Пояснительная записка коррекционной программы 8 вида

Рубрики Статьи

Содержание:

Пояснительная записка Рабочая программа по математике для 8 класса специальной (коррекционной) школы составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.

Главная > Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 8 класса специальной (коррекционной) школы составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2011 г.

Математика в специальной (коррекционной) школе является одним из основных учебных предметов.

Цели обучения математике:

развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;

освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи преподавания математики:

дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;

воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

приобретение знаний о многозначных числах в пределах 1000 000 и арифметических действиях с многозначными числами в пределах 10000, об обыкновенных дробях, их преобразованиях, арифметических действиях с ними, о соотношении единиц различных величин, арифметических действиях с ними; о различных геометрических телах (куб, брус) о свойствах элементов.

овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;

освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Уроки математики обладают колоссальным потенциалом в деле воспитания интеллектуальной честности, критичности мышления, способности размышлять, проявлять творческую инициативу. Обучение математики в специальной (коррекционной) школе носит предметно-практическую направленность, тесно связанно с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 8 классе специальной (коррекционной) школы. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих лет обучения.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

В 8 классе школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1 000 000 и операциями над числами в пределах 1000 000, а так же решение примеров и задач с обыкновенными дробями. Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.

Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учитель постоянно учитывает, что учащиеся с трудом понимают и запоминают задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический материал.

При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.

Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.

Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики.

При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ, результатом которых является получение дробей и смешанных чисел.

На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. При подборе задач учитель не ограничивается только материалом учебника.

Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В 8 классе учащиеся повторяют материал, изученный ранее: виды линий, построение треугольников по трем заданным сторонам, периметр, окружность, линии в круге, масштаб. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.

Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 170 часов в год (136 часов в год на математику – 4 часа в неделю; 34 часа в год на геометрию — 1 час в неделю). Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

В структуре программы предусмотрено календарно – тематическое планирование.

Занятия проводятся в классно урочной форме.

Основные направления коррекционной работы:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие основных мыслительных операций;

развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПРОГРАММЕ VIII ВИДА

Столичный учебный центр
г. Москва

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области»

На заседании методического совета МБОУ «СОШ №1 с УИОП г.Шебекино Белгородской области»

от «____»_____________ 2015г.

Заместитель директора МБОУ «СОШ №1 с УИОП г.Шебекино Белгородской области»

МБОУ «СОШ №1с УИОП г.Шебекино Белгородской области»

___________________ Вялова И.А.

Приказ № ______ от

КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПРОГРАММЕ VIII ВИДА

возраст обучающегося 14 лет

Плотникова Светлана Владимировна

Календарно-тематическое планирование……………………………………….5 Методическое обеспечение …………………………………………………..….6

Данная программа предназначена для учащихся, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида. Программа по коррекции познавательных процессов составлена на основе программы кандидата психологических наук Н.Л. Васильевой и предназначена для школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении.

По решению районной ПМПК в 7Д классе по специальной (коррекционной) программе VIII вида обучаются Губарев Саша.

Анализ результатов диагностики (май, 2015 года) показывает, что у учащегося наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Изучение процессов памяти показало недостаточную продуктивность, малый объём памяти, неточности и сложности в воспроизведении. Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью на объекте. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах ощущения и восприятия. Существенными недостатками восприятия являются замедленный темп переработки получаемой ребёнком информации, нарушение функций поиска. У Саш нарушена зрительно – моторная координация. Слабо развита мелкая моторика.

Данная программа направлена на развитие когнитивной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Цель программы: Создание благоприятных условий для коррекции отклонений в психическом развитии и профилактики негативных тенденций личностного и интеллектуального развития у детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи:
1. Развитие интеллектуальных способностей обучающихся, коррекция развития познавательных процессов.

2. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер обучающихся, с целью повышения мотивации к обучению и снижения эмоциональной напряженности.

Форма организации занятий – индивидуальная.

Частота групповых встреч 1 раз в неделю.

Длительность каждого занятия 40 – 45 минут, темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от особенностей обучающегося.

Количество занятий — 30 ч.

Индивидуальная диагностика – 4 ч.

Структура занятий

Структура каждого коррекционно-развивающего занятия в рамках данной программы включает в себя следующие этапы:

1. Психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах. Этот этап проводится в начале каждого занятия. Примерные формулировки для психологического настроя:
— Я в школе, сейчас я начну учиться.
— Я рад этому.
— Внимание моё растёт.
— Я, как разведчик, всё замечаю.
— Память моя крепкая, голова ясная.
— Я хочу учиться, я очень хочу учиться.

— Я готов работать.
— Я работаю.
2. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную деятельность.

3. Основное содержание занятия – этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений.

4. Упражнения для профилактики нарушений зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики, кинезиологические упражнения, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, арт-терапевтические техники.

5. Рефлексия занятия – этот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с детьми, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.

Планируемые образовательные результаты

Содействие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.

Положительная мотивация к учению.

Читайте так же:  Запись в трудовой увольнение по истечению срока трудового договора

Развитие речевой активности учащихся .

Критерии эффективности программы

Для оценки эффективности коррекционных воздействий проводится диагностическое исследование развития познавательных процессов, отслеживается динамика развития познавательных процессов, заполняются протоколы психологической диагностики, динамика отражается в психолого – педагогической характеристики, при направлении ребёнка на ПМПк для определения дальнейшего образовательного маршрута.

Календарно — тематическое планирование

Плановые сроки проведения

Фактические сроки проведения

Изучение уровня развития познавательных процессов

Развитие анализа, синтеза, обобщения, классификации

Пояснительная записка. Индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям, по программе специальной (коррекционной) школы VIII и VII вида

Главная > Пояснительная записка

Индивидуальное обучение на дому

по медицинским показаниям,

по программе специальной (коррекционной) школы

Организация индивидуального обучения на дому по медицинским показаниям осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:

Конституция Российской Федерации;

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1″Об образовании»;

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденное Правительством Российской Федерации от 12.03.97. №288 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617);

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 04.09.1997г. №48

Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 № 2 9/2065 -пэ)

Программа 0-4 классов СКОУ VIII вида по редакцией И.Н. Бгажноковой С-Петербург 2008 г.

Программа 5-9 классов СКОУ VIII вида по редакцией И.Н. Бгажноковой С-Петербург 2008 г.

Программа обучения детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития под редакцией И.Н.Бгажноковой. «Владос» 2007г.

Письмо Минпроса СССР от 05.05.78 г. №28-м «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому»;

Письмо МНО РСФСР №17-253-6 от 14.11.88 г. «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;

Письмо МНО РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР 8-28 июня 1980 г. №281-м-17-13-186 «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы»;

Письмо МНО РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 3-4 июля 1989 г. №17-160-6.6-300 «Об организации индивидуального обучения на дому учащихся с нарушением слуха».

Положения об индивидуальном обучении учащихся.

Содержание обучения на каждой ступени строится на основе общих закономерностей развития психики ребенка и новообразований, возникающих благодаря коррекционному обучению и социальному развитию.

Для детей, обучающихся по коррекционно-развивающей программе VII вида, VIII вида и общеобразовательной программе, учебный план разработан на основе нормативно-правовой базы с учетом индивидуальных возможностей детей, их особенностей познавательной деятельности детей. Учебный план направлен на разностороннее развитие личности учащихся, что способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское и нравственное, трудовое воспитание. Образовательный процесс содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Федеральный компонент базисного плана для детей VII и VIII вида предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения общего образования и трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации в соответствии со специальным стандартом образования.

Индивидуальное обучение детей на дому по медицинским показаниям организуется на основе приказов по управлению образования и по школе. Для каждого обучающегося составляются учебный план и расписание учебных занятий, которое обязательно согласовывается с родителями (законными представителями) учащихся. Продолжительность уроков согласно нормативам составляет 40 — 45 минут, перемены между уроками — 10 — 15 минут.

Школой определена учебная нагрузка в соответствии с Письмом Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 года №17-253-6: для 1-4 классов – 8 часов, для 5-8 классов – 10 часов, для 9 класса – 11 часов. Превышения норм учебной нагрузки при пятидневной рабочей неделе нет.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показаниям, осуществляет педагог-психолог. В полном соответствии с рекомендациями ГПМПК в образовательном учреждении организовано индивидуальное и групповое сопровождение учителем-логопедом.

В процессе обучения школьников учитываются склонности и интересы детей, развиваются навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой, проводится работа по профессиональной ориентации подростков и подготовке их к дальнейшей деятельности, участию в трудовых коллективах с учетом состояния здоровья.

Учебный план по специальной (коррекционной) программе VIII вида

При обучении учащихся с 1 по 9 класс реализуются программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой.

Первая ступень образования (1-4 классы)

На данной ступени осуществляется начальный этап обучения, на котором происходит общеобразовательная подготовка.

Основными задачами начального обучения во 2 классе является:

1. формирование основ учебной деятельности, элементарного усвоения образовательных областей: язык и речь, математика, живой мир и других в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося;

2. реализация коррекционных мероприятий по физическому психическому оздоровлению обучающихся, устранению или сглаживанию специфических, индивидуальных нарушений в доступных видах деятельности.

Вторая ступень образования (5-9 классы)

Данная ступень является продолжением первой ступени, но в отличие от нее расширяет и углубляет понятийную и практическую основу образовательных областей, закрепляет навыки самостоятельной учебной деятельности, завершает подготовку по учебным предметам в соответствии с индивидуальными показаниями учебных возможностей обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида.

Особое внимание на второй ступени уделяется новому виду деятельности — трудовому обучению. Трудовое обучение — важная составляющая часть всего учебно — воспитательного процесса, поэтому обучение разнообразным профилям труда необходимо рассматривать в неразрывной связи с общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни. Трудовая подготовка дает возможность изучать перспективы дальнейшего трудоустройства обучающихся.

Специфические особенности, характерные для обучающихся VIII вида, явились основанием для введения в учебный план предметов, направленных на усиление коррекционного воздействия на личностное развитие обучающихся: живой мир (2 класс), история Отечества (9 класс), занимательный труд (2 класс), домоводство (9 класс).

Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой учебных предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся c 1 по 9 класс, например:

география (6 — 9 классы);

живой мир (1 — 4 классы), природоведение (5 класс);

естествознание (6 — 9 классы).

Такой же принцип действует между предметами домоводство, русский язык, чтение, математика, что позволяет практически осуществлять системную, комплексную работу по развитию обучающегося средствами образования с учетом его возрастной динамики.

Образовательная область «Язык и речь» представлена предметами русский язык, устная речь и чтение. Содержание обучения русскому языку строится на принципах коммуникативного подхода, который в отличие от орфографического направлен на развитие контекстной устной и письменной речи, где орфография обеспечивает самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной форме. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности умственно отсталых обучающихся, которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий.

Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других видов речи, расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на уроках русского языка, устной речи и чтения позволяет преодолеть характерный для обучающихся речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи, приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.

Образовательная область «Математика» представлена элементарной математикой и в ее структуре — геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности по труду. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин учебного плана: домоводства, истории, географии, естествознания

Образовательная область «Обществознание» включает в себя следующие учебные предметы: мир истории, историю Отечества, этику, географию. История Отечества и мир истории формирует систему знаний о самых значительных исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация, обобщение, мысленное планирование) не позволяют выстраивать курс истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен на наиболее ярких ключевых событиях эволюции России как государства, явлениях, обогащавших науку, производство, культуру, общественный уклад. Принцип социокультурного развития средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств, широкому использованию примеров из истории региона, формированию простейших обществоведческих представлений: о религиях, видах и структуре государственной власти, морали, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества и др.

География — элементарный курс физической географии России и зарубежья, позволяющий на основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социально — экономической географии, природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно — этическому воспитанию.

Образовательная область «Естествознание« реализуется предметами «Живой мир» (2 кл.), «Естествознание» (9 класс). Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Основной коррекционной задачей является преодоление инертности психических функций, расширение представлений о многообразии форм жизни окружающей среды. Так же, как и все другие предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств неживой и живой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. Естествознание тесно примыкает к домоводству.

Образовательная область «Технология» включает Занимательный труд (2 класс) и Домоводство (9 класс). Занимательный труд во 2 классе дает возможность учащимся овладеть элементарными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками, развивает самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности. Домоводство в большей мере соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания, оно позволяет поэтапно с 5 по 9 классы формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах, практически применять интеллектуальные умения из других учебных предметов, заложить основы экономического хозяйствования в семье, а также комплекс прикладных умений: стирка, глажение, ремонт, кулинария, уход за больными и мн. др. Поэтому «Домоводство» является не столько учебной областью, сколько социальной сферой жизненной компетенции развивающейся личности. Домоводство, как и другие предметы учебного плана, содержательно интегрируется с природоведением, географией, историей.

Читайте так же:  Налог на машину за 2019 год

Рабочая программа по математике на тему:
Рабочая программа по математике для 5-9 классов коррекционных школ 8 вида

рабочая программа по математике для 5-9 классов

Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка.

2.1. Статус документа.

2.2. Общая характеристика учебного предмета.

2.3. Место предмета в учебном плане.

2.4. Цели и задачи обучения.

2.5. Формы и методы организации учебной деятельности.

2.6. Межпредметные связи.

2.7. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

3. Тематический план 5-9 классов.

4. Учебно-тематические планы для 5-9 классов.

5. Условия реализации программы.

5.1. Технические средства обучения.

5.2. Учебно- практическое оборудование.

5.3. Информационно-образовательные ресурсы.

5.4. Учебно-методическая литература.

6.1. Календарно-тематическое планирование.

6.2. Контрольно-измерительные материалы.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1. Статус документа

Программа создана на основе:

1. Учебный план КС(К)ОУ «Саланчикская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» Министерства образования и молодежной политики.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

4. Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008года №241) (1 вариант).

5. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089 (в редакции от 19 октября 2009 № 427);

6. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 декабря 2010 года №189 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10» с 1сентября 2011года.

7. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9 классы в двух сборниках под редакцией Воронковой В. В., 2001 г.

8. Адаптированная основная образовательная программа КС(К)ОУ «Саланчикская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат» Министерства образования и молодежной политики на 2013-2018 год.

Программа включает три раздела:

1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.

2. Тематическое планирование с распределением учебных часов по годам обучения и отдельным разделам.

3. Учебно-тематическое планирование и требования к знаниям обучающихся.

2.2. Общая характеристика учебного предмета

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Математика в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Обучение математике имеет свою специфику. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение математического материала представлено концентрически с учетом возможностей обучающихся. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний.

При отборе математического материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения математических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Данная программа дает учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; позволяет использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; способствует развитию речи учащихся, обогащению ее математической терминологией; воспитанию у учащихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбию, самостоятельности, вырабатывает навыки контроля и самоконтроля, развивает точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении математических знаний. Учитывая особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.

На всех годах обучения особое внимание уделяется формированию у школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин, включается в содержание устного счета на уроке.

Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.

В программе предусмотрено изучение разделов «Нумерация», «Дроби», « Числа, полученные при измерении», «Геометрический материал», «Действия с целыми числами». Упражнения в решении задач даются в процессе изучения всего программного материала по математике.

2.3. Место предмета в учебном плане

В базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида нагрузка в 5 — 9 классах составляет 884 часа при недельной нагрузке в 5- 6 классе — 6 часов, в 7- 8 классе – 5 часов, в 9 классе — 4 часа.

Учитель может вносить изменения в календарно-тематический план для закрепления материала, вызывающего у обучающихся затруднения.

2.4. Цель обучения:

подготовить обучающихся с особыми образовательными потребностями к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

— дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

— использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся с особыми образовательными потребностями и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

— развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией;

— воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

2.5. Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:

  • объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
  • закрепление изученного материала с использованием многовариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
  • обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математич. игр.

2.6. Межпредметные связи.

Обучение математике в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами . Геометрический материал занимает важное место в межпредметных связях с другими предметами. При изучении геометрического материала учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Необходима тесная связь этих уроков с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами.

2.7. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Математика» являются умения:

— анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, определять причинно-следственные зависимости и другие логические умения;

— выполнять вычисления по определённым алгоритмам;

— правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и проверять эти вычисления;

— пользоваться календарём, определять время по часам;

— измерять различные величины с помощью приборов и инструментов;

— строить линии, фигуры, тела, распознавать их.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по математике для 5-9 классов

Классы

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему:
пояснительная записка к рабочей программе по курсу Окружающий мир 2 класс коррекционная школа 8 вида

Дисциплина «Живой мир» в СКОУ 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,

пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.

Предварительный просмотр:

Данная программа предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)

Дисциплина «Живой мир» в СКОУ 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,

пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.

Содержание дисциплины «Живой мир» опирается на знакомые детям объекты и явления окружающего мира, углубляет сведения, раскрывающие причины, следственные временные связи между объектами, явлениями и состоянием природы.

Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

На уроках этой дисциплины учащиеся условно разделены на две группы:

Учащиеся 1 группы правильно называют изученные объекты, явления, их признаки. Различают объекты живой и неживой природы, выделяют части растений. Называют наиболее распространенных диких и домашних животных своего края.

Ученики 2 группы не всегда правильно называют изученные объекты и явления, их признаки. Путают объекты живой и неживой природы, очень мало знают названий диких и домашних животных. Ответы в основном односложные.

Согласно учебному плану 2013 – 2014 учебного года на изучение программы по предмету отводится следующее количество часов:

Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы

VIII вида подготовительный, 1- 4 классы под редакцией В. В. Воронковой.

Содержательный минимум образования

Сезонные изменения в природе.

  • Представлений о смене времен года.
  • Название времен года, знакомство с названиями месяцев.
  • Изменения в природе поздней осенью и зимой.
  • Явления и состояния неживой природы (похолодание, замерзание рек, снегопад).
  • Влияние солнца на изменения в погоде.
  • Вода в природе.
  • Простейшие свойства воды.
  • Температура воздуха.
  • Обогащение речи специальными терминами, выражениями.Участие в беседе.
  • Представление о животных.
  • Сравнение домашних и диких животных.
  • Представление об отношении человека к животным. Охрана животных.
  • Представление о рыбах распространенных в нашей области.
  • Представление об использовании рыб человеком и охране рыбных угодий.
  • Красная книга.
  • Развитие речи учащихся.
  • Название растений, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху.
  • Обозначение групп предметов обобщающим словом.
  • Различать 3-4 комнатных растения.
  • Человек. Гигиена тела человека.
  • Закаливание организма человека.
  • Питание человека.
  • Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник; (элементарные представления).
  • Пища. Правильное питание.
  • Профилактика пищевых отравлений.
  • Обогащение речи новыми словами. Участие в беседе.
Читайте так же:  Пособие для леворуких детей

Обучение в коррекционной школе носит элементарно – практический характер и направлено на выполнение основных целей: создание условий для формирования и коррекции знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности.

Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную, ценностно — ориентационную).

Составляющие качества образования.

  • Выявление уровня знаний учащихся о неживой и живой природе.
  • Формирование знаний об основных элементах неживой и живой природы.
  • Формирование представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособления живого мира к условиям внешней среды.
  • Формирование знаний учащихся о природе своего края.
  • Формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека.
  • Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
  • Содействовать приобретению навыков устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе;
  • Активизировать творческие способности;
  • Развивать у обучающихся навыки контроля и самоконтроля;
  • Вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ.
  • Воспитание у учащихся бережного отношения к природе.
  • Воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, самостоятельности.

Специальной задачей обучения является преодоление недостатков учащихся, их познавательной деятельности и личностных качеств.

  1. Предметные:
  1. Природоведческая компетенция :
  • Правила поведения и деятельности в природной среде в лесу, на водоемах, в местных природных зонах в разное время года, в различных природных и климатических условиях. Ориентация, безопасность, сбор грибов, ягод, рыбная ловля; наблюдение птиц и местных животных; ориентация по ночному небу, определение сторон света с помощью компаса и природных признаков, способы определения времени суток и др.
  • Естественнонаучные знания, умения и опыт деятельности на селе и в городе, домашние животные, экологические проблемы, выращивание сельскохозяйственных растений.
  • Уход за животными. Образ жизни, особенности строения и поведения, питание, сон, игры, взаимосвязь животного с человеком.
  • Уход за растениями. Посадка, полив, состав земли, свет, тепло, условия выращивания.
  1. Здоровьесберегающая компетенция (включает общепредметную):
  • Опыт ориентации в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
  • Применение правил поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
  • Применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владение способами оказания первой медицинской помощи; умение следить за своим рационом питания.
  1. Экологическая компетенция (включает общепредметную):
  • Опыт экологической деятельности в местной природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.), умение следовать нормам экологического поведения.
  1. Общепредметные:
  • воспитание учащихся средствам данной учебной дисциплины;
  • обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания;
  • повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими;
  • формирование умения получать информацию и передавать другим.
  • развитие зрительного, слухового восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
  1. Деятельностно-коммуникативные – способность субъекта выполнять устную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс.
  2. Социальные – способность, готовность субъекта брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.
  • Социально-трудовая:
  • продуктивно сотрудничать;
  • действовать в социуме;
  • осознание себя и своего места в обществе.
  • Культура личностного самосовершенствования :
  • способность к ценностно-смысловой ориентации;
  • способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).
  • Ценностно-смысловая:
  • понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение;
  • способности принимать человека как высшую ценность;
  • способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;
  • целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям;
  • принимать решение.
  1. Информационно-методологические:
  • Учебно-управленческая: умение внимательно слушать и воспринимать информацию.
  • Учебно-логическая: критически относиться к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.
  1. Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)
  2. Социально-правовая (человек и общество, человек-человек):

-демократический стиль общения учителя с учащимся;

-развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;

-развитие чувства ответственности за сохранение школьного имущества;

-воспитание чувства гордости за культуру речи;

-воспитание чувства патриотизма за родину и др.;

  1. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа, математический диктант и др.
  2. Экологическая (человек и природа).
  3. Культура здоровья (человек и здоровье):
  1. валеологический подход (физический и психический уровень):

-благоприятный климат в кабинете (освещённость, время, проветриваемость).

-физическое состояние учащихся (здоровье).

-доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:

  • простейших свойствах воды, её значения для жизни растений, животных, человека;
  • растения сада и огорода, их отличия;
  • разнообразие животного мира, образ жизни и повадки диких и домашних животных;
  • роль питания в жизни человека, гигиенических правилах;
  • сезонные изменения в неживой природе жизни растений, животных, человека;
  • значение воды, тепла, света в жизни растений и животных.

Должны уметь практически применять следующие знания:

  • Правильно называть изученные объекты и явления.
  • Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями.
  • Различать наиболее распространенные овощи фрукты, объяснять, где они растут, как их использует человек.
  • Различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни.
  • Выполнять элементарные гигиенические правила.
  • Различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.
  • Называть изученные предметы и явления.
  • Различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений, ухаживать за ними.
  • Различать наиболее распространенные овощи и фрукты.
  • Различать изученных диких и домашних животных, рыб, птиц.
  • Различать признаки времен года.
  • Выполнять элементарные гигиенические требования.

Педагогические условия и средства реализации стандарта.

  • Современное традиционное обучение (классно –урочное).
  • Дифференцированное обучение.
  • Педагогика сотрудничества.
  • Проблемное обучение.
  • Личностно – ориентированное обучение.
  • Игровое обучение.
  • Экскурсии.

Общепедагогические принципы обучения

  • принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
  • принцип персонификации – отказ от ролевых «масок». Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;
  • принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
  • принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении дисциплине используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности , воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

При последовательном изучении курса может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Виды и формы контроля

  • Формы — устный опрос, кроссворд, КВН.
  • Виды – вводный, тематический, рубежный, итоговый.

Программное и учебно — методическое обеспечение

Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В. В. Воронковой.

Методическое обеспечение: предметные картинки, серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) / наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей, родителей. – 25 книг; загадки; муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.

  • Основы безопасности жизнедеятельности. В.П.Ситников.
  • ГудимовВ.П. «Тематические загадки для дошкольников».
  • Программа «Живой мир»/институт коррекционной педагогики Российской Академии Образования.
  • Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с 5-7 лет с ЗПР. /сост. Морозова И.А., Пушкарева М.А. – М.: Мозаика –Синтез, 2006
  • «Окружающий мир». Н.А.Новоселова, А.А.Шлыкова /Учебное пособие по развитию речи для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1,2 часть.
  • Экологическое образование и воспитание в начальной школе. Учебное мет.пособие Иванова Т.С. – М.:ЦГЛ, 2003
  • Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», 1класс. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А

Программа составлена на основе документов:

  1. Федеральный Закон от 28.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в РФ»
  2. Закон от 15.07.2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
  3. Областной закон от 23.10.1995 N 28-ОЗ (ред. от 07.12.2012) «О защите прав ребенка» (принят Свердловской областной Думой 05.10.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)
  4. Годовой учебный календарный график ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат» на 2013-2014 учебный год.

Предметные картинки, муляжи овощей, фруктов, гербарии растений, технические средства (телевизор, ноутбук, интерактивная доска, видеомагнитофон)