Международный договор как источник морского права

Рубрики Статьи

§ 1. Понятие и источники международного морского права

Международное морское право в течение длительного времени развивалось преимущественно как обычное право.

Большую роль в становлении договорного морского права сыграли Женевские конференции ООН по морскому праву 1958 и 1960 гг., осуществившие кодификацию его норм. Эта работа затем была продолжена на III Конференции ООН по морскому праву (1973—1982 гг.).

В течение ряда десятилетий к основным источникам морского права относились Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. — о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, об открытом море, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Новейшим комплексным актом является Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которая подписана более чем 150 государствами, вступила в силу 16 ноября 1994 г.1 Су-щественное значение имеют также договоры по специальным вопросам сотрудничества: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.; Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды — относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г., по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и др.

Следует отметить вклад в разработку ряда международных договоров по морскому праву Международной морской организацией (ИМО).

Государства заключают также локальные многосторонние и двусторонние договоры по различным вопросам морской деятельности.

В целях обеспечения наиболее эффективной реализации норм международного морского права государства издают внутригосударственные законодательные и иные правовые акты.

К таким актам относятся: Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации», Водный кодекс РФ1, федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «О континентальном шельфе Российской Феде-рации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г., и ряд других.

§ 2. Источники международного морского права

Нормы международного права, относящиеся к режиму морских пространств, вплоть до середины XX в. имели, как правило, обычноправовой характер, хотя их содержание не оставалось неизменным.

Если вначале двумя основными элементами свободы открытого моря были свобода судоходства и свобода рыболовства, то затем получили признание в качестве международно-правовых обычаев свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов (примерно в последней трети XIX в.), свобода полетов летательных аппаратов над открытым морем (в первой четверти XX в.) и свобода научных исследований (в середине XX в.).
Подтверждением признания указанных положений международно-правовыми обычаями может служить ряд документов, разработанных международными неправительственными организациями и международными конференциями. Отметим некоторые из них, разработанные авторитетными неправительственными организациями — Институтом международного права, Ассоциацией международного права.
В Декларации Института международного права, принятой в Лозанне в 1927 г., указано, что принцип свободы открытого моря включает в себя: свободу судоходства; свободу рыболовства; свободу прокладывать подводные кабели; свободу воздушных передвижений.
В проекте «Законы морской юрисдикции», принятом Ассоциацией международного права на Венской конференции в 1926 г., предусматривалось, что ни одно государство не может претендовать на какие-либо права верховенства, привилегии или прерогативы в отношении какой-либо части открытого моря или чинить какие-либо препятствия на пути свободного и неограниченного пользования морями.
В Положении о территориальном море, принятом Институтом международного права в Стокгольме в 1928 г., указано, что государство обладает суверенитетом над зоной моря, находящейся у его берегов, которая называется территориальным морем.
На Гаагской конференции по кодификации международного права (1930 г.) был разработан проект статей о территориальном море, в который было включено положение о суверенитете государства над территориальным морем, осуществляемом с учетом разрабатываемой конвенции и других норм международного права (имеется в виду признание права мирного прохода всех иностранных судов через территориальное море). Однако из-за разногласий
участников Конференции международный договор по этому вопросу подписать не удалось.
Сложившееся вначале как обычная норма международного права правило о свободе прохода судов всех государств через международные проливы, соединяющие две части открытого моря, было закреплено затем в соглашениях ряда государств в отношении Гибралтарского пролива (в 1904, 1907 и 1912 гг.), Магелланова пролива (в 1881 г.), Черноморских проливов (в 1936 г.). Положение о свободе прохода через Суэцкий канал предусматривалось в Константинопольской конвенции 1888 г., а через Панамский канал — в Договоре между США и Панамой 1903 г., замененном в 1977 г. двумя новыми договорами между теми же государствами.
В остальном роль договоров как источников международного права в сфере морской деятельности до середины XX в. ограничивалась регулированием деятельности государств лишь в специальных областях. Так, в 1898 г. впервые были приняты Правила для предупреждения столкновений судов в море (в дальнейшем неоднократно пересматривавшиеся), а в 1914 г. — Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (тоже несколько раз в дальнейшем пересматривавшаяся). В 1923 г. приняты Конвенция и Статут о международном режиме морских портов, а в 1930 г. — Конвенция о грузовой марке (замененная одноименной Конвенцией 1966 г.).
В настоящее время основным источником международного морского права являются международные договоры (универсальные, региональные, двусторонние).
Среди них главенствующее значение имеет Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., в которой сформулированы на сбалансированной и взаимоприемлемой основе все важнейшие нормы, регулирующие отношения государств по исследованию и использованию Мирового океана. Она состоит из 17 частей и 9 приложений. Текст Конвенции содержит 320 статей. 23 июля 1994 г. было подписано Соглашение об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В Соглашении предусматривается, что его положения и часть XI Конвенции толкуются и применяются совместно, как единый акт. В случае какого-либо несоответствия между ними преимущественную силу имеют положения Соглашения 1994 г.
Одновременно с кодификацией норм международного морского права, относящихся к его основным правовым институтам, про
должалась работа по кодификации специальных норм, касающихся конкретных вопросов международного морского права. В результате были приняты международные конвенции по таким важным проблемам, как: обеспечение технической безопасности мореплавания; защита морской среды, включая предотвращение загрязнения моря с судов, установок и платформ, предназначенных для различных целей; осуществление промыслов живых ресурсов и разработка минеральных ресурсов; режим морских портов и требования к иностранным судам в них; разработка живых и минеральных ресурсов Антарктики; транзитная торговля внутриконтинентальных государств; демилитаризация и нейтрализация отдельных районов Мирового океана и создание безъядерных зон.
Принятые международные конвенции по названным проблемам стали важными источниками и общего международного права. Необходимо отметить также, что взаимодействие международного морского права с другими отраслями международного права привело к тому, что некоторые международные конвенции по морскому праву стали источниками международного экологического права, международного воздушного права, права международной безопасности.
Рассматривая первую из названных групп конвенций по международному морскому праву, следует назвать Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г. (Конвенцию COJTAC-74) и Протокол к ней, касающийся безопасности танкеров, 1978 г.
В 1966 г. на Лондонской конференции ее участники приняли Международную конвенцию о грузовой марке, а в 1972 г. была принята новая Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72).
Большую роль в организации сотрудничества государств в области технической безопасности мореплавания играет Международная морская организация (ИМО), созданная государства- ми-участниками на Международной морской конференции в Женеве в 1948 г.
Источниками международного морского права в рассматриваемой области являются также Международная конвенция о подго
товке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., Конвенция (пересмотренная) № 185 МОТ об удостоверениях личности моряков 2003 г., Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г. и ряд других конвенций.
Защите морской среды и предотвращению загрязнения моря с судов посвящены такие международные многосторонние соглашения, как Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. и вступившая в силу вместе с ним (Конвенция МАРПОЛ-73/78), Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г., Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами иными, чем нефть, 1973 г., Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.
В сфере добычи живых и разработки минеральных ресурсов процесс кодификации норм международного морского права идет по пути заключения международных соглашений по видам ресурсов (рыба, киты и другие ресурсы, как живые, так и минеральные) и по регионам их промысла и разработки (европейский регион, регионы Атлантического океана, Антарктика и др.).
Международно-правовые нормы, касающиеся режима морских портов и условий нахождения в них морских судов, содержатся в таких уже упомянутых соглашениях, как Конвенция и Статут о международном режиме морских портов 1923 г., Конвенция по облегчению морского судоходства 1965 г., и в некоторых других конвенциях.
Что касается правового статуса и режима Антарктики, то следует назвать прежде всего Договор об Антарктике 1959 г., объявляющий пространство к югу от 60-й параллели южной широты нейтрализованной и демилитаризованной территорией. В Антарктике действует принцип свободы научных исследований для всех государств независимо от участия в Договоре. В 1972 г. была принята Конвенция о сохранении тюленей Антарктики, а в 1980 г.

Читайте так же:  Требования стоп-сигнал

— Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики. Несмотря на подписание в 1988 г. Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов, Консультативное совещание в 1991 г. запретило на 50 лет любую деятельность в этом регионе, связанную с минеральными ресурсами, кроме проведения морских научных исследований.

Вопросам торговли внутриконтинентальных государств посвящены Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г., а также двусторонние соглашения государств.
Важнейшими договорами, имеющими непосредственное значение для режима Мирового океана и защиты его среды, являются многосторонний Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. и многосторонний Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.
Общую картину демилитаризации морских пространств дополняет создание безъядерных зон в южной части Тихого океана, в Латинской Америке и некоторых других районах.
Кроме универсальных конвенций источниками международного морского права являются региональные конвенции: Конвенция по защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г., Кувейтская региональная конвенция о сотрудничестве в области охраны морской среды от загрязнения 1978 г., Конвенция по защите морской среды района Балтийского мбря 1992 г., Конвенция о сохранении лосося в северной части Атлантического океана 1982 г., Конвенция по охране морской среды северо-восточной части Атлантического океана 1992 г. и др.
Большой вклад в работу по кодификации и прогрессивному развитию международного морского права внесли I, II и III конференции ООН по морскому праву, ИМО, Международная океанографическая комиссия ЮНЕСКО, Программа ООН по окружающей среде.
Определенный вклад в работу по неофициальной (частной) кодификации норм международного морского права внесли такие неправительственные международные организации, как Институт международного права, Ассоциация международного права и др.
Другим важным источником современного международного морского права является международный обычай.
Для образования международно-правового обычая в сфере морской деятельности государств и уяснения его содержания важную роль играют единообразная или сходная практика государств в лице их органов внешних сношений, издающих различные акты, официальные заявления представителей государств на международных конференциях, в международных организациях, законодательная и договорная практика государств. Наличие и содержание
норм обычного международного морского права трудно установить также без изучения резолюций, принимаемых различными международными конференциями и международными организациями.
Можно считать, что критериями практики государств, ведущими к возникновению международного обычая, являются постоянство этой практики, ее единообразие, всеобщность (т. е. признание обычая всеми или почти всеми государствами) и продолжительность этой практики.
Хотя некоторые юристы и настаивают на том, что для формирования международного обычая обязательно требуется длительный период, практика показывает, что имеется немало примеров возникновения международного обычая в течение короткого периода времени. По мнению Международного Суда ООН, короткий период сам по себе не является препятствием к образованию новой нормы обычного международного права. Она возникает тогда, когда приобретает необходимую степень признания абсолютным большинством государств. Создание международного обычая предполагает признание его в качестве юридически обязательной нормы международного права.
Значение обычая может заключаться в восполнении пробелов, имеющихся в международных конвенциях. Так, представитель Генерального секретаря ООН на III Конференции ООН по морскому праву подчеркнул, что Конвенция 1982 г. не наносит ущерба сохранению в силе норм обычного международного права, действующего в отношении тех вопросов, которые не были урегулированы особо ее положениями. Положения ст. 10 Конвенции 1982 г.
о заливах не распространяются на так называемые исторические заливы (например, залив Петра Великого в России), и Конвенция не регулирует режим данных заливов. Этот вопрос регулируется обычными нормами международного права.
Другой характерный пример. Тунис и Ливия, не будучи участниками Женевской конвенции о континентальном шельфе 1958 г., аргументировали свою позицию в споре о делимитации континентального шельфа в Международном Суде ООН (1982 г.) обязательными для них нормами обычного международного права, на которое не могли не оказать влияние договорные нормы по этому вопросу, закрепленные в упомянутой Женевской конвенции. Стороны просили Суд учесть при вынесении своего решения и новые тенденции, наметившиеся на III Конференции ООН по мор
скому праву, если они породили распространенную практику, свидетельствующую о формировании обычных норм международного права.
Роль международного обычая заключается и в том, что он может расширять сферу действия договорных норм, содержащихся в международных конвенциях. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. норма, содержащаяся в договоре, может стать обязательной для третьих государств в качестве обычной нормы международного права (ст. 38).
То, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила в порядке кодификации некоторые действующие обычные нормы международного морского права, было подтверждено в заявлениях подавляющего большинства участников III Конференции ООН по морскому праву.
Факты свидетельствуют о том, что государства, расположенные в различных районах, применяют в своей практике обычные нормы международного права, в том числе те, которые Международный Суд ООН относит к общему международному праву[7]. При разрешении в Международном Суде ООН спора о континентальном шельфе между Ливией и Мальтой (1985 г.) стороны согласились с применением к спору обычных норм международного права, поскольку Ливия не являлась участницей Женевской конвенции 1958 г., но признавала ее положения международными обычаями, а подписанная обеими спорящими сторонами Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. еще не вступила в силу.
В своем решении по спору о делимитации между Ливией и Тунисом (1982 г.) Международный Суд ООН постановил, что основные положения Конвенции 1982 г. об исключительной экономической зоне могут считаться частью современного международного права. В решении по делу о делимитации морской границы в заливе Мэн (1984 г.) Международный Суд отметил: несмотря на то, что Конвенция 1982 г. не вступила в силу и ряд государств не склонен ее ратифицировать, ее положения о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне полностью соответствуют современному международному праву.
Полагаем, что речь идет об основах режима этих пространств, включенных в Конвенцию в результате закрепления сходной по

существу, т. е. фактически единообразной и постоянной, законодательной и договорной практики почти всех государств по данному вопросу. То же самое можно сказать применительно к созданию международного обычая о 12-мильной ширине территориального моря.
Все эти обычные нормы кодифицированы в Конвенции 1982 г. и стали договорными нормами международного права. Это означает, что нормы Конвенции 1982 г. обязательны для договаривающихся государств как договорные нормы современного международного морского права. Для государств, не участвующих в Конвенции, основополагающие нормы, относящиеся к новым правовым институтам, можно рассматривать как обычные нормы международного морского права, если они подтверждены единообразной или сходной практикой — законодательной и договорной — большинства государств.
Подавляющее большинство участников III Конференции ООН по морскому праву заявили, что они признают свободу научных исследований обычной нормой международного морского права. В качестве обычных норм, закрепленных в Конвенции, можно рассматривать основные конвенционные положения о праве прибрежных государств разрешать и регулировать морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне. Именно тот факт, что к моменту принятия окончательного текста Конвенции многие новые ее положения уже стали обычными нормами международного морского права, и позволил принять большинство статей Конвенции путем консенсуса.

Читайте так же:  Онлайн оформить карту быстрый

Международное морское право

Понятие и источники международного морского права

Международное морское право – это отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные отношения, связанные с деятельностью в Мировом океане. Морское право является одной из самых древних отраслей общего международного права.

Источники международного морского права следующие.

Общие – Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. и Конвенция ООН по морскому нраву 1982 г.

Универсальные – Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов 1972 г., Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г., Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварии, приводящей к загрязнению нефтью, 1969 г.

Локальные – Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтских проливах 1973 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в Северной части Тихого океана 1992 г.

В 1958 г. состоялась Первая конференция ООН по морскому праву, итогом которой стало подписание четырех Женевских конвенций: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Женевские конвенции 1958 г. кодифицировали общепризнанные нормы морского права – принципы свободы судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследований, открытого моря и полетов над открытым морем, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

В конвенциях сформулированы и новые нормы морского права: режим континентального шельфа, виды прилежащих зон, обязанности государств по предотвращению загрязнения моря нефтью и радиоактивными веществами. Однако многие важные вопросы остались нерешенными – максимальная ширина территориальных вод, создание и пределы рыболовных зон, признание преимущественных прав прибрежных государств на рыболовство в прилежащих районах открытого моря.

В 1960 г. состоялась Вторая конференция ООН по морскому праву, на которой были предприняты попытки решить наиболее острые спорные проблемы. Работа Конференции не увенчалась успехом, не удалось принять никаких международных документов.

Третья конференция ООН по морскому праву проходила в 1973–1982 гг. В ее работе принимали участие представители 164 государств, наблюдатели от государств, органов национально-освободительных движений, несамоуправляющихся территорий, международных организаций. Итогом Конференции стала Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Конвенция по морскому праву является самой масштабной кодификацией в истории международного права вообще (320 статей и 9 приложений). В 1982 г. ее подписали 159 государств мира, однако крупные морские государства тогда отказались от участия в Конвенции (США, Великобритания, ФРГ, Нидерланды). Япония подписала, но не ратифицировала; СССР подписал, но ратификация была произведена уже Россией в 1997 г.

Конвенция 1982 г. вступила в силу в 1994 г. одновременно с Соглашением об осуществлении части XI Конвенции по морскому праву, одобренном ГА ООН в 1994 г. Соглашения и часть XI Конвенции должны толковаться и применяться как единый акт. Соглашение 1994 г. принципиально изменило положения Конвенции, что дало возможность развитым государствам присоединиться к ней.

Конвенция 1982 г. подтвердила и дополнила общепризнанные принципы морского права. Подтверждены основные положения Женевских конвенций 1958 г., установлен статус Международного района морского дна и его ресурсов за пределами континентального шельфа, определены статус и правовой режим ИЭЗ и архипелажных вод, утверждена трактовка прохода судов через международные проливы, предусмотрена новая система урегулирования международных морских споров.

Конвенция 1982 г. закрепляет классификацию морских пространств: внутренние поды, территориальное море, архипелажные воды, морские каналы, международные морские проливы, прилежащая зона, ИЭЗ, континентальный шельф, открытое море. Внутренние, территориальные и архипелажные воды, проливы и каналы являются частью водной территории прибрежного государства, имеют единообразный правовой статус. Одновременно проливы и каналы, как и прилежащая зона, континентальный шельф и ИЭЗ, являются частями территории со смешанным режимом и обладают своеобразным правовым статусом, обусловленным их значением для международного судоходства.

§ 1. Понятие и источники международного морского права

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его кодификация была проведена в середине XX в.

Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.

Имеются несколько видов водных пространств, различающихся по правовому режиму.

Договорные источники международного морского права

Историки ссылаются на то, что первый известный международный договор был подписан около 2100 г. до н. э. между городами-государствами, расположенными в Месопотамии, – Лагаш (Lagash) и Умма (Umma). Стороны поставили свои «подписи» на пограничном камне, обозначающем взаимно признаваемую границу. Тысячу лет спустя, в 1278 г. до н. э., египетский фараон Рамзее II подписал договор с царем хеттов Хаттушилом, и именно этому договору многие авторы отдают первенство.

Современные отношения, связанные с основными видами морепользования и деятельности в море, регулируются значительным количеством договоров по морской проблематике. По некоторым подсчетам, на всемирном и региональном уровнях действует более 450 договоров, регулирующих различные аспекты деятельности человека на море, включая рыболовство, военное мореплавание, транспортировку грузов, предотвращение загрязнения морской среды и т.д. [1]

Международные договоры являются результатом согласования воли двух и более государств, принимающих в них участие, т.е. представляют собой соглашение государств относительно признания норм в качестве юридически обязательных правил поведения. Государства-участники могут выполнить свои международные обязательства путем прямой инкорпорации международного договора в свое внутреннее право или же путем издания отдельных внутригосударственных актов на основе договора.

Как уже отмечалось, правовой режим Мирового океана был объектом изучения и борьбы на протяжении двух прошлых столетий. В какой-то мере этот процесс завершился подписанием КМП-82, которая вступила в силу 16 ноября 1994 г. и включила в себя ряд действующих международных обычаев и положений конвенций по морскому праву 1958 г., некоторые из которых были уточнены и дополнены с учетом современных условий. Однако наряду с такого рода положениями III Конференция ООН по морскому праву приняла во внимание новые факторы международного развития и включила в КМП-82 много новых понятий, таких, например, как «исключительная экономическая зона», «район морского дна», «проливы, используемые для международного судоходства», «архипелажные воды», и определила правовые режимы для районов, к которым применяются указанные понятия.

Данный международный договор действительно является универсальным по количеству стран, его ратифицировавших, и объему разрешенных проблем, связанных с делимитацией, статусом и регламентацией использования Мирового океана. Конвенция, с одной стороны, гарантировала защиту экономических интересов прибрежных государств, установив статус исключительной экономической зоны, а с другой – обеспечила допуск к разработке ресурсов района морского дна за пределами национальных юрисдикций; она подтвердила и дополнила свободы открытого моря и права всех судов, включая военные и государственные корабли, осуществлять мореплавание в международных проливах и каналах.

Читайте так же:  Иск коммунальные платежи

Вместе с тем следует отметить, что Конвенция оставила без ответов достаточно большое количество вопросов, связанных, например, с подводным мореплаванием, очень вяло отнеслась к правовому регулированию мореплавания судов, снабженных ЯЭУ, не решила проблемы правового статуса военного летательного аппарата и затонувших объектов, а также применения силы в ответ на неправомерные притязания или действия, могущие наносить ущерб «добропорядочному и законопослушному пользователю морских пространств».

Без учета преамбулы и введения КМП-82 состоит из следующих взаимосвязанных частей: «Территориальное море и прилежащая зона» (ч. II), «Проливы, используемые для международного судоходства» (ч. III), «Государства-архипелаги» (ч. IV), «Исключительная экономическая зона» (ч. V), «Континентальный шельф» (ч. VI), «Открытое море» (ч. VII), «Режим островов» (ч. VIII), «Замкнутые или полузамкнутые моря» (ч. IX), «Право государств, не имеющих выхода к морю, на доступ к морю и от него и на свободу транзита» (ч. X), «Район» (ч. XI), «Защита и сохранение морской среды» (ч. XII), «Морские научные исследования» (ч. XIII), «Разработка и передача морской технологии» (ч. XIV), «Урегулирование споров» (ч. XV), «Общие положения» (ч. XVI) и «Заключительные положения» (ч. XVII).

В резолюции 55/7 от 30 октября 2000 г. Генеральная Ассамблея ООН подчеркнула важное значение увеличения количества государств – участников КМП-82 [2] и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции для достижения целей универсального участия. Хотя темпы сдачи на хранение документов о ратификации или присоединении заметно замедлились, после опубликования доклада 2000 г. (А/55/61) [3] к июню 2011 г. общее число государств, ратифицировавших КМП-82, составило 162 [4] .

Соглашение об осуществлении части XI КМП-82 было принято 28 июля 1994 г. (резолюция 48/263 Генеральной Ассамблеи ООН) и вступило в силу 28 июля 1996 г. Соглашение подлежит толкованию и применению совместно с КМП-82 как единый акт, и в случае какого-либо несоответствия между Соглашением и ч. XI КМП-82 преимущественную силу имеют положения Соглашения. После 28 июля 1994 г. любая ратификация Конвенции или присоединение к ней является одновременно выражением согласия на обязательность Соглашения. Кроме того, никакое государство или субъект права не может выразить согласие на обязательность для него Соглашения, не выразив до этого или не выражая одновременно с этим согласия на обязательность для себя КМП-82. Помимо этого, КМП-82 предоставляет определенные права государствам, не имеющим выхода к морю (Азербайджан, Андорра, Армения, Афганистан, Беларусь, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Венгрия, Казахстан, Кыргызстан, Лесото, Лихтенштейн, Малави, Нигер, Республика Молдова, Руанда, Сан-Марино, Свазиленд, Святейший Престол, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Центрально-Африканская Республика, Чад, Швейцария и Эфиопия).

По состоянию на июнь 2011 г. Соглашение об осуществлении части XI ратифицировано 141 государством, однако остается еще ряд стран, которые, ратифицировав КМП-82, не являются его участниками. К числу государств, которые продолжают применять Соглашение де-факто, относятся: Антигуа и Барбуда, Бахрейн, Бутан, Босния и Герцеговина, Бурунди, Гамбия, Гана, Гвинея-Бисау, Джибути, Доминика, Египет, Иран, Ирак, Йемен, Камбоджа, Колумбия, Коморские Острова, КНДР, Конго, Ливия, Мали, Маршалловы острова, Перу, Сан-Томе и Принсипи, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сирия, Сомали, Судан, Эквадор, Эритрея и некоторые другие.

Что касается Соглашения об осуществлении положений КМП-82, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими 1995 г., то свои документы о ратификации или присоединении на июнь 2011 г. сдало 78 государств. Самую последнюю информацию о статусе КМП-82 и упомянутых соглашениях можно получить на сайте ООН [4] .

Принятие указанных соглашений следует рассматривать как результат усилий по повышению действенности управления ресурсами Мирового океана за счет перенаправления политических дебатов на те вопросы морепользования, которые необходимо решать в срочном порядке на основе совершенствования сотрудничества и международной координации.

Принятие и одобрение КМП-82 справедливо рассматривается подавляющим числом государств как значительный вклад в прогрессивное развитие и кодификацию международного права, в дело укрепления законности и правопорядка в Мировом океане, сохранения мира и международной безопасности. Конвенция – это крупное достижение за всю историю кодификации не только международного морского права, но и международного права в целом. Естественно, если все участники КМП-82 станут относиться с должным уважением к достигнутому таким путем компромиссу, то ее значение для укрепления и развития мирных, дружественных отношений государств на морях и в океанах будет как позитивным, так и долговременным.

Источники морского права

Морское право – это установленная подотрасль международного частного права, которая способна регулировать имеющиеся имущественные отношения. Важно отметить, что данные имущественные отношения могут быть осложнены по тем или иным причинам различными иностранными элементами. Морское право регулирует также международный товарный оборот, а также варианты использования территории морей.

Морское право содержит в себе не только внутригосударственные нормы, но и вовлекают в себя самые разнообразные отрасли государственного права. Например, это может быть гражданское, уголовное, административное и иные виды государственных прав. Важно также понимать, что нормы международного и частного права также относятся и могут входить в структуры российского морского права. Специалисты отмечают следующее разделение современного российского морского права:

  • Внутригосударственное право.
  • Международное частное право.
  • Международное публичное право.

Источники российского морского права

Современное морское право, установленное и определенное на территории Российской Федерации, как и все иные нормы права, имеет свои определенные источники, которые позволяют регулировать все возникающие общественные отношения. Отношения в свою очередь могут регулироваться государственными и международными стандартами и правовыми нормами.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Источники морского права официально подразделяются на две категории:

  • Внутригосударственные источники морского права. В данную категорию входят: судебный прецедент, внутригосударственное законодательство, а также внутригосударственный обычай.
  • Международные источники морского права. в данную категорию входят такие аспекты, как: международный договор, международный коммерческий обычай, а также международный и правовой обычай.

Помимо этого установлены и приняты к детальному рассмотрению основные международные и правовые акты:

  1. международная конвенция об унификации некоторых правил коносамента 1924 года.
  2. протокол, который отражает необходимые изменения, внесенные в Международную конвенцию об унификации.
  3. конвенция ООН, которая говорит о процессах морской перевозке грузов, подписанная в 1978 году.
  4. афинская конвенция, которая устанавливает нормы и правила перевозки пассажиров и багажа по морю. Конвенция подписана в 1974 году. 1.международная конвенция о спасении, подписанная и вышедшая в свет в 1989 году.
  5. международная конвенция о столкновении судов, подписанная в 1910 году.
  6. правила, которые говорят о компенсации убытков, которые наступили в результате столкновении различных судов. Правила впервые были опубликованы в 1987 году и получили территориальное название – Лиссабонские правила.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!