Полномочия помощника депутата областной думы

Рубрики Статьи

Какие льготы есть у помощников депутатов – разбирались в ВС

Обладают ли помощники депутатов Госдумы на общественных началах правом на бесплатный проезд в поездах и междугородных автобусах? Или это могут делать только помощники, работающие по трудовому договору? Мнения разошлись, и вопросом решила заняться Коллегия Верховного суда по экономическим спорам.

В Омской области были уверены, что помощники депутатов Госдумы на общественных началах имеют право на бесплатный проезд в поездах дальнего следования. И двое таковых наездили там за год (с октября 2013-го по ноябрь 2014-го) на сумму 37 979 руб. Однако в Аппарате Госдумы РФ возмещать расходы «Федеральной пассажирской компании» (далее – ФПК) отказались.

ФПК отправилась добиваться компенсации в Арбитражный суд Омской области (№ А46-4843/2015), но в трех инстанциях дело проиграла. Закон не предусматривает льготу на перевозку для помощников депутатов на общественных началах, решили суды. Правом бесплатного проезда, по их мнению, обладают только помощники, работающие по трудовому договору.

Спором по жалобе ФПК захотела заняться Коллегия Верховного суда РФ по экономическим спорам (КЭС), и центральной темой обсуждения на заседании ВС 19 сентября стал вопрос о том, как нужно правильно толковать ст. 39 Закона о статусе депутатов. Именно эта норма (п. 2 пп. «в») наделяет помощников депутатов правом бесплатного проезда в поездах и междугородных автобусах, но каких именно помощников – не уточняет.

Представитель ФПК Арина Осипова настаивала в ВС на том, что льгота распространяется на всех. Такой вывод, по ее словам, можно сделать из системного анализа ст. 39. Так, в ее п. «г», где регламентируется право помощников пользовать залами вокзалов для официальных лиц и делегаций, прямо указано, что помощники на общественных началах такой возможностью не обладают. И если бы законодатель хотел лишить их и права на бесплатную перевозку, то также отдельно прописал это в законе.

Председательствующий судья Олег Шилохвост поинтересовался, предоставляют ли филиалы ФПК из других регионов такие льготы и получают ли в итоге возмещение. На это последовало уверенное «да». «Вопрос о компенсации даже не встает. Госдума РФ возмещает все во внесудебном порядке», – говорила Осипова.

Впрочем, эту информацию опровергла в ВС представитель Аппарата Госдумы РФ. По ее словам, «никаких таких возмещений» в настоящее время нет. А понимать закон, на ее взгляд, надо иначе – не так «широко», как ФПК. «Когда мы пытаемся анализировать и смотреть законодательство, мы смотрим не только на одну норму», – поясняла юрист. Так, согласно ст. 37 этого же закона «общественные» помощники не являются госслужащими, обосновывала свою позицию представитель Госдумы, а поездка на поезде – это ведь служебная командировка.

– Вот в одном из подпунктов п. 2 ст. 39 говорится о праве помощников пользоваться залами для делегаций. И закон почему-то содержит оговорку, что это право не распространяется на помощников на общественных началах. Вот как с этой точки зрения закон толковать? – уточнил у юриста Госдумы судья Шилохвост.

– Мы говорим о статье 37…

– Вам задают вопрос о законодательной технике. Толкование свидетельствует о чем?

Но пояснить как-то ситуацию юрист не смогла. Это попыталась сделать ее коллега – представитель Минфина РФ Наталья Ткаченко. В закон неоднократно вносили изменения, говорила она, и, может быть, его надо переписать, чтобы он был более «гладким». «Мы рады, что дело дошло до Верховного суда», – поделилась юрист: будет дано толкование, которое смогут использовать другие суды.

И, видимо, такое толкование последует. КЭС, недолго посовещавшись, все акты нижестоящих судов отменила, а спор отправила на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Как стать помощником депутата. Недорого

Перед осенними выборами в Госдуму в России активизировались ничего не значащие курсы ассистентов парламентариев

Должность «помощник депутата» звучит статусно и успешно. Многие не отказались бы от такой карьеры, к тому же в народе бытует мнение, что депутаты ничего не делают, только нажимают кнопки и получают кучу денег. Соответственно, и помощники их заняты тем же, да и стать им, должно быть, гораздо проще, чем непосредственно законодателем. Когда есть спрос, появляется и предложение. Недавно при Московском городском университете управления правительства Москвы был запущен проект «Корпус подготовки помощников депутатов Государственной Думы и Федерального Собрания Российской Федерации».

Как отметили организаторы, после выборов в новый созыв Государственной Думы новоиспечённым депутатам понадобятся десятки помощников, которых днём с огнём не сыщешь. А тут как раз они со своей уникальной программой — всего за 72 часа занятий опытные преподаватели обучат вас всему, что должен знать помощник законодателя. Это документооборот, делопроизводство, необходимые правовые знания и даже психологический тренинг по работе с недовольными гражданами. Разработка учебной программы была заказана юридическим центром «Шёлковый путь», заказчики лично продвигали свой проект на его презентации, рассказывая о программе и отвечая на вопросы.

«Выборы 2016 года — это окно возможностей, которые надо использовать. Потенциальный запрос на помощников только по Государственной Думе составляет 20 тысяч человек», — сказал президент «Шёлкового пути» Михаил Боровский. Он подчеркнул, что мастер-класс может быть полезен для предпринимателей, в перспективе желающих расширить сферу своего влияния, продвигая выгодные для их бизнеса законы через Государственную Думу.

Всем, кто проявил заинтересованность в проекте и пришёл на презентацию, была обещана скидка с 35 до 29 тысяч рублей. Как жаль, что журналистам не обещали послаблений в цене! Впрочем, особого ажиотажа не наблюдалось — презентацию в МГУУ посетило около двух десятков человек. Приглашены были и действующие помощники депутатов, которые как на духу рассказали о своей работе.

«Как и любая профессия, помощник депутата — это призвание, если душа к этому не лежит, то эффективно работать не получится, — сказал помощник члена Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Николая Антошкина Алексей Кучеров. — Это тяжелейшая работа, весь день можно провести в дороге и встречах, а потом тебя будет ждать высокая стопка документов на столе с обращениями граждан. Все их необходимо изучить, отсеять безумные предложения и по каждому отчитаться перед вашим парламентарием».

Это было хоть и правдиво, но не совсем то, что нужно организаторам для продвижения их продукта. Они тут же поспешили заверить, что всё не так уж мрачно, и даже если помощником депутата устроиться не получится, то новые навыки будут вам в любом случае полезны. Образовательная часть курсов подкреплена разработкой государственного вуза, однако по поводу самого важного — перспектив трудоустройства — ничего внятного от организаторов услышать не удалось. Кроме разве что идеи создания сайта с рейтингом выпускников и приглашения на встречи с депутатами, где придётся самому предлагать свои услуги потенциальным работодателям.

«Никаких гарантий и быть не может», — подтвердили «Парламентской газете» в Управлении государственной службы и кадров Аппарата Совета Федерации. Также кадровики рассказали, что на работу помощников берут только по рекомендациям самих сенаторов. Единственное требование, которое установлено, — наличие высшего образования, без него на государственную службу устроиться по закону нельзя. Аналогичная система действует и в Государственной Думе.

Московский проект юридического центра «Шёлковый путь» по обучению помощников не так уж оригинален, как его представили разработчики. За десять минут поисков в Сети можно найти с десяток аналогичных курсов в разных городах страны. Причём обучить обещают быстрее и дешевле, чем в столице. Как написано на сайте подобного челябинского проекта, вы прекрасно освоите «устройство законАдательной власти РФ» (орфография сайта сохранена) и станете квалифицированным помощником парламентария всего за 25 часов.

Но самое выгодное предложение делает Артём Митин, который, как ни удивительно, является муниципальным депутатом московского района Митино. Его курс обойдётся вам в 950 рублей, согласитесь, дешевле только даром! Однако проекты вам ничего не обещают, дают лишь знания, с которыми вам надо пробиваться дальше, самим обретая связи с парламентариями и сенаторами. Аргумент организаторов подобных курсов таков: с учётом региональных законодательных собраний в стране тысячи депутатов, и каждому нужны десятки помощников, а специально на помощника законодателя нигде не обучают.

По закону парламентарий Федерального Собрания может иметь до пяти штатных помощников, при этом в Думе работает не больше двух, остальные — в регионах. Также можно завести себе до 40 помощников на общественных началах.

Вторая замануха после мнимой легкодоступности профессии — это высокий оклад. Всего на зарплату штатным помощникам по Закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выделяется фонд в 165 тысяч рублей, но это на всех. Так что после раздела зарплаты получаются совсем небольшие. Есть, конечно, парламентарии, которые приплачивают помощникам из своего кармана, но это частные случаи.

Естественный отбор

«Все новые депутаты ищут именно опытных людей, просто так со стороны никто помощников не берёт, — рассказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов. — Иногда даже бывшие депутаты остаются работать помощниками — прецеденты существуют. Люди, которые приходят из бизнеса, как правило, приводят ассистентов из своих структур. И последний важный источник помощников — это аппарат партии депутата. Если кто-то думает, что придёт со справкой об окончании каких-то курсов и с ним будут разговаривать, то он глубоко ошибается».

Читайте так же:  Белоусов вМ Пособие

Для помощника особенно важны не теоретические навыки, сколько расторопность, а также «знание кабинетов» Государственной Думы: куда идти, куда занести законопроект для рассмотрения, где что находится. Помимо этого, нужно решать и бытовые вопросы: заказ автомобиля и оформление командировок — это опыт и практика, такому не научишь. Самое главное, что для тех, кто уже получил должность помощника, в Государственной Думе проходят курсы обучения и повышения квалификации.

«В первый мой день работы в Государственной Думе буквально каждый второй встречный в коридорах шептал мне: вам нужен помощник?» — поделился первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов.

Таким образом, старые помощники пытались устроиться вновь. «Дело дошло до того, что мне в туалете пришлось отбиваться от навязчивых предложений», — вспомнил он.

В первую очередь законодатели ищут тех людей, которым можно доверять.

«Я знаю случай, когда депутат все четыре года ездил по стране и счета за гостиницу отдавал помощнице, чтобы она их оплатила. Но ей это толком никто не объяснил, и она их складывала в папочку. В итоге у него накопилось полмиллиона задолженности. Когда он об этом узнал, чуть в обморок не упал, — рассказал Андрей Туманов. — Хороший, знающий помощник дорогого стоит, но на курсах этому не научат. Помню, в предыдущих созывах попадались помощники, активно торгующие бланками для запросов, втихую такие ассистенты могут «напомогать» своим начальникам до уголовного дела. Кроме того, даже являясь хорошим, опытным специалистом, получить работу можно не всегда. Моему коллеге жена выставила строгое условие, что помощников ему будет выбирать лично она, и если он захочет взять себе женщину, то она должна быть старая и страшная. А бывает и так, что депутат вообще не берёт себе штатных помощников, но чтобы не ударить в грязь лицом перед коллегами, просто отвечает на звонки в приёмную другим голосом!»

Своего доверенного помощника Андрей Туманов получил методом «естественного отбора». Он сделал предложение студентам одного юридического вуза, подчеркнув, что возьмёт только одного. Поначалу откликнулось более 400 человек, но на ознакомительную экскурсию в Думу группами пришло всего 100. Следующее задание — написать заключение к законопроекту — выполнило всего 20. Остальные отсеялись при выполнении «заданий в поле». Таким образом, лёгких путей не существует даже для того, чтобы стать помощником депутата. Как и во всём, единственное, что вам поможет, — это желание и упорный труд.

Корочка от ответственности не спасёт

Депутаты всегда стараются набирать помощников из числа порядочных и проверенных людей. Однако нередки случаи, когда помощники пытаются извлечь выгоду из своего положения, причём не совсем законным образом. Вот лишь некоторые эпизоды.

В мае 2016 года Тверской суд Москвы приговорил к трём годам колонии общего режима помощника депутата Госдумы на общественных началах Рамазана Камилова и его сообщника Николая Ананьева. Мужчины, узнав, что их знакомый является фигурантом уголовного дела о краже, предложили ему это дело «замять», якобы используя свои связи наверху. Выполнять обещание они, естественно, не собирались и были задержаны с поличным при передаче взятки в 2,8 миллиона рублей, сообщает газета «Московский комсомолец».

В марте 2016 года Калининский районный суд Чебоксар вынес приговор по уголовному делу в отношении местного жителя, который, являясь помощником двух депутатов — Новочебоксарского и Чебоксарского городских собраний, совершил целую серию из 76 эпизодов мошенничества. Опять же во всех случаях мошенник предлагал гражданам решить любые «вопросы» с властями за деньги. Своих жертв помощник депутата выбирал из числа граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, лишённых водительских прав и желающих эти права без проблем получить. Преступника приговорили к пяти годам лишения свободы, говорится в интернет-газете «Правда ПФО».

А в 2013 году Следственное управление СКР по Ивановской области пресекло эпизод с продажей удостоверений помощников депутатов на общественных началах, сообщает газета «Коммерсантъ». Уголовное дело было возбуждено в отношении двух помощников депутата Госдумы от ЛДПР — Михаила Котлова и Александра Морокина. Злоумышленники пытались продать корочки помощников депутата за полмиллиона рублей.

Полномочия помощника депутата областной думы

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

от 1 ноября 2008 г. N 2/5-ЗС

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОМОЩНИКЕ ДЕПУТАТА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений ЗС Иркутской области

с изм., внесенными Постановлением ЗС Иркутской области

от 06.12.2017 N 57/26-ЗС)

Законодательное Собрание постановляет:

1. Утвердить Положение о помощнике депутата Законодательного Собрания Иркутской области (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

1) постановление Законодательного собрания Иркутской области от 18 ноября 2004 года N 2/54-ЗС «О Положении о помощнике депутата Законодательного собрания Иркутской области»;

2) постановление Законодательного собрания Иркутской области от 25 мая 2005 года N 9/14-ЗС «О внесении изменений в Положение о помощнике депутата Законодательного собрания Иркутской области»;

3) постановление Законодательного собрания Иркутской области от 19 сентября 2007 года N 34/40-ЗС «О внесении изменения в Положение о помощнике депутата Законодательного собрания Иркутской области».

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

от 1 ноября 2008 года

О ПОМОЩНИКЕ ДЕПУТАТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений ЗС Иркутской области

с изм., внесенными Постановлением ЗС Иркутской области

от 06.12.2017 N 57/26-ЗС)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением устанавливаются условия и порядок деятельности, права и обязанности помощника депутата Законодательного Собрания Иркутской области (далее — помощник депутата Собрания).

2. Депутат Законодательного Собрания Иркутской области (далее — депутат Собрания) для осуществления своей деятельности вправе иметь до пяти помощников, работающих на постоянной основе на условиях срочного трудового договора.

(в ред. Постановления ЗС Иркутской области от 17.02.2016 N 35/39-ЗС)

Депутат Собрания также вправе иметь помощников, работающих на общественных началах.

3. Помощники депутата Собрания, работающие по срочному трудовому договору, могут работать как на постоянной основе, так и по совместительству.

Права и обязанности помощника депутата Собрания, работающего по срочному трудовому договору, определяются трудовым договором, заключенным в соответствии с настоящим Положением.

4. Помощником депутата Собрания может быть только гражданин Российской Федерации.

5. Помощники депутата Собрания могут выполнять поручения депутата Собрания, связанные с политической деятельностью.

6. Помощникам депутатов Собрания выдается удостоверение за подписью руководителя аппарата Законодательного Собрания Иркутской области (далее — аппарат Собрания), в котором указываются фамилия, имя, отчество помощника депутата Собрания, фамилия и инициалы депутата Собрания, помощником которого он является, срок действия удостоверения.

Удостоверение помощника депутата Собрания оформляется отделом государственной службы и кадров аппарата Собрания.

При прекращении полномочий помощник депутата Собрания обязан сдать удостоверение в отдел государственной службы и кадров аппарата Собрания.

7. Помощник депутата Собрания, работающий по срочному трудовому договору, размещается в помещении, предоставляемом депутату Собрания в соответствии с законом Иркутской области о статусе депутата Собрания, либо в помещении, находящемся в областной государственной собственности, либо в помещении, арендуемом в соответствии с заключенным в установленном порядке государственным контрактом, либо в ином помещении, предоставленном депутатом.

8. В своей деятельности помощник депутата Собрания руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Иркутской области, Регламентом Законодательного собрания Иркутской области, настоящим Положением и осуществляет свою деятельность на основе текущих и перспективных планов Законодательного Собрания Иркутской области, планов работы депутата Собрания.

II. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ

И УВОЛЬНЕНИЯ ПОМОЩНИКА ДЕПУТАТА СОБРАНИЯ,

ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9. Помощник депутата Собрания, работающий по срочному трудовому договору, принимается на работу на основании его заявления по представлению депутата Собрания на период, указанный в представлении, но не превышающий срок полномочий депутата Собрания, и оформляется распоряжением председателя Законодательного Собрания Иркутской области.

Прием на работу помощников депутата Собрания на условиях срочного трудового договора производится в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

10. Прием на работу помощника депутата Собрания может быть оформлен со дня фактического начала исполнения им своих обязанностей, если об этом содержится указание в представлении депутата Собрания, но не ранее дня начала осуществления депутатом Собрания своих полномочий.

11. Увольнение с работы помощника депутата Собрания производится распоряжением председателя Законодательного Собрания Иркутской области по основаниям и в порядке, предусмотренным трудовым законодательством.

(в ред. Постановления ЗС Иркутской области от 17.02.2016 N 35/39-ЗС)

12. Оформление приема на работу и увольнения помощников депутатов Собрания осуществляется отделом государственной службы и кадров аппарата Собрания.

13. Предоставление помощнику депутата Собрания отпусков, гарантий при временной нетрудоспособности, а также предоставление иных гарантий и компенсаций регулируются трудовым законодательством.

14. Депутат Собрания ведет суммированный учет рабочего времени каждого помощника депутата Собрания, работающего по срочному трудовому договору, с оформлением табеля учета рабочего времени и представлением его в отдел государственной службы и кадров аппарата Собрания.

(в ред. Постановления ЗС Иркутской области от 17.02.2016 N 35/39-ЗС)

15. Трудовые отношения с помощником депутата Собрания, работающим на общественных началах, не оформляются.

Читайте так же:  Приказ 757 мвд 2019

III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОМОЩНИКА ДЕПУТАТА СОБРАНИЯ

16. Помощник депутата Собрания оказывает депутату Собрания экспертную, информационно-аналитическую, научно-консультационную, организационно-техническую и иную помощь при осуществлении депутатом Собрания своей деятельности.

17. Помощник депутата Собрания:

1) обеспечивает условия для эффективной работы депутата Собрания;

2) выполняет поручения депутата Собрания, связанные с его депутатской деятельностью;

3) осуществляет подготовку законопроектов для внесения их депутатом Собрания в порядке законодательной инициативы;

4) по поручению депутата взаимодействует с избирателями, государственными и муниципальными органами, а также коммерческими и некоммерческими организациями;

5) ведет запись на прием к депутату Собрания и проводит предварительный прием избирателей и иных лиц;

6) организовывает встречи депутата Собрания с избирателями;

7) готовит информационные, справочные и другие материалы, необходимые депутату Собрания для осуществления депутатских полномочий;

(в ред. Постановления ЗС Иркутской области от 17.02.2016 N 35/39-ЗС)

8) ведет делопроизводство;

9) выполняет другие поручения депутата Собрания.

(в ред. Постановления ЗС Иркутской области от 17.02.2016 N 35/39-ЗС)

18. Передача помощнику отдельных полномочий депутата Собрания не допускается.

19. При осуществлении своих полномочий помощник депутата Собрания имеет право:

1) присутствовать по поручению депутата Собрания на заседаниях комитетов и комиссий Собрания, заседаниях и совещаниях органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений в соответствии с федеральным и областным законодательством;

2) получать по поручению депутата Собрания в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы, а также информационные справочные материалы, необходимые депутату Собрания для осуществления депутатской деятельности, в соответствии с федеральным и областным законодательством;

(в ред. Постановления ЗС Иркутской области от 17.02.2016 N 35/39-ЗС)

3) получать адресованные депутату Собрания почтовые и телеграфные отправления, материалы к заседаниям и иным мероприятиям, проводимым Собранием;

4) по поручению депутата Собрания давать объявления и другую информацию в средствах массовой информации в избирательном округе, муниципальном образовании;

5) осуществлять взаимодействие со специалистами структурных подразделений аппарата Собрания.

20. Помощник депутата Собрания обязан:

1) добросовестно исполнять свои обязанности;

2) не допускать разглашения сведений, затрагивающих честь, достоинство и частную жизнь граждан, ставших ему известными в связи с исполнением полномочий помощника депутата Собрания;

3) не допускать действий, приводящих к подрыву авторитета депутата Собрания;

4) внимательно относиться к избирателям, своевременно информировать депутата Собрания о содержании их предложений, заявлений и жалоб;

5) передать при увольнении депутату Собрания либо уполномоченному им лицу все документы, содержащие служебную информацию, и материальные ценности, полученные помощником депутата Собрания при осуществлении своих полномочий.

(в ред. Постановления ЗС Иркутской области от 17.02.2016 N 35/39-ЗС)

21. Помощник депутата Собрания не вправе использовать в личных и иных целях, не связанных с деятельностью депутата Собрания, предоставленные ему права и возложенные обязанности, а также предоставленные ему материально-технические средства.

IV. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ТРУДА

ПОМОЩНИКА ДЕПУТАТА СОБРАНИЯ

22. Объем средств для установления должностных окладов помощников депутата Собрания, работающих по срочному трудовому договору, составляет пятикратный размер минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» на соответствующий период.

В пределах указанного фонда оплаты труда депутат Собрания самостоятельно определяет должностные оклады помощников, работающих по срочному трудовому договору, в денежном выражении.

(п. 22 в ред. Постановления ЗС Иркутской области от 28.03.2018 N 60/30-ЗС)

23. Помощнику депутата Собрания, работающему по срочному трудовому договору, выплачиваются районные коэффициенты и процентные надбавки к должностному окладу за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Иркутской области в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.

Иные надбавки помощнику депутата Собрания, работающему по срочному трудовому договору, не устанавливаются, премии по результатам работы и материальная помощь не выплачиваются.

24. Расходы, возникающие в связи с реализацией настоящего Положения, возмещаются за счет средств областного бюджета.

25. Вопросы, связанные с осуществлением деятельности помощника депутата Собрания, не урегулированные настоящим Положением, разрешаются в соответствии с действующим законодательством.

Профессия помощник депутата: чем занимается и как им стать

Вокруг вакансии “помощник депутата” много слухов и мало конкретики. Кто-то считает эту должность серьезной и влиятельной, что-то вроде заместителя или исполняющего обязанности. Очень мало кто считает помощников депутатов не более, чем обычными государственными служащими. И практически никто точно не знает, чем на самом деле занимаются эти люди и какие обязанности выполняют.

Кто может стать помощником депутата?

Если речь идет о Государственной думе, то здесь к соискателям на данную должность предъявляются достаточно строгие требования. Следует отметить, что изучение юридических аспектов может занять много времени и в них достаточно просто с непривычки запутаться, поскольку на данный момент права и должностные обязанности, а также требования к помощникам депутатов различного уровня регулируется огромным количеством документов и актов.

Обязательное требование — гражданство Российской Федерации, поскольку депутаты представляют интересы всех людей страны.

На данный момент есть два основных федеральных закона, в которых можно встретить определенные инструкции касательно деятельности помощников:

  1. Первый документ содержит положения относительно государственной гражданской службы. Поскольку в реестре федеральной службы статус помощника значится одной из должностных категорий, гражданская служба имеет непосредственное отношение к данной должности.
  2. Второй документ регулирует статусы депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации. Несмотря на то, что данный документ не создан специально для регулирования и организации деятельности людей на должности помощников, разъяснение некоторых аспектов этой работы присутствует.

Это интересно: кем можно работать в 14 лет, где работают подростки?

Необходимые знания и квалификация

Гораздо важнее другие условия, в том числе квалификационная подготовка человека. Если соискатель отвечает списку основных требований, имеет необходимый опыт работы и стаж государственной службы, есть все шансы получить эту должность.

Так как должность относится к государственным, то ко всем соискателям предъявляются соответствующие требования:

  1. Обязательно наличие законченного высшего образования.
  2. Точное направление образования не имеет решающего значения, поскольку здесь многое зависит от персональных предпочтений конкретного депутата. Чаще всего называется экономическое и юридическое, а также техническое образование. Некоторые депутаты говорят, что лучше будет несколько дипломов.
  3. Наличие всех необходимых практических навыков, которые позволят справляться на работе с поставленными задачами. Опять же, здесь все не так просто, поскольку у каждого депутата точный список заданий и требований гарантированно будет отличаться.
  4. Очень важно наличие стажа работы. В том случае, если это стаж работы по специальности, в трудовой книжке должны быть записи минимум о 4 годах. Для гражданской службы достаточно двух лет стажа, чтобы кандидатура могла рассматриваться.

Если резюме соискателя, опыт и профессиональные навыки подходят под первоначальные требования, проводится собеседование. В целом, такое собеседование ничем принципиально не отличается от остальных: рассматривается будущая зарплата помощника депутата, обязанности и занятия. Иногда собеседований несколько: сначала профессиональные навыки и соответствие желаемой должности проверяют другие помощники или заместители, а затем происходит собеседование с самим депутатом.

Основные занятия, регламент и задачи

Если говорить конкретно о Государственной думе, то здесь все обязанности помощника депутата достаточно строго регулируются, а все служебные действия фиксируются в соответствующих документах.

Еще одним необходимым документом является должностной регламент — его наличие предусмотрено правилами служебной деятельности. Помимо самих депутатов Госдумы, в создании этого документа принимает участие аппарат нижней палаты парламента в лице руководителя. Помимо должностного регламента, для регулирования задач помощников существует так называемая должностная инструкция.

С одной стороны, такое количество регламентирующих документов должно бюрократическим образом останавливать любую работу. В реальности так не происходит, поскольку список конкретных задач для своего помощника каждый народный избранник определяет самостоятельно. Естественно, реальные рабочие задачи редко когда совпадают с инструкциями и регламентами.

Основные функции

Все основные задачи помощника депутата Государственной думы также определяет закон. Список задач может показаться небольшим, поскольку включает в себя лишь несколько пунктов. Но это впечатление обманчиво, так как каждый пункт в списке включает в себя широкое направление рабочей деятельности.

Все задачи можно объединить в несколько основных функций:

  • Все виды помощи, связанные с обработкой информации: аналитическая, справочная, информационная.
  • Организационная помощь. К примеру, подготовка и организация встречи депутата с избирателями, либо проведение встреч с посетителями.
  • Помощь в выполнении делопроизводственных функций. Сюда входит работа с бумагами, подготовка, прием и отправка документов, а также множество других задач в этой сфере.
  • Список рабочих обязанностей может быть расширен любыми другими договоренностями и задачами, озвученными и прописанными в договоре или контакте при приеме на работу.

Перед тем как устроиться помощником депутата, нужно понимать следующее: эта должность подразумевает наличие неограниченного перечня обязанностей, возникающих по мере необходимости. Работа также требует постоянного общения с огромным количеством людей, документов и организационных процессов.

Основные права помощника депутата

На данный момент законом предусмотрено не слишком много дополнительных прав для помощников депутатов. Все права, которые можно получить на этой вакансии, умещаются в несколько строчек. Более того, некоторые из этих прав могут быть реализованы только в случае поручения депутата.

Основные пункты следующие:

  • Возможность принимать корреспонденцию, предназначающуюся депутату.
  • Возможность бесплатно перемещаться на поездах и автобусах в пределах нормативно определенной территории.
  • Использовать некоторые типы общественные помещений для организации приема и встреч высокопоставленных гостей, чиновников и прочих лиц. В этот список также входят помещения зданий вокзалов и аэропортов.
  • Возможность входить в любые учреждения, в том числе относящиеся к государственным органам. Более того, в ряде ситуаций в случае необходимости есть возможность использовать технику, принадлежащую этим органам.
Читайте так же:  Налог с продаж автомашины

В реальности круг полномочий конкретного помощника в большинстве своем определяется интересами и полномочиями депутата, которому предстоит помогать в делах. Опять же, становиться помощником можно и на общественных началах — реальное количество человек, которые может набрать себе в помощь депутат, достаточно велико. Однако далеко не везде будет одинаковая зарплата, да и не все вакансии подразумевают интересную и разнообразную работу.

Сколько помощников у депутатов?

В Государственной думе каждый депутат может иметь до пяти личных помощников. Все они могут работать как по контракту, так и по трудовому договору. Однако работа даже на этой должности не подразумевает работу в думе, поскольку туда допускаются только двое помощников. На этой должности обязательно порадуют и условия работы, и зарплата, но стать одним из них сразу, естественно, не получится.

Все остальные помощники, даже если они будут работать по контракту, законодательно имеют статус гражданских государственных служащих. Эта деятельность может быть как основной работой для помощника, так и занятием по совместительству с другой деятельностью. Помимо этого, каждый депутат может иметь несколько десятков помощников на общественных началах — в эту категорию попасть легче всего и многие начинают свой путь именно отсюда.

Профессия помощник депутата: чем занимается и как им стать

Вокруг вакансии “помощник депутата” много слухов и мало конкретики. Кто-то считает эту должность серьезной и влиятельной, что-то вроде заместителя или исполняющего обязанности. Очень мало кто считает помощников депутатов не более, чем обычными государственными служащими. И практически никто точно не знает, чем на самом деле занимаются эти люди и какие обязанности выполняют.

Кто может стать помощником депутата?

Если речь идет о Государственной думе, то здесь к соискателям на данную должность предъявляются достаточно строгие требования. Следует отметить, что изучение юридических аспектов может занять много времени и в них достаточно просто с непривычки запутаться, поскольку на данный момент права и должностные обязанности, а также требования к помощникам депутатов различного уровня регулируется огромным количеством документов и актов.

Обязательное требование — гражданство Российской Федерации, поскольку депутаты представляют интересы всех людей страны.

На данный момент есть два основных федеральных закона, в которых можно встретить определенные инструкции касательно деятельности помощников:

  1. Первый документ содержит положения относительно государственной гражданской службы. Поскольку в реестре федеральной службы статус помощника значится одной из должностных категорий, гражданская служба имеет непосредственное отношение к данной должности.
  2. Второй документ регулирует статусы депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации. Несмотря на то, что данный документ не создан специально для регулирования и организации деятельности людей на должности помощников, разъяснение некоторых аспектов этой работы присутствует.

Это интересно: кем можно работать в 14 лет, где работают подростки?

Необходимые знания и квалификация

Гораздо важнее другие условия, в том числе квалификационная подготовка человека. Если соискатель отвечает списку основных требований, имеет необходимый опыт работы и стаж государственной службы, есть все шансы получить эту должность.

Так как должность относится к государственным, то ко всем соискателям предъявляются соответствующие требования:

  1. Обязательно наличие законченного высшего образования.
  2. Точное направление образования не имеет решающего значения, поскольку здесь многое зависит от персональных предпочтений конкретного депутата. Чаще всего называется экономическое и юридическое, а также техническое образование. Некоторые депутаты говорят, что лучше будет несколько дипломов.
  3. Наличие всех необходимых практических навыков, которые позволят справляться на работе с поставленными задачами. Опять же, здесь все не так просто, поскольку у каждого депутата точный список заданий и требований гарантированно будет отличаться.
  4. Очень важно наличие стажа работы. В том случае, если это стаж работы по специальности, в трудовой книжке должны быть записи минимум о 4 годах. Для гражданской службы достаточно двух лет стажа, чтобы кандидатура могла рассматриваться.

Если резюме соискателя, опыт и профессиональные навыки подходят под первоначальные требования, проводится собеседование. В целом, такое собеседование ничем принципиально не отличается от остальных: рассматривается будущая зарплата помощника депутата, обязанности и занятия. Иногда собеседований несколько: сначала профессиональные навыки и соответствие желаемой должности проверяют другие помощники или заместители, а затем происходит собеседование с самим депутатом.

Основные занятия, регламент и задачи

Если говорить конкретно о Государственной думе, то здесь все обязанности помощника депутата достаточно строго регулируются, а все служебные действия фиксируются в соответствующих документах.

Еще одним необходимым документом является должностной регламент — его наличие предусмотрено правилами служебной деятельности. Помимо самих депутатов Госдумы, в создании этого документа принимает участие аппарат нижней палаты парламента в лице руководителя. Помимо должностного регламента, для регулирования задач помощников существует так называемая должностная инструкция.

С одной стороны, такое количество регламентирующих документов должно бюрократическим образом останавливать любую работу. В реальности так не происходит, поскольку список конкретных задач для своего помощника каждый народный избранник определяет самостоятельно. Естественно, реальные рабочие задачи редко когда совпадают с инструкциями и регламентами.

Основные функции

Все основные задачи помощника депутата Государственной думы также определяет закон. Список задач может показаться небольшим, поскольку включает в себя лишь несколько пунктов. Но это впечатление обманчиво, так как каждый пункт в списке включает в себя широкое направление рабочей деятельности.

Все задачи можно объединить в несколько основных функций:

  • Все виды помощи, связанные с обработкой информации: аналитическая, справочная, информационная.
  • Организационная помощь. К примеру, подготовка и организация встречи депутата с избирателями, либо проведение встреч с посетителями.
  • Помощь в выполнении делопроизводственных функций. Сюда входит работа с бумагами, подготовка, прием и отправка документов, а также множество других задач в этой сфере.
  • Список рабочих обязанностей может быть расширен любыми другими договоренностями и задачами, озвученными и прописанными в договоре или контакте при приеме на работу.

Перед тем как устроиться помощником депутата, нужно понимать следующее: эта должность подразумевает наличие неограниченного перечня обязанностей, возникающих по мере необходимости. Работа также требует постоянного общения с огромным количеством людей, документов и организационных процессов.

Основные права помощника депутата

На данный момент законом предусмотрено не слишком много дополнительных прав для помощников депутатов. Все права, которые можно получить на этой вакансии, умещаются в несколько строчек. Более того, некоторые из этих прав могут быть реализованы только в случае поручения депутата.

Основные пункты следующие:

  • Возможность принимать корреспонденцию, предназначающуюся депутату.
  • Возможность бесплатно перемещаться на поездах и автобусах в пределах нормативно определенной территории.
  • Использовать некоторые типы общественные помещений для организации приема и встреч высокопоставленных гостей, чиновников и прочих лиц. В этот список также входят помещения зданий вокзалов и аэропортов.
  • Возможность входить в любые учреждения, в том числе относящиеся к государственным органам. Более того, в ряде ситуаций в случае необходимости есть возможность использовать технику, принадлежащую этим органам.

В реальности круг полномочий конкретного помощника в большинстве своем определяется интересами и полномочиями депутата, которому предстоит помогать в делах. Опять же, становиться помощником можно и на общественных началах — реальное количество человек, которые может набрать себе в помощь депутат, достаточно велико. Однако далеко не везде будет одинаковая зарплата, да и не все вакансии подразумевают интересную и разнообразную работу.

Сколько помощников у депутатов?

В Государственной думе каждый депутат может иметь до пяти личных помощников. Все они могут работать как по контракту, так и по трудовому договору. Однако работа даже на этой должности не подразумевает работу в думе, поскольку туда допускаются только двое помощников. На этой должности обязательно порадуют и условия работы, и зарплата, но стать одним из них сразу, естественно, не получится.

Все остальные помощники, даже если они будут работать по контракту, законодательно имеют статус гражданских государственных служащих. Эта деятельность может быть как основной работой для помощника, так и занятием по совместительству с другой деятельностью. Помимо этого, каждый депутат может иметь несколько десятков помощников на общественных началах — в эту категорию попасть легче всего и многие начинают свой путь именно отсюда.