Налог в сфере образования

Рубрики Статьи

Налогообложение в сфере образования.

Одной из важнейших государственных гарантий приоритетности образования, провозглашенных Законом Российской Федерации «Об образовании», является освобождение образовательных учреждений от всех видов налогов в части их уставной непредпринимательской деятельности (статья 40, пункт 3).

Это настолько важное, в том числе и для практической деятельности, положение, что его можно процитировать дословно:

«Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю». Объектами налогообложения в сфере образования, как, впрочем, и в других сферах, являются:

• обороты (т.е. перемещение денежной суммы в той или иной форме) по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

• выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

• прибыль, т.е. разница между выручкой от реализации за определенный период и затратами на ее получение (итог экономической деятельности за определенный период);

• объекты собственности, в том числе имущество, земельные участки, автотранспортные средства;

• другое в соответствии с действующим налоговым законодательством (налог на рекламу например, на содержание жилищного фонда, на милицию).

Каких-либо специфических объектов налогообложения, характерных именно (или только) для системы образования, не имеется. В этом смысле учебные заведения не выделяются в ряду иных организаций. от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю, освобождается образовательное учреждение в части осуществляемой им уставной непредпринимательской деятельности. Условие освобождения от уплаты налогов, таким образом, сформулировано. Следовательно, необходимо определить четкие основания для отнесения осуществляемой деятельности к соответствующему типу — непредпринимательской деятельности.

Напомним, что в соответствии с пунктом 3 статьи 47 Закона Российской Федерации «Об образовании» «…деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении».

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 28 ; Нарушение авторских прав

Особенности налогообложения в российской сфере образования

юридические науки

  • Логинова Ксения Геннадьевна , магистр, студент
  • Бисенгулова Альфия Рашитовна , магистр, студент
  • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
  • Похожие материалы

    Образовательную сферу можно назвать весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как и финансовые операции, которые являются самым уязвимым местом в жизни любой образовательной организации. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.

    Раньше, когда еще действовал старый закон «Об образовании», образовательные учреждения были освобождены от всех видов налогов в части их уставной предпринимательской деятельности. Теперь же все вопросы, связанные с налоговыми отношениями в образовательной организации, решаются в рамках только Налогового Кодекса РФ, который не снимает с них обязанности по уплате налогов, а дает только некоторые льготы.

    Налог — это общеобязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается с физических и юридических лиц, с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяет закон.

    В образовательной сфере объектами налогообложения являются:

    • Обороты по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (то есть это перемещение денежной суммы в той или иной форме);
    • Выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
    • Прибыль;
    • Объекты собственности, сюда входит имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
    • Другое, включающее налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и т.д.

    Рассмотрим более подробно основные налоги и льготы, которые по ним предусмотрены:

    1. Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара, работы или услуги, он переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — то есть образовательной организацией.

    Образовательные учреждения платят данный налог в случаях, если:

    • Осуществляют операции по реализации товаров, работ или услуг. К примеру, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;
    • В ряде иных случаев. К примеру, при сдаче в аренду помещений.

    При этом не играет никакой роли, как будет расходоваться доход от реализации: в данную образовательную организацию или на прямые нужды учебного процесса.

    Освобождаются от налогообложения на основании статьи 149 Налогового Кодекса РФ услуги:

    • По присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных организациях;
    • Проведению занятий с детьми в кружках и секциях.

    Также налогообложению не подлежат продукты питания, которые непосредственно произведены столовыми образовательных учреждений и реализуются ими в этих учреждениях.

    2. Налог на прибыль организаций. Налоговой базой является разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, которая напрямую связана с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС).

    В составе доходов и расходов бюджетных организаций, включенных в налоговую базу, не учитываются средства, которые получены от учредителя на ведение уставной деятельности.

    В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:

    • Выплату зарплаты учителям за проведение платных занятий;
    • Расходы на приобретение учебников, книг для проведения платных уроков, канцелярских товаров, других расходных материалов.

    В соответствии с законодательством РФ, образовательные организации имеют право на применение налоговой ставки 0% при соблюдении определенных условий, которые отмечены в законодательстве.

    Образовательные учреждения вправе применять указанную ставку, если удовлетворяют следующие условия:

    • Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая выдана в соответствии с законодательством РФ;
    • Доход учреждения за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемый при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляет не менее 90% ее доходов.

    Если учреждения, которые перешли на применение льготной ставки 0 % в соответствии с законодательством РФ, отступят лишь от одного из условий, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.

    3. Земельный налог. В случае если у образовательного бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, которые были изъяты из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0% в соответствии со статьей 389 НК РФ.

    4. Налог на имущество. Образовательная организация имеет возможность безвозмездно получить имущество. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, при определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.

    В ситуации, когда Налоговый Кодекс РФ прямо не гарантирует послаблений для рассматриваемых организаций, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество.

    Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на организацию, которая обладает конкретными характеристиками, а на определенные операции либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.

    Таким образом, можно прийти к выводу, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот, которых, к сожалению, предусмотрено не так много для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    Список литературы

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №117-ФЗ от 05 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. №32. С.3340.
    2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Собрание Законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. ст. 7598.
    3. Кудрявцева Н.М., Постол М.Е. Льготы при налогообложении образовательных учреждений в российский федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Международная студенческая научно-практическая конференция. 2018. № 1(47). С.125-128.
    4. Шарова М.А. Налообложение и налоговые льготы при предоставлении и получении образовательных услуг // Реформы и право. 2015. №3. С.33-46.
    5. Шестакова Е.В. Налогообложение и экономика в образовании // Юрист ВУЗа. 2014. №4. С.14-20.

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Особенности налогообложения в российской сфере образования

    Сфера образования является наряду с медициной весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как финансовые операции являются самым уязвимым местом в жизни любого образовательного учреждения. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.

    В первоначальных редакциях закона «Об образовании» образовательные учреждения освобождались от всех видов налогов в части их уставной непредпринимательской деятельности (в дальнейшем — п. 3 ст. 40 старого закона). Однако теперь образовательные учреждения стали одним из участников, правда, наиболее незащищенным, рыночных отношений, и все вопросы, связанные с налоговыми отношениями, решаются только в рамках Налогового кодекса РФ. Налоговое законодательство не снимает с образовательных учреждений обязанности по уплате налогов, оно только дает некоторые послабления.

    Налог — общеобязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законом (впоследствии вывести это определение в презентации).

    Система налогов обладает весьма разветвленной структурой, в которой представлено множество разнообразных видов и типов налогов.

    Налоги: по уровням взимания — федеральные, региональные, местные по объектам налогообложения — прямые (непосредственно с дохода) и косвенные (в виде надбавок).

    Условно налоги, связанные с деятельностью образовательного учреждения, можно разделить на 4 группы:

    1) налоги с заработной платы и иных выплат в пользу физических лиц (НДФЛ, единый социальный налог (с 2010 г. отменен и заменен страховыми взносами)

    2) налоги, связанные с имуществом (на имущество, земельный налог, с владельцев автотранспорта)

    3) налоги, связанные с предпринимательской деятельностью (НДС, налог с продаж, на рекламу, на пользование автодорогами, на прибыль предприятий и организаций)

    4) местные налоги, зависящие от численности работников организаций (на содержание детских учреждений, милиции).

    Объектами налогообложения в сфере образования, как, впрочем, и в других сферах, являются:

    — обороты (то есть перемещение денежной суммы в той или иной форме) по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

    — выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

    — прибыль, то есть разница между выручкой от реализации за определенный период и затратами на ее получение (итог экономической деятельности за определенный период);

    — объекты собственности, в том числе имущество, земельные участки, автотранспортные средства;

    — другое в соответствии с действующим налоговым законодательством (налог на рекламу, на содержание жилищного фонда, на милицию).

    Каких-либо специфических объектов налогообложения, характерных именно для системы образования, не имеется.

    Налоговые льготы:

    1) скидки – налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Например, плательщик имеет право уменьшать прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов в целях, поощряемых государством (образование, здравоохранение, благотворительность, культура и т.п.);

    2) изъятие – выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения или определенных элементов, например, доход, полученный от благотворителя;

    3) налоговое освобождение – полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков;

    4) налоговые кредиты – льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Например, кредиты малым предприятиям.

    Охарактеризуем отдельные виды налогов .

    Налог на имущество.

    Согласно главе 30 Налогового кодекса РФ является налогом субъектов РФ. Налогоплательщиками считаются российские организации и иностранные организации, действующие на территории РФ через постоянные представительства и(или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств.

    Не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (реки, болота, леса) и имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и /или приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Согласно Закону РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г. налогом не облагается имущество бюджетных учреждений. Кроме того, тот же Закон дает право не облагать налогом имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры (вид льготы — налоговое освобождение).

    К таковым относится имущество, используемое для:

    – дошкольных и других учреждений образования, учебно-производственных комбинатов и учебных участков, учебно-опытных, опытных хозяйств, мастерских, цехов, ведущих подготовку и переподготовку рабочих и специалистов;

    – оздоровительных спортивных лагерей и лагерей труда и отдыха для детей и учащейся молодежи;

    – центров, клубов и кружков в сфере образования;

    – предприятий и организаций, выпускающих или реализующих учебно-техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений, осуществляющих снабжение, ремонт и хозяйственное обслуживание учреждений образования (в доле, относящейся к указанной продукции, работам и услугам);

    – курсовой сети по профессиональной подготовке и переподготовке населения;

    – детских экскурсионно-туристических организаций;

    – других учреждений и организаций, деятельность которых отвечает целям образования.

    Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, однако законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Иными словами, они вправе принять решение, чтобы организации могли отчитываться (подавать налоговую декларацию) в течение всего налогового периода.

    По закону налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %. Допускается установление и других налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    Земельный налог — основная форма платы за пользование земельными ресурсами — это вид местного налога, действующего в России с 1991 г. Налогоплательщиками являются как физические, так и юридические лица, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование. Размер земельного налога независимо от размеров хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Согласно закону РФ «О плате за землю» полностью освобождаются от уплаты налога учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов, и детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования. Льготы, предоставленные статьей 12 закона «О плате за землю», относятся к образовательным организациям, имеющим организационно-правовую форму «учреждение».

    Транспортный налог.

    Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств определяется Федеральным законом «О дорожных фондах». Законодательством каких-либо специальных льгот по налогу с владельцев транспортных средств для учреждений образования не предусмотрено. Налогоплательщики — лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357, 358 Налогового кодекса). Налоговой базой является количество лошадиных сил транспортного средства.

    Изменение ставки налога или полное освобождение от него осуществляется законами субъектов РФ, так как он входит в группу региональных налогов. Налоговые ставки на легковые автомобили колеблются от 5 руб. с каждой л.с. (до 100 л.с. Или 73,55 кВт) до 30 руб. с каждой л.с. (свыше 250 л.с. Или 183,9 кВт), на автобусы до 200 л.с. — 10 руб. с каждой, свыше 200 л.с. — 20 руб. с каждой. (Ст. 361 Налогового кодекса РФ).

    Налог на добавленную стоимость — косвенный налог на товары и услуги, базой которого служит стоимость, добавленная на стадии производства и реализации товара. Он относится к федеральным налогам.

    В соответствии со статьей 149 не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) продажа:

    — услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

    — продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям (только в случаях полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования);

    — услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

    Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров, работ услуг как собственного производства, так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.

    Налоговый период устанавливается как квартал (три месяца).

    Налоговые ставки на товары устанавливаются согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации. На основные товары народного потребления (продукты питания, некоторых швейных и трикотажных изделий, предметов мебели, периодики и книг, а также медицинских товаров налог на добавленную стоимость составляет 10%, а на остальные товары — не более 18 %.

    Применяя данную льготу, нужно помнить, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает освобождение от налога при реализации покупных товаров вышеперечисленными столовыми и при отпуске на сторону блюд собственного производства.

    При осуществлении образовательными учреждениями предпринимательской деятельности, например, при сдаче в аренду основных фондов и иного имущества, реализации товаров, работ, услуг при посреднических услугах, долевом участии в деятельности других учреждений, предприятий и организаций согласно налоговому законодательству налог на добавленную стоимость уплачивается в установленном порядке.

    Налог на пользователей автомобильных дорог.

    Льготы по налогу для учреждений образования не предусмотрены. Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между проданной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческой, сбытовой и торговой деятельности. Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности и входит в группу региональных налогов.

    Налог на прибыль.

    Налог на прибыль входит в группу федеральных налогов и сборов и уплачивается организациями (в том числе бюджетными) с валовой прибыли, уменьшенной или увеличенной на установленные регулирующие суммы.

    Валовая прибыль — сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества органзиации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

    Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями устанавливается статьей 321 Налогового кодекса РФ.

    Налоговая ставка устанавливается в размере 24 %. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом она не может быть ниже 13,5 %.

    При определении налогооблагаемой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на уведение уставной деятельности.

    Рассматривая налоговое законодательство применительно к системе образования, следует отметить следующее:

    1) Отношение налоговой системы к сфере образования практически не отличается от отношения к иным организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот.

    2) Одним из элементов формирования эффективного экономического механизма развития образования является стимулирование многоканального финансирования образовательных учреждений. Однако анализ действующей налоговой системы показывает, что она не стимулирует создание такой системы.

    3) Налоговое законодательство не предусматривает существенных льгот для юридических лиц, оказывающих финансовую и иную материальную помощь учебным заведениям. Поэтому предприятия и иные юридические лица не заинтересованы в оказании такой помощи.

    4) Привлечение дополнительных средств через расширение платного обучения также недостаточно стимулируется налоговым законодательством. Только с 2001 г. была введена льгота по данному налогу в части средств, израсходованных на обучение (в 2007 году эта цифра составляла до 25 тыс. рублей в год).

    5) В системе образования налоговыми льготами должна стимулироваться в первую очередь образовательная деятельность. Но стимулируется одновременно и любая другая, в том числе не связанная с образованием деятельность, приносящая доходы. Разница заключается в налоге на добавленную стоимость: средства, полученные от оказания образовательных услуг, им не облагаются, а все прочие — облагаются.

    185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Презентация на тему: «Особенности налогообложения в сфере образования».

    Столичный учебный центр
    г. Москва

    Курс повышения квалификации

    Начальная школа: Новые методы и технологии преподавания в соответствии с ФГОС

    Курс повышения квалификации

    Дошкольное образование: Методическое обеспечение в условиях реализации ФГОС

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Особенности налогообложения в сфере образования. Налоговые льготы.

    Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных Налоговым Кодексом налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

    Задачи налоговой системы: обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства (в качестве “встроенных амортизаторов”); создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

    Главная функция налоговой системы – фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Прочие функции : -ослабление дифференциации общества по доходам; -воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; -стимулирование научно-технического прогресса; -регулирование внешнеэкономической деятельности.

    Особенности налогообложения образовательных учреждений Учебные заведения можно отнести к специфическим плательщикам налогов. Специфика заключается в том, что уплата отдельных видов налогов в основном связана с налоговыми льготами, установленными для учебных учреждений. Для услуг по образованию установлены льготы по НДС. Так, освобождаются от НДС операции по оказанию услуг по высшему, среднему, профессионально-техническому и начальному образованию заведениями образования, имеющими специальное разрешение (лицензию) на оказание таких услуг, и услуг по воспитанию и образованию детей домами культуры в сельской местности, детскими музыкальными и художественными школами, школами искусств.

    В учреждениях образования объектом налогообложения может быть не только оказание платных дополнительных услуг, но и реализация продукции, неиспользуемого имущества, в том числе основных средств, материалов и так далее.

    Так, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ: услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях; продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям; услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

    В образовательных учреждениях могут иметь место доходы, как учитываемые, так и не учитываемые при исчислении налоговой базы. В целях обложения налогом на прибыль при определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных для ведения предпринимательской деятельности, относятся: суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления такой деятельности; расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансовое обеспечение данных расходов не предусмотрено бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению.

    В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски об их взыскании к бюджетным учреждениям. В соответствии с п. 3 ст. 105 НК РФ применение налоговых санкций к организациям, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, на основании вступивших в законную силу решений судов. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, осуществляется в соответствии со ст. ст. 242.1 и 242.3 БК РФ.

    При установлении налога законами субъектов РФ также могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Таким образом, налоговые льготы могут быть различны в разных регионах. Льготами по налогам и сборам являются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации).

    Все налоговые льготы имеют одну общую цель — сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. Федеральный перечень налоговых льгот по налогу на имущество установлен ст. 381 НК РФ. Федеральным законодательством льгот по налогу на землю для образовательных учреждений не предусмотрено. Однако в отличие от налога на имущество этот налог является местным, поэтому льготы могут быть установлены решениями органов местного самоуправления. В результате на территории одного региона возможна ситуация, когда в одном муниципальном образовании (например, в сельском районе) образовательные учреждения освобождены от уплаты налога на землю, а в соседнем (например, в городе) — нет.

    Налог в сфере образования

    Сервис бесплатной оценки стоимости работы

    1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
    2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

    Номер вашей заявки

    Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

    Налоговые льготы в сфере образования: анализ текущих изменений

    Все образовательные организации как юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и вида, являются налогоплательщиками и обязаны вести как бухгалтерский, так и налоговый учет. Соответственно, руководители образовательных организаций должны хорошо разбираться в действующих правилах налогообложения, а также знать условия и возможности получения и применения налоговых льгот в образовании.

    Понятие налоговой льготы

    Определение налоговой льготы дано в ст. 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (далее — часть первая НК РФ). Согласно п. 1 данной статьи льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

    Разъяснения по поводу определения налоговой льготы содержатся в п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»:

    «В силу пункта 6 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщики по требованию налоговых органов обязаны представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы в случае их использования.

    При применении указанной нормы судам необходимо принимать во внимание определение понятия „налоговая льгота“, данное в пункте 1 статьи 56 кодекса, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

    В связи с этим действие пункта 6 статьи 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в статье 149 кодекса основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.

    Так, например, подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ устанавливает налоговую льготу в отношении столовых образовательных и медицинских организаций .

    Вместе с тем со ссылкой на положения пункта 6 статьи 88 кодекса у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (пункт 2 статьи 146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании статьи 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций».

    В соответствии с действующим законодательством налоговые льготы в сфере образования могут быть трех видов:
    • изъятия — направлены на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогов;
    • скидки — направлены на сокращение налоговой базы;
    • освобождения — направлены на полное освобождение от уплаты налога отдельных лиц и категорий плательщиков.

    Исходя из разъяснения Пленума ВАС РФ понятие «налоговая льгота» не может быть применено к операциям:

    1) не являющимся объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее — часть вторая НК РФ).

    Для образовательных организаций такими операциями являются выполнение работ (оказание услуг) в рамках государственного (муниципального) задания, в качестве источника финансового обеспечения которого выступает субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 части второй НК РФ);

    2) освобождаемым от налогообложения на основании ст. 149 части второй НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

    В отношении образовательных организаций такими операциями являются:

    • услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 части второй НК РФ);
    • осуществление приносящей доход деятельности, связанной с реализацией образовательных программ (основных и (или) дополнительных), указанных в лицензии образовательной организации, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии (подп. 14 п. 2 ст. 149 части второй НК РФ);
    • услуги населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (подп. 14.1 п. 2 ст. 149 части второй НК РФ).

    Кроме того, образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, освобождаются от налогообложения услуг по присмотру и уходу за детьми (подп. 4 п. 2 ст. 149 части второй НК РФ).

    Поскольку к данным видам деятельности образовательных организаций не применимо понятие налоговой льготы, то на них не распространяется и требование об обязательном предоставлении при проведении камеральной налоговой проверки по требованию налоговых органов документов, подтверждающих право на налоговые льготы в системе образования.

    Льготы в системе образования по налогу на имущество организаций, на транспортный и земельный налоги

    Налог на имущество составляет наибольшую долю в осуществляемых образовательными организациями налоговых платежах. В настоящее время весь имущественный комплекс образовательных организаций — движимое и недвижимое имущество (в т. ч. имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение и т. п.), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, признается объектом налогообложения.

    Следует заметить, что с 1 января 2015 г. изменился порядок обложения движимого имущества налогом на имущество организаций, в т. ч. возможности по применению налоговых льгот.

    Основные средства, включенные в соответствии с Классификацией основных средств, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее — Классификация основных средств), в первую или вторую амортизационную группу, с 1 января 2015 г. не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций. Данное положение закреплено в новой редакции подп. 8 п. 4 ст. 374 части второй НК РФ.

    Согласно Классификации основных средств в первую амортизационную группу относится все недолговечное имущество со сроком полезного использования от одного года до двух лет включительно, ко второй амортизационной группе — имущество со сроком полезного использования свыше двух лет до трех лет включительно.

    В образовательной организации данным налогом не будет, в частности, облагаться следующее движимое имущество 1 :

    • электронно-вычислительная техника, включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним, серверы различной производительности, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей, системы хранения данных, модемы для локальных сетей, модемы для магистральных сетей;
    • производственный и хозяйственный инвентарь;
    • спортивный инвентарь.

    В связи с изменениями в законодательстве с движимого имущества, не относящегося к первой или второй амортизационной группе, с 1 января 2015 г. необходимо уплачивать налог на имущество организаций. Данное правило не распространяется на движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г., за исключением случаев, предусмотренных п. 25 ст. 381 части второй НК РФ, в т. ч. если принятие на учет произошло в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц. Например, если образовательная организация приобрела (не в ходе реорганизации или ликвидации) и поставила на баланс в период с 1 января 2013 г. до 31 декабря 2014 г. транспортное средство, она может не платить налог на имущество.

    Необходимо учитывать, что налог на имущество организаций относится к категории региональных налогов. Согласно п. 3 ст. 56 части первой НК РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах. Таким образом, законами субъектов РФ для образовательных организаций могут быть установлены более низкие ставки налога на имущество либо налоговые освобождения на определенный вид имущества.

    К категории региональных налогов относятся также транспортный налог и земельный налог.

    Согласно ст. 356 части второй НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ, законами РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. При установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Так, например, согласно ст. 10 закона Рязанской области «О налоговых льготах», принятого постановлением Рязанской областной Думы от 29.04.1998 № 68, освобождаются от уплаты авансовых платежей по транспортному налогу в текущем налоговом периоде казенные и бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти Рязанской области и (или) органами местного самоуправления, финансируемые из областного и (или) местных бюджетов на основе бюджетной сметы и (или) в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, и (или) за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Рязанской области. Данная льгота не применяется в отношении транспортных средств, используемых исключительно в целях предпринимательской деятельности.

    В соответствии со ст. 387 части второй НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

    В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов РФ.

    При установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы в области образования, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

    Образовательные организации как налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы в сфере образования по земельному налогу, должны представить в налоговые органы по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие такое право. В случае возникновения (прекращения) у образовательной организации в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу в образовании исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу в области образования, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц. Такая норма установлена п. 10 ст. 396 части второй НК РФ.

    В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями ст. 149 части второй НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. П. 4 ст. 149 части второй НК РФ

    Для уточнения действующих налоговых льгот в сфере образования в отношении налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, транспортного налога и земельного налога, применяемых в том или ином регионе, можно воспользоваться информационным ресурсом «Имущественные налоги: ставки и льготы» на сайте Федеральной налоговой службы в разделе «Электронные сервисы». Данный ресурс позволяет оперативно информировать налогоплательщиков о принятых органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актах по установлению соответствующих элементов налогообложения, а также органы местного самоуправления, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ о практике реализации полномочий по установлению налоговых ставок и льгот по различным муниципальным образованиям, субъектам РФ.

    Льготы в области образования по НДС

    При осуществлении некоторых операций, являющихся объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС), организации и предприниматели налог не исчисляют и не уплачивают. Перечень операций, не облагаемых НДС (освобождаемых от налогообложения), является закрытым и установлен пп. 1–3 ст. 149 части второй НК РФ.

    Для образовательных организаций, как уже говорилось выше, в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 149 части второй НК РФ установлены льготы в области образования по НДС при реализации продуктов питания, непосредственно приготовленных и реализуемых в образовательных организациях. Аналогичную льготу имеют и организации общественного питания, заключившие договор с образовательными организациями, на те продукты питания, которые непосредственно произведены и реализуются в образовательных организациях.

    Перечисленные в ст. 149 части второй НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Такое требование установлено п. 6 ст. 149 части второй НК РФ.

    Налогоплательщики не обязаны уведомлять налоговые органы о применении освобождения в отношении операций, перечисленных в ст. 149 части второй НК РФ. Положения данной статьи такого требования не содержат.

    Льготы в системе образования по налогу на прибыль

    У образовательной организации независимо от конечных финансовых результатов ее деятельности при ведении бухгалтерского учета может формироваться прибыль. Прибыль — как результат вычитания суммы расходов из суммы доходов — является объектом налогообложения.

    В настоящее время ст. 284.1 части второй НК РФ предусматривает, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, может быть освобождена от налога на прибыль, т. е. применять налоговую ставку 0%. Для этого она должна соответствовать следующим требованиям:
    1) реализовывать деятельность, включенную в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0% по налогу на прибыль организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917;
    2) иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности, выданную в соответствии с законодательством РФ;
    3) иметь доходы за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, учитываемые при определении налоговой базы, составляющие не менее 90% всех ее доходов;
    4) иметь в штате в течение налогового периода не менее 15 работников;
    5) не совершать в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

    Организации, применявшие налоговую ставку 0% в соответствии со ст. 284.1 части второй НК РФ и перешедшие на применение налоговой ставки, установленной п. 1 ст. 284 части второй НК РФ, в т. ч. в связи с несоблюдением условий, установленных п. 3 ст. 284.1 части второй НК РФ, не вправе повторно перейти на применение налоговой ставки 0% в течение пяти лет начиная с налогового периода, в котором они перешли на применение налоговой ставки, установленной п. 1 ст. 284 части второй НК РФ. П. 8 ст. 284.1 части второй НК РФ

    Если хотя бы одно из указанных требований не выполнено, образовательная организация должна применять налоговую ставку 20%.

    Налоговая ставка 0% применяется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, ко всей налоговой базе, определяемой данными организациями, в течение всего налогового периода.

    Организация, желающая применять налоговую ставку 0%, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0%, должна подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление и копию лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданную в соответствии с законодательством РФ.

    По окончании каждого налогового периода, в течение которого организация, осуществляющая образовательную деятельность, применяет налоговую ставку 0%, в сроки, установленные для представления налоговой декларации, обязана представить в налоговый орган по месту своего нахождения сведения:

    • о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 части второй НК РФ, в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 части второй НК РФ;
    • о численности работников в штате организации.

    Школа в налогой системе обязана предоставлять сведения своевременно. При непредставлении данных сведений не только отменяется льгота в области образования, но и начисляются пени со дня, следующего за установленным днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

    Нормативные документы

    Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ, часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ

    Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 917 «Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций»

    Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»

    Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»

    1 Вторая амортизационная группа Классификации основных средств.

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

    Читайте так же:  Пособие для подготовки по литературе на егэ