Трудовой кодекс рф ст 351

Рубрики Статьи

Содержание:

Статья 351.1. Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания

СТ 351.1 ТК РФ

К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

Комментарий к Ст. 351.1 Трудового кодекса РФ

1. Установление запрета на занятие профессиональной деятельностью, связанной с непосредственными и регулярными контактами с несовершеннолетними, для лиц, совершивших перечисленные в комментируемой статье преступления, выступает в качестве меры защиты несовершеннолетних, их жизни, физического и психического здоровья от негативного воздействия на формирование их как личностей и от риска подвергнуться преступным посягательствам или психологическому давлению со стороны бывших осужденных, а также лиц, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию.

2. Применение комментируемой статьи должно осуществляться с учетом Постановления КС РФ от 18 июля 2013 г. N 19-П, которым взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ были признаны:

1) не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они устанавливают запрет на занятие профессиональной деятельностью в указанных сферах: а) для лиц, имеющих судимость за совершение перечисленных выше преступлений; б) лиц, имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; в) лиц, имевших судимость за совершение иных из указанных преступлений, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении указанных в данных законоположениях преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям;

2) не соответствующими отдельным конституционным положениям в той мере, в какой они: а) вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие профессиональной деятельностью в указанных сферах и предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям), за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних; б) предусматривают обязательное и безусловное прекращение трудового договора с работником, осуществляющим профессиональную деятельность в указанных сферах, если это он подвергается уголовному преследованию за указанные в данных законоположениях преступления, — до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу; в) допускают наступление предусмотренных ими неблагоприятных последствий в связи с совершением лицом деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении не признается преступлением.

Одновременно федеральному законодателю поручено внести в ТК РФ необходимые изменения, направленные на обеспечение баланса конституционно значимых ценностей применительно к ограничениям на занятие профессиональной деятельностью в указанных сферах, в том числе установить перечень видов преступлений, сам факт совершения которых — вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств — дает основание утверждать, что совершившие такие преступления лица представляют безусловную опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

В соответствии с указанным выше Постановлением КС РФ до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений к профессиональной деятельности в указанных сферах не могут допускаться (а работающие — подлежат увольнению): 1) лица, имеющие судимость за совершение указанных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ преступлений; 2) лица, имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Что касается лиц, совершивших иные преступления из числа указанных в этих положениях, при том что их судимость снята или погашена, либо лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении таких преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, то при решении вопроса о заключении с ними трудового договора либо увольнении их по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, необходимо учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами профессиональной деятельности, связанной с регулярными и непосредственными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.

Статья 351. Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении

СТ 351 ТК РФ. Регулирование труда творческих работников средств массовой информации,
организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в
создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений

Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации,
организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и
концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении
(экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени
и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного
характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные
и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего
Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными
нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 настоящего
Кодекса, также трудовыми договорами.

Комментарий к Ст. 351 Трудового кодекса РФ

1. Установление особенностей регулирования труда творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, обусловлено: а) самим характером творческого труда, требующим, чтобы его регулирование не ограничивало чрезмерным образом свободу как основную предпосылку творчества для тех, кто непосредственно осуществляет процесс творчества, и тех, кто обеспечивает надлежащее осуществление этого процесса; б) обеспечением охраны такой особой публично (конституционно) значимой ценности, как культурная жизнь; в) необходимостью компенсации преждевременного старения лиц, относящихся к данной категории работников (снижения с возрастом качества жизни), возникающего вследствие их значительных психофизических нагрузок (перегрузок) и стрессов, а также осуществления соответствующих видов деятельности в рамках особого режима труда, затрачиваемого преимущественно в вечернее и ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

В соответствии с п. 1 разд. I Рекомендации ЮНЕСКО от 27 октября 1980 г. «О положении творческих работников» под творческим работником подразумевается любое лицо, которое создает или интерпретирует произведения искусства, участвуя в их воссоздании, которое считает свою творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, которое таким образом способствует развитию искусства и культуры и которое признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет какими бы то ни было трудовыми отношениями и является оно или нет членом какой-либо ассоциации.

Похожее определение данного понятия содержится и в ст. 3 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1. Согласно ей творческий работник — это физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве 1971 г., Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства 1979 г., Международной конвенцией об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г.).

2. Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 252.

К числу специальных норм ТК РФ, устанавливающих особенности регулирования труда таких работников, относятся: ч. 2 ст. 59, ч. 4 ст. 63, ч. 4 ст. 94, ч. 6 ст. 96, ч. 4 ст. 113, ч. 4 ст. 153, ч. 5 ст. 157, ст. 268. Между тем большинство из перечисленных норм ТК РФ носят преимущественно отсылочный характер, предусматривая установление соответствующих особенностей коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Читайте так же:  Новые законы конституции рф

Нормы, с помощью которых осуществляется детализированное правовое регулирование труда данной категории работников и закрепляются определенные элементы их специального правового статуса, содержатся в иных федеральных законах (см., например, Основы законодательства РФ о культуре; Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации»; Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

К подзаконным актам, регулирующим отношения в сфере творческого труда, следует, в частности, отнести Положение о театре в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1999 г. N 329; Устав федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия архитектуры и строительных наук», утв. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2014 г. N 488.

Статья 351. Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений

Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами.

Комментарий к Ст. 351 ТК РФ

1. Согласно положениям настоящей статьи на указанных в ней лиц распространяется трудовое законодательство с некоторыми особенностями, порядок установления которых зависит от того, о каких именно условиях труда данных работников идет речь.

2. По общему правилу особенности регулирования труда указанных лиц в области рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда устанавливаются в соответствии с положениями ст. 252 ТК РФ.

3. В случаях, если ТК предусматривает для указанных лиц особый порядок установления некоторых условий труда в области рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда (см. комментарий к ст. ст. 94, 96, 113, 153, 157 и 268 ТК РФ), особенности регулирования труда таких лиц устанавливаются также трудовыми договорами.

4. Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 252.

Второй комментарий к Статье 351 Трудового кодекса

1. Наименование ст. 351 дополнено работниками теле- и видеосъемочных коллективов, а также таким видом работ, как экспонирование произведений.

Соответственно расширен круг творческих работников, трудовые отношения которых могут регулироваться с особенностями на основании ст. 351 ТК РФ.

2. Текст ст. 351 отражает круг работников и виды работ, упомянутые в ее наименовании, и содержит перечень вопросов, которые в отношении этих работников могут быть решены с особенностями по сравнению с общими нормами трудового права.

В перечень таких вопросов включены:

1) особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха, в том числе:

а) перерывов технологического и (или) организационного характера;

б) продолжительности ежедневной работы (смены);

в) работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни;

В связи с тем, что в ст. 351 на эти вопросы указано «в частности», приведенный в ней перечень не является исчерпывающим. Возможны и другие вопросы, решаемые в отношении творческих работников и профессиональных спортсменов иначе, чем других работников, на которых распространяются общие нормы трудового права.

3. В комментируемой статье указывается также на то, что особенности регулирования труда творческих работников и профессиональных спортсменов в соответствии со ст. 252 Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Для правильного понимания возможностей органов, принимающих нормы об особенностях регулирования труда названных категорий работников и содержания этих норм, необходимо иметь в виду ст. 5, 6, 8, 371, 372 ТК РФ. Подробнее об этом см. 1 — 4 комментария к ст. 252.

4. В комментируемой статье также предусмотрены вопросы, по которым особенности могут быть установлены трудовыми договорами. Это:

1) продолжительность ежедневной работы (смены) (ст. 94);

2) работа в ночное время (ст. 96);

3) работа в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113);

4) оплата труда в выходные нерабочие праздничные дни (ст. 153);

5) оплата времени простоя (ст. 157);

6) направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие дни работников в возрасте до 18 лет (ст. 268).

В ст. 94, 96, 113, 153 и 157 содержится прямое упоминание о творческих работниках и профессиональных спортсменах, а ст. 268 специально посвящена этим категориям работников.

В соответствии с упомянутыми статьями указанные в них вопросы могут быть решены как в нормативном порядке (см. 3), так и в трудовом договоре, т.е. путем индивидуального регулирования (см. 5 комментария к ст. 252).

5. Рекомендация ЮНЕСКО «О положении творческих работников» от 27 октября 1980 г. под творческим работником подразумевает любое лицо, которое создает или интерпретирует произведения искусства, участвуя таким образом в их создании, которое считает свою творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, которое таким образом способствует развитию искусства и культуры и которое призвано и требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет какими бы то ни было трудовыми отношениями и является оно или нет членом какой-либо ассоциации. Представляется, что Трудовой кодекс рассматривает творческих работников именно с учетом их трудовой связи с работодателем.

Упомянутая Рекомендация ЮНЕСКО предусматривает, что государства-члены должны в случае необходимости обеспечивать творческим работникам с помощью соответствующих законодательных мер свободу и право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору, а также свободу присоединения к таким организациям, если они этого желают, и обеспечивать организациям, представляющим творческих работников, возможность участвовать в разработке политики в области культуры и занятости, включая профессиональную подготовку творческих работников, а также в определении условий труда творческих работников.

В Рекомендации ЮНЕСКО содержатся также положения об условиях занятости, труда и жизни творческих работников, их профессиональных и профсоюзных организациях.

6. Комментируемая статья посвящена творческим работникам организаций различного профиля. Труд в каждой из перечисленных категорий работников имеет особенности и регулируется трудовым законодательством с учетом этих особенностей, что отражается в соответствующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

О некоторых особенностях регулирования труда работников культуры см. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (Ведомости РФ. 1992. N 46. Ст. 2615; СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3172; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10).

7. Кроме ст. 351 в ТК РФ содержатся нормы, касающиеся допустимости и порядка привлечения определенных категорий творческих работников к работе в выходные, нерабочие и праздничные дни (см. ч. 3 ст. 113), оплате их труда в эти дни (см. ч. 3 ст. 153), а также об условиях заключения трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, для работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках (см. ч. 4 ст. 63).

Например, Положение о театре в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1999 г. N 329, устанавливает, что:

1) отношения работников театра регулируются законодательством РФ о труде и гражданским законодательством;

2) в соответствии с законодательством РФ формы оплаты труда, материального поощрения, размеры должностных окладов работников театра, виды и размеры доплат и надбавок и других выплат стимулирующего характера устанавливаются театром самостоятельно;

3) обязательное социальное и медицинское страхование, социальное обеспечение работников театра и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательством РФ;

4) условия труда и отдыха, дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и другие льготы для работников устанавливаются театром в порядке, определенном законодательством РФ (см. пп. 39 — 42 Положения о театре в Российской Федерации // СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1615; 2002. N 52 (ч. II). Ст. 5225).

Что касается гражданского законодательства, упомянутого в Положении, то оно имеет отношение преимущественно к соглашениям работников театра с другими зрелищными организациями, студиями и т.п.

Постановлением Минтруда РФ от 3 февраля 1993 г. N 15 утвержден Порядок оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов. Постановлением Минтруда РФ от 6 августа 1999 г. N 33 в него внесены дополнения и изменения (Бюллетень Минтруда РФ. 1999. N 9. С. 10; 2003. N 1. С. 5).

8. В ст. 351 ТК РФ упомянуты также профессиональные спортсмены. Их правовое положение в основном определено Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2206; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 52 (ч. I). Ст. 5271).

Этот Закон определяет понятие профессионального спортсмена и устанавливает общие положения о порядке регулирования их трудовых отношений:

1) спортсмены-профессионалы заключают контракты с профессиональными спортивными объединениями;

2) контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства РФ;

3) контракт представляет собой соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом-профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно-спортивной организации, в том числе профессионального спортивного клуба и команды;

4) контракт подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды РФ;

5) контракт о спортивной деятельности должен содержать обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения такого контракта. Контракт может содержать и другие условия и обязательства;

6) физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству РФ (см. ст. 24, 25 Федерального закона от 29 апреля 1999 г.).

Названный Закон, кроме того, решает вопросы, связанные с переходом спортсменов в другие физкультурно-спортивные организации (см. ст. 26).

Для представительства и защиты своих прав и законных интересов спортсмены-профессионалы могут в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» объединяться в профсоюзы (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 29 апреля 1999 г.).

Кроме ст. 351 о профессиональных спортсменах упоминается в ст. 113 и 153 ТК РФ.

При определенных условиях и в определенном порядке Кодекс допускает привлечение профессиональных спортсменов к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (см. ч. 3 ст. 113) и порядок установления оплаты их труда в эти дни (см. ч. 3 ст. 153).

О разрядах оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристиках работников сборных команд РФ по видам спорта см. Постановление Минтруда России от 4 июля 2002 г. N 48 (Бюллетень Минтруда РФ. 2002. N 7. С. 78).

Читайте так же:  Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность 2019 образец

9. Раздел XII ТК РФ не исчерпывает всех особенностей регулирования трудовых отношений. Многие категории работников, в условиях труда которых имеются особенности, в нем не упомянуты.

10. Так, особенности регулирования труда предусмотрены также для следующих категорий работников:

1) гражданских служащих — см. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2006. N 6. Ст. 636);

2) муниципальных служащих — см. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 224);

3) судей — см. Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей», с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792); судей Конституционного Суда РФ — см. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447);

4) сотрудников органов прокуратуры — см. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 17 ноября 1995 г.), с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости РФ. 1992. N 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 2004. N 35. Ст. 3607);

5) инвалидов — см. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563);

6) ветеранов — см. Федеральный закон от 12 января 1995 г. «О ветеранах», с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168);

7) доноров — см. Закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов», с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости РФ. 1993. N 28. Ст. 1064);

8) граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и в других случаях — см., например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1, с изменениями от 18 июня 1992 г. N 3061-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости РСФСР. 1992. N 32. Ст. 1861);

9) работников угольной промышленности — см. Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», с последующими изменениями (СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033; 2000. N 33. Ст. 3348; 2004. N 35. Ст. 3607);

10) в условиях чрезвычайного и военного положения — см. Федеральные конституционные законы от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2697; 2005. N 10. Ст. 753) и от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» (СЗ РФ. 2001. N 5. Ст. 375);

Статья 351 ТК РФ. Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении

Новая редакция Ст. 351 ТК РФ

Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами.

Комментарий к Статье 351 ТК РФ

Статья 351 распространяет действие трудового законодательства на творческих работников и на спортсменов-профессионалов.

Трудовые отношения работников культуры регулируются законодательством о труде. В качестве основной организационно-правовой формы трудовых отношений с творческими работниками является контракт. На практике нередким бывает отказ от использования в организациях культуры контрактной формы трудового договора и переход к оформлению трудовых отношений с творческими работниками исключительно с помощью трудового договора.

Однако, с учетом своеобразия труда творческих работников, пункт 39 Положения о театре разрешает регулирование отношений между физическим лицом — носителем творческих способностей и театром не только законодательством о труде, но и гражданским законодательством.

С помощью гражданско-правовых соглашений нередко оформляется ангажемент или гастроли артистов. Такие формы взаимоотношений, как правило, реализуются в течение короткого отрезка времени и без включения артистов в штат работников соответствующей организации.

Гражданско-правовые договоры применяются также для оформления разового участия конкретных лиц в создании (постановке) спектакля, шоу, концерта, представления.

Трудовые договоры применяются в отношении всех творческих работников организаций культуры, которые включаются в их штат на постоянной основе. Это могут быть бессрочные трудовые отношения или по срочному трудовому договору.

Оплата труда творческих работников осуществляется по правилам, содержащимся в Постановлениях Минтруда России:

а) от 3 февраля 1993 г. N 15 «Об утверждении разрядов оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов»;

б) от 27 сентября 1994 г. N 63 «О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников редакций газет и журналов Комитета Российской Федерации по печати»;

в) от 1 февраля 1995 г. N 8 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации»;

г) от 11 мая 1995 г. N 26 «О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников телерадиокомпаний Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию»;

д) от 4 октября 2000 г. N 67 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний».

Ставки вознаграждения исполнителям за определенные виды использования исполнения (постановки) определены Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения постановки».

Особенности исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1993 г. N 153 «О порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников».

Основу нормативно-правовой базы в отношении профессиональных спортсменов составляет Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Выделяются три категории спортсменов:

спортсмен высокого класса;

Спортсмен-профессионал — лицо, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и которое получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них. Их деятельность регулируется трудовым законодательством, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и объединений (п. 3 ст. 24 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ). Взаимоотношения спортсмена-профессионала с физкультурно-спортивной организацией, профессиональным спортивным клубом или командой определены письменным контрактом. В нем содержатся обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения контракта, другие условия и обязательства контрагента. Такой контракт подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды РФ.

Однако, в соответствии с требованиями статей 5, 16 ТК, в отношении спортсменов-профессионалов также необходимо перейти к заключению трудовых договоров, подчиняющихся не только специальным требованиям, изложенным Федеральным законом от 29 апреля 1999 г., но также общим требованиям, содержащимся в статьях глав 10, 11 ТК.

Для спортсменов-профессионалов предусмотрены особые правила перехода в другие физкультурно-спортивные организации и соответственно расторжения трудового договора. Согласно статье 26 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» такие спортсмены имеют право перехода из одной физкультурно-спортивной организации в другую, в том числе иностранную. Однако эта возможность им предоставляется только после окончания срока контракта и выполнения указанных в нем обязательств, если стороны контракта не договорились об ином, например о продлении контракта.

Другой комментарий к Ст. 351 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья предусматривает возможность установления особенностей регулирования труда для лиц, участвующих своей творческой деятельностью в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений с помощью средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, а также для профессиональных спортсменов.

Следует обратить внимание на то, что творчество, а также спорт являются конституционно значимыми ценностями (ч. 2 ст. 41, ч. 2 ст. 26 и ст. 44 Конституции РФ). Вместе с тем в конституционных нормах творчество понимается достаточно широко — включая литературное, художественное, научное, техническое и многие другие виды общественно полезной деятельности. Подобная широта фактически присутствует и в той характеристике, которую законодатель дает труду первой из перечисленных категорий лиц.

В свою очередь, в профессиональном спорте ввиду его вхождения в один из видов культуры — физическую культуру и непредсказуемости результатов также присутствует существенный элемент творчества (в широком смысле). Это обстоятельство дает основание для отнесения профессионального спорта к творческой деятельности (в широком смысле). Именно оно и позволило законодателю установить в рамках одной статьи единые подходы к регулированию трудовых отношений в области профессиональной спортивной деятельности и в сферах, традиционно относимых к творческим видам деятельности.

Характер творческого труда требует, чтобы его правовое регулирование не ограничивало чрезмерным образом свободу как основную предпосылку творчества (в том числе профессиональных спортсменов) для тех, кто непосредственно осуществляет процесс творчества в широком смысле, и для тех, кто обеспечивает надлежащее осуществление этого процесса. Данная свобода должна быть присуща не только стадии вступления в трудовые правоотношения и выхода из них, но и самому осуществлению трудовой деятельности, например, в части регулирования рабочего времени и времени отдыха, а также перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены) и пр. Наиболее полно принцип свободы трудовой деятельности проявляется в правовом регулировании трудовых отношений с участием тех работников, которые осуществляют сам процесс творчества (далее — работники творческого труда). К ним, в частности, можно отнести артистов, телеоператоров, ученых, художников.

Вместе с тем тесная взаимосвязь их труда с трудом работников, обеспечивающих процесс творчества, требует отражения этих элементов свободы и в регулировании трудовой деятельности данных работников, к числу которых, например, относятся осветители, гримеры, костюмеры и др.

Элементы свободы, свойственные процессу творчества, определяют особую природу результатов творчества и их охраны, что является причиной включения в правовое регулирование труда лиц, осуществляющих такую деятельность, элементов гражданско-правового регулирования.

Установление особенностей правового регулирования труда и отдыха творческих (в широком смысле) работников обусловлено, кроме того, необходимостью охраны такой особой публично (конституционно) значимой ценности, как культурная жизнь, включающей публичную информацию; компенсации преждевременного старения (снижения с возрастом качества жизни), возникающего вследствие значительных психофизических нагрузок (перегрузок) и стрессов; осуществления соответствующих видов деятельности в рамках особого режима труда, затрачиваемого преимущественно в вечернее и ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Именно эти обстоятельства и обусловливают особенности регулирования труда творческих (в широком смысле) работников, о чем прямо указывается в комментируемой статье.

Читайте так же:  Как красиво оформить картинку

Особенности регулирования труда этих лиц предусмотрены прежде всего специальными статьями ТК, к которым относятся: ч. 3 ст. 94 (о порядке установления продолжительности ежедневной работы (смены), ч. 6 ст. 96 (о правилах установления порядка работы в ночное время), ч. 3 ст. 113 (о привлечении к работе данных лиц в выходные и нерабочие праздничные дни), ч. 3 ст. 153 (об оплате их труда в эти дни), ч. 5 ст. 157 (о последствиях временного неучастия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или неосуществления выступлений), ст. 268 (о снятии запрета на направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет).

Что же касается иерархии нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда работников, упомянутых в комментируемой статье, то она задается прежде всего Конституцией РФ.

Пункт «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит общие вопросы науки, культуры и спорта к предметам совместного ведения. Это означает, что по данным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Столь высокое конституционное значение творчества (в узком смысле) и спорта является достаточным основанием для того, чтобы правовому регулированию соответствующих отношений были посвящены специальные федеральные законы.

Основными из таких законов являются: Закон от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ВВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615); Закон от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (Российская газета. 1992. 8 февр. N 32); Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137); Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Российская газета. 1996. 4 июня. N 104); Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (Российская газета. 1995. 29 нояб. N 231); Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Российская газета. 1999. 6 мая. N 87).

В данных Законах содержатся нормы, с помощью которых осуществляется детализированное правовое регулирование труда соответствующих работников и закрепляются определенные элементы их специального правового статуса.

Наименование должностей лиц, работающих в бюджетной сфере, на которых распространяется действие комментируемой статьи, установлено, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и утвержденными им приложениями (СЗ РФ. 1995. N 10).

2. Перечень лиц, относящихся к первой категории, является открытым. Комментируемая статья распространяет свое действие не только на тех, кто входит в данный перечень, но и на иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Например, непосредственно из содержания ч. 1 ст. 44 Конституции РФ следует, что к ним также необходимо, в частности, отнести работников, трудящихся в сфере литературного, художественного, научного и технического творчества.

Использованная здесь характеристика труда первой категории лиц — участие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений — ставит в центр системы отношений, связанных с данным трудом, такой объект, как произведение, однако содержание данного понятия ТК РФ не раскрывается.

Для выяснения этого содержания необходимо обратиться к тексту ст. 6 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (Российская газета. 1993. 3 авг. N 147), в соответствии с которой произведения являются результатом творческой деятельности и создаются, в частности, в сферах науки, литературы и искусства. Они должны существовать в какой-либо объективной форме: письменной рукописи, машинного текста, нотной записи и пр.; устного публичного произнесения, публичного исполнения и т.д.; звуко- или видеозаписи, осуществляемой механическим, магнитным, цифровым, оптическим или другим способом; изображения (рисунка, эскиза, картины, плана, чертежа, кино-, теле-, видео- или фотокадра и др.); объемно-пространственной скульптуры, модели, макета, сооружения и в других формах.

Это служит еще одним подтверждением того, что в первую категорию лиц входят в качестве создателей произведений, кроме, например журналистов, и композиторов, также научные работники, архитекторы и художники.

Легальное определение понятия «исполнение» раскрывается в ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в соответствии с которой исполнение — это представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Из данного определения следует, что в первую категорию лиц входят актер, певец, музыкант, танцор, режиссер, дирижер, а также любое иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер).

Что же касается экспонирования произведений (их публичного представления), то оно является одним из основных элементов деятельности прежде всего музеев.

Весьма широкая характеристика лиц, входящих в первую категорию, позволяет утверждать, что в их число входят не только те, кто занимается творчеством, но и лица, непосредственно обеспечивающие осуществление творческой деятельности и публичное представление (экспонирование) ее результатов.

К таким работникам, в частности, относятся гримеры, осветители, кассиры, а также лица, принимающие в музеях, театрах и иных аналогичных им организациях вещи посетителей (зрителей) на хранение, специалисты научной организации (инженерно-технические работники), работники сферы научного обслуживания и подобные им. Режим труда и отдыха данных лиц в силу его тесной взаимосвязи с трудом лиц, создающих и (или) исполняющих (экспонирующих) произведения, имеет ряд особенностей, аналогичных тем, которые характерны для труда и отдыха последних.

К подзаконным актам, регулирующим отношения в сфере творческого труда (в том числе труда руководителей соответствующих организаций), следует, в частности, отнести: Положение о театре в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 (СЗ РФ. 1999. N 13.); Устав Российской академии архитектуры и строительных наук, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1033 (САПП РФ. 1993. N 44); Постановление Министерства труда РФ от 3 февраля 1993 г. N 15 «Об утверждении разрядов оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов» (БМТ РФ. 1993. N 4).

Особенности труда первой категории лиц установлены также специальными нормами ТК РФ. К ним относятся: ч. 4 ст. 63 (о порядке заключения и условиях трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений), ч. 4 ст. 113 (о привлечении к работе этих категорий лиц в выходные и нерабочие праздничные дни), ч. 4 ст. 153 (об оплате их труда в эти дни).

Примером включения элементов гражданско-правового регулирования в сферу регулирования труда творческих работников являются положения, связанные со служебными произведениями, закрепленные ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в соответствии с которыми устанавливается следующий правовой режим служебных произведений:

1) авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения;

2) исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное;

3) размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем;

4) работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания;

5) на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий перечисленные выше положения статьи не распространяются.

3. Вторая категория лиц, на которую распространяется действие норм комментируемой статьи, — это профессиональные спортсмены.

Профессиональный спорт представляет собой предпринимательскую деятельность, цель которой — удовлетворить интересы профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Что же касается профессионального спортсмена (спортсмена-профессионала), то им является лицо, для которого занятия спортом — это основной вид деятельности и которое получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

Деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством РФ, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденных профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта.

Трудовые правоотношения с профессиональным спортсменом возникают на основании контракта о спортивной деятельности, заключаемого профессиональными спортивными лигами, ассоциациями, союзами, входящими в официально признанную федерацию по какому-либо виду спорта, профессиональными спортивными клубами, а также спортивными командами.

Контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства РФ и представляет собой соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом-профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно-спортивной организации, в том числе профессионального спортивного клуба и команды. Он подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды РФ. Контракт о спортивной деятельности должен предусматривать обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения такого контракта. Контракт о спортивной деятельности может содержать и другие условия. Физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству РФ.

Отношения в части установления разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников сборных команд РФ по видам спорта регулируются Постановлением Министерства труда РФ от 4 июля 2002 г. N 48 (БМТ РФ. 2002. N 7).