Спор поколение война и мир

Рубрики Статьи

Три поколения Болконских в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Четырехтомный роман-эпопея “Война и мир” был создан Толстым менее чем за шесть лет. Несмотря на то что такой грандиозный материал собран за сравнительно короткий срок, в романе великолепно изображены многие стороны жизни и проблемы, стоящие в то время особенно остро. В “Войне и мире” очень широко показан быт помещичьей России и аристократического дворянства. Здесь описаны представители всех слоев общества: высшей придворной знати, поместного дворянства и аристократии, оппозиционно настроенной к правительству.
В центре романа три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николенька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские — люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь, считающий, что на свете “есть только две добродетели — деятельность и ум”, неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет “развить в дочери обе добродетели”, давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных занятиях”. Он никогда не бездействовал: то писал свои мемуары, то работал на станке или в саду, то занимался с дочерью. У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца: он — ищущая и деятельная натура. Он занимается общественной работой со Сперанским, облегчает быт крестьян в своем имении и постоянно ищет свое место в жизни.
Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Болконские — истинные патриоты. У князя Андрея любовь к Родине и собственная жизнь слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России. Старший князь, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь Родине, он становится главнокомандующим ополчения и отдается этой должности всей душой. Мысль о покровительстве генерала Рамо “приводила княжну Марью в ужас, заставляла ее содрогнуться, краснеть и чувствовать еще не испытанное чувство злобы и гордости”. Она твердила себе: “Поскорее уехать! Ехать скорее!”
Во всех поступках Болконскими руководит чувство долга, которое в них всех очень сильно. Князь Николай Андреевич мог не принимать должности главнокомандующего, он был стар, но “не счел себя вправе отказаться в такое время”, и эта “вновь открывшаяся ему деятельность возбудила и укрепила его”. Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быть там, где он нужен Родине, тогда как он мог остаться при “особе государя”.
У всех своих любимых героев Толстой подчеркивает близость к народу. Есть эта черта характера и у всех членов семьи Болконских. Старый князь очень хорошо вел хозяйство и не притеснял крестьян. Он никогда бы не отказал “в нужде мужикам”. Княжна тоже всегда готова помочь крестьянам, “ей странно было думать. что могли богатые не помочь бедным”. А князь Андрей на войне заботится о солдатах и офицерах своего полка. Он был ласков с ними, а в ответ на это “в полку его называли наш князь, им гордились и его любили”.
Третье поколение Болконских — Николенька, сын Андрея; маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, в нем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любил отца и Пьера и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Пьера, сказал себе: “Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен. ”
В образах членов семьи Болконских, особенно в образе князя Андрея, Толстой показал мысли, искания лучших людей того времени. Дворянство от оппозиционных правительству взглядов, подобных взглядам старого князя, переходит к более прогрессивным взглядам о переустройстве общества, к которым пришел князь Андрей.

9549 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Три поколения Болконских в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Смотрите также по произведению «Война и мир»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Проблема отцов и детей Война и мир

Размышления о психологической грани взаимоотношений между поколениями (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Психология человека — это состояние его души, которое определяет его мироощущение, мотивирует поступки и фор­мирует отношение к жизни. Психология — ещё и сфера пере­живаний человека, мир его чувств. На психологию людей влияет их наследственность, окружение и воспитание, а также данные природой черты характера.

Семья Болконских, как описывает её автор в своём гени­альном романе, является одной из самых богатых и влиятель­ных в России благодаря знатности рода, богатству и связям. Глава семьи — старый князь Николай Андреевич Болконский, генерал-аншеф в отставке, в молодости участвовал в военных кампаниях под началом Суворова и Кутузова. Поссорившись с царским двором при императоре Павле, он безвыездно жил в своём имении Лысые Горы, что в Смоленской губернии.

Его имение одно из самых богатых в России; начальники губерний приезжали с поклоном к старому князю на приём и с трепетом ожидали своей очереди в официантской вместе с архитектором, садовником и княжной Марьей — людьми, с которыми можно было не церемониться.

И старый князь, и его сын, молодой Болконский, и дочь, княжна Марья, живут в тесном семейном союзе.

Но у каждого из них свой мир, своё видение жизни и соб­ственное понимание роли в семейных и общественных связях.

Глава семьи — человек очень яркой судьбы, и его прозвище, «прусский король», несколько ироничное, говорит тем не менее об уважительном отношении к нему в высоких кругах Москвы и Петербурга. Старый князь Болконский, гордясь древностью рода и славой своей династии, уверен в собственной исклю­чительности и в праве быть первым. В своём доме, в семье он безусловный владыка и повелитель. Своенравный старик счи­тает: труд души и реальные дела — это то, что свидетельствует о подлинной ценности человека. Каждый должен подавлять в себе свои слабости. Поэтому князь непримирим к праздности и суевериям и противопоставляет им деятельность и ум.

И эти жёсткие требования к людям, наряду с пунктуальным, расписанным до минут, жизненным распорядком лысогорского дома, мучительно тяжелы для окружающих. Но властный старик считает установленные им правила непогрешимыми и не тер­пит ни в ком хотя бы малейшего с ним несогласия.

Именно из-за своего эгоизма он не допускает возможности быть самостоятельными, иметь право на счастье и личную жизнь для самых дорогих для него людей — сына и дочери.

Мучая свою дочь оскорблениями и придирками, старый Бол­конский в то же время не мыслит своей жизни без неё. Покор­ная отцу княжна Марья как безответная жертва его своеволия должна быть полностью от него зависима. Князя не волнует возможное одиночество дочери в будущем и то, что она по его вине будет лишена права быть счастливой женой и матерью. Точно так же он разрушает счастье своего сына Андрея.

Читайте так же:  Гражданский кодекс генеральный подрядчик

Спутниц его жизни, княгиню Лизу и Наташу, он считает не­достойными своего необыкновенного сына. Первая жена Ан­дрея, маленькая княгиня, не выдерживает гнёта своенравного старика и гибнет во время родов. Укор на ее лице видят ее муж и свёкор, и чувство вины будет преследовать их всю жизнь. Князь Андрей полюбил Наташу по-настоящему, но для князя Николая и княжны Марьи их будущая невестка недостаточно хороша. Семья Наташи, графы Ростовы, статусом ниже князей Болконских, да и средства их из-за непрактичности и открытого образа жизни сильно растрачены. Но причины, из-за которых оба семейства не могут соединиться, не только в этом.

В чём же? Болконские, с их требовательностью к себе и окру­жающим, с их суровой моралью и осуждением людских слабо­стей, не приемлют Ростовых с их добротой, душевной щедро­стью и открытостью, готовностью помочь всем и каждому.

Бездушно относится старый князь к чувствам и пережива­ниям князя Андрея и княжны Марьи. По отношению к дочери он рассуждает: «Разве не живут в девках?» По отношению к сыну: «…был сын, которого жалко было отдавать девчонке».

Второе поколение этой семьи — молодые Болконские. Марья, с её жертвенностью, желанием всегда быть покорной воле Бо­жьей и даже стать бедной (в идеале — странницей), — она не так уж боязлива и безответна.

Марья ненавидит Бурьен, француженку, из-за привязанности к ней старика отца. Эту слабость себе князь Николай охотно про­щает. По-своему гордая и своенравная, княжна осуждающе от­носится к возможной женитьбе её брата на молодой Ростовой.

Князь Андрей, с его честностью, суровым характером, посто­янным ощущением собственной правоты, очень похож на отца. Он имеет свою жизненную программу и следует ей неукосни­тельно. И всё же он смягчается перед смертью. Он чувствует в себе желание всех любить и всех простить, даже врагов.

Марья, страдая от деспотичного характера отца, смиряется и жалеет его: ведь он стар и немощен. И старый князь Болкон­ский, умирая, желал бы сказать дочери слова любви и нежности, готов просить у неё прощения. Но в этом главном для себя чув­стве своей жизни он многое потерял безвозвратно.

На примере судеб Болконских автор, изображая психологию героев, утверждает первенство доброты и душевной щедрости в сравнении с суровостью в чувствах, в сравнении с неприятием людских слабостей и уверенностью в собственной непогреши­мости.

Мораль. Человек рождён для радости жизни. Пусть не отни­мает это право у других.

Проблема взаимосвязи поколений, отцов и детей. И.С. Тургеньев «Отцы и дети». Л.Н. Толстой «Война и мир». (ЕГЭ по русскому)

Ощущает ли человек связь с прошлым? На чём основываются отношения между представителями разных поколений? Размышляя над этими вопросами, автор поднимает проблему взаимосвязи поколений.

Чтобы привлечь внимание к поставленной проблеме, автор рассказывает, как мальчик Журка случайно нашёл письмо деда, который давно умер. Несмотря на редкие встречи с внуком, дедушка очень любил его и часто вспоминал прогулки по берегу Каменки. Об этом он и пишет в письме: «В эти дни я всё время вспоминаю тебя». Автор текста обращает внимание на то, что письмо деда служит напутствием внуку. Человек пожилой, слывший неудачником, но вынесший из долгих лет жизни огромный опыт, советует внуку быть самим собой и делать всё по-своему, если даже окружающие люди советуют поступать иначе.

«Не оправдывай себя чужими правильными словами» — такое напутствие даёт дедушка своему внуку.

Автор считает, что отношения между представителями разных поколений строятся на любви, дружбе и взаимопонимании.

Я полностью согласен с позицией автора и считаю, что в основе отношений между представителями различных поколений должно лежать взаимопонимание и уважение. Дети должны прислушиваться к наставлениям своих родителей, а родители — уважать выбор своих детей.

В подтверждение своих мыслей приведу пример из произведения Тургенева «Отцы и дети». Автор произведения обращает наше внимание на отсутствие взаимопонимания между представителями разных поколений. Базаров отрицает ценности старшего поколения, считает необходимым разрушить и уничтожить всё старое, чтобы построить новое.

Павел Кирсанов выступает в роли антагониста. Он абсолютно не согласен с точкой зрения Базарова и при этом не проявляет никакого уважения к нему. В такой ситуации конфликт становится неизбежным. Поэтому в основе отношений между представителями различных поколений должно лежать взаимопонимание и уважение.

В качестве ещё одного аргумента приведу в пример произведение Л.Н. Толстого «Война и мир». Немалая часть романа отведена описанию взаимоотношений князя Андрея Болконского и его отца. Несмотря на всю строгость Николая Болконского к своим детям, он искренне и по-настоящему любит их. Болконский хвалит и благодарит своего сына, когда тот отправляется на службу. Сам князь Андрей почитает и уважает своего отца. Такие отношения между отцом и сыном, построенные на любви и взаимопонимании, могут послужить примером для подражания.

В заключение хотелось бы сказать, что отношения между людьми разных поколений должны основываться на уважении и взаимопонимании. Только тогда в атмосфере добра и любви может происходить драгоценный обмен опытом и знаниями.

«Спор поколений: вместе и врозь»

Информация по данным направлениям устарела. На 2015-2016 учебный год появились новые тематические направления.

  • А.С. Грибоедов « Горе от ума »
  • Д.И. Фонвизин « Недоросль »
  • И.С. Тургенев « Отцы и дети »
  • Л.Н. Толстой « Война и мир »
  • А.Н. Островский « Гроза »
  • А.П. Чехов « Вишневый сад »
  • В.Г. Распутин « Прощание с Матёрой » .
  • Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
  • Кто такие дети в романе И.С. Тургенева « Отцы и дети » ?
  • Война, сталинизм и дети
  • Смысл названия романа « Отцы и дети »
  • Дети и детство в русской литературе
  • Кто прав в споре двух поколений в романе « Отцы и дети » ?
  • Современные проблемы детей
  • Вечные проблемы недопонимания родителей и детей
  • Моё первое впечатление от прочтения комедии Д.И. Фонвизина « Недоросль »
  • Любовь и дети
  • « Без страстей и противоречий нет жизни » (В.Г. Белинский)
  • Семья – это мой дом
  • Роль семьи в жизни человека

Весь текущий опыт и материалы я объединил в одном документе.

«Отцы» и «дети» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Разделы: Литература

Домашнее задание к уроку:

1).Анализ эпизодов. Аспект – уроки отцов.

2). Приготовить свод вопросов конкретно к каждому эпизоду. Продумать пути сопоставления.

Таблица заполняемая по ходу урока:

“Как доказывает Толстой – писатель свою мысль: нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях”?

Отцы и дети… Тема вечная, охватывающая всю нашу жизнь: социальную, семейную, личную. В ней – все, что происходит с нами. Отношения отцов и детей, пожалуй, способны наиболее полно и всесторонне раскрыть сложный “мир” человеческих связей.

В романе “Война и мир” тема семьи имеет особое значение, но нас с вами сегодня интересует не семья как таковая, а уроки, которые родители преподают своим детям, и всходы, которые эти уроки дают.

У автора романа своя точка зрения на этот счет.

Цель нашего урока — проследить, как доказывает Толстой – свою мысль: нет нравственного стержня в родителях — не будет его и в детях.

Для анализа избраны определенные эпизоды в домашнем задании.

По ходу работы в таблицу будут вписываться новые определения, касаемые героев именно в этих эпизодах.

Читайте так же:  Налог на карие глаза

Эпизод №1- “Отъезд Андрея Болконского на войну”

В чем значимость этого эпизода?

В том, что в нем наиболее ярко показаны взаимоотношения в семье Болконских. Становятся понятны нравственные ориентиры и их происхождение, психология и характеры героев.

Этот эпизод поднимает такие вопросы, как:

  • взаимоотношение детей (брата и сестры) между собой.
  • взаимоотношения детей с отцом.
  • нравственные нормы, внутреннее содержание героев.

Главная отличительная черта Болконских?

Остановимся на странице, где старший Болконский прощается с сыном.

Какие уроки преподает старший Болконский своим детям? Андрею?

С каким чувством отец отправляет Андрея на войну?

С радостью! Радостью за что?

За то, что сын исполняет долг. Службу (в высоком значении этого слова) за опального отца продолжает сын.

Как понимает старший Болконский службу? Что в образе этого героя раскрывает понятие службы?

Служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских.

Как соотносятся в понимании старшего Болконского слова “адъютант” и “служба”?

“Скверная должность!” — не скрывает своих антипатий старый князь. Адъютант по его понятиям, это лакей, делающий карьеру, а служба- риск, опасность.

Просит в письме Кутузова употреблять сына в “хороших местах”.

Что значат эти “хорошие места” для старого князя?

Не в адъютантах, а, например на батарее Тушина.

Как должен служить сын по мнению отца?

Не из милости! “Коли хорош будет”. (Кутузов).

“Николая Андреевича Болконского сын из милости служить не будет”.

Ведь не Кутузову в итоге будет служить сын, а России!

Что значит четырежды повторенное отцом слово “спасибо”?

Спасибо сыну от отца и генерала, что светскому миру предпочел войну.

Какая борьба происходит в душе старого князя в момент прощания? Детали?

Борьба отца и гражданина с победой последнего.

Пусть лучше больно, чем стыдно.

“Гордость мысли” мешает обоим обнажить всю глубину переживаний.

Задиристая выходка отца многое объясняет в его душевной борьбе? Что?

  1. “Что-то” – это слезы;
  2. Любимый сын.

Докажите что Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним?

  1. Восхищение и понимание образованностью отца в политических делах, самообразование.
  2. Просьба забрать к себе сына в случае его смерти.

Такого комплимента он, может быть, за всю свою жизнь не получал. Это не просто высокая оценка человеческих качеств отца, но и сыновья любовь к нему, выраженная, как и все, что делает Андрей, по-мужски сурово и сдержанно.

Что характерно для общения детей Болконских между собой?

  1. Взаимоотношения.
  2. Образок, подаренный Марьей.
  3. Разговор об отце и полное понимание его позиций.

Вывод:

  • Нравственные основы семьи Болконских, по мнению автора, — главная составляющая.
  • Никто из отцов в романе не говорит со своими детьми умнее и лаконичнее князя Николая Андреевича Болконского.
  • Старший Болконский воспитывает своих детей.
  • Болконские – семья, где воспитывают настоящих мужчин, знающих себе цену.
  • Князь Андрей никогда не оказался бы в компании Долохова и не проиграл бы ему в карты просто, наверное, даже не взял бы их в руки.

Анализ эпизода №2 “Проигрыш Николая Ростова”.

Если один отец провожает сына почти на верную смерть и этим гордится, то другой отец – граф Ростов – спасает своего сына от верной смерти.

Зачитать эпизод до конца.

Вчитаемся в эту страницу.

  • Как ведут себя оба героя этой сцены?
  • Какой урок преподал граф Ростов своему сыну?
  • Детали, слова, жесты!

Отец “по-толстовски” мгновенно угадал за напускной бравадой душевное смятение сына. Надо знать своего Николеньку, чтобы тотчас понять, во что обошлось “честное слово”, которое он дал отцу (не просить денег) и не сдержал.

Он не деньги, а себя проиграл.

Кому проиграл? Почему отец оставляет свой вопрос без ответа?

Догадался, чьей жертвой стал его сын. Его обманули, провели, “наказали”. Над ним поглумился шулер, до этого, кстати, переставший бывать в доме Ростовых.

Что дает эта сцена в понимании “ростовской породы”?

Без укоризны и упрека протянута рука отца сыну. Он не только спасает от позора и беды Николая, но своим великодушием, прощением и пониманием раскрывает подлинный смысл и значение отца, способного родственное наполнить духовным. “Завтра” станет для Николая особенным днем, а может, целой эпохой в его жизни. Теперь, что бы он ни делал, его офицерское, дворянское и сыновнее “честное слово” уже не будет только словом – оно будет осознанным, ответственным поступком.

Потому и тянулись к ним многие, ибо в их семье царила атмосфера доброты и душевности!

Вот он – главный капитал Ростовых.

Анализ эпизода №3 “Сватовство Анатоля”

В то время, как отец – Болконский проводил на войну сына и гордился этим, другой отец – князь Василий Курагин – стремился как можно дальше упрятать своего сына от войны.

С какими мыслями явится Анатоль к Болконским?

  1. Женитьба.
  2. Повеселиться, ожидание чудачеств от князя Болконского.

Как проявился князь Василий как отец?

Такой же безнравственный, как и всегда (сын служит неизвестно где, лишь бы где-то в теплом месте.)

Чему учит сына? Как себя вести?

Будь почтителен. От этого многое зависит.

Почему старший Болконский требователен к дочери до деспотизма?

Ключ к разгадке в словах: “А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, не хочу”.

Источник людских пороков – праздность и суеверие. Нужны ум и деятельность. Потому и учит Марью математике.

Некрасивая – значит должна быть умной. “Кто ее из любви возьмет?”.

Какие детали подтверждают ум и прозорливость князя?

(Анатоль и Бурьен, взгляды, жесты).

Что важно князю в женихе для дочери?

Чтобы он был ее достоин.

В каких сценах с особой силой проявится чувство отцовства в старшем Болконском?

Невозможность разлучиться с дочерью толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные, “…нечего уродовать себя – и так дурна”.

Сватовством Курагиных он оскорблен “за свою дочь”, потому что любит ее больше себя.

Какие качества демонстрирует Марья?

  • Мечтает о любви, ничего дурного даже не подозревает.
  • Ей не свойственно это.
  • Не видит ничего странного в поведении Анатоля и Бурьен, думает, что это от любви к ней.
  • Готова простить Бурьен за низость.
  • Главное в Марье – “лучистые глаза”. Достоинство – основная черта ее характера.

“Призвание – быть счастливою счастьем любви и самопожертвования. Думать о чести и достоинстве дома Болконских.

Духовная Марья могла родиться только в семье князя Болконских.

Отец понимает, как богат духовный мир его дочери, знает, какой красивой она могла быть в минуты душевного волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой “подлой, бессердечной породы”.

Как переживают Курагины позор сватовства?

Легко “С веселой улыбкой Анатоль поклонился княжне Марье, как бы приглашая ее посмеяться над этой шуткой”.

Неловкая дурнушка Марья превзошла развязного и самоуверенного светского ловеласа, дала ему хороший урок. Предпочла остаться дочерью князя Болконского, а не женой Анатоля Курагина.

Анализ эпизода №4 “Именины Элен”.

Продолжит тему заботы о своих детях князя Василия эпизод, в котором он “женит” свою дочь на безуховских миллионах. Эта тихая “домашняя” страница романа играет важную роль.

Почему домашний мир Курагиных почти отсутствует в романе?

По причине их бездуховности. Приемы, ужины, встречи князь Василий устраивает только по деловым соображениям. Из выгоды.

Какое впечатление производит внутреннее убранство дома Курагиных?

Блеск, сияние. Все притворно.(Анализ интерьера)

Читайте так же:  Заявление на перевод пенсии в другую страну

Чем так озабочен князь Василий? Детали?

“Нынче все решится”. Не выпустить Пьера из рук.

Как меняется поведение князя Василия в зависимости от обстоятельств?

Улыбается, строго-вопросителен, ласков, решителен, неприятен, хмур.

Что чувствует Пьер?

  • Стыд!
  • Князь Василий готов на все ради денег. Прокомментировать его решительный шаг.
  • Как хороший артист умеет сыграть роль, расчувствоваться. Разыграв сцену помолвки, даже прослезился. Мастерски сыгранная роль.

Что доказывает родство душ между князем Василием и его дочерью?

Такая же неестественная, лживая.

Ее мучила зависть к счастью своей дочери.

Они чужды толстовской этике. Эгоисты, замкнутые только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу.

Итак, на примерах выбранных для анализа эпизодов, мы смогли убедиться в правильности авторской мысли о безусловной определяющей роли “отцовского” воспитания в становлении “детей”.

Бессмертный роман Толстого дает пищу для размышлений многим поколениям.

1). Написать сочинение-размышление на тему:

а) Что я приемлю в воспитании молодого поколения в романе “Война и мир” и что отвергаю;

б) Какие уроки по воспитанию молодого поколения я хотел бы воплотить в своей семье (нынешней или будущей).

2). Приготовиться к диспуту: “ В какой семье я хотел бы воспитываться”.

Аргументы на тему: Отцы и дети в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Автор: Guru · 12.09.2018

Взаимоотношения «старого» и «нового» поколения — тема, которую затрагивают в своих произведениях практически все классики литературы, и Л. Н. Толстой не стал исключением. В «Войне и мире» можно проследить целую цепочку становления детей под покровительством отцов, начиная с самого раннего возраста и заканчивая последними минутами жизни.

  1. Семья Ростовых — идеал Толстого, в котором он воплотил все нравственные характеристики. Граф Ростов — человек простодушный и щедрый, который готов помочь своим детям, несмотря ни на что: он без упреков выплатил карточный долг сына и даже удовлетворил желание младшего ребёнка пойти на войну. Благодаря этому, отношения между детьми и родителями строятся на взаимном уважении и доверии, проявляющимися в желании помочь друг другу и принять выбор каждого. Например, интересно проследить развитие любовного треугольника между Наташей Ростовой, Андреем Болконским и братом Элен Курагиной — Анатолем. В семье Ростовых царит негласное правило: «Поступай так, как велит сердце» — именно этого принципа придерживаются все члены семьи. Поэтому Наташу осуждают лишь за то, что она собиралась покинуть родителей и сбежать, а не за то, что она выбрала другого мужчину. Николай Ростов, к примеру, бросил престижный университет, чтобы пойти на войну — именно в этом он видит своё главное предназначение. Родители тоже не стали перечить, уважая волю молодого человека. Это идеал взаимоотношений отцов и детей, где царит гармония, основанная на взаимоуважении.
  2. Семья Андрея Николаевича Болконского представляет собой образчик русской интеллигенции, в которой сочетаются все её признаки: знатность, богатство, влиятельность и строгость нравов. Князь Николай Болконский считает себя «первым», а значит главным — именно от его решения зависит дальнейшая судьба его детей: Андрея и Марии. И если Андрей всячески пытается отделиться от отца, то княжна Марья свыклась со своей жизнью под покровительством домашнего тирана. Именно княжна в большинстве страдает от эгоизма отца и его постоянных придирок к ней самой: он не видит «достойных» людей для своих исключительных детей, а поэтому губит их право на собственную семью. Брат с сестрой кажутся читателям закрытыми и неспособными открыть свою душу — это предубеждение: они скрывают свои истинные чувства лишь потому, что такими их воспитал отец. Таким образом, от воспитания родителей зависит судьба ребенка, поэтому ошибки представителей старшего поколения всегда отражаются на молодежи.
  3. Анатоль и Элен Курагины принадлежат к известной в Петербурге семье, главой которой является князь Василий Курагин. Старший Курагин — человек циничный, подлый и хитрый, который, несмотря на эти качества, заботится о своих детях, пытаясь «пристроить» их к наиболее успешным людям. Анатоля — к службе в полку, а Элен — к богатым «женихам». Благодаря воспитанию такого человека, как Василий, и Элен, и Анатоль выросли бесчестными и подлыми людьми, готовыми пойти на все ради собственного счастья, несмотря на несчастье других. Семья Курагиных — собирательный образ всего того, что автор осуждает в дворянстве. Ради материального преуспеяния героям ничего не стоит разрушить семью – основу общества и государства. Очевидно, что дурное поведение переделается по наследству, и единственный способ остановить это – общественный контроль над формированием молодежи.
  4. Второстепенным героем в романе «Война и мир» является старый граф Кирилл Безухов, у которого есть незаконнорождённый сын — Пьер. О жизни графа читатели практически ничего не знают за исключением того, что он был очень богат — именно это имущество и титул получает Пьер после смерти отца. В борьбе за его наследство участвуют многие знатные семьи, и только Пьер ко всему безучастен: он искренне страдает от смерти близкого человека, который очень его любил. Именно сострадание и любовь, которыми обладает Пьер, делают его по-настоящему богатым — это некое «наследство», которое он получил от отца, либерально относящегося к своим крепостным. Очевидно, что роль отцов в формировании молодого поколения нельзя недооценивать. Именно они в ответе за то, что ожидает страну в будущем. И за их положительный вклад в воспитание новых людей они достойны уважения.
  5. Яркая дворянская семья Друбецких считается одной из самых «малых» семей по количеству людей, но «больших» по значению. Княгиня Анна Друбецкая — вдова, единственной «отрадой» которой является ее сын — Борис. Характер княгини полностью передался ее наследнику: Борис так же расчётлив, хитер и практичен, а потому — опасен, ведь ради достижения собственных целей он готов пойти на интригу и унижение. И если Анна Друбецкая «вымаливает» хорошее положение ради сына, забыв о собственной гордости, то Борис женится на некрасивой Жюли Курагиной ради собственного богатства и положения. Очевидно, что ребенок берет пример с родителей, поэтому в нем отражаются пороки отца и матери. Он может избавиться от дурного наследства, но зачастую люди предпочитают плыть по течению и ничего в себе не менять.