Налог ндс и ндфл

Рубрики Статьи

Как с вами связаться?

Обычная система налогообложения

Обычная система налогообложения (ОСН) предусматривает уплату индивидуальным предпринимателем двух главных налогов – налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на добавленную стоимость (НДС). До 2010 года был еще единый социальный налог (ЕСН), но он отменен.

НДФЛ обязано уплачивать любое физическое лицо независимо от того, является ли оно индивидуальным предпринимателем или осуществляет, к примеру, работу по трудовому договору. Но в отличие от работников, с доходов которых налог удерживает и перечисляет в бюджет работодатель , индивидуальный предприниматель должен сам исчислять и уплачивать НДФЛ и подавать налоговую декларацию. Кроме того, индивидуальный предприниматель сам может выступать в качестве налогового агента, выплачивая налог на доходы за лиц, работающих у него по трудовому договору.

Глава 23 кодекса предусматривает для индивидуальных предпринимателей право на получение профессиональных налоговых вычетов. Кроме профессиональных вычетов, индивидуальные предприниматели в общем порядке имеют право на стандартные, имущественные, социальные вычеты.

ИП имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Профессиональные вычеты могут использоваться только после государственной регистрации предпринимателя. Поэтому расходы, понесенные до официальной регистрации, даже если они и связаны с предпринимательской деятельностью, учитываться не могут.

Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций».

Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Однако данная норма не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Налоговая ставка зависит от вида дохода. По общему правилу устанавливается ставка в 13%.

Для отдельных видов доходов устанавливаются ставки: 35% (например, по выигрышам в рекламных лотереях), 30% (в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами — нерезидентами).

Обратите внимание! Если индивидуальный предприниматель является нерезидентом (понятие резидентства приведено в статье 207 НК), то он будет уплачивать налог не по ставке 13%, а по ставке 30%, при этом у него не будет права на профессиональный вычет, поскольку все вычеты (профессиональные, социальные, стандартные, имущественные) предоставляются только по доходам, облагаемым по ставке 13%. Поэтому предпринимателю-нерезиденту применение ОСН крайне не выгодно.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами. Как правило, налог на доходы, полученные не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, уплачивают налоговые агенты (если, например, предприниматель работает по трудовому договору). Таким образом, профессиональные налоговые вычеты применяются именно при исчислении налога на доходы от предпринимательской деятельности. Это еще больше сближает предпринимателей с юридическими лицами, которые уплачивают налог на прибыль со своих доходов.

При исчислении суммы налога, подлежащей уплате, учитываются также суммы авансовых платежей по налогу, фактически уплаченные в соответствующий бюджет. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

В соответствии с 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Налогоплательщиками налога являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, перемещающие товары через государственную границу РФ (так называемый таможенный НДС).

Сумма НДС фактически включается в конечную цену товаров (работ, услуг), предъявляемую покупателям. Одновременно индивидуальные предприниматели получают право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, которые предъявляются им продавцами и оплачиваются ими при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению является счет-фактура. Налогоплательщики обязаны составлять счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Основная ставка НДС составляет 18%. Кроме того, законодательством предусмотрена ставка 10%, которая применяется при реализации особых видов товаров (например, некоторых медикаментов, детских товаров, продуктов питания, печатных изданий), и ставка 0% используется в основном при экспорте товаров).

Организации и индивидуальные предприниматели могут освобождаться от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (кроме подакцизных), работ, услуг не превысила в совокупности 2 миллиона рублей (статья 145 НК). Обратите внимание! Если Вы получили освобождение от обязанностей налогоплательщика по этой статье, то Вы не имеете права выделять в счетах-фактурах НДС!

Индивидуальный предприниматель может быть не только плательщиком НДС, но еще и налоговым агентом по НДС. Налоговый агент, это лицо на которое в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджетную систему Российской Федерации (статья 24 НК).

Предприниматель будет налоговым агентом, если он:

  1. Приобретает на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах
  2. Арендует или выкупает имущество на территории РФ у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества.

Налоговые агенты должны исчислять и уплачивать НДС независимо от того, исполняют они сами обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, или нет. Т.е. предприниматели, применяющие спецрежимы тоже могут быть налоговыми агентами.

Кроме НДФЛ и НДС предприниматели на ОСН как и обычные физические лица уплачивают следующие налоги:

Налог на имущество физических лиц

Транспортный налог

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. Транспортный налог, установленный одноименной главой 28 НК России и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК России законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта. На региональном уровне определяется ставка налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Транспортный налог ИП уплачивают как обычные физические лица, по уведомлениям, присылаемым налоговыми органами.

Земельный налог

Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Земельный налог ИП уплачивают как обычные физические лица, по уведомлениям, присылаемым налоговыми органами.

Кроме вышеуказанных налогов, предприниматели могут быть плательщиками акцизов, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых и пр. Кто и когда их уплачивает, можно найти в соответствующих главах Налогового кодекса.

Непопулярные меры: правительство взялось за налоги

В правительстве обсуждают повышение НДФЛ

В правительстве РФ обсуждается «настройка» налоговой системы. Речь, в частности, идет о повышении НДФЛ до 15%, введении налога с продаж и росте НДС при снижении страховых социальных взносов — так называемый «маневр 22/22». Кроме того, Минфин продолжает настаивать на завершении налоговых преобразований в нефтяной отрасли. Предложения могут быть внесены в весеннюю сессию Госдумы.

Правительство РФ обсуждает возможность повышения налогового бремени. Речь об этом шла на совещании по экономическим вопросам у премьера Дмитрия Медведева 21 марта. Среди мер налогового маневра обсуждается повышение НДФЛ и введение налога с продаж с максимальной ставкой 5%.

«Экономика развивается, и есть большие задачи, которые в настоящий момент предстоит решать, в том числе те, которые вытекают из послания президента.

Налоговой системе действительно нужна определенная настройка. Всякая налоговая система выполняет взаимосвязанные задачи: она, с одной стороны, пополняет бюджет, с другой стороны, она должна стимулировать и структурные сдвиги. И вот баланс этих двух подходов — самая сложная задача, с которой, наверное, приходится в этой сфере работать правительству РФ »,

— сказал Медведев, открывая совещание.

Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию 1 марта поставил задачу будущему правительству как можно быстрее сформировать новые налоговые условия, чтобы налоговая система обеспечивала пополнение бюджетов всех уровней и при этом стимулировала экономический рост. Путин также поставил задачу увеличить расходы на здравоохранение и инфраструктуру.

Источники «Газеты.Ru», знакомые с обсуждаемым в правительстве налоговым маневром, утверждают: базовым предложением Минфина, направленным в Кремль, является формула 22% на 22%. Она предполагает снижение ставки страховых взносов с 30% до 22% и одновременное повышение НДС с 18% до 22%.

Эта формула, в принципе, «проходит в рамках требований бизнеса о том, чтобы не росла налоговая нагрузка», говорит собеседник «Газеты.Ru». По некоторым расчетам, госбюджет даже выиграет от введения этой формулы, получив дополнительно порядка 500 млрд рублей. В худшем для Минфина варианте получится выйти по доходам и расходам в ноль.

Но не исключен и другой вариант налогового маневра. НДС оставят в пределах нынешних 18%, но регионам дадут возможность самим устанавливать налог с оборота.

Читайте так же:  Договор дарения доли жилого дома несовершеннолетнему ребенку образец

Фактически предлагается вернуться к налогу с продаж, но назвав его несколько иначе. Федеральный закон, как предполагается, рамочно определит, что налог с оборота не должен превышать 5%. То есть отчасти будет решена хроническая проблема дефицитности региональных бюджетов.

Налог с продаж в России действовал дважды, сначала еще во времена СССР, потом в 1990-х годах и был отменен в 2004 году. Но с тех пор возвращение этого налога периодически обсуждается по инициативе фискальных органов.

Года три тому назад бизнес-сообщество едва отговорило правительственных чиновников не возвращаться к этому налогу, аргументируя тем, что бизнес, в первую очередь, ритейл, уйдет в тень.

На совещании у премьера обсуждалось и введение налога с продаж, и отмена льгот по НДС для социальных товаров, и повышение НДС при снижении страховых социальных взносов, а также повышение НДФЛ, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и источник, знающий это от участников совещания.

По данным собеседников издания,

в части НДФЛ речь шла о повышении ставки на 2 п. п. до 15% с введением необлагаемого минимума.

Основная идея сводится к тому, чтобы не произошло увеличения совокупной налоговой нагрузки, но её центр был смещён дополнительно на частного потребителя с бизнеса, отмечает ведущий аналитик AMarkets Артем Деев.

Формально это может позволить улучшить перспективы для развития предпринимательской инициативы, но здесь есть два момента: во-первых, рост нагрузки на население в условиях низкой инфляции может дополнительно снизить потребительскую активность; во-вторых, даже только начав менять знаковые налоги можно подорвать уверенность бизнеса в налоговой стабильности и лишить желания осуществлять инвестиции, даже в средних по длине бизнес-цикла секторах, отмечает эксперт.

Возможность повышения НДФЛ до 15–16% уже ранее обсуждалась в правительстве. Мнения чиновников по этому вопросу разошлись.

В конце июня прошлого года в Госдуме даже был зарегистрирован законопроект о введении прогрессивной шкалы НДФЛ. Депутаты предложили установить пониженную ставку НДФЛ в 5% для лиц, имеющих доходы менее 100 тыс. руб. в год, а для граждан с доходами от 100 тыс. до 3 млн руб. установить ставку 5 тыс. руб. плюс 13% с суммы, превышающей 100 тыс. Те, кто получают от 3 млн до 10 млн руб., по мнению авторов законопроекта, должны будут заплатить 382 тыс. плюс 18% с суммы, превышающей 3 млн руб. Для лиц с доходами выше 10 млн ставка составит 1,642 млн руб. плюс 25% с суммы, превышающей 10 млн.

Минфин высказался тогда резко против такой идеи.

В ходе Гайдаровского форума в январе этого года глава Минфина Антон Силуанов подчеркнул, что против роста ставки НДФЛ с 13% до 15%.

«Действующий налог на доходы физических лиц является стабильным, и его корректировка или повышение ставки нецелесообразны», — заявил министр финансов. Он подчеркнул, что в целом является противником изменения НДФЛ, поскольку это «стабильный налог».

Первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов тогда заявил, что идея возможного введения так называемой прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц — просто «слухи».

Ведомство Антона Силуанова к совещанию у премьера вынесло два своих старых предложения: завершить налоговый маневр для нефтяников (обнулить экспортную пошлину при повышении НДПИ) и все тот же маневр 22/22 (снизить страховые взносы до 22% в обмен на рост НДС до тех же 22%).

Повышение ставки НДФЛ противоречит идее налогового маневра о повышении НДС до 22%, в связи с тем, что повышение ставки по НДС связывают со снижением страховых взносов и, соответственно, необходимостью снижения налогов на труд, чтобы вывести зарплаты «из тени», отмечает старший юрист BGP Litigation Денис Савин.

Повышение НДФЛ совместно с повышением НДС может сильно ударить «по карманам» простых рядовых граждан и привести к еще большему сокрытию реального дохода, уверен эксперт, повышая налоговую нагрузку и по НДС, и по НДФЛ одновременно гражданам придется платить за дорожающие продукты, бензин, коммунальные услуги, а также свой доход на 6% больше (на 4% по НДС и 2% по НДФЛ). Очевидно, что в такой ситуации люди станут все больше стремиться оставить свои реальные доходы в «тени», добавляет он.

По поводу налогового маневра в нефтянке однозначного решения пока нет. Минэнерго считает, что спешка в этом вопросе может быть крайне губительна для нефтепереработке в стране.

«Мы считаем, что такой налоговый маневр может быть после того, как будет закончена модернизация всех нефтеперерабатывающих заводов и не ранее 2023 года, плавно к 1 января 2025 года, к моменту создания единых рынков в рамках Евразийского экономического союза. В противном случае риски, которые вы назвали, они есть», — сказал министр Александр Новак на заседании Общественного совета 21 марта.

В начале марта первый замминистра энергетики Алексей Текслер говорил, что отсутствие фискальной стабильности создает основные проблемы для рынка нефтепереработки. В Минэнерго предлагают не проводить пока маневров, дать рынку понятный стабильный фискальный режим на перспективу до 2025 года, когда будет запущен единый рынок нефти, нефтепродуктов и газа в рамках ЕАЭС. По мнению чиновников ведомства, это поддержит и рынок нефтепереработки, и инвестиционный климат.

Минфин подсчитал, что «размер поддержки отечественной нефтепереработки составляет порядка 1 триллиона рублей в год». «Размер предоставленной поддержки всем НПЗ России за 2005-2016 годы более чем в пять раз превышает инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли за этот же период. Это говорит о неэффективности применяемого механизма государственной поддержки отрасли», — подчеркивал директор Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Алексей Сазанов.

«Здесь есть разные подходы, нужно по ним определиться», — сказал Медведев на совещании. Пока решение о проведении маневра принято не было.

В Минфине «Газете.Ru» ранее сообщили, что налоговые предложения могут быть внесены в весеннюю сессию Госдумы.

Источник «Газеты.Ru» в парламенте ранее отмечал, что Госдума и Совет Федерации в этом году будут работать до 20 июля. Как раз для того, чтобы успеть принять соответствующие законы и дать старт налоговой реформе. С 1 января 2019 года новые налоги уже вступят в силу.

Под грузом НДС: как скажется на экономике повышение налогов

Повышение НДС — довольно простой ход для правительства, вынужденного искать финансирование для реализации новых майских указов президента. Собираемость этого налога близка к 100% (по оценкам как Минфина, так и независимых аналитиков). По итогам 2017 года налог принес в федеральный бюджет около 5 трлн рублей, и это даже с учетом льготных ставок в 0% и 10% по некоторым видам товаров. Дополнительные же 2 процентных пункта (а речь идет о повышении НДС с 18% до 20%) могут добавить в казну еще порядка 500 млрд рублей.

Последствия для всех

Увеличение налога на добавленную стоимость в первую очередь скажется на уровне инфляции, ставке ЦБ и самочувствии бизнеса в целом.

По мнению Минфина, увеличение НДС приведет к росту инфляции. Предполагается, что НДС может быть переложен торговыми сетями в цены — хотя существенная конкуренция и активность ФАС могут усложнить это решение. Однако итоговый результат будет сильно зависеть от действий Банка России — как показали последние годы, ЦБ готов не снижать ставки достаточно долго, чтобы сдержать рост цен.

Если НДС увеличат, ЦБ будет вынужден придерживаться более жесткой денежно-кредитной политики, и едва ли реакция цен ограничится этими 2 п.п. роста. При этом точные оценки дать, конечно, непросто: жить, как Россия сейчас, при положительных реальных ставках (если считать за них разницу между ключевой ставкой и инфляцией за последний год), нам не приходилось довольно долгое время.

Второй важный момент состоит в вопросе о том, как повышение НДС будет сочетаться с развитием малого и среднего бизнеса — одной из целей майских указов-2018. Те индивидуальные предприниматели, которые работают под упрощенным налогообложением, а также самозанятые граждане (которых Минфин хочет призвать к уплате налогов в ближайшем будущем), будут испытывать сложности с зачетом НДС. В результате они будут проигрывать конкуренцию и не смогут увеличивать свой вклад в ВВП, на который рассчитаны указы.

Будет ли при этом крупный бизнес чувствовать себя лучше? Это также не очевидно. Повышение НДС, по сути, приводит к снижению прибыли компаний. По прогнозам «Деловой России», в отраслях с высокой добавленной стоимостью, например, в машиностроении, фискальная нагрузка может вырасти на 25%, что существенно снизит инвестиционную привлекательность сектора.

Обходные пути

У правительства, конечно, есть и другие варианты поиска финансирования, позволяющие избежать повышения налогов. Однако все они имеют свои очевидные минусы.

Первый обходной вариант — изменить бюджетное правило, согласно которому сверхдоходы от продажи нефти по цене выше установленной планки отправляются в резервы, а не на актуальные расходы бюджета. Сейчас уровень отсечения цены на нефть, выше которой нефтегазовые доходы считаются «сверхдоходами», равен $40,8 за баррель (рост на 2% с прошлогодних $40).

Каждый доллар роста цены на нефть приносит бюджету примерно 100-150 млрд рублей дополнительных доходов (это неточная оценка, поскольку курс рубля существенно меняется с течением времени). Если повысить уровень отсечения на $5, как предлагает председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, то удастся добавить примерно 500-700 млрд рублей в бюджет. Это составит более 3 трлн рублей за следующие шесть лет. Минус состоит в том, что это решение повысит зависимость расходов государства от цен на нефть, от которого может в итоге пострадать стабильность всей экономики (если эти сверхдоходы резко исчезнут, например).

Второй вариант — пересмотреть самые неэффективные статьи доходов и расходов. Как отмечает Счетная палата, возможно, порядка 40 млрд рублей в год тратится неэффективно. Конечно, этой суммы не хватит на необходимые расходы, но все же она может быть полезной. Новые идеи о полномочиях Счетной палаты могут расширить ее возможности и обеспечить лучший контроль в том числе региональных бюджетов. Однако такой пересмотр потребует времени, а правительству нужно найти финансирование указов президента уже сейчас.

Третий вариант — перенастроить налоговую систему. В правительстве также рассматривался вариант повышения ставки НДФЛ с 13% до 15% с введением необлагаемого минимума доходов, ниже которого НДФЛ обнуляется. Однако выгоды от повышения НДФЛ также неоднозначны — оно может снизить желание работать, как и любой прямой налог на людей, в отличие от менее понятного и косвенного НДС. При этом НДФЛ является региональным налогом и, скорее всего, от его повышения выиграют богатые регионы, а бедные не слишком разбогатеют.

Читайте так же:  Приказ о выплатах за выслугу лет

Последний вариант — наращивание госдолга на 8 трлн рублей (менее 10% ВВП), что не было бы критичным для экономики. Однако Минфин не намерен идти на рост расходов исключительно за счет займов, потому что не хочет снижать стабильность будущих бюджетов из-за зависимости от процентных платежей. Так что этот вариант также полностью не заменит повышения налогов.

Не сделать бы хуже

Как у любого реального решения, у повышения налогов есть две стороны. С одной стороны, мантрой либерального экономиста, как в команде президента Трампа, должно быть «снижение налогов означает больше денег у бизнеса и рост экономики». Но, с другой стороны, всегда есть вопрос, как именно будет финансироваться создание новой инфраструктуры и развитие образования.

Часто оказывается, что государство способно гораздо эффективнее, чем бизнес, сосредоточить ресурсы и сделать большие проекты. Кроме того, есть множество примеров достаточно быстрого роста при высоких налогах — в тех же США в 1940-1960 годы с их маржинальными ставками для самых богатых выше 80%. Так что вполне есть шанс, что повышение НДС может положительно сказаться на экономическом росте.

Для долгосрочного роста экономики решающим может оказаться предложение государства переложить финансирование инфраструктуры на бизнес, а здравоохранения и образования — на граждан. Такие предложения уже звучали в стратегии, разработанной ЦСР. Если такое решение будет принято, оно может оказаться даже более тяжелым для ВВП, чем налоговая реформа. Дело в том, что построить мост или аэропорт на деньги одного бизнеса довольно непросто, а значит, инфраструктура окажется недофинансирована. Точно так же если хорошее образование будет предложено финансировать домохозяйствам, то может произойти переключение на бюджетные места в менее качественных университетах. Такую реформу нужно продумать очень внимательно.

Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

Депутаты Госдумы и экспертное сообщество призывают правительство не повышать налоговую нагрузку, поскольку она затормозит экономический рост

Для исполнения новых майских указов президента Владимира Путина у правительства, по всей видимости, денег нет. Единственное место, где они решили их найти, — карманы россиян. Восемь триллионов рублей кабмин сможет получить благодаря повышению налоговой нагрузки на население, а соответственно, на малый и средний бизнес, который кормит российских граждан.

Несмотря на то что Министерство финансов во главе с первым вице-премьером Антоном Силуановым пытается успокоить людей, развеяв все слухи о повышении ставки НДС и НДФЛ, в правительстве уже готовы соответствующие решения, рассказали «Шторму» в Госдуме.

Объявленный Путиным на инаугурации прорыв в экономике должен быть обеспечен деньгами. Те восемь триллионов рублей, о которых все говорят, можно получить двумя путями.

Первый — с помощью нефти. В прошлом году Россия получила дополнительных доходов порядка двух триллионов рублей. В этом году также ожидаются допдоходы от продажи нефти, так как в бюджете заложена цена в 40 долларов за баррель нефти, говорят в комитете Государственной думы по бюджету и налогам.

«Эти деньги, конечно, можно использовать, но они идут в резервные фонды, укладываются в депозиты и так далее. Они просто рассасываются, — рассказывает член профильного комитета Вера Ганзя. — Не хотят сегодня наши олигархи или чиновники, которые имеют непосредственное отношение к распределению дополнительных доходов от нефтегазовой отрасли, менять структуру этих расходов. Следовательно, восемь триллионов рублей надо где-то брать».

Парламентарий напомнила «Шторму», что на прошлой неделе депутаты приняли законопроект о продлении налоговых каникул для самозанятого населения до 2019 года. Фрилансеры, няни, домработницы и многие другие не будут платить налоги в казну, однако обязаны будут встать на учет, после чего «с них выжмут по полной программе», отмечает Вера Ганзя.

Пока еще не повысили налог на добавленную стоимость (НДС), однако разговоры об этом идут так давно, что не за горами уже и само принципиальное решение. На данный момент НДС составляет 18%. Самый вероятный вариант, обсуждаемый в правительстве, — повышение его до 20%, что принесет в бюджет порядка 2-2,5 триллиона рублей. Оборотная сторона медали — дальнейшее обнищание граждан, которые живут в условиях падения доходов последние четыре года.

«Где взять деньги? Из регионов тянуть больше нельзя, вытянули все, что можно. А вот НДС — это самый легкоадминистрируемый налог. Он просто тупо сидит в цене. Если его увеличить, значит цены поднимутся. Наши терпеливое население проглотит очередное повышение цен, но зато НДС будет легко собираться и поступать непосредственно в федеральный бюджет», — разъясняет депутат планы финансового блока кабинета министров.

Обсуждаются и варианты повышения налога на доходы с физических лиц (НДФЛ) — с 13 до 15%. Что, по приблизительным оценкам, принесет в бюджет еще порядка двух триллионов рублей.

Оппозиционные депутаты всех трех фракций в парламенте настаивают на ином решении вопроса: НДФЛ повысить, но только для определенных категорий граждан, у которых заработная плата и доходы выше среднего по стране. Проще говоря — ввести прогрессивную шкалу налогообложения, когда бедный платит в казну меньший процент, богатый — больший.

Техническому правительству доверили проводить непопулярные реформы

Правительство и прежде всего Министерство финансов подобные предложения отвергают. Говорят, что это приведет к серым схемам выплаты зарплат и снижению сбора налогов, как уже было в нулевых, пока не перешли к единой ставке в 13%.

«Принимается решение — его надо выполнять, администрировать работу, — замечает независимый эксперт по социальной политике, доктор экономических наук Андрей Гудков. — Работа может быть тяжелой, объемной, а может быть простой. Например, увеличить объем вашей газеты и разнообразить тематику. Или просто изменить оформление. Поднять плоскую шкалу с 13 до 15%, а НДС с 18 до 20% — это минимально трудоемкие решения. Метод действия лентяев».

В нашей налоговой системе существует огромная проблема: с начала 2000-х годов наша страна продавала сырье за границу, получала валюту, закупала потребительские товары и по сверхбольшим ценам продавала их населению, получая сверхбольшую прибыль.

После вступления во Всемирную торговую организацию России пришлось отменить высокие ввозные пошлины на потребительские товары, а значит, замечает экономист Гудков, страна «зарезала курицу, которая несла золотые яйца». Это привело к социальному дисбалансу в обществе: те, кто много зарабатывают, — мало платят, те, кто мало зарабатывают, — платят много.

«Если вы получаете доход с капитала, то сначала платится 20% налога на прибыль, а потом 13% — ставка НДФЛ. По совокупности — 33%. А если вы зарабатываете мало, то вы платите 13% подоходного налога и часть вашей зарплаты, 30% взносов, работодатель перечисляет в социальные фонды, как бы из своих средств. Итого 43%, — говорит доктор экономических наук. — Если личные доходы превышают один миллион рублей в год, то начинает снижаться ставка страховых взносов. В Фонд социального страхования вообще ничего не платишь, в Пенсионный фонд — 10%. Поэтому платишь около 26%, если у тебя зарплата несколько миллионов рублей в год».

До сентября этого года депутаты не ожидают предложений правительства по данному вопросу, поскольку парламентарии просто не успеют принять такое важное решение в условиях формирования бюджета на 2019 год. Говорят, что сейчас в Минфине кулуарно обсуждают повышение налогов и ищут себе союзников, которые будут проталкивать столько непопулярное в народе решение.

Возможное повышение налогов фактически подтвердили и сами чиновники на Петербургском международном экономическом форуме.

Когда министр финансов Антон Силуанов заявил о том, что правительство в данный момент проводит донастройку налогов, которые не будут меняться в течение последующих шесть лет, то есть до следующих президентских выборов, новый глава Счетной палаты Алексей Кудрин внес важное уточнение: «Изменения будут, и мы не знаем, будет повышение или понижение и каких налогов, но потом шесть лет они меняться не будут».

«Мало ли кто что говорит, обсуждает и выдает свои мысли в качестве предположения, — парирует первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам, член фракции «Единая Россия» Ирина Гусева. — Я работаю с нормативно-правовыми документами. К нам не поступило ни одного документа. Хотя после ПМЭФ-2018 в Санкт-Петербурге мне задавали очень много вопросов. Мы никаких документов не видели. Как только увидим по повышению налогов, поверьте, я Вам даже могу сама перезвонить и рассказать почему. У нас не всегда совпадает мнение с правительством».

Повышение пенсионного возраста могут отложить до 2030 года

Бизнес-сообщество обеспокоено — говорят, что отрицательных моментов от повышения налогов будет больше, чем позитивных.

Сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Андрей Назаров рассказал «Шторму», что их организация проводила опрос трех тысяч участников Ялтинского международного экономического форума, чтобы выяснить — почему они не инвестируют в Россию, что их сдерживает. Оказалось, что самая больная точка — постоянная смена правил игры. Повышение налогов в данном случае укладывается в общую логику смены правил: предприниматели теряют возможность прогнозировать развитие своего бизнеса на несколько лет вперед, ведь не известно, что будет дальше.

«Второе — это ударит по платежеспособности населения и устойчивости компаний. Например, если говорить о застройщиках, то в последние годы цена квадратного метра не поднималась и даже было небольшое снижение за счет инфляции. Удорожание материалов произошло, а квадратные метры не подорожали. Все на себя забрал застройщик, который раньше имел возможность инвестировать, а теперь у него денег не осталось, потому что он строит дороже, а продает дешевле, чем раньше», — без оптимизма замечает Андрей Назаров.

И так во всем остальном. Повышение ставки налогов уменьшает возможности для инвестирования и прогнозирования. Многие компании придут к банкротству. В этом случае невмешательство в налоговую сферу ранее давало России стабильность, которой привыкли гордиться россияне и которую декларирует высшее чиновничество.

Налогообложение доходов должно быть одинаковым для всех — и бедных, и богатых, напоминает доктор экономических наук Андрей Гудков. Привилегии для какой бы то ни было социальной группы раскалывают общество, в котором начинают развиваться противоречия и появляются все новые и новые проблемы. Население страны перестает обращать внимание на то, какие правительство принимает решения: все равно они все направлены против простых граждан.

Читайте так же:  Образец искового заявления о восстановлении родительских прав

«Если вы получаете доход от акционерного капитала в Германии, вы заплатите налог в 50%. Доход на акционерный капитал — доход, который возникает не вашими трудовыми усилиями. Он возникает в силу того, что у вас есть собственность на капитал, — объясняет экономист Гудков. — Получаемые доходы значительно превышают ваши витальные, культурные и другие потребности. Меньший налог стимулирует то, что называется паразитическим потреблением. Паразитическое потребление — это перевозить свою жопу по морю на яхте, которая больше, чем эсминец военно-морского флота, а стоит примерно столько же, сколько и авианосец».

От повышения налогов есть один, но очень сомнительный плюс: собираемость федерального бюджета увеличится, станет больше доходов, а соответственно, появятся деньги для исполнения майских указов Путина. Однако когда цены на энергоносители снова дорожают, а социальное напряжение в обществе продолжает нарастать, налоги необходимо, наоборот, снижать, но ни в коем случае не повышать. Это не обеспечит необходимых темпов экономического роста, зато приведет к уже необратимым процессам отчуждения — общество еще дальше отдалится от чиновников, которые, по сути дела, должны выражать интересы этого самого общества.

«Наладка налоговой системы»: как повышение НДС отразится на жизни россиян

Депутаты Государственной думы в первом чтении приняли правительственный законопроект о повышении с 1 января 2019 года ставки НДС с 18 до 20%. Также в документе говорится о снижении совокупного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30% и взносе в Пенсионный фонд в размере 22%.

«Решение по НДС — это взвешенное решение, которое позволяет получить дополнительные ресурсы на выполнение задач, поставленных президентом», — приводит РИА Новости слова председателя бюджетного комитета Андрея Макарова.

Он пообещал, что в течение июля Госдума примет поправки к проекту, которые были наработаны бизнесом по налоговому режиму и администрированию в течение полутора лет. Речь идёт об упрощённом доступе к возмещению НДС, сокращении камеральной проверки и решении вопросов по оборотным средствам. По его словам, руководители ведущих бизнес-объединений понимают, что повышение ставки станет «вкладом бизнеса в развитие страны».

«Это было только первое чтение, будет ещё второе и третье. В данном случае речь не идёт о том, что этот закон будет автоматически принят в том виде, в котором он предложен. Будут дискуссии, дебаты. Можно ждать различных изменений, например расширения списка льготных товаров, если потребуется», — заявил RT экономист, эксперт РАНХиГС при президенте России Владислав Гинько.

Напомним, что 16 июня правительство внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект о налоге на добавленную стоимость. Как отмечал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, повышение НДС будет приносить бюджету дополнительные 620 млрд рублей в год. По его словам, эти средства направят на развитие социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальное обеспечение и культуру.

«То есть на те цели, которые были поставлены президентом в указе от 7 мая текущего года. Эти деньги пойдут на формирование так называемого человеческого капитала и в конечном счёте вернутся более высоким качеством тех услуг, которые оказывает государство», — отмечал Силуанов в интервью телеканалу «Россия 24».

Согласно прогнозу Минфина, в 2019 году инфляция будет находиться на уровне 4—4,5% в связи с повышением ставки налога на добавленную стоимость. Произойдёт рост потребительских цен, однако изменения обойдут стороной продовольственные, медицинские и детские товары.

«Время играет важную роль»

Перед правительством стоял выбор, повышать НДФЛ с нынешних 13% или повышать НДС. Такое мнение выразил Владислав Гинько. По его словам, в результате было принято решение, которое выгоднее для большей части населения.

«Эта мера продуманная и поднимается осознанно. Мы проводим наладку и настройку нашей налоговой системы, чтобы сделать экономический рывок. Это важно сделать быстрее остальных стран. Был выбран вариант, когда повышается НДС, то есть на самом деле получается, что это более выгодный вариант для большинства россиян, потому что НДФЛ остаётся на рекордно низком для многих стран уровне — 13%. Это большое достижение», — заявил Гинько в беседе с RT.

По мнению экономиста, из-за конкуренции производителям по факту не удастся повысить стоимость своих товаров и услуг и таким образом компенсировать повышение ставки на добавленную стоимость.

«Каждый производитель находится в жёсткой конкурентной борьбе. У нас зарплаты восстанавливаются после спада в 2015—2016 годах, население привыкло быть экономным, оно стремится сохранять и повышать свой уровень жизни, в то же время не разбрасываться деньгами. В такой ситуации потребителю сложно предложить на тот же товар более высокую цену», — пояснил аналитик.

Гинько также добавил, что сохраняются льготные ставки НДС на товары, входящие в жизненно необходимый список, которые постоянно потребляются и которым трудно найти замену.

В свою очередь, директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович отметил, что за счёт повышения ставки НДС в бюджет поступят дополнительные средства, которые будут направлены на выполнение майских указов. При этом, по его словам, возможно увеличение финансовых издержек для предприятий.

«Это даст в бюджет за пять-шесть лет порядка двух триллионов рублей. То есть это очень весомая часть вклада в те планы, которые поставил президент перед правительством. Для изыскания денег для экономики это плюс. Но как будут выходить из этой ситуации предприятия, сложный вопрос», — пояснил эксперт в разговоре с RT.

Налоги по ОСН для ИП

Для индивидуального предпринимателя ОСН — самый невыгодный налоговый режим, поскольку при его применении приходится уплачивать все налоги, сдавать всю отчетность и вести бухучет. Вести бизнес на ОСН стоит только в случае, если большинство контрагентов — плательщики НДС или деятельность фирмы связана с импортом товаров. Перейти с ОСН на один из специальных режимом налогообложения (УСН, ЕНДВ, ЕСХН, ПСН) можно только подав заявление в налоговую инспекцию до 31 декабря текущего года. Новый налоговый режим можно будет применять с началом следующего.

ИП на ОСН необходимо платить следующие налоги: НДФЛ, НДС, налог на имущество физических лиц и другие местные налоги.

Этот налог ИП должен платить с доходов от своей деятельности, а также с тех доходов, из которых НДФЛ не был удержан налоговыми агентами. Налог вычитается с суммы доходов предпринимателя, после того как уже удержаны все профессиональные, стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты.

13 % платят предприниматели-физические лица, которые являются налоговыми резидентами РФ. Если же предприниматель не является резидентом РФ, то ставка НДФЛ составит 30 %. При этом он не сможет применять профессиональный вычет, поскольку данный вычет применяется только к доходам, которые облагаются ставкой 13 %.

Декларация 3-НДФЛ сдается по итогам года до 30 апреля. Уплата налога производится до 15 июля.

Декларацию 4-НДФЛ необходимо сдавать в течение 5 дней по итогам первого месяца, в котором был получен доход от предпринимательской деятельности. Декларация содержит информацию о предполагаемом доходе на год. В случае значительного изменения дохода в течение года (более чем на 50 %) подается новая декларация. По данным декларации или показателям прошлого года налоговый орган рассчитывает суммы авансовых платежей по налогу и присылает уведомление. Уплата ½ годового авансового платежа производится до 15 июля, ¼ – до 15 октября текущего года и еще ¼ – до 15 января следующего года.

Подберем надежного бухгалтера для обслуживания вашей фирмы.

НДС (ставки 18 %, 10 %, 0 %)

Основная ставка НДС В России — 18 %. Для ИП этот налог рассчитывается так же, как и для организаций. Необходимо общую сумму дохода, которая включает в себя НДС, разделить на 118 и умножить на 18 — получится НДС «к начислению»; далее со всех расходов рассчитать 18 % – получится НДС «к зачету»; из суммы «к начислению» вычесть «к зачету» равно «к уплате в бюджет». Эту сумму нужно будет заплатить в качестве НДС.

Законодательством также предусмотрена пониженная ставка 10 %. Она применяется для ИП, реализующих определенные виды товаров. Например, к ним относятся медикаменты, детские товары, продукты питания, печатные издания и др. Ставка 0 % применяется при экспорте товаров.

ИП может получить освобождение от уплаты НДС, если за три предшествующих месяца сумма выручки от реализации (без учета НДС) не превысила 2 млн рублей.

Отчетная дата уплаты НДС — 25-е число месяца после окончания квартала.

  • Налог на имущество физических лиц
  • Другие местные налоги (транспортный, земельный и пр.)

Существенно упростить ведение бизнеса на ОСН поможет онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия. Программа поможет автоматически рассчитать налоги и взносы, подготовить отчетность в ПФР и ФСС, вести бухучет. В ней легко рассчитывать зарплату сотрудников, отпускные, больничные и командировочные. Все справочники, формы и формулы всегда актуальны, поэтому беспокоиться о правильности поданных форм и начисленных сумм не придется.