Лекция налог на прибыль организации

Рубрики Статьи

Налог на прибыль организации (1)

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

1. Налог на прибыль организации

1.1 Налогоплательщики налога на прибыль, объект налогообложения

1.4 Амортизируемое имущество, методы и порядок расчета сумм амортизации

1.5 Налоговая база, период и ставки налога

2. Объем и структура налоговой декларации

Приложение 1 Налоговая декларация по налогу на прибыль

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап — государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

В системе налогов РФ одним из наиболее значимых является налог на прибыль. Вопросы, связанные с этим налогом имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.

Налог на прибыль имеет двоякое значение: фискальное и регулирующее.

Во-первых, налог является важным доходом бюджета, во-вторых, налог на прибыль играет роль экономического инструмента регулирования экономики. Государство, лишенное собственности, не может управлять производственным процессом административными методами. Спущенные сверху директивные указания, не подкрепленные экономическими стимулами, вряд ли будут выполняться частными предприятиями, акционерными обществами, деятельность которых определяется в первую очередь требованиям рынка и законом стоимости. В связи с этим управление хозяйственными процессами возможно лишь экономическими методами, и, прежде всего, набором элементов налогообложения прибыли: ставками, расчетом объекта обложения, льготами и санкциями. Изменяя обложение прибыли юридических лиц этими методами, государство способно оказать серьезное давление на динамику производства: стимулировать его развитие либо сдерживать движение вперед. Действующий налог на прибыль предприятий и организаций в России регулирующую роль выполняет слабо в силу неустойчивой экономической ситуации в стране, а также существования слабой налогооблагаемой базы. Налог на прибыль предприятий и организаций действует на всей территории страны.

1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Налогоплательщики налога на прибыль, объект налогообложения

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ через постоянное представительство и (или) получают доходы от источников в РФ (п. 1 ст. 246 НК РФ).

С 2008 по 2017 г. не относятся к налогоплательщикам иностранные организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (п. 2 ст. 246 НК РФ).

К российским организациям относятся организации, которые созданы по российским законам. Это означает, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе бюджетные учреждения.

Некоторые организации освобождены от обязанностей плательщика налога на прибыль. Это организации:

— применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей ( ст. 274 НК РФ);

— применяющие упрощенную систему налогообложения,

— применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности ;

— занимающиеся игорным бизнесом.

Те организации, которые переведены на ЕНВД или занимаются игорным бизнесом, не платят налог на прибыль только в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД и налогом на игорный бизнес. Следовательно, по иным видам деятельности они исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке.

Отметим, что, несмотря на освобождение от уплаты налога на прибыль, указанные выше организации не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов. В частности, указанные организации должны перечислить в бюджет налог на прибыль:

— при выплате дивидендов;

— при выплате определенных доходов иностранным организациям .

Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты налога.

Для налога на прибыль объектом налогообложения признается прибыль, которую получила организация .

По общему правилу прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами организации. Если налогоплательщиком является иностранная организация, которая работает в России через постоянное представительство, то прибылью для нее будет разница между доходами этого представительства и его расходами (п. 2 ст. 247 НК РФ). Если постоянного представительства у иностранной организации в России нет, то прибылью, с которой ей необходимо заплатить налог, будут являться доходы, которые она получила в России (п. 3 ст. 247, ст. 309 НК РФ).

Таким образом, ответ на вопрос, что же такое прибыль для целей налогообложения, будет разным в зависимости от категории налогоплательщика, который этот вопрос задает.

По общему правилу доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Но не всякая экономическая выгода будет признана доходом организации, а только та, которую можно оценить и определить по правилам гл. 25 НК РФ (ст. 41 НК РФ).

Итак, экономическая выгода признается доходом организации, если одновременно соблюдаются три условия:

1) она подлежит получению деньгами или иным имуществом;

2) ее размер можно оценить;

3) она может быть определена по правилам гл. 25 НК РФ.

Однако приведенное определение дохода, скорее, характеризует так называемый чистый доход, или прибыль организации.

Для целей обложения налогом на прибыль под доходами понимаются общие поступления организации (в денежной и натуральной формах) без учета расходов, которые организация понесла.

Доходы в иностранной валюте (например, в долларах США) или доходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются вместе с доходами в рублях. Для этого указанные доходы нужно пересчитать в рубли в соответствии с методом признания доходов, закрепленным в учетной политике организации.

Из общего правила о том, что к доходам для целей налога на прибыль относятся все подлежащие получению поступления организации без учета расходов, есть одно исключение. Касается оно сумм налогов, которые организация обязана предъявить своим покупателям. Указанные суммы не учитываются в составе доходов организации.

Величина дохода может быть определена на основании любых документов, так или иначе подтверждающих его получение.

К таким документам относятся:

— первичные учетные документы;

— документы налогового учета;

— любые иные документы.

Все доходы, которые получила организация, можно условно разделить на две группы:

1) доходы, которые учитываются при налогообложении прибыли;

2) доходы, которые не учитываются при налогообложении прибыли.

При этом доходы, которые учитываются при налогообложении, подразделяются:

— на доходы от реализации;

Реализация — это передача на возмездной (безвозмездной) основе в собственность другому лицу товаров, результатов выполненных работ, оказание услуг одним лицом другому лицу (в том числе обмен товарами, работами или услугами).

Доход от реализации — это выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

Лекция налог на прибыль организации

Конспект лекции: Налог на прибыль: налогоплательщики, объект, налогооблагаемая база, налоговый период, налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления и сроки уплаты налога

Элементы налогообложения:

  • — российские организации;
  • — иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Не являются плательщиками налога на прибыль организации, уплачивающие:

  • — единый налог на вмененный доход;
  • — единый сельскохозяйственный налог;
  • — налог на игорный бизнес;
  • — организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения;
  • — организации, являющиеся иностранными организаторами олимпийских игр в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением 22 олимпийских игр;

Объект налогообложения: прибыль, полученная налогоплательщиком для российских организаций, прибыль=доходы-расходы, для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через представительства – прибыль – объект налогообложения без представительства ин. Орган – все доходы облагаются налогом (ставка, 20%). Когда организация осуществляет несколько видов деятельности – налоговый учет осуществляется по каждому виду деятельности отдельно.

Налоговая база – денежное выражение прибыли.

Ставка налога – 24%. В федеральный бюджет – 6,5%, в бюджет субъектов РФ – 17,5%, 26% — для организаций, реализующих продукцию, 9% — на доходы в виде дивидендов, 15% с доходов дивидендов иностранных организаций от участия в российской компании.

Прибыль получена ЦБ – 24%, если не связана с законной деятельностью, связанная с законной деятельностью – не облагается налогом.

Налоговый период – календарный год.

Отчетный период – I квартал, п/г, 9 месяцев календарного года. По истечении квартала – начисленная сумма налога подлежит уплате в бюджет.

Если иное не установлено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

Читайте так же:  Приказ об организации надзора за безопасной эксплуатацией

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.

Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 настоящего Кодекса.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (в отношении которых применяется порядок, установленный пунктом 4 настоящей статьи), при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Лекция налог на прибыль организации

ЛЕКЦИЯ № 6. Налог на прибыль организаций

Важнейший элемент налоговой политики каждого государства – это налогообложение прибыли.

Налог на прибыль – это важный источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.

Налог на прибыль – это прямой, федеральный и регулирующий налог.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций являются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ.

Объект налогообложения – прибыль, полученная налогоплательщиком.

1) для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, – полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

3) для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в РФ.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

2) внереализационные доходы.

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Так как налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, то расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

1) расходы, связанные с изготовлением, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт, техническое обслуживание и поддержание основных средств и иного имущества в исправном состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы:, связанные с производством и реализацией.

Расходы, связанные с производством и реализацией, делятся на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Налоговая база по прибыли определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным БК РФ.

Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме.

Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются исходя из цены сделки.

Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы, исходя из цены сделки.

Рыночные цены определяются на момент реализации или совершения внереализационных операций.

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговая ставка устанавливается в размере 24 %. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 %, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 %, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но налоговая ставка не может быть ниже 13,5 %.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, 2 месяца, 3 месяца и т. д. до окончания календарного года.

По итогам каждого налогового периода, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания налогового периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в определенном порядке.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

Налог на прибыль организаций (10)

Главная > Реферат >Финансы

Классификация доходов. 5

Необходимость классификации доходов и расходов. 5

Понятие доходов и порядок их признания . 6

Критерии классификации доходов в целях исчисления налога на прибыль. 9

Классификация расходов. ……………………………………. 14

Понятие расходов и порядок их признания………………………. 14

Расходы организации, принимаемые в целях исчисления налога на прибыль…………………………. 15

Прямые и косвенные расходы. 22

Практическая часть. …………………………….24

Характеристика предприятия………. 24

Анализ порядка формирования доходов на предприятии, учитываемых при определении налоговой базы. . 27

Особенности формирования и списания расходов на предприятии в целях исчисления налога на прибыль. 30

Список использованных источников ……………………………………………39

В налоговой системе Российской Федерации одним из наиболее значимых является налог на прибыль организаций.

Данный налог является важнейшим федеральным прямым налогом, который обеспечивает формирование весомой части доходов бюджета.

Для правильного исчисления суммы налога на прибыль налогоплательщикам необходимо определить все доходы и расходы организации, учитываемые при формировании налоговой базы.

В работе рассмотрены классификации доходов и расходов организации, учитываемых для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль. А так же коротко рассмотрены перечни доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, и расходов, не принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль. Наличие этих перечней позволяет наиболее точно сформировать состав налогооблагаемой прибыли.

Актуальность рассмотрения данной темы заключается в том, что именно в части определения доходов, учитываемых при определении налоговой базы, и расходов, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль, у налогоплательщиков возникают наибольшие затруднения, допускается больше всего ошибок. Данные обстоятельства приводят к неправильному исчислению суммы налога.

Предметом исследования являются классификации доходов и расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций.

Целью курсовой работы является исследование классификаций доходов и расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

1. Определить понятие доходов, порядок их признания и классификацию.

2. Рассмотреть расходы организации, порядок их признания и классификацию в целях налогообложения прибыли.

3. Изучить особенности формирования доходов и расходов на предприятии в целях налогообложения прибыли.

В ходе исследования использовались два метода: аналитический и статистический.

При написании курсовой работы были использованы издания периодической печати (журналы «Налоговый вестник», «Консультант бухгалтера», «Все для бухгалтера») и учебная литература.

1. Классификация доходов

1.1. Необходимость классификации доходов и расходов

С 1 января 2002 года взимание налога на прибыль организаций осуществляется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Читайте так же:  Экспертиза библиотека

До введения в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения была валовая прибыль, скорректированная с учетом положений закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Валовая прибыль складывалась из следующих составляющих:

прибыль от реализации продукции (выручка за вычетом себестоимости);

прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;

прибыль от внереализационных операций.

В настоящее время налогооблагаемая прибыль представляет собой сумму полученных доходов, уменьшенную на величину произведенных расходов.

С 1 января для исчисления налогооблагаемой прибыли необходимо ведение налогоплательщиком налогового учета, поскольку установленный Налоговым кодексом порядок формирования сумм доходов и расходов, определения доли расходов, учитываемых в текущем периоде, существенно отличается от порядка, применяемого в бухгалтерском учете.

К доходам, учитываемым для целей налогообложения, относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а так же внереализационные доходы.

Расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией и внереализационные расходы. [7, 332]

Помимо названных групп доходов и расходов Налоговый кодекс предусматривает также перечни доходов и расходов, которые не учитываются при формировании налоговой базы.

Наличие отдельных перечней доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, и расходов, не принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль, позволяет более точно сформировать состав налогооблагаемой прибыли.

1.2. Понятие доходов и порядок их признания

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров, работ, услуг и (или) имущественных прав.

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

Доходы, выраженные в иностранной валюте или в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Пересчет этих доходов в рубли производится в зависимости от выбранного в учетной политике метода признания доходов.

Возможны два метода признания доходов:

Выбранный метод закрепляется в учетной политике налогоплательщика.

При использовании метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Если доходы относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко либо определяется косвенным путем, налогоплательщик распределяет доходы самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Существуют некоторые особенности определения даты признания

доходов для целей налогообложения.

Для доходов от реализации датой получения признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

дата подписания сторонами акта приёма-передачи имущества (приемки- сдачи работ, услуг) – для доходов:

в виде безвозмездно полученного имущества;

по иным аналогичным доходам;

2. дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика – для доходов в виде:

дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций;

безвозмездно полученных денежных средств;

сумм возврата ранее уплаченных некоммерческим организациям взносов, которые были включены в состав расходов;

иных аналогичных доходов;

3. дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода – для доходов:

от сдачи имущества в аренду;

в виде лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности;

в виде иных аналогичных доходов;

4. дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда — по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба);

5. последний день отчетного (налогового) периода – по доходам:

в виде сумм восстановленных резервов и иным аналогичным доходам;

в виде распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе дохода;

от доверительного управления имуществом;

иным аналогичным доходам;

6. дата выявления дохода (получения или обнаружения документов, подтверждающих наличие дохода) – по доходам прошлых лет;

7. дата составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, — по доходам в виде полученных материалов или иного имущества при ликвидации выводимого из эксплуатации амортизируемого имущества;

8. дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению, либо нарушил условия, на которых они предоставлялись, — для доходов в виде имущества (в том числе денежных средств), полученного в виде целевых поступлений или целевого финансирования;

9. дата перехода права собственности на иностранную валюту для доходов от продажи (покупки) иностранной валюты.

Доходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего дохода.

Налог на прибыль организаций (7)

Главная > Реферат >Финансы

Налог на прибыль организаций на 2009-2010 годы……………………………4

Анализ поступления налога на прибыль в 2008-2009 годах………………….11

Список использованных источников…………………………………………. 14

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

В системе налогов РФ одним из наиболее значимых является налог на прибыль. Вопросы, связанные с этим налогом имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.

Налог на прибыль имеет двоякое значение: фискальное и регулирующее. Во-первых, налог является важным доходом бюджета, во-вторых, налог на прибыль играет роль экономического инструмента регулирования экономики. Государство, лишенное собственности, не может управлять производственным процессом административными методами. Спущенные сверху директивные указания, не подкрепленные экономическими стимулами, вряд ли будут выполняться частными предприятиями, акционерными обществами, деятельность которых определяется в первую очередь требованиям рынка и законом стоимости. В связи с этим управление хозяйственными процессами возможно лишь экономическими методами, и, прежде всего, набором элементов налогообложения прибыли: ставками, расчетом объекта обложения, льготами и санкциями. Изменяя обложение прибыли юридических лиц этими методами, государство способно оказать серьезное давление на динамику производства: стимулировать его развитие либо сдерживать движение вперед. Действующий налог на прибыль предприятий и организаций в России регулирующую роль выполняет слабо в силу неустойчивой экономической ситуации в стране, а также существования слабой налогооблагаемой базы. Налог на прибыль предприятий и организаций действует на всей территории страны.

Налог на прибыль организаций на 2009-2010 год.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту — Кодекс) в 2008 году, предусматривали следующее:

— начиная с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов;

— в четвертом квартале 2008 года, вопреки общему правилу и не дожидаясь начала нового налогового периода, налогоплательщики получили право перейти на уплату налога по фактически полученной прибыли и отказаться, таким образом, от уплаты авансовых платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный период (9 месяцев);

— в период с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2009 г. предельная величина процентов по долговым обязательствам, которая может быть учтена в расходах для целей налогообложения прибыли, установлена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,5 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте (ранее по долговым обязательствам в рублях она равнялась ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, а по обязательствам в иностранной валюте — 15 процентам).

Изменения, внесенные в Кодекс в 2008 году, позволили увеличить объем относимых на расходы при налогообложении прибыли экономически обоснованных затрат организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников.

Начиная с 2009 года взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда вместо 3 процентов по ранее действовавшему законодательству.

С 2009 года расширены условия для принятия в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, затрат налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, а также физических лиц, не являющихся сотрудниками организаций — налогоплательщиков, заключивших с ними договор, предусматривающий обязанность такого физического лица отработать у налогоплательщика по трудовому договору не менее одного года. Соответствующая оплата обучения также не будет включаться в базу для налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

В части пенсионного обеспечения следует отметить, что с 2009 года в состав расходов включаются суммы дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Начиная с 2009 года реализована возможность учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Данная мера носит временный характер (действует до 1 января 2012 года), при этом сумма таких расходов не должна превышать 3 процентов от суммы расходов на оплату труда (соответствующая оплата также не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом).

В последние годы был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. В качестве дополнительной меры с 2009 года установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки. Вместе с тем одобренный Правительством Российской Федерации перечень соответствующих научных исследований и опытно-конструкторских разработок потребует уточнения с точки зрения возможности его администрирования налоговыми органами.

В целях повышения эффективности освоения природных ресурсов уточнен порядок ведения налогового учета соответствующих расходов, что предоставляет налогоплательщикам возможность учитывать соответствующие расходы в ускоренном порядке. В частности, начиная с 2009 года, расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение 2 лет. При этом в рамках нового порядка налогового учета таких расходов понесенные в прошлом расходы организаций на указанные цели, не учтенные на начало 2009 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль, могут быть отнесены на расходы в течение 2 лет (2009 и 2010 годов).

В рамках совершенствования амортизационной политики, начиная с 2009 года, концептуально пересмотрен подход к начислению амортизации в налоговых целях. Кодексом для налогоплательщиков налога на прибыль организаций предусмотрена возможность отказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам). При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50 процентов первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.

Читайте так же:  Обжалование административных постановлений в мировой суд

Одновременно для основных средств, относящихся к 3 — 7 амортизационным группам, величина так называемой «амортизационной премии» (то есть, возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или создание основных средств) была увеличена с 10 процентов до 30 процентов. Таким образом, при комбинации нелинейного метода начисления амортизации и амортизационной премии по 3 — 7 амортизационным группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, что является существенной льготой, оправданной во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации.

В ближайшее время Президент РФ должен подписать Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Большинство поправок, внесенных этим законом в НК РФ, направлено на совершенствование правового регулирования налогообложения финансовых инструментов срочных сделок. Как это часто бывает при принятии крупных законопроектов, в законе появилось и несколько изменений, не связанных с финансовыми сделками. О них и пойдет речь.

Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» затрагивает две главы части второй НК РФ — 21-ю и 25-ю.

Поправки в главу 25 «Налог на прибыль организаций» предполагают исключение из налоговой базы доходов от операций с финансовыми инструментами, совершаемых клиринговыми организациями, определение рыночной стоимости внебиржевых финансовых инструментов исходя из предельных отклонений цены сделки от расчетной цены. В главе будет закреплено понятие финансового инструмента срочных сделок, установлен одинаковый режим налогообложения для биржевых и внебиржевых финансовых инструментов, а также предусмотрена возможность отнесения на финансовый результат убытков от таких сделок независимо от того, совершены операции в целях хеджирования или нет.

Помимо этого в главу о налоге на прибыль Минфин России внес несколько поправок, направленных на решение проблем, возникающих в налоговой практике. Все изменения начнут действовать с 1 января 2010 г.

Курсовые разницы по авансам

С 2010 г. не будут признаваться внереализационными доходами (расходами) курсовые разницы по выданным и полученным авансам, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Уточнения внесены в п. 11 ст. 250 и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Согласно действующей редакции при предварительной оплате товара в иностранной валюте у организации-продавца возникает курсовая разница между оплаченной стоимостью товара по курсу ЦБ РФ на дату получения аванса и доходом от реализации, определенным по курсу ЦБ РФ на дату реализации (в части, приходящейся на предварительную оплату). У продавца, получившего иностранную валюту в качестве предоплаты, возникают курсовые разницы в виде переоценки валютных ценностей. На основании п. 11 ст. 250 и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ такие курсовые разницы учитываются во внереализационных доходах (расходах).

По мнению специалистов Минфина России, данное правило идет вразрез с нормами 25-й главы, которые не признают суммы уплаченного аванса расходами или доходами (подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Изменятся правила определения стоимости МПЗ, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте основных средств. Согласно новой редакции п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ стоимость указанного имущества будет определяться как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном в п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ.

Действующая редакция п. 2 обязывает налогоплательщиков определять стоимость как сумму налога, исчисленную с указанного дохода. Данная формулировка не позволяет налогоплательщику при дальнейшей реализации данного имущества учесть в расходах его рыночную стоимость. На это не раз указывал Минфин России. Так, в письме от 06.10.2009 № 03-03-06/1/647 сказано, что в случае реализации таких материалов организация вправе уменьшить выручку от их реализации на сумму, определенную в соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ, то есть на сумму уплаченного налога. С 2010 г. эта проблема будет решена.

Внесены изменения в п. 1 ст. 258 НК РФ, где описан порядок амортизации капитальных вложений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем. С 2010 г. арендаторы получат возможность амортизировать капитальные вложения в арендованное имущество не только исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных основных средств, но и срока полезного использования, установленного для капвложений в указанные объекты в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Минфин России не раз допускал такую возможность (письмо от 23.10.2009 № 03-03-06/2/203). Однако она не была закреплена в Налоговом кодексе РФ.

Внесены изменения в ст. 275 «Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях» НК РФ. Они касаются правил определения суммы налога, подлежащей удержанию из доходов налогоплательщика — получателя дивидендов.

Согласно действующей редакции п. 2 данной статьи сумма налога исчисляется по формуле: Н = К x Сн x (д – Д). Величина показателя «д» — это общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех налогоплательщиков — получателей дивидендов.

ФНС России и финансовое ведомство по-разному трактуют данный показатель. По мнению Минфина России, изложенному в письме от 01.10.2008 № 03-03-06/1/556, дивиденды, подлежащие распределению в пользу лиц, не являющихся плательщиками налога на прибыль или НДФЛ, при определении показателя «д» не учитываются. К таким доходам в виде дивидендов, в частности, относятся дивиденды по акциям, находящимся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, дивиденды, выплачиваемые по акциям, составляющим имущество паевых инвестиционных фондов. В то же время в Порядке заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, утвержденном приказом Минфина России от 05.05.2008 № 54н, предусмотрен иной алгоритм расчета налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 275 НК РФ. Так, по строке 090 отражается налоговая база, определяемая как сумма дивидендов, начисленных организациям и физическим лицам, являющимся резидентами РФ, получателям дивидендов. Указания, что они обязаны быть налогоплательщиками, в названном пункте нет.

Согласно новому абз. 9 п. 2 ст. 275 НК РФ показатель «д» будет определяться как общая сумма дивидендов, распределяемая налоговым агентом в пользу всех получателей.

Анализ поступления налога на прибыль в 2008-2009 годах

Поступления налога на прибыль в январе-феврале 2008 года оказались рекордно низкими по сравнению с предыдущими годами. Такое падение отчасти объясняется снижением федеральной ставки налога на прибыль с 6,5% до 2%, отчасти общей кризисной ситуацией, которая привела к сужению базы по этому налогу, и отчасти календарным фактором. Поступления налога на прибыль сильно подвержены воздействию календарного фактора, и в случае, если срок подачи декларации попадает на выходные или праздничные дни, то часть средств, поступивших по операциям предыдущего периода, зачисляется в бюджет только в следующем месяце. Такая ситуация и имела место в феврале, где 28 число — крайний срок уплаты налога – пришлось на субботу. Поэтому часть налога за февраль была зачислена в бюджет только в марте.

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-июне 2009 года составили 118,0 миллиарда рублей. По сравнению с январем-июнем 2008 года поступления снизились на 248,5 миллиарда рублей, или в 3,1 раза.

Основным фактором, повлиявшим на снижение поступлений налога на прибыль, является снижение сальдированного финансового результата предприятий в целом по экономике, отмечают в ФНС. Кроме того, начиная с января 2009 года, снизились поступления по налогоплательщикам, уплачивающим налог на прибыль организаций ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли, в связи с понижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.

Налог на прибыль является одним из важнейших федеральных налогов и представляет собой некоторую совокупность результатов деятельности предприятия помноженную на ставку процента. Как уже было сказано выше налог на прибыль является весьма эффективным инструментом воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо наоборот снижающим) их заинтересованность в развитии производства.

В 2010 году торговым компаниям планируют разрешить списывать затраты на создание и эксплуатацию объектов внешнего благоустройства, в частности парковок, через амортизацию. Сейчас такие объекты по кодексу включаются в состав амортизируемого имущества, но не подлежат амортизации. Из-за этого постоянно возникают споры.

Подводя итог, можно отметить, что вышеперечисленные изменения направлены на улучшение социального обеспечения населения и благоприятно скажутся на развитии бизнеса в России.

Проанализировав поступление налога на прибыль в бюджет РФ в 2008-2009 можно наблюдать значительное его увеличение в 2008 году на 18,7% по сравнению с 2007 годом ,а в первом полугодии 2009 года наблюдается значительное снижение поступлений приблизительно на 35%. Основным фактором такого снижения поступлений налогов в бюджет можно считать (в 2009 году) финансовый кризис. Но также фактором снижения поступлений налогов на прибыль в 2009 году можно считать и понижение ставки налога с 24 до 20 процентов.

Список использованных источников

Письмо ФНС РФ от 19.01.2009 г. № ШС-22-3/32;

Письмо ФНС РФ от 19.01.2009 г. № ШС-22-3/33;

Подпорин Ю.В., Р.Н. Митрохина, А.А. Назаров, Н.Н.Белов/ О налоге на прибыль. Ж. Налоговый вестник №4/2009;