Пояснительная записка работа с родителями

Рубрики Статьи

Методическая разработка (средняя группа) по теме:
Перспективный план работы с родителями в рамках интерактивной площадки

План работы с родителями

воспитанников средней группы

в рамках интерактивной площадки

(2012-2013 учебный год)

Предварительный просмотр:

Приложение к приказу

План работы с родителями

воспитанников средней группы «Г»

в рамках интерактивной площадки

(2012-2013 учебный год)

Одной из основных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ДОУ, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».

Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Но как показывает практика и проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности.

Детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение. Задача воспитателей – помочь родителям в воспитании детей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь только при согласованных действиях воспитателя и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.

Одним из важных принципов технологии реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс группы. Взаимодействие воспитателей с родителями детей пятого года жизни имеет свои особенности. Ребенок переходит на новую ступень личностного развития — у него возникает потребность в познавательном общении со взрослыми, он начинает проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни («когда я был маленьким. ») и настоящего. Основные «источники информации» о своем прошлом для ребенка — его родители, близкие. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных — такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны образовательного процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и развития. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее.

Родители — неотъемлемое звено в образовательном пространстве группы. Формы работы с родителями постоянно меняются. Расширить диапазон методов взаимодействия с родителями позволяет использование интерактивных методов.

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю », говорится в китайской поговорке.

Использование новых интерактивных форм в сотрудничестве с семьей, помогут освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах, решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогами. Воспитатель, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес. Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие воспитателя на родителей, способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков. Любые знания должны быть востребованы. Работа с родителями на 2012 – 2013 учебный год спланирована по их запросу. Кроме того, изучены социальные паспорта семей. Таким образом, программа по взаимодействию с родителями адресна и актуальна.

Цель: Вовлечение родителей воспитанников (законных представителей) в образовательный процесс группы.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников

  1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.
  2. Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умение оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.
  3. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.
  4. Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.
  5. Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.
  6. Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности.

7. Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.

8. Совместно с семьей формировать интерактивные качества ребенка.

Программа взаимодействия с родителями воспитанников по реализации. Пояснительная записка

1 Программа взаимодействия с родителями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ Пояснительная записка Актуальность: С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании: — ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них одно из основных направлений — взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. С другой стороны, анализ работы с воспитателями показывает, что существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, проблемы воспитания, развития детей, как правило, решаются только, как правило, образовательным учреждением и педагогами, не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им формы работы с семьёй, родители и педагоги не готовы иногда совместно успешно взаимодействовать по реализации ООП, нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов образовательного процесса, взаимного уважения, демократизации. Цель: совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОУ и семьи на основе методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства ДОУ.

2 Задачи: способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников; знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей; способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка; поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях. Принципы взаимодействия с родителями: 1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности». 2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия. 3. Открытость по отношению к семье воспитанника. 4. Индивидуальный подход учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей. 5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий. 6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

3 7. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. 8. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. 9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания. Ценности: сотрудничество и диалог между педагогами и родителями, эмоциональный комфорт ребенка и его развитие в соответствии с задачами возрастной ступени развития. Родители: ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ в деятельности педагогов и родителей Мотивационно-ценностный компонент осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОУ, формирования целостной картины мира дошкольников; Педагоги: осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-субъектному); обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.

Читайте так же:  Город уфа судебные приставы

4 Когнитивный компонент Родители: знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста; знают приемы и методы взаимодействия с педагогами. Педагоги: Родители: владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей; умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д. Деятельностно — поведенческий компонент реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста; активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП; Педагоги: учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними; умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей; признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»;

5 стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей; Родители: самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты; Рефлексивный самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора; удовлетворены работой педагогов ДОУ. Педагоги: владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков; осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников, формирут установки на доверительное безоценочное взаимодействие с ними.

6 НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Направления Задачи Формы работы Социологические срезы, изучение медицинских карт Педагогический мониторинг Педагогическая поддержка родителей Изучение своеобразие семей, их потребностей, запросов, проблем воспитания. Изучение удовлетворенности родителей работой ДОУ. Создание атмосферы общности интересов, взаимоподдержки в решении проблем воспитания детей. Организация совместной деятельности, направленной на развитие у родителей умений воспитания дошкольников, проявление уверенности в успешности воспитательной деятельности. Посещение на дому Анкетирование, опрос, беседы Шкатулки и сундучки вопросов и пожеланий родителей Наблюдение, собеседования с детьми Наглядно-текстовая информация: памятки, стенды, папки-передвижки в родительских уголках Выставки литературы, игр, совместного творчества Ежедневные беседы Информационный стенд «Что интересного у нас произошло» Консультации Выпуск газет, буклетов Библиотека художественной литературы, игр

7 Педагогическое образование родителей Педагогическое партнёрство Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, практических навыков. Индивидуальная адресная помощь в воспитании детей. Обмен информацией о развитии ребенка, его особенностях. Объединение усилий для развития и воспитания детей, приобщение родителей к педагогическому процессу. Создание условий для творческой самореализации родителей и детей. Общие родительские собрания Работа консультационного пункта День открытых дверей, вечера вопросов и ответов Тренинги и семинары Практические занятия Родительские собрания Информация на сайте ДОУ Информационные уголки в группах и холлах ДОУ «Встречи с интересными людьми» — знакомство с профессиями, увлечениями Создание альбомов «Моя семья» Акция «Сделаем наш детский сад красивым! Создание предметно-развивающей среды в группах, на территории детского сада Совместные проекты «Познаём вместе!» Совместное проведение мероприятий в ДОУ

8 Содержание деятельности ДОУ по взаимодействию с родителями п/п Тема 1. Исследования семей воспитанников для выявления: типа семьи, её ценностей, образовательного уровня, опыта, проблем семейного воспитания, запросов родителей состояния здоровья детей анализ заболеваемости детей «Удовлетворённость работой ДОУ» Формы, методы, приемы проведения Социальный опрос, беседы, наблюдения, собеседования с детьми Посещение на дому Анализ медицинских карт дошкольников Анкетирование родителей Возрастные группы Педагогический мониторинг Планируемые результаты в деятельности родителей Родители самостоятельно анализируют вопросы воспитания, осознают необходимость взаимодействия с ДОУ по вопросам воспитания, анализируют работу ДОУ Сроки проведения сентябрь в течение года ежемесячно май Ответственные за проведение мероприятий педагог-психолог старшая медсестра, старший воспитатель Педагогическая поддержка 2. Общие родительские собрания Круглый стол, ноябрь, апрель старший Родительские собрания вновь набранных групп раннего возраста «В детский сад хожу без слез!» группы раннего возраста Родители обладают знаниями о воспитании и июнь заведующий

9 Родительские собрания подготовительных к школе групп «Мой ребёнок будущий первоклассник!» Выставки методической и художественной литературы, игр День открытых дверей Просмотр НОД экскурсия по ДОУ подг. к школе группы развитии детей октябрь — май в течение года апрель ст. воспитатель, подготовительных к школе групп заведующий, ст.воспитатель Наглядно-текстовая информация: памятки, стенды, папки передвижки, журналы Выпуск газета «Страна Выдумляндия детский сад «Золотой ключик» еженедельно 2 раза в месяц специалисты ДОУ 3. Родительские собрания Педагогическое образование 4 раза в год «Возрастные особенности детей» «Результаты мониторинга детского развития» Консультации Мастер-классы, тренинги, семинары практикумы Консультативный пункт: Групповые индивидуальные Беседы, все групы У родителей сформированы практические навыки воспитания детей сентябрь декабрь май в течение года по плану работы пункта, специалисты ДОУ

10 Адаптация к условиям ДОУ Готовность детей к школе Консультации по запросам родителей рекомендации Педагогическое партнерство сентябрь май в течение года 4. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды Проведение акций «Сделаем наш детский сад красивым», май еженедельно Зам зав. по АХЧ Совместное проведение праздников, досугов Совместные проекты «Познаем вместе!» Встречи с интересными людьми, Совместное создание предметноразвивающей среды в соответствии с темой проекта (недели) Презентации проектов, выставки, игры вторые младшие подготовительные к школе Родители активно участвуют в жизни ребёнка, заинтересованы в совместной деятельности по плану ДОУ по плану воспитателей Ст. воспитатель, специалисты ДОУ ст. воспитатель, Создание альбомов, газет «Моя семья» Беседы, игры, мастер-класс ноябрь, февраль, март, май

11 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ компонент показатель метод исследования периодичность проведения ответственный Мотивационноценностный компонент Осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью воспитания детей, формирования целостной картины мира дошкольников проявляют высокую степень включенности в реализации задач ООП ДОУ «Социальные паспорта» выявление интересов, основных ценностей семьи анкетирование, беседы, наблюдение: выяснения установок семьи на общение с ребёнком При поступлении в детский сад по плану воспитателей педагог-психолог и специалисты ДОУ Когнитивный компонент знают психофизиологические особенности детей дошкольного возраста знают приемы и методы взаимодействия с педагогами тестирование с целью изучения родительского мнения по различным вопросам, посещение на дому по плану воспитателей и специалистов ДОУ педагог-психолог Деятельностноповеденческий компонент реализуют методы, приемы родительской поддержки детей в дошкольный период взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП сравнительная оценка уровня родительской активности (посещение родительских собраний и др. совместных мероприятий, участие в анкетировании) В течение года ст.воспитатель Рефлексивный самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты; самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора «Диагностика удовлетворенности родителей и педагогов работой ДОУ» Степанов Е.Н. «Подготовка детей к школе» (анкета, разработанная ВИПКРО) ежегодно в мае ежегодно в апреле подготовительных к школе групп педагогпсихолог Оценка взаимодействия ДОУ и семьи (Кротова Т.В.) май старший воспитатель

12 Критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи (Кротова Т.В.) Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы ДОУ позволили нам выделить критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи. Для проведения такой оценки мы предлагаем проанализировать ряд документов ДОУ, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей (годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний). Критерии анализа годового плана: 1) планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год; 2) учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий; 3) планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана; 4) разнообразие планируемых форм работы; 5) планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.); 6) выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа; 7) выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов: 1) планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей; 2) разнообразие планируемых форм работы с семьей;

Читайте так же:  Прямой договор с производителем

13 3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий. Критерии анализа протоколов родительских собраний: 1) разнообразие тематики и форм проведенных собраний; 2) отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей); 3) учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий. Предложенные нами критерии анализа документов позволяют определить: учитывает ли ДОУ их потребности семьи, наполняет мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится ли к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями. Подтверждением того, что планируемые мероприятия действительно реализуются, являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы. Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т.е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса мы также предлагаем ряд критериев: 1) проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях; 2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания; 3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы 4) изучение запросов, нужд, интересов родителей; 5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания; 6) изучение мнения родителей о работе ДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом. Для осуществления полноценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы ДОУ, о трудностях, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты. По нашему мнению, оценка состояния взаимодействия дошкольных учреждений с семьями позволяет условно подразделить детские сады на три уровня: высокий, средний и низкий. Мы предлагаем следующие параметры. Высокий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:

14 1) отсутствие формализма в организации работы с семьей; 2) учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения; 3) социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы; 4) использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей; 5) систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами); 6) стремление к диалогу при организации работы с родителями; 7) выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания; 8) «открытость» ДОУ для родителей; 9) осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей. Средний уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей: 1) стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу; 2) минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей; 3) изучение социального профиля семей воспитанников (без активного использования полученных данных в работе); 4) сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы; 5) нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогов в области взаимодействия с семьей;

15 6) организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни; 7) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников; 8) использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения. Низкий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей предполагает: 1) формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей; 2) отсутствие учета в работе интересов и потребностей и запросов родителей; 3) изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе); 4) бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей; 5) организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников 6) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников; 7) отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей; 8) неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов. Определение уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой — обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход, по нашему мнению, может способствовать повышению эффективности общения ДОУ и семьи.

Пояснительная записка. Цель проекта: создание в детском саду условий способствующих позитивной социализации дошкольников. Задачи проекта

Главная > Пояснительная записка

Никитенко Татьяна Викторовна

Воспитатель-методист МДОУ «Детский сад №6 «Чебурашка»

Инновационный проект «Ребенок – дошкольник: его социально-личностное развитие» представляет собой совместную деятельность педагогов, детей и родителей МДОУ «Детский сад №6 «Чебурашка» по реализации социально-личностного направления. Реализация проекта поможет детям в сложном процессе вхождения в мир людей, позволит развивать умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей.

Пояснительная записка…………………………… 8

Этапы реализации проекта……………………….. 13

Название проекта: «Ребенок – дошкольник: его социально-личностное развитие»

Цель проекта: создание в детском саду условий способствующих позитивной социализации дошкольников.

создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;

создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;

совершенствование стиля общения педагогов с детьми: придерживаться психологически корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;

формирование у детей основ личности будущего гражданина;

профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.

занятия по социально — личностному развитию; (Если будешь сориться, если будешь драться; Что я думаю о себе и о других; Почему бывают драки; Моя семья)

упражнения и игры на развитие социально — личностной сферы во всех возрастных группах;

интегрированные досуги и праздники;

занятия с педагогом – психологом (Мир эмоций; Я человек; Мир моих увлечений; Я и другие)

игры-занятия с детьми младшей группы по социальному развитию

открытые показы занятий;

праздники и досуги по приоритетному направлению; (Праздник вежливости; Час улыбки и доброты;

индивидуальные консультации педагогов, так называемая педагогическая гостиная;

педагогические консультации и беседы по проблемам развития детей;

психологические лектории по развитию детей;

социологическое анкетирование родителей.

Заседание семейного клуба (Наказывая подумай зачем);

Родительский всеобуч (Детский сад и семья как единое образовательное пространство).

семинары по проблемам приоритетного направления, проводимые в саду; (Проверь свои творческие способности; способы выхода из конфликтных ситуаций при работе с семьей);

консультации для педагогов (Стиль общения педагога с детьми; Воспитание чувств; Искусство общения с родителями);

анализ работы воспитателей и педагогов по реализации приоритетного направления;

методические объединения округа, города по проблемам социально-личностного развития детей дошкольного возраста (показы занятий и досугов, организация консультаций и семинаров);

диагностика социально — личностного развития детей различных возрастных групп;

разработка методических пакетов по интеграции программ;

ереориентация предметно-развивающей среды на развитие личности каждого ребенка.

Актуальность проекта: повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей которые не редко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.

Новизна проекта: социализация ребенка в результате реализации проекта, активное сотрудничество педагогов и родителей, родителей и детей в вопросах социально-личностного воспитания.

Участники проекта: дети средней, старшей, подготовительной групп, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: реализация проекта рассчитана на один учебный год.

Презентация: семинар-практикум с участием родителей.

Практическая значимость: В ходе осуществления проекта накапливается опыт по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Создаются условия способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, то есть активно осуществляется процесс социальной адаптации. Система мониторинга поможет расширить диапазон педагогических средств обучения и воспитания в области социально- личностного развития детей. Разработанные методические рекомендации, описанный опыт может быть использован ДОУ работающими по этой проблеме.

сформированность ведущих характеристик личности ребенка: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность, развитие творческих способностей, самооценки в процессе реализации программы;

Читайте так же:  Налог на доходы при продаже квартиры 2019

понимание ребенком своего места в мире, своей уникальности и ценности;

приобщение детей к системе культурных ценностей и выработка своего отношения к ним;

повышение уровня педагогической культуры родителей;

повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально – личностного развития детей.

обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребенка, формирования его личности.

обобщение опыта работы,

организация семинара по теме проекта.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.

Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и в то же время важнейших проблем.

Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в равноправной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми. Только участвуя в совместной деятельности, дети объединяются и вступают между собой во взаимоотношения. В дошкольные годы ребенок, как правило, много времени проводит в группе сверстников, что можно считать первой ступенью социальной организации детей. Дошкольник стремится к активному общению в совместной деятельности с другими детьми, у него появляется способность перейти от сосредоточенности на себе к пониманию другого человека, устанавливать более продолжительные и результативные контакты с другими детьми.

едагогам в детском саду необходимо создавать атмосферу доверия, содружества, гуманистического взаимодействия во взаимоувлекательной деятельности, особое внимание уделять совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении с взрослыми, в познании мира, желании принимать непосредственное участие в деятельности взрослых.

ДОУ реализует социально – личностное направление. Беря за основу Программу под редакцией М.А. Васильевой в которой задачи социально-личностного развития детей раскрыты в разделах «Ребенок и окружающий мир», «Нравственное воспитание», Трудовое воспитание», «Воспитание культурно – гигиенических навыков». В этой программе не выделен специальный раздел «Социально-личностное развитие». Поэтому перед нами возникла необходимость создания инновационного проекта по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Для успешной реализации этого направления используется программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой. Опыт работы педагогического коллектива по теме проекта был обобщен в информационно-методическом центре, были выпущены методические рекомендации «Проектная деятельность в детском саду как средство социально-личностного развития дошкольников». (Приложение 1)

Проект базируется на теоретических положениях Л.С. Выготоского, А.Н. Леонтьева, В.И. Петровой, Т.Д.Стульник, С.А. Козловой; И.Ф. Мулько; И.В. Сушковой о проблеме соотношения социального и нравственного воспитания в контексте социально – личностного развития дошкольников.

Структура проекта: паспорт проекта, пояснительная записка, диагностический блок, тематическое планирование мероприятий с детьми, воспитателями и родителями.

9

ктуальность проекта: повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей которые не редко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.

Цель проекта: создание в детском саду условий способствующих позитивной социализации дошкольников.

создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;

создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;

совершенствование стиля общения педагогов с детьми: придерживаться психологически корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;

формирование у детей основ личности будущего гражданина;

профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.

занятия по социально — личностному развитию; (Если будешь сориться, если будешь драться; Что я думаю о себе и о других; Почему бывают драки; Моя семья)

упражнения и игры на развитие социально — личностной сферы во всех возрастных группах;

интегрированные досуги и праздники;

занятия с педагогом – психологом (Мир эмоций; Я человек; Мир моих увлечений; Я и другие)

игры-занятия с детьми младшей группы по социальному развитию

открытые показы занятий;

праздники и досуги по приоритетному направлению; (Праздник вежливости; Час улыбки и доброты;

индивидуальные консультации педагогов, так называемая педагогическая гостиная;

педагогические консультации и беседы по проблемам развития детей;

психологические лектории по развитию детей;

социологическое анкетирование родителей.

Заседание семейного клуба (Наказывая подумай зачем);

Родительский всеобуч (Детский сад и семья как единое образовательное пространство).

семинары по проблемам приоритетного направления, проводимые в саду; (Проверь свои творческие способности; способы выхода из конфликтных ситуаций при работе с семьей);

консультации для педагогов (Стиль общения педагога с детьми; Воспитание чувств; Искусство общения с родителями);

анализ работы воспитателей и педагогов по реализации приоритетного направления;

методические объединения округа, города по проблемам социально-личностного развития детей дошкольного возраста (показы занятий и досугов, организация консультаций и семинаров);

диагностика социально — личностного развития детей различных возрастных групп;

разработка методических пакетов по интеграции программ;

переориентация предметно-развивающей среды на развитие личности каждого ребенка.

Принципы реализации проекта:

Принцип личностной ориентации.

Принцип интеграции знаний.

Новизна проекта: социализация ребенка в результате реализации проекта, активное сотрудничество педагогов и родителей, родителей и детей в вопросах социально-личностного воспитания.

сформированность ведущих характеристик личности ребенка: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность, развитие творческих способностей, самооценки в процессе реализации программы;

понимание ребенком своего места в мире, своей уникальности и ценности;

приобщение детей к системе культурных ценностей и выработка своего отношения к ним;

повышение уровня педагогической культуры родителей;

повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально – личностного развития детей.

обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребенка, формирования его личности.

Этапы реализации проекта.

I этап. «Диагностика» сентябрь, май:

— подготовка диагностического инструментария;

— определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию.

II этап. «Мотивационная основа» в течении года:

— организация обучения педагогов по проблеме (консультации, педсоветы, семинары)

— организация самообразования педагогов

— переориентация предметно-развивающей среды на развитие личности каждого ребенка.

III этап. «Практика» в течении учебного года:

— работа с детьми.

IV этап. «Работа с родителями» в течении года:

-организация консультативно-просветительской помощи родителям (заседание семейного клуба, консультации, тренинги)

— анализ состояния психологического здоровья детей;

— анализ выполнения программы «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А.» по социальному воспитанию детей.

— анализ предметно-развивающей среды на развитие личности каждого ребенка.

I этап. Модель управления качеством социально-личностного развития детей дошкольного возраста