Обязательный аудит закон 307 фз

Рубрики Статьи

Критерии обязательного аудита в 2018 году

Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита – обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2018 году, расскажем в нашей консультации.

Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ . При этом для проведения обязательного аудита в критериях 2018 изменения не произошли. В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2017 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

Иные случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами

Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.

Так, обязательный аудит обязаны проводить, в частности:

Куда сдавать аудиторское заключение?

Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, а потому представлять его в налоговую инспекцию вместе с годовой отчетностью не нужно (ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724 ).

А вот в Росстат заключение, полученное по результатам обязательного аудита, представить необходимо. Сделать это нужно вместе с годовой отчетностью. А если на момент сдачи такой отчетности в Росстат аудиторская проверка еще не завершена, то досдать аудиторское заключение в орган статистики нужно не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ).

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2017 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

В 2017 году в России в процедуре проведения обязательного аудита появились существенные изменения, вызванные введением в действие Международных стандартов аудита (МСА). Что это за изменения, как они отразятся на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов (часть 2 статьи 1, статьи 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ)) [1] . Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности. С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 [2] и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2017 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  1. Акционерные общества.
  2. Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 2179-р.
  3. Публично-правовые компании.
  4. Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
    • кредитные организации и бюро кредитных историй;
    • страховые и клиринговые организации;
    • микрофинансовые компании;
    • негосударственные пенсионные и иные фонды;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
    • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
    • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [3] . Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  1. Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  2. Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  3. Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
    • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
    • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  4. Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4] ).
Читайте так же:  Полномочия монарха в испании

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Новые правила в проведении обязательного аудита

2017 год ознаменовался введением в РФ Международных стандартов аудита — МСА. Приказом Минфина РФ от 24 октября 2016 года № 192н [6] введено 30 стандартов, Приказом Минфина РФ от 9 ноября 2016 года № 207н [7] — еще 18 стандартов.

Кроме МСА приняты Международные стандарты проверок, заданий и сопутствующих услуг.

Стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применяются с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имеет право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным с 1 января 2017 года на проведение обязательного аудита, в соответствии с МСА составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, важную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Новые требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита. Существует вероятность, что в 2018 году будет отменено требование о сохранении аудиторской тайны. Во всяком случае, на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов для публичного обсуждения сейчас размещен проект Федерального закона о внесении изменении в статьи 82 и 93/1 части первой Налогового кодекса РФ [8] . Нынешняя его редакция не допускает сбор, хранение и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторов и аудиторских организации.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличат трудоемкость проведения аудита на 30–40% [9] , поскольку возрастет количество аудиторских процедур, появится необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Увеличат они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделает аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, даст возможность инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 № 402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ [10] ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ [11] ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до 1 000 000 рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ [12] ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ [13] ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП [14] ).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании КСК групп:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Для того чтобы не ошибиться с выбором, я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы она имеет, тем выше уровень квалификации ее специалистов, тем больше проектов ею выполнено.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, поинтересуйтесь опытом работы именно в вашей отрасли или хотя бы смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, сколько и каких специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в интернете, в различных рейтингах. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается КСК групп, то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

Статья 5 307-ФЗ — Обязательный аудит

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Читайте так же:  Льготная пенсия для женщин по 1 списку

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Инициативный аудит как форма экспертной независимой оценки третьей стороной

С помощью проведения инициативного аудита можно оценить истинное состояние дел организации, а также разработать рекомендации по ликвидации выявленных недостатков.

Стоимость проведения аудита определяется индивидуально и зависит от вида деятельности предприятия, периода проверки, финансовых показателей и других факторов.

Проведение инициативного аудита не регламентировано законодательством и может включать в себя различные проверки по желанию заказчика.

Инициативный аудит перед проведением обязательного — возможность тщательно подготовиться к последнему, сократить его сроки и минимизировать риски штрафов.

Современные консалтинговые агентства оказывают широкий спектр услуг в области аудита: обязательный и инициативный, экспресс-аудит, аудит по МСФО, аудит управленческого учета и другие.

Выбирая организацию для проведения аудита, стоит ознакомиться с действующими лицензиями, разрешениями и другими необходимыми документами.

Инициативный аудит является наиболее «молодой» формой аудита: он получил широкое распространение, когда в российской экономике началась стремительная адаптация западных технологий к условиям отечественного рынка. Инициативный аудит указывает на личное желание собственников или руководителя знать, что заявленная в отчетах информация о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности предприятия является достоверной и точной. Такие знания помогают принимать верные управленческие решения и выстраивать грамотную стратегию развития компании.

Инициативный аудит организации, как следует из названия, не является обязательным, тем не менее он подчиняется определенным правилам и алгоритмам. Рассмотрим подробнее, как проводят добровольные проверки и на что обратить внимание при подборе профессионального аудитора.

Обязательный и инициативный аудит: механизм один — задачи разные

Понятие аудита закреплено в Федеральном законе от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ). Согласно документу аудит — это независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организации с целью контроля достоверности указанных в ней сведений и соответствия ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Результаты при этом носят информирующий характер — они не указывают на эффективность управления и не дают прогнозов по дальнейшему развитию компании. С 1 января 2017 года в соответствии с приказом Минфина России от 24 октября 2016 года № 192н в России начали действовать 30 международных стандартов аудита (МСА). Они касаются контроля качества учета, аудита финансовой информации, обзорных проверок и других сопутствующих аудиту услуг. Стандарты универсальны и применимы к любому виду аудита.

Между тем проверки проводят далеко не все предприятия. Известно деление аудита на обязательный и инициативный (добровольный). Обязательный аудит инициируют госорганы. Случаи его применения описаны в статье 5 Закона № 307-ФЗ. Так, обязательной проверке подлежат все предприятия с организационно-правовой формой акционерного общества, кредитные организации, страховые компании, фонды и др. Уклонение от обязательного аудита недопустимо, наказанием становятся крупные штрафы. Ежегодные проверки по итогам завершенного финансового года касаются всей финансовой деятельности организации. По окончании составляется аудиторское заключение, а результаты заносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Инициативный аудит, в отличие от обязательного, проводится по желанию руководителя фирмы, ее собственников или других заинтересованных лиц. Штрафные санкции за отсутствие проверок или их недостаточную регулярность отсутствуют, нет и жестких требований по устранению выявленных нарушений. Аудит можно проводить в любое время, используя те методы сбора информации, которые удобны аудиторам и руководству компании. Для чего нужен инициативный аудит — рассмотрим далее. Важно понимать, что обычно он решает несколько иной, более широкий круг задач, нежели обязательный, ставит целью не просто выявить ошибки учета, а поработать над поиском оптимальных финансовых, налоговых и организационных решений.

Для чего нужен инициативный аудит

В практике ведения хозяйственной деятельности существуют следующие случаи, когда инициативный аудит необходим и востребован:

  • при купле-продаже компании, ликвидации или реорганизации;
  • при прохождении банковской экспертизы перед получением крупного кредита;
  • при подготовке к приближающейся проверке со стороны налоговых органов;
  • при смене главного бухгалтера или отдела ведения бухгалтерского учета;
  • при обнаружении очевидных ошибок в отчетности или несоответствии показателей фактической деятельности предприятия.

Проведение инициативного аудита позволяет руководству компании проверить правильность составления отчетности и достоверность указанных сведений до того, как они попадут под обязательную проверку. Аудиторская деятельность в случае добровольного к ней обращения, как правило, включает в себя ряд сопутствующих услуг: консультирование, юридическую помощь, обучение и т.д. Все это позволяет грамотно устранить недочеты и не допускать их в будущем. Аудиторская проверка также помогает понять, насколько организованно на предприятии ведется бухгалтерский учет, не является ли объем учетных операций на одного сотрудника слишком большим или, наоборот, недостаточным — на основании этого может появиться решение об оптимизации отдела бухгалтерии. Инициативный аудит при продаже бизнеса дает покупателю информацию о задолженности и активах предприятия, объемах затрат и выручки, других технико-экономических показателях, что необходимо для оценки рисков и формирования объективной стоимости компании. Эти сведения могут быть интересны и потенциальному инвестору. Наконец, регулярные проверки положительно сказываются на расчетно-платежной дисциплине в целом.

Инициаторы аудита

Инициативный аудит проводится по инициативе:

  • собственников компании (учредителей, участников, акционеров). Цель, как правило, — проверить деятельность управленческого звена;
  • руководства предприятия (генеральный директор, директор, президент, коллегия директоров и главного бухгалтера) для оценки эффективности ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности;
  • третьих лиц (например, государственных органов, потенциальных инвесторов, которые планируют вложить средства в развитие производства) для понимания реального положения дел в компании.

В обществах с ограниченной ответственностью назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты услуг производятся решением общего собрания участников. Право инициировать проверку есть у любого его участника при условии самостоятельной оплаты услуг профессионального аудитора. В дальнейшем, коллективным решением затраченные средства могут быть компенсированы (статья 48; абзац 2 пункта 2 статьи 11; подпункт 5 пункта 2.1 статьи 32; подпункт 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ). Требования для АО содержатся главным образом в статье 86 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Кто может проводить инициативный аудит

Добровольные проверки могут быть внутренними и внешними.

Определение внутреннего инициативного аудита компании закреплено в международных стандартах аудиторской деятельности. Согласно им внутренний аудит — это контрольная деятельность, которую проводит собственное подразделение предприятия — служба внутреннего аудита, выполняющая функции мониторинга и системы внутреннего контроля. Аудиторы хорошо знают предприятие изнутри, консультируют руководителей подразделений по правовым, финансовым, организационным и иным вопросам с учетом специфики конкретного производства, помогают устранить неточности и ошибки в работе. Однако при такой форме аудита ставятся под сомнение его главные принципы: независимость и объективность. Профессиональное благополучие аудиторов напрямую зависит от решений руководителя проверяемой ими же компании. Выполнять свои обязанности и выражать мнение открыто и без оглядки в такой ситуации крайне сложно.

Внешний инициативный аудит проводят привлеченные эксперты: аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, которые являются членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов и обладают квалификационным аттестатом аудитора.

Привлечение к проверкам юридически и организационно независимых компаний или экспертов гарантирует объективность и отсутствие предвзятости. Кроме того, спектр услуг внешних компаний обычно не ограничен только аудиторской деятельностью. По итогам первичной проверки руководитель может заключить договор на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности, консультирование в области ведения бухгалтерского учета, налогообложения, соблюдения законодательных норм и пр. Именно этот вид аудита оказывается наиболее результативным.

Инициативный аудит предприятия может быть комплексным или тематическим. В первом случае проверке подлежит вся отчетность, во втором — ее отдельные направления, например, налоги, расчеты с контрагентами, кассовые операции. Перечень проверяемых участков учета зависит от масштабов компании и того, какие статьи баланса и документы отчетности в большей степени нуждаются в подтверждении. Так, очень актуален налоговый аудит, когда проверяющие контролируют правильность расчета налогов и налоговую отчетность компании, помогают оптимизировать налогооблагаемую базу.

Читайте так же:  Приказ по фпс

Проверка может быть сплошной или выборочной. В зависимости от выбранного метода аудиторы будут смотреть всю документацию по заданному направлению или только часть (например, наиболее крупные операции в ограниченном периоде). Такая выборка позволяет сформировать представление о качестве ведения бухгалтерского учета в целом, однако риск пропустить ошибки все же существует. Поэтому часто клиенты аудиторских компаний заказывают именно сплошную проверку, несмотря на то, что подобная услуга инициативного аудита более трудоемка и, соответственно, имеет более высокую стоимость.

Как правило, проведение инициативного аудита подразумевает следующие работы:

  • оценка и анализ учетной политики фирмы, системы, обеспечивающей внутренний контроль;
  • проверка корректности отображения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в том числе тех, которые ведутся с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход;
  • оценка ведения налогового учета, правильности заполнения и подачи деклараций;
  • оценка стоимости активов компании;
  • проверка специфических хозяйственных операций и их отражения в учете, а также различные специальные проверки, которые потребуются заказчику.

По результатам проверки эксперты оформляют заключение и вместе с выводами и рекомендациями передают его заказчику.

Процедура проведения инициативного аудита

Особенность инициативного аудита компании состоит в том, что у него отсутствуют обязательные сроки по началу и окончанию мероприятий. Руководитель выбирает комфортное для проверки время, чтобы не нарушить сложившийся режим работы предприятия, но, несмотря на это, процедура состоит из этапов, совпадающих с алгоритмом проведения обязательных проверок, среди которых:

  1. Предварительная экспертиза. Привлеченный аудитор знакомится с организацией путем изучения предоставленных документов и сбора информации в открытых источниках. После того как первичный анализ пройден и соглашение достигнуто, заказчик и аудитор оформляют договор на проведение проверки.
  2. Планирование. Аудитор оценивает систему внутреннего контроля, определяет уровень существенности, общий риск, составляет программу действий и формирует контрольную группу.
  3. Сбор и анализ информации. Этап предполагает сбор информации и ее анализ, проведение тестов (при необходимости), определение связи между финансово-экономическими показателями работы компании. Иными словами, изучение цифр и фактов.
  4. Разработка экспертного заключения. Эксперт проверяет результаты, составляет итоговый отчет и готовит руководителю письмо с рекомендациями.
  5. Представление заключения клиенту. Документы аудитор передает лично, сообщает о результатах, выявленных проблемах и отражении их в отчете. После завершения инициативного аудита сотрудничество компании-заказчика и аудиторской фирмы, как правило, продолжается в виде дополнительных услуг, связанных с исполнением рекомендаций.

Большой плюс инициативного аудита — это свобода выбора: форм проверки, направлений, сроков, а главное — аудиторской компании. Профессионально выполненный аудит позволит оптимизировать финансовые показатели предприятия, избежать штрафов со стороны контролирующих органов, повысить общую эффективность работы. Он дает мощный импульс к дальнейшему развитию компании, но только если результаты точны и достоверны.

Какие аудиторские организации могут проводить инициативный аудит

О требованиях, которые предъявляются к аудиторским компаниям, нам рассказал Рустам Салаватов, к.э.н., руководитель практики «Аудит» аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Во всех случаях ключевым является принцип независимости. Это означает, что внешние аудиторы не должны занимать в проверяемой фирме какие-либо должности, быть близкими родственниками участников или работников этой фирмы, не должны иметь общих учредителей и в целом не быть заинтересованными в каком-то определенном результате, например, не иметь связи с прямыми конкурентами компании-клиента. Только так заказчик вправе рассчитывать на объективные результаты. По факту обязанность выбора аудитора часто ложится на плечи руководителя или главного бухгалтера. Это непросто, учитывая, что единого «рецепта» не существует. Универсальный совет — это оценить репутацию, опыт работы на рынке, отзывы и рекомендации прошлых клиентов. Эксперты КСК групп, например, за годы работы реализовали свыше четырех тысяч проектов для тысячи клиентов из различных отраслей реального сектора: очевидно, что нет такой области, в которой нам не приходилось бы работать.

Наши аудиторы не просто выявляют слабые места в системе внутреннего контроля и учета по РСБУ и/или МСФО, но и помогают их наладить должным образом, поднять огромные пласты информации, которые могут быть использованы для принятия правильных управленческих решений в области стратегического планирования. Экспертиза финансовой отчетности позволяет минимизировать риски штрафов от проверяющих органов.

Среди наших услуг есть и аналог выездной налоговой проверки — это «генеральная репетиция» перед визитом налоговых органов с возможностью подготовиться к проверке заранее и с привлечением квалифицированных юристов, экспертов по налогообложению и аудиторов. Я с уверенностью могу говорить о том, что качественный инициативный аудит — это хороший инструмент для руководителя, желающего всегда быть осведомленным о состоянии своего бизнеса».

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 30.12.2008 — «Финансовая газета», N 04, 2009
  • «Собрание законодательства РФ», N 1, 05.01.2009, ст. 15)

Статья 5 Обязательный аудит

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».