Пенсия в 2023 году

Рубрики Статьи

Содержание:

Пенсионная реформа, расчет пенсии по старости по формуле

Пенсионный стаж и Новый порядок расчета и формирования пенсии в 2019 году

С 1 января 2015 года в России вступил в силу закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и новый порядок расчета и формирования пенсии. Вводятся два ее вида – страховая и накопительная. Понятие «трудовая пенсия» вообще уйдет из нашего обихода.

Страховая пенсия по старости будет назначаться гражданам при соблюдении трех условий:

  • Во-первых, это достижение возраста 55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин (то есть пенсионный возраст повышаться не будет).
  • Второе – это определенный страховой стаж (минимальный стаж уплаты страховых взносов). В 2015 году он составит шесть лет. Далее повышение требований к стажу будет происходить постепенно: по одному году в течение десяти лет, таким образом в 2024 году он составит 15 лет.
  • Третье условие – это наличие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) определенного уровня . В 2015 году минимальная величина ИПК составит 6,6 баллов, к 2025 году будет увеличена до 30 баллов.

Пенсионные права в новой системе формируются не в рублях, а в индивидуальных пенсионных коэффициентах (баллах). Накопленные баллы будут переведены в рубли при назначении пенсии. Максимальное число баллов, которые можно будет заработать за год – 10.

На момент выхода на пенсию баллы за каждый год суммируются и умножаются на их стоимость. Стоимость балла будет устанавливать государство, причем она будет ежегодно расти на уровень не ниже инфляции в предшествующем году. В 2014 году один балл равен 64 руб. 10 коп.

Порядок назначения и выплаты накопительной части не меняется: доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования.

Действующее пенсионное законодательство не предполагает доплаты к пенсии за стаж . Весь заработанный к моменту выхода на пенсию стаж учитывается при первоначальном расчете ее размера.

На расчет пенсии повлияют размер зарплаты, длительность страхового стажа, а также возраст обращения за назначением пенсии (чем позже гражданин обратится за пенсией, тем выше она будет проиндексирована).

Даже если пенсия уже назначена, то граждане имеют право отказаться от нее, чтобы через год или несколько лет получать выплату в повышенном размере с премиальными коэффициентами.

Так, например, при обращении за пенсией через 5 лет после достижения пенсионного возраста фиксированная выплата к пенсии увеличится на 36%, а сама страховая пенсия – на 45%. Если через 10 лет, то фиксированная выплата вырастет в 2,11 раза, а пенсия – в 2,32 раза.

Россия признана одной из худших стран для пенсионеров

Россия вошла в пятерку худших стран мира для пенсионеров, заняв в рейтинге 40-е место из 43. Хуже оказались только Бразилия, Греция и Индия.

Согласно «Глобальному пенсионному индексу-2017», который ежегодно составляет компания Natixis Global Asset Management, лидерами стали Норвегия (86%), Швейцария (84%) и Исландия (82%). У России же индекс за год упал с 46% до 45%.

Индекс измеряет уровень комфорта выхода на пенсию в той или иной стране. При расчетах используются четыре ключевых параметра: финансовую ситуацию, материальное благополучие, качество жизни и здоровье. Каждый из этих параметров может быть оценен по шкале от 0% до 100%.

Какая пенсия и Стоимость пенсионного балла (ПБ)

Средний размер страховой пенсии составит в 2018 году 12 892 рубля.

Как посчитать количество заработанных за год пенсионных баллов

Годовой пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой пенсии по индивидуальному тарифу (16%), к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой заработной платы. В 2016 году её размер составлял 796000 рублей в год. Полученную цифру умножаем на 10.

По справке 2 НДФЛ за 2016 год вы заработали 850000 рублей. Считаем так: (850000/796000)*10=10,67 балла. Значит, в 2016 году вы заработали 7,83 балла.

Количество пенсионных баллов, которое гражданин может сформировать за год, имеет ограничение. В 2016 году максимальное количество пенсионных баллов, которые можно было заработать, составило 7,83. В 2017 году – 8,26 балла. К 2021 оно дойдет до максимального показателя – 10 баллов.

Сколько пенсионных баллов в 2017 году можно заработать при окладе 30 тыс. руб?

  • Умножим эту величину на 10. Получилось 4,1 балла . Это и есть количество заработанных вами пенсионных баллов.
  • Сколько баллов вы заработали за предыдущие года

    узнать достаточно просто: зайдите в свой Личный кабинет на сайте ПФР или воспользуйтесь мобильным приложением. Доступ имеют граждане, зарегистрировавшиеся в ЕСИА и подтвердившие свою учетную запись.

    Кроме того, пенсионные баллы начисляются не только когда человек работает. В жизни существуют периоды так называемой социально значимой деятельности. Человек в это время не имеет возможности работать, но ему начисляются пенсионные баллы, и его страховая пенсия формируется. Например, за:

    • 1 год военной службы по призыву – 1,8 балла.
    • 1 год ухода за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом – 1,8 балла.
    • 1 год ухода за гражданином, достигшим 80 лет – 1,8 балла.
    • 1 год ухода за первым ребенком – 1,8 балла.
    • 1 год ухода за вторым ребенком – 3,6 балла.
    • 1 год ухода за третьим и последующими детьми – 5,4 балла.

    В случае, если периоды ухода за детьми совпадают по времени, коэффициенты суммируются.

    Если продолжительность какого-то из нестраховых периодов составляет менее полного года, коэффициент определяется, исходя из фактической продолжительности периода. При этом один месяц составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день — за 1/360 часть.

    Мать троих детей, осуществляя за ними уход до 1,5 лет, получит 16,2 пенсионных балла

    Женщина родила троих детей, причем второй и третий – двойня, и осуществляла за ними уход до достижения каждым из них 1,5 лет. Сколько пенсионных баллов начислит ей ПФР?

    В этом случае указанные периоды могут быть квалифицированы как периоды ухода за первым, вторым и третьим ребенком. Соответственно величина пенсионного балла за полный календарный год в отношении периода ухода за первым ребенком – 1,8, за вторым ребенком – 3,6, за третьим ребенком – 5,4. В общей сложности периоды ухода за тремя детьми до достижения 1,5 лет каждым из них составит 16, 2 балла:

    За сколько ПФР продает пенсионные баллы и кому выгодно купить себе пенсию

    Пенсию по старости получат не все. Не хватит стажа, или баллов (что более вероятно). Однако ситуация поправима, потому что стаж и баллы можно докупить. Например, в 2018 году этот порог вырастет до 9 лет и 13,8 баллов.

    При нехватке этих показателей пенсию не дадут, а придется ждать достижения 65 лет, чтобы получить социальную пенсию.

    Например, Петров Иван, который собрался на пенсию в 2018 году, но вместо положенных 9 лет стажа и 13,8 баллов набрал только 8 лет и 12 баллов. Пенсию в 2018 году ему не дали. Он может еще работать, а может просто купить себе недостающие баллы. Рассмотрим 3 варианта действий:

    1. Ждать до 65 лет. Через 5 лет ему назначат социальную пенсию.
    2. Работать. Работая официально, он может заработать недостающий стаж и баллы.
    3. «Купить» стаж и баллы, вступив в добровольные правоотношения с ПФР.

    За сколько продается пенсия

    Пунктом 5 статьи 29 Закона 167-ФЗ установлены минимальный и максимальный размер страховых взносов, уплачиваемый физлицами, добровольно вступившими в правоотношения по ОПС.

    Минимальный размер страховых взносов определяется как произведение двукратного МРОТ, установленного на начало года, за который уплачиваются страховые взносы и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз.

    Минимальный размер в 2018 г. равен 2 х 9489 х 26% х 12 = 59 211,36 руб.

    Максимальный размер в 2018 году равен 12 х 9489 х 26% х 12 = 236 845,44 руб.

    Вступив в добровольные правоотношения с ПФР с 01.01.2018 и уплатив минимальный взнос в сумме 59211,36 руб. Петров получит 1 год стажа и примерно 2 балла. В 2018 году стоимость 2 баллов составляет 162,98 руб. (81,49*2). На первый взгляд, не густо за уплаченные 59 тыс. рублей.

    Но важно помнить, что речь идет не об увеличении будущей пенсии, а о праве на нее . То есть, не докупив недостающие баллы, Иванов 5 лет не получал бы пенсию. А в 2019 пенсию ему оформят и судя по количеству баллов, она будет более, чем скромной. Так как всем неработающим пенсионерам положена доплата до прожиточного минимума, пенсия Иванова составит около 9 тыс. рублей, это прожиточный минимум пенсионера.

    Какая выгода, чтобы Петрову купить пенсию ? 1 год (2018) он уже прожил без пенсии. Соответственно за 4 года он получит от ПФР 432000 рублей (9000*12*4). Этих денег он бы не увидел, если бы не вступил в добровольные правоотношения и не уплатил в ПФР 59,2 тыс. рублей.

    Если баллов не хватает много, то сумма покупки баллов будет больше. В любом случае за 5 лет, на которые пенсионера лишают права на пенсию, он теряет около 540 тыс. рублей (9000*12*5). Целесообразно ли потратить энную сумму на покупку недостающих баллов, чтобы приобрести право на пенсию, каждый решает сам.

    Какие основные отличия новой формулы расчета пенсии от старой? Пенсионная реформа, которая действуют сегодня?

    Сегодня размер трудовой пенсии по старости в первую очередь зависит от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом, длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии. Поэтому получается несправедливо: кто много отработал, тот получает меньше тех, кто работал меньше, но больше отчислял страховых взносов. Т.е. уравниловка при расчете пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем.

    С 2015 г. согласно пенсионной реформы устанавливаются три вида страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

    Установлено, что права на страховую пенсию будут учитываться в пенсионных коэффициентах (баллах), исходя из уровня заработной платы (уплаченных с нее страховых взносов), стажа и возраста выхода на пенсию.

    Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин, наличие страхового стажа (т.е. минимального стажа уплаты страховых взносов) не менее 15 лет, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) не менее 30.

    Читайте так же:  Патент экономика это

    В 2025 году в расчете пенсии будет применяться минимальный общий стаж для получения пенсии по старости достигнет 15 лет. С 6 лет в 2015 году он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году в год. Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого, будет производиться социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.

    С 1 января 2015 года минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента, при котором возникает право на назначение страховой пенсии, установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025 году.

    Страховая пенсия в полном объеме будет формироваться по новым правилам у граждан, которые начнут работать в 2015 году.

    У будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015 г., все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться. В 2014 году будет произведена их конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты – нового инструмента учета пенсионных прав гражданина.

    При расчете страховой пенсии по новой формуле расчета пенсии согласно пенсионной реформы впервые вводится понятие « годовой пенсионный коэффициент », которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению зарплаты гражданина, с которой в этом году уплачивались страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС:

    Годовой ПК =

    * Если гражданин откажется от формирования пенсионных накоплений в системе ОПС, то работодатель будет уплачивать за него страховые взносы на формирование его страховой пенсии по тарифу 16%. Если гражданин выберет тариф 6% на формирование накопительной пенсии, то на формирование его страховой пенсии будет направляться страховые взносы по тарифу 10%.

    ** Тариф, по которому работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС — 22% от фонда оплаты труда работника (максимальный уровень взносооблагаемой зарплаты ежегодно определяется федеральным законом). 6% тарифа страховых взносов с систему ОПС идет на финансирование фиксированной выплаты, а 16% является индивидуальным тарифом, уплаченные взносы по которому, по вашему выбору, могут или полностью направляться на формирования пенсионных прав в страховой пенсии, или 6% может направляться на формирование пенсионных накоплений гражданина, а 10% — на формирование пенсионных прав в страховой пенсии.

    С 2021 года при ежегодном повышении уровня взносооблагаемой зарплаты до 2,3 от среднероссийской зарплаты максимальное значение годового ПК достигнет 10 с 7,39 в 2015 году. Максимальный годовой коэффициент начисляется гражданину, если его зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС, и гражданин отказался от формирования пенсионных накоплений.

    При расчете годового ПК учитывается только официальная зарплата до вычета подоходного налога (13%).

    В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как военная служба по призыву, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

    Так, за период военной службы по призыву начисляются пенсионные коэффициенты, исходя из условной зарплаты в 1 минимальный размер оплаты труда: 1,8 пенсионного коэффициента – за каждый год военной службы по призыву.

    Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:

    • 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка,
    • 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка,
    • 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего ребенка и четвертого ребенка.

    Накопительная пенсия — это ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов ваших работодателей и дохода от их инвестирования. Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а может — по выбору гражданина — все 22% идти на формирование страховой пенсии.

    Если гражданин старше 1967 года рождения, то его пенсия согласно пенсионной формулы по старости не будет содержать пенсионные накопления, потому что его работодатели отчисляют весь объем страховых взносов только на страховую пенсию.

    Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему будет дополнительно предоставлена возможность выбора варианта пенсионного обеспечения:
    1) отказаться от формирования накопительной пенсии и направить все страховые взносы на формирование страховой пенсии (тариф страховых взносов на накопительную часть – 0%);
    2) продолжать формировать накопительную пенсию, сохранив, как и сегодня, тариф страховых взносов в размере 6%.

    При выборе варианта пенсионного обеспечения, согласно пенсионной реформы, нужно помнить, что приняв решение о формировании накопительной пенсии, вы уменьшаете пенсионные права на формирование страховой пенсии, и наоборот. Какой вариант выгоднее — решаете вы сами. При принятии решения о выборе стоит помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. В то время как накопительная пенсия — это пенсионные накопления, которые передаются из ПФР в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании и инвестируются ими на финансовом рынке. Накопительная пенсия не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсию.

    По новой пенсионной формуле 2019 новым правилам расчета размер накопительной пенсии также будет выше, если обратиться за назначением пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет – для женщин. Ведь для расчета накопительной пенсии сумма пенсионных накоплений делится на т. н. период ожидаемой выплаты пенсии – 228 месяцев. А если, например, обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений делится уже на 192 месяца.

    При расчете страховой пенсии по пенсионной формула суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды. Далее полученная сумма годовых пенсионных коэффициентов умножается на коэффициент за отложенную пенсию и стоимость годового пенсионного коэффициента, которая ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

    К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, увеличенная на размер премиального коэффициента за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после достижения пенсионного возраста или возникновения права на пенсию (досрочно).

    Законом предусмотрено, что если гражданин проработал в сельском хозяйстве не менее 30 лет и остался жить на селе, размер фиксированной выплаты в составе страховой пенсии будет увеличен еще на 25%.

    Нестраховые периоды, учитываемые в трудовой стаж

    наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, когда за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж засчитываются и некоторые нестраховые периоды. К ним относятся:

    • период прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы (например служба в органах внутренних дел и других силовых ведомствах, служба в прокуратуре и т.д.);
    • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
    • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
    • период получения пособия по безработице;
    • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
    • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
    • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
    • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
    • участие в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

    Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле:

    или СП = ИПК * СИПК + ФВ ,

    где:
    СП – страховая пенсия
    ИПК – это сумма всех пенсионных баллов, начисленных на дату назначения гражданину страховой пенсии
    СИПК – стоимость пенсионного балла в году назначения страховой пенсии.

    В 2017 году СИПК = 78,28 руб. Ежегодно индексируется государством.

    ФВ – фиксированная выплата. Ежегодно индексируется государством.

    Таким образом, расчет страховой пенсии в 2017 году осуществляется по формуле:

    СП = ИПК * 78,28 + 4805,11 р.

    ФВ – фиксированная выплата

    • На 1 января 2017 года = 4805,11 руб.
    • На 1 января 2018 года = 4982,90 руб.

    Что такое страховая и накопительная пенсии и зачем нужно накапливать баллы?

    Расчет пенсий изменился в России в 2015 году. После реформы появились два совершенно разных понятия: страховая и накопительная пенсии. Но для многих граждан до сих пор не понятно, в чем отличие между этими понятиями и что нужно сделать для того, чтобы заработать на достойную старость. Подробнее об этом читайте в нашей постоянной рубрике «Вопрос-Ответ».

    Страховая пенсия — это та пенсия, которая известна была всем до принятия реформы, она же считается обязательной. Речь идет о страховых взносах, которые в течение всего трудового пути отчисляет ежемесячно работодатель в Пенсионный фонд.

    Размер страховой пенсии зависит от официальной заработной платы сотрудника. При достижении пенсионного возраста или отсутствия возможности работать дальше, гражданин начинает получать ежемесячные государственные выплаты.

    Теперь страховая пенсия рассчитывается при помощи системы баллов, которые зарабатываются гражданином за всю его трудовую карьеру, индексируются с учетом инфляции и других факторов и выплачиваются в определенном объеме.

    Если в течение всего года ваша ежемесячная зарплата была один МРОТ, вам за этот год начисляется 1 балл, два МРОТ – 2 балла, но не более 10 баллов за год. И за этот же год работнику засчитывается стаж один год.

    Помимо трудовой деятельности, в стаж засчитываются и социально-значимые периоды, за которые также полагаются баллы:

    — уход за достигшими 80-летия гражданами;

    — уход за инвалидами первой группы, детьми-инвалидами;

    — отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.

    Читайте так же:  Госдума рф законы

    Для расчета страховой пенсии по новым правилам было введено понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент», он же пенсионный балл, которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.

    Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов и стаж не менее 15 лет. Если количество баллов будет меньше, то человеку будет назначена социальная пенсия по старости: женщинам в 60 лет, мужчинам в 65 лет. Однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года. В 2016 году достаточно будет иметь 9 баллов.

    В зависимости от года выхода на пенсию Вам нужно разное количество лет стажа и баллов:

    в 2015 году — 6 лет; 6,6 балла;

    в 2016 году — 7 лет; 9 баллов;

    в 2017 году — 8 лет; 11,4 балла;

    в 2018 году — 9 лет; 13,8 балла;

    в 2019 году — 10 лет; 16,2 балла;

    в 2020 году — 11 лет; 18,6 балла;

    в 2021 году — 12 лет; 21 балл;

    в 2022 году — 13 лет; 23,4 балла;

    в 2023 году — 14 лет; 25,8 балла;

    в 2024 году — 15 лет; 28,2 балла;

    в 2025 году — 15 лет; 30 баллов.

    Накопительная пенсия — это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Напомним, что в 2014 и 2015 годах жители Алтайского края 1967 года рождения и моложе, имели возможность определить для себя вариант пенсионного обеспечения: формировать только одну страховую пенсию или страховую и накопительную пенсии. Для этого все желающие должны были до конца 2015 был сделать выбор .

    Сейчас выбор в пользу средств пенсионных накоплений завершен. Однако сохраняется право отказаться от дальнейшего их формирования за счет новых обязательных страховых взносов. Также можно и сменить страховщика своих накоплений: страховщиком по обязательному пенсионному страхованию может выступать или Пенсионный фонд Российской Федерации, или негосударственный пенсионный фонд по выбору граждан. Если человек выбирает для управления своими пенсионными накоплениями частную управляющую компанию, то страховщиком все равно остается Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Новым пенсионерам. К 2023 году пенсия составит 24 тысячи рублей

    Вторник, 23.10.2012, 23:43:00

    . Если начать пенсионную реформу в ближайшее время. Это сообщила заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец.

    . Если начать пенсионную реформу в ближайшее время. Это сообщила заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец.

    ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, 20 октября. /ИТАР-ТАСС/.

    Она заметила, что существующая пенсия в 9 тыс 700 рублей может в разных регионах страны оцениваться по разному, в том числе и как «социально приемлемая», но «если ничего сегодня не делать, то дальше ситуация будет ухудшаться», и к 2023 году пенсия составит только 14 тыс рублей. «Сегодня, в силу исторических причин, в силу того времени, когда формировалась пенсионная система, она является как раз сгустком и выражением всех тех историй, которые пережила наша страна в постсоветский период, и на сегодняшний день никто из живущих в Российской Федерации не может сам себе посчитать пенсию, пенсия непонятна, непрозрачна, непонятно от чего она зависит», — констатировала Голодец в интервью программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым» /телеканал «Россия 1″/. «Система должна быть простой и понятной», — подчеркнула она, напомнив, что в советский период жители страны понимали, на какую пенсию они могут рассчитывать. «Мы сегодня должны сделать пенсионную систему, пенсионный план простым, понятным, зависящим от конкретных налоговых поступлений в интересах данного работника и от продолжительности периода, когда поступают эти налоги», — считает вице-премьер.
    Касаясь вопроса о стаже, необходимом для получения полной пенсии, Голодец отметила, что в результате длительных обсуждений он определен в 35 лет. Касаясь размеров пенсий, она обратила внимание на то, что «у нас есть очень большой запас, у нашей страны, хорошо это или плохо, но это сегодня так». «У нас сегодня 87 млн людей находятся в трудоспособном возрасте, но налоги платят, увы, 48 миллионов. Если у нас сегодня налоги начнут платить, по разным основаниям, хотя бы еще 15 млн, то проблема с повышением пенсии, с обеспечением достойной пенсии наших стариков у нас будет решена», — констатировала зампредседателя правительства.
    Отметив, что решение этой задачи является частью стратегии пенсионной реформы, Голодец сказала, что «мы показываем пенсионной реформой, откуда будут взяты деньги». «Первое — этой действительно охват тех работодателей, которые сегодня за своих работников не уплачивают налоги: сегодня такие работодатели обманывают государство несколько раз. Первое — они обманывают того работника, у которого не формируются пенсионные права, второе — они обманывают других работодателей, которым приходится платить пенсию дважды», — пояснила Голодец. В качестве примера категорий, которые «хронически не уплачивают за себя налоги», вице- премьер назвала нотариусов и адвокатов, которые, в отличие от других работодателей, платят в год не 112 тыс рублей, а 14 тыс 300 рублей. «Сегодня все наше общество, наши шахтеры, фактически содержат родителей-пенсионеров тех нотариусов и адвокатов, которые не платят за себя налоги», — подчеркнула Голодец.

    Иллюстрация:
    http://www.pencioner.ru

    «НП»

    Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.

    Быстрая навигация: На главную

    С 2028 года пенсия будет назначаться в 60 лет только при наличии 35-летнего страхового стажа

    Кабинет министров утвердил проект пенсионной реформы, предусматривающий переходный период — десять лет

    В свое время в интервью «ФАКТАМ» министр социальной политики Андрей Рева сказал, что главная беда нашей пенсионной системы даже не низкие пенсии, а ее несправедливость. Люди, которые дольше работали и платили больше взносов в Пенсионный фонд, сегодня получают почти столько же, сколько те, кто трудился меньше и имел относительно низкую зарплату. Кроме того, многие из работающих людей сегодня не хотят платить взносы на пенсионное страхование. Однако, выйдя на заслуженный отдых, будут претендовать на пенсии наравне с теми, кто платил. А ведь именно из-за того, что граждане не перечисляют взносы в Пенсионный фонд, у нас ограничены ресурсы на финансирование пенсий. Именно поэтому в стране огромный (в 2017 году — 141 миллиард 300 миллионов гривен) дефицит Пенсионного фонда и низкие выплаты…

    В этой ситуации, говорил министр, задача правительства — в ближайшее время восстановить справедливость пенсионных выплат и сделать их более зависимыми от финансового участия человека в пенсионной системе. Утвержденный позавчера Кабинетом министров проект пенсионной реформы как раз призван это сделать.

    «Чтобы претендовать на пенсию, надо платить взносы в Пенсионный фонд»

    Представляя пенсионную реформу, премьер-министр Владимир Гройсман отметил, что она коснется каждого — и того, кто уже вышел на заслуженный отдых, и того, кто еще даже не думает о нем.

    — К сожалению, пенсионная система работает сегодня так, что без соответствующих изменений через пять — десять лет государство не сможет гарантировать выплату пенсий, — подчеркнул премьер-министр. — С этим невозможно мириться. Именно поэтому правительство разработало предложения к реформе, основной целью которых является восстановление справедливости в отношении наших уважаемых пенсионеров — и сегодня, и в будущем. Я глубоко убежден, что человек, честно проработавший всю жизнь, не может получать такую же пенсию, как и тот, кто не беспокоился об обеспечении собственной старости.

    По словам Владимира Гройсмана, основная идея предложенной реформы проста: если человек работал всю жизнь, он должен гарантированно получать достойную пенсию. При этом в ходе переговоров с международными партнерами правительству удалось убедить их в том, что проблему нехватки средств в Пенсионном фонде нельзя решить путем повышения пенсионного возраста. Вместо этого необходимо усилить значение страхового стажа при назначении пенсии: установить четкую зависимость размера пенсии от суммы уплаченных страховых взносов и продолжительности участия в страховой системе.

    — Будет действовать справедливый принцип: чтобы претендовать на выплаты, надо делать взносы в Пенсионный фонд, — отметил Владимир Гройсман. — Чем продолжительнее страховой стаж, тем больше отчисления в фонд и тем выше пенсия.

    Если упростить все выкладки законопроекта, то основная идея реформы заключается в усилении значения страхового стажа. Сейчас человек получает пенсию, просто достигнув пенсионного возраста, а после проведения реформы будет иметь право на пенсию лишь после накопления необходимого страхового стажа. Причем под этим стажем имеются в виду периоды (годы, месяцы), когда гражданин не просто работал, а работал и платил взносы на пенсионное страхование. Если он в каком-то месяце не сделал взнос, этот месяц в страховой стаж не включается.

    Кстати, именно такой принцип исчисления страхового стажа действует у нас еще с 2001 года. Просто в настоящее время страховой стаж не играет такой роли, какая будет после реформы.

    Итак, что же получается? В настоящее время обязательными условиями выхода на пенсию являются достижение пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины тоже в процессе реформы достигнут 60 лет к 2021 году) и наличие 15 лет страхового стажа. При этом право на минимальную пенсию человек получает только при наличии полного страхового стажа: женщины — 30 лет, мужчины — 35 лет.

    После реформы основным требованием станет наличие полного страхового стажа — 35 лет. Если его не будет, выход на заслуженный отдых отложат на три — пять лет. Так, при страховом стаже от 25 до 35 лет человек получит право на пенсию в 63 года. А если нет даже 25 лет, то на заслуженный отдых он выйдет не раньше, чем в 65 лет. При этом будет получать не пенсию, а социальную помощь, размер которой зависит от доходов всей его семьи.

    Правда, есть и обнадеживающая новость: реформа предусматривает переходный период — десять лет. Полноценно необходимость иметь 35-летний страховой стаж будет закреплена только к 2028 году.

    С 1 января 2018-го пенсия по возрасту будет назначаться в 60 лет только при наличии 25-летнего страхового стажа. И каждые 12 месяцев требование к размеру стажа будет увеличиваться на год так, чтобы к 2028-му получить пенсию по возрасту в 60 лет можно было только при наличии 35 лет страхового стажа. Если же у человека нет нужного страхового стажа, он выйдет на пенсию позже — в 63 года.

    Схема будет приблизительно такая: в 2018 году стаж, необходимый для выхода на пенсию в 60 лет, должен составлять 25 лет, для выхода на пенсию в 63 года — не менее 15 и до 25 лет. К 2021 году эти показатели постепенно увеличатся: 28 лет — для выхода на пенсию в 60 лет и от 18 до 28 лет — для выхода в 63 года. К 2023 году он уже будет составлять 30 лет (для пенсии в 60 лет) и от 20 до 30 лет (для пенсии в 63 года). И да, люди, у которых стаж меньше нижнего уровня (который постепенно вырастет с 15 до 25 лет), будут выходить на заслуженный отдых в 65 лет и получать не пенсию, а социальную помощь.

    Читайте так же:  Ходатайство на удостоверение

    Естественно, в связи усилением роли страхового стажа у наших читателей возникает вопрос: а что именно в него включается? «ФАКТЫ» обязательно расскажут об этом в следующих публикациях.

    Кроме того, отметим, что лица, у которых на момент назначения пенсии не будет требуемого стража, смогут выбрать: доработать необходимое количество лет или «купить» их, заплатив взнос в размере не меньше минимального за каждый недостающий месяц. Но «докупить» можно будет не более 60 месяцев, то есть пяти лет.

    После принятия реформы наконец-то отменят ограничение пенсий работающих граждан

    Впрочем, реформа предусмотрела ряд позитивных новшеств, которые будут способствовать установлению более справедливого пенсионного обеспечения.

    Во-первых, после ее принятия наконец-то перестанут ограничивать пенсии работающих граждан. Напомним, что в настоящее время 494 тысячи пенсионеров, которые продолжают работать, получают только 85 процентов назначенных выплат.

    Во-вторых, будет проведено осовременивание пенсий (и это, пожалуй, одна из важнейших составляющих реформы).

    Напомним, что размер пенсии зависит от стажа человека, его средней зарплаты, а также средней зарплаты по стране. Потому что при назначении пенсии все его заработки как бы осовремениваются. Сначала заработок за каждый год сравнивается со средней зарплатой по стране за этот же год («ФАКТЫ» неоднократно писали об этом, а также о том, что Кабинет министров и Пенсионный фонд регулярно публикуют таблицы средних зарплат за все годы с 1958-го). Таким образом, выводится индивидуальный коэффициент заработка будущего пенсионера или, проще говоря, определяется, насколько его средний заработок был выше или ниже средней зарплаты в Украине.

    А потом индивидуальный коэффициент умножают на среднюю зарплату по стране за три года до выхода на пенсию (а точнее, на усредненный показатель средней зарплаты за три предшествующих года).

    И вот тут мы приходим к самой печальной части нашего рассказа: в ходе предыдущей реформы, которая прошла в 2011 году, все пенсии были пересчитаны исходя из показателя за 2007 год — 1197 гривен. И после этого не пересчитывались.

    Десять лет росла заработная плата. И к 2017 году показатель зарплаты, исходя из которого сегодня назначают пенсию, дорос до 3 тысяч 764 гривен 40 копеек. То есть увеличился почти в два раза. Выходит, что пенсионер, вышедший на заслуженный отдых в 2010 году, получает сумму в два раза меньше, чем человек с таким же стажем и заработком, но оформивший пенсию в 2017 году. Это справедливо? Нет.

    К этому можно добавить, что на протяжении десяти последних лет власти планомерно увеличивали минимальную пенсию. Таким образом, людям с большими стажем и заработками пенсии не повышали, а людям с минимальным стажем и скромными зарплатами выплаты увеличивали несколько раз в год, поскольку граждане получали как раз минимальную пенсию. В результате такой популистской политики пенсии людей с большим стажем сравнялись с пенсиями тех, кто работал меньше и получал зарплату ниже. Справедливо это? Снова нет.

    Именно поэтому правительство предлагает в ходе реформы провести перерасчет пенсий всем пенсионерам для того, чтобы восстановить справедливую дифференциацию. Каким образом? Предлагается осовременить все уже назначенные пенсии, пересчитав их с учетом показателя средней зарплаты, применяемого в 2017 году (3 тысячи 764 гривни 40 копеек).

    Согласно данным правительства, это приведет к тому, что у 1 миллиона 108 тысяч человек пенсия вырастет более чем на 1000 гривен. Еще 1 миллион 993,5 тысячи граждан получат прибавку к пенсии в размере от 500 до 1000 гривен. Пенсии 1 миллиона 209 тысяч человек вырастут на сумму от 200 до 500 гривен. И у 1 миллиона 308 тысяч пенсионеров размер выплат увеличится на 200 гривен. В общей сложности пенсию повысят 5 миллионам 620 тысячам человек.

    Если средний размер пенсий, назначенных на общих условиях, составляет 1725 гривен 69 копеек, то средний уровень спец пенсий — 3 тысячи 813 гривен 40 копеек

    По мнению экспертов, необходимость проведения реформы не просто назрела — перезрела. Даже с учетом миллиардных дотаций, которые получает Пенсионный фонд из бюджета, нам пока удается обеспечить минимальную пенсию в размере только 50 процентов реальной стоимости потребительской корзины. А точнее, она составляет 1312 гривен, хотя сумма прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц — 2398 гривен 44 копейки. При этом 60 процентов пенсионеров живут за чертой бедности.

    Кстати, проблемы Пенсионного фонда провоцирует не только демографическая ситуация. Как мы уже упомянули, работающие люди, которые по закону должны наполнять Пенсионный фонд, не заинтересованы в этом. Статистика говорит, что 25 процентов занятого населения не платит единый социальный взнос (ЕСВ). Тот есть из 16 миллионов 300 тысяч работающих граждан ЕСВ платят лишь 10,5 миллиона. Остальные 6 миллионов рискуют после реформы в лучшем случае выйти на пенсию на 3 года позже, а в худшем — вообще остаться без пенсии.

    В целом, в ходе реформы правительство собирается решить две важнейшие задачи. Первая — восстановить справедливость пенсионной системы. Вторая — в среднесрочной перспективе сделать Пенсионный фонд бездефицитным, вследствие чего у государства появляться новые возможности повышать выплаты, а следовательно — и уровень жизни пенсионеров.

    При этом вводятся единые правила определения размеров пенсий — для всех, кроме военнослужащих. То есть никаких специальных, льготных и так далее пенсий существовать не будет. Только обычные пенсии и пенсии для военнослужащих. Это, в принципе, соответствует букве европейских традиций, поскольку во многих странах Европы и Америки пенсионное обеспечение военнослужащих происходит по отдельным программам.

    Отметим, что по состоянию на 1 января 2017 около 296 тысяч человек (это без учета военных пенсионеров) получают специальные пенсии. В частности, право на специальные пенсии должны депутаты, государственные служащие, судьи, прокуроры, служащие органов местного самоуправления, ученые.

    При этом, если средний размер пенсий, назначенных на общих условиях, составляет 1725 гривен 69 копеек, то средний уровень спец пенсий — 3 тысячи 813 гривен 40 копеек.

    В свое время система специальных пенсий вводилась, как своеобразная компенсация за низкий уровень заработной платы в соответствующих категорий работников. Однако с момента введения специальных пенсий условия оплаты труда таких работников значительно улучшились. Поэтому, соответственно, логичным шагом является отмена и действующих привилегий в назначении пенсий.

    Специальные пенсии, которые уже назначены, будут выплачиваться и в дальнейшем. Изменения коснутся только пенсионеров, которые начнут выходить на пенсию после вступления в силу соответствующего закона. С 1 января 2018 также отменяется право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты и других. Пенсии за выслугу лет будут назначаться только военнослужащим.

    А вот что касается пенсий работникам вредных производств, то тут произойдут более позитивные для них изменения. Отдельное обеспечение пенсионеров, проработавших на вредном производстве, останется. Но финансироваться оно будет несколько иначе. Так, по ныне действующим правилам, пенсионные выплаты для пенсионеров, ранее работавших на вредных производствах (имеют право на досрочный выход на пенсию), должны возмещать предприятия. Однако предприятия нередко избегают таких выплат. В результате задолженность перед Пенсионным фондом, который осуществляет выплаты пенсий бывшим работникам вредных производств, уже достигла 10 миллиардов гривен.

    Поэтому правительство предлагает изменить действующую систему.

    Во-первых, предприятия со вредными или опасными условиями труда, вместо оплату возмещения пенсий, просто будут платить повышенный ЕСВ за своих работников, занятых на вредных производствах — дополнительно 15 процентов за работников из Списка номер 1 и 7 процентов — для всех остальных.

    Новая система предотвратит дальнейшее накопление долгов предприятий перед Пенсионным фондом. А также будет стимулировать работодателей улучшать условия труда для своих работников, чтобы платить меньше ЕСВ.

    Во-вторых, дополнительные взносы ЕСВ «за вредность» с 1 января 2019 за работников моложе 35 лет, будут накапливаться на их индивидуальных пенсионных счетах. Они будут инвестироваться и приумножаться для того, чтобы после выхода на пенсию такие работники получали пенсии из двух источников: солидарная (обычная, как для всех граждан) система и накопительная (деньги, накопленные на индивидуальном счету за счет взносов предприятия за «вредную» работу) .

    Это повысит социальную защищенность и пенсионные гарантии для работников вредных производств. Кроме того, таким образом, правительство делает первый шаг во внедрении второго — накопительного — уровня пенсионного обеспечения в Украине.

    Также, что немаловажно, в ходе реформы Пенсионный фонд будет освобожден от несвойственных ему выплат. Дело в том, что сейчас расходы Пенсионного фонда собственно на уплату страховых пенсий составляют лишь 75 процентов его затрат. Остальные расходы фонда — это финансирование других видов пенсий и социальных доплат.

    Сделать это нужно было уже давно, однако удастся, возможно, только сейчас. В частности, правительство предлагает освободить солидарную пенсионную систему от таких страховых выплат:

    • расходы на выплату целевой денежной помощи на проживание инвалидам войны и участникам боевых действий;
    • возмещение единого взноса за работающих инвалидов на предприятиях УТОГ, УТОС;
    • расходы на финансирование льготных пенсий в связи с заменой механизма финансирования льготных пенсий;
    • пенсии за выслугу лет (для тех, кто уже находится на пенсии);
    • возмещение доплат до прожиточного минимума.

    Указанные выплаты будут финансироваться по другим программам, в частности, из государственного бюджета. Самое главное — для получателей таких выплат ничего не изменится. Это просто вопрос получения денег из другого источника, не связанного со страховыми взносами. Собственно, это тоже поможет к 2024 году сделать Пенсионный фонд бездефицитным, как планирует правительство.

    — Над тем, чтобы найти правильные и реалистичные решения, мы работали несколько месяцев, и теперь такое решение найдено, — сказал Владимир Гройсман. — Мы надеемся на поддержку депутатов Верховной Рады, чтобы новые пенсии нашим пенсионерам начали рассчитывать уже с октября этого года.