Посреднический договор и его виды

Рубрики Статьи

Электронная библиотека

Гражданским кодексом РФ предусмотрены три основных вида посреднических договоров:

1) договор поручения (гл. 49);

2) договор комиссии (гл. 51);

3) агентский договор (гл. 52);

По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется по поручению другой стороны (доверителя) совершить от имени доверителя определенные юридические действия за счет другой стороны.

Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возни­кают непосредственно у доверителя.

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) совершить от своего имени за счет другой стороны одну или несколько сделок за вознаграждение.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приоб­ретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредствен­ные отношения по исполнению сделки.

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется по поручению другой стороны (принципала) совершить за счет другой стороны юридические и иные действия от своего имени или от имени принципала за вознаграждение. Никаких ограничений в отношении совершаемых агентом действий ГК РФ не предусматривает. Это позволяет принципалу поручать агенту совершение любых действий, а не только заключение сделок, как, например, в договоре комиссии.

При этом от способа закрепления прав и обязанностей агента в договоре будет зависеть и то, кто (агент или принципал) будет приобретать права и обязанности в результате совершения юридических действий агентом. По сделке, совершенной агентом от своего имени, приобретает права и становится обязанным агент. По сделке, совершенной агентом от имени принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Учет расчетов между посредником и другой стороной посреднического договора можно разделить на три составляющие:

1) учет расчетов между посредником и доверителем (комитентом, принципалом) по операциям, не связанным с уплатой возна­граждения посредника;

2) учет расчетов по посредническому вознаграждению;

3) учет материальных ценностей, полученных посредником или переданных посреднику для совершения им договорных юри­дических действий.

Just another WordPress site

Свежие комментарии

  • admin к записи Покупка товаров у физического лица: бухгалтерский учет, документы, налоги
  • admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
  • admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
  • admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
  • admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
  • Посреднические договоры: их виды и особенности.

    Посреднические договоры. Что это такое?

    Посреднический договор (или договор на оказание посреднических услуг) – договор, по условиям которого
    исполнитель (посредник) действует в интересах и за счет заказчика. Выгодоприобретателем при этом считается заказчик, а не сам посредник, хотя договор на оказание услуг (выполнение работ, поставку товаров и пр.) заключает посредник с третьими лицами.

    Виды посреднических договоров.

    Посреднические договоры различаются по следующим критериям, от которых зависит бухгалтерский учет определенного вида договора:

    1. Посредник приобретает товары (услуги, работы) для заказчика, но сам не принимает участия в расчетах;
    2. Посредник приобретает товары (услуги, работы) для заказчика и сам участвует в расчетах;
    3. Посредник продает продукцию заказчика (товары, услуги, работы) и не принимает участия в расчетах;
    4. Посредник продает продукцию заказчика (товары, услуги, работы), и сам участвует в расчетах;

    Гражданский кодекс дает определения трем типам посреднических договоров. К ним относятся: договор поручения, договор комиссии, агентский договор.

    Помимо них, существуют и другие типы договоров, похожих по определению на посреднические, но только при соблюдении определенных условий. К ним можно отнести, например, договор транспортной экспедиции, таможенное представительство и прочие.

    Остановимся более детально на основных видах посреднических договоров.

    Договор поручения.

    Критерии отнесения посреднического договора к договору поручения определены главой 49 ГК РФ. На основании этой главы исполнитель (поверенный) совершает от имени и за счет заказчика (доверителя) определенные юридические действия, действуя на основании доверенности. А права и обязанности по договору поручения возникают у заказчика.

    Продукция, работы, услуги, полученные по сделке, передаются исполнителем заказчику незамедлительно, а тот в свою очередь обязан возместить понесенные исполнителем затраты и выплатить ему вознаграждение за проделанную работу (если договор заключен на возмездной основе). Сумма вознаграждения и порядок оплаты должны быть оговорены договором поручения.

    Договор комиссии.

    Основанием для отнесения посреднического договора к договору комиссии считается главой 51 ГК РФ. На основании этой главы исполнитель (комиссионер) совершает по поручению комитента (заказчика) одну или более сделок от своего имени, но все расходы по сделке оплачивает заказчик. Суть сделки такова: исполнитель заключает договор с третьим лицом, при этом права и обязанности по совершению сделки возлагаются уже на комиссионера. В отличие от договора поручения исполнитель (посредник) выступает от своего имени, следовательно, доверенность от заказчика ему не нужна. Договор комиссии может быть заключен только на возмездной основе (ст. 991 ГК РФ).

    Агентский договор.

    Критерии отнесения посреднического договора к агентскому договору указаны в главе 52 ГК РФ. Агентский договор частично включает в себя условия и договора комиссии, и договора поручения. На основании агентского договора исполнитель (агент) по поручению заказчика (принципала) совершает юридические и иные действия от своего имени за счет заказчика либо от имени заказчика и за его счет за определенное вознаграждение. В данном случае права и обязанности по совершаемой с третьим лицом сделке могут быть как у исполнителя, так и у заказчика. Все зависит от условий договора. Агентские договора заключаются на возмездной основе, даже если это не указано в договоре.

    Таким образом, посреднические договора отличаются друг от друга рядом особенностей:

    Договор поручения, заключенный между сторонами, может быть и возмездным, и безвозмездным. Права и обязанности по сделке возникают у заказчика (доверителя), а не у посредника (поверенного), посредник может совершать действия только на основании доверенности.

    Договор комиссии заключается только на возмездной основе. Права и обязанности по сделке возникают у посредника (комиссионера), доверенность от заказчика (комитента) не нужна.

    Агентский договор заключается только на возмездной основе. Права и обязанности по сделке могут возникать как у заказчика (принципала), так и у посредника (агента). Это зависит от условий договора.

    На чей счет поступает оплата?

    Оплата по посредническим сделкам может поступать как на счета посредника, так и на счета заказчика. Посредник может вообще не принимать никакого участия в расчетах. Поступивший товар по посредническим сделкам не приходуется на баланс поручителя, а отражается на его забалансовых счетах.

    Какой посреднический договор выгоднее заключать?

    Это зависит от отношения руководства подрядчика к клиенту. Если подрядчик не хочет, чтобы найденный им клиент знал, по какой цене заказчик оплачивает товар, услугу, работу, лучше заключить договор комиссии с участием посредника в расчетах. В этом ваш клиент не будет ничего знать и о том, что работает с заказчиком не напрямую, а через посредника. Но здесь есть определенные сложности: права и обязанности по сделке возникают у посредника, т.е. посредник должен контролировать сделку полностью со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Если же вам все равно, будет клиент знать о стоимости ваших накруток, можете заключить посреднический договор с расчетами без вашего участия. В том случае бухгалтерский учет упрощается, и часть операций по сделке, касающихся оплаты, проходит мимо вашей компании. Вы будете отражать только ваше вознаграждение.

    Бесплатная книга

    Как рассчитать отпускные правильно и успеть отдохнуть.

    Скорее в отпуск!

    Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку «Получить книгу».

    Посреднический договор и его виды

    Сервис бесплатной оценки стоимости работы

    1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
    2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

    Номер вашей заявки

    Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

    Посреднический договор и его виды

    Мировой финансовый кризис»Судьба Соединенных Штатов тесно взаимосвязана с остальным миром.

    Преимущества российских банков в том, что они.

    Организация труда в рамках отдельного трудового коллектива — это система мероприятий.

    По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется совершить за вознаграждение определенные действия по поручению другой стороны (принципала) за счет последнего.

    Отличительной особенностью агентского договора является то, что в соответствии со статьей 1005 ГК РФ он может строиться либо по модели договора поручения, либо по модели договора комиссии. Поэтому к агентскому договору применяются правила, установленные или для договора поручения, или для договора комиссии.

    Если агентский договор строится на модели договора поручения, то агент действует от имени принципала. В этом случае принципал должен выдать агенту доверенность на совершение действий, определенных договором.

    Читайте так же:  Сро минимальный пакет документов

    Если же за основу взят договор комиссии, то агент действует от своего имени.

    Агентский договор может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок.

    Согласно статье 1006 ГК РФ, принципал обязан заплатить агенту вознаграждение. Если его размер договором не определен, то, согласно пункту 3 статьи 424 ГК РФ, принципал обязан оплатить услуги агента по цене, по которой они обычно оплачиваются в сравнимых обстоятельствах.

    В процессе выполнения поручения по агентскому договору агент обязан представлять принципалу отчеты о выполнении поручения вне зависимости от того, требует этого принципал или нет. Порядок и сроки представления агентом отчетов обычно определяются договором. В случае отсутствия сроков отчеты представляются агентом по мере исполнения поручения или по окончании действия договора.

    К отчетам прилагаются документы, которые являются доказательством расходов, произведенных агентом за счет принципала.

    В соответствии со статьей 1008 ГК РФ принципал вправе или одобрить, или не одобрить действия агента, в том числе и в отношении понесенных им расходов. О своих возражениях принципал заявляет агенту в сроки, предусмотренные договором. В случае если эти сроки договором не определены, принципал сообщает о своих возражениях в течение 30 дней со дня получения отчета. Если в установленный срок принципал не представит своих возражений, отчет считается принятым.

    Существенным условием агентского договора является определение действий, которые должен совершить агент.

    После заключения агентского договора агент приобретает следующие права:

    — в целях выполнения договора агент может заключать субагентские договоры, при этом он остается ответственным перед принципалом за действия субагента;

    — отказаться от исполнения договора в случае, если он заключен на неопределенный срок.

    Теперь рассмотрим обязанности агента:

    — договором может быть предусмотрено обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичные договоры на территории, полностью или частично совпадающей с указанной в договоре;

    — в ходе выполнения поручения агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и сроки, установленные договором;

    — агентским договором может быть предусмотрена обязанность агента заключать субагентские договоры.

    Так же как и агент, принципал имеет право расторгнуть договор в случае, если он заключен на неопределенный срок.

    После заключения агентского договора на принципала возлагаются следующие обязанности:

    — договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичные договоры с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории;

    — уплатить агенту вознаграждение за оказанные услуги в размере, определенном договором.

    Глава 1. Трансформация экономического развития в современных условиях и необходимость повышения производительности и мотивации труда.
    Слово реформа (от лат. reformo) означает прогрессивное изменение каких-либо сторон жизни с целью упрочнения или спасения существующего строя. Например, реформы Петра I, Александра I, Сперанского, Витте, Столыпина. Примером ре .

    Агентский договор: понятие, характеристика и элементы

    По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

    Агент может действовать от своего имени и за счет принципала, тогда права и обязанности по сделкам, заключенным агентом с третьими лицами, приобретает агент. При действиях агента от имени принципала и за его счет субъектом прав и обязанностей является принципал, который в этом случае и является стороной в сделке.

    У агентского договора есть сходство и с договором поручения, когда поверенный заключает сделки от имени и за счет доверителя, и с договором комиссии, когда комиссионер заключает договор от своего имени, но за счет комитента.

    Предмет договора – это не только действия, порождающие юридические последствия, но и иные действия, т. е. фактические действия. Чего нет ни в договоре поручения, ни в договоре комиссии. Напр., агент не только заключает сделки, но и проводит переговоры, опросы, организует выставки, рекламные компании и т. д. Однако предметом этого договора не могут быть только фактические действия, они входят в предмет договора как дополнение к юридическим действиям.

    К предмету относится также еще одно существенное специфическое обстоятельство. Как принципал, так и агент вправе требовать ограничений действий друг друга по обслуживанию иных принципалов либо по привлечению иных агентов. Напр., включить в договор условия об ограничении действия агента или принципала в определенной сфере бизнеса, на определенной территории и т. п.

    Кроме того, действия агента носят всегда длящийся характер.

    Характеристика договора: консенсуальный, возмездный, двусторонне-обязывающий.

    В роли сторон договора могут выступать любые субъекты гражданского права. Физические лица должны быть полностью дееспособными.

    Форма договора подчиняется общим правилам о форме сделок. Если договор заключен в письменной форме и в нем отражены полномочия агента, то принципал не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо, с которым агент совершил сделку, знало об ограничении полномочий агента.

    Агентский договор порождает отношения, которые в литературе именуются особой формой представительства. Агенту, когда он должен совершать юридические действия, в том числе даже когда совершается действие от имени принципала, не требуется доверенность, даже если в договоре не расписываются подробно все полномочия, которыми наделяется агент принципалом, а формулируются полномочия в общей форме. В этом случае принципал не имеет права ссылаться при наличии спора с третьим лицом о том, что агент действовал за пределами полномочий.

    Срок договора может быть как определенный, так и неопределенный. Если срок договора не определен, то любая сторона договора вправе отказаться от его исполнения в любое время.

    • Содержание агентского договора

    Агентский договор и его виды: проблемы квалификации и правового регулирования Пузырева Александра Николаевна

    Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Пузырева Александра Николаевна. Агентский договор и его виды: проблемы квалификации и правового регулирования: диссертация . кандидата юридических наук: 12.00.03 / Пузырева Александра Николаевна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)].- Москва, 2014.- 258 с.

    Содержание к диссертации

    Глава 1. Агентский договор в системе гражданско-правовых договоров и в системе гражданского законодательства 15

    1. Общая правовая характеристика агентского договора и его место в системе гражданских договоров 15

    2. Правовые и иные источники регулирования агентских отношений и место норм об агентском договоре в системе гражданского законодательства 28

    3. Стороны агентского договора и его форма 41

    4. Содержание и исполнение агентского договора 54

    Глава 2. Правовые особенности отдельных видов агентских договоров 85

    1. Агентский договор в туристской сфере .85

    2. Агентский договор в рекламно-информационной сфере 113

    3. Агентский договор в сфере торгового мореплавания и судоходства на внутренних водных путях 138

    4. Агентский договор в сфере спорта 161

    5. Агентский договор в сфере обслуживания государственных и муниципальных ценных бумаг 178

    6. Спорные вопросы применения конструкции агентского договора в некоторых сферах 199

    Правовые и иные источники регулирования агентских отношений и место норм об агентском договоре в системе гражданского законодательства

    Анализ юридической литературы, посвященной определению места агентского договора среди гражданско-правовых договоров, позволяет сделать вывод о том, что отнесение его к группам «посреднических договоров» и «договоров оказания юридических услуг» позволяет в полной мере определить правовую характеристику данного договора. По какому бы признаку авторы не отграничивали данную группу, обычно они относят к числу посреднических сделок или договоров оказания услуг следующие гражданско-правовые договоры, поименованные в ГК РФ: агентский, комиссии, поручения.

    С нашей точки зрения, отнесение агентского договора к указанным группам характеризует его с разных сторон: c одной стороны, это договор оказания юридических услуг, с другой – это посредническая сделка. Указанные проявления агентского договора относятся к нему в совокупности, что не уменьшает их правового значения, а лишь способствует большему пониманию сути агентского договора.

    Некоторые ученые не считают необходимым обособление института агентского договора в силу того, что отношения, возникающие при его заключении, могут быть урегулированы положениями о других посреднических сделках3. Другие указывают на смешанную конструкцию агентского до 25 говора1. Третьи же выступают в поддержку выделения самостоятельного института агентирования в ГК РФ2.

    Полагаем, агентский договор представляет собой самостоятельный тип договора. Это связано с тем, что гл. 52 ГК РФ об агентировании содержит целый ряд норм, отличных от норм, закрепленных в гл. 49 и 51 ГК РФ (к примеру, о прекращении агентского договора, об ограничении агентским договором прав принципала и агента, отчете агента, применении к агентским отношениям правил о договорах поручения и комиссии и т.д.). Само появление отдельной главы в Гражданском кодексе РФ, посвященной агентированию, свидетельствует о его самостоятельности.

    Агентский договор обладает рядом конституирующих признаков, особенности данного договора проявляются, в том числе, в предмете агентского договора, источниках правового регулирования, форме, требованиях, предъявляемых к сторонам, возможности выделения самостоятельных видов агентского договора и т.д. Указанные признаки позволяют отграничить агентский договор от других посреднических сделок.

    Более того, при заключении агентского договора принципал получает возможность поручить агенту одновременно выполнение действий, как от собственного имени, так и от имени принципала. Ранее для осуществления таких действий сторонам требовалось заключать смешанный договор, теперь же такие отношения могут оформляться путем заключения агентского договора. Несмотря на то, что в предмет агентского договора могут входить как юридические, так и фактические действия, нельзя квалифицировать агентский договор как смешанный (договор поручения/комиссии и оказания услуг или подрядный договор), ибо указанные действия входят именно в предмет агентского договора1. Необходимо согласиться с авторами, полагающими, что агентский договор относится к комплексным, а не смешанным договорам. Под комплексностью данного договора правоведы понимают органическое сочетание элементов различных договоров (на основе собственных норм об агентировании), закрепленное в законодательстве2.Иными словами, конструкция агентского договора позволяет сторонам значительно упростить их взаимоотношения, обеспечивает субъектам гражданского оборота максимальную свободу выбора вариантов (способов) договорного закрепления их отношений посреднического, в том числе и представительского характера3.

    Читайте так же:  Как оформить кредит по загранпаспорту

    В связи с вышесказанным, считаем, что агентский договор занимает самостоятельную нишу, наравне с другими посредническими договорами, не совпадает с договором поручения и комиссии, а также не является для них общим.

    Еще одной особенностью агентского договора является возможность отнесения его к договорным типам, объединяющим несколько видов договоров (таким, как договоры купли-продажи, договоры аренды, подрядные договоры и др.). Каждый из видов, относящихся к агентскому договору, сохраняет сущностные, типичные черты типа, приобретая собственные видовые признаки4.

    В связи с тем, что перечисленные типы охватывают большой спектр разнообразных правоотношений, законодатель предусмотрел для видов дого 27 воров особую регламентацию с помощью специальных правил и возможности субсидиарного применения общих положений для договорных групп.

    Анализ положений Гражданского кодекса РФ позволяет определить критерии, на основании которых выделяют отдельные виды договоров в системе типов договоров. В частности, к указанным критериям можно отнести субъектный состав, форму договора, наличие специфических прав и обязанностей, сферы применения, особенности условия об одностороннем отказе, наличие публичного элемента, источники правового регулирования, процедура заключения договора, особенности ответственности и т.д.

    В соответствии с п. 4 ст. 1005 ГК РФ законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора. С нашей точки зрения, основным критерием для разграничения отдельных видов агентского договора являются сферы его применения.

    В качестве признанного вида агентского договора можно назвать договор морского агентирования, урегулированного положениями главы XIII Кодекса торгового мореплавания РФ1. Договор, заключаемый между туроператором и турагентом, предусмотренный ст. 9 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»2 сконструирован законодателем по модели агентского договора, но в то же время не квалифицирован в качестве агентского. Указание на существование агентского договора в сфере обслуживания государственного и муниципального долга предусмотрено в Бюджетном кодексе РФ3 (ст. 119).

    Содержание и исполнение агентского договора

    По нашему мнению, юридические действия, безусловно, могут включать и иные действия помимо сделок. В данном случае речь идет, например, об оформлении соответствующих прав компании в регистрирующих органах, представление ее интересов в государственных органах, судах и т.д. Данные действия могут быть предметом как договора поручения, так и договора агентирования. Представляется, что исключение данных действий из предмета агентского договора или трактовка любых юридических действий в качестве сделок необоснованны и существенно сужают сферу применения данного договора.

    Следует отметить, что предмет коммерческого агентского договора, закрепленный в законодательстве зарубежных стран в части юридических действий, конкретизирован и уточнен по сравнению с предметом агентского договора по российскому праву. Так, в Германии ( 84 ГТУ) и Швейцарии (статья 418a ШОЗ) среди юридических действий, выполняемых агентом, названо исключительно заключение сделок, в Испании (статья 1 Закона Испании об агентском договоре) — заключение сделок и совершение торговых операций, в Италии (статья 1742 ГК Италии) – заключение договоров, во Франции (ст. L.134-1 ФТК) — ограниченный перечень сделок, а именно — за-1 Щербаков А.Б. Договоры комиссии и агентирования. http://law.edu.ru (Последнее посещение – 19 апреля 2014 г.).

    2 Егоров A.B. Агентский договор: опыт сравнительного анализа законодательных и теоретических конструкций. С. 143. ключение договоров продажи, покупки, аренды, предоставления услуг. И если «заключение сделок», предусмотренное ГТУ, Законом Испании об агентском договоре, ШОЗ, охватывает широкий спектр действий и схоже с понятием «юридических действий», указанных в определении агентского договора в Гражданском кодексе РФ, то по законодательству Италии сфера действий агента сводится исключительно к заключению договоров, а в соответствии с французским законодательством, при заключении любой сделки, не поименованной в ст. L.134-1 ФТК, агентских отношений не возникает. С нашей точки зрения, положения иностранных правовых актов значительно сужают круг агентских отношений по сравнению с российским законодательством. Положения же российского Гражданского кодекса в большей степени соответствуют требованиям современного экономического оборота.

    Пожалуй, одним из самых сложных понятий, включенных в определение агентского договора, является действие фактического характера. Если выполнение юридических действий возможно и по агентскому договору, и по договору поручения, а заключение сделок возможно в рамках каждого из указанных договоров, то фактические действия входят в предмет только агентского договора. Некоторые авторы придерживаются позиции о том, что именно предмет агентского договора является признаком, отличающим агентский договор от иных посреднических сделок1.

    В литературе встречается мнение о том, что предметом агентского договора могут быть любые фактические действия. В частности, к числу фактических действий одним из авторов были отнесены действия по переработке нефти, и выдвинута позиция о том, что агентский договор может быть использован вместо комиссии с элементами подряда2.

    С нашей точки зрения, предметом агентского договора могут быть не любые фактические действия, а только фактические действия посреднического характера. При этом посреднический характер проявляется не в самой характеристике действий, осуществляемых агентом, а в направленности агентского договора, в его правовой цели. Посреднический характер относится как к действиям фактическим, так и действиям юридическим. Так, в одном из судебных дел было указано, что для квалификации договора в качестве агентского требуется наличие существенного условия о посредничестве агента между принципалом и той компанией, с которой принципал совершает какие-либо сделки. В этом и состоит отличие агентского договора от других видов договоров, например, договора возмездного оказания услуг1.

    Возникает также вопрос о возможности осуществления агентом исключительно фактических действий.

    Некоторые правоведы считают, что фактические действия могут составлять самостоятельный предмет агентского договора2. При этом они ссылаются на то, что такая возможность напрямую предусмотрена в силу принципа свободы договора, указывают на преемственность иностранного законодательства, где фактическое представительство давно рассматривается в качестве самостоятельного института.

    Аналогичная точка зрения представлена и в судебной практике. В частности, в одном из судебных дел указано следующее: довод о том, что договор не является агентским, поскольку в обязательства агента не входило совершение юридических действий, не соответствует нормам действующего законодательства, так как агентский договор, в отличие от договоров поручения и миссии, положения о которых применимы к агентскому договору, не содержит ограничительного перечня действий, которые должен совершать агент1.

    Схожая трактовка предмета агентского договора встречается и в зарубежном законодательстве. У агента есть возможность осуществлять только юридические действия или только действия фактического характера.

    С нашей же точки зрения, на данный вопрос необходимо дать отрицательный ответ, ввиду наличия тесной связи между юридическими и фактическими действиями. Более того, исходя из буквального толкования п. 1 ст. 1005 ГК РФ, агенту может быть поручено совершение «юридических и фактических» посреднических действий. Таким образом, буквальное толкование положения о предмете данного договора свидетельствует о том, что осуществление отдельно фактических действий невозможно.

    В ряде случаев агенту может быть поручено осуществление фактических действий посреднического характера, как то: поиск контрагентов, изучение рынка, предложение конкретных услуг или товаров, обеспечение взаимодействия между принципалом и его возможным контрагентом, но данным действиям в обязательном порядке должны сопутствовать действия юридические. Безусловно, указанные действия в итоге направлены на достижение полезного результата и наступления последствий правового характера. Тем не менее, они представляют ценность только в случае достижения положительного результата (а именно — осуществления какого-либо юридического действия).

    Подводя итог сказанному, считаем, что формулировка предмета агентского договора, включенная в п.1. ст. 1005ГК РФ, отвечает требованиям гражданского оборота и должна быть сохранена в неизменном виде.

    Агентский договор в сфере торгового мореплавания и судоходства на внутренних водных путях

    В связи с тем, что зачастую к основным видам деятельности медиа-агентов относятся управление средствами массовой информации, производство и реализация (распространение) радио – и телепрограмм, печатных средств массовой информации, а также рекламная деятельность, они могут эффективно исследовать рекламный рынок и привлечь максимальное число клиентов, а также предложить собственную клиентскую базу. Возможны также случаи совмещения деятельности создателя и распространителя рекламы.

    Представляется, что в настоящий момент отсутствуют какие-либо законодательные ограничения по организационно-правовым формам, в которых могут быть созданы юридические лица – медиа — агентства. Медиа-агентами могут также выступать любые физические лица или индивидуальные предприниматели. Для осуществления данного вида деятельности также не требуется получения лицензии.

    Однако на практике достаточно редко встречаются медиа-агенты – физические лица и медиа-агенты — индивидуальные предприниматели. Это связано с небольшими возможностями указанных субъектов, неспособностью конкурировать с ведущим коммуникационными агентствами.

    В силу того, что основной целью деятельности медиа-агентств является извлечение прибыли из оказания услуг, некоммерческие организации и физические лица не могут выполнять функции медиа-агентов.

    Читайте так же:  Арбитражный суд г Курска

    В существующих условиях развития медиарынка наблюдается определенная монополизация деятельности медиа-агентств. В частности, это особенно видно на примере рынка телевизионной рекламы. По заключению исследователей, в настоящее время рынок телевизионной рекламы делят между собой три основных медиаселлера: компании «Видео Интернешнл», «Газ пром Медиа» и «Алькасар»1. Такое положение дел вызывает определенное недовольство как среди других медиа-агентств, так и среди рекламодателей. В 2005 году в ФАС РФ обратилась ассоциация рекламодателей «Русбренд» с целью инициировать изучение российского рынка телевизионной рекламы с намерением определить состояние конкурентной среды. В жалобе ассоциации было указано, что рекламная группа «Видео Интернешнл» занимает доминирующее положение на рынке телевизионной рекламы2. В настоящий момент в Законе о рекламе содержатся положения, ограничивающие заключение федеральными телеканалами договоров по распространению рекламы с лицом, занимающим преимущественное положение в сфере распространения телевизионной рекламы (п.3.1. ст.14 Закона о рекламе). В законе также дано определение федерального телеканала (п.3.1. ст.14 Закона о рекламе) и определение преимущественного положения телеканала (п.3.2. ст.14 Закона о рекламе). Исходя из буквального толкования указанной нормы, заключение таких договоров по распространению рекламы невозможно как с непосредственными рекламодателями, так и с лицами, осуществляющими посреднические действия, то есть с медиа-агентами. В случае нарушения вышеуказанных пунктов, антимонопольный орган вправе выдать предписание о расторжении договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы (п.10 ст. 36 Закона о рекламе). Как видим, указанные положения нацелены на поддержание здоровой конкуренции, следовательно, аналогичные положения должны быть предусмотрены и в отношении рекламы в интернете, радиоэфире, наружной рекламе.

    Предлагаем включить следующее определение медиа-агента в ст. 3 Закона о рекламе: «медиа-агент – коммерческое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющее от собственного имени или от имени рекламораспространителя юридические и иные действия посреднического характера с целью реализации услуг рекламораспространите-ля по размещению рекламы».

    В законодательстве отсутствуют положения, касающиеся формы агентского договора в рекламно-информационной деятельности, а также не предусмотрены специальные положения по форме агентского договора в целом, поэтому при решении вопроса о форме указанного вида агентского договора можно руководствоваться общими положениями о форме сделки. В силу того, что одной из сторон данного договора является медиа-агентство, являющееся, по нашему мнению, коммерческим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, указанный договор должен быть совершен в простой письменной форме (ч.1. п.1. ст. 161 ГК РФ). Приведенный вывод подтверждается также деловой практикой. Зачастую указанные договоры оформляются в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Считаем, что необходимо включить в Закон о рекламе положение об обязательном требовании соблюдения простой письменной формы данного договора.

    Необходимо отдельно остановиться на дополнительных документах (приложениях), оформляемых сторонами данного договора. Так, в практике одного из ведущих медиа-агентств ООО «Газпром-Медиа», в качестве приложений к агентскому договору, заключаемому с рекламораспространителя-ми, оформляются: 1) стратегия формирования договорной цены (предусмотрены основные факторы, которые должны учитываться при определении стоимости услуг по распространению рекламных материалов в эфире телеканала при заключении медиа-агентством рекламных договоров с рекламодателями); 2) собственные сделки принципала (документ, закрепляющий возможности рекламораспространителя самостоятельно заключать рекламные договоры с рекламодателем, условия их заключения и действия агента, связанные с исполнением принципалом такого рекламного договора); 3) условия расчета агентского вознаграждения; 5) образцы отчета агента, акта о выпол ненных услугах, перспективной сетки вещания с рекламными блоками; образец монтажного листа (график размещения рекламных материалов); образец эфирной справки (документ, подтверждающий выход в эфир рекламных ма-териалов)

    Агентский договор в сфере обслуживания государственных и муниципальных ценных бумаг

    Погашение казначейских обязательств осуществляется Главным управлением федерального казначейства самостоятельно либо платежным агентом на основании заключенного с ним договора. В качестве платежного агента может выступать уполномоченный банк — депозитарий либо любой другой уполномоченный Министерством финансов Российской Федерации банк. В отношении банка депозитария установлено, что ими могут быть выбранные банки — агенты Министерства финансов, отобранные в соответствии со сформулированными Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критериями и имеющими депозитарий в качестве подразделения банка (п.2.1. Положения о порядке размещения, обращения и погашения

    Казначейских обязательств)1. Министерством финансов РФ в информационном сообщении о критериях отбора банков, уполномоченных на осуществление операций по финансированию на возвратной основе государственных программ2 даны разъяснения в отношении критериев отбора. В целом указанные критерии схожи с перечисленными выше критериями для агента, депозитария и организатора торговли, обслуживающих рынок государственных сберегательных облигаций.

    Перечень уполномоченных банков ежегодно формируется на конкурсной основе по результатам запросов в Центральном банке Российской Федерации о показателях деятельности коммерческих банков. При этом размер оплаченного уставного фонда (капитала) банка должен быть в размере, эквивалентном не менее 1 млн. ЭКЮ. Банк — претендент должен иметь положительные финансовые результаты деятельности (прибыли) за предыдущий год и в текущем году, положительное аудиторское заключение по итогам работы за предыдущий год.

    В федеральном законодательстве отсутствуют критерии для выбора уполномоченных банков агентов для осуществления действий с ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований. Анализ нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, а также актов муниципальных образований позволяет сделать вывод о том, что выбор уполномоченных кредитных организаций – агентов в большинстве случаев осуществляется путем проведения открытого конкурса3. Необходимо обратить внима

    ние на то, что в некоторых субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях отсутствуют положения о проведении соответствующих конкурсов, в некоторых — принятые ранее положения утратили силу и новые еще не разработаны1.

    Такое положение дел может породить ряд противоречий и неоднозначных трактовок положений законодательства, злоупотреблений со стороны уполномоченных органов исполнительной власти администраций муниципальных районов.

    В силу того, что процедура проведения конкурса для привлечения уполномоченного агента по управлению государственными ценными бумагами активно применяется в данных отношениях, представляется необходимым на законодательном уровне выработать единые квалификационные требования к участникам конкурса, перечню документов, необходимых для предоставления для участия в конкурсе. К числу квалификационных требований, полагаем, нужно отнести наличие лицензии Банка России, отсутствие нарушений налогового законодательства, отсутствие задолженности по платежам в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, наличие собственных средств, соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, выполнение обязательных резервных требований, отсутствие просроченных обязательств перед Банком России, неоплаченных расчетных документов, отнесение к категории финансово-стабильных кредитных организаций.

    В связи с этим предлагается дополнить главу 2 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 положениями о требованиях к организациям – агентам по рассматриваемому виду агентского договора. При этом, необходимо разграничить требования для кредитных организаций – агентов органов государственной власти, органов субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.

    Следует обратить внимание на то, что законодатель при определении уполномоченного банка в сфере обслуживания государственных и муниципальных ценных бумаг оперирует следующими терминами «генеральный агент» и «агент». Анализ действующего законодательства не позволяет четко разграничить данные категории.

    В одной из работ, посвященных регулированию рынка государственных ценных бумаг в иностранных государствах (в частности, Канаде), автор приходит к выводу о том, что в случае, когда все агентские функции возлагаются на один институт (чаще всего национальный эмиссионный банк или орган, осуществляющий его функции), такой институт получает статус генерального агента2. При изучении полномочий генеральных агентов и агентов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг России приходим к аналогичному выводу. Генеральному агенту поручаются все или большинство агентских полномочий.

    Подводя итог рассмотрению статуса агента по агентскому договору в сфере управления государственными ценными бумагами, можно сделать вывод о том, что им может быть индивидуальный предприниматель либо определенное юридическое лицо (коммерческая либо некоммерческая организация).