Льготы по налогу на имущество бюджетных организаций

Рубрики Статьи

Правила предоставления льгот на имущество для организаций

Имущественное налогообложение юридических лиц находится в ведении регионов. Власти на местах при разработке собственных законопроектов должны руководствоваться условиями федеральных нормативов.

В отличие от граждан, предприятия куда больше защищены от необоснованного завышения ставок, на федеральном уровне установлены типы льготных организаций.

Рассмотрим подробнее вопрос преференций по налогу на имущество, какие изменения произошли и чего ждать в дальнейшем.

Законодательное регулирование

Налоговый Кодекс для бухгалтерии предприятия – настольная книга. Именно здесь собраны воедино налоговые правила и нормативы. Порядок налогообложения юридических плательщиков в отношении имущества регулирует 30 глава документа.

Объектом налогообложения имущество становится только при постановке на баланс предприятия (ст. 374). Это основные фонды предприятия.

Допускаются следующие формы владения:

  • собственность;
  • временное использование или доверительное управление;
  • применение в совместной деятельности (отражается официально).

Не все основные средства являются источником бюджетных пополнений.

Есть особые категории, которые даже при полном бухгалтерском учете от налогов освобождены:

  • природные ресурсы (земля, леса, водоемы);
  • оборонное имущество федеральной принадлежности;
  • культурно-историческое наследие РФ;
  • объекты ядерной промышленности;
  • морские суда с ядерными установками, атомными технологий работы;
  • имущество космической отрасли;
  • движимые средства, учтенные после 31.12.2012 г.

На федеральном уровне льготные категории полностью освобождены от налогов.

Что касается продолжительности действия, тут два варианта:

  • бессрочно;
  • на определенное время (3, 5, 10 лет).

Налоги не платят:

  • подразделения федеральных структур исполнения уголовных наказаний на фонды, непосредственно задействованные в основной деятельности;
  • организации религиозных концессий;
  • общественные объединения инвалидов за имущество, используемое в уставной деятельности организаций;
  • предприятия фармацевтики в отношении основных средств, используемых в получении профилактических и лечебных препаратов против эпизоотий и эпидемий в ветеринарии;
  • организации, владеющие балансовым имуществом, учтенным в зонах особого экономического статуса,
  • компании, ведущие деятельность в Сколково по направлениям управления, исследовательскую, инновационную, внедряющие новые технологии в производство;
  • организации, имеющие на балансе нефтегазовое имущество для морской геологоразведки;
  • судостроительные компании в отношении основного оборудования, задействованного в судостроительных и ремонтных работах.

Исчерпывающий перечень льготных категорий юридических плательщиков содержится в ст. 381 НК.

Порядок оформления

Все это в равной степени относится и к применению льгот.

Действует такой принцип: налоговые преференции учитывает организация при составлении налоговых деклараций и автоматом закладывает в результат.

Оформление льгот начинается с отчетов в ФНС. Понадобятся следующие позиции:

  • налоговая база – это сумма, с которой предстоит заплатить налог. В 2019 году базой может выступить среднегодовая стоимость имущества или кадастровая стоимость объекта;
  • в свою очередь среднегодовая оценка определяется по остаточной стоимости имущества: ост/стоимость = изначальная оценка – амортизация;
  • теперь выясняется точная ставка налога. Она устанавливается субъектами в зависимости от типа имущества и категории организации. Здесь уже могут быть заложены определенные преимущества (снижение ставки, налоговый вычет). Расчет ведется по формуле налог = н\база х ставка/100.

В действующих сроках, ставках и алгоритмах исчисления платежей юридическое лицо опирается на действующие нормативные акты. НК, региональные законы, разъяснения и постановления Минфина – знать нужно все актуальные требования.

Особенности предоставления на движимое имущество

В свою очередь, статья 374 НК считает движимость имуществом юридического лица. Категория подпадает под льготирование с рядом условий:

  • вывести из-под платежного бремени возможно только объекты, взятые на бухучет после 31.12.2012 года;
  • из льготного списка выпадает движимость, приобретенная в результате ликвидации/реорганизации предприятия или по сделке между взаимозависимыми сторонами.

Последние поправки. В настоящее время льгота действует на территории РФ повсеместно. Однако начиная с 2018 года для исключения движимости из разряда «налогового» имущества необходимо принятие соответствующего закона на местах.

Особенности предоставления для бюджетных организациях

В 2019 году на федеральном уровне для бюджетных учреждений действуют ограничения на максимум ставки:

  • по кадастру – 2%;
  • по остаточной стоимости – 2,2%.

По-прежнему исключено из налоговой базы движимое имущество 1 и 2 амортизационных групп, а также фонды, перечисленные в статье 374 НК РФ.

Деятельность бюджетных организаций затрагивает самые разные отрасли, в силу чего основной объем льгот назначается по субъектам:

  • К примеру, в Калужской области муниципалитет и казенные учреждения полностью не платят имущественный налог. Мораторий действует также на автономные учреждения, использующие в уставной деятельности областное и муниципальное имущество с согласия владельца (ФЗ № 263-оз).
  • В Нижегородской области снижена ставка до 0,5% для имущества типа А (помещения), используемого для научных, опытных, конструкторских работ за счет бюджетных ассигнований.
  • Существенные послабления предусмотрены в Москве и ее муниципальных образованиях.

Часть регионов давно прекратила льготирование бюджетной сферы по имущественному налогу. Московская обл. еще в 2004 году отменила особое налогообложение для бюджета законом № 151/204-оз.

Не значатся в списках льготников организации Псковщины, Сахалина, Ставрополья.

Региональные особенности

Посмотрим, как платят имущественные налоги предприятия Красноярского края.

Направление регулируется краевым законом №3-674 от 2007 года. В общих случаях действует ставка 2,2 процента. Для значимых с экономической и социальной позиции организаций предусмотрены льготные условия:

  • 1,1% – ставка для инвесторов в экономику края. Правительство активно привлекает инвесторов в развитие производств, но на особый порядок претендуют только крупные финансовые партнеры. Инвестиционные транши от 50 млн рублей должны предназначаться на капитальные вложения по одному инвест-проекту. Приобретенные объекты должны попасть на баланс не раньше 1 января 2010 года. Допустимый временной разрыв с момента приобретения, модернизации инвестиционного имущества до принятия его на учет – 3 года.
  • 0,5 % – налог с имущества фармацевтических предприятий Красноярья, занятых изготовлением или льготным отпуском лекарств, а также занятые в обороте препаратов из особых списков (наркотических, психотропных).
  • Сняты налоговые обязательства по имуществу:
    • предприятий народных промыслов, когда в общих доходах доля от реализации продукции народного художественного творчества составляет 50 и более процентов;
    • организаций, в отношении автодорог регионального значения общего пользования, а также капитальных дорожных сооружений этих объектов;
    • предприятий по переработке древесных отходов (стружечных материалов, брикетов, древесных плит и другого). Предоставляется в отношении имущества основной деятельности, поставленного на баланс с 1 января 2007 года. Период между приобретением и началом учета – до 10 лет. «Мораторий» распространяется только на пять налоговых периодов;
    • организаций в отношении частных автодорог общего назначения, внесенных в ЕГР и ставших частью баланса с 2016 года;
    • предприятий, участвующим в создании спортивной инфраструктуры и обслуживании участников XXIX Всемирной Зимней Универсиады 2019 года. Условие – капитальные инвестиции претендентом на льготу в предстоящее мероприятие с 2016 по 2018 годы.
    • производителей сельхозпродукции с циклом переработки собственной продукции, в том числе на арендованном оборудовании;
    • производители первичного алюминия, некоторые предприятия энергетики.

Перечень претендентов на льготное налогообложение широк, но самые привлекательные условия предлагаются предприятиям промышленной сферы, инвестиционного сектора. Часть льгот бессрочна, другие положения распространяются на ограниченный период. Есть масса дополнительных условий и требований к правообладателям.

Организация, имеющая по закону 3-674 право на несколько льгот, на свое усмотрение выбирает одну.

Последние новости и изменения

В 2018 году продолжился переход организаций на кадастровое определение налоговой базы (Брянск, Мурманск, Алтай, Белгород, МО, Москва). Более того, часть регионов, «принявших кадастр» в 2017 году, в текущем периоде повышают ставку. Фактически оценка объекта возрастает существенно, вместе с ней – налог даже по льготной ставке.

Субъектам предпринимательской деятельности необходимо ожидать от законодателей следующих инноваций:

  1. Все объекты, которые относятся к 1 и 2 амортизационным группам основных средств, не подлежат налогообложению. Этот порядок регулируется Налоговым Кодексом РФ, статьей 374.
  2. Все объекты, которые включаются в другие амортизационные группы, принятые на баланс, начиная с 2013 года, подлежат обложению налогом.
  3. В 2019 году на территории России действует Федеральная льгота по налогу на имущество (амортизационные группы 3-10), при условии принятия соответствующего законодательного акта региональными властями.
  4. Начиная с 01.01.2018 г. региональные власти могут утверждать дополнительные льготы по налогу на имущество, вплоть до его полной отмены. Рассчитывать на такие поблажки могут субъекты предпринимательской деятельности, обладающие следующим имуществом: относится к категории инновационного и высокоэффективного оборудования; с даты изготовления которого не прошло более трех лет (перечень в ст. 381 НК РФ).
  5. Налоговые ставки не могут превышать в 2019 году 1,10% относительно имущества (движимого), если региональными властями не были утверждены относительно него льготы.
  6. Льготы в 2019 году не будут применяться относительно имущества организаций (движимого), которое было поставлено на баланс до 01.01.2013 г. На такие основные средства также не распространяется ограничение относительно налоговой ставки 1,10%. Они облагаются налогом на общих основаниях.
  7. В отдельных российских регионах приняты соответствующие законодательные акты, позволяющие по льготному движимому имуществу применять ставки, которые ниже 1,10%, либо вовсе не платить налог. Например, в столице и в МО в течение 2018-2020 гг. субъекты предпринимательской деятельности будут применять нулевую ставку относительно движимого имущества, поставленного на баланс с 01.01.2013 г. В СПБ субъекты хозяйствования могут применять льготу только в отношении объектов, с даты изготовления которых прошло не больше трех лет.

О данном виде налоговых послаблений для предприятий города Москвы смотрите в следующем видеосюжете:

Уплата налога на имущество организаций бюджетными учреждениями

Уплата налога на имущество организаций бюджетными учреждениями

В соответствии с действующим законодательством бюджетные учреждения уплачивают на общих основаниях ряд налогов, одним из которых является налог на имущество организаций, введенный главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Плательщиками налога на имущество организаций на основании ст. 373 НК РФ признаются все российские организации, в том числе бюджетные учреждения.

Для того чтобы правильно начислить и уплатить этот налог, необходимо:

— определить, какое именно имущество подлежит налогообложению (с учетом общероссийских и региональных льгот);

— установить, какая налоговая ставка должна применяться по данному имуществу;

— рассчитать среднюю стоимость данного имущества;

— исчислить сумму налога, подлежащего уплате;

— заполнить налоговую декларацию;

— уплатить налог на имущество.

На основании ст. 373 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе бюджетной организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Порядок бухгалтерского учета в бюджетных организациях определен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н. На основании п. 22 этой Инструкции все основные средства учитываются в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлении Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:

010101000 «Жилые помещения»;

010102000 «Нежилые помещения»;

010104000 «Машины и оборудование»;

010105000 «Транспортные средства»;

010106000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

010107000 «Библиотечный фонд»;

010108000 «Драгоценности и ювелирные изделия»;

010109000 «Прочие основные средства».

2. Объект налогообложения

В расчет налога на имущество организаций принимается остаточная стоимость основных средств, то есть стоимость за вычетом суммы амортизации, которая начисляется бюджетными учреждениями линейным способом исходя из балансовой стоимости объектов основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации на основании срока полезного использования этих объектов. Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бюджетному учету в соответствии с Классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

В состав основных средств включается библиотечный фонд, на который по правилам бюджетного учета амортизация не начисляется. Поэтому библиотечные фонды бюджетных учреждений, учитываемые на балансе в составе основных средств, по которым согласно правилам бюджетного учета ни износ, ни амортизация не начисляются, подлежат обложению налогом на имущество организаций по балансовой стоимости [первоначальной (восстановительной) стоимости с учетом переоценки], сформированной по правилам ведения бюджетного учета основных средств (письмо Минфина России от 04.06.2008 N 03-05-04-01/21).

Кроме того, следует напомнить читателям журнала о переоценке основных средств по состоянию на 1 января 2007 года, проведенной на основании приказа Минэкономразвития России N 306, Минфина России N 120н, Росстата N 139 от 02.10.2006 «О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений». Данные переоценки изменили первоначальную стоимость основных средств бюджетных учреждений и формируют их стоимость в том числе и для расчета налога на имущество организаций (письмо Минфина России от 31.08.2007 N 03-05-05-01/38).

Что же касается объектов, числящихся на счете 0 10601 000 «Капитальные вложения в основные средства», а также на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства», то они в расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций не участвуют.

Согласно п. 4 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения не признаются:

— земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

— имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Кроме того, на основании ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются:

— организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

— религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

— общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

— организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

— организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

— организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

— организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов,

— организации — в отношении космических объектов;

— имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

— имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

— имущество государственных научных центров;

— организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны (ОЭЗ), созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории зоны, используемого на территории зоны в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ, в течение пяти лет с момента постановки на учет вышеуказанного имущества;

— организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Кроме того, дополнительные льготы могут быть предусмотрены региональным законодательством, так как налог на имущество организаций устанавливается не только главой 30 НК РФ, но и законами субъектов Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (ст. 372 НК РФ).

Так, Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» (ст. 4) значительно расширил перечень налоговых льгот. Так, на основании п. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона налоговая льгота предоставляется учреждениям, финансируемым из бюджета г. Москвы или бюджетов муниципальных образований в г. Москве на основе сметы доходов и расходов.

На основании ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Читайте так же:  Делается ли перерасчет пенсии если пенсионер работает

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется за налоговый период как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и на последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Иными словами, чтобы рассчитать среднегодовую стоимость имущества за налоговый период, надо сложить остаточную стоимость имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и на последнее число налогового периода [то есть на 31 декабря текущего года, а не на 1 января следующего года, как это было в прежней редакции НК РФ (до 1 января 2008 года)]. Полученная сумма должна быть разделена на количество месяцев в году, увеличенное на единицу, то есть на 13. В то же время порядок расчета средней стоимости имущества за отчетный период при исчислении авансовых платежей по налогу на имущество организаций не изменился. Сумма авансового платежа по налогу на имущество организаций исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении вышеуказанного объекта недвижимого имущества отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости (для объектов недвижимого имущества — инвентаризационной стоимости) объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Налоговый период. Отчетный период

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

5. Налоговая ставка

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. Сумма налога на имущество организаций исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога на имущество организаций, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

6. Уплата налога и авансовых платежей по налогу

Налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Так, согласно ст. 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 налог на имущество организаций, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по этому налогу уплачиваются по итогам отчетного периода не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Сумма налога зачисляется в бюджет г. Москвы.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога на имущество организаций вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Согласно ст. 384 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивают по местонахождению каждого из обособленных подразделений налог в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в отношении каждого обособленного подразделения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В то же время расчет налога на имущество организаций производится раздельно по местонахождению организации, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

7. Заполнение налоговой декларации

Налоговая декларация по налогу на имущество организаций (далее — декларация) и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.

— Раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика»;

— Раздел 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»;

— Раздел 3 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство».

Декларация представляется плательщиком налога на имущество организаций в налоговые органы:

— по месту нахождения российской организации;

— по месту постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в налоговом органе;

— по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;

— по месту нахождения недвижимого имущества;

— по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.

По месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности иностранной организации и не относящегося к ее деятельности через постоянное представительство, декларация представляется в составе титульного листа, Раздела 1, Раздела 3.

Декларация заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления ОК 019-94 (ОКАТО), утвержденным постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413. В декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по ОКАТО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.

Если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, декларация может заполняться в отношении суммы налога на имущество организаций, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении декларации указывается код ОКАТО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления декларации.

Бухгалтеру может потребоваться несколько бланков декларации с Разделом 2: в один из них он должен внести сведения об имуществе, которое находится там же, где головной офис организации, а в другой — данные об имуществе, которое облагается налогом на имущество организаций по местонахождению обособленных подразделений с отдельным балансом. Кроме того, Раздел 2 декларации заполняется по каждому объекту недвижимости, удаленному и от головного офиса, и от филиалов. И, наконец, бухгалтеру потребуются разные бланки декларации для имущества, которое облагается налогом по разным ставкам.

8. Проблемные вопросы начисления и уплаты налога на имущество бюджетных учреждений

Включается ли в налоговую базу имущество (например, купленное здание), если его государственная регистрация не завершена, следовательно, объект числится на счете 010601000 «Капитальные вложения в основные средства», но фактически эксплуатируется?

Минфин России считает, что по купленному зданию налог на имущество организаций должен уплачиваться с момента выполнения двух условий: здание введено в эксплуатацию и документы поданы на государственную регистрацию права собственности (письмо Минфина России от 03.08.2006 N 03-06-01-04/151). Эту же позицию подтверждают и письмо Минфина России от 02.11.2007 N 03-03-06/1/768, и решение ВАС РФ от 17.10.2007 по делу N 8464/07.

Надо ли организации отчитываться по местонахождению каждого обособленного подразделения или объекта недвижимости, если они расположены в одном регионе?

Отчитываться по налогу на имущество организаций в другом регионе надо, если там создано обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс, или находится недвижимость. На это указывает п. 1 ст. 386 НК РФ.

Если у организации в одном регионе, но в разных муниципальных образованиях находится несколько обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, или объектов недвижимости, то возникает вопрос: сколько деклараций заполнять?

Рассмотрим две ситуации:

1) обособленные подразделения и объекты недвижимости находятся в муниципальных образованиях, которые подведомственны разным налоговым органам;

2) обособленные подразделения и объекты недвижимости находятся в муниципальных образованиях, которые подведомственны одной налоговой инспекции.

В первом случае все зависит от того, предусматривает ли региональное законодательство распределение налога на имущество организаций между муниципальными бюджетами. Если да, то отчитываться придется в каждом муниципальном образовании. Однако если законодательство субъекта Российской Федерации не предусматривает распределение налога на имущество организаций между муниципалитетами, то можно подавать одну общую декларацию по всем филиалам и объектам недвижимости, которые находятся в регионе (письмо Минфина России от 09.08.2006 N 03-06-01-04/155). При этом организация может определить сама, в каком именно налоговом органе она будет отчитываться по налогу на имущество организаций.

В этом случае в налоговые органы тех муниципальных образований, где организация решила не отчитываться, она должна сообщить, через какую налоговую инспекцию, организация подает декларацию по налогу на имущество.

Во втором случае организация вправе заполнить одну общую декларацию, но Раздел 2 декларации придется составлять в нескольких экземплярах, ведь каждому муниципальному образованию присвоен свой ОКАТО и коды причины постановки на учет (КПП) у разного имущества могут отличаться.

Поэтому, составляя общую декларацию по обособленным подразделениям и недвижимости, организация должна заполнить по каждому ОКАТО отдельный экземпляр Раздела 2. Кроме того, в Разделе 1 декларации должны быть заполнены несколько блоков строк 010-040 — отдельно по каждому коду по ОКАТО.

За счет каких источников производится уплата налога на имущество, если имущество используется для деятельности, приносящей доход и отражается в бюджетном учете по коду «2» в 18-м разряде номера счета бюджетного учета?

Для бюджетных организаций, пожалуй, самым сложным в уплате налога на имущество организаций является вопрос, за счет каких средств уплачивать налог по налоговой декларации, ведь если имущество было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности и используется для предпринимательской деятельности, то и уплата налога должна производиться за счет вышеуказанных средств. Если имущество приобретено за счет бюджетных средств, то налог на имущество организаций должен быть предусмотрен в смете расходов по статье 290 «Прочие расходы» на основании приказа Минфина России от 24.08.2007 N 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Налоговое законодательство не содержит норм, которые определяли бы источники финансирования бюджетного учреждения, за счет которых должен уплачиваться налог на имущество организаций. Следовательно, для расчета сумм этого налога учреждению придется рассчитать и по бюджетной, и по «коммерческой» деятельности налоговую базу и сумму налога на имущество организаций, поскольку неуплата налога влечет налоговую ответственность.

Что делать, если главный распорядитель бюджетных средств не утвердил сумму на уплату налога на имущество в смете расходов бюджетного учреждения в полном объеме?

С 2007 года в отношении бюджетной деятельности действует порядок, при котором главные распорядители средств федерального бюджета составляли сводные реестры с суммами налога в Минфин России на основании письма финансового ведомства от 27.02.2007 N 02-03009/448 «О предоставлении главными распорядителями средств федерального бюджета сводных реестров для расчета налога на имущество организаций и земельного налога на 2007 г. по подведомственным бюджетным учреждениям».

Следовательно, средства для уплаты налога на имущество организаций по бюджетной деятельности закладывались и утверждались сметой централизованно начиная с 2007 года. Если возникают задержки с финансированием, то учреждению следует обратиться к письму Минфина России от 30.10.2007 N 03-05-05-01/44, в котором финансовое ведомство рекомендовало ФНС России в случаях обращения в налоговые органы бюджетных учреждений по вопросу предоставления отсрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей) по основаниям подпункта 2 п. 2 ст. 64 НК РФ принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета.

Порядок предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки утвержден приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ «Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов».

Льготы по налогу на имущество бюджетных организаций

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Представить себе бюджетное учреждение, не имеющее на балансе основных средств, довольно трудно. А раз есть основные средства, то бюджетное учреждение в общем порядке признается плательщиком налога на имущество организаций.
Так как величина этого налога сказывается на размере субсидии, выделяемой бюджетному учреждению на выполнение государственного задания, то понятно, насколько важным представляется правильность расчета указанного налогового обязательства. С порядком исчисления и уплаты налога на имущество организаций в бюджетном учреждении Вы ознакомитесь, прочитав данную статью.

Правовое положение бюджетных учреждений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансово-хозяйственная деятельность ведется бюджетным учреждением на основании Плана, составленного в соответствии с Требованиями к Плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными Приказом Минфина России от 28.07.2010 г. N 81н, на что указывает как статья 32 Закона N 7-ФЗ.

Как известно, имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (пункт 9 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ). Причем оно осуществляется с учетом расходов:
— на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет выделенных учредителем средств (Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. N 538);
— расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Обложение налогом на имущество бюджетных организаций

Обложение налогом на имущество бюджетных организаций

Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Согласно главе 30 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) бюджетные организации, получающие финансирование из бюджетов всех уровней на осуществление деятельности по смете доходов и расходов в сфере государственного управления, образования, культуры и искусства, здравоохранения и иных областях, уплачивают налог на имущество организаций в общеустановленном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Напомним, что до 1 января 2006 года бюджетные организации, осуществлявшие деятельность в социально-культурной сфере, в том числе в области здравоохранения, культуры, образования, социального обеспечения и т.д., пользовались в отношении имущества, используемого для научной деятельности, налоговой льготой в соответствии с п. 7, 16 ст. 381 НК РФ, предусмотренной для научных организаций, подведомственных некоторым отраслевым академиям наук.

Читайте так же:  Приказ о делопроизводстве в мо

Поэтому в настоящее время, если региональным законодательством не предусмотрены дополнительные налоговые льготы, суммы налога на имущество организаций возмещаются из соответствующего бюджета. Бюджетные учреждения — налогоплательщики, в распоряжение которых не выделены бюджетные средства в соответствующем объеме и (или) эти суммы не выделены своевременно, в частности в случае задержки финансирования или недофинансирования, не могут исполнить в установленном порядке свою конституционную обязанность по уплате налога на имущество организаций и земельного налога.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что согласно ст. 89 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» в связи с изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с 1 января 2006 года на уплату налога на имущество организаций и земельного налога федеральными органами государственной власти и учреждениями, находящимися в их ведении, а также организациями, участвующими в мобилизационной подготовке экономики, зарезервированы средства в объеме 27 100 000,0 тыс. руб. Распределение бюджетных ассигнований на уплату налога на имущество организаций и земельного налога осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ*1.
_____
*1 В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» в составе расходов федерального бюджета были зарезервированы средства в объеме 19 700 000,0 тыс. руб. на вышеуказанные цели.

Напомним, что для подтверждения сумм фактически уплаченного учреждениями и организациями налога на имущество организаций (авансовых платежей по налогу) главные распорядители должны были в 2006 году представить в Минфин России заверенные ими копии платежных поручений в отношении каждого учреждения и организации (с указанием назначения платежа и отметкой соответствующего территориального органа Федерального казначейства).

На основании вышеуказанной информации, полученной от главных распорядителей, и информации о фактически начисленных и уплаченных суммах налога на имущество организаций и земельного налога в отношении каждого учреждения и организации, полученной от ФНС России, Минфин России должен был в установленном порядке уточнить сводную роспись и лимиты бюджетных обязательств с учетом ассигнований, необходимых для уплаты данных налогов главными распорядителями, учреждениями и организациями.

Кроме того, Минфин России направил в ФНС России письмо от 26.07.2006 N 02-03-09/2026, в котором налоговым органам рекомендовано в случаях обращения в налоговые органы бюджетных учреждений по вопросу предоставления отсрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей по этим налогам) по основаниям подпункта 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, то есть в случае задержки финансирования из федерального бюджета, принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета.

Органами, уполномоченными принимать решения об изменении сроков уплаты региональных и местных налогов, являются налоговые органы по месту нахождения заинтересованного лица.

В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 63 НК РФ решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Решения об изменении сроков уплаты региональных и местных налогов, а также пени и о временном приостановлении уплаты сумм задолженности на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов принимаются управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения заинтересованного лица.

Поэтому в случае задержки финансирования из федерального бюджета, необходимого для уплаты налога на имущество организаций, земельного налога (авансовых платежей по этим налогам), гарантийное письмо главного распорядителя средств федерального бюджета служит документом, подтверждающим наличие соответствующего основания, указанного в подпункте 2 п. 2 ст. 64 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 64 НК РФ по ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Учитывая, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам и полностью зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации, законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации предоставлено право установить в своих законах о налоге только отдельные нормы налогообложения, в частности, им предоставлено право установить ставку налога в пределах, определенных ст. 380 НК РФ, сроки уплаты налога, а также форму отчетности по налогу. Кроме того, законодательные органы субъекта Российской Федерации могут не устанавливать отчетные периоды по налогу на имущество организаций, а также предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по этому налогу.

2. Объект налогообложения

Согласно ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций являются только основные средства (движимое и недвижимое имущество), находящиеся на балансе бюджетной организации на праве оперативного управления, в том числе приобретенные за счет бюджетных средств и за счет коммерческой деятельности.

При этом к недвижимому имуществу для целей налогообложения относятся объекты основных средств, определенные главой 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), а именно: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Под объектом недвижимого имущества, в отношении которого отдельно исчисляется налоговая база и уплачивается налог на имущество организаций, подразумевается единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое.

В этот обособленный комплекс включается имущество, как указанное в технической документации (техническом паспорте) на объект недвижимого имущества, так и имущество, дополнительно установленное, смонтированное в ходе капитальных вложений, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Например, в состав объекта недвижимого имущества необходимо включать учитываемые как отдельный инвентарный объект такие объекты основных средств, как лифты, встроенная система вентиляции помещений, локальные сети, другие коммуникации здания и прочее. В состав объекта недвижимого имущества не включаются учитываемые как отдельные инвентарные объекты объекты основных средств, которые не требуют монтажа, могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса (компьютеры, столы, транспортные средства, средства видеонаблюдения и другие).

Относительно имущества казны, находящегося на балансе бюджетных организаций, в ведении которых находятся вопросы управления государственным имуществом, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее. Статьями 214 и 215 ГК РФ определено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности и не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, находится в государственной или муниципальной казне.

Согласно правилам ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях имущество казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования учитывается на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функ-ции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.

Объекты государственной и муниципальной казны учитываются на балансе исполнительного органа по управлению имуществом на соответствующих счетах аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы» в порядке, установленном приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету», регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета имущества в бюджетных организациях.

Следовательно, объекты государственной и муниципальной казны, учитываемые на счете 010000000 в качестве основных средств, впредь до их закрепления в соответствии с ГК РФ за государственными предприятиями и учреждениями в форме оперативного управления или хозяйственного ведения, будут являться объектом обложения налогом на имущество организаций у исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ). Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществленная в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу вышеуказанного Закона, является юридически действительной (п. 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ).

Поскольку признание основных средств объектом обложения налогом на имущество организаций определяется наличием их нахождения на балансе организации в соответствии с требованиями ведения бухгалтерского учета, рассмотрим порядок формирования остаточной стоимости основных средств для целей налогообложения.

3. Формирование остаточной стоимости основных средств

Основой для ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и принятые в соответствии с ним правовые, нормативные и иные документы, которые регулируют деятельность бюджетных организаций.

Напомним читателям журнала, что порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности бюджетными организациями осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами Минфина России:

— Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 12.02.2006 N 25н;

— Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21.01.2005 N 5н.

К основным средствам относятся жилые и нежилые помещения, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, библиотечный фонд, драгоценные и ювелирные изделия, прочие основные средства.

Напомним читателям журнала, что с 1 января 2006 года в связи с ведением Инструкции по бюджетному учету мягкий инвентарь и посуда не относятся к основным средствам.

Согласно подпункту 1 п. 4 ст. 374 НК РФ не являются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы), перечень которых установлен Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

К вышеуказанным объектам не относятся здания и искусственные сооружения, возведенные человеком.

В соответствии с п. 10 Инструкции по бюджетному учету к основным средствам относятся не только материальные объекты, введенные в эксплуатацию, но и материальные объекты, находящиеся в запасе (на складе), на консервации, сданные в аренду, которые отражаются на счете 010100000 «Основные средства». При этом в целях формирования остаточной стоимости основных средств, а следовательно, и для налогообложения согласно п. 40 данной Инструкции начисление амортизации на объекты основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этих объектов к бюджетному учету.

Библиотечные фонды включаются в состав основных средств. При этом согласно п. 43 Инструкции по бюджетному учету по библиотечным фондам независимо от их стоимости амортизация и износ не начисляются, поэтому налоговая база по налогу на имущество организаций формируется исходя из первоначальной стоимости библиотечных фондов бюджетного учреждения.

Квартиры (жилищный фонд), в том числе квартиры, приобретенные и предоставленные сотрудникам на основании договоров социального найма, учитываются в составе объектов основных средств. При этом изменение балансовой стоимости основных средств производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств.

Если квартиры передаются в собственность граждан на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан, приватизированные квартиры на балансе бюджетного учреждения не отражаются.

Следовательно, приватизированные квартиры не подлежат обложению налогом на имущество организаций в составе имущества, находящегося на балансе данного учреждения, и должны облагаться налогом на имущество физических лиц, который уплачивается собственниками приватизированных квартир.

При этом в целях управленческого учета жилого фонда стоимость приватизированных квартир можно учитывать на забалансовых счетах.

Поскольку приватизацию отдельных квартир в жилом доме можно рассматривать как частичную реализацию (ликвидацию) основного средства (жилого дома), балансовая стоимость жилого дома должна быть уменьшена на стоимость приватизированных квартир с отражением вышеуказанной операции в бухгалтерском учете учреждения в установленном Инструкцией по бюджетному учету порядке.

В целях бюджетного учета приватизированных квартир на забалансовом счете их стоимость может быть определена расчетным путем на основании балансовой стоимости жилого дома и доли площади приватизированного жилого фонда (включая жилые и нежилые помещения, приходящиеся на приватизированные квартиры) в общей площади жилого дома (жилые и нежилые помещения).

Остаточная стоимость неприватизированного жилого фонда (жилые и нежилые помещения) подлежит налогообложению в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ.

При применении подпункта 2 п. 4 ст. 374 НК РФ, в соответствии с которым не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.

К военной службе относится служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, СВР, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы (ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Согласно законодательству Российской Федерации к военной службе приравнивается служба в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

К военной службе приравнивается фельдъегерская служба согласно Федеральному закону от 17.12.1994 N 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи». Таможенные органы (в том числе региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2253 и Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» входят в систему правоохранительных органов Российской Федерации и отнесены к государственным военизированным организациям.

При этом не подлежат налогообложению основные средства федеральных органов исполнительной власти, используемые ими для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

При определении состава вышеназванных основных средств, которые не облагаются налогом на имущество организаций, исполнительным органам государственной власти рекомендуется руководствоваться Законом РФ от 05.03.1992 N 2446-1 «О безопасности» и Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне».

Входящие в систему вышеуказанных органов самостоятельные юридические лица, имеющие гражданско-правовые формы учреждения и предприятия (лаборатории, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры, медицинские учреждения и другие организации и унитарные предприятия, снабженческие базы и т.д.) уплачивают налог на имущество организаций в общеустановленном порядке, поскольку не имеют правового статуса федерального органа исполнительной власти.

Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.1999 N 2-П, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

При этом в соответствии с постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 11.08.2005 по делу N А42-13441/04-20, от 14.10.2005 по делу N А13-1616/2005-05, от 28.10.2005 по делу N А42-871/2005-20, ФАС Дальневосточного округа от 20.04.2006 по делу N Ф03-А73/06-2/315 и от 12.04.2006 по делу N Ф03-А73/06-2/159 подведомственные Минобороны России учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.

Президиум ВАС РФ рассмотрел вопрос, касающийся правомерности применения подпункта 2 п. 4 ст. 374 НК РФ по налогу на имущество организаций в отношении ФГУП «488 военнокартографическая фабрика» Минобороны России, которое является самостоятельным юридическим лицом, и определил, что переданное органом исполнительной власти (Минобороны России) в хозяйственное ведение данной организации федеральное имущество предназначено для целей обороны и не является объектом налогообложения (постановление Президиума ВАС РФ от 21.11.2006 N 7290/06).

Читайте так же:  Белоусов вМ Пособие

В то же время Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит норм, которые позволяли бы использовать решение суда, вынесенное по конкретному делу, для урегулирования отношений, даже аналогичных по содержанию, без судебного разбирательства.

Поэтому не имеющие статуса федеральных органов исполнительной власти предприятия и учреждения, подведомственные вышеназванным федеральным органам исполнительной власти, должны учитывать позицию Минфина России, изложенную в письмах от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625 и от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09 по данному вопросу, и уплачивать налог на имущество организаций и транспортный налог в общеустановленном порядке.

Рассмотрим еще один вопрос для бюджетных организаций, касающийся формирования остаточной стоимости для целей налогообложения при проведении переоценки основных средств.

На основании п. 1 ст. 374 и п. 1 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций признаваемые объектом налогообложения основные средства учитываются по их остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций формируется исходя из остаточной стоимости имущества по состоянию на 1-е число каждого месяца календарного года и на 1-е число месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, и определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения вышеуказанных величин остаточной стоимости, на количество месяцев в налоговом (отчетном периоде), увеличенное на единицу.

Из норм п. 4 ст. 376 НК РФ во взаимосвязи с нормами п. 1 ст. 374 и п. 1 ст. 375 настоящего Кодекса следует, что при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период остаточная стоимость имущества на 1-е число следующего за налоговым периодом месяца должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату (то есть на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом).

Поэтому при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций за налоговый период должна учитываться стоимость имущества по состоянию на 1 января следующего налогового периода с учетом результатов переоценки основных средств.

Бюджетным организациям необходимо иметь в виду, что согласно приказу Минэкономразвития России N 306, Минфина России N 120н и Росстата N 139 от 02.10.2006 «О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений» они должны осуществить по состоянию на 1 января 2007 года переоценку основных средств и нематериальных активов.

Переоценка основных средств осуществляется путем индексации балансовой стоимости основных средств, приобретенного оборудования, предназначенного к установке, по состоянию на 1 января 2007 года на коэффициенты, разработанные Росстатом на основе индексов цен производителей на фондообразующие товары и индексов цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы). Переоценка основных средств и нематериальных активов проводится в соответствии с Порядком проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений, утвержденным приказом Минэкономразвития России N 25, Минфина России N 6н, Минимущества России N 14 и Госкомстата России N 7 от 25.01.2003 (далее — Порядок).

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что переоценка основных средств по состоянию на 1 января 2007 года проводится бюджетными организациями в 1-м полугодии 2007 года. Результаты переоценки отражаются в бухгалтерской справке (ф. 0504833), установленной Инструкцией по бюджетному учету, в межотчетный период (то есть в период реформации остатков баланса по счетам бюджетного учета на 1 января 2007 года до проведения переоценки, на счета бюджетного учета на 1 января 2007 года после проведения переоценки). Результаты переоценки также отражаются в балансе исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130), в балансе исполнения бюджета (ф. 0503120) в группе граф «На начало года» и в приложении к пояснительной записке «Сведения об изменении остатков валюты баланса» (ф. 0503173) в составе бюджетной отчетности за 2007 год.

Следовательно, итоги переоценки основных средств бюджетных учреждений учитываются по состоянию на начало года в составе налоговой отчетности по налогу на имущество организаций 2007 года. При этом результаты этой переоценки не учитываются в налоговой декларации за 2006 год, а только должны быть учтены в налоговой декларации за 2007 год, а также в налоговых расчетах, представляемых в налоговый орган после 1 июля 2007 года. Таким образом, в этом случае перерасчет налоговых обязательств (авансового платежа) за I квартал 2007 года не требуется.

Итак, переоценка основных средств по состоянию на 1 января 2007 года, проводимая бюджетными организациями, влияет на сумму налога на имущество организаций, исчисленную за 2007 год. При этом по итогам налогового периода стоимость имущества на начало каждого месяца (начиная с 1 января календарного года), принимаемая для исчисления среднегодовой стоимости имущества, включает результаты проведенной переоценки.

4. Определение налоговой базы

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется бюджетной организацией отдельно в отношении имущества, находящегося по месту нахождения:

— каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

— каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации и вне места нахождения обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

— имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Таким образом, налоговая база по недвижимому имуществу определяется по месту его фактического нахождения.

Что касается движимого имущества, то оно включается в налоговую базу в зависимости от отражения его стоимости на балансе (организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс), что должно быть отражено в учетной политике бюджетной организации (в отношении движимого имущества, находящегося вне места нахождения организации или вне места нахождения его обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс).

5. Налоговые льготы

На федеральном уровне налоговые льготы по налогу на имущество организаций установлены ст. 381 НК РФ, в том числе этой статьей Кодекса предусмотрены льготы, касающиеся бюджетных организаций, которые заключаются в следующем:

1) от налогообложения освобождаются организации уголовно-исполнительной системы согласно п. 1 ст. 381 НК РФ в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

Данная налоговая льгота предоставляется всем организациям, входящим в уголовно-исполнительную систему Минюста России, которая включает:

— учреждения, исполняющие наказания;

— территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные указания в виде лишения свободы»);

2) бюджетные организации вправе использовать льготу по налогу на имущество организаций в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения согласно п. 5 ст. 381 НК РФ.

При предоставлении льготы по налогу, установленной п. 5 ст. 381 НК РФ, в отношении находящихся на балансе организаций объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, бюджетным организациям необходимо руководствоваться Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон N 73-ФЗ), которым определен перечень таких объектов.

В целях предоставления льготы по налогу на имущество организаций бюджетная организация, имеющая на балансе объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), должна представить охранное обязательство, оформленное в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, к условиям доступа граждан, к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования (ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия является предметом охраны данного объекта, что должно подтверждаться охранным обязательством, то такие основные средства, относящиеся к памятникам истории и культуры, также не подлежат обложению налогом на имущество организаций.

При этом читателям журнала необходимо иметь в виду, что согласно п. 3 ст. 63 Закона N 73-ФЗ охранные обязательства применяются впредь до включения объекта культурного наследия в единый государственный реестр. Таким образом, в отношении объектов культурного наследия, включенных в вышеуказанный реестр, охранные обязательства не выдаются. В этом случае для подтверждения права на льготу должен использоваться паспорт объекта культурного наследия, который выдается собственнику вышеуказанного объекта и содержит необходимые сведения.

Если в здании — памятнике культурного наследия осуществлена реконструкция, в результате которой произошли существенные изменения или к объекту были пристроены дополнительные площади, то бюджетная организация в целях использования налоговой льготы должна подтвердить принадлежность данного объекта к памятнику культурного наследия, обратившись в соответствующую организацию, в ведении которой находятся вопросы охраны исторических памятников и ведения соответствующего реестра.

Региональным законом о налоге на имущество организаций могут быть установлены для бюджетных организаций (в том числе федеральных учреждений) налоговые льготы сверх определенных главой 30 НК РФ; разъяснения по таким льготам дает финансовый орган по соответствующему субъекту Российской Федерации.

6. Представление налоговой декларации

Плательщики налога на имущество организаций представляют в налоговые органы по окончании налогового и отчетных периодов налоговую декларацию и налоговые расчеты по авансовым платежам, форма которых утверждена приказом МНС России от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224, если иная форма не утверждена соответствующим региональным законом о налоге на имущество организаций. Как показывает практика, в большинстве регионов применяется форма, утвержденная ФНС России, при заполнении которой налогоплательщики должны учитывать разъяснения, направленные территориальным налоговым органам письмом МНС России от 28.04.2004 N 21-3-05/155.

Налоговая декларация (налоговый расчет по авансовому платежу) включает:

— раздел 5 — в случае наличия по месту нахождения российской организации не облагаемого налогом имущества.

В том же составе налоговая отчетность представляется по месту нахождения обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, и по месту нахождения недвижимого имущества.

Если недвижимое имущество находится по месту нахождения обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, то бюджетная организация должна представить налоговую декларацию по месту нахождения объекта недвижимого имущества в вышеуказанном составе (в отношении объекта недвижимого имущества).

Раздел 2 налоговой декларации представляется и заполняется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации, в отношении имущества обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации (обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс), а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. При этом при заполнении расчета по авансовым платежам строка 160 раздела 2 «Налоговая база» не заполняется. Данный показатель рассчитывается только по итогам налогового периода (то есть, как правило, за год).

Если организация имеет льготу, она заполняет раздел 5 налоговой декларации. Порядок его заполнения (исчисления среднегодовой стоимости необлагаемого имущества) аналогичен порядку, установленному для раздела 2 налоговой декларации.

В случае установления законом субъекта Российской Федерации о налоге дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории налогоплательщиков ставка налога на имущество организаций указывается по строкам 180 раздела 2 (строка 170 раздела 5) налоговой декларации.

При этом строки 170 раздела 2 налоговой декларации заполняются только в случае установления законом субъекта Российской Федерации о налоге для конкретной категории налогоплательщиков льготы в виде пониженной налоговой ставки.

В случае установления законом субъекта Российской Федерации дифференцированных налоговых ставок в зависимости от видов имущества, признаваемого объектом налогообложения, разделы 2 и 5 налоговой декларации заполняются отдельно по имуществу, облагаемому налогом на имущество организаций по разным налоговым ставкам.

После заполнения налоговой декларации налогоплательщику следует проверить контрольные соотношения в налоговой декларации (налоговом расчете по авансовому платежу):

— стр. 030 = стр. 200 — стр. 230 раздела 2 — при представлении налоговых расчетов по авансовым платежам;

— стр. 030 = стр. 190 раздела 2 — (стр. 210 + стр. 230) раздела 2 — при представлении налоговой декларации за налоговый период;

— стр. 040 = стр.190 раздела 2 — (стр. 210 + стр. 230) раздела 2;

— стр. 140 = (стр. 010 + 020 + 030 + 040) гр. 3 раздела 2 : 4 — при представлении налогового расчета по авансовому платежу за I квартал;

— стр. 140 = (стр. 010 + 020 + 030 + 040 + 050 + 060 + 070) гр. 3 раздела 2 : 7 — при представлении налогового расчета по авансовому платежу за полугодие;

— стр. 140 = (стр. 010 + 020 + 030 + 040 + 050 + 060 + 070 + 080 + 090 + 100) гр. 3 раздела 2 : 10 — при представлении налогового расчета по авансовому платежу за 9 месяцев;

— стр. 140 = (стр. 010 + 020 + 030 + 040 + 050 + 060 + 070 + 080 + 090 + 100 + 110 + 120 + 130) гр. 3 раздела 2 : 13 — при представлении налоговой декларации за год;

— стр. 160 = (стр. 140 — стр. 150) раздела 2 — при представлении налоговой декларации за налоговый период;

— стр. 190 = (стр. 160 х стр. 180) раздела 2 : : 100 — при представлении налоговой декларации за налоговый период;

— стр. 200 = 1/4 х (стр. 140 — стр. 150) х x стр. 180 раздела 2 : 100 — при представлении налогового расчета по авансовому платежу;

— стр. 210 = сумме значений стр. 200 раздела 2 налоговых расчетов по авансовым платежам, представленных в течение налогового периода, — при представлении налоговой декларации за налоговый период.

Сверка налоговой декларации с балансом проводится налогоплательщиком только для внутреннего пользования и сводится к контролю за соблюдением соотношения остаточной стоимости основных средств, отраженной в балансе и во всех налоговых декларациях, представленных как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения обособленных подразделений и недвижимого имущества.

Если организация при проверке расчетов с бюджетом по налогу на имущество организаций выявила ошибку в исчислении этого налога, то в соответствии со ст. 80 и 54 НК РФ она должна представить уточненные расчеты по налогу на имущество организаций за все периоды искажения величины подлежащего уплате в бюджет налога, отразить в учете доначисленную сумму налога, исчислить и уплатить в бюджет пени за несвоевременное внесение налога в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ плательщики налога на имущество организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.