Порядок передачи выморочного имущества в муниципальную собственность

Рубрики Статьи

Наследование выморочного имущества

Среди наследников есть один, который вступает в свои права только в случае отсутствия или отказа других. Он наследует любое имущество и не имеет права отказаться от его принятия. Этим наследником выступает государство. Оно вступает в процесс наследования на особых условиях и по иным правилам.

Что говорит Гражданский кодекс?

В кодексе закреплены ситуации, в которых имущество будет признанно таковым. В общем, это полное отсутствие наследников по одной или нескольким причинам:

  • Никого из них нет в живых;
  • лишены права наследования;
  • отказались от принятия наследства, причем, безусловно;
  • никто не заявил о желании принять наследство.

Итак, выморочным признается любое имущество, причем как целое, так и его часть, которое не перешло по наследству ввиду отсутствия наследников, готовых или желающих принять его.

Как наследуется такое имущество?

Кто именно выступает наследником того или иного вида выморочного имущества, зависит от его расположения и типа:

  • субъект РФ или муниципалитет. Если объектом наследования является недвижимость, то муниципальное образование или субъект РФ, в котором она расположена, становится наследником;
  • все остальное имущество автоматически переходит в собственность РФ.

Выморочное имущество подчиняется другим правилам наследования, в отличие от другого, принимаемого наследниками.

Отличия заключаются в следующем:

  • наследование выморочного имущества возможно только после истечения срока, отведенного законами для принятия наследства;
  • государство, как наследник, не вправе отказаться от принятия выморочного имущества. Здесь значения не имеют ни его стоимость, ни его значимость и т.д.;
  • сроки по принятию выморочного имущества не закреплены в ГК РФ, а также четко не определены в других нормативно-правовых актах.

В случае с наследованием выморочного имущества о сроках вообще мало, что сказано. Нет определенного срока, по истечению которого начинается процесс признания имущества выморочным. В любом случае, пока не пройдут положенные 6 месяцев для вступления в наследство, об этом не может быть и речи. Однако по истечении этого срока сразу же может начаться процесс наследования государством выморочного имущества.

Однако может быть так, что наследование в пользу государства затянется по разным причинам.

Как оформить на себя выморочное имущество?

Что же делать, если наследник не вступил в свои права вовремя, имущество перешло государству? Неужели нельзя вернуть его обратно?

Итак, пошаговая инструкция для наследника в таком случае:

  1. Обратиться с иском в суд, в котором просить о восстановлении срока на принятие наследства.
  2. Доказать перед судом уважительность причины пропуска 6 месяцев срока.
  3. Если суд сочтет обращение обоснованным, восстановит срок для вступления в наследственные права.

В итоге выморочное имущество признано собственностью обратившегося наследника, а свидетельство о наследстве, выданное на выморочное имущество, признано недействительным.

Порядок признания имущества выморочным

После обнаружения отсутствия наследников, проводится целый спектр действий, направленных на признание имущества выморочным и определение его дальнейшей судьбы.

Процедура и порядок получения прав на принятие выморочного имущества следующие:

  1. Сотрудник органа, уполномоченного на совершение определенных действий, обращается к нотариусу или в суд для получения свидетельства или решения.
  2. Предполагаемый объем имущества передается на временное сохранение ФНС.
  3. После осуществления определенной работы, нотариус или суд предоставляет в ФНС исчерпывающий список имущества, которое можно признать выморочным.
  4. Имущество оценивается, в результате чего составляется отчет.
  5. Оно реализуется или переходит в собственность соответствующего образования.
  6. Вырученные средства перечисляются в бюджет.

Образец искового заявления

Иногда получение имущества и признание его выморочным осуществляется через суд. Это происходит, например, если лица, не являющиеся наследниками, незаконно пользовались имуществом после смерти наследодателя.

В _____суд
Истец: _______(муниципалитет)
в лице (государственный орган)
Ответчик: (Ф. И. О., адрес)

Исковое заявление о признании имущества выморочным

(Ф. И. О. ответчика) состояла в отношениях с (Ф. И. О. умершего, дата рождения) который (дата смерти) умер, при этом официальный брак зарегистрирован не был.

После его смерти открылось наследство в составе (характеристики имущества), где они проживали совместно и вели общий быт.

Ответчик также просила признать за ней в порядке наследования право собственности на указанное имущество. Данные требования не соответствуют закону.

После смерти (Ф. И. О. умершего) наследство никто не принял, так как наследников нет.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 1151, 1152 ГК РФ, прошу:

1) признать принадлежащее (Ф. И. О. собственника, в составе (характеристики имущества) выморочным имуществом;

2) признать право собственности на него (название муниципального образования);

3) обязать (Ф. И. О. ответчика) передать указанное имущество (название муниципального образования).

Реализация выморочного имущества

Зачастую выморочное имущество государством реализуется. Занимается этим Налоговая служба. Все вырученные средства переходят в государственный бюджет.

В итоге, выморочное имущество переходит в собственность государства. Однако это возможно, только если других наследников нет, или они не желают принять имущество. В случае, если наследник не сделал этого вовремя по весомой причине, а потом заявил о своих правах, у него есть все шансы вернуть имущество через суд.

Порядок передачи выморочного имущества в муниципальную собственность

Администрация Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области

РЕШЕНИЕ от 28.07.2017 № 76 д. Богданово Об утверждении Положения о порядке принятия, учета и оформления в муниципальную собственность выморочного имущества

Доступен файл документа — Загрузить

СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ГОРОЖАНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

РАМОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28.07.2017 № 76

Об утверждении Положения о порядке принятия, учета и оформления в муниципальную собственность выморочного имущества

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 125, 1151 Гражданского кодекса РФ, Уставом Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области Совет народных депутатов Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области решил:

1.Утвердить прилагаемое Положение о порядке принятия, учета и оформления в муниципальную собственность выморочного имущества.

  1. Обнародовать настоящее решение в соответствии с Уставом Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области.
  2. Настоящие решение вступает в силу со дня его обнародования.
  3. Контроль исполнения настоящего решения оставляю за собой.

решением Совета народных депутатов Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 28.07.2017 № 76

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ, УЧЕТА И ОФОРМЛЕНИЯ ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА В СОБСТВЕННОСТЬ ГОРОЖАНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ РАМОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

  1. Порядок принятия, учета и оформления выморочного имущества в собственность Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области (далее — Порядок) разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, на основании Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области в целях своевременного выявления и принятия в муниципальную собственность следующего выморочного имущества, находящегося на территории Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области:

— земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;

— доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

  1. Порядок распространяется на находящиеся на территории муниципального образования жилые помещения, в том числе квартиры, жилые дома (части жилых домов), земельные участки, а также расположенные на них здания, сооружения и иные объекты недвижимого имущества и доли в праве на них, переходящие по праву наследования по закону в собственность Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области.
  2. К жилым помещениям, земельным участкам, а также расположенным на них зданиям, сооружениям и иным объектам недвижимого имущества, переходящим в порядке наследования по закону в собственность (далее — выморочное имущество), относятся жилые помещения, земельные участки, а также расположенные на них здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества, доли в праве на них, принадлежащие гражданам на праве собственности и освобождающиеся после их смерти при отсутствии у умершего гражданина наследников как по закону, так и по завещанию, либо если никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
  3. Выявление выморочного имущества осуществляется специалистами администрации Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области (далее – администрация поселения), организациями, осуществляющими обслуживание и эксплуатацию жилищного фонда, управляющими компаниями. Иные организации и физические лица вправе информировать администрацию поселения о фактах выявления выморочного имущества.
  4. В случае выявления факта смерти гражданина, имевшего на праве собственности жилое помещение, земельный участок, долю в праве на них, находящиеся на территории муниципального образования, при отсутствии у умершего гражданина наследников, информация о выявлении выморочного имущества направляется в администрацию поселения в письменном виде.
  5. Администрация поселения в 15-дневный срок со дня получения письменной информации о наличии на территории муниципального образования выморочного имущества осуществляет осмотр внешнего состояния объекта и составляет акт его обследования.
  6. В случае возможности свободного доступа внутрь осматриваемого объекта недвижимого имущества в акте обследования отражаются сведения о внутреннем состоянии такого объекта.
  7. При наличии фактических признаков, позволяющих оценить обследованный объект как выморочное имущество, администрация поселения в 30-дневный срок со дня составления акта обследования принимает меры по установлению наследников на указанное имущество, в том числе:

а) обеспечивает размещение в местах обнародования, а также на официальном сайте органов местного самоуправления Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» объявления о необходимости явки лица, считающим себя наследником или имеющим на него права, в течение 30 дней со дня размещения объявления, с предупреждением о том, что в случае неявки вызываемого лица в отношении указанного объекта будут приняты меры по обращению его в муниципальную собственность.

б) обеспечивает получение выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества и земельный участок, на котором расположен такой объект.

в) обеспечивает получение справки органа, осуществляющего технический учет объектов недвижимости о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества.

г) обеспечивает получение выписок о наличии объекта недвижимости в реестре федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества.

  1. Оформление права на наследство и действия, направленные на регистрацию права муниципальной собственности на выморочное имущество, осуществляет администрация поселения.
  2. По истечении 6 месяцев со дня смерти собственника имущества, обладающего признаками выморочного имущества, администрация поселения подает письменное заявление нотариусу по месту открытия наследства о выдаче свидетельства о праве на наследство.
  3. Для получения свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество, администрация поселения к заявлению прилагает следующий пакет документов:

1) документы, подтверждающие полномочия заявителя,

2) документы на умершего собственника жилого помещения:

— свидетельство (справку) о смерти умершего собственника жилого помещения, выданное учреждениями ЗАГС;

— выписку из домовой книги;

3) документы, подтверждающие действия заявителя по факту установления наличия наследников, предусмотренные пунктом 6 и 9 настоящего положения;

4) документы, подтверждающие состав и место нахождения наследственного имущества:

— технический паспорт или справку о наличии, местоположении, составе, физическом износе, оценке недвижимого имущества, выданную органом, осуществляющим технический учет объектов недвижимости;

5) документы, подтверждающие право собственности наследодателя на наследственное имущество:

а) выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества;

б) справка органа, осуществляющего технический учет объектов недвижимости о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества;

в) договор о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность (при наличии);

Читайте так же:  Волгоградская область материнский капитал

г) договор купли-продажи недвижимого имущества (при наличии);

д) свидетельство о праве на наследство (при наличии);

е) постановление о предоставлении земельного участка (при наличии)

ж) и другие документы (при наличии);

  1. Исходя из особенностей конкретного наследственного дела, перечень документов, при необходимости, обусловленной федеральным законодательством, корректируется нотариусом.
  2. Указанные выше документы направляются нотариусу по месту открытия наследства для оформления свидетельства о праве на наследство.
  3. В случае отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство, по причине отсутствия необходимой информации, администрация поселения обращается с иском в суд о признании имущества выморочным и признании права муниципальной собственности на это имущество.
  4. К исковому заявлению о признании имущества выморочным и признании права муниципальной собственности на это имущество прилагается пакет документов, предусмотренный п. 12 настоящего положения.
  5. В ходе судебного рассмотрения заявления о признании имущества выморочным и признании права муниципальной собственности на это имущество могут быть представлены сведения, полученные из объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств и иное.
  6. В случае удовлетворения требования о признании имущества выморочным, а также признании права муниципальной собственности на это имущество и вступления соответствующего решения суда в законную силу администрация поселения:

1) представляет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы для государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества.

2) обеспечивает включение указанного объекта недвижимого имущества в реестр муниципального имущества.

  1. Финансирование расходов на выявление и оформление выморочного имущества в муниципальную собственность осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
  2. Дальнейшее использование выморочного имущества осуществляется в соответствии с законодательством РФ и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области.
  3. Охрану выморочного имущества и безопасность существования такого имущества для населения на период с его первоначального обнаружения и до передачи его в пользование, либо собственность третьим лицам в порядке, установленном законодательством, после оформления его в муниципальную собственность обеспечивает администрация поселения.
  4. В случае выявления имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, администрация поселения извещает об этом налоговый орган.

Молочная продукция источник белка, жира, углеводов, аминокислот, а также множество микроэлементов и витаминов. Молочные продукты снабжают нас кальцием и витамином «Д». Но, если не выполняются .

В целях исполнения пункта 2.2 протокола № ПКГ-15/51 заседания координационного совета по делам ветеранов и инвалидов Воронежской области от 25.12.2018 департаментом культуры Воронежской области .

21 февраля 2019 года в общественной

С просьбой рассказать о подготовке к весне-2019 «ГР» обратился к специалистам отдела экономики и развития сельской территории администрации района и информационно-консультационного центра АПК в .

В Рамонский лицей пришли ветераны.

Администрация Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области

Наследование выморочного имущества

Наследование выморочного имущества, как юридическая процедура, регулируется нормами ГК РФ и иными законами.

Понятие выморочного имущества и его виды

Согласно установленным правилам действующего ГК РФ, имущество наследодателя является выморочным в том случае, если отсутствуют наследники по закону – претенденты на данное имущество. Помимо физического факта отсутствия наследников, выморочное имущество появляется и в тех случаях, если:

  • все ранее существовавшие наследники, по каким-либо причинам, были лишены законного права претендовать на любое имущество из наследственной массы;
  • все наследники дали добровольный отказ на принятие наследственного имущества.

Список вышеперечисленных обстоятельств является исчерпывающим. Во всех остальных случаях выморочное имущество возникать не может.

Понятие выморочного имущества включает в себя абсолютно любые виды имущества, которое являлось собственностью наследодателя при жизни и может быть передано в качестве наследства.

Таким имуществом является движимая и недвижимая собственность, а также иные ценности – бумаги, акции, различные коллекции и т.д.

Схема наследования выморочного имущества будет несколько отличаться от стандартного порядка, однако, все основные этапы, режим и виды действий остаются неизменными.

Субъект наследования и право собственности на выморочное имущество

Выморочное имущество является особым видом собственности и занимает отдельное место в общей массе наследства. Порядок наследования, регулирования и учета выморочного имущества государством во многом будут зависеть от того, какое именно имущество образует состав наследства. Юридическая практика показывает, что, в большинстве случаев, в виде выморочного имущества выступает недвижимая собственность, а именно – жилое помещение. В таком случае, непосредственным субъектом наследования будет выступать муниципальное образование, точнее его представитель по доверенности, на территории которого было расположено недвижимое имущество. Переход выморочного имущества в собственность регулируется правилами ГК РФ.

Согласно действующему закону, наследование выморочного имущества, то есть его передачи и переход в муниципальную собственность может быть осуществлен не ранее, чем в установленный срок — 6 месяцев с даты непосредственного открытия наследства.

После того, как переход и оформление выморочного имущества в собственность муниципального образования были завершены, данное недвижимое имущество, на основании распоряжения и последующей передачи, становится на учет и включается в общий жилищный фонд социального использования. Его обратный возврат не предусмотрен. Другое выморочное имущество, например, движимое, в установленный законом срок, переходит в собственность Российской Федерации. В дальнейшем может быть осуществлена реализация выморочного имущества, денежные средства от которой, согласно закону, в установленный срок, с помощью передачи, перечисляются на счет соответствующего бюджета муниципального образования.

Отдельным пунктом в списке субъектов наследования выморочного имущества, а также его регулирования, по закону упоминаются два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Порядок и особенности наследования выморочного имущества

Установленный законом порядок наследования и регулирования при выморочном имуществе несколько отличается от обычной схемы. Основные особенности наследования выморочного имущества заключены, прежде всего, в том, что оно может быть унаследовано исключительно по закону. При наличии завещания, движимое и недвижимое имущество не может быть выморочным, так как оно изначально было завещано другим лицам и его возврат государству является невозможным.

Принятие выморочного имущества и его оформление в собственность государством по закону может быть как судебным, так и внесудебным.

Внесудебный режим предполагает обращение в нотариальный орган, подачу соответствующего заявления и последующее признание права собственности. Однако до обращения, муниципальное образование должно подтвердить тот факт, что данное движимое либо недвижимое имущество действительно является выморочным.

Судебный порядок является необходимой правовой мерой в том случае, если подтверждению выморочности той или иной собственности препятствуют определенные обстоятельства и проблемы.

В большинстве случаев, представитель муниципального образования обращается в суд по доверенности, преследуя две основные цели: признание имеющегося имущества выморочным и одновременное оформление его в собственность муниципального органа.

При этом основополагающим фактором является именно признание выморочности того или иного наследства, так как только после данной процедуры по закону допускается оформление права собственности на движимое и недвижимое имущество.

Еще одной особенностью при наследовании выморочного имущества по закону является тот факт, что на него не может быть распространен срок исковой давности. То есть, представитель муниципального образования по доверенности может абсолютно в любой момент обратиться к нотариусу, подав соответствующее заявление о признании права собственности. При этом нотариус по закону не имеет права выдавать отказ на том основании, что допустимый срок давности является пропущенным.

Проблемы наследования выморочного имущества и отказ от наследования

Отказ от наследования обычного имущества, не являющегося выморочным, является достаточно обычной и распространенной практикой. Однако по закону, отказ от принятия выморочного имущества государством не является допустимым. Это значит, что выморочное имущество рано или поздно автоматически становится правовой собственностью субъекта РФ, либо муниципального образования. Наследование выморочного имущества может быть осуществлено только после того, как пройдет установленный срок для вступления в наследство. Государство не может дать свой отказ на принятие наследства вне зависимости от конкретной стоимости данного наследства, от его значимости и т.д.

Порядок наследования и учета выморочного имущества регулируется текущим законодательством РФ. Основные проблемы наследования выморочного имущества заключаются в отсутствии достаточного количества юридической практики в данном вопросе. Выморочное имущество является достаточно специфическим типом правовой наследственной собственности. Огромное количество проблем возникает еще при признании и подтверждении факта выморочности.

Помимо этого, серьезные трудности могут возникнуть и в таких ситуациях, когда наследник – физическое лицо, не вступил вовремя в установленные сроки в свои наследственные права, и движимое либо недвижимое имущество перешло в категорию выморочного. Причины такой ситуации могут быть достаточно банальны, например, лицо просто не знало о факте открытия наследства по закону, соответственно срок давности был пропущен не по вине наследника. Результатом этого становится отказ во вступлении в наследственные права и возврат искового заявления обратившегося лица.

Образец иска о признании имущества выморочным

Нередко правовой режим выморочного имущества необходимо подтверждать в судебном порядке. Его признание таковым может быть осуществлено только после того, как подтвердился факт отсутствия потенциальных наследников умершего наследодателя. В суд может обратиться представитель заинтересованного лица по доверенности – как правило, в роли него выступают работники муниципальных органов. Форма и содержание доверенности должны полностью отвечать действующим требованиям. При несоответствии доверенности установленным нормативам, суд может осуществить возврат и вынести отказ в принятии иска.

Исковое заявление о признании выморочности имущества подается в письменном виде после того, как истек срок давности, в который наследники могли заявить о себе.

Образец искового заявления следует предварительно изучить, иначе суд может вынести правовой отказ в принятии иска. Отказ может быть вынесен по причине нарушения установленной формы документа, либо его подачи не в тот судебный орган. Образец иска содержит все необходимые сведения, которые должны указываться в документе.

В заявлении следует указать причину обращения в суд, подробно описать имущество, которое требуется признать выморочным. Данные об имуществе должны быть изложены в полном объеме. Помимо этого, обязательно следует разъяснить суду сложившуюся ситуацию, при которой у умершего наследодателя не осталось ни одного наследника. Например, если кто-то из наследников был признан государством недостойным, о данном факте обязательно следует упомянуть, включив в текст дату признания и номер судебного решения или распоряжения. Здесь же обязательно следует разъяснить причины и указать все сроки давности.

В конце иска нужно указать одно либо несколько требований, например, признание выморочности имущества и последующее оформление права собственности на данное выморочное имущество. Если все действия истца были произведены верно, суд меняет правовой режим имеющегося наследства на выморочное. В противном же случае судебный орган может вынести свой отказ, не меняя имеющийся режим имущества. Данный отказ может быть оспорен государством в установленный срок давности.

Регламент действий по учету и оформлению выморочного имущества в муниципальную собственность

Регламент действий по учету и оформлению выморочного имущества в муниципальную собственность

1. Общие положения

Настоящий регламент разработан в целях упорядочения учета, сохранности, оценки и реализации выморочных жилых помещений, переходящих в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования и определяет последовательность действий органов местного самоуправления при оформлении права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде расположенных на территории МО жилых помещений.

1.1. Положение распространяется на находящиеся в пределах МО жилые помещения, в том числе отдельные квартиры, комнаты в коммунальных квартирах, жилые дома (части жилых домов) и доли в праве на них, переходящие по праву наследования в собственность муниципального образования.

1.2. К жилым помещениям, переходящим по праву наследования в собственность МО по закону (далее по тексту — выморочное имущество), относятся жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности и освобождающиеся после их смерти при отсутствии у умершего гражданина наследников по закону и по завещанию, либо если никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, а также, если имущество завещано МО или передано в собственность МО по решению суда.

Читайте так же:  Кассационная жалоба может быть подана на решения

2. Порядок оформления документов на выморочные жилые помещения, переходящие в порядке наследования в собственность МО

2.1. Управляющая компания, осуществляющая обслуживание и эксплуатацию жилищного фонда, иные организации и физические лица в 30- дневный срок со дня выявления факта смерти гражданина, имевшего жилое помещение на праве собственности, находящееся на территории МО, при отсутствии у умершего гражданина наследников направляют письменное заявление в администрацию .

2.2. Организация, осуществляющая обслуживание и эксплуатацию жилищного фонда, управляющая компания при получении сведений о смерти собственника жилого помещения принимают меры по охране помещения.

2.3. Для получения свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество администрация в лице комитета имущественных и земельных отношений администрации собирает следующие документы, направляя запросы в соответствующие органы и организации:

— свидетельство (справку) о смерти, выданное учреждениями ЗАГС;

— выписку из домовой книги и финансово-лицевою счета;

— выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту — Реестр), удостоверяющую внесение в Реестр записи о праве собственности умершего гражданина на жилое помещение.

2.4. Указанные выше документы, а также технический паспорт и справка БТИ о стоимости или отчет о независимой оценке выморочного имущества направляются нотариусу по месту открытия наследства для оформления свидетельства о праве на наследство.

2.5. В случае отказа в предоставлении документов по причине отсутствия необходимой информации администрация мо обращается с иском в суд о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество.

2.6. Комитет имущественных и земельных отношений администрации:

— готовит проект распоряжения администрации о приеме в муниципальную собственность и включении в состав имущества муниципальной казны выморочного имущества после выдачи нотариусом свидетельства о праве на наследство по закону или после получения решения суда о передаче в собственность МО выморочного имущества;

— обращается в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение.

3. Учет объектов выморочного имущества

3.1. Сведения по жилым помещениям, являющимся выморочными, право собственности на которые зарегистрировано за МО, вносятся в реестр муниципального имущества.

3.2. Копия свидетельства о государственной регистрации права собственности направляется в комиссию по решению жилищных вопросов администрации района для дальнейшего распределения жилых помещений в соответствии с действующим законодательством.

Об утверждении Административного регламента по исполнению муниципальной функции «Реализация мероприятий по оформлению прав муниципального образования на выморочное имущество»

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010) Администрация … постановляет:

1. Утвердить Административный регламент по исполнению муниципальной функции «Реализация мероприятий по оформлению прав муниципального образования на выморочное имущество» согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации …

2. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПО ИСПОЛНЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ «РЕАЛИЗАЦИЯ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО»

1. Общие положения

1.1. Настоящий Административный регламент определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) при исполнении муниципальной функции по реализации мероприятий по оформлению прав муниципального образования на выморочное имущество.

1.2. Уполномоченным органом по исполнению муниципальной функции является комитет по управлению муниципальным имуществом (далее — Комитет).

Комитет при осуществлении муниципальной функции взаимодействует с:

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;

филиалом ФГУП «Ростехинвснтаризация — Федеральное БТИ»;

отделами ЗАГС; нотариусами.

1.3. Исполнение муниципальной функции осуществляется в соответствии

Гражданским кодексом Российской Федерации,

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

. иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и органа местного самоуправления.

1.4. Результатом исполнения муниципальной функции является государственная регистрация права собственности муниципального образования на объект недвижимого имущества.

1.5. В целях оформления прав муниципального образования на выморочное имущество лицо (его уполномоченный представитель) (далее — заявитель), обладающее информацией об объекте, имеющем признаки выморочного имущества, расположенном на территории муниципального образования, направляет в Комитет письменное обращение (заявление) с указанием данных, позволяющих идентифицировать объект.

Письменное обращение (заявление) также должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) обратившегося физического лица (полное наименование юридического лица), контактный телефон, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, суть заявления, личную подпись (подпись уполномоченного представителя) и дату.

В случае необходимости подтверждения своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению необходимые документы либо их копии.

2. Требования к порядку исполнения муниципальной функции

2.1. Информирование об исполнении муниципальной функции осуществляется:

непосредственно в помещениях Комитета; путем размещения информации на ..;

с использованием средств телефонной и факсимильной связи.

Место нахождения и справочный телефон Комитета:

На официальном интернет-сайте Администрации размещаются следующие материалы:

перечень нормативно-правовых документов по исполнению муниципальной функции;

текст Административного регламента.

На информационном стенде Комитета размещается следующая информация:

перечень нормативно-правовых документов по исполнению муниципальной функции;

текст Административного регламента; порядок исполнения муниципальной функции; образец заявления.

При ответах на телефонные звонки и устные обращения специалист отдела по управлению имуществом муниципальной собственности, в чьи должностные обязанности входит исполнение данной функции (далее — специалист), подробно и в вежливой (корректной) форме информирует обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчества и должности специалиста, ответившего на телефонный звонок.

Информация о ходе исполнения муниципальной функции доводится специалистом при личном контакте с заявителем, а также с использованием почтовой, телефонной связи.

Специалист предоставляет консультации по следующим вопросам: о процедуре исполнения муниципальной функции;

о перечне документов, необходимых для исполнения муниципальной функции;

о времени приема заявлений и сроке исполнения муниципальной функции; о порядке обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе исполнения муниципальной функции. Основными требованиями к информированию заявителей являются: достоверность предоставляемой информации; четкость в изложении информации; полнота информирования;

наглядность форм предоставляемой информации; удобство и доступность получения информации; оперативность предоставления информации.

При невозможности специалиста самостоятельно ответить на поставленный вопрос он должен переадресовать вопрос другому специалисту либо сообщить телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

Если поставленные вопросы не входят в компетенцию Комитета, специалист информирует посетителя о невозможности предоставления сведений и по возможности сообщает название органа, в компетенцию которого входят ответы на поставленные вопросы.

В случае если гражданин не удовлетворен информацией, предоставленной ему при личном обращении или по телефону, специалист предлагает ему подготовить письменное обращение по интересующим его вопросам.

Письменный запрос для получения консультации может быть направлен по почте, посредством факсимильной связи либо доставлен в Комитет лично заявителем или уполномоченным им лицом.

2.2. Муниципальная функция исполняется постоянно.

В случае письменного обращения срок исполнения муниципальной функции составляет 30 календарных дней со дня рег истрации заявления.

Продолжительность индивидуального устного информирования каждого заявителя составляет не более 10 минут.

2.3. Здание Комитета (далее — здание), в котором ведется прием заявителей, должно быть оборудовано входом, обеспечивающим свободный доступ заявителей в помещение. Вход в здание Комитета оборудуется информационной табличкой, содержащей его наименование.

2.3.1. Место, предназначенное для ознакомления заявителей с информационными материалами, должно быть оснащено:

стульями и столами для возможности оформления документов.

2.3.2. На информационных стендах размещается следующая информация: извлечения из законодательных и иных нормативно-правовых актов,

регулирующих вопросы, связанные с исполнением муниципальной функции;

перечень документов, необходимых для исполнения муниципальной функции;

образцы оформления упомянутых документов и требования к ним; текст административного регламента.

2.3.3. Рабочие места специалистов оснащаются табличками с указанием фамилии, имени, отчества и должности.

2.3.4. Каждое рабочее место специалистов должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим устройствам.

3. Административные процедуры

3.1. Исполнение муниципальной функции включает в себя следующие прием и регистрация заявления и представленных документов; сбор информации об объекте;

обращение в суд с иском об установлении факта выморочности имущества; направление документов нотариусу для оформления свидетельства о наследстве;

направление ответа заявителю (в случае письменного обращения лица, обладающего информацией об объекте);

подготовка проекта постановления о приеме в муниципальную собственность выморочного имущества;

регистрация права муниципальной собственности на выморочное имущество.

3.2. Основанием для начала административной процедуры «Сбор информации об объекте» является подготовка специалистом необходимых запросов в соответствующие государственные органы с целыо получения следующих документов:

свидетельства (справки) о смерти, выданного учреждениями ЗАГС;

выписки из домовой книги;

копии финансового лицевого счета;

выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей внесение в реестр записи о праве собственности умершего гражданина на жилое помещение;

технического паспорта, а также справки филиала ФГУГ1 «Ростехиивентаризация — Федеральное БТИ» о стоимости или отчета о независимой оценке выморочного имущества.

Расходы на подготовку документов производятся за счет средств бюджета города.

Максимальный срок выполнения действия — пять рабочих дней.

В случае письменного обращения лица, обладающего информацией об объекте, документы, направленные в Комитет почтовым отправлением или полученные при личном обращении заявителя, регистрируются сотрудником отдела управления делами Комитета в порядке делопроизводства.

После регистрации заявление с комплектом документов передается в порядке делопроизводства заместителю главы Администрации — председателю Комитета. Заместитель главы Администрации — председатель Комитета накладывает резолюцию и передает заявление с комплектом документов заместителю председателя Комитета, курирующему исполнение муниципальной функции.

Максимальный срок выполнения действия составляет один рабочий день.

Заместитель председателя Комитета в соответствии со своей компетенцией передает заявление с комплектом документов начальнику отдела но управлению имуществом муниципальной собственности, на который возложено исполнение муниципальной функции. Начальник отдела отписывает поступившее заявление для рассмотрения и ответа заявителю специалисту, в чьи должностные обязанности входит исполнение данной функции.

Максимальный срок выполнения действия составляет один рабочий день.

3.3. Основанием для начала административной процедуры «Направление документов нотариусу для оформления свидетельства о наследстве» является получение специалистом документов, перечисленных в .

Специалист в течение пяти рабочих дней после получения документов обобщает информацию и направляет нотариусу для оформления свидетельства о наследс тве.

3.4. В случае отказа в предоставлении документов по причине отсутствия необходимой информации Комитет обращается с иском в суд о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество. Основанием для начала административной процедуры «Направление ответа заявителю (в случае письменного обращения лица, обладающего информацией об объекте)» является получение информации о наличии/отсутствии собственника рассматриваемого объекта. Специалист готовит ответ об отказе в исполнении муниципальной функции в случае выявления собственника или промежуточный ответ о действиях Комитета и направляет его заявителю.

3.5. Основанием для начала административной процедуры «Подготовка проекта постановления о приеме в муниципальную собственность выморочного имущества» является выдача нотариусом свидетельства о праве на наследство по закону или получение решения о передаче в собственность муниципального образования выморочного имущества.

3.6. Основанием для начала административной процедуры «Регистрация права муниципальной собственности на выморочное имущество» является подписание постановления о приеме в муниципальную собственность выморочного имущества. Специалист проводит мероприятия по регистрации права муниципальной собственности с последующим включением объекта в реестр объектов недвижимости муниципальной собственности.

4. Порядок и формы контроля за исполнением муниципальной функции

4.1. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами положений настоящего регламента и иных законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению муниципальной функции, а также принятием решений должностными лицами осуществляет председатель Комитета, а в отсутствие председателя Комитета — заместитель председателя Комитета.

4.2. Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения должностными лицами положений настоящего регламента и иных законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению муниципальной функции.

4.3. Контроль за полнотой и качеством исполнения муниципальной функции включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащие жалобы на решения, действия (бездействия) должностных лиц отдела.

4.4. По результатам проведения проверок в случае выявления нарушений прав заявителей осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Приказ по вич инфекции 424

5. Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, а также принимаемых ими решений при исполнении муниципальной функции

5.1. Порядок досудебного обжалования

Предметом досудебного обжалования могут являться действия (бездействие) и решения, принятые должностным лицом в ходе исполнения муниципальной функции на основании настоящего регламента.

5.1.1. Заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) и решения, принятые в ходе исполнения муниципальной функции должностным лицом, обратившись устно или письменно к председателю Комитета либо главе Администрации

5.1.2. Основанием для начала процедуры досудебного обжалования является поступление письменного или устного обращения с жалобой на действия (бездействие) и решения, принятые в ходе исполнения муниципальной функции на основании настоящего регламента (далее — жалоба).

5.1.3. В письменной жалобе указываются: фамилия, имя, отчество заинтересованного лица; полное наименование юридического лица (в случае обращения организации); контактный почтовый адрес; предмет жалобы; личная подпись заинтересованного лица.

Письменная жалоба должна быть написана разборчивым почерком, не содержать нецензурных выражений.

Письменная жалоба должна быть рассмотрена в течение 15 рабочих дней с даты поступления жалобы в Комитет.

5.1.4. Прием граждан председателем Комитета осуществляется по утвержденному графику.

Специалист проводит прием граждан в соответствии с режимом работы отдела.

5.1.5. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в журнале личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

5.1.6. Заявителю направляется сообщение о принятом решении и действиях, проведенных в соответствии с принятым решением, в течение 15 рабочих дней после принятия решения.

5.1.7. Письменные жалобы не рассматриваются в следующих случаях:

в жалобе не указаны фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи текст жалобы не поддается прочтению, о чем сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению, а также сообщается по телефону или факсимильной связи, по электронной почте (при наличии такой информации, и если указанные данные поддаются прочтению);

жалоба повторяет текст предыдущего обращения, на которое заинтересованному лицу давался письменный ответ по существу, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства.

В случае поступления такой жалобы заинтересованному лицу направляется уведомление о ранее данных ответах или копии этих ответов.

5.1.8. Обращения заинтересованных лиц, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.

5.1.9. Результатом досудебного обжалования является принятие необходимых мер (исполнение муниципальной функции и (или) применение мер ответственности к сотруднику, ответственному за действие (бездействие) и решение, принятое в ходе исполнения муниципальной функции) и направление письменных ответов заинтересованным лицам.

5.2. Порядок судебного обжалования

Действия (бездействия) и решения, принятые в ходе исполнения муниципальной функции, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Порядок принятия, учета и оформления в муниципальную собственность выморочного имущества

1. В порядке наследования по закону в собственность МО переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:

а) жилое помещение;

б) земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;

в) доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества;

(далее — выморочное имущество).

2. В случае выявления факта смерти гражданина, имевшего на праве собственности выморочное имущество, при отсутствии у умершего наследников либо при наличии фактов, свидетельствующих об их отсутствии, управление ЖКХ, территориальное управление, отдел муниципального контроля направляет служебную записку в Комитет.

3. Организации, осуществляющие обслуживание и эксплуатацию жилищного фонда в населенных пунктах городского округа, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и иные соответствующие организации, а в отношении жилых помещений частного сектора — территориальные управления, в срок после 6 месяцев со дня смерти гражданина, имевшего жилое помещение на праве собственности, письменно уведомляют Комитет о возможном отсутствии наследников.

4. Комитет в 15-дневный срок со дня получения письменной информации о наличии на территории городского округа выморочного имущества совместно с представителями соответствующего территориального управления, управления ЖКХ, а также отдела муниципального контроля осуществляет осмотр внешнего состояния объекта и составляет акт обследования по форме, прилагаемой к настоящему положению.

5. В случае возможности свободного доступа внутрь осматриваемого объекта недвижимого имущества в акте обследования отражаются сведения о внутреннем состоянии такого объекта.

6. При наличии фактических признаков, позволяющих оценить обследованный объект как выморочное имущество, Комитет в 30-дневный срок со дня составления акта обследования принимает меры по установлению наследников на указанное имущество, в том числе:

а) обеспечивает размещение в средствах массовой информации объявления о необходимости явки лица, считающего себя наследником или имеющим на него права, в течение 1 месяца со дня публикации объявления, с предупреждением о том, что в случае неявки вызываемого лица в отношении указанного объекта будут приняты меры по обращению его в муниципальную собственность;

б) обеспечивает получение выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества и земельный участок, на котором расположен такой объект;

в) обеспечивает получение выписки из реестровой книги, выданной органом, осуществляющим технический учет объектов недвижимости, о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества и земельный участок, на котором расположен такой объект;

г) направляет запросы в органы учета государственного и федерального имущества о наличии объекта в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации, о правовой принадлежности объекта;

д) принимает меры к получению сведений из Государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества.

7. По истечении 6 месяцев со дня смерти собственника имущества, обладающего признаками выморочного имущества, Комитет подаст письменное заявление нотариусу по месту открытия наследства о выдаче свидетельства о праве на наследство.

8. Для заведения наследственного дела на выморочное имущество к заявлению прилагается следующий пакет документов:

1) документы, подтверждающие полномочия заявителя;

2) документы на умершего собственника жилого помещения:

а) справка органа или организации, на которые возложены функции но регистрации граждан по месту постоянного проживания, либо домовая книга;

б) свидетельство о государственной регистрации смерти или справка органа ЗАГ С о реестровой записи о смерти;

3) документы, подтверждающие действия заявителя по факту установления наличия наследников, предусмотренные настоящим положением;

4) документы, подтверждающие состав и место нахождения наследственного имущества:

а) технический и (или) кадастровый паспорта;

б) справка о наличии, местоположении, составе, физическом износе, оценке недвижимого имущества, выданная органом, осуществляющим технический учет объектов недвижимости;

5) документы, подтверждающие право собственности наследодателя на наследственное имущество:

а) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества;

6) кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества;

в) выписка из реестровой книги, выданная органом, осуществляющим технический учет объектов недвижимости, о зарегистрированных правах па объект недвижимого имущества;

г) договор о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность (при наличии);

д) договор купли-продажи недвижимого имущества (при наличии);

е) свидетельство о праве на наследство (при наличии);

ж) постановление о предоставлении земельного участка (при наличии);

з) и другие документы (при наличии).

9. Перечень документов может быть скорректирован нотариусом, исходя из особенностей конкретного наследственного дела.

10. В случае отказа нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство либо отказа в заведении наследственного дела на выморочное имущество в связи с отсутствием возможности представления необходимых документов, Комитет обращается в суд с иском о признании имущества выморочным и признании права муниципальной собственности на это имущество.

11. К исковому заявлению о признании имущества выморочным и признании права муниципальной собственности на эго имущество прилагается пакет документов, предусмотренный п. настоящего положения.

12. В ходе судебного рассмотрения заявления о признании имущества выморочным и признании права муниципальной собственности на это имущество могут быть представлены сведения, полученные из объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств и иное.

13. В случае удовлетворения требования о признании имущества выморочным, а также признании права муниципальной собственности на это имущество и вступления соответствующего решения суда в законную силу Комитет:

1) обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества;

2) после получения свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности Комитет готовит проект постановления администрации о включении объекта в реестр муниципального имущества;

3) в 3-дневный срок обеспечивает включение указанного объекта недвижимого имущества в реестр муниципального имущества.

14. Дальнейшее использование выморочного имущества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа.

15. Охрану выморочного имущества и безопасность существования такого имущества для населения округа на период с его первоначального обнаружения и до передачи его в пользование либо собственность третьим лицам в порядке, установленном законодательством, после оформления его в муниципальную собственность обеспечивает управление ЖКХ.

Принятие выморочного имущества в муниципальную

1. В соответствии с действующим законодательством выморочное имущество в виде расположенного на территории МО жилого помещения (в том числе жилых домов и их частей) переходит в порядке наследования по закону в муниципальную собственность МО

2. Документом, подтверждающим право муниципальной собственности МО на наследство, является свидетельство о праве на наследство, выдаваемое нотариальным органом. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.

3.1. Готовит проекты постановлений администрации о приеме выморочного имущества в муниципальную собственность МО, которые должны содержать указание зачислить в муниципальную собственность МО указанное имущество, указание по дальнейшему использованию и внесению его в Единый реестр муниципальной собственности муниципального образования

.3.2. Обеспечивает государственную регистрацию права муниципальной собственности МО на выморочное имущество в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Выморочное имущество в виде расположенных па территории поселения жилых помещений (в том числе жилых домов и их частей), право собственности па которое зарегистрировано в установленном порядке, включается в жилищный фонд социального использования.