники украшают:

5. Бревно, венчающее крышу дома, называют:

6. Что является самым почетным местом в доме:

7. Как называется мужская лавка в избе:

8. Предмет или знак, имеющий охранительное значение:

9. Деревянный утюг:

10. Что не является элементом прялки:

11. Какой цвет в орнаменте русской вышивки был главный:

12. Какая часть одежды не является женской:

Раздел 2. Связь времён в народном искусстве

1.Древние образы в современных народных игрушках

Село Гжель – Московская обл.

Село Городец – Нижегородская обл.

Село Хохлома – Нижегородская обл.

Село Жостово — Подмосковье

Чем же прославились эти места? Эти населенные пункты являются центрами художественных народных промыслов.

Откуда пошло это название “промыслы”?

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено “промыслите себе пропитание”, т.е. заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы.

В учебнике по ИЗО вы прочитали о том, как создавали свой промысел игрушечных дел мастера. И в игрушках сохранились древние образы, о которых мы узнали в первом разделе: конь, птица, баба.

Игрушку связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворение сил природы в облике людей или животных. Так, женская фигура символизировала мать-землю, конь-солнце, а водоплавающая птица- водную и воздушную стихию.

Уже в 16 веке сложился тип русской народной игрушки – несложной, дешевой и забавной.
Сам материал – глина – подсказывал способы выполнения той или иной формы: пластичность позволяла усложнить лепку, натуральная окраска диктовала гамму росписи, расцветки глазури.
Народные игрушечники достигали зачастую удивительного мастерства, подмечая и обобщая типичные черты своих персонажей, простейшими приемами создавая выразительную юмористическую характеристику человека и зверя. Среди многочисленных промыслов выделяются три крупных центра, мастера которых успешно развивают народные традиции в наши дни: дымковский промысел (Вятская обл.), каргопольский (Архангельская обл.), филимоновский (Тульская обл.).

Читайте так же:  Как подать заявление на продажу квартиры бесплатно

Нарядна, образна и выразительна дымковская игрушка. Ее строго геометрический орнамент строится из разнообразных комбинаций круглых пятен, полос, клеток, кружков на фоне ослепительной белизны. Каргопольская игрушка отличается от дымковской не только внешними признаками, но и содержанием: в ней образно передается народный быт русского Севера. Орнаментальная роспись игрушек тоже геометрична, в ней сочетаются острые овалы, косые и прямые кресты, штрихи, небольшие пятна. Свой неповторимый образ имеет филимоновская игрушка. Природные свойства местной глины отразились на ее облике: филимоновские игрушки имеют удлиненные пропорции. В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: желтые, красные, зеленые штрихи, веточки, звездчатые розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в беспорядке весело разбросанные по фону, разновеликие, неравные, небрежно намалеванные, создают броский праздничный декор. 21

Знаете ли вы, как появилась игрушка в нашем крае?

Какими игрушками играли ваши предки?

Как появилась игрушка в нашем крае

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

Всё, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим. С неба лилась вода, и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались реки, они тоже наносили страшный урон. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце тоже не всегда ласково согревало человека и землю. Были времена, когда оно сжигало всё засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища. И человек задавался вопросом: кто это всё делает? Конечно, это были, какие – то высшие и могущественные существа – боги. Люди создали скульптуры богов, дали им имена, и теперь человеку было, у кого просить помощи и защиты, было, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог, Дажьбог, Макошь, Перун и многие другие.

Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы. Потом куклу стали делать для жертвоприношения, чтобы обмануть богов.

Рис.40 Кукла из бумаги

Самые простые куклы делали из полена или свёрнутой ткани. Наряжали в одежду из лоскутков.Такими куклами играли девочки, например, во время Великой Отечественной войны.

Рис.41 Руководитель музея Шарапова В.И. с музееведами

Куклу из полена сделали музееведы Верховинской СОШ № 29 Тугулымского района, Свердловской области. (См. рис.42) 22

На уроках изобразительного искусства вы узнали о некоторых народных промыслах – о росписи:

Щепа, роспись по металлу, резьба по бересте

Мы познакомимся с росписью Урало-Сибирского региона. Когда-то деревни, расположенные на берегах реки Кармак, относились к Тюменской области. Поэтому до сих пор можно услышать два названия этого промысла: тюменская домовая роспись и кармакская домовая роспись.

Наш край тоже богат талантливыми людьми. О каких народных промыслах нашего края знаете?

Сегодня мы с вами вернемся на много лет назад и узнаем, кто такие красильщики и чем они занимались, а еще мы попробуем освоить элементы росписи кармакских красильщиков

Верховина… Раскинулась наша деревня по обе стороны реки Кармак. Спокойно несёт свои воды река, течёт задумчиво, не спеша. В воды нашей речки приятно смотреться, как в зеркало. Смотришь и радуешься, как же хорошо кругом! И даже не верится, что когда–то здесь была необжитая местность.

В далёком 1670 году, ямщик Михаил Васильевич Тишенский приглядел этот тихий уголок у реки Кармак. Срубил себе дом и положил первую борозду на хлебном поле. Постепенно росла деревня, уже в 1690 году в деревне было 14 домов. В 1700 году Михаил Васильевич Тишенский и Дорофей Никитович Уткин построили «колесчатую» мельницу на реке Кармак. Это была верхняя мельница, т. е. в верховьях реки Кармак, а в Мальцевой нижняя мельница. Так по верхней мельнице и деревню назвали Верховино.

Кроме хлебопашества и животноводства занимались люди различными промыслами: производством ковров, выделкой овчин, кожи, пошивом сапог; изготавливали колёса, сани, дрожки, телеги. Мастера по дереву изготавливали бочки, посуду, ткацкие станки, прялки.

Сумели люди приспособиться к суровому климату Сибири. Здесь люди обрели свою малую Родину.

Во второй половине восемнадцатого века в Верховино и в её округе в деревнях: Рябово, Гилёво, Скородум, Кокшарово, Мальцево, Соколовка, Сажино, Пискулино, Зырянка расположенных в основном по реке Кармак, широко распространилось искусство домовой народной росписи.

Промысел был отхожим. Красильщики переезжали из волости в волость. В своём творении они следовали вкусам местного населения, тем самым, создавая свое искусство. Мастера «красильщики» по окончанию полевых работ разъезжали на лошадях со своими красками и кистями. Часто мужчины брали с собой жён, детей, которые им помогали. Мастера подряжались красить у богатых «достаточных мужиков». Красильщики ездили своими маршрутами, у каждого был свой «путик», где мастера стремились работать честно и качественно. Например, Беловы работали в Байкаловской волости, Корчагины-в Верхотурском, Мальцевы-в Ирбитском уездах, Вяткины-в Курганском направлении.

По квалификации красильщики разделялись на несколько категорий: «Первой руки мастер» должен был уметь выполнять все работы, в том числе составлять сложные колеры: «под мрамор», «под орех», «под дуб», «под ясень»; «Второй руки мастер» работал с первым внутри дома; «Мастер третьей руки» занимался простыми малярными работами: грунтовал стены, потолки под роспись, а также красил дом снаружи.

Вместе с мастерами высокой квалификации работали подмастерья. Красильному делу учили сызмальства. В поездки брали детей 9-11 лет.

Сегодня вы станете подмастерьями, а в роли мастера будут советы нашего пособия. Вы познакомитесь с приемами кармакской росписи и, может быть, овладеете мастерством красильщиков.

Обратите внимание на слова и запомните их:

ПУТИК – маршрут красильщиков

ПОДМАСТЕРЬЕ – ученик мастера

Знакомство с технологией изготовления

красок и кистей

Научиться приёмам кистевой росписи несложно: для этого достаточно было поработать один сезон. Сложнее было приобрести ремесленные навыки: умение варить олифу, окрашивать большие поверхности, растирать краски. Олифу варили по особому рецепту из льняного или конопляного масла, от качества которой зависела прочность окраски. Для этого добавляли специальные вещества. Рецепт олифы берегли и передавали из поколения в поколение. Для получения краски олифу перетирали с красителем на краскотерках. В нашем историко-краеведческом музее хранится краскотёрка Вяткина Андрея Ивановича (посмотрите). Красители использовали разные: для белил – белая глина из Верховинского карьера, для желтой – торф с болота, для красно-коричневой морилки – кора дуба, использовали также и покупные красители. В музее есть ещё один экспонат — «Красная пудра», найдена Тишенским Вениамином.

Её использовали для получения красной краски.

-Из чего варили олифу?

-Из чего делали красители?

-Как можно назвать такую краску? (масляная)

Народные живописцы наряду с крупными и грубыми малярными кистями из щетины применяли различные приспособления и своеобразные живописные инструменты. Фактурные полоски наносили заячьей лапкой, работали перстиком — пальцами, тонкие мазки, травки и полоски писали самодельными кистями из беличьих хвостов. И ещё один экспонат музея кисть волосяная Вяткина Тимофея Андреевича.

Чтобы поверхность для нанесения рисунка была ровной использовали шпатель.

Мы с вами будем работать на бумаге гуашью. Кисти будем использовать плоские.

Знакомство с техникой разбела.

По готовому фону наносились пятна крупных цветов, бутонов, листьев, ягод, плодов и пальцами делалась «подмалевка», мелкие ягодки выполнялись без нее. Отделка делалась кистями: мастер моделировал форму мотива, сердцевину, лепестки цветов и прописывал задуманный рисунок листьев. Каждая краска наносилась своей кистью. Основной прием уральской росписи получил название «разбел». На кисть брали две краски — основную и на кончике — белила. Кисть вращали таким образом, чтобы белила ложились по внешнему краю мазка, по контуру мотива. Таким образом, белильную оживку выполняли одновременно с цветной прокладкой.

Это и есть основная особенность кармакской росписи.

Кармакские красильщики расписывали дома, особенно красиво горницы. Наши ребята побывали в музее под открытым небом в поселке Нижняя Синячиха. Они своими глазами увидели, какие элементы использовали красильщики в оформлении помещений.

Рисовали: пышные деревья, кусты, букеты, плоды смородины, гроздья винограда, птиц. Особенно кармакские красильщики любили изображать курочек и петушков, за что их и называли «кармакскими петушками». Интерьеры некоторых домов выглядели настоящими райскими садами. Встречаются изображения людей, коней, львов, верблюдов, оленей, собак и часто сказочных сов.

Каждое изображение имело своё значение:

-лев и сова – олицетворение силы и мудрости;

-цветы в вазе – дерево жизни, семейное дерево;

-гирлянда – символ изобилия;

-дерево с парами птиц – пожелание благополучия всей семье;

-бутон – символ детей;

-цветок – символ солнца;

-листья – символ изобилия, хорошего урожая

Самостоятельная (практическая работа) красильщики, чтобы научить своих подмастерьев технике росписи, использовали шаблоны.

Попробуйте и вы по шаблону расписать пряничную доску.

Рис.42 Шаблон Веточка в вазе

Мы будем работать с эскизами.

Перед каждым из вас находится эскиз узора, с которым мы сегодня будем работать.

-Из каких элементов будет состоять узор?

— Каково типичное соотношение элементов узора?

(Цветок – лист – ягодка).

— Какие цвета краски можно использовать при изображении цветка? А ягодки?

Поэтапное выполнение узора.

— Давайте впомним, как изображается цветок. Вспомним технику «разбел»: на кисть берём две краски — основную и на кончике — белила. Кисть вращаем таким образом, чтобы белила ложились по внешнему краю мазка, по контуру мотива.

Рис.43 Техника разбел .

Рис. 44 Поэтапное рисование листочка

— Смотрим, как рисуется вазочка и веточка.

-Обратите внимание на цветовую гамму росписи. Декоративная роспись выполняется локальными «чистыми» цветами. При этом выдержана цветовая гармония.

— Заканчивается роспись травками.

Посмотрите, какие рисунки у нас получились.

Рис.45 Автор Захарова Ксения, 5 класс 23

Рис.46 Автор Егорова Люба, 5 класс

Рис. 47 Автор Шандыбин Павел, 5 класс

Проанализируем детские работы учащихся, которые в своих работах отразили «кармакский стиль».

План анализа росписи:

Композиция росписи (симметричная, центральная, зеркальная симметрия)

Какие элементы содержит роспись (цветы, розы, птицы)?

Какая цветовая гамма используется?

Существует ли обрамление, оформление росписи?

На каких бытовых вещах наносили роспись? Преимущественно из какого материала эти вещи? (металл, дерево, стекло и т.д.)

Оцените рисунки ваших сверстников и попробуйте сами себя в искусстве домовой росписи.

-Какая работа вам больше нравится? Почему?

-Понравилась ли вам техника кармакской ролсписи?

-Кого бы из авторов красильщики взяли себе в подмастерья?

-Можно ли в современной жизни применить эту технику росписи?

Тюменский «Центр прикладного творчества и ремёсел»

Рис. 48 Народный Мастер РФ Вера Ивановна Быкова в гостях

в историко-краеведческом музее Верховинской СОШ № 29 24

Вера Ивановна подарила историко-краеведческому музею Верховинской СОШ № 29 диск «Тюменская домовая роспись» и одну свою работу – видок.

Видок – это расписанная и своеобразно оформленная досочка. Чаще всего имеет форму круга, овала. Такими изделиями украшали стены избы, её внутреннее убранство. Самой распространённой композицией на видке был букет. «Букет» — изображается симметрично. Часто использовали для росписи видка композицию «гирлянда» «Гирлянда» — это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями.

Рис.49 Видок. Изделие из дерева, урало-сибирская роспись. Тюменский «Центр прикладного творчества и ремёсел»

Автор: Народный Мастер РФ В.И.Быкова.

Рис.50 Кадр из фильма «Тюменская домовая роспись»

Рис. 51 Подарок музею

Рис. 52 Кадр из фильма Подарок музею

Рис. 53 Подарок музею

Рис. 54 Работы В.И.Быковой

А вы знаете что-нибудь о Тюменском «Центре прикладного творчества и ремёсел»?

Запомните адрес. Попросите родителей съездить с вами в этот Центр:

Улица Бакинских комиссаров, 14-А

Тел: (3452) 43 02 63

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние –
И мастерство волшебное достойно восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.

О каком промысле говорится в стихотворении?

Какие художественные промыслы вы ещё знаете?

В какой области РФ расположен народный промысел

Материал, на котором производится роспись

Какие цвета используются

Заполните сравнительную таблицу

Практическая работа «Аппликация»

Чтобы почувствовать себя настоящим мастером, создайте орнамент и выполните его в технике аппликации.

-Что такое аппликация?

-Из чего она состоит?

-Какие способы прикрепления деталей знаете?

Перед работой вспомните, пожалуйста, правила ТБ при работе с ножницами.

Техника безопасности « Работа с ножницами»

-Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленные от себя.

-Передавать и переносить ножницы колечками вперед, и с сомкнутыми лезвиями.

-Не оставлять ножницы около подвижных частей машины.

-Не работайте при плохом освещении. Свет должен падать слева.

-Рекомендуется делать перерывы в работе не реже, чем через каждые 1,5 часа, так как устают пальцы и утомляются глаза.

Как вы думаете, какое прикладное, практическое применение может иметь ваша работа – аппликации? Давайте украсим ею баночку, коробочку, кружку, и у нас получится красивый органайзер или прекрасная шкатулка.

Вырезать нужные элементы

Самоклеящаяся бумага, ножницы

Составить композицию, соответственно эскизу

Лист бумаги – фон, элементы росписи

Наклеить элементы аппликации

Кружка, баночка, коробочка и т.д.

Рис. 55 Работа В.И.Быковой

Раздел 3. Декор – человек, общество, время

1.Зачем людям украшения

По способу ношения ювелирные украшения принято делить на следующие шесть основных видов:

украшения для рук

украшения для ног

Все эти виды делятся на группы, типы, подгруппы. Например, к головным относятся; налобные, теменные, затылочные, височные, ушные, накостные. В налобные, в свою очередь, входят диадемы, налобные подвески и т.п.

В любом национальном изделии мастеров ювелиров, обращает на себя внимание законченность их композиционного строя, соблюдение логики пропорций и гармоничное сочетание с цветовой гаммой одежды, вместе с которой украшения всегда составляли комплекс национального костюма и были подчинены образному строю национального костюма в целом. У славян, кроме того, ювелирные изделия служили украшением не только одежды, но и непосредственно самого носителя, т.е. были связаны с обликом женщины, стремящейся подчеркнуть или сгладить те или иные индивидуальные черты (применяли для этого серьги, кольца, ожерелья).

Рис. 56 Элементы украшений в народном костюме 25

Рассмотри украшения на рисунке 56

-какие украшения вам известны?

-пользуетесь ли вы украшениями? В каких случаях?

2.Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Читая страницы учебника, вы познакомились с декоративным искусством древних египтян. Узнали, как украшали свою одежду люди в Древнем Египте.

А сейчас отправимся в путешествие на север Тюменской области. В его прошлое.

Прочитайте историю создания куклы.

-Кого символизировали первые куклы?

-Уточни значение слова «баклуши»

-Почему кукла-оберег не имела лица?

-Почему в костюме куклы должен присутствовать красный цвет?

-можно ли судить о костюме древних людей по костюму куклы?

Приступайте к чтению, найдите ответы на вопросы.

ПОЭЗИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА В БУМАЖНОЙ ПЛАСТИКЕ

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому авторы работы считают, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла, сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных не тиражированных изделиях.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов– это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям. (ссылка)

ИЗ ИсториИ куклы

Всё, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим. С неба лилась вода, и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались реки, они тоже наносили страшный урон. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце тоже не всегда ласково согревало человека и землю. Были времена, когда оно сжигало всё засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища. И человек задавался вопросом: кто это всё делает? Конечно, это были, какие – то высшие и могущественные существа – боги. Люди создали скульптуры богов, дали им имена, и теперь человеку было, у кого просить помощи и защиты, было, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог, Дажьбог, Макошь, Перун и многие другие.

Читайте так же:  Как заключить договор передачи денег

Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы.

Когда люди придумали богов, они почувствовали себя уютнее в этом огромном и непонятном мире. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

На заре цивилизации первобытные охотники не только рисовали на камне картины будущей охоты, но и разыгрывали сцены предстоящей удачной охоты, для чего из глины лепились фигурки людей и животных. Эти фигурки и стали первыми куклами человечества.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому – то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу.

Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека

Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило…

Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Куклам, как будто, не придавали особого

значения, но теперь, по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился ни один праздник.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев.

По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта – из дерева и ткани. От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы, и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы. В феодальном обществе стали развиваться кустарные промыслы игрушки. У детей феодалов, а позднее у детей богатого дворянства и крупной буржуазии куклы отличались небывалой роскошью. Они были одеты в дорогие наряды, а кукольные дома были сделаны с резной мебелью и полной обстановкой. Такие куклы служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности.

На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.

Так всем известные деревянные поделки, выполненные в подмосковном селе Богородском, почему-то назывались «дуры». Липовое полено раскалывалось на четыре части. Называлось это – “бить баклуши”. Баклуши получались разные. Какая уже, какая – шире. От этого зависела и форма барыни или кавалера – гусара.

Типы и назначение куклы

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь не одушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег –амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. (ссылка)

Сделай куклу по образцу. Наряди по своему вкусу и придумай защиту творческого задания.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри — символ засеянного поля; вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы.

Рассмотри образцы изделия. Постарайся создать свой стиль.

Рис. 57 Кукла из бумаги. Автор Тушбулатова

Такие чудесные куклы из бумаги были изготовлены студентами Тюменского института педагогики и психологии 26

Рис.58 Кукла из бумаги. Автор Тушбулатова

Рис. 59 Кукла из бумаги

Рис. 60, 61 Работы Ташбулатовой

3.Одежда говорит о человеке

Одним из ярких и интересных с точки зрения этнокультурного воспитания является народный костюм. Народный костюм – значительная область традиционной национальной культуры как по широте и глубине связей, так и по богатству выражения. Народный костюм формировался на протяжении веков, и его развитие обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, религиозными воззрениями, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами. Этим объясняется ценность народной одежды для изучения и применения в процессе обучения и воспитания. Именно народный костюм обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности.

Народный костюм олицетворяет разнообразные связи человека с миром. Костюм, в отличие от других видов декоративно-прикладного искусства, связан с целым комплексом предметов, формирующих его ансамбль. Все это в большей степени способствует формированию этнокультурной компетентности подростков.

Рассматривая искусство народного костюма в единстве с традиционной культурой России, ее историей, природным окружением можно отметить национальные черты каждого народа в отдельности.

Изучение костюма начинается с так называемого «верхнего яруса» олицетворяющего связь с небом. Затем последует «средний ярус» — связь с земной жизнью, за ним следует «нижний ярус» — связь с Матушкой Землей. 27

Давайте рассмотрим, что представляет собой и символизирует каждый ярус в костюме.

Народный костюм – модель мироздания

Рис. 62 Анализ костюма по ярусам 28

«Верхний ярус» представляет собой головные уборы и самым ярким образом, связывающим человека с небом, является «образ птицы». Хотя иногда он может олицетворять все «ярусы», символизируя их возвышенность.

«Образ птицы» в костюмах разных народов

Рис.63 Образ птицы в костюмах разных народов

«Средний ярус» интересен содержательной информацией о самом человеке, о народных обычаях, о его связях с земной жизнью. Одним из таких информационных носителей в женском костюме является ювелирное искусство. Ювелирное искусство является неотъемлемой частью народного костюма. Так же как орнаментика несет в себе две функции: украшающую и охранно-магическую.

Универсальные символы и семантика украшений в костюме

Рис.64 Славянские украшения

«Нижний ярус» интересен содержательной информацией о связи человека с Природой, с матушкой Землей.

В народном костюме жителей Тюменской области, как и в других произведениях, декоративно – прикладного искусства, большое значение имеет орнаментика. Она содержит в себе символы призванные не только украшать изделия, но и «оберегать» человека. Значение «доброй магии», символики в костюмах обнаруживают магически – религиозное, идейно – образное содержание, которые веками оттачивал народ. В основе орнаментального изображения лежат обобщенные, стилизованные образы. Для него свойственны ритмические повторения, симметрия, особый строй «повествующий» о жизни, быте и традициях народа. 29

Рис. 65 Татарский орнамент на обуви

В символике головного убора ярким образом, связывающим человека с небом, является «образ птицы».

Ювелирные украшения — носители содержательной информации о человеке, о народных обычаях, о его связях с земной жизнью.

Орнамент на обуви — информация о связи человека с Природой, с матушкой Землей .

4.О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

Рассмотрите фотографию: о чём вам рассказали флаг и герб Свердловской области и флаг Тугулымского района?

Рис.66 Флаг и герб Свердловской области 30

Рис.67 Флаг Тугулымского района 31

Герб Тюмени отличается сдержанной цветовой гаммой и лаконичностью изображения. Животные имеют черный цвет. Они стоят на задних лапах с двух сторон гербового щита, передними лапами поддерживая его. Головы развернуты в сторону щита, червленые языки высунуты. Бобр и лис стоят на трофее, который состоит из барабанов, знамен и алебард. Золотыми буквами на голубой ленте внизу написан девиз «От сего града начинается». Щиток французской геральдической формы имеет лазоревый (голубой) цвет. На нем находится золотое судно, плывущее по поясу серебряных волн. Судно изображено с мачтой, флюгерами и рулем. Один флюгер расположен на носу судна, другой находится на мачте. В изголовье щита располагается золотая башенная корона с пятью зубцами.

Современный герб Тюмени утвержден в апреле 2005 года по решению городской Думы. Его автором является Александр Грефенштейн . 32

Рис. 68 Герб г. Тюмени

Флаг Тюмени разработал Александр Грефенштейн на основе городского герба.

Рис. 69 Флаг г. Тюмени

Пропорции прямоугольного полотнища составляют 2:3. Флаг разделен на три горизонтальные полосы, которые отличаются по ширине.

Верхняя полоса имеет голубой цвет и является наибольшей. На ней размещается изображение судна с герба Тюмени. Две остальные полосы одинаковы в размере, ширина каждой составляет половину ширины верхней полосы. Посредине находится полоса белого цвета, в нижней части – синего.

Судно связано с развитием торговых отношений, поэтому оно изображено в золотом цвете и символизирует богатство и достаток. Белая полоса на флаге символизирует чистоту и умиротворение. Полосы синего цвета прежде всего символизируют воды реки Туры. В геральдике этот цвет обычно означает величие, красоту и благородство.

Рис.70 Герб Тюменской области

Вся композиция размещена на серебряном щите французского типа. В центре размещается контур или абрис Тюменской области. Он разделен на три горизонтальные области белого, синего и зеленого цветов. Посредине абриса находится круг. Верхняя его половина изображает восходящее солнце, лучи которого находятся в пределах абриса. Нижняя часть круга представлена черными и синими вертикальными полосками. Контур области с разных сторон поддерживают два соболя. Они стоят зеркально друг к другу на задних лапах. Одной передней лапой они придерживают абрис, другой — золотую корону. У подножия абриса вьется желтая лента с надписью: «Тюменская область».

Абрис, конечно же, показывает географические особенности региона, его границы. Восходящее солнце символизирует путь к процветанию. Черные и синие полосы под ним свидетельствуют о запасах нефти и газа в области, которые и приведут к процветанию. Соболи являются главным богатством животного мира Сибири, поэтому именно они поддерживают абрис. Цвета контура повторяют основные цвета флага области.

Обрати внимание на символику герба и флага.

О каком гербе можешь рассказать?

Прочитайте в учебнике раздел 3.

ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК,ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 3.

Практическая работа: выбери образ города (сад, искусство, спорт, наука, мода, ит.д.)

Составь композицию своего герба, используя основные задачи особенности цветового решения, распределения предметов на гербе, формы герба.

Выбери правильный ответ

1.Что такое костюм?
А) это одежда, предназначенная для маскарада;
Б) это знак, символ, указывающий на принадлежность человека к определенному сословию или группе людей в обществе;
В) это несколько предметов одежды, сочетающихся между собой по определенным признакам.
2. Как называли правителя в Древнем Египте?
А) жрец;
Б) фараон;
В) чиновник.
3. Какие атрибуты и знаки были символами власти у египтян?
А) корона, мантия, изображение льва;
Б) тиара, скипетр, изображение урея и грифона;
В) шкура леопарда, набедренник, изображение жука скарабея
4. Какую одежду носили женщины Древнего Египта, не зависимо от сословия?
А) набедренник;
Б) тиара;
В) калазирис.
5. Какое символическое значение имело изображение цветка лотоса в

Древнем Египте?
А) красота, бессмертие, вечная жизнь;
Б) власть, могущество, сила;
В) ум, знание, мудрость.
6. Какие символы отличали одежду Китайского императора?
А) голубой цвет и изображение белого журавля;
Б) желтый цвет и изображение дракона;
В) красный цвет и изображение тигра.
7. Этих людей во Франции в 17 в. называли «Люди мантии», за длинные широкие платья, наподобие мантии с широкими пышными рукавами и белоснежным воротником. Перечисли их.
А) аристократы, придворные дамы;
Б) судьи, медики, ученые, чиновники;
В) военные, стражники.
8. Самая дорогая часть одежды Франции 17 в., которую носили и женщины и мужчины?
А) воротник;
Б) дублет;
В) корсет.
9. Как назывался приталенный кафтан с широкими манжетами-обшлагами на рукавах и низкими карманами, который стремились носить французские аристократы 17 в.
А) канделябр
Б) камзол;
В) жюстокор.
10. Как называется искусство, зародившееся в эпоху средневековья в Европе и было связано с составлением гербов?
А) эмблема;
Б) витраж;
В) геральдика.

Выполни Тест №2. Проверь свои знания.

1. С какой целью с давних времён воины разрисовывали своё тело?
а) для устрашения и защиты;
б) чтобы привлечь внимание;
в) ради забавы;
2. В Русском государстве царское платье олицетворяло:
а) силу, достоинство и могущество;
б) тщеславие;
в) особое положение.
3. Что не входило в дополнение облачения царя:
а) царский трон.
б) царский венец;
в) держава и скипетр;
4. Знаками царского достоинства и могущества фараона в Древнем Египте были:
а) передник изысканной формы, пояс;
б) два скипетра, искусственная борода;
в) клафт – полосатый платок, тиара – высокая двойная корона.
5.Этот символ в древнеегипетском искусстве защищал от любой беды и символизировал воскрешение после смерти.

б) Ладья вечности

6. Какое изображение является символом бога утреннего солнца:
а) лотос;
б) скарабей.
в) глаз-уаджет;
7. Символами императора в Древнем Китае были:
а) белый журавль на синем небе;
б) цвет золота — жёлтый и дракон;
в) барс, тигр, лев.
8. В Западной Европе XVII века роскошь и огромная стоимость королевского костюма говорили:
а) о процветании государства;
б) чтобы поднимать престиж среди других стран;
в) все варианты ответов верны.

9. Что такое костюм?
а) одежда, которую носит человек;
б) стиль и цвет, аксессуары;
в) знак-символ, указывающий на принадлежность человека к определённому сословию.
10. Что такое Герб:
а) это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности, основные занятия и заслуги представителей рода;
б) отличительный знак;
в) это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря.

11.В какую эпоху появилось искусство Геральдики?

в) Древняя Греция

12.Самая важная часть старинного герба называется: