Льготы инвесторам позволяющие

Рубрики Статьи

Льготы и преференции для инвесторов

В Республике Татарстан установлен широкий круг льгот для инвесторов дополнительно к установленным федеральным инвестиционным законодательством льготам и преференциям.

Законом «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» установлено, что субъекты инвестиционной деятельности, заключившие договор о реализации инвестиционного проекта с уполномоченным органом Кабинета Министров Республики Татарстан, освобождаются от уплаты республиканских налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налоговые льготы субъектам инвестиционной деятельности предоставляются на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не могут превышать 7 лет с момента начала инвестиций. В соответствии с действующим законодательством для предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, предусматриваются налоговые послабления по налогу на имущество — снижение ставки до 0,1% и по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан — до 13,5%.

Налоговые льготы для инвесторов – иностранных и РФ

Ни одно государство мира не может успешно развиваться без капитальных инвестиций, для стимулирования которых законодательством каждой страны предусматриваются те или иные налоговые льготы инвесторам. Россия не является исключением, оказывая различные меры государственной поддержки в целях улучшения инвестиционного климата.

Мнения разделились

Объектом повышенного внимания выступает тема предоставления преференций для иностранцев, осуществляющих вложения в экономику нашей страны. Можно выделить две диаметрально противоположные точки зрения на данную проблему.

  • Первая заключается в том, что оказание мер поддержки внешней инвестиционной деятельности целесообразно и может отразиться положительным образом на экономике страны, увеличивая приток капитала.
  • Представители же второй точки зрения считают, что налоговые льготы для иностранных инвесторов следует отменить, т.к. они не только неэффективны, но даже вредны, создавая неравные условия конкуренции.

Виды налогового стимулирования

Все инвестиционные льготы подразделяются на несколько видов:

  • сниженные ставки большинства налогов;
  • освобождение от таможенных пошлин;
  • так называемые «налоговые каникулы» (определенный срок, в течение которого можно не платить взносы);
  • инвестиционные налоговые кредиты;
  • создание специальных зон для производства экспортно-ориентированной и высокотехнологичной продукции, и др.

Рассмотрим механизм предоставления указанных преференций более подробно.

Общие налоговые льготы

Пониженные ставки применяются для налогов, несущих наиболее серьезную нагрузку на компании, реализующие инвестпроекты. Это НДС, налоги на прибыль и имущество организаций.

По НДС предусмотрены льготы при осуществлении научной деятельности – например, при выполнении НИОКР уплата налога не требуется (подп. 16-16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В отношении налога на прибыль можно отметить такой стимулирующий инструмент, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий своего рода отсрочку платежей по налогу. Данная мера применяется, только если средства, подлежащие уплате налога, направляются на определенные установленные законом цели, такие как:

  • проведение НИОКР;
  • совершение инновационной деятельности;
  • выполнение оборонного госзаказа;
  • развитие конкретного региона, и др.

Примечательным является тот факт, что налоговое стимулирование инвестиционной деятельности происходит не только на государственном, но и на муниципальном уровне. Действующее законодательство позволяет субъектам России вводить дополнительные льготы. Как показывает практика, эта мера вполне оправдана: во многих регионах страны, предоставляющих льготные условия, экономические данные выгодно отличаются от показателей других регионов, не вводящих стимулирующие меры.

Наиболее часто встречающимся налогом, по которому регионами устанавливается минимальная ставка (13,5%), выступает налог на прибыль. Далее следует налог на имущество. Уменьшение его ставки в некоторых регионах доходит до 50% (предельная ставка налога – 2,2%).

Немало регионов предоставляет также различные налоговые преференции для банков, лизинговых и страховых фирм, осуществляющих финансирование инвестпроектов.

Также к региональным стимулирующим мерам можно причислить и налоговые льготы для инвесторов в особых экономических зонах:

  • налоговые каникулы по некоторым видам налогов;
  • сниженные ставки налога на прибыль организаций, а также страховых взносов;
  • применение повышенного коэффициента для расчета амортизационных отчислений.

Льготы для внешних инвесторов

Помимо общих мер налогового стимулирования, установленных в отношении как внутренней, так и внешней инвестиционной деятельности, законодательством предусмотрены отдельные виды налоговых льгот для инвесторов в РФ из других государств.

Согласно положениям действующих двусторонних договоров, заключенных с иностранными государствами, при осуществлении зарубежной компанией своей деятельности в России через постоянное представительство, налогообложению подлежит только та часть дохода, которая относится к хозяйственной деятельности данного представительства. Таким образом, исключается двойное налогообложение организаций с иностранным капиталом.

Кроме того, некоторые виды льгот предусматриваются Налоговым кодексом России.

Так, согласно п. 1 ст. 149 НК РФ, не облагаются налогом услуги по сдаче помещений в аренду аккредитованным у нас иностранным компаниям или гражданам, но только в случае, если аналогичная преференция установлена для российских физических и юридических лиц на территории данного иностранного государства.

Кроме того, не подлежат уплате НДС при ввозе на таможенную территорию России некоторые виды имущества в натуральной и денежной форме, полный перечень которых регламентирован ст. 150 НК РФ.

Доходы иностранной компании, не имеющей постоянного представительства в России, от продажи товаров и иного имущества (за некоторыми исключениями), осуществления работ либо оказания услуг на территории нашей страны, не подлежат налогообложению у источника выплаты (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Для справки:
отдельные льготы по налогообложению иностранных инвесторов, которые участвуют в соглашениях о разделе продукции, указываются также в главе 26.4 НК РФ.

Проблемы и перспективы развития

Несмотря на всю важность налогового инвестиционного стимулирования, нельзя забывать, что на принятие инвестором конечного решения влияют еще и другие факторы, такие как общая экономическая и политическая ситуация, правовые гарантии и т.д. Если уровень экономики не привлекателен для инвестиций, никакие льготы и преференции не будут способствовать вложению в нее капитала.

Необходимо также учитывать, что заметная разница в системе льгот для отечественных и зарубежных инвесторов в пользу последних может повлечь вывод капитала за пределы страны российскими бизнесменами с целью получения ими льгот.

Соблюдение нужного баланса в инвестиционном стимулировании позволит создать благоприятные условия для развития экономической системы страны.

Какие есть налоговые льготы для инвесторов?

Я купил акции «Северстали» в декабре 2013 года. Сейчас подумываю продать их. Я слышал, что если держать акции три года, то не нужно платить налоги. Так ли это?

Вообще, есть ли какие-то налоговые послабления на фондовом рынке? А то за все нужно платить налоги: с прибыли по акциям, облигациям, с дивидендов. Как-то грустно.

Российский налоговый кодекс предусматривает целый набор льгот для инвесторов. Одна из них — упомянутая вами «трехлетняя льгота». Но, к сожалению, НДФЛ от прибыли с акций «Северстали» вам все же придется заплатить.

Купил и держи хотя бы 3 года

По ст. 219.1 НК РФ не надо платить НДФЛ от прибыли с продажи ценных бумаг, если инвестор владел этими бумагами 3 года и более. Предельный размер прибыли, освобождаемой от налога, равен N × 3 млн руб , где N — число полных лет владения (3, 4, 5 и т. д.). Это касается ценных бумаг на бирже и паев открытых ПИФов.

Однако в вашем случае «трехлетняя льгота» не действует. Дело в том, что бумаги должны быть куплены не ранее 1 января 2014 года. Вы их приобрели в декабре 2013 года, и льготой согласно налоговому кодексу воспользоваться нельзя.

Читайте так же:  Расчет пособия до 15 лет в 2019 году за неполный месяц

Но вас все равно можно поздравить: «Северсталь» принесла вам отличную прибыль. В декабре 2013 года акция стоила около 300 рублей, сейчас — больше 900 рублей. Более 200% за 4,5 года — прекрасный результат. А еще компания платит неплохие дивиденды.

Кроме «трехлетней льготы» есть другие способы законно сэкономить на налогах с прибыльных инвестиций.

Акции компаний высокотехнологичного сектора

Механизм очень похож на «трехлетнюю льготу», но достаточно владеть акциями всего год. Правда, это относится к небольшому списку ценных бумаг так называемого инновационного сектора экономики. Полный перечень есть на сайте Московской биржи.

«Пятилетняя льгота»

Малоизвестный вариант сэкономить на налогах — воспользоваться «пятилетней льготой». Она позволяет не платить НДФЛ с прибыли от акций российских компаний, приобретенных с 1 января 2011 года, если владеть ими не менее 5 лет.

Но это относится только к акциям, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг. Акции «Северстали» торгуются на Московской бирже (организованном рынке) — значит, эта льгота к ним неприменима.

Облигации органов власти

Купонный доход с облигаций федерального займа, региональных и муниципальных облигаций не облагается налогом. Но будет удержан НДФЛ , если вы продали облигацию дороже, чем купили, или если купили дешевле номинала и дождались погашения.

Некоторые корпоративные облигации

С начала 2018 года не взимается НДФЛ с российских корпоративных облигаций, номинированных в рублях и эмитированных с 1 января 2017 года. Можете посмотреть их список на сайте Московской биржи.

При этом, если купонный доход больше ставки ЦБ + 5 процентных пунктов, требуется уплатить налог 35 или 30% (для нерезидентов) с той части доходности, что превысила ключевую ставку ЦБ + 5 п. п.

Индивидуальный инвестиционный счет

Отличный способ получать налоговые льготы — открыть индивидуальный инвестиционный счет. На ИИС можно воспользоваться одной из двух льгот по выбору инвестора.

Вычет на взносы (тип А). Инвестор вносит деньги на ИИС , а в следующем году налоговая возвращает ему уплаченный в прошедшем году НДФЛ — 13% от внесенных на ИИС средств, но не более 52 000 рублей за год. Больше, чем был НДФЛ за прошедший год, налоговая не отдаст. НДФЛ с прибыли от операций на ИИС уплачивается при закрытии счета.

Вычет на доход (тип Б). Тут очень просто: вся прибыль от операций на ИИС не облагается налогом. Этот вариант подходит тем, кто не платит НДФЛ , у кого он совсем скромный или кто надеется зарабатывать на бирже десятки процентов годовых.

Налог с дивидендов удерживается даже на ИИС , имейте это в виду.

Новостикорпорации / региона

Налоговые льготы инвесторам представляют собой основу для успешного развития промышленности в регионе. В Ульяновской области принята и работает наиболее прогрессивная из имеющихся в России нормативно-правовая база, обуславливающая получение компаниями, локализующими производства на территории Ульяновской области, следующих мер государственной поддержки, определенных законом Ульяновской области от 02.09.2015 № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области», законом Ульяновской области от 04.06.2007 № 71-ЗО «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков», законом Ульяновской области от 06.12.2007 № 130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области», постановлением Правительства Ульяновской области от 01.12.2010 № 418-П «О некоторых мерах по реализации закона Ульяновской области от 15.03.2005 № 019-ЗО «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области», а именно:

1. Налоговые льготы инвесторам:*

  • 15,5 % (16,5 % в 2017 — 2020 г.г.) — ставка налога на прибыль организаций в течение 15 лет — с учётом снижения ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в региональный бюджет, на 4,5 %;
  • 0 % — ставка налога на имущество организаций в течение 10 лет;
  • 1,1 % — ставка налога на имущество организаций с 11-го по 15-й годы;
  • 0 % — освобождение от уплаты транспортного налога в течение 10 лет;
  • 0 % — ставка земельного налога в течение 8 лет.

*Указаны налоговые льготы для статуса особо значимого инвестиционного проекта, сроки предоставления которых не зависят от наступления срока окупаемости инвестиционного проекта, а начало применения ориентировано на момент возникновения налогооблагаемой базы по соответствующим налогам.

Поддержка инвесторов как залог развития Ульяновской области

Налоговые льготы инвесторам направлены на сокращение сроков окупаемости проектов.

Мы прилагаем все необходимые усилия по поддержке инвесторов. Нами создана прогрессивная нормативно-правовая база, способная обеспечить оптимальные условия для локализации производств именно в Ульяновской области. Таким образом, система административной поддержки, налоговые льготы инвесторам позволяют привлекать компании крупного и среднего бизнеса, обеспечивая промышленный рост нашего региона.

Поддержка инвесторов — комплекс мер, нуждающихся в регулярной модернизации, поэтому мы постоянно совершенствуем нормативно-правовую базу, уделяя особое внимание инвестиционной политике. Правительство Ульяновской области ставит перед собой задачу сделать налоговые льготы инвесторам максимально привлекательными, обеспечивающими эффективную работу компаний в нашем регионе. Воспользоваться льготами может каждая компания, соответствующая критериям, обозначенным в законодательных документах.

За более подробной информацией вы можете обратиться в Корпорацию развития Ульяновской области. Мы расскажем вам о системе поддержки и о том, какими налоговыми льготами для инвесторов вы можете воспользоваться уже сегодня.

По льготному счету: как правильно воспользоваться налоговыми нововведениями

Российские долгосрочные инвесторы с января 2014 года имеют право на налоговые льготы, а биржевые спекулянты получат их через год — с января 2015 года. В конце декабря 2013 года Госдума приняла поправки к Налоговому кодексу, позволяющие сэкономить на подоходном налоге одним из двух способов. Какой способ выбрать?

Трехлетний срок

С января 2014 года долгосрочные инвесторы, купившие ценные бумаги не для активной торговли, а для продажи через длительное время, получили налоговую льготу. Если такие инвесторы владели бумагами больше трех лет, они освобождаются от уплаты подоходного налога. Максимальный размер налогового вычета составит 3 млн рублей в год, говорит один из разработчиков законопроекта, предправления НАУФОР Алексей Тимофеев. Эта сумма не подпадет под налогообложение; таким образом, за три года от государства можно получить назад подоходный налог (13%) с 9 млн рублей, или 1,17 млн рублей.

До 2007 года инвесторы имели право на налоговый вычет при продаже акций, если владели ими более трех лет и не имели документов, подтверждающих их покупку. Кроме того, от налога освобождались инвесторы, владевшие бумагами меньше года и заработавшие на них не более 125 000 рублей. Эти льготы, отмененные с 1 января 2007 года, вводились, чтобы освободить от налогов людей, получивших акции во время приватизации. Одновременно от налогов освобождалась продажа недвижимости и дачных участков. Сейчас продажа недвижимости и дачных участков, которые находятся в собственности более трех лет, по-прежнему не облагается налогом, а ценные бумаги до принятия поправок в декабре 2013 года под налогообложение подпадали. Одна из причин смягчения налогового законодательства — желание властей вернуть деньги из офшоров, о чем неоднократно говорил Владимир Путин.

Офшорные компании не платят налог на прибыль, но создание такой компании обойдется в $3000–10 000, обслуживание — еще не менее $1000 в год. По оценке эксперта департамента персонального финансового планирования «БКС Премьер» Антона Шабанова, офшорами пользуются инвесторы, оперирующие суммами от 100 млн рублей, а для них российская льгота слишком мала и никак не может стать альтернативой офшорным сделкам. Кроме того, через офшоры средства инвестируются в инструменты и стратегии, недоступные на российском рынке, например хедж-фонды. «Инвесторы переходят в зарубежные юрисдикции, потому что они позволяют создавать более сложные и интересные с точки зрения доходности продукты», — считает управляющий партнер Europe Finance Евгения Случак. Она приводит в качестве примера покупку евробондов с плечом, для хеджирования этого инструмента используется CDS на Россию, купить который в российской юрисдикции можно только теоретически.

Читайте так же:  Нотариус 11 линия 66

Тем не менее эта льгота, по мнению Шабанова, заинтересует консервативных инвесторов, вкладывающих деньги в облигации, которые благодаря налоговой льготе сравняются по доходности с банковским депозитом. «Облигационные фонды показывают доходности, близкие к депозитным, освобождение от уплаты 13% подоходного налога повысит их доходность для инвесторов примерно на два процентных пункта», — оценивает гендиректор УК «Альфа-Капитал» Ирина Кривошеева.

По оценке Кривошеевой, увеличение доходности облигационных фондов за счет налоговых льгот может заинтересовать примерно 1% владельцев крупных депозитов (от 1 млн рублей). По данным Агентства по страхованию вкладов за первое полугодие 2013 года (более свежих данных нет), доля вкладов более 1 млн рублей составляет 41%, или 6,3 трлн рублей. Таким образом, фондовый рынок может получить дополнительно 60 млрд рублей от консервативных инвесторов. Или, по подсчетам Кривошеевой, 150 000 новых инвесторов. Сегодня в российские акции и облигации вкладывают деньги примерно 1 млн человек, еще столько же держат их в паевых фондах.

Открыл счет — получил 13%

Частные инвесторы, активно торгующие на рынке, с 2015 года смогут открыть специальный инвестиционный счет, по сути, это обычный брокерский счет, но с налоговыми льготами. Закон предусматривает два вида инвестиционных счетов. Первый счет можно открывать раз в год и положить на него не больше 400 000 рублей, но как только деньги внесены, инвестор сразу же может получить право на налоговый вычет в 13%, или 52 000 рублей. Закрыть счет можно не раньше чем через три года. Вычет полагается каждый год, таким образом за три года, если каждый год вносить по 400 000 рублей, набежит 156 000 рублей. После закрытия счета нужно будет заплатить 13%-ный налог на доходы. Второй вид счета не предполагает налогового вычета, но через три года весь полученный на этом счете доход освобождается от налога на доходы физлиц.

Какой из этих счетов выгоднее? По просьбе Forbes НАУФОР рассчитал ретроспективную доходность таких счетов с 1996 по 2012 год, используя значения индекса РТС. При расчетах специалисты НАУФОР предположили, что инвестор вносит на счет по 400 000 рублей каждый год с 1997-го и либо ежегодно получает налоговый вычет и платит в конце срока 13%, либо не получает вычета, но и не платит налогов. Результат их расчетов показан на графике.

Получилось, что вложенные в фондовый рынок — а именно в индекс РТС — 6,8 млн рублей (именно таков будет объем первоначальных инвестиций, если ежегодно вносить на счет по 400 000 рублей) без каких-либо налоговых льгот принесли бы инвестору доход в 28,8 млн рублей. Если бы инвестор получал налоговый вычет на сумму ежегодного взноса, его доход за тот же период составил бы уже 33,4 млн рублей. А если бы он выбрал второй вариант и не платил налог с итогового дохода, его инвестиции принесли бы 36,3 млн рублей. В расчетах не учтены расходы на оплату брокерской комиссии и вознаграждение управляющему.

Из расчетов НАУФОР следует, что налоговый режим с освобождением от налога на доход выгоднее режима с вычетом из суммы взноса, но это не всегда верно. Forbes построил модель для сравнения двух видов налоговых льгот в зависимости от доходности инвестиций. Мы предположили, что в течение 10 лет инвестор ежегодно пополняет счет на 400 000 рублей, и в первом случае он сразу же забирает 52 000 рублей и платит подоходный налог в конце срока, во втором случае не забирает по 52 000 рублей каждый год, но и подоходный налог не платит. При доходности 12% годовых через 10 лет доход с условием ежегодных выплат 52 000 рублей и уплаты налога в конце срока составит 3,862 млн рублей, альтернативный безналоговый вариант более выгоден, он принесет доход 3,880 млн рублей. Но уже при доходности 13% годовых картина меняется на противоположную — безналоговый вариант становится менее выгоден — 4,283 млн рублей против 4,326 млн рублей при ежегодных выплатах 52 000 рублей и уплате налога в конце срока.

Государственный резон

Управляющие и брокеры предполагают, что налоговые льготы помогут привлечь инвесторов на фондовый рынок. По словам генерального директора ИК «Атон» Андрея Звездочкина, ожидаемые снижение ставок по банковским депозитам, введение единого налога на недвижимость в 2015 году приведут к перераспределению ресурсов населения в пользу фондового рынка. Кривошеева ожидает, что эта льгота может повлиять на рынок так же сильно, как и механизм страхования вкладов и софинансирования пенсионных накоплений. «Потенциал рынка частных инвестиций через эти счета мы оцениваем по крайней мере как 10% от рынка крупных депозитов, а это сейчас 1,4 млн вкладчиков», — говорит Кривошеева. Тимофеев надеется, что счета будут интересны людям, имеющим депозиты, превышающие застрахованную сумму в 700 000 рублей. «Эти деньги не защищены страховкой АСВ, как не защищены и от неудачного инвестирования на фондовом рынке, однако в случае использования инвестиционных счетов прибыль от налогового вычета гарантирована», — говорит он. Несмотря на отсутствие страховой защиты, доля крупных депозитов растет с 2009 года, в то время как доля вкладов меньше 700 000 рублей снижается.

Управляющий партнер Spectrum Partners Андрей Лифшиц настроен не так оптимистично: «Сложно поверить, что налоговый вычет от такой маленькой суммы — 400 000 рублей в год — со всеми хлопотами, связанными с взаимоотношениями с налоговой службой, сделает привлекательной покупку акций российских эмитентов». Он считает, что инвестиционными счетами могут воспользоваться частные инвесторы, давно торгующие на рынке, но новых таким способом вряд ли удастся привлечь. «Новые длинные деньги на рынок не поступят, а Минфин может не досчитаться налогов», — говорит Лифшиц.

Инвестиционные счета — калька с зарубежных аналогов. В России они задумывались как аналог американских индивидуальных пенсионных счетов, взносы на которые освобождаются от подоходного налога. Получить накопленные на таких счетах деньги можно при выходе на пенсию. С 1992 по 2012 год американцы, благодаря этим отчислениям, накопили $2,5 трлн. Когда разработчики российского законопроекта узнали, что Минфин уже разрабатывает аналог американских пенсионных счетов, они трансформировали свою идею в инвестиционные счета, не привязанные к пенсионному возрасту, рассказывает Тимофеев.

Инвестиционные счета есть, например, в Великобритании. Размер находящихся на них средств оценивается в £443 млрд. Однако почти 80% этих денег приходится на депозитные счета (банки предлагают процентные ставки до 2,25% годовых на три года), а не счета для сделок с ценными бумагами. На них можно класть не больше £11 500 в год. В 2013 году такие счета открыли 14,5 млн человек. В основном инвестиционные счета заводят люди с доходом £10 000–20 000. Государство, по оценкам, теряет на налоговых льготах примерно £2 млрд в год.

Льготы инвесторам позволяющие

Весной правительство разошлось в оценках нового способа привлечения инвестиций. Минфин предлагал доработать правила специальных инвестиционных контрактов (спик), чтобы сделать этот инструмент массовым, а министр экономического развития Максим Орешкин опасался, что спики нарушат конкуренцию, так как их участники будут пользоваться чрезмерными льготами. Орешкин даже предлагал правительству прекратить работу над законопроектом.

Читайте так же:  Покупка доли квартиры у мужа

Спустя два месяца министерствам пришлось вернуться к документу – и они почти согласовали его. На совещаниях у первого зампреда правительства Антона Силуанова и зампреда Дмитрия Козака 14 июня Минфин и Минэкономразвития сняли большинство противоречий, возникших при обсуждении спиков. Но протокол, подготовленный после совещания, существует в двух версиях (содержание обеих подтвердили федеральные чиновники): одна – аппарата Силуанова, другая – аппарата Козака. В первой сказано, что разногласия Минфина и Минэкономразвития урегулированы. Во второй этого пункта нет. Но в обеих версиях написано, что необходимо внести законопроекты в Госдуму в кратчайшие сроки. Федеральный чиновник говорит, что идет подготовка пакета к правительственной комиссии по законопроектной деятельности, но на комиссию надо выносить одно решение и один протокол, подписанный и Силуановым, и Козаком. Консолидированного решения правительства нет, говорит представитель Козака.

Обе версии предусматривают, что государство выдаст субсидии в размере до 50% капитальных затрат инвесторов по спикам, обе предлагают преференции, если продукция, произведенная по спику, не имеет аналогов в России либо пойдет на экспорт и он принесет не менее 15% выручки.

Есть и различия: например, версия аппарата Силуанова позволяет заключить спик без конкурса, если инициативу проявил инвестор, в версии аппарата Козака конкурс обязателен; в версии аппарата Силуанова критерии высокотехнологичности и экспорта применяются лишь к спикам, инициатором которых выступает государство, в версии аппарата Козака – ко всем.

Чиновники видят в спиках прежде всего инструмент для возвращения крупнейших капиталов в российскую юрисдикцию. Кроме того, эти проекты получат беспрецедентную поддержку государства – они должны повысить глобальную конкурентоспособность России. Чиновники также рассчитывают, что с помощью спиков удастся создать аналог корейских чеболей (Samsung, LG и др.), что приведет к резкому росту инвестиций в экономику и ее росту. Правда, продолжают чиновники, те же спики могут разрушить конкуренцию либо оказаться слабым нишевым способом поддержки экспорта.

Субсидии для спиков, говорят два чиновника, могут поступить из фонда развития (3,5 трлн руб.), о котором объявил Силуанов.

Спики существуют с 2015 г., с их помощью правительство пыталось решить задачу импортозамещения и локализации. Условием тех спиков была модернизация производства, взамен инвесторы получали льготы по налогу на имущество (до 0% по решению региона) и на прибыль (до 0%, если и регион принял такое решение) и неизменность налоговых условий («дедушкина оговорка»), но инструмент не стал массовым – всего спиков менее 30. Минэкономразвития и сейчас настаивает, что спики должны оставаться штучным инструментом, говорит федеральный чиновник.

Спики, заключенные по старым правилам, не перестанут действовать, когда будет принят законопроект о спиках с новыми правилами, если только правительство не решит расторгнуть контракт или перезаключить его без конкурса на новых условиях. В новых спиках, как и в старых, предусмотрена «дедушкина оговорка», а еще инвесторы смогут согласовать для своих производств специальные технические условия, которые отличаются от обычных российских. Однако Минэкономразвития и Козак настаивают, говорит федеральный чиновник, что на спики надо распространить ГОСТы. В версии аппарата Козака предложено не применять в контрактах неизменность техрегламентов и тарифов, регулируемых государством, а также говорится о недопустимости предоставления льгот, если они могут быть даны инвестору уже существующими механизмами поддержки.

По готовящемуся законопроекту новые спики можно заключать в большинстве отраслей экономики: строительстве, добыче полезных ископаемых (кроме сырой нефти и природного газа), обрабатывающих производствах (кроме табачной и алкогольной продукции, жидкого топлива), сельском хозяйстве и т. д.

В Минэкономразвития, говорит федеральный чиновник, считают, что количество отраслей, где можно применять спики, следовало бы уменьшить.

Из-за несовершенства среды, вместо того чтобы инвестировать в России, деньги крупнейших инвесторов работают за рубежом и амнистии капиталов недостаточно, чтобы вернуть их в Россию – необходимо создать среду, говорит чиновник: «Даже чтобы построить олимпийский Сочи, пришлось написать отдельный закон – законопроект о спиках, по сути, им и станет».

Условием новых спиков как раз и будет вложение именно собственных денег – не менее 1млрд руб., сказано в законопроекте. Спики по прежним правилам позволяли использовать кредиты, и минимум был 750 млн руб. В письме в правительство замминистра финансов Андрей Иванов прогнозировал, что с помощью спиков к 2024 г. можно будет реализовать проектов на 28 трлн руб. («Ведомости» ознакомились с копией, содержание подтверждал чиновник). Публично же он оценивал портфель предзаявок в 5 трлн руб. По оценке Минпромторга, предзаявок на 700 млрд руб., рассказывает федеральный чиновник: это много, это живые инвестиции.

Критику Минэкономразвития вызывает то, рассказывает федеральный чиновник, что спик может включать необоснованно большие меры поддержки, их стоимость определяется без надлежащих расчетов и обоснований. Согласно законопроекту меры поддержки каждого спика устанавливаются отдельно, на переговорах инвесторов и чиновников – как по концессионным соглашениям (ГЧП курирует Минэкономразвития). Но, указывает федеральный чиновник, требования спиков менее конкретные, чем концессий. По сути, спики отданы на откуп межведомственной правительственной комиссии, сетует другой федеральный чиновник.

В межведомственной комиссии присутствуют представители и ФАС, и Минэкономразвития, нет сомнений в объективности таких решений, уверена партнер KPMG Нина Гулис. Но важно проводить мониторинг исполнения обязательств, которые по контракту взяли на себя и инвесторы, и государство, говорит она.

Если инвестор не исполнит условия, он должен вернуть в бюджеты полную стоимость всех полученных льгот и преференций, сказано в протоколе, подготовленном аппаратом Силуанова.

Законопроект все еще нуждается в доработке, отмечает Гулис. Инвесторам нужны прозрачные правила, чтобы получение господдержки было связано с выполнением объективных критериев, говорит партнер Dentons Василий Марков. Важно, чтобы внутри правительства появилось единодушное мнение, указывает он: разногласия чиновников популярности инструменту не добавляют.

Представители Минфина, Минэкономразвития и Минпромторга не ответили на запрос. Представитель ФАС отказался от комментариев.