Требования к продукции по 44 фз

Рубрики Статьи

Содержание:

Описание объекта закупки по 44-ФЗ: пример и правила

Обязательной частью любой закупочной документации становится описание объекта закупки. Оно входит в техническое задание и позволяет точно определить качественные, функциональные и технические характеристики закупаемого товара. Правила составления такого описания регламентированы статьей 33 44-ФЗ.

Что такое описание объекта закупки и для чего оно предназначено

Описание объекта закупки (ООЗ) – это перечень требований, которым должны отвечать закупаемые товары или услуги. Заказчик подробно перечисляет все необходимые ему технические и качественные характеристики продукции, которую он желает получить в итоге.

При составлении описания объекта закупки заказчик должен ориентироваться на требования, установленные 44-ФЗ. Информацию о необходимых характеристиках товаров он может почерпнуть из соответствующих ГОСТов, сведений из ранее заключенных контрактов, общедоступных источников информации, а также коммерческих предложений торговых или производственных копаний.

Правила описания объекта закупки

Законодательно установлено несколько основных требований, которыми следует руководствоваться:

  1. При описании объекта закупки заказчик обязан использовать объективное описание. Оно не может включать в себя указаний на конкретные товарные знаки, производителя или страну изготовления. В случае крайней необходимости внесения таких сведений, обязательно должна присутствовать надпись о том, что допускается поставка эквивалента.
  2. При формировании ООЗ разрешено использовать только принятые в соответствии с законодательством РФ условные обозначения и терминологию.
  3. Разрешено дополнять ООЗ чертежами, схемами и фотографиями, которые помогут лучше разобраться в требуемых характеристиках товаров.
  4. В случае закупки медикаментов, указывается международное непатентованное наименование лекарственного средства. При его отсутствии прописывается группировочное наименование.

В любом ООЗ должно быть указано пояснение, что поставляемый товар должен быть новым, ранее не бывшим в эксплуатации. Если заказчик предъявляет к товару слишком много требований, то потенциальный поставщик может обратиться в ФАС с жалобой на избыточные требования к продукции. Заказчик, который в этой ситуации не сможет подтвердить необходимость заявленных характеристик, будет привлечен к ответственности за попытку ограничения конкуренции.

Как составить описание объекта закупки правильно

Для того чтобы соблюсти все требования законодательства и получить в итоге именно тот товар, который необходим, заказчик должен грамотно составить ООЗ. При этом необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Во время формирования ООЗ заказчик должен учесть все особенности закупаемой продукции или услуги. Обращать особе внимание следует на указание маркировок на товары, в которых могут быть зашифрованы конкретные характеристики.
  2. Под составленное описание товара должно подходить как минимум две модели различных производителей. Иногда заказчики так увлекаются расписыванием характеристик, что в итоге ни одно из ныне производящихся изделий не подходит под описание.
  3. Прописывать нужно только те параметры, которые можно проверить без организации лабораторных исследований или привлечения специализированного оборудования.
  4. Если товар должен отвечать требованиям ГОСТ, то достаточно просто указать его номер. Текст самого документа прописывать не нужно.
  5. Откажитесь от формулировок: «не хуже», «или лучше» и так далее, так как они носят субъективный характер.
  6. Следите за правильностью указания единиц измерения. Достаточно простой опечатки, чтобы, например, вместо 5 м провода поставщик привез 5 мм провода.
  7. При указании ссылки на ГОСТ, которому должен соответствовать товар, следите за тем, чтобы перечисленные характеристики ему не противоречили.
  8. Запрещено указывать товарные знаки без ссылки на то, что к поставке допускаются и аналоги.
  9. Не копируйте информацию с разных сайтов в интернете. Информация на них не всегда бывает достоверной. Может оказаться так, что это описание соответствует только одной модели.

В любой закупочной документации должна содержаться инструкция по оформлению заявки. Составлять ее нужно после того, как вы сформировали ООЗ. Так вы сможете конкретизировать требования технического задания, и участникам будет проще разобраться в том, какой именно товар нужно поставить. Кроме того следует правильно подобрать наименование объекта закупки.

Распространенные ошибки заказчиков и мнение ФАС по этому поводу

Заказчики нередко допускают ошибки при составлении ООЗ. Но иногда жалобы участников оказываются и не обоснованными, поэтому такие ситуации приходится рассматривать в ФАС и суде. Среди самых распространенных спорных обстоятельств можно выделить:

  • Заказчик указал товарный знак без ссылки на возможность поставки эквивалента. В суде заказчик пояснил, что поставка эквивалента в этой ситуации невозможна, так как оборудование, для которого закупается изделие, не совместимо с товарами другой марки. Суд встал на сторону заказчика, так как в случае несовместимости поставляемого товара и имеющегося оборудования, возможно не указывать приписку «или эквивалент».
  • Заказчик не устанавливает конкретные характеристики товара. ФАС усмотрел в таком поведении заказчика нарушение части первой статьи 33 44-ФЗ. Документация должна содержать конкретные технические и качественные характеристики поставляемой продукции.
  • Требования к закупаемым товарам противоречивые. Это прямое нарушение части первой статьи 50 44-ФЗ. Кроме того, ФАС усмотрел в поведении заказчика нарушение КоАП России.
  • Излишние требования к закупаемому объекту. В практике был случай, когда заказчик установил требования к материалам, из которых должен состоять товар. Заказчик не смог подтвердить, что другой способ описания объекта невозможен. Поэтому суд стал на сторону поставщика и признал требования избыточными.

Во избежание конфликтных ситуаций заказчик должен внимательно составлять техническое задание. При крайней необходимости он имеет возможность привлечь к этому процессу профессионалов.

Пример правильного составления ООЗ

Для того чтобы заказчикам было проще сориентироваться в правилах составления ООЗ, приведем пару примеров грамотного описания:

1.Стальные сетки одинарные плетеные. Изделие должно отвечать требованиям ГОСТ 5336-80. Сетки должны применяться для ограждения, крепления выработки на шахте, работ по теплоизоляции. Должна иметь ромбическую форму ячейки. Номер ячейки должен быть 10. Диаметр проволоки должен быть 1,2 мм. Спирали сетки должны состоять из одинарной проволоки.

2.Стол для кабинета начальника. Должен отвечать требованиям ГОСТ 16371-93, ГОСТ 26800.4-86 и ОСТ 13-40-89. Эргономичный. Коричневого цвета. Минимальные показатели ширины, глубины и высоты: 100х100х72см. Максимальные показатели ширины, глубины и высоты: 165х110х72. Столешница должна быть изготовлена из МДФ 1 сорта. Ее минимальная толщина 12 мм, максимальная – 35 мм. Должно быть предусмотрено отверстие под провода, прикрытое заглушкой.

Правильно составление ООЗ – гарантия того, что заказчик получит именно те товары или услуги, на которые рассчитывал. Если поставщику не понятны какие-либо пункты документа, он имеет право подать запрос на разъяснение документации. Ответ на него должен поступить со стороны заказчика в двухдневный срок.

Где искать ГОСТы для госзакупок

При проведении закупок в соответствии с Законом № 44 заказчик самостоятельно устанавливает те или иные требования, предъявляемые к товарам, работам или услугам. Одним из таких требований является соответствие продукции ГОСТу закупки (официальный сайт).

Это нормативный акт, закрепляющий стандарты производственных процессов и оказания услуг. Иными словами, данный инструмент представляет собой нормы, условия и характеристики, действующие в отношении определенной категории продукции.

Читайте так же:  Нотариус пучкина волгоград

Стоит обратить внимание на то, что с 01.07.2016 вступили в силу поправки в ст. 33 44-ФЗ (правила описания объекта закупки). В соответствии с указанными поправками, заказчикам предписано использовать систему стандартизации при описании закупаемых товаров, работ или услуг. Данную систему регулирует отдельный нормативный правовой акт — Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ.

Где найти подходящий

Итак, с целью нахождения нужного стандарта для закупок необходимо обратиться на сайт Росстандарта закупки гост ру (официальный сайт).

Далее открыть ссылку «Стандартизация» и нажать на кнопку «Опубликование стандартов, классификаторов и сводов правил».

Для просмотра того или иного стандарта на сайте необходимо открыть вкладку «Опубликование стандартов», далее нажать на ссылку «Переход к просмотру текстов».

Как применять новые поправки описания объекта торгов

Условия о технических характеристиках, качестве, безопасности товаров, работ и услуг обязательны в силу самого Закона № 44 ФЗ. Необходимо уточнить, что все ГОСТы, которые были приняты до 03.07.2003, приравнены к нацстандартам в части обеспечения безопасности.

Не только указанные условия обязательны для указания в технической части документации о торгах, но и условные обозначения, терминология, используемые при описании таких характеристик, указываются с учетом рассматриваемой системы.

Нормативным правовым актом — Законом № 162 закреплены документы по нацстандартам, устанавливающие в отношении ее объектов обязательные требования.

Необходимо отметить, что применение такого рода инструментов описания объекта торгов в рамках 223 ФЗ является нововведением. С 01.07.2016 при проведении закупочных процедур в соответствии с нормами 223 ФЗ заказчику необходимо отразить в документации такие условия:

  • о безопасности ТРУ;
  • о качественных и технических характеристиках;
  • о результатах работы;
  • требования к размерам, упаковке и отгрузке продукции.

Перечисленная выше информация указывается в случае, если объект торгов подпадает под действие норм о стандартизации (имеется соответствующий акт).

Избыточные требования к товарам по 44-ФЗ

В состав любой закупочной документации должно быть включено техническое задание. В нем заказчик указывает параметры товаров, которые он в результате планирует получить. Правила составления такого документа регламентированы статьей 33 44-ФЗ. Иногда, преследуя определенные интересы, заказчик перечисляет все возможные характеристики, которые удается соотнести с желаемой продукцией. В такой ситуации можно говорить об установлении избыточных требований, что нарушает нормы действующего законодательства.

Какие требования избыточны

Напрямую термин «избыточные требования» или «излишние требования» в действующем законодательстве не применяется. Считается, что заказчик может прописывать в своем техническом задании любые характеристики необходимых ему товаров. При этом они должны соответствовать определенным требованиям:

  1. Не вводить участников в заблуждение. Из описания должно быть четко понятно, какой именно товар заказчик желает получить.
  2. Приведенному описанию должно соответствовать несколько аналогичных товаров различных марок.
  3. Такой товар должен существовать. Нередко заказчики описывают продукцию, которая уже давно не производится или вовсе никогда не производилась.
  4. В техническом задании не должны прописываться характеристики, соответствие которым можно установить только путем лабораторных исследований.
  5. Не должны быть указаны конкретные марки закупаемой продукции. Они могут быть приведены только в качестве примера и сопровождаться надписью «или эквивалент».

Отступление в ТЗ от этих правил приравнивается к нарушению законодательства. Заказчик должен понимать, с какой именно целью он указывает те или иные характеристики. Если поставщик обратится с жалобой в ФАС на установление избыточных требований — представителям стороны заказчика может потребоваться обосновать выбор необходимых параметров закупаемого товара.

Для чего прописываются

Причин установления заказчиком избыточных требований к товару может быть несколько:

  1. Недостаточный уровень квалификации сотрудников. Нередко технические задания готовятся людьми, которые имеют весьма смутные представления о закупаемом товаре. Для составления описания они черпают информацию из интернета и других общедоступных источников. При этом они пытаются вписать в документацию все найденные ими сведения.
  2. Попытка получить именно тот товар, который необходим. Описывая характеристики изделия максимально подробно, некоторые заказчики пытаются дать понять потенциальным поставщикам, что необходимо поставить именно эту продукцию и никакая другая не подойдет.
  3. Намеренное нарушение законодательства. Недобросовестные заказчики таким способом пытаются завуалировано ограничить конкуренцию и тем самым помогают победить в тендере конкретной аффилированной компании.

Если у потенциального поставщика возникают основания полагать, что заказчик предъявляет излишние требования к товару, он может попросить их исключить отправив запрос на разъяснение документации или же обратиться с жалобой ФАС. В случае выявления факта попытки ограничения конкуренции, заказчик будет привлечен к ответственности. При этом сама закупка приостанавливается или полностью отменяется.

Пример из практики

В последнее время все большее количество жалоб на установление заказчиками избыточных требований стали решаться в пользу заявителя. Одним из показательных стало дело, рассматриваемое 2 марта 2017 года в Курском отделении УФАС.

Участник закупки подал жалобу на действия заказчика при проведении аукциона с НМЦК 1,9 миллиардов рублей. В техническом задании было указано, что при выполнении работ должен быть использован щебень с определенным процентным содержанием в нем комков глины, пылевидных частиц, а также слабых пород. Помимо этого к некоторым материалам требования были составлены таким образом, что участнику невозможно было понять, что именно необходимо прописать в своей заявке.

По результатам рассмотрения жалобы ФАС усмотрела в действиях заказчика нарушение требований статьи 30 44-ФЗ, а именно признаки попытки ограничения конкуренции. Заказчику было выдано предписание на изменение технического задания и устранение всех недочетов. Сроки проведения аукциона были отложены.

Обойти установленные заказчиком излишние требования к товарам достаточно сложно. Единственным вариантом для потенциальных поставщиков становится обращение в контролирующие органы. Попытка указания в заявке недостоверных сведений может повлечь за собой внесение сведений о компании в РНП, что крайне отрицательно скажется на деловой репутации.

Правила подготовки закупочной документации по 223-ФЗ и 44-ФЗ

Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ обязаны при описании товаров, работ и услуг в документации о закупке использовать параметры, предусмотренные техническими регламентами и документами национальной системы стандартизации. Читайте в статье о требованиях к техническим заданиям, о стандартах, правилах их применения и включении в описание предмета закупки.

В документации о закупке при описании объекта закупки заказчик должен установить требования, предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством о техническом регулировании, документами, применяемыми в национальной системе стандартизации. В противном случае в документации необходимо обосновать необходимость установления иных требований.

Как анализировать закупочную документацию и на что обращать внимание при анализе закупочной документации, чтобы снизить собственные риски — в статье даем советы поставщикам.

Технические регламенты

Технические регламенты утверждаются в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Такой регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, к которым относятся продукция (в том числе здания и сооружения), процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг. Как правило, технические регламенты относятся к пищевым продуктам и безопасности различной промышленной продукции.

Технический регламент может быть принят международным договором РФ — регламент «О безопасности пищевой продукции» как раз является таким примером, поскольку он в свое время был принят в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования. Также технический регламент может быть принят отдельным федеральным законом или постановлением Правительства РФ.

Для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов производитель или поставщик продукции должен получить на нее сертификат соответствия в органе сертификации или оформить декларацию соответствия в установленном порядке. Наличие именно такого сертификата заказчики должны требовать от участника закупки для того чтобы удостовериться в том, что предлагаемая им продукция соответствует требованиям указанных в документации о закупке технических регламентов.

Читайте так же:  Налог 43Ру

Документы национальной системы стандартизации

Документы, принятые в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» — национальный стандарт, в том числе основополагающий национальный стандарт, и предварительный национальный стандарт, а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники.

Национальный стандарт — это документ по стандартизации, который утвержден Росстандартом и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

Насчитывается около 40 000 национальных стандартов.

Определение «ГОСТ» относится к так называемым межгосударственным стандартам, для национальных стандартов используется «ГОСТ Р».

Заказчики, составляя документацию о закупке, должны использовать при описании требований к закупаемой продукции, товарам или услугам стандарты «ГОСТ Р». Стандарт «ГОСТ» следует использовать, если в отношении закупаемого товара нет стандарта с обозначением «ГОСТ Р», а есть только с обозначением «ГОСТ».

Есть виды продукции, которые подлежат обязательному подтверждению соответствия — обязательной сертификации (например, цемент) или принятию их производителем декларации о соответствии (например, минеральные удобрения), поэтому при закупке такой продукции данные документы должны быть представлены поставщиком.

Если обязательное подтверждение соответствия не требуется ни техническим регламентом, ни перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, но в отношении которого существует национальный стандарт, и заказчик в документации о закупке установил требование о соответствии товара этому стандарту, то потенциальному участнику закупки будет необходимо предварительно пройти процедуру добровольного подтверждения соответствия своего товара в том или ином органе по сертификации.

Как искать стандарты?

Доступ к действующим национальным стандартам не так прост. В справочно-правовых системах содержатся далеко не все имеющиеся национальные стандарты. На сайте Росстандарта есть «Каталог национальных стандартов» (раздел «Стандартизация», подраздел «Стандарты»), но он работает только по принципу поиска — можно найти конкретный стандарт по его номеру или ключевым словам. В результате выдается только реквизиты стандарта без текста. Внимание: поиск, помимо действующих стандартов, также выдает документы, утратившие силу. Полные тексты можно отыскать в разделе «Опубликование стандартов и классификаторов», кликнув на ссылку «Переход к просмотру текстов стандартов», которая позволяет знакомиться с текстами в формате PDF, но предлагает только те, которые были размещены в течении года до момента запроса.

Где подтверждение соответствия ГОСТам не требуется

Подтверждение соответствия стандартам, предусмотренное федеральным законодательством о техническом регулировании, не относится к таким стандартам как:

  • образовательные стандарты;
  • стандарты о бухгалтерском учете;
  • стандарты оценочной деятельности;
  • стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • профессиональные стандарты;
  • стандарты социальных услуг в сфере социального обслуживания.

Применение данных стандартов, равно как и подтверждения соответствия им, регулируется тем или иным отраслевым законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами — например, Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и т.д.

Рекомендуем курс повышения квалификации в Школе электронных торгов «Управление государственными и муниципальными закупками». Программа курса разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Правила составления технического задания по требованиям 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ о контрактной системе устанавливает единые требования к описанию объекта закупок, которым заказчик обязан следовать при составлении документации о закупке, независимо от способа их осуществления (ст. 33 44-ФЗ). Рассмотрим, какими правилами должен руководствоваться заказчик при составлении технического задания.

Техническое задание: что из себя представляет

В техзадании заказчик описывает требования к закупаемым товарам, работам, услугам и чаще всего оно является приложением к договору, либо документом, в котором заказчик описывает объект закупки.

От того, насколько подробно будут описаны ожидания заказчика, зависит успех всего мероприятия. Другими словами, техническое задание — это инструкция для работников, которая позволяет сопоставить конечный результат с запланированным.

При описании в документации о закупке заказчик должен руководствоваться следующими правилами, установленным 44-ФЗ:

  • описание объекта закупки должно носить объективный характер;
  • в описании объекта закупки, при необходимости, указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки;
  • техническое задание должно быть нейтральным, то есть не ограничивать количество потенциальных участников путем установления чрезмерных требований к товарам, работам, услугам.

Техническое задание должно учитывать пожелания конечного потребителя и не вести к приобретению товаров роскоши.

Тендерный эксперт Олег Бируля расскажет, на что обратить внимание заказчику при составлении технического задания. Смотрите отрывок из вебинара « Правила составления технических заданий в рамках закона 44-ФЗ и требования к их содержанию».

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Что запрещено включать в объект закупки

В описание объекта закупки не должны включаться: требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя и т д.

Также заказчику запрещено устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33).

Указание ГОСТов и техрегламентов

Технические регламенты лучше указывать, но если не указаны, все равно применяются. ГОСТы в ТЗ можно указывать. Даже если ГОСТ необязательный, но он указан в ТЗ — он становится обязательным для сторон договора.

Заказчик может несколько изменить условия по сравнению с техническим регламентом, ГОСТом или СанПиНом, но только в сторону улучшения характеристик.

Пример
1. В соответствии с СанПин 2.4.1.1249-03 площадь озеленения территории дошкольного образовательного учреждения должна составлять не менее 50%, заказчик может предусмотреть озеленение не менее 60% территории.

2. В восстановительные соки допускается добавление лимонной кислоты в дозировке не более 3 г/л (в соотв. с тех. регламентом). Заказчик может уточнить этот показатель, уменьшив ее содержание, например, до 2 г/л. Если заказчик ссылается на ГОСТ, который содержит в себе диапазонные значения, то лучше эти значения отдельно расписать, чтобы уже участник в своей заявке нам показал конкретное значение из этого диапазона ГОСТа.

Положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика абсолютно во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами. Заказчик использует и обосновывает необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены технические регламенты, национальные стандарты и иные требования.

В случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов товар, для которого существует функционирующий рынок заказчик может сформировать описание на основании данных производителей, качественных показателей, которые необходимы заказчику, данных поставщиков о характеристиках товара по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки (Письмо Минэкономразвития России от 03.08.2016 № ОГ-Д28-9745).

В случае если ГОСТы являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции (с иным индексом после номера)».

Характеристики ТРУ

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (п. 1 ч. 1 ст. 33).

Читайте так же:  Договор купли-продажа дачного участка образец

При описании характеристик товара заказчик указывает минимальные и (или максимальные) значения показателей. При этом участники в своих заявках должны указывать конкретное значение, присущее тому или иному товару. В заявках участников не допускается двусмысленное толкование значений, слова «или эквивалент», «от и до», «не более», «не менее», за исключением тех случаев, которые предусмотрены Государственными стандартами.

Как через техническое задание заказчик может ограничить конкуренцию?

  • Включение разнородной продукции,
  • Установление нереальных сроков поставок, выполнения работ, оказания услуг,
  • Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака.

Все эти приемы могут быть признаны незаконными и стать основанием для возбуждения дела об административном производстве.

Что запрещено включать в один лот?

Запрещено включать в один лот товары, работы и услуги, функционально и технологически не связанные между собой. Например, заказчику необходимо произвести ремонт в помещении. В документации заказчик прописывает перечень работ и перечень материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ. Такое объединение в один лот правомерно, так как поставка материалов для работ не является предметом контракта.

Например, заказчик объявил запрос котировок на поставку воды булированной для кулеров и в техническое задание включил требование об оказании сопутствующих услуг — обслуживание, чистку и замену фильтров кулеров, находящихся в пользовании заказчика на праве законного владения. Такое объединение поставки товара и оказание услуг в один лот неправомерно, и при рассмотрении жалобы контрольные органы выдадут предписание разукрупнить лот — разбить на два лота.

Рекомендации к составлению ТЗ

  1. При составлении документации, описание объекта закупки должно носить объективный характер. То есть четкое и ясное описание того, что именно нужно заказчику, не допускающее двусмысленностей и разночтений. Кроме того, для уточнения отдельных моментов поставщик может подать запрос на разъяснение.
  2. Заказчик в описании предмета закупки описывает его функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставленного товара (произведенных работ).
  3. Техническое задание должно быть нейтральным, не ставить ограничений на количество потенциальных участников путем прописывания чрезмерных требований к поставляемой продукции. Нельзя «подгонять» описание только под один конкретный товар одного производителя. Это является ограничением конкуренции. Единственным исключением тут является ситуация, когда нет другого способа исчерпывающего описания свойств объекта закупки (п.1 ч. 1 ст. 33).
  4. Заказчику рекомендуется указывать в техническом задании, что поставляемый товар должен быть новым (который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), иначе заказчик может получить товар, бывший в употреблении.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Нормирование в сфере закупок 44-ФЗ в 2016 году

С января 2016 года в России заработала система нормирования закупочной деятельности. Теперь государственные и муниципальные заказчики обязаны придерживаться жестких правил, исключающих приобретение товаров с излишними потребительскими свойствами. Пресечение злоупотреблений и растраты бюджетных средств – основная задача нововведения.

Однако реализовать механизм на практике будет непросто. Профессиональные юристы провели комплексный анализ нормативно-правовых актов и подготовили небольшой отчет.

Что включает нормирование закупок по 44-ФЗ?

Правовой основой механизма стала статья 19 федерального закона о контрактной системе. Парламентарии определили процедуру установления требований к продукции, услугам и работам. Утверждение четких рамок должно производиться сразу на трех уровнях:

Казенные предприятия и бюджетные учреждения самостоятельно нормированием не занимаются. Они лишь придерживаются утвержденной системы правовых актов и стандартов. Общий смысл федерального закона сводится к внедрению единой системы. Закупочный цикл должен включать четыре этапа:

  • нормирование;
  • экономическое обоснование каждой позиции;
  • составление и утверждение плана заказчиком;
  • публикация графика.

После прохождения всех ступеней открывают тендер и определяют контрагента. Сейчас закупочная деятельность начинается с планирования.

Какие требования предъявляют к приобретаемой продукции?

Распорядительные органы обязаны разработать критерии оценки закупаемых ценностей и имущественных благ. Пункт 2 статьи 19 закона 44-ФЗ относит к таковым следующие характеристики:

  • количество;
  • потребительские свойства.

В 2016 году в действие введена новая редакция правовой нормы. Ранее между юристами и представителями власти возник острый спор относительно соотношения понятий «качество» и «потребительские свойства». Теперь этот пробел устранен. Определяя требования к продукции, распорядительный орган должен указать все параметры, в том числе к качественные характеристики.

Важно! Точного описания роскоши в нормативной документации не появилось. Этот вопрос еще предстоит решить на федеральном уровне. Юристы рекомендуют ориентироваться на рынок и руководствоваться предельными ценами закупки.

Порядок разработки документов

Основой нормирования станет Технический регламент – 184-ФЗ от 27.12.02 года. Устанавливая требования, должностные лица обязаны придерживаться актов Таможенного союза ЕЭС, экологических, пожарных норм. Применению подлежат действующие международные и отечественные стандарты, санитарно-гигиенические условия.

Порядок реализации механизма описан несколькими документами. В числе основных актов следует назвать:

  • закон 44-ФЗ;
  • постановления Правительства РФ № 467 от 18.05.14 г., № 1047 от 13.10.14г., № 926 и 927 от 02.09.15г., № 1064 от 20.09.14г.;
  • региональные правовые акты;
  • правила, установленные муниципалитетами.

Ведомственный перечень вводится в действие обычным распоряжением. Проект подлежит общественному обсуждению и корректировке с учетом высказанных мнений. Правило установлено статьей 20 закона 44-ФЗ.

Разрабатывать акты публичные власти могут до завершения декабря. Такой вывод юристы делают, оценив положения о сроках. Фактически начать работу по нормированию можно только с января. Большинство официальных регламентов вступило в силу лишь несколько месяцев назад.

Таким образом, реальных изменений порядка закупочной деятельности стоит ожидать по истечении 2016 года. Нововведение сделает систему еще более прозрачной. Бизнес получит полное представление о критериях оценки продукции, сможет использовать информацию в конкурентной борьбе.