Требования к талям

Рубрики Статьи

Правила безопасной работы с инструментом и приспособлениями

Требования к выполнению работ с применением талей и кошек

6.3.1. Корпуса электрооборудования талей необходимо заземлять.
Корпус кнопочного аппарата управления тали, управляемой с пола,
должен быть: или выполнен из изоляционного материала, или заземлен
не менее чем двумя проводниками. В качестве одного из заземляющих
проводников можно использовать тросик, на котором подвешен кнопочный
аппарат.
6.3.2. Пусковые аппараты ручного управления талями необходимо
подвешивать на стальных тросиках такой длины, чтобы можно было
управлять механизмом, находясь на безопасном расстоянии от
поднимаемого груза.
При расположении аппарата управления ниже 0,5 м от уровня пола
его необходимо подвешивать на крючок, укрепленный на тросике на
высоте 1-1,5 м.
6.3.3. Механизм подъёма ручных талей необходимо оборудовать
автоматическим грузоупорным тормозом. Тормоз должен обеспечивать
плавное опускание груза при вращения тягового колеса под действием
силы тяги тематическую остановку груза при прекращении действия силы
тяги.
6.3.4. Запрещается закреплять ручные тали к трубопроводам и к их
подвескам.
6.3.5 Электрические тали необходимо оборудовать концевыми
выключателями — для обеспечения автоматической остановки механизма
подъема грузозахватного органа. Концевые выключатели должны
устанавливаться так, чтобы при подъёме без груза после остановки
грузозахватного органа зазор между ним и упором был не менее 50 мм.
Запрещается при подъёме груза электрическими талями доводить
обойму крюка до концевого выключателя и использовать его для
автоматической остановки.
6.3.6. Электрические тали с двухскоростным механизмом
передвижения необходимо оборудовать тормозом на механизме
передвижения.
Электрические тали грузоподъемностью от 1,0 до 5,0 т необходимо
оборудовать двумя тормозами на механизме подъёма. Коэффициент запаса
торможения электромагнитного тормоза должен быть не менее 1,25, а
грузоупорного — 1,1.
На концах монорельса должны быть упоры, а на корпусе тали-
упругие буфера — для предотвращение вывода электрической тали за
пределы монорельсового пути.
6.3.7. Техническое состояние талей и кошек необходимо проверять
перед каждым применением их.
Все трущиеся части ручных и электрических талей, а также кошек
необходимо смазывать не реже 1 раза в месяц.
6.3.8. Техническое освидетельствование талей и кошек и сроки его
проведения должны соответствовать тем же требованиям, которые
предъявляются к грузоподъемным механизмам.
6.3.9. При техническом освидетельствовании и периодическом
осмотре талей необходимо обратить внимание на: их чистоту; наличие
смазки; состояние цепей, канатов, зубьев шестерен и звездочек;
исправность шплинтов или расклёпок на концах главной оси; надежность
зацепления цепей на звездочках и закрепления каната на барабане;
износ поверхности качения ходовых роликов; расстояние между ребордами
роликов и крайними кромками монорельсового пути; исправность
электромагнитного тормоза электрических талей и степень износа
фрикционных прокладок; состояние электродвигателей, электропроводки и
контактов, аппаратов управления, токоприемника и концевого
выключателя; отсутствие заеданий механизма и проскальзывания цепей;
уровень шума, возникающего при работе тали.
Поверхности зубьев звездочек и шестерен, а также цепи должны быть
без трещин, заусенцев и вмятин; пластинчатые цепи должны быть
подвижными во всех шарнирных соединениях.
6.3.10. Подлежат замене следующие детали талей и кошек:
— шейки, имеющие трещины (заваривание не допускается);
— втулки в червячном колесе и в подшипниках червяка — при наличии
зазора более 1 мм;
— червячная пара — при износе зубьев более 10 % их толщины,
наличии трещин в червячном колесе или при отсутствии части зубьев;
— грузовая звездочка — при срабатывании зубьев более 10 % их
толщины, а также при наличии трещин;
— фрикционные прокладки — при срабатывании более чем на 0,5 их
первоначальной толщины;
— грузовые и тяговые цепи — при деформации отдельных звеньев;
— деформированные крюки.
6.3.11. Перед пуском в работу, после капитального ремонта и
периодически, но не реже 1 раза в год, необходимо проверять состояние
изоляции электрооборудования талей мегомметром на напряжение 1000 В.
Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм.
Подлежит сушке электрооборудование талей, имеющих изоляцию с
сопротивлением менее 0,5 МОм.
6.3.12. Испытание стационарных талей и кошек необходимо проводить
на месте установки их. Переносные тали при проведении испытания
подвешивают к треноге или к какой-либо другой конструкции.
При статическом испытании электрических талей испытательный груз
необходимо поднять крюком механизма подъёма на высоту от 200 до 300
мм и удерживать в таком положении в течение 10 мин. Груз не должен
самопроизвольно опускаться.
При статическом испытании ручных талей испытательный груз
необходимо поднять на высоту, обеспечивающую полный оборот грузовой
звездочки, и провести трехкратное плавное перемещение тали на длину,
соответствующую не менее чем одному обороту ходового ролика.
Проверке подлежит работа автоматического грузоупорного тормоза
тали, обеспечивающего плавное опускание груза при вращении тягового
колеса под действием силы тяги, а также свободное поворачивание
нижнего крюка тали без нагрузки.
При испытании кошек с подъёмом испытательного груза, как и при
испытаниях талей, также необходимо провести трехкратное плавное
перемещение кошки на балке в обе стороны на расстояние,
соответствующее двум полным оборотам ходовых колес. При этом ручные
тали и кошки должны опираться всеми ходовыми колесами на балку;
также необходимо проверить отсутствие набегания и срыва цепей.
6.3.13. Динамическое испытание ручных талей и кошек заключается в
повторных подъёмах и опусканиях испытательного груза на высоту не нее
1 м — с целью проверки исправности тормозов талей, плавности оты
грузовой и тяговой цепей. Такое испытание необходимо проворь не менее
6 раз.
Динамическое испытание электрических талей заключается в
двукратных подъёмах испытательного груза на высоту не менее 6 м с
остановкой при каждом подъёме и опускании груза не менее 5 раз.
При динамическом испытании электрических талей необходимо
проверить работу механизма подъёма и тормозов, прочность конструкции
тали и проходимость ее по криволинейным участкам пути.
При проверке проходимости тали по криволинейным участкам пути она
должна свободно проходить по ним с наименьшим для тали радиусом
закругления на дуге 90° при движении в обоих направлениях.
Для талей с высотой подъёма груза менее 6 м необходимо проводить
подъём испытательного груза на полную высоту.
При наличии двух тормозов на механизме подъёма талей
грузоподъемностью 1 т и более проверку их действия необходимо
проводить совместно и раздельно. Проверку действия тормозов талей
грузоподъемностью 0,25 т и 0,5 т необходимо проводить совместно- Если
один из тормозов грузоупорный, то при проведении его испытания выбег
груза при опускании не должен превышать 800 мм.
Работу ограничителей подъёма и опускания груза необходимо
проверить не менее трех раз.
6.3.14. При самопроизвольном опускании испытательного груза при
проведении испытаний, выявлении набеганий, пропусков и скольжения
цепи по звездочке и по тяговым колесам, трещин, разрывов и деформаций
тали и кошки необходимо отбраковывать и изымать из эксплуатации.

Раздел 4, Подраздел 4

Требования к выполнению работ с применением блоков и полиспастов

6.4.1. Блоки или полиспасты, предназначенные для выполнения
грузоподъемных работ, необходимо выбирать по грузоподъемности.
Для оснастки полиспастов необходимо применять блоки одинаковой
Грузоподъемности.
При выборе блока диаметр ручья ролика должен превышать диаметр
каната на 1-3 мм.
6.4.2. Грузоподъемность блоков и полиспастов должна указываться:
или в паспорте завода-изготовителя, или на клейме крюка, или на
обойме блока, или на металлической табличке, закрепленной к внешней
щеке блочной обоймы.
6.4.3. При подвешивании верхних неподвижных блоков полиспастов
необходимо избегать бокового опирания обоймы верхнего блока на ригель
или балку.
Не допускается перекос роликов верхнего блока относительно
каната. Ролики блоков, а также крюки и петли на траверсах должны
свободно прокручиваться.
6.4.4. При оснастке полиспастов должны выполняться следующие
требования к месту закрепления каната:
— если количество нитей полиспаста (то есть суммарное количество
поликов неподвижного и подвижного блоков) чётное, то конец каната
необходимо закреплять к неподвижному блоку;
— если количество нитей полиспаста (суммарное количество роликов
неподвижного и подвижного блоков) нечётное, то конец каната
необходимо закреплять к подвижному блоку.
6.4.5. При сборке полиспастов и при подъёме грузов необходимо
следить за тем, чтобы подвижная и неподвижная обоймы были
параллельными.
Не допускается косое положение одного блока относительно другого
— для предотвращения соскальзывания каната с блока.
6.4.6. Тяговый сбегающий конец каната должен направляться к
лебедке так, чтобы он не выворачивал блок полиспаста и не вызывал его
перекоса.
6.4.7. Отводные блоки рекомендуется применять разъемной
конструкции, позволяющей запасовывать канат в блок в любом месте по
его длине.
Размещать блоки необходимо так, чтобы проходящий через них
тяговый конец каната не имел косого набегания на блок полиспаста, —
для предотвращения его соскальзывания, что может привести к
возникновению горизонтальных усилий, действующих на верхний блок
полиспаста.
6.4.8. При выборе грузоподъемности отводных блоков (так же, как и
при расчете чалочных канатов для привязывания их) необходимо
учитывать угол между направлениями канатов.
6.4.9. Для длительного хранения блоки массой до 60 кг необходимо
подвешивать за крюки, петли или скобы на прочных перекладинах, а
более тяжелые блоки — укладывать на полу на подкладках.
6.4.10. Блоки и полиспасты необходимо осматривать не реже 1 раза
в 6 мес., а также перед каждым подъёмом груза, масса которого близка
к грузоподъемности блока или полиспаста. Блоки и полиспасты для
технического осмотра необходимо полностью разбирать.
Техническое состояние блоков и полиспастов необходимо проверять
также внешним осмотром перед каждым применением их.
6.4.11. Перед применением блоков и полиспастов необходимо
провести их внешний осмотр и убедиться в том, что они оснащены
канатами, прошли испытание и имеют металлическую бирку с указанием
номера блока или полиспаста, грузоподъемности и даты проведения
следующего испытания.
Необходимо также проверить общее состояние блоков и их отдельных
элементов (роликов, щек, подшипников), закрепление каната к блоку,
наличие смазки роликов и вращение их на оси.
При осмотре необходимо обратить внимание на состояние внутренней
поверхности зева крюка, где чаще всего могут возникнуть трещины, на
состояние каната, которым оснащен полиспаст, и чистоту каналов для
смазки в осях роликов.
6.4.12. Должны изыматься из дальнейшей эксплуатации и заменяться
исправными следующие детали блоков и полиспастов:
— ролики, имеющие трещины, отбитые края, изношенные втулки (износ
составляет 3 % и более диаметра оси), диаметр отверстия, превышающий
первоначальный более чем на 5 %, а также износ радиуса ручья более
40 % его первоначального радиуса. При достаточной толщине стенки и
равномерном износе втулки по окружности её можно оставить в
эксплуатации — при условии замены оси осью большего диаметра;
— крюки, имеющие: трещины, деформацию, износ от стропового каната
опорной поверхности в виде канавки глубиной более 10 % первоначальной
высоты сечения крюка;
— траверсы, имеющие трещины и износ шеек более 10 %
первоначального диаметра;
— оси блоков, имеющие износ, превышающий 5 % по диаметру. Если
ось имеет равномерный износ по диаметру и не имеет неровностей на
поверхности, ее можно оставить в эксплуатации — при условии замены
втулок роликов;
— грузовые блоки, имеющие трещины на несущих планках,
разработанные отверстия, для осей и траверс.
6.4.13. Для проверки прочности блоков и полиспастов они должны не
реже 1 раза в 12 мес. проходить статическое испытание грузом, масса
которого на 25 % превышает их номинальную грузоподъемность.
При проведении такого испытания испытательный груз необходимо
поднять на высоту от 100 до 200 мм и выдержать в этом положении в
течение 10 мин, после чего осмотром проверить состояние блоков и
полиспастов.
Статическое испытание блоков и полиспастов можно проводить также
с помощью проверенного исправного динамометра, поддерживая в течение
10 мин необходимую постоянную нагрузку.
6.4.14. Для проведения испытаний блок или полиспаст необходимо
оснастить канатом соответствующей грузоподъемности, который должен
разматываться на всю длину.
Испытание однорольных блоков необходимо проводить на стендах
для испытания такелажа или по схемам, приведенным на рисунке 2, а, б,
в.
При проведении испытаний однорольных блоков с применением
динамометра последний должен быть врезан:
— между якорем (по левую сторону) и блоком, — если
грузоподъемность блока меньше грузоподъемности динамометра. В этом
случае динамометр показывает полную непосредственно прикладываемую
испытательную нагрузку;
— в одну из ветвей каната, огибающего блок и направленного к
тяговому механизму, — если грузоподъемность блока больше
грузоподъемности динамометра. При такой схеме динамометр будет
показывать 50 % испытательной нагрузки (без учета КПД блока).
6.4.15. Испытание многорольних блоков должно проводиться так же,
как и полиспастов (рисунок 2, г, д, е, ж).
Если грузоподъемность динамометра недостаточна для проведения
испытаний полиспаста по схемам рисунка 2, г, д, должны применяться
схемы, приведенные на рисунке 2, е, ж. При этом динамометр необходимо
врезать в одну из ветвей каната, огибающих уравнительный блок, или в
ходовую ветвь троса. В этом случае при определении испытательной
нагрузки необходимо учитывать КПД всех роликов.
6.4.16. После окончания испытаний блоков необходимо провести их
внешний осмотр, обратив особое внимание на состояние осей и втулок.
Не допускается изгиб осей; заусенцы на осях и втулках должны
отсутствовать. Не должно быть также трещин в крюках и щеках,
заклинивания тросов между роликами и обоймой, разгибания крюка и т.п.
При выявлении вышеуказанных или других дефектов их необходимо
устранить и испытание провести вновь.
Если при проведении испытаний неисправности или какие-либо другие
дефекты не обнаружены, полиспаст или блок считают выдержавшим
испытание.
После проведения испытаний на блоках и полиспастах необходимо
прикрепить бирки с указанием номера блока или полиспаста, его
грузоподъемности и даты проведения следующего испытания, а на концах
канатов полиспастов — бирки с указанием только номера блока или
полиспаста.

Читайте так же:  Могут ли лишить прав за сплошную

Испытание талей

Существует достаточно большое количество различного такелажного оборудования предназначенного для перемещения тяжеловесных грузов. Среди подобных механизмов особенно выделяются тали. Такие устройства отличаются высокими показателями грузоподъемности, неплохой длиной троса, а также простотой своей эксплуатации, за что и получили широкое распространение. При этом очень важно проводить регулярные испытания талей, которые помогут выявить определенные неисправности в таких устройствах. О том, как же проходят данные проверки, а также чем они регламентируются, мы и поговорим сейчас.

Разновидности устройств

Прежде всего, следует сказать, что существует достаточно большое количество различных устройств такого типа, в связи с чем, испытания также будут разными. О преимуществах и недостатках каждого конкретного механизма вы можете почитать в статье «Типы и устройство талей», мы же остановимся на том, как именно происходят сами проверки.

Испытание ручных талей

Такие механизмы, как ручные тали, являются универсальными приспособлениями, которые можно использовать в различных сферах, включая строительство, промышленность, складские предприятия и так далее. Устройства способны поднимать грузы весом в 20 т на высоту до 12 м. Модели очень надежные и долговечные, в то же время, для того, чтобы убедиться в безопасности работы с подобными приспособлениями, необходимо регулярно проводить испытания с целью выявить определенные дефекты.

Полное техническое освидетельствование такого устройства должно проходить не реже, чем один раз в год. В случае реконструкции механизма, а также ремонта, что предполагает замену основных узлов, необходимо проводить внеочередное испытание ручной тали. Техническим освидетельствованием должен заниматься опытный инженер, который отвечает за корректную работу всех грузоподъемных механизмов на фирме. Кроме того, должен присутствовать сотрудник, который следит за состоянием техники.

Ручные тали могут быть стационарными или переносными. В первом случае техническое освидетельствование происходит в месте монтажа модели, во втором – их подвешивают на треногу или любую другую конструкцию.

Стоит отметить: Кроме периодических проверок, все тали подвергаются приемо-сдаточному испытанию на заводе-производителе. Таким образом, перед приобретением конкретного устройства стоит ознакомиться с его документацией.

Этапы проведения испытаний

Проверка проходит в два этапа. На первом проводят статическое испытание устройства. Для этого используют объект с массой на 25 процентов больше, чем указано в нормативных документах. Груз поднимают на высоту 10 см от уровня пола, после чего оставляют его в таком положении на период в 10 минут.

Если статическое испытание прошло успешно (отсутствуют остаточные деформации), тогда проводят динамическую проверку. В этом случае используют груз весом в 110 процентов от максимальной грузоподъемности механизма. Динамическое испытание предназначено для того, чтобы проверить качество тормозной системы устройства. Для этого объект поднимают на высоту от 1 метра, после чего опускают обратно (следует сделать от 3 остановок на спуске и подъеме). Процедуру повторяют не менее 6 раз. Если отсутствуют пропуски и скольжения цепи, а поднятие и опускание груза присходит плавно, без рывков, то механизм допускается к работе. В ином случае ручная таль бракуется.

Стоит отметить: Динамическое испытание может быть проведено при помощи груза, который весит на 25 процентов больше, чем предельно допустимый вес груза. В случае такой проверки статическое испытание можно не проводить.

Важно, чтобы во время проведения подобных испытаний не наблюдалось самопроизвольное опускание грузов. При их обнаружении, а также при наличии видимых дефектов (трещины, разрывы, деформации), использовать устройство во время погрузочно-разгрузочных работ запрещается.

Все данные о такой проверке записываются в паспорт устройства, благодаря чему можно следить за периодичностью проведения испытаний.

Испытания электрических талей

Электрические тали отлично подходят для выполнения высокоинтенсивных работ. Их выгодно использовать там, где необходимо оперировать грузами весом до 10 т, при этом максимальная высота подъема составляет 12 м. Подобные устройства могут не просто поднимать грузы вверх-вниз, передвижные модели предназначены также для перемещения объектов по горизонтальной плоскости.

Читайте так же:  Дебиторская и кредиторская задолженность организации и расчётов

Как и в случае с ручными моделями, испытание тали с электроприводом включает приемо-сдаточные, и периодические и внеплановые проверки. При этом техническое освидетельствование предполагает:

  • Статическое испытание. Груз весом в 125 процентов от номинальной грузоподъемности поднимают на высоту в 10-20 см. Проверка будет успешной, если на протяжении 180 секунд груз не будет опускаться;
  • Динамическое испытание. Объект весом в 110 процентов два раза поднимают на высоту от 2 метров, при этом на каждом спуске и подъеме необходимо делать от 5 остановок.

Первое испытание позволяет проверить прочность устройства, второе – качество работы его тормозной системы.

В ходе проведения испытаний нужно обращать внимание на плавность хода, плотность прилегания колес к рельсам во время нагрузки, рывки в работе мотора. Кроме того, необходимо тщательно осмотреть устройство на наличие видимых деформаций, утечек масла и других повреждений, которые могут повлиять на работу механизма.

ГОСТ по испытанию талей

Основные требования к правилам и периодичности проведения подобных испытаний содержатся в специальных нормативно-правовых актах. Прежде всего, тут необходимо обратить внимание на:

  • ГОСТ 33172-2014, которые регулирует требования к безопасности при работе с тельферами;
  • ГОСТ 28408-89. В нем содержатся сведения об общих технических требованиях к ручным талям.

При этом очень важно не только регулярно проводить испытания при эксплуатации талей и тельферов. Кроме того, следует сотрудничать только с теми поставщиками, которые предоставляют всю необходимую документацию на свои товары. Качественное и надежное оборудование от ведущих производителей станет гарантией того, что, при должной эксплуатации механизмов, не возникнет никаких непредвиденных ситуаций.

ГОСТ 22584-96 Тали электрические канатные. Общие технические условия

ТАЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ КАНАТНЫЕ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

1. РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации России ТК 289 «Краны грузоподъемные» и Техническим комитетом по стандартизации Украины ТК 16 «Краны, подъемные устройства и соответствующее оборудование»

ВНЕСЕН Госстандартом России

2. ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 10 от 4 октября 1996 г.).

За принятие проголосовали:

Наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Казахстан

Главная государственная инспекция Туркменистана

3. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 марта 1997 г. № 105 межгосударственный стандарт ГОСТ 22584-96 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1998 г.

4. ВЗАМЕН ГОСТ 22584-88

1 область применения . 2

2 нормативные ссылки . 2

3 основные параметры и размеры .. 3

4 общие технические требования . 3

4.1 характеристики (свойства) 3

4.2 маркировка . 4

5 требования безопасности . 4

6 правила приемки . 5

7 методы контроля . 5

8 транспортирование и хранение . 6

9 указания по эксплуатации . 6

10 гарантии изготовителя . 6

Приложение а параметры подвесных путей . 6

Приложение б схема условного обозначения талей . 7

Приложение в методика определения эквивалентного уровня звука электрических канатных талей . 7

ТАЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ КАНАТНЫЕ

Общие технические условия

Rope electric hoists .
General specifications

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на электрические канатные стационарные и передвижные тали общего назначения (далее — тали) грузоподъемностью от 0,1 до 80 т, групп классификации (режима) работы 1М-5М ГОСТ 25835, климатических исполнений У и ТУ, категорий 2 и 3 ГОСТ 15150, при напряжении переменного тока 380 В частотой 50 Гц, предназначенные для подъема, опускания и горизонтального перемещения груза по подвесному пути.

Стандарт не распространяется на тали, предназначенные для работ во взрывоопасных и пожароопасных средах, в помещениях, насыщенных парами кислот, щелочей и других веществ в концентрациях, приводящих к коррозии поверхностей металла и разрушающих изоляцию электропроводки или создающих недостаточно надежные условия заземления тали.

Требования стандарта являются обязательными, кроме 3.6, 3.7.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.014-78 (СТ СЭВ 992-78) ЕСЗС. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 9.032-74 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.104-79 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ 9.303-84 ЕСЗКС. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 9.402-80 (СТ СЭВ 5732-86) ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием

ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0-75 ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности

ГОСТ 1033 -79 Смазка солидол жировой. Технические условия

ГОСТ 1957 -73 Смазка консталин. Технические условия

ГОСТ 2492 -84 (СТ СЭВ 4448-83) Выключатели (переключатели) силовые кнопочные и посты управления кнопочные. Общие технические условия

ГОСТ 2991 -85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия

ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 6996-66 (СТ СЭВ 3521-82 — СТ СЭВ 3524-82, СТ СЭВ 6732-89) Сварные соединения. Методы определения механических свойств

ГОСТ 7512-82 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод

ГОСТ 8239-89 (СТ СЭВ 2209-80) Двутавры стальные горячекатаные. Сортамент

ГОСТ 10198-91 Ящики деревянные для грузов массой св. 200 до 20000 кг. Общие технические условия

ГОСТ 12971 -67 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP )

ГОСТ 15150-69 (СТ СЭВ 458-77, СТ СЭВ 460-77, СТ СЭВ 991-78, СТ СЭВ 6136-87) Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 19425-74 Балки двутавровые и швеллеры стальные специальные. Сортамент

ГОСТ 23706 -93 (МЭК 51-6-84) Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним. Часть 6. Особые требования к омметрам (приборам для измерения полного сопротивления) и приборам для измерения активной проводимости

ГОСТ 25835-83 Краны грузоподъемные. Классификация механизмов по режимам работы

3 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

3.1 Основные параметры и размеры талей должны соответствовать конструкторской документации на конкретные тали.

3.2 Номинальные значения основных параметров талей назначаются из следующих рядов:

грузоподъемность, т: [0,1]; 0,125; 0,16; 0,2; [0,25]; 0,32; 0,4; [0,5]; 0,63; 0,8; [1,0]; 1,25; 1,6; [2,0]; 2,5; [3,2]; 4,0; [5,0]; 6,3; [8,0]; [10,0]; [12,5]; 16,0; [20,0]; 25,0; 32,0; 40,0; 50,0; 63,0; 80,0;

скорость, м/с: 0,01; 0,0125; 0,016; [0,02]; 0,025; [0,032]; 0,04; 0,05; [0,063]; 0,08; 0,1; [0,125]; 0,16; [0,2]; [0,25]; [0,32]; 0,4; [0,5]; 0,63; 0,8;

диапазон подъема, м: 3,2; 4,0; 5,0; [6,3]; 8,0; 9,0; 10,0; 11,2; [12,5]; 14,0; 16,0; 18,0; [20,0]; 22,4; 25,0; 28,0; [32,0]; 36,0; 40,0; 50,0; 63,0; 71,0; 80,0.

1 Значения в скобках предпочтительны.

2 Скорости даны при частоте тока 50 Гц.

3.2.1 Допускаемое отклонение скорости подъема и передвижения груза не должно превышать 15% номинального значения.

3.2.2 Допускаемое превышение диапазона подъема груза не должно быть более 5% номинального значения.

3.3 Нижнее значение температуры окружающего воздуха:

для эксплуатации в рабочем состоянии талей климатических исполнений У2 и У3 по ГОСТ 15150 — минус 40 ° С;

для эксплуатации в рабочем состоянии талей климатических исполнений ТУ2 и ТУ3 по ГОСТ 15150 — минус 20 ° С.

3.4 Напряжение в цепи управления талями должно быть не более 380 В.

3.5 По заказу потребителя допускается изготовлять тали с другими значениями напряжения и частоты тока.

3.6 Параметры подвесных путей приведены в приложении А.

3.7 Рекомендуемая схема условного обозначения талей приведена в приложении Б.

4 ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Тали должны изготавливаться в. соответствии с требованиями настоящего стандарта, национальных «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», «Правил устройства электроустановок» ( ПУЭ) и по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

4.1 Характеристики (свойства)

4.1.1 Требования надежности

Ресурс талей должен быть в пределах нормы времени работы механизмов по ГОСТ 25835 соответствующей группы классификации (режима) работы.

4.1.2 Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей талей должны удовлетворять V классу, внутренних — VI классу ГОСТ 9.032, а по условиям эксплуатации — группе У2 ГОСТ 9.104 для талей климатических исполнений У2, ТУ2, У3 и ТУ3.

4.1.3 Конструктивные требования

4.1.3.1 Несущие детали и узлы должны изготавливаться из сталей с механическими свойствами, химическим составом, ударной вязкостью и свариваемостью (для сварных узлов), обеспечивающими работоспособность талей в диапазоне рабочих температур и в заданной группе классификации (режима) работы, а также других материалов, обеспечивающих необходимую прочность, надежность и долговечность в работе.

4.1.3.2 Допускается применять все промышленные способы сварки при условии обеспечения свойств сварных соединений в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Сварные швы должны удовлетворять требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и нормативно-технической документации на сварку.

4.1.3.3 Отливки из стали и чугуна должны удовлетворять требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и нормативно-технической документации на отливки.

Отливки для корпусов и крышек редукторов, канатного барабана и его фланцев должны быть подвергнуты старению.

4.1.3.4 Таль в сборе должна быть окрашена в желтый сигнальный цвет, а внутренние поверхности крышек шкафов электрооборудования — в красный сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026.

Читайте так же:  Какие заболевания 3 группа инвалидности

Панели и внутренние полости корпусов шкафов электрооборудования должны быть окрашены в белый цвет или цвет «слоновой кости».

На кожухе крюковой подвески в соответствии с ГОСТ 12.4.026 должны быть нанесены по желтому фону две черные полосы и цифрами указана грузоподъемность тали. Грузовой крюк должен быть окрашен в черный цвет.

По согласованию с потребителем допускается окраска тали в другие цвета, в том числе поставка в загрунтованном виде.

4.1.3.5 Внутренние необработанные поверхности литых чугунных и стальных корпусов и крышек редукторов должны быть окрашены маслостойкой краской и соответствовать по внешнему виду VI классу ГОСТ 9.032, условиям эксплуатации — 6/1 ГОСТ 9.032.

4.1.3.6 Все механически обработанные, но не подлежащие окраске поверхности тали, кроме рабочих поверхностей тормозов, должны быть покрыты консервационными смазками по ГОСТ 1033, ГОСТ 1957, обеспечивающими выполнение требований 4.3.1.

4.1.3.7 Поверхности тали, подлежащие окраске, должны быть загрунтованы, а неровные наружные поверхности литых деталей зашпатлеваны. Подготовка металлических поверхностей к окраске — по ГОСТ 9.402.

4.1.3.8 Стопорение гайки крепления крюка талей грузоподъемностью менее 5 т должно быть выполнено планкой или штифтом. Применение шплинтов и стопорных болтов не допускается.

4.1.3.9 Крепежные изделия должны иметь покрытия по ГОСТ 9.303.

К каждой тали должна быть прикреплена табличка по ГОСТ 12971, содержащая:

— наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

— группу классификации (режима) работы;

— рабочее напряжение тока;

— месяц и год выпуска;

— порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя.

4.3.1 Консервация талей — по категории условий хранения и транспортирования ОЖ ГОСТ 9.014.

4.3.2 Каждая таль должна быть упакована в деревянный ящик по ГОСТ 2991 или ГОСТ 10198 или специальную многооборотную тару.

При отсутствии канатоукладчика способ упаковки тали должен исключать возможность расслабления намотки каната.

При транспортировании таль должна быть закреплена внутри ящика.

4.3.3 Прилагаемая к тали документация должна быть упакована в водонепроницаемый материал и уложена в ящик с талью.

4.3.4 Маркировка транспортной тары — по ГОСТ 14192.

5 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

5.1 Конструкция тали должна обеспечивать безопасность при ее эксплуатации и техническом обслуживании в соответствии с требованиями национальных «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и ГОСТ 12.2.003.

5.2 Требования электробезопасности должны соответствовать ГОСТ 12.2.007.0.

5.3 При использовании напряжения в цепи управления свыше 42 В для обеспечения защитного заземления таль должна иметь клемму с заземляющим контактом, а кабель питания тали должен иметь заземляющую жилу.

5.4 Кнопочный пост управления должен соответствовать требованиям ГОСТ 2492 и классу II по степени защиты от поражения электрическим током по ГОСТ 12.2.007.0.

5.5 Электротали должны подключаться к электрическим сетям, проектирование и монтаж которых осуществлен в соответствии с требованиями ПУЭ.

5.6 Оболочки тали, в которых заключены электроаппараты, клеммные наборы, а также вводы кабелей, должны иметь степень защиты не ниже IP 42, пост управления — не ниже IP 30 по ГОСТ 14254.

5.7 Сопротивление изоляции проводов электрических цепей относительно корпуса тали должно быть не менее 0,5 МОм.

Изоляция электрической цепи талей должна выдерживать без пробоя и перекрытия испытание повышенным напряжением переменного тока промышленной частоты.

Сопротивление цепей заземления любой точки тали относительно двутавра пути не должно быть более 4 Ом.

5.8 Передвижные тали должны быть оборудованы буферами, взаимодействующими с упорами на пути.

5.9 Эквивалентный уровень звука тали не должен превышать 80 дБА.

6 ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

6.1 Для проверки соответствия талей требованиям настоящего стандарта, национальных «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и нормативно-технической документации предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные и периодические испытания.

6.2 Приемо-сдаточным испытаниям должна подвергаться каждая таль. Объем и методика проведения испытаний устанавливаются техническими условиями на конкретные тали.

6.3 Периодическим испытаниям должны подвергаться тали, прошедшие приемо-сдаточные испытания. Программа и методика периодических испытаний должны быть разработаны головной организацией по краностроению или согласованы с ней.

7 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

7.1 Основные параметры и размеры талей ( 3.1) следует проверять в соответствии с требованиями конструкторской документации на конкретные тали.

7.2 Соответствие материалов ( 4.1.3.1) требованиям стандартов должно подтверждаться сертификатом предприятия — поставщика металла. При отсутствии сертификата качество металла должно быть подтверждено данными лабораторных проверок.

7.3 Качество сварных соединений ( 4.1.3.2) следует проверять в соответствии с требованиями ГОСТ 3242, ГОСТ 6996, ГОСТ 7512 и «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

7.4 Качество покрытий поверхностей ( 4.1.2, 4.1.3.5) следует проверять внешним осмотром.

7.5 Сопротивление изоляции проводов электрических цепей относительно корпуса тали ( 5.7) следует измерять мегомметром при напряжении 1000 В.

Прочность изоляции электрических цепей следует проверять при испытательном напряжении 1000 В, переменном токе и частоте 50 Гц и течение одной минуты.

Сопротивление изоляции проводов электрических цепей и контроль прочности изоляции допускается измерять мегомметром при напряжении 2500 В в течение одной минуты.

Сопротивление цепей заземления измеряют омметром класса не ниже 2,5 по ГОСТ 23706.

7.6 Уровень звука ( 5.9) определяют на расстоянии 5 м от наружного контура тали раздельно для механизма подъема и механизма передвижения при установившемся режиме работы тали на подвесном пути с нагрузкой, равной 0,75 номинальной грузоподъемности. Рекомендуемая методика определения эквивалентного уровня звука талей указана в приложении В.

7.7 При проведении приемо-сдаточных испытаний груз поднимают на высоту 200 мм и выдерживают в течение 3 мин, при этом не должно наблюдаться опускание груза.

7.8 Для проверки работы механизма подъема, тормоза и устройств безопасности груз поднимают двукратно на высоту не менее 4 м, за исключением талей высотой подъема 3,2 м, с остановками при каждом подъеме и спуске не менее пяти раз.

При наличии двух тормозов на механизме подъема проверку их действия осуществляют как совместно, так и раздельно.

Если один из тормозов является грузоупорным, то при его испытаниях выбег груза при спуске не должен превышать 800 мм.

Для передвижных талей проверяют проходимость тали по пути.

7.9 Работу тормозов и устройств безопасности проверяют не менее трех раз.

7.10 При проведении сертификационных испытаний выполнение требований разделов 4 и 5 обязательно, кроме 4.1.1 и 4.3.

8 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

8.1 Транспортирование талей должно проводиться в упакованном виде в открытых и крытых транспортных средствах в соответствии с «Правилами перевозки грузов», действующими на транспорте каждого вида.

Условия транспортирования в открытых транспортных средствах — ОЖ1, в крытых — ОЖ2 по ГОСТ 15150.

8.2 Условия хранения талей — ОЖ4 по ГОСТ 15150. Суммарный срок транспортирования и хранения без переконсервации — 12 мес.

9 УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

9.1 До пуска в работу таль должна быть подвергнута техническому освидетельствованию в соответствии с требованиями национальных «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

9.2 Эксплуатацию талей необходимо осуществлять в соответствии с национальными «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и требованиями руководства по эксплуатации на конкретную таль.

10 ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

10.1 Изготовитель гарантирует соответствие тали требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем условий эксплуатации, транспортирования и хранения.

10.2 Гарантийный срок эксплуатации талей со дня их ввода в эксплуатацию — 24 мес, но не более 30 мес со дня отгрузки, для талей, предназначенных для экспорта, — 12 мес, но не более 24 мес с момента проследования их через государственную границу.

Указанный срок не распространяется на грузовые канаты.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)

ПАРАМЕТРЫ ПОДВЕСНЫХ ПУТЕЙ

Таблица A .1 — Параметры подвесного пути для талей грузоподъемностью 0,25-8т, диапазоном подъема 6,3-32 м