Органы государственного надзора за охраной труда Основные права и полномочия

Рубрики Статьи

Органы государственного надзора за охраной труда Основные права и полномочия

В основе государственного надзора и общественного контроля за охраной труда лежит законодательная база: «Конституция РФ», федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ», «КЗоТ РФ», а также ряд указов Президента РФ, постановления Правительства РФ, Министерства труда РФ и др.

Общий надзор за исполнением законов о труде и охране труда в Российской Федерации осуществляет прокуратура.

Указом Президента РФ N850 от 4 мая 1994 года государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда возложен на Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда РФ. В настоящее время Федеральная инспекция труда действует в соответствии с «Положением о Федеральной инспекции труда», утвержденным постановлением Правительства РФ N78 от 28 января 2000 года.

В соответствии с данным «Положением», государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда имеют право:

  • беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях;
  • получать информацию, приостанавливать работу;
  • выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания и налагать штрафы на должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда.

Постановлением Министерства труда РФ N58 от 30 октября 1995 года утверждено «Примерное положение о подразделении по охране труда органа исполнительной власти по труду субъекта РФ». В соответствии с этим положением, работники данного подразделения осуществляют управление, руководство и организацию в области охраны труда на соответствующей территории субъекта Федерации. Для осуществления своих обязанностей эти работники имеют соответствующие права и полномочия:

  • беспрепятственно посещать предприятия всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчинённости;
  • получать необходимую информацию.

Общественный контроль осуществляют профсоюзы или иные представительные органы коллектива и, в соответствии с федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (ст. 22) и «Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» (утверждёнными Постановлением Минтруда РФ N30 от 8 апреля 1994 года), имеют право:

контролировать выполнение работодателем законодательства по охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

Трудовой кодекс Российской Федерации

Глава 57. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Статья 354. Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Статья 359. Независимость государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Статья 360. Порядок инспектирования работодателей

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

Организации Вооруженных Сил Российской Федерации, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и другие подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает:

доступ для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;

проведение проверок в назначенное время;

ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.

Особый порядок проведения инспекционных проверок устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 361. Обжалование решений государственных инспекторов труда

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статья 363. Ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда

Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Статья 364. Ответственность государственных инспекторов труда

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Статья 365. Взаимодействие органов федеральной инспекции труда с другими органами и организациями

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

Статья 366. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, который вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

При исполнении обязанностей по надзору за безопасным ведением работ работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, независимы и подчиняются только закону.

Статья 367. Государственный энергетический надзор

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.

При проведении указанных в части первой настоящей статьи мероприятий работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей, независимы и подчиняются только закону.

Статья 368. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, при осуществлении надзора за соблюдением работодателями перечисленных в части первой настоящей статьи норм и правил независимы и подчиняются только закону.

Статья 369. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью

Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии.

Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах.

Работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.

Органы государственного надзора за охраной труда Основные права и полномочия

Государственный надзор и контроль за охраной труда.

Читайте так же:  Единый налог с физ лиц 2019

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового за­конодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нор­мы трудового права, включая нормы и требования охраны труда, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют орга­ны федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промыш­ленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местно­го самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Основными задачами органов федеральной инспекции труда явля­ются:

— обеспечение соблюдения работодателями трудового законода­тельства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы тру­дового права;

— обеспечение работодателей и работников информацией о наибо­лее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных трудовых нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права;

— доведение до сведения соответствующих органов государствен­ной власти фактора нарушений, действий (бездействия) или злоупотреб­лений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

Общественный контроль за охраной труда на предприятии (организации).

Общественный контроль за охраной труда на предприятии осущест­вляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, имеющие право:

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудо­вого законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех не­счастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

— защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

— предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

— направлять работодателям представления об устранении выяв­ленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

— осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, вы­полнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в ка­честве независимых экспертов;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, преду­смотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с из­менениями условий труда;

— принимать участие в разработке законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

— принимать участие в разработке проектов подзаконных норма­тивных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в по­рядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— обращаться в соответствующие органы с требованием о привле­чении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессио­нальных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организаци­ях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выяв­ленных нарушений требований охраны труда.

Трехступенчатый контроль в организациях.

1 этап — это ежедневный контроль на рабочем месте (за цехом контроль осуществляет мастер, за лабораторией — руководитель группой).

2 этап. Уровень цеха, лаборатории (проводится с периодичностью 1 раз в неделю).

3 этап. Уровень предприятия. Один раз в месяц один из цехов (или одно из подразделений организации) выборочно проверяется комиссией, в состав которой входят: главный инженер; начальник отдела охраны труда; представитель мед. сан. части; главный специалист (технолог или энергетик).

Страхование от несчастных случаев и профзаболевани…

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных.

Компенсация за тяжелые, вредные и опасные условия …

На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бес­платно по установленным нормам молоко или другие.

Органы государственного надзора за охраной труда Основные права и полномочия

Согласно решению Парламента постановляется:

ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ОРГАНА ВЛАСТИ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА
1 глава
Общие постановления

1 §
Применение и назначение закона

В данном законе устанавливается порядок осуществления надзора и контроля органа власти за охраной труда, выполнения постановлений, касающихся охраны труда, а также совместных действиях работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда в организации.
Установленное во 2 и 3 главах касательно работодателя и организации в допустимой мере применяется к другим уровням, за которыми орган власти по охране труда осуществляет надзор и контроль.
Назначением закона является упрочение выполнения постановлений, относящихся к охране труда, а также улучшение рабочей обстановки и рабочих условий с помощью совместных действий органов надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, работодателя и работников.

В данном законе подразумевается под:

1) органом государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда — находящийся в подчинении Министерства социального обеспечения и здравоохранения (Министерство) орган власти, именуемый бюро охраны труда, являющийся территориальным органом округа охраны труда; в 4 главе, касающейся контроля за безопасностью продукции, а также порядка, относящегося к нему, органом власти, осуществляющим контроль за охраной труда, является также Министерство;

2) инспектором — должностное лицо, находящееся на службе у органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, имеющее должностные полномочия для осуществления проверки и контроля согласно данному закону;

3) продукцией — станок, рабочий инструмент, средство индивидуальной защиты или любое другое техническое приспособление или предмет, а также химикалии или приспособление, или предмет, содержащие химикалии.

2 глава
Должностные полномочия и обязанности органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и инспектора

Орган государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, проверяет организации и другие, подлежащие надзору и контролю объекты, а также принимает иные меры, предусмотренные законодательством. Органу государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, надлежит при этом способствовать совместным действиям работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда.
К деятельности органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, применяется Административный закон (434/2003), а также закон (621/1999) «О гласности деятельности органов власти», если иного в данном законе не предусмотрено. Об администрации по охране труда и других задачах органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, законодательно устанавливается особо.

4 §
Получение сведений и право проверки

У органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и инспектора для осуществления надзора и контроля в соответствующей мере есть право:

1) получить доступ к месту, где выполняется работа или, где есть основания предполагать, что осуществляется трудовая деятельность, а также в другие помещения, которые работодатель, согласно закону, относящемуся к надзору и контролю органа власти за охраной труда, обязан предоставить в пользование работников, а также в помещения, где изготавливают, хранят или представляют предназначенную для рынка или пользования продукцию;

2) получить для ознакомления от работодателя документы, которые тот, согласно постановлениям, относящимся к надзору и контролю за охраной труда, обязан иметь и сохранять, а также получить от работодателя отчет по вопросам, которыми работодатель, согласно постановлениям, относящимся к надзору и контролю за охраной труда, должен владеть иначе, чем в письменном виде;

3) провести беседу с работающим или находящимся на месте, указанном в пункте 1, лицом наедине или при свидетелях, и получить от него необходимые сведения для выполнения своей задачи, а также соответствующие документы, предусмотренные постановлениями, относящимися к надзору и контролю за охраной труда;

4) получить от работодателя отчет, касающийся не предусмотренных пунктом 2 вопросов, относящихся к работе, рабочей среде или коллективу, принятых решениях, имеющих воздействие на безопасность и здоровье работников, а также о других существенных планах, оказывающих влияние на конструкции, рабочие и производственные методы, безопасность и здоровье работников;

5) получить для ознакомления договор, заключенный работодателем и компанией, предоставляющей медицинское обслуживание в организации, или составленное самим работодателем описание организованного медицинского обслуживания, план действий медицинской службы, а также другие, необходимые с точки зрения надзора и контроля сведения, относящиеся к медицинскому обслуживанию в организации;

6) уведомив предварительно работодателя, изъять для анализа или исследования образец используемого на предприятии сырья или материала, или же изготовленной или используемой на предприятии продукции; за образец надлежит выплатить возмещение, согласно его стоимости, если его ценность не ничтожно мала;

7) провести на рабочем месте гигиенические замеры и, с разрешения работодателя или по основательной причине, с точки зрения надзора и контроля, произвести там фотосъемку;

8) получить от работодателя другие нужные, с точки зрения надзора и контроля, сведения, а также копии документов, упомянутых в данном параграфе.
При соответствующей просьбе инспектор обязан доказать свои полномочия на осуществление проверки, предъявив свидетельство, выданное органом государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

5 §
Проведение проверок по охране труда

Проверки по охране труда должны проводиться столь часто, насколько это необходимо с точки зрения действенности надзора и контроля.
Рабочие места, на которых существует опасность потери жизни или здоровья, должны находиться под особым контролем. Проверки, при необходимости, следует проводить в любое время суток, когда выполняется работа.
Проверка или иная мера по осуществлению надзора и контроля, необходимая для расследования дела, должна быть выполнена без промедления, если орган государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда поставлен в известность о том, что на рабочем месте возможно нарушение законодательства, исполнение которого контролирует орган государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, или же по просьбе работодателя, уполномоченного по охране труда, комитета по охране труда или соответствующего органа, в случае, когда обстоятельства, изложенные в просьбе или заявлении, дают к этому повод.

6 §
Расследование несчастного случая

По дошедшему до сведения органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда несчастному случаю, произошедшему на предприятии, и определяемому в 46 §, должно быть срочно проведено расследование. В расследовании должен быть выяснен ход событий и причины, приведшие к несчастному случаю, а также возможности воспрепятствовать повторению подобных несчастных случаев.

7 §
Уведомление о проверке и присутствие во время проверки

О проверке и дате ее проведения необходимо заранее сообщить работодателю, если другого не следует из 8 §. Работодатель, в свою очередь, должен сообщить о проверке компетентному уполномоченному по охране труда или, если такового нет, подходящим образом на рабочих местах.
По возможности, работодатель должен позаботиться о том, чтобы уполномоченный по охране труда присутствовал при проведении проверки. Если уполномоченный по охране труда не присутствует при проведении проверки, работодатель должен сообщить инспектору причину его отсутствия.
У работодателя и его представителя, уполномоченного по охране труда, и других работников есть право присутствовать при проверке, высказывать свое мнение и задавать вопросы, а также получить сведения о проверке и относящихся к ней дальнейших мер. По просьбе инспектор должен провести беседу с этими лицами наедине о касающихся их вопросах надзора и контроля на рабочем месте или же, если это необходимо, в другом месте. Инспектор, в зависимости от характера и обширности проверки, может ограничить или предложить увеличить количество лиц, принимающих участие в проверке.

8 §
Проверка без предварительного уведомления

Проверка может проводиться без предварительного уведомления, о котором говориться в 1 абзаце 7 §, если это необходимо с точки зрения надзора и контроля. В таком случае, прибыв на предприятие, инспектор, по возможности, должен уведомить работодателя и уполномоченного по охране труда или же, если такового нет, подходящим образом сообщить на предприятии.
Проверка может быть начата без уведомления о прибытии на предприятие, о котором сказано в 1 абзаце, если уведомление может поставить под вопрос достижение целей проверки. В таком случае, если это представляется возможным, то самое позднее после окончания проверки проверяющий должен уведомить работодателя и уполномоченного по охране труда, а также сообщить им о наблюдениях и обстоятельствах, выявленных во время проверки. Если инспектор во время проверки или после нее не встретился с вышеупомянутыми лицами, их необходимо уведомить о проведенной проверке подходящим образом.

9 §
Проверка в помещениях, относящихся к сфере неприкосновенности жилища

В помещениях, относящихся к сфере неприкосновенности жилища, проверка может проводиться иначе, чем по собственной просьбе проживающего там, если есть основательные причины подозревать, что выполняемая в помещении работа или же рабочие условия опасны для жизни работника или его здоровья, и контроль и надзор не может быть осуществлен в достаточной мере иным способом.

10 §
Сохранение в тайне информации об осведомителе

Когда органу государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда сообщается о невыполнении или недостаточном выполнении требований, касающихся безопасности и здоровья на рабочем месте, или же о других возможных нарушениях законодательства, относящегося к надзору и контролю, личность осведомителя и то, что проверка сделана в связи с уведомлением, должны сохраняться в тайне. Личность осведомителя все же может быть разглашена, если это необходимо с точки зрения надзора и контроля, и осведомитель дал на то свое согласие.
Сведения, упомянутые в предыдущем абзаце, могут быть переданы без согласия осведомителя в прокуратуру или в полицию для расследования преступления.

Инспектор без промедления должен составить письменный отчет о проверке. В отчете должны быть отражены ход проверки и основные наблюдения, сделанные инспектором во время проверки. Кроме того, он должен содержать упомянутые в 13 § рекомендации и предписания, разъяснение значения рекомендаций и предписаний, а также возможных дальнейших мер. Предписания могут быть изложены также в отдельном документе.
При необходимости, инспектор в отчете о проверке или в другой связи может дать советы, носящие характер рекомендаций, направленные на развитие охраны труда.
Отчет о проверке должен быть доведен до сведения работодателя и уполномоченного по охране труда. Если на рабочем месте нет уполномоченного по охране труда, работодатель должен надлежащим образом проинформировать о содержании отчета работников организации.

Орган государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда может прибегнуть к помощи внешнего эксперта для выяснения важных, с точки зрения надзора и контроля, обстоятельств. Эксперт обладает указанными в 4 § правами в той мере, в какой это предполагает расследование, согласно доверенности, полученной от органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда в каждом конкретном случае. Эксперт все же не имеет права выполнять свои обязанности в месте, указанном в 9 §, иначе, как только вместе с инспектором. Орган государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда должен надлежащим образом довести до сведения работодателя и уполномоченного по охране труда замечания, сделанные экспертом. Если уполномоченного по охране труда нет, работодатель, в свою очередь, должен проинформировать об основных замечаниях работников организации.
Установленное в Административном законе и законе «О гласности деятельности органов власти», касается также эксперта в случае оказания им помощи органу государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

3 глава
Употребление полномочий

13 §
Представление рекомендаций и предписаний

Если работодатель не исполняет обязанностей, установленных для него, согласно законодательству, относящемуся к ведению органа власти, осуществляющего надзор и контроль за охраной труда, проверяющий должен выдать работодателю письменные рекомендации по исправлению или устранению состояния, противоречащего законодательству.
Если опасность или упущение, происходящие из состояния, противоречащего законодательству, серьезны, инспектор должен выдать вместо рекомендаций письменные предписания по исправлению или устранению состояния, противоречащего законодательству. Также инспектор может выдать письменные предписания, если работодатель не придерживается упомянутых в 1 абзаце данного параграфа рекомендаций.
Предписания могут быть выданы по вопросам, касающимся:

1) обстоятельств, относящихся к рабочей среде и состоянию трудового коллектива, оказывающих влияние на безопасность и здоровье работника;

2) учета рабочего времени и годовых отпусков или же других дел, подлежащих регистрации;

3) выдачи соответствующего расчета заработной платы или рабочего свидетельства согласно закону о трудовом договоре или другому закону, относящемуся к надзору и контролю органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;

4) организации медицинского обслуживания на рабочем месте;

5) надзора и контроля за частной службой по трудовым ресурсам;
или

6) обязанности, установленной данным законом.

В рекомендациях и предписаниях необходимо специфицировать применяемые постановления, а также выявленные в их исполнении недостатки. Кроме того, в предписаниях необходимо установить время исполнения, по прошествии которого работодатель обязан исправить ситуацию согласно законодательству, в случае, если таковое невозможно сразу же.

14 §
Предложение дела на рассмотрение органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда

Инспектор должен проследить за тем, выполнил ли работодатель предписания, указанные во 2 абзаце 13 § в отведенное время. Если необходимые меры не были приняты, инспектор без промедления должен довести это до сведения органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Если инспектор замечает, что рекомендации или предписания, по всей вероятности, не приведут к исправлению или устранению ситуации, противоречащей законодательству, или дело не терпит промедления, инспектор может предложить дело на рассмотрение органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, не давая рекомендаций или предписаний.

Читайте так же:  Будет ли делаться перерасчет пенсии работающим пенсионерам

15 §
Решение органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда

Органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда в праве обязать работодателя исправить или устранить ситуацию, противоречащую законодательству, в установленное время. Устанавливая срок, необходимо принимать во внимание срок, обозначенный в предписании.
Орган государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда может назначить в качестве меры воздействия на выполнение решения, о котором ведется речь в 1 абзаце данного параграфа, денежный штраф или выполнение или приостановку рабочего процесса, согласно закону (1113/1990) «О денежных штрафах».
Орган государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда может указать в своем решении, что оно подлежит исполнению, несмотря на поданную апелляцию.

16 §
Запрет на использование или временный запрет на использование

Если на рабочем месте, вследствие дефектов или упущений, возникает угроза жизни или здоровью работника, орган государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда может запретить использование опасного механизма, инструмента или другого технического приспособления, изделия, способа или продолжения работы на время, пока противоречащее закону состояние не будет исправлено или устранено. Орган государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда может назначить для стимулирования выполнения запрета на использование денежный штраф, согласно закону «О денежных штрафах».
Инспектор может сразу же наложить временный запрет на использование в случаях, перечисленных в 1 абзаце данного параграфа, если существует непосредственная опасность потери жизни или здоровья. Инспектор обязан без промедления передать дело на рассмотрение органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

До вынесения решения орган государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда должен выполнить постановление Административного закона, в котором говорится о необходимости выслушать причастного к делу. Причастный к делу уполномоченный по охране труда должен быть выслушан. Также ему безвозмездно должно быть выдано решение органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. Дела, о которых упоминается в 15 и 16 §§, должны быть рассмотрены в срочном порядке.

4 глава
Надзор и контроль за безопасностью производимой продукции

18 §
Запрет на передачу продукции

Если бюро охраны труда, являющееся территориальным органом округа охраны труда, осуществляя надзор и контроль, заметило, что продукция, предназначенная для распространения на рынке или для использования, не соответствует установленным требованиям, или может вызвать угрозу жизни людей или имуществу, бюро охраны труда должно в необходимом объеме передать дело на рассмотрение Министерства.
Министерство может наложить запрет на выведение продукции на рынок или ее использование, пока продукция не будет удовлетворять надлежащим требованиям. Вместо запрета Министерство может ввести ограничения или условия на передачу продукции. Если есть основательные причины подозревать то, что продукция не соответствует надлежащим требованиям, Министерство может запретить передачу продукции, пока не будет установлено обратное.
Даже если продукция надлежащим образом оказалась на рынке или принята к использованию, Министерство может установить запрет, о котором говорится во 2 абзаце данного параграфа, или установить условия и ограничения касательно передачи продукции, если продукция может повредить безопасности людей или имущества.
Инспектор вправе, если использование продукции может вызвать угрозу непосредственной опасности для здоровья работников, установить временный запрет, о котором говорится во 2 и 3 абзацах данного параграфа. Инспектор обязан передать дело бюро охраны труда, являющемуся территориальным органом округа охраны труда, которое, в свою очередь, передаст дело на рассмотрение в Министерство. Инспектор, бюро охраны труда и Министерство должны действовать оперативно.

19 §
Изъятие с рынка и из употребления

Министерство может в своем решении, о котором говорится в 18 § данного закона, обязать изготовителя, импортера, продавца или др. продукции, который передал ее на рынок или к использованию, удалить ее с рынка, а если продукция введена в употребление, принять необходимые меры для изъятия ее из употребления.

20 §
Информирование и меры воздействия

Министерство может в своем решении согласно 18 или 19 §§ обязать проинформировать надлежащим образом о предполагаемых мерах и правах владельца продукции.
Министерство может назначить в качестве меры воздействия на выполнение решения, о котором ведется речь в данной главе, денежный штраф или выполнение или приостановку рабочего процесса, согласно закону «О денежных штрафах».
Министерство должно проинформировать о решении, принятом согласно 2 абзацу 18 § Европейской комиссии и, при необходимости, другим членам Европейского Союза, согласно постановлениям законодательства об информировании общественности.

21 §
Исследование продукции и возмещение расходов

Министерство имеет право взять на исследование имеющийся у упоминаемого в 19 § владельца образец продукции, если это необходимо с точки зрения надзора и контроля согласно 18 §. По требованию владельца стоимость образца продукции должна быть возмещена, если не будет выявлено, что продукция не соответствует требованиям.
Если продукция не соответствует требованиям, Министерство может обязать передавшего продукцию на рынок или к употреблению возместить государству умеренные расходы по исследованию или тестированию. Возмещение расходов может быть взыскано без отдельного вынесения решения суда, согласно закону (367/1961) «О мерах по принудительному взысканию налогов и выплат».

II ЧАСТЬ
СОВМЕСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

5 глава
Совместные действия по обеспечению требований охраны труда в организации

22 §
Цели и осуществление совместных действий

В данной главе целью установленных законодательством совместных действий является способствовать взаимному влиянию работодателя и работников и сделать возможным участие и влияние работников на рассмотрение дел, касающихся безопасности и здоровья в организации.

Об иной организации совместных действий, рассматриваемых в данной главе, может быть заключен письменный договор, сторонами которого являются государственные объединения работодателей и работников.
Постановленное в 1 абзаце данного параграфа применимо соответственно к государственному органу власти, имеющему полномочия вести переговоры или к иному органу власти, заключающему договоры, к ведомству рынка труда отдельной коммуны, к комиссии евангелическо-лютеранской церкви, имеющей полномочия на заключение договоров, православной церкви, Банку Финляндии, а также к правительству провинции Аландских островов и комиссии, имеющей полномочия на заключение договоров от имени провинции Аландских островов.
Работодатель и уполномоченный по охране труда или уполномоченный представитель от штата сотрудников, или же, если таковой не избран, весь рабочий коллектив или его часть, могут договориться об организации совместной деятельности подходящей для данного предприятия, которая будет гарантировать работникам, по крайней мере, установленные в данной главе равные возможности участия в рассмотрении дел, касающихся совместной деятельности по обеспечению требований охраны труда. Договор является действительным и может быть расторгнут только спустя два месяца после увольнения. Договор связывает тех работников, которых представляет подписавший договор представитель. Работодатель обязан в письменной форме проинформировать о данном договоре и его содержании соответствующим образом на рабочем месте.

24 §
Ограничение прав по договору

Договором, о котором говорится в 23 §, не могут быть ограничены права, о которых упоминается в 32, 36 и 37 §§. Договором не могут быть устранены права, установленные в 33 §, в 1 и 3 абзацах 34 § и в 35 §.
Договором, упомянутым в 3 абзаце 23 §, не могут быть ограничены права, установленные в 29 §, в 1 абзаце 33 §, в 34, 35, 40 и 41 §§.

В данной главе под организацией (предприятием) подразумевают, принимая во внимание характер и обширность деятельности, а также количество работников на рабочих местах и в подразделениях, территориально и функционально целесообразную целостность, с точки зрения совместных действий, образованную одним или несколькими рабочими местами или подразделениями.

26 §
Вопросы, подлежащие рассмотрению при совместных действиях по обеспечению требований охраны труда

При совместных действиях работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда рассматривается также то, что установлено законодательно в других правовых документах, принимая во внимание условия и специфику работы в данной конкретной организации:

1) факторы, непосредственно влияющие на безопасность и здоровье работника, а также касающиеся их изменения;

2) принципы и способ, по которым расследуются опасности и упущения в организации, а также обстоятельства, выявленные при данном расследовании и расследовании, проведенном медицинской службой в организации, влияющие на безопасность и здоровье работников;

3) цели и программы развития, относящиеся к поддержанию трудоспособности, а также влияющие на безопасность и здоровье работников;

4) факторы, влияющие на безопасность, здоровье и работоспособность работников, организацию труда и расчеты, а также относящиеся к существенным изменениям;

5) предоставляемые по закону, относящемуся к надзору и контролю органа власти за охраной труда, обучение, руководство, ознакомление и организация;

6) статистические и прочие данные наблюдения, относящиеся к работе, рабочей среде и рабочему коллективу, и описывающие безопасность влияния, оказываемого работой, на здоровье;

7) наблюдение за осуществлением и влиянием перечисленного в 1-6 пунктах данного параграфа.

Факторы и вопросы, перечисленные в 1-7 пунктах, должны быть рассмотрены, принимая во внимание расписание их подготовки и осуществления с точки зрения совместных действий по обеспечению требований охраны труда заблаговременно.

27 §
Рассмотрение дел, касающихся совместных действий по обеспечению требований охраны труда

Дела, относящиеся к совместным действиям по обеспечению требований охраны труда, согласно 1 абзацу и 1 пункту 26 §, рассматриваются между работодателем или руководителем, представляющим его, и работником. Уполномоченный по охране труда, представляющий работника, имеет право участвовать в рассмотрении дела по просьбе работника и, при необходимости, в других случаях. Важные, касающиеся организации в целом, дела, упомянутые в 1 абзаце и 1 пункте 26 §, а также другие, упомянутые в 26 §, рассматриваются комитетом по охране труда, о котором упоминается в 38 §. Член комитета по охране труда имеет право выступать с заявлениями по рассматриваемым в комитете делам и другим вопросам для развития совместных действий по обеспечению требований охраны труда, а также получать обоснованные отзывы на свои заявления.
Если на предприятии нет комитета по охране труда, дела, упомянутые во 2-7 пунктах 26 § вопросы, рассматриваются между работодателем и уполномоченным по охране труда. Если на предприятии нет комитета по охране труда и уполномоченного по охране труда, вопросы, упомянутые в 26 §, рассматриваются согласно постановлениям 3 главы закона (738/2002) «О безопасности труда». О совместных действиях касательно медицинского обслуживания в организации законодательно устанавливается особо.
Если в организации на основании договора об условиях работы выбрано доверенное лицо или лицо, осуществляющее связь, или, упомянутое в 3 § 13 главы закона (55/2001) «О рабочем контракте» доверенное уполномоченное лицо, то уполномоченный по охране труда представляет работников только в вопросах, касающихся безопасности и здравоохранения. Тот же человек может быть выбран доверенным лицом или лицом, осуществляющим связь, или доверенным уполномоченным лицом, или уполномоченным по охране труда.

28 §
Лицо, способствующее совместным действиям по обеспечению требований охраны труда, от имени работодателя

Работодатель должен назначить своего представителя (начальника по охране труда) для осуществления рассматриваемых в этой главе совместных действий по обеспечению требований охраны труда, если не он сам осуществляет их. Задачей начальника по охране труда является оказание помощи работодателю и руководителям в вопросах, относящихся к приобретению необходимой квалификации в вопросах охраны труда, а также к организации совместных действий работников с органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. Начальник по охране труда должен принимать необходимые меры для организации и поддержания совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда на предприятии, а также развивать совместные действия в сфере охраны труда.
Принимая во внимание характер организации и ее деятельность, начальник по охране труда должен иметь достаточную квалификацию и быть достаточно осведомленным в законодательстве по охране труда, условиях в организации, а также иметь другие надлежащие предпосылки для рассмотрения вопросов, перечисленных в 26 §, и организации совместных действий по обеспечению требований охраны труда.

29 §
Уполномоченный по охране труда и его заместители

На предприятии, где постоянно работает, по меньшей мере, 10 работников, работники должны выбрать из своей среды уполномоченного по охране труда и двух его заместителей в качестве представителей для рассматриваемых в данной главе совместных действий по обеспечению требований охраны труда, а также для поддержания связи с органами власти, осуществляющими надзор и контроль за охраной труда. На прочих предприятиях работники также могут выбрать из своей среды вышеупомянутых уполномоченных. У работников, занимающих ответственные посты, есть право выбрать из своей среды представляющего их уполномоченного по охране труда и двух его заместителей.
Если у уполномоченного по охране труда заканчиваются трудовые правоотношения или прочие публично-правовые служебные отношения, или же он оставляет пост уполномоченного по охране труда, хотя срок его полномочий еще не истек, исполнять его обязанности будет его заместитель на весь оставшийся срок полномочий первого. Заместитель уполномоченного, замещающий уполномоченного, обладает всеми правами уполномоченного.
Если уполномоченный по охране труда из-за возникшего временного препятствия не может исполнять своих обязанностей, то его заместитель должен выполнять лишь те задачи, которые не терпят отлагательства, и которые нельзя оставить ждать возвращения к своим обязанностям уполномоченного. В таком случае у заместителя уполномоченного есть такое же право, как и уполномоченного по охране труда, на получение сведений, необходимых для выполнения поставленных задач; употребление рабочего времени на их исполнение; право получать вознаграждение в размерах заработка, которых он получил бы за то же время, исполняя свои непосредственные обязанности; право прервать выполнение опасной работы, согласно 36 §.
На период, когда сам уполномоченный не может исполнять своих обязанностей, его обязанности выполняет тот из заместителей, который на выборах заместителей уполномоченного получил наибольшее количество голосов, если по 23 § иного не предусмотрено.

30 §
Выборы уполномоченного по охране труда и его заместителей

Уполномоченный по охране труда и его заместители должны быть избраны на выборах, организованных работниками, на период, длительность которого составляет два календарных года, если о длительности этого периода по 23 § иного не предусмотрено. О времени и месте проведения выборов необходимо договориться заранее с работодателем. Выборы должны быть организованы таким образом, чтобы все работники могли принять в них участие, и чтобы это не вызвало ненужных помех в работе организации.
При необходимости работодатель должен проинформировать на предприятии о праве работников выбрать уполномоченного по охране труда. Для организации выборов работодатель должен выдать работникам список работающих на предприятии и, при необходимости, особо список работников, занимающих ответственные посты, а также безвозмездно предоставить имеющиеся в наличии помещения для проведения выборов. Работодатель не может препятствовать или затруднять организацию выборов.
Организаторы выборов должны без промедления письменно уведомить работодателя о результатах выборов уполномоченного по охране труда и его заместителей.
Если при организации выборов уполномоченного по охране труда на предприятии отмечена неосведомленность, инспектор обязан дать работникам необходимые инструкции. Если на предприятии, на котором по 29 § должен быть избран уполномоченный по охране труда, выборов не проводилось, инспектор должен принять меры по организации таковых.
Указом Государственного Совета могут быть установлены более четкие правила, касающиеся даты проведения выборов уполномоченного по охране труда и его заместителей, о праве быть избранным, о расстановке кандидатов, способе голосования и прочих, касающихся организации выборов вопросах.

31 §
Задачи уполномоченного по охране труда

Уполномоченный по охране труда представляет работников предприятия при рассмотрении вопросов, изложенных в 26 §, и касающихся совместной деятельности с работодателем, а также в отношении органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. Кроме того, к задачам уполномоченного по охране труда относится знакомство по собственной инициативе с рабочей средой и рабочими помещениями, факторами, влияющими на безопасность и здоровье работников, а также с законодательством по охране труда. Также он должен участвовать в проверках и исследованиях экспертов, касающихся охраны труда, если, по его мнению, или мнению органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, участие в исследовании необходимо. Уполномоченный по охране труда должен, со своей стороны, обращать внимание работников, представителем которых он является, на обстоятельства, способствующие обеспечению безопасности и здравоохранения на предприятии.

32 §
Право уполномоченного по охране труда на получение информации

Уполномоченный по охране труда имеет право получить для ознакомления от работодателя документы и списки, касающиеся охраны труда, которые должны быть у работодателя согласно законодательству. Также он имеет право ознакомиться с находящимися в распоряжении работодателя документами, относящимся к рабочей среде и состоянию рабочего коллектива, и касающимся безопасности и здоровья работников. Кроме того, он имеет право получать от работодателя необходимые сведения для обеспечения совместных действий.
У уполномоченного по охране труда также есть право получить для ознакомления от работодателя договор, заключенный работодателем и организатором медицинского обслуживания на предприятии, касающийся организации медицинского обслуживания работников, или же составленный работодателем план самостоятельной организации медицинского обслуживания работников, а также план деятельности медицинской службы. О выдаче заключения уполномоченным по охране труда касательно заявления о возмещении расходов на медицинское обслуживание на предприятии законодательно устанавливается особо. Уполномоченный по охране труда имеет право получить копии документов, упомянутых в 1 и 2 абзацах данного параграфа, в объеме, необходимом для осуществления взаимодействия.

33 §
Право уполномоченного по охране труда и его заместителя на получение соответствующего обучения

Работодатель должен позаботиться о том, чтобы у уполномоченного по охране труда и его заместителя была возможность пройти соответствующее обучение по законодательству, касающемуся охраны труда, а также другим вопросам, касающимся их обязанностей, принимая во внимание уже имеющийся у них опыт и ранее полученное образование в сфере охраны труда. Необходимость и организация обучения должны быть рассмотрены работодателем, уполномоченным по охране труда и его заместителем в течение двух месяцев с даты проведения выборов. Оплата обучения уполномоченного по охране труда и его заместителя не должна осуществляться за их собственный счет, а также они не должны потерять в связи с этим в заработной плате.
Обучение должно происходить в рабочее время, если, согласно изложенному в 23 §, не оговорено иначе.

Читайте так же:  Гражданско правовой договор есть ли расчет

34 §
Использование времени уполномоченным по охране труда

Работодатель должен освободить уполномоченного по охране труда для выполнения задач, изложенных в 31 §, от его непосредственных трудовых обязанностей на такой приемлемый срок, в котором тот нуждается для выполнения обязанностей уполномоченного по охране труда, если какая-то веская причина не препятствует временно освобождению. Принимая решение о времени, необходимом уполномоченному по охране труда для выполнения его обязанностей, необходимо учитывать количество работников, представителем которых он является; размеры предприятия; количество рабочих мест и характер выполняемых на них работ; исходящие из организации труда и влияющие на количество обязанностей уполномоченного по охране труда факторы, а также прочие факторы помех, опасностей и нагрузки, перечисленные в законе «О безопасности труда», и влияющие на безопасность, физическое и психическое здоровье.
Если нет другой договоренности по установленному в первом абзаце 23 § данного закона об использовании уполномоченным по охране труда времени, работодатель на предприятии, где постоянно работает, по крайней мере, 10 человек, должен освобождать уполномоченного по охране труда, принимая во внимание факторы, изложенные в первом абзаце данного параграфа, от его непосредственных обязанностей для выполнения обязанностей уполномоченного по охране труда, минимум на четыре часа в период четырех следующих друг за другом календарных недель, если временно препятствием к освобождению не является существенная помеха производственной деятельности или деятельности работодателя. Установленное в данном абзаце касается избранного группой работников или ответственных работников уполномоченного по охране труда, ущерб или опасность для группы работников которого больше, чем для другой группы работников.
Освобождение уполномоченного по охране труда от выполнения им своих непосредственных обязанностей, о котором говорится в 1 абзаце данного параграфа, надо принимать во внимание при организации работы. В остальных случаях уполномоченный по охране труда должен исполнять свои непосредственные обязанности, проистекающие из трудовых или прочих служебных правоотношений.

35 §
Возмещение заработка уполномоченному по охране труда

Работодатель должен возместить уполномоченному по охране труда потерю заработка за исполнение обязанностей уполномоченного по охране труда в рабочее время. Возмещение подсчитывается согласно тому, сколько уполномоченный по охране труда заработал бы на своей постоянной работе за то время, когда он исполнял обязанности уполномоченного по охране труда.
Работодатель должен выплатить приемлемое вознаграждение за необходимые работы, которые уполномоченный по охране труда выполнил в свободное от работы время, и о которых уполномоченный по охране труда проинформировал работодателя.

36 §
Право уполномоченного по охране труда на приостановление опасной работы

Если от выполняемой работы исходит непосредственная и серьезная опасность для жизни или здоровья работника, у уполномоченного по охране труда есть право, с ограничениями, обозначенными в данном параграфе, приостановить выполнение такой работы для работников, которых он представляет.
Уполномоченный, учитывая характер опасности и другие обстоятельства, когда это возможно, должен заранее сообщить о приостановлении рабочего процесса работодателю, но, в любом случае, сразу же, как только опасность миновала. Работодатель может, удостоверившись, что обозначенной в 1 абзаце опасности нет, отдать распоряжение продолжить работу.
Приостановление работы не может ограничить трудовую деятельность более, чем это необходимо с точки зрения безопасности и сохранения здоровья. Приостанавливая трудовую деятельность, необходимо позаботиться о том, чтобы возможный ущерб или опасность от ее прекращения были как можно меньше. Если уполномоченный по охране труда приостановил работу согласно этому параграфу закона, он не обязан возмещать возможный ущерб, причиненный прерыванием работы.

37 §
Защита от увольнения уполномоченного по охране труда

Касательно увольнения уполномоченного по охране труда, работающего по трудовому контракту, в силе постановления 10 параграфа 7 главы закона «О трудовых контрактах», где говорится о правилах увольнения поверенного и поверенного уполномоченного, работающих по трудовому контракту.

На предприятии, где постоянно работает, по меньшей мере, 20 человек, должен быть учрежден комитет по охране труда, избираемый на два календарных года. В комитете по охране труда представлены работодатель и работники предприятия.
Работодатель должен принять необходимые меры для организации совместных действий по обеспечению требований охраны труда, изложенных в данном параграфе.

39 §
Выборы и состав комитета по охране труда

Если нет иной договоренности касательно количества членов и представительства сторон в комитете по охране труда, количество членов комитета четыре, восемь или двенадцать, в зависимости от характера деятельности организации, ее размеров и прочих сопутствующих обстоятельств. Четверть членов представляет работодателя, половина — большую группу работников или работников, занимающих ответственные посты, а четверть — меньшую из них группу.
Работодатель назначает в комитет по охране труда такого своего представителя, в обязанности которого в комитете входит подготовка рассматриваемых вопросов. Председателем комитета является работодатель или его представитель, или же лицо, выбранное из среды комитета. Начальник по охране труда участвует в заседаниях комитета даже в том случае, если он не является его членом.
Уполномоченные по охране труда являются членами комитета по охране труда. Прочие члены комитета по охране труда, представляющие работников, избираются на выборах, на которых, насколько это применимо, придерживаются законодательства, установленного касательно проведения выборов уполномоченных по охране труда в 30 §.
Указом Государственного Совета могут быть установлены более четкие правила, касающиеся даты проведения выборов членов комитета по охране труда, о праве быть избранным, о расстановке кандидатов, способе голосования и прочих, касающихся организации выборов вопросов, а также созыве комитета и организации его деятельности.

40 §
Использование времени членом комитета по охране труда и денежное возмещение

Изложенное в 34 и 35 §§ о правах уполномоченного по охране труда, насколько это применимо, в силе и для членов комитета по охране труда, представляющих работников, как то: право получать освобождение от непосредственных обязанностей для выполнения необходимых обязанностей, касающихся охраны труда; право получить возмещение вызванных потерь в заработке в связи с выполнением этих обязанностей, а также вознаграждение за выполняемые ими обязанности и участие в заседаниях комитета по охране труда в свободное от работы время.

41 §
Помещение для работы уполномоченного по охране труда и комитета по охране труда

Работодатель должен безвозмездно предоставить, из имеющихся у него в наличии, помещение уполномоченному по охране труда и комитету по охране труда для выполнения их обязанностей, хранения документов, относящихся к этим обязанностям, для ознакомления с этими документами и для проведения заседаний комитета. Уполномоченный по охране труда имеет право пользоваться находящимися в общем пользовании оргтехникой и средствами связи в объеме, предполагающем исполнение обязанностей уполномоченного по охране труда, по договоренности о пользовании ими согласно 23 §.

42 §
Общий уполномоченный по охране труда

Если на одном предприятии работают работники, служащие у разных работодателей, они имеют право выбрать общего уполномоченного по охране труда для представления их интересов при взаимодействии со всеми работодателями и органами власти, осуществляющими надзор и контроль за охраной труда.

Лицо, способствующее осуществлению совместных действий по обеспечению требований охраны труда, о котором говорится в данной главе и 23 §, обязано, исполняя свои обязанности, сохранять в тайне экономическое положение работодателя, коммерческую и профессиональную тайны, сведения, касающиеся организации безопасности и подобные им, распространение которых может повредить работодателю, его деловым партнерам или экономическому положению отдельного человека; а также прочие личные сведения, если тот, ради защиты которого эти сведения должны сохраняться в тайне, не дал своего согласия на их передачу. Обязательство хранить тайну продолжается и после того, как лицо перестало исполнять вверенные ему обязанности.

III ЧАСТЬ
ОБЖАЛОВАНИЕ, ОБЯЗАННОСТЬ УВЕДОМЛЕНИЯ, САНКЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

6 глава
Средства правовой защиты

44 §
Обжалование по решению уполномоченного по охране труда

Обжаловать решение, вынесенное бюро охраны труда, являющегося территориальным органом округа охраны труда, на основании данного закона, можно в Административном суде; решение, вынесенное округом охраны труда, на основании данного закона, можно обжаловать, обратившись в Верховный Административный суд, таким образом, как установлено в законе о применении Административного закона (586/1996). Жалоба должна рассматриваться в Административном суде или Высшем Административном суде без отлагательства.
Кроме того, что установлено в законодательстве касательно имеющих право подавать жалобу, уполномоченный по охране труда, может обжаловать решение, которым дано разрешение отступать от требований законодательства для защиты работника. Решение Административного суда может быть обжаловано также уполномоченным по охране труда, чье решение являлось объектом обжалования.
Обжалованию не подлежит запрет на использование, о котором говориться во 2 абзаце 16 §, или временный запрет на использование, о котором говориться в 4 абзаце 18 §. Обжалование в Верховном Административном суде решения Административного суда о приведении в исполнение возможно лишь в связи с приведением в исполнение.
Правила обжалования решения, принятого бюро охраны труда, которое касается разрешений в качестве исключения, о которых говорится в 9 § Закона о рабочем совете и разрешениях в качестве исключения в сфере охраны труда (400/2004), установлены данным упоминаемым законом.

У работодателя, уполномоченного по охране труда, а также у работника есть право направить в бюро охраны труда, являющееся территориальным органом округа охраны труда, письменное уведомление о том, что при выполнении проверки охраны труда данный закон был нарушен. Уведомление должно быть сделано в течение двух месяцев с даты осуществления проверки или иного мероприятия, касавшегося надзора и контроля. На основании уведомления мероприятие должно быть исследовано и, при необходимости, проведена новая проверка. Составитель уведомления в приемлемые сроки после выяснения обстоятельств должен быть проинформирован о принятых мерах, в связи с его уведомлением.

7 глава
Уведомления для надзора и контроля за охраной труда

46 §
Уведомление о несчастном случае на предприятии и о профессиональном заболевании

Работодатель обязан без промедления сообщить органу государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда о несчастном случае, произошедшем на предприятии, и повлекшем за собой смерть или тяжелую травму, вследствие которого на месте происшествия, согласно закону (608/1948) «О страховании несчастных случаев», должно быть проведено полицейское расследование.
Если у врача есть веская причина сомневаться в том, что имело место быть профессиональное заболевание, согласно закону (1343/1988) «О профессиональных заболеваниях», то он, без промедления, не будучи связанным в данном случае обязательством сохранения тайны, должен уведомить об этом бюро охраны труда, являющееся территориальным органом округа охраны труда.
В уведомлении должно быть отражено:

1) ФИО больного, данные его удостоверения личности и другие контактные данные;

2) ФИО работодателя, а также контактные данные, его и предприятия;

3) прочие необходимые контактные данные;

4) длительность и характер негативного воздействия;

5) сведения о характере заболевания, его протекании и о причиняемом им вреде.

Бюро охраны труда должно сообщить сведения, перечисленные во 2 абзаце, в учреждение здравоохранения для регистрации профессиональных заболеваний.
Указом Государственного Совета могут быть даны более четкие постановления касательно содержания уведомления и его отправки.

47 §
Уведомление о лицах, помогающих в осуществлении совместных действий по обеспечению требований охраны труда

Обязанность работодателя передать сведения о начальнике по охране труда, уполномоченном по охране труда и его заместителях в реестр лиц, занимающихся охраной труда, установлена в законе (1039/2001) «О реестре по охране труда».

48 §
Обязанность заблаговременного уведомления

Лицо, в качестве своей основной деятельности предоставляющее частные услуги по найму рабочей силы, о которых говориться в первом абзаце 9 § 4 главы закона «О публичном найме рабочей силы», обязан уведомить орган государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда Работодатель или иной, ответственный за деятельность, должен уведомить орган государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда о строительных работах с применением асбеста, о регулярных строительных работах, о прочей работе, на которой существует особая опасность несчастного случая или нанесения вреда здоровью, ее характере и длительности.
Указом Государственного Совета могут быть даны более четкие постановления касательно работы или деятельности, требующей уведомления, содержании уведомления, сроке уведомления и прочих процедурах.

8 глава
Уведомления прочих органов власти и санкции

49 §
Уведомление прочих органов власти

Орган государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, получив сведения о дефекте или недостатке товара, надзор и контроль за безопасностью которого по законодательству осуществляет другой орган власти, обязан уведомить о нарушении данный орган власти.

50 §
Уведомление о преступлении и рассмотрение уведомления

Если имеется серьезное основание подозревать, что совершен поступок, наказуемый по закону, за исполнением которого следит орган государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, или же поступок, наказуемый, согласно 47 главе Уголовного Кодекса (39/1889), то орган государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда должен подать об этом заявление полиции для дознания. Можно не сообщать о содеянном проступке, если, принимая во внимание обстоятельства, проступок считается малозначимым, и общее благо не требует уведомления о содеянном.
При предварительном расследовании дела, о котором говорится в 1 абзаце данного параграфа, орган государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда имеет право быть выслушанным. Официальный обвинитель должен дать органу государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда возможность для выдачи заключения и рассмотрения обвинения. У представителя органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда есть право присутствовать и право голоса на заседании суда по устному рассмотрению дела.
Установленное в 1 и 2 абзацах данного параграфа не касается незаконного использования иностранной рабочей силы, о котором говорится в 6 а § 47 главы Уголовного Кодекса. Об обязанности уведомления касательно разрешений на работу и праве органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда быть выслушанным законодательно постановляется особо.

51 §
Постановления, касающиеся санкций

Санкции за нарушение постановлений 10 или 43 §§ о сохранении в тайне или обязательства неразглашения, устанавливаются согласно 2 абзацу 2 § 38 главы Уголовного Кодекса, в случае, если в законодательстве не предусмотрено более сурового наказания, чем согласно 1 абзацу 2 § 38 главы Уголовного Кодекса.
Санкции за преступление против соблюдения техники безопасности на рабочем месте предусматриваются 1 § 47 главы Уголовного Кодекса, а санкции за нарушение прав представителей работников предусматриваются 4 § 47 главы Уголовного Кодекса.
Нарушивший намеренно или по неосмотрительности постановления 46 или 48 §§ данного закона касательно обязательства уведомления, наказывается штрафом за нарушение правил охраны труда, если в законодательстве не предусмотрено более сурового наказания. За нарушение правил охраны труда наказывается также работодатель или его представитель, который намеренно или по неосмотрительности нарушает постановленное в 53 § касательно обязательной общедоступности информации.

9 глава
Отдельные постановления

Полиция должна, по просьбе органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда оказывать, служебную помощь по обеспечению надзора и контроля.

Работодатель должен хранить данный закон и опирающиеся на него постановления, а также контактные данные органа власти, осуществляющего надзор и контроль за охраной труда, начальника по охране труда и уполномоченного по охране труда на видном и общедоступном месте.

Органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда следят также за выполнением постановлений 5 главы касательно совместных действий по обеспечению требований охраны труда и 7 главы касательно обязанности уведомления. Однако органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда не следят за выполнением постановлений, касающихся совместных действий, если о совместных действиях есть договоренность согласно постановленному в 1 или 2 абзаце 23 §.

10 глава
Постановления о вступлении в силу

Данный закон вступает в силу «___» _________ 200 . До вступления закона в силу можно приступить к осуществлению мер, способствующих приведению в исполнение закона.
Данный закон отменяет закон (131/1973) «О надзоре и контроле, а также обжаловании в делах по охране труда» от 26 февраля 1973 г. с внесенными в него впоследствии изменениями. 2 а и 20 а §§ отмененного закона, а также указ, касающийся утверждения проверяющих инстанций, относящихся к охране труда, от 14 января 2000 г., все же остаются в силе до их особой отмены.