Налог на ведение бизнеса в россии

Рубрики Статьи

Бизнес и налоги: Сколько и за что предприниматели должны государству?

28 марта 2017 года директор Аудиторской Группы «Капитал» Ирина Екимовских приняла участие в передаче Людмилы Варакиной «Важные птицы» на радио «Комсомольская Правда». Предлагаем вашему вниманию текст передачи.

Ведущая: Добрый день, уважаемые радиослушатели! В эфире «Комсомольская правда» на 92 и 3 fm. Меня зовут Людмила Варакина. Мы сегодня, как обычно в это время по вторникам, рассказываем о бизнесе, о предпринимателях и даем самые интересные и полезные советы, как заниматься бизнесом и развивать бизнес в Свердловской области.

Я хочу начать нашу передачу с анекдота «Вчера горело здание налоговой. Люди помогали, чем могли – углём, дровами и бензином». Как вы понимаете из этого небольшого анекдота, речь в нашей программе сегодня пойдет о налогах. Хочу представить гостей нашей студии – это Мария Чумак, директор Уральского центра сопровождения бизнеса «Аутсорсинг», а также председатель комиссии независимых экспертов при общественном совете при Управлении Федеральной Налоговой Службы по Свердловской области. Здравствуйте, Мария!

Мария Чумак: Здравствуйте, Людмила!

В: И Ирина Екимовских, директор Аудиторской Группы «Капитал», сопредседатель общественной организации «Деловая Россия-Урал». Добрый день, Ирина!

Ирина Екимовских: Добрый день!

В: Ну раз уж я объявила тему нашей передачи «Налоги» и начала ее с анекдота, то хотела бы продолжить не в шуточном ключе, а серьезно. Для многих людей, при этом, независимо, физические лица или юридические лица, налоги — это что-то такое страшное, ужасное и непонятное. В том числе, для предпринимателей. Ирина, я знаю, что вы регулярно и постоянно выступаете на различных площадках: экспертных, правительственных, в том числе. Все время вы говорите, что налоговые органы не так давно, буквально год назад, не только ужесточили наказание тем предпринимателям, которые скрывают, укрывают налоги, но они еще и стали применять различные средства, благодаря которым не выходя, что называется в поле, не приходя в кабинет к бизнесмену, предпринимателю, налоговая служба может найти и отыскать какие-то проблемы. Почему у нас налоговые представители сейчас так лютуют? Почему же все-таки у нас бизнес в последнее время стал испытывать большие проблемы именно со стороны налоговых служб? По вашему мнению.

ИЕ: Я бы сказала не большие проблемы со стороны служб, я говорю о том, что ситуация во взаимодействии налоговый орган и малый и средний бизнес коренным образом поменялась и поменялась за последние два года. Этому есть несколько объективных причин. Налоговые органы стали умнее. Они стали умнее с точки зрения организации аналитической работы, которую проводят. И с точки зрения технического оснащения, средств, которые используют. Весь мир умнеет, налоговые органы тоже умнеют, и это нельзя не замечать. В настоящее время имеются новые реалии ведения бизнеса, и предприниматели должны с этим согласиться. Предприниматели должны это принять как факт.
Что мы имеем нового? За последние два года была внедрена автоматизированная система контроля АВСК НДС-2 , которая исключает вмешательство инспектора в анализ предоставленных данных. Все действия по анализу стыковки предоставленных налогоплательщиком данных происходят автоматически. Автоматически направляются запросы на предоставление пояснений, автоматически выявляются разрывы предоставленных данных. И это все происходит без участия инспектора, поэтому привычный всем вариант, что можно договориться, можно как-то обойти, все меньше и меньше имеет место быть в современных реалиях. У бизнеса есть несколько границ, в рамках которых он существует: рынок, сотрудники, продукт и государство. Нельзя исключать государство. Предприниматели должны понимать, что налоги являются составной частью бизнеса, составной частью себестоимости продукции. Нельзя сейчас вести бизнес за счет экономии на налогах и получать какую-то дополнительную прибыль. Нужно понимать свою реальную рентабельность. Нужно реально оценивать риски, которые могут возникнуть в связи с какими-то налоговыми махинациями или уклонениями.

В: Согласно различным отчетам налоговые службы в прошлом году, в 2016-м, повысили свою эффективность в 150%, а число проверок предпринимателей увеличилось на 25% по сравнению с 2015 годом.

ИЕ: Это не различные отчеты, а конкретные официальные данные, которые приводятся на сайте nalog.ru , где приводится количество проверок, которые провели налоговые органы: камеральных и выездных проверок. Вот количество как раз камеральных проверок, которые проводятся автоматически, на основании данных, предоставленных в декларации, было увеличено на 25%. Количество доначислений тоже было увеличено на 35%. А по выездным проверкам ситуация как раз обратная – налоговые органы стали проводить меньше, но доначислений в общей массе было произведено больше. Поэтому в общем эффективность выхода налоговой инспекции на предприятия была повышена в 155 раз, а вот мне как предпринимателю повысить эффективность работы своего бизнеса в 1,5 раза очень сложно, потому что есть определенные процессные вещи, есть определенная инертность, есть определенная текучка и т.д. Предприниматель понимает, что такое в 155 раз повысить эффективность какого-то действия. И это не чудо, это результат планомерных действий. Государство работает, работает над тем, чтобы экономика была более здоровой. Другой вопрос, какие негативные моменты мы видим в связи с этим в настоящий момент. Одновременно происходит давление с нескольких сторон: и со стороны налоговой – это ужесточение администрирования, и со стороны банковской системы, которая предъявляет требования к проведению операций по счету. В принципе уже не так просто открыть счет. Недоступны кредитные ресурсы. Одновременно ужесточается очень много составляющих, которые являются необходимыми для развития бизнеса. Это очень сложный период, я считаю, для малого и среднего бизнеса в России.

В: Мы сейчас говорим, что налоговые органы ужесточают требования к предпринимателям и говорим, что у нас существуют определенные наказания. Значит ли это, что весь бизнес, все те предприниматели, которые в прошлом году, в позапрошлом году и в течение другого какого-то периода времени заплатили штраф, имели какие-то последствия своей деятельности, налоговая наказала их каким-то образом. Значит ли это, что все эти предприниматели укрывали налоги, значит ли это, что эти предприниматели работали нечестно?

ИЕ: Система позволяла малому и среднему бизнесу использовать различные методы оптимизации и получать дополнительную прибыль. Многие предприниматели спутали понятия «прибыль» и «плата за риск». Когда ты идешь на определенный риск, а неуплата налогов – это риск, это противоправное действие, то неся риск планируешь получить какую-то дополнительную прибыль. В какой-то момент эти понятия смешались – где прибыль, а где плата за риск. С точки зрения налоговых, они не ужесточили требования, они стали работать более качественно. Стали проводить свои проверки более качественно. Сейчас не надо ждать три года, когда придет выездная проверка и может быть она придет, а может быть, не придет. А русский «авось» он всегда есть в голове, авось пронесет, авось договоримся, авось придумаем что-нибудь. Мы привыкли решать проблемы по мере их возникновения. В настоящий момент контроль осуществляется в момент подачи декларации и это коренным образом изменило ситуацию.

Если говорить об ужесточении налоговой системы, несмотря на то, что правительство и президент нам обещают не повышать налоговую нагрузку, но тем не менее мы видим определенные изменения, небольшие, незначительные, в статьях налогового кодекса, но которые, я считаю, повышают налоговую нагрузку на бизнес. Например, ограничили перенос убытков на будущие периоды. Мы знаем, что у многих компаний убытки сейчас связаны с колебаниями валютного курса, с объективными причинами изменения структуры рынка, структуры показателей рынка. Если до 2017 года мы эти убытки могли, получив прибыль следующего года 100% вычесть, то в 2017 году мы их сможем учесть не более 50%.

В: Мария! Я бы хотела поговорить с вами не в целом о том, как налоговая служба у нас работает с бизнесом, с предпринимателями. Я бы хотела поговорить о вашей общественной деятельности, поскольку вы возглавляете комиссию независимых экспертов при общественном совете, при Управлении ФНС по Свердловской области. Мне бы хотелось узнать, что делает ваша комиссия независимых экспертов, чем вы занимаетесь в этом самом общественном совете при управлении налоговой. Есть ли какая-то конкретная польза для бизнеса? Может быть, вы рассматриваете просьбы, жалобы конкретных предпринимателей или вы вносите предложения, связанные с определёнными бизнес-сообществами, чтобы что-то изменить? Чем занимается ваш совет, чем занимается ваша комиссия?

МЧ: Да, Людмила, вопрос очень хороший. Во-первых, сам по себе совет при Управлении ФНС и комиссия независимых экспертов созданы в 2014 году. Я стала членом этой комиссии с февраля этого года, поэтому я скажу вот только с этого момента. Что планируется сделать комиссией и что делается сейчас. На самом деле механизм общественного контроля – для получения обратной связи на те действия власти, которые направлены, допустим, на бизнес. С другой стороны, всё таки должна быть какая-то взаимоувязывающая структура, потому что иногда получается, что антагонизм между бизнесом и налоговыми органами возникает как бы это удивительно не звучало, просто из-за недопонимания. Сегодня здесь уже говорилось, что у бизнеса есть такой момент как подмена понятий – плата за риск и прибыль, ко к сожалению иногда при налоговых проверках, это я говорю как консалтер, сопровождающий налоговые споры, возникает подмена понятий тоже. Т.е. презумпцию невиновности на сегодняшний день для налогоплательщиков еще никто не отменял. И поэтому получается ситуация какая –налогоплательщику иногда вменяют по каким-то внешним признакам те моменты виновности, которые на самом деле или не имеют место быть, или не являются доказанными. В рамках коммерческой деятельности консалтеры участвуют в таких налоговых спорах. С точки зрения общественной работы получается, что на самом деле нужно дать экспертное заключение: первое – каким-то неточностям и недомолвкам закона в рамках которых возникает налоговый спор, потому что комиссия состоит из признанных экспертов в своем профессиональном сообществе. Это все специалисты с огромным опытом, специалист по налогам и налогообложению, в том числе это люди, которые давно работают с бизнесом в рамках своей коммерческой и профессиональной деятельности. Поэтому вот такое профессиональное, экспертное заключение на мой взгляд, достаточно очень неплохо и для установления взаимопонимания между налоговым органом, и бизнесом это с одной стороны, и с другой стороны сейчас в рамках комиссии готовится ряд законотворческих проектов для внесения изменений в налоговый кодекс. Почему? Потому что все мы по роду деятельности ежедневно сопровождаем налоговые споры. Мой весь рабочий день, например, состоит вот из этого. Есть такие ньюансы законодательства, которые если учесть, снимется масса вопросов и проблем. Поэтому я больше скажу о планах комиссии, чем уже о пройдённом этапе, потому что я вошла в эту комиссию только 15 февраля.

Читайте так же:  Договор об учреждение ооо 2019

В: Ну вот Ирина тоже работает в этой самой комиссии. И я помню выступление Ирины с тех советов, где я присутствовала, и она отстаивала интересы предпринимателей. Я соглашусь с вами, Мария, мне тоже кажется, что нашему государству и в том числе УФНС и конкретным налоговикам, наверное, нужно в первую очередь повернуться лицом к бизнесу, повернуться лицом к налогоплательщикам, потому что те люди, которые платят налоги, те люди, которые создают рабочие места, те люди, которые развивают бизнес, они заслуживают, наверное, немножко уважения. И когда человека обвиняют в налоговых нарушениях, при этом не используя презумпции невиновности, когда вместо того, чтобы человеку сделать замечание, что «у тебя там какая-то несерьезная ошибка», человеку тут же выписывают штраф, у человека закрывается расчетный счет, у человека возникают огромные проблемы – ведь это тоже есть. Я слышала, как предприниматели, они звонили мне, звонили, на радио КП и говорили, что налоговые буквально с 2003 года вынимают все документы, начинают проверки, начинают смотреть те вещи, которые прошли уже совсем-совсем давно. Разве может у нас бизнес отвечать что называется «за себя и за того парня»? Потому что сейчас крупные предприниматели, крупный бизнес не платят налоги. Государственная дума приняла решение, чтобы те крупные корпорации, которые пострадали от санкций, платить налоги не будут. Но ведь у нас малый и средний бизнес тоже страдает от санкций. Почему они должны платить налоги, а крупные нет? Разве это справедливо? Как вы считаете, Ирина Мария?

МЧ: Я бы, наверное, здесь сделала маленькую ремарку – в очень многих случаях проблемы бизнеса во взаимодействии с налоговыми органами еще и связаны с непрофессиональным сопровождением данного бизнеса. Большой бизнес может себе позволить достаточный объем консультантов, советников и т.д. Малый бизнес с одной стороны не всегда может себе это позволить, а с другой стороны идет целая компания, что малый бизнес должен сам себя обслуживать – не надо бухгалтера, не надо налогового консультанта, не надо юриста, все очень просто – заходишь в систему Консультант, через конструктор составляешь договор, заходишь в какую-то систему – сдаешь отчетность. Подразумевается, что малый бизнес экономит деньги. На самом деле, малый бизнес увеличивает свои налоговые риски, потому что даже в самых простых операциях взгляд профессионала может позволить до момента спора решить какие-то вопросы. Поэтому мне кажется, что здесь все еще вопрос следующий-комиссия независимых экспертов через сайт nalog66.ru может принимать обращения предпринимателей по спорным вопросам, может давать свою экспертную оценку. В тоже время на территории Свердловской области работает достаточное количество консалтинговых компаний с очень высокопрофессиональным уровнем налоговой грамотности, который позволяет избежать налоговых рисков уже на этапе генерирования.

В: Получается, что лучше не рисковать в этом сложном вопросе «налоги», лучше доверить своё дело, свой бизнес профессионалам и тогда ты не будешь платить огромные штрафы из-за какой то глупой ошибки, как часто это бывает. Не будешь тратить все свои ресурсы, и время, и деньги, открывая счет тоже по глупости который у тебя закрыл банк ну и тд., и тп.

МЧ: На самом деле можно. Когда у человека что-то болит, он идет на прием к врачу, он может купить в аптеке пару-тройку рекламируемых таблеток, неизвестно, как они помогут, но все-таки системный подход лучше. На мой взгляд, малый бизнес может пользоваться теми инструментами, которые с одной стороны сегодня есть и бесплатные, но именно с получением какой-то профессиональной помощи. Но и в тоже время закладывать в свой бизнес расходы на профессиональное сопровождение бизнеса.

В: Ирина, я знаю, что вы и в рамках этой комиссии, и в рамках общественной организации «Деловая Россия-Урал» ведете большую разъяснительную работу. Работу, связанную со взаимодействием с органами власти в отношении малого и среднего бизнеса. На ваш взгляд подобный общественный совет, комиссии, общественные организации больше помощи оказывают предпринимателю или это абсолютно бесполезные структуры и организации? Как вы считаете?

ИЕ: Давайте разделим понятия – общественные организации и общественный совет. Общественные организации – это люди собрались добровольно, чтобы коммуницировать и взаимодействовать друг с другом, и конкретно общественная организация «Деловая Россия». Мы выделяем три цели, три направления, почему люди объединяются, почему люди взаимодействуют. Перове это нетворкинг, коворкинг.Мы элементарно знакомимся друг с другом, мы общаемся, обмениваемся мнениями, становимся друг другу полезными, расширяем круг знакомств. Второе — это информационная площадка и общение с органами власти. Мы участвуем в каких-то заседаниях, мероприятиях, мы имеем информационную коммуникацию с властью, что происходит. Третье — это экспертная площадка, когда каждый из членов «Деловой России» может выразить мнение о каком-то совете, событии, явлении, это направить в органы власти и добиваться какого-то улучшения, изменения, решения конкретно своей ситуации, а значит это будет каким-то положительным образом сказываться на отрасли в целом. Это что касается общественных организаций. Деятельность общественных советов при министерствах была создана для коммуникации общества и власти, но стал подниматься вопрос, что спорная эффективность этих объединений. Я поддержу этот вопрос, потому что есть информационная подпитка, в т.ч. меня как эксперта, но реально как рабочий инструмент. Как инструмент, который может на что-то повлиять, что-то изменить, я пока не почувствовала на себе эффективность этих изменений.

В: Мне кажется, что предпринимателям надо принимать активное участие в работе различных экспертных советов, различных площадок, таких как ваша комиссия независимых экспертов. Если предприниматели будут не сидеть у себя дома на кухне и ругать власть, а активнее приходить в те же самые общественные советы и предлагать свои предложения по изменению этого мира к лучшему, то, наверное, и бизнес будет легче вести, так ведь.

В: Как всегда, в конце нашей передачи мы даем советы предпринимателям и тем людям, которые только собираются открыть свое дело. Я бы хотела услышать от вас, как от профессионалов в области налогов, бухгалтерии, аудита, дать советы тем нашим радиослушателям, которые не знают, как в этом году, как в современном мире вести себя с налоговыми органами, потому что сейчас все делается виртуально, отчеты сдаются виртуально. И даже проверки, вот Ирина рассказывала, у нас проходят виртуально, в тот же самый момент, когда ты нажимаешь на кнопку и отдаешь свои документы в налоговые органы, налоговые тут же начинают смотреть, шерстить, и тут же присылают тебе обратно бумажки. Какие советы вы можете дать нашим предпринимателям, чтобы их бизнес был успешным, чтобы они не наступали на какие-то болезненные грабли? Ирина, давайте с вас начнем.

ИЕ: первая рекомендация: считайте налоги, планируя свою деятельность, считайте 10% налоговую нагрузку. Если вы используете какие-то методы налоговой оптимизации (они есть совершенно легальные и предоставленные налоговым законодательством), пользуйтесь услугами профессионалов, проверяйте выбранное решение на жизнеспособность, адекватность, цену налоговых юристов с точки зрения судебной практики. Управляйте своим бизнесом через финансовые показатели: какую прибыль вы получаете сейчас, какую прибыль вы хотите получать, сколько денег вложено в этот бизнес, что нужно изменить в структуре финансов вашей организации, чтобы это было более рентабельным. Не считайте налоги прибылью – это ваша плата за риск и неизвестно, сколько вы заплатите в будущем. Не думайте, что обойдется, пронесет и что можно продолжать работать также, как вы работали три-пять лет назад. Ситуация изменилась и не обращать на это внимание, делать какие-то разовые сделки здесь и сейчас, не выстраивая площадку для прочного, красивого и успешного бизнеса.

В: Мария?

МЧ: Я бы развила: начинающим предпринимателям я бы посоветовала подумать, что предпринимательская деятельность – это все-таки профессиональная деятельность. И относиться к ней нужно именно профессионально. Нельзя утром проснуться и сказать: «Хочу быть врачом», хочу быть артистом. Иду устраиваться артистом или открываю свою труппу. Также нужно подходить и к вопросу, что я решил стать предпринимателем. Нужно для этого подготовиться, понять, что такое предпринимательская деятельность, насколько ты к ней готов.
Что касается действующих предпринимателей, которые уже занимаются этой деятельностью я надеюсь, профессионально, с учетом опыта, времени и т.д., я бы посоветовала следующий тезис: в любом случае предпринимательская деятельность сопряжена с риском. Когда заключается какая-то сделка, о предпринимательских рисках в принципе все задумываются, насколько они приемлемы для данной конкретной сделки, для данного конкретного предприятия. Что касается налоговых рисков, я бы посоветовала тот же подход: нужно просто определить, если вы осуществляете деятельность с налоговыми рисками, а без налогового риска предпринимательская деятельность невозможна, определить, насколько подъемен вам этот риск. Т.е. если случается время «Ч», все звезды сходятся не в ту сторону, в которую вы предполагали, то насколько вы сможете без потери для своей жизни возместить этот риск. Понять, что такое случилось. Я считаю, что налоговый риск нужно оценивать с подъемности вами лично.

В: В этом году какие у нас нововведения со стороны налоговых органов для малого и среднего бизнеса были введены?

МЧ: Нововведений достаточно. Из области налоговых рисков – одно из ярких нововведений – налоговый кодекс, статья 45 НК РФ, где слово «организации и предприятия» заменили словом «лица». Суть этого изменения очень простая: если на предприятие наложены налоговые санкции или налоговая недоимка, то были механизмы в рамках ГК и НК околозаконные способы создания новых предприятий других клонов и ид, тем самым ухода от этих рисков, размытость этих рисков между предприятиями и тд. На сегодняшний день заменив эту фразу, буквально одно слова, законодатель сделал акцент следующий: если налоговый орган доказывает, что все действия с созданием новых предприятий, созданием клонов, с дроблением и т.д. связаны только с целью ухода от налогов, то тогда ответственным может быть то конечное лицо, которое явилось конечным бенефициаром вот этой налоговой выходы. Те физическое лицо как таковое под это законодательное новшество попадает в принципе, для того чтобы подумать, что если все случится плохо, то на это лицо могут быть наложены все налоговые обязательства, от которых он так старался уйти.

В: Ирина, вам есть, что добавить?

ИЕ: Можно я про позитивное скажу? Например, с 2017 года увеличены лимиты по упрощенной системе налогообложения. Если в 2016 году у нас выручка была порядка 80 млн рублей лимит по упрощённой системе налогообложения, то с 2017 года лимит по выручке 150 млн рублей и лимит по основным средствам 150 млн рублей. В два раза практически государство увеличило возможность предприятиям использовать УСН, которая несомненно является удобной и комфортной. Есть не очень заметное, но очень приятное изменение в порядке начисления резервов по сомнительным долгам. Раньше мы могли начислить резерв не более 10% от выручки отчетного периода, а сейчас мы сравниваем либо выручку отчетного периода, либо выручку прошлого года. Допустим, за прошлый год у нас была выручка 200 млн рублей, и мы могли создать резерв в 4 квартале, резерв по сомнительным долгам 20 млн рублей, в 1 квартале у нас выручка, например, 20 млн рублей. А 10% это 2 млн рублей. Резерв по сомнительным долгам уменьшает налог на прибыль. Сейчас мы можем остаться в рамках выручки прошлого года.
Были повышены размеры сумм по привлечению к уголовной ответственности за неуплату налога те с 2 до 5 млн. Тот размер налогов, который считается крупным и особо крупным этот размер государство увеличило в 3 раза.
И важное изменение у нас с 2017 года действует заявительный порядок возмещения экспортного НДС, т.е. нам не нужно ждать момента, когда мы соберем все документы и предоставим в налоговую, а в момент покупки товаров мы ставим это в общем разделе налоговой декларации по НДС и в случае осуществления экспорта не сырьевых товаров мы НДС по этому экспорту возмещаем в общеустановленном порядке, несомненно большой плюс для экспортеров.

Читайте так же:  Можно ли подать на развод без свидетельства о рождении ребенка

В: Вы знаете, я бы хотела поговорить еще на животрепещущую актуальную тему самозанятых граждан. У нас постепенно сейчас принимаются законы, в т.ч., будут и изменения в гражданском кодексе, где это самое понятие «самозанятые граждане» будет введено. Пока те люди, которых государство отнесло к категории самозанятых граждан – это сиделки, няни, репетиторы. Они в течение двух или трех лет налоги платить не будут, но потом они будут платить налоги точно также как индивидуальные предприниматели, либо другие предприниматели, которые действуют в рамках закона. Хотелось бы от вас услышать мнение как вы считаете, те люди, которые официально зарегистрированы в налоговой службе как предприниматели, те люди, которые платят налоги и те, которые освобождены от этого, насколько это правильно? С точки зрения налогового законодательства. С точки зрения государства, должны быть такие категории граждан, которые вообще не должны платить налоги, при этом они занимаются бизнесом?

ИЕ: Ну они же не платят налоги только в этот переходный период, те государство выбрало довольно мягкую форму, оно заранее предупредило, что все должны платить налоги, независимо откуда вы получаете доход. Либо вы ИП, либо вы работник на предприятии и получаете заработную плату, либо вы репетитор и получает плату за свои уроки. Если вы работник на предприятии, вы платите 13% НДФЛ каждый месяц и не задумываетесь об этом. А почему репетитор, который точно также ведет трудовую деятельность, т.е. он не трудоустроен на предприятии, но получает доход, почему он с этого дохода не должен платить налог? Несправедливо. Государство сказало, что все должны платить налоги со своих доходов. Государство выбрало мягкую форму переходного этапа. Мы даем вам время привыкнуть к этой мысли. С точки зрения справедливости – это правильно.

МЧ: Ну я бы, наверное, добавила, что на сегодняшний день ИП, занимающийся предпринимательской деятельностью, в любом случае где-то как-то на виду у налогового органа каким-то образом его деятельность можно увидеть, оценить и т.д. Деятельность нянек, репетиторов невозможно увидеть, невозможно оценить, невозможно проконтролировать. Поэтому я думаю, что за этот переходный период будут приняты еще какие-то законодательные моменты. То как сегодня звучит закон – только на сознании самозанятых граждан. Те если я репетитор и я решила все-таки заявить о том, что я занимаюсь репетиторством, в этом случае да. Если не заявила, тогда эту деятельность не доказать. Во-первых, переходный период, я здесь согласна, чтобы привыкли данные категории граждан, что им придется платить налоги, но в то же время, наверное, будут какие-то дополнительные законодательные механизмы. Чтобы это состоялось.

ИЕ: Можно я добавлю? Что все-таки считаю, что государство сформировало свое направление, что после работы с малым и средним бизнесом они обратятся в сторону работы с физическими лицами, Мишустин это неоднократно заявлял в своих заявлениях и сейчас не так просто вынести деньги в банк и куда-то перечислить. Если это большая сумма, то банк спросит – подтвердите легальность доходов. Если у вас буду проходить платежи по банковской карте и в тоже время не будет задекларированного дохода, этот инструмент начнет работать в не таком далеком будущем.

В: Друзья мои! Платите налоги, развивайте бизнес в Свердловской области, слушайте радио КП, до встречи в следующий вторник.

Аудиторская Группа «Капитал» начала свою деятельность в мае 2002 года, в Екатеринбурге, как команда профессионалов в области бухгалтерского учета, налогообложения и права.
Сегодня «Капитал» — большая, развивающаяся компания Урало-Сибирского региона. Наши аудиторы уже 10 лет подряд (единственные в России, с 2005 по 2015 года) занимают 1 и 2 места на Всероссийском конкурсе «Лучший аудитор России». Профессиональная ответственность компании застрахована на 100 млн руб. (СПАО «Ингосстрах»).

В 2014 году был создан аутсорсинговый центр «Основа. Капитал». Аутсорсинг от Аудиторской группы «Капитал» обеспечивает бизнесу качество бухгалтерского, налогового, кадрового и управленческого учёта, снижение издержек и ответственность по налоговым рискам.
АЦ «Основа Капитал» единственная аутсорсинговая компания Екатеринбурга, вошедшая в список крупнейших компаний РФ за 2015 год (ТОП-85). По итогам деятельности за 2017 год входит в список крупнейших российских групп и компаний, работающих на рынке услуг в области аутсорсинга учетных функций (Свидетельство RAEX).

Налогообложение малого бизнеса в России

Для оценки эффективности любой бизнес-идеи важно просчитать ее прибыльность, а здесь значительное влияние оказывает налогообложение. Некоторые виды бизнеса прибыльны только в тех случаях, когда они работают в конкретных системах налогообложения (к примеру, сельское хозяйство).

В развитых странах для малого и среднего бизнеса созданы особые налоговые условиях, которые позволяют этому сегменту экономики активно развиваться. Налогообложение малого бизнеса в России хоть и далеко от совершенства, но также ставит своей целью развитие этого сегмента. А это, в свою очередь, напрямую влияет на общий уровень благополучия населения, а также на совершенствования качества продукции.

Содержание:

  • Системы налогообложения, действующие на сегодняшний день в России;
  • Общая система налогообложения;
  • Единый сельхозналог;
  • Патентная система;
  • Единый налог на вмененный доход;
  • Упрощенная система.

Существующие системы налогообложения в России

Налоговая политика государства в отношении малого бизнеса предусматривает создания благоприятных налоговых условий. Этим в числе прочего и объясняется разнообразие существующих налоговых режимов. В налоговой системе РФ работают такие формы налогообложения:

  • общая система обложения налогами (ОСНО);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый сельхозналог (ЕСХН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • патентная система.

Каждая система имеет свои положительные и отрицательные стороны. Система налогообложения малого бизнеса в РФ построена так, что наиболее активно этим сегментом используются такие формы, как УСН, патент и ЕНВД. Однако в некоторых случаях общая система бывает привлекательнее любой упрощенной.

Далее поговорим о каждой из систем подробнее.

Если говорить об особенностях налогообложения малого бизнеса в России, то ОСНО является для него наименее предпочтительной, поскольку данная система предусматривает уплату целого комплекса налогов, а также полноценное ведение бухучета. Сразу после регистрации, организация или индивидуальный предприниматель, по умолчанию, зачисляются в категорию плательщиков налогов на общих основаниях.

Основным налогом для организаций на этой системе является налог на прибыль, для предпринимателей – налог на доходы физлиц. Также на ОСНО уплачиваются такие налоги, как НДС, имущественный налог, налог на транспорт и т.д.

Это особая система налогообложения малого бизнеса в РФ, которая доступна только производителям сельхозпродукции. Причем, если предприятие или ИП является и производителем, и переработчиком, то оно имеет право использовать ЕСХН, но если оно только перерабатывает сельхозпродукцию, то спецрежим для него будет недоступен.

Перейти на ЕСХН можно, подав в ФНС соответствующее заявление. При этом в структуре доходов заявителя не менее 70% должно быть получено за счет продажи произведенной самостоятельно продукции. ЕСХН освобождает организацию или предпринимателя от уплаты налога на прибыль (или НДФЛ), НДС и имущественного налога.

Патентная система налогообложения (НО) доступна представителям малого бизнеса, занимающимся отдельными видами деятельности в отдельных регионах. С первого января 2015 года налоговая политика в отношении малого бизнеса, работающего по патенту, изменилась. В частности, выдача патентов тем или иным предпринимателям может устанавливаться не только на территории всего региона, но и на территории отдельных муниципалитетов или районов. Для патента устанавливается постоянная стоимость независимо от прибыльности и оборота предпринимателя. Стоит помнить, что эта система доступна только ИП.

Для получения патента ИП должен подать в ФНС заявление и если оно соответствует установленным критериям, то после оплаты стоимости патента, он получит право работать в этой упрощенной форме НО. В то же время стоит учитывать и то, что ИП, выбравший патентную систему, не имеет льгот в части уплаты налога на имущество, задействованного в процессе бизнес-деятельности.

Налоговая политика для малого бизнеса предусматривает принудительный перевод на уплату единого налога на вмененный (предположительный) доход субъектов предпринимательства, работающих в отдельных сферах экономики. Он рассчитывается на основании вмененного (то есть предполагаемого) дохода, при этом фактическая прибыль или оборот фирмы или ИП не имеют значения.

Налогообложение малого бизнеса в РФ в 2015 в части уплаты ЕНВД немного изменилось. В частности, в 2015 году коэффициенты-дефляторы К1 и К2, используемые в расчете единого налога, было обновлены, их значения несколько увеличились.

Организации, работающие на ЕНВД должны учитывать, что с этого года помимо единого налога необходимо уплачивать налог на имущество, рассчитываемый на основании его кадастровой стоимости. Плательщики ЕНВД подают в ФНС соответствующую декларацию, форма которой в 2015 году изменилась.

Упрощенная система НО – самый простой и распространенный налоговый режим среди представителей малого бизнеса. На УСН можно перейти добровольно, условия принудительного перехода в НК РФ не предусмотрены. Существует два формата УСН:

  • налог с доходов (6%);
  • налог с доходов за минусом расходов (15%).

Каждый предприниматель выбирает для себя такой режим, который более выгоден для его компании. К примеру, субъекты предпринимательства, занимающиеся торговлей, чаще выбирают налог с доходов, а производственные цеха предпочитают уплачивать налог с чистой прибыли. Упрощенная система позволяет не платить такие налоги, как:

  • налог на прибыль (для фирм);
  • НДФЛ (для физлиц);
  • налог на имущество;
  • НДС и т.п.

Кроме того, неоспоримым преимуществом УСН является простота бухучета, что позволяет некоторым ИП вести весь учет своей деятельности без привлечения бухгалтера. В 2015 году малый бизнес в России, представленный организациями, помимо единого налога должен будет уплачивать имущественный налог, рассчитанный на основании кадастровой стоимости.

Каждая из систем НО, действующих в России, подходит для тех или иных представителей малого бизнеса. Однако назвать эти системы идеальными нельзя. Проблемы налогообложения малого бизнеса в России есть, и их влияние на его развитие существенно. Доля малого бизнеса в общем ВВП РФ заметно меньше, чем в других цивилизованных странах. Это в основном связано с несовершенством налоговых норм. Потому разработка более прогрессивных и простых форм налогообложения скажется на развитии малого бизнеса самым положительным образом.

Читайте так же:  Нотариус в ярославле в субботу

Льготы для малого бизнеса в 2018 году

Льготы для малого бизнеса – это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2018 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится в 2018 году.

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Разделение на категории малого и среднего бизнеса проводится по двум основным критериям: количеству работников и получаемому доходу.

Категория

Количество работников

Предельная выручка за год

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий – с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия – с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней — не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников – с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. УСН – лимит годовой выручки в 2018 году – не более 150 млн. руб., численность работников – не более 100 человек.
  2. ЕНВД – лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. ПСН – на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников — всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте – 60 млн рублей.
  4. ЕСХН – лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД – это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя.

Подробнее: Предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, — это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2018 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Собираетесь открыть свой бизнес? Не забудьте про расчётный счёт. Самые надежные банки с выгодными тарифами представлены здесь.

Административные льготы для малого бизнеса в 2018 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, – это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2018 году:

  1. Плательщики ЕНВД и ПСН вправе проводить наличные расчеты без применения кассового аппарата, до июля 2019 года. Исключение — сфера торговли и розницы. Здесь ККТ для организаций и ИП с работниками потребуется с июля 2018 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести кассовые операции в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять срочные трудовые договоры на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса на период 2016-2018 годов – запрет на проведение плановых неналоговых проверок. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС и фондов по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения государственной гарантии, что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в госзакупках предусмотрена специальная льгота — госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Мы собрали базу субсидий по субъектам РФ, каждый регион предлагает свои льготы для малого бизнеса.