Корректурные таблицы наглядное пособие

Рубрики Статьи

Организма детей и подростков

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М, 1993

2. Берн Э. Трансактный анализ в группе. М, 1994

3. Берн Э.. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб, 1992.

4. Гулдинг М., Гулдинг Р.. Психотерапия нового решения. М, 1997

5. Лосева В. К., Луньков А. И.. Психосексуальное развитие ребёнка. М, 1995

6. Психотерапевтическая энциклопедия. (п/р Б. Д. Карвасарского). М, 1998.

7. Рудестам К.. Групповая психология. (3-е, полное издание). М, 1998

Методы оценки функционального состояния

Организма детей и подростков

ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ

для самостоятельной работы студентов

Методы оценки функционального состояния

организма детей и подростков

научиться использовать методы оценки функционального состояния детей и оценивать полученные результаты исследования.

Студент должен знать:

методы, предлагаемыми для оценки функционального состояния детей и подростков и их работоспособности

Студент должен уметь:

1. Использовать метод определения количества и качества выполненной работы (решение арифметических примеров).

2. Проводить оценку умственной работоспособности по корректурным таблицам.

3. Пользоваться аппаратом хронорефлексометром для оценки условно-рефлекторной деятельности, определяя время латентного периода на звуковой и световой раздражитель и оценивать полученные результаты.

4. Использовать методику определения устойчивости ясного видения.

5. Проводить оценку силы и выносливости мышц по показателям статической работы.

6. Использовать метод определения тонкой координации движения пальцев рук (тремометрия).

7. Определять с помощью спирометра жизненную емкость легких

Учебные и наглядные пособия для самостоятельной работы:

1. Корректурные таблицы Иванова-Смоленского и Анфимова.

5. Таблицы с кольцами Ландольта.

Образец заполнения протокола

при оценке функционального состояния организма:

В процессе воспитания и обучения дети вовлекаются в различные виды деятельности, которые являются основными факторами, стимулирующими рост и развитие организма. По характеру влияния на обмен веществ и энергии организма виды деятельности разделяют на:1) деятельность с малым калорическим и механическим эффектом, составляющую основу умственной работы,

2) деятельность со средним и большим калорическим и механическим эффектом, к которой относятся различные виды физической деятельности.

Калорический эффект умственной деятельности обычно составляет 50 — 90 ккал в час, величина его колеблется в зависимости от возраста учащихся и характера занятий.

Калорический эффект физической работы значительно превышает 400 — 600 ккал в час. Механический эффект при выполнении умственной работы приближается к нулю, при выполнении различных видов физической деятельности он достаточно велик, так как выполнение ее требует перемещения тела и преодоления различных сопротивлений. Учебно-воспитательная работа в детских учреждениях строится на сочетании этих двух видов деятельности.

В процессе выполнения различных видов деятельности постепенно появляется утомление. Утомление, являясь естественным физиологическим следствием любой работы, отражает реакцию всего организма, которая проявляется в возникновении усталости, снижении работоспособности, снижении функций организма, функциональном истощении клеток коры головного мозга.

В детском возрасте в центральной нервной системе преобладают процессы возбуждения над процессами активного торможения, имеют место повышенная подвижность нервных процессов (быстрая смена очагов возбуждения и торможения), склонность процессов возбуждения к иррадиации, большая выраженность ориентировочного рефлекса: «Что такое?». Все это приводит к необходимости обращать внимание при обучении детей на состояние их ЦНС, которая тем более лабильна, чем младше ребенок.

Поэтому поддержание работоспособности на высоком уровне в течение учебного урока и недели способствуют: соответствие величины учебной нагрузки возрасту ребенка, правильный режим занятий, методика проведения уроков и перемен. Связанная с особенностями высшей нервной деятельности недостаточная длительность активного внимания вызывают необходимость использования различных методик преподавания и включения пауз, заполненных физическими упражнениями, которые способствуют перемещению очагов возбуждения в коре головного мозга и отдыху первично возбужденных центров. Преобладание первой сигнальной системы (образное восприятие) требует применения в учебном процессе различных наглядных пособий.

В связи с этим перед врачами стоит задача создания условий, обеспечивающих максимальную работоспособность во время занятий и предупреждающих возникновение у детей преждевременного утомления.

Врач должен владеть методами исследований, которые позволяют провести гигиеническую оценку организации учебно-воспитательного процесса в детском учреждении и дать в последующем обоснованные гигиенические рекомендации.

Для оценки функционального состояния организма и его работоспособности применяют методики, позволяющие получить количественные и качественные показатели. При оценке общей умственной работоспособности — дозированные задания, корректурные пробы А.Г. Иванова-Смоленского, В.Я. Анфимова и др.

Для определения функциональных изменений высшей нервной деятельности — условно-рефлекторные методики, устойчивости ясного видения и др. При характеристике состояние так называемой мышечной работоспособности — определение мышечной выносливости и максимальной силы рук, определение статической выносливости и др.

Оценка внешней среды проводится обычными гигиеническими методиками с использованием объективных приборов (люксметр, психрометр, кататермометр, анемометр и др.).

Технология развития познавательной активности детей на основе корректурных таблиц.

надежда сыч
Технология развития познавательной активности детей на основе корректурных таблиц.

Внедрение корректурных таблиц в образовательный процесс.

За основу методической разработки использовала методику Гавриш Н. В. «Использование карт умственных действий и корректурных таблиц». Эта технология создана доктором педагогических наук, профессором, Натальей Васильевной Гавриш.

Автор технологии, реализуя гуманистический подход к образованию, предлагает, «учить, не обучая, дать возможность ребенку самому открывать горизонты своего знания» и ориентировать его на образование на протяжение всей жизни.

«Корректурная таблица» — таблица, которая дает возможность корректировать наше восприятие объектов и явлений действительности: каждый раз те же самые объекты и явления можно рассмотреть в новом ракурсе, под другим углом зрения, обратить внимание на их характерные особенности.

Корректурные таблицы — это информационно-игровое поле с различным количеством ячеек (от 9 до 30, заполненных предметными картинками (цифрами или буквами, символами или знаками, геометрическими фигурами). Картинки подбирают по смыслу — тематически. Количество картинок для младших дошкольников составляет 9-12, для старших –до 25-30. Усложняется смысл вопросов и заданий к таблицам.

Целесообразно каждую клеточку корректурной таблицы пронумеровать и подписать печатным шрифтом — это значительно расширяет развивающие возможности таких таблиц: самопроизвольно дети запоминают цифры и образ печатного слова. Без особых усилий, благодаря регулярному использованию корректурных таблиц, дети приучаются запоминать, так сказать, «считывать» зрительный образ напечатанного слова.

Цель: Повышение эффективности образовательного процесса посредством внедрения информационно-игровых технологий в ДОУ; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Задачи использования корректурных таблиц:

*Сделать более наглядным процесс установления связей между предметами, объектами, явлениями.

*Закреплять и уточнять, обогащать знания детей в разных сферах окружающей действительности.

*Расширять словарь детей.

*Закреплять ориентировку в пространстве («перед», «между», «выше», «ниже», «за», «справа», «слева», «вверху», «внизу» и др. ; совершенствовать математические умения (посчитать, установить последовательность, сравнить, определить форму и т. д.)

*Развивать любознательность, творческое мышление, широту восприятия, память, мышление, внимание, связную речь.

Таблицы могут быть демонстрационные и раздаточные для стимулирования самостоятельной деятельности.

Пособие является универсальным, т. е. его можно использовать в любой образовательной области и в любом режимном моменте.

Корректурную таблицу, как и любые другие творческие игры можно использовать в различных формах детской жизнедеятельности детей:

— в совместной партнерской деятельности со взрослыми;

— в НОД: в начале занятия как средство активизации психических процессов и включения детей в учебно-познавательную деятельность; в основной части занятия – для усвоения темы или содержания изучаемого материала, для уточнения знаний и расширения представлений дошкольников об окружающем, установления причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей действительности;

— как интеллектуальную игру, в которой дети будут соревноваться на скорость реакции, точность и широту восприятия и т. д. коллективно, в группах или по одному; могут выполнять единое или разные задания.

Главное, что обеспечивает успех их использования — живой интерес детей, радость открытия, любознательность, речевая инициативность, удовольствие от ощущения своей интеллектуальной способности, которые взрослый должен тщательно поддерживать.

Существуют несколько вариантов работы с корректурными таблицами:

— взрослый объявляет вопрос или задание, дети выполняют его, объясняя свои действия;

— вопрос, задачи представлены на карточках с помощью символических знаков, которые дети должны самостоятельно прочитать;

— дети работают с незаполненной таблицей — рамкой и набором предметных картинок, заполняя ячейки в соответствии с устными заданиями взрослого или символическими указаниями на форму, цвет, величину, букву и т. д.

Тематика корректурных таблиц может быть достаточно разнообразной:

— Времена года (Зима, Весна, Лето, Осень);

— Животный мир (Дикие животные, Домашние животные, Птицы, Обитатели водоемов, Насекомые и др.);

— Растительный мир (Деревья и кустарники, Цветы, и др.);

— Готовимся в школу и т. д.

Мною была разработана и изготовлена тематическая корректурная таблица «Здоровье»

Разработала демонстрационную корректурную таблицу по тематическому принципу и составила комплекс заданий, дидактических игр и упражнений к ней для детей старшего дошкольного возраста.

Интеллектуально – речевые задания

-которые начинаются с гласного звука;

— которые начинаются с согласного звука;

— в которых два, три слога;

— в которых наибольшее/ наименьшее число слогов;

-в которых есть звук О, А и др. ;

— которые начинаются со звука Р, Д, К;

-которые заканчиваются на звук А, И, Т;

-в каких словах есть твердый/мягкий согласный звук;

— составьте предложение со словом №5; № 21.

«Продолжи предложение»:

Прежде чем съесть лимон или яблоко….

Зимой мы катаемся на, а летом на…

Если в глаз попала соринка…

Когда мы приходим с прогулки…

Чтобы зубы были здоровыми…

Не кипяченную воду…

Если есть много сладкого…

«Назови правильно»:

— слова, про которые можно сказать «она» (девочка, женщина, бабушка, рука);

— что размещено между часами и кроватью;

— все картинки в первом ряду;

— под солнцем, под санками;

-над самокатом, над мячом;

— номер картинки, на котором изображена женщина, младенец, дедушка;

— предмет, на котором можно спать, отдыхать.

«Отгадай загадку»

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку.

У двух матерей по пять сыновей, Одно имя всем. (Руки, пальцы)

Ее мы делаем по утрам,

Она бодрость дарит нам. (Утренняя гимнастика)

Мы по часам гуляем. Едим

Мы каждый день соблюдаем (Режим)

День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце)

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

На ночь два оконца

А с восходом солнца

Сами открываются (Глаза)

Много меня – пропал бы мир,

Мало меня – пропал бы мир. (Вода)

Дети находят картинки с изображением девочки и мальчика. Рассматривают сначала картинки, а затем девочку и мальчика из своей группы. Находят отличия в прическах, одежде, чертах лица. Затем рассматривают изображения молодого человека и пожилого человека, находят отличия в осанке, одежде, прическах.

«Знакомимся со своим организмом»

Цель: Закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании.

-Какой орган называют мотором организма? (Сердце). Дети показывают сердце на плакате; сжимаю кулак, чтобы определить размер своего сердца; находят примерное месторасположение сердца в своем теле; слушают биение сердца. Воспитатель просит детей попрыгать, а потом еще раз послушать, как бьется сердце. Дети определяют, что после физической нагрузки сердце бьется сильнее, быстрее.

— Благодаря какому внутреннему органам мы дышим? (Легким) Дети находят изображение легких на таблице. Затем прикладывают ладони к груди и делают глубокие вдох и выдох; чувствуют, как расширяются и сжимаются легкие.

— Какие внутренние органы вы еще знаете? Нужно ли человеку знать о том, как устроен его организм? Зачем ему эти знания?

Вместе выясняют, что знания об организме помогают человеку заботиться о своем здоровье.

«Азбука здоровья»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни; развивать речь, внимание, память.

Играют от 1 до… человек. Воспитатель (или ребенок) называет картинку или ее номер в таблице, а ребенок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

— Как мы с вами можем заботиться о своем здоровье?

— Назовите ситуации, неблагоприятные для здоровья:

-употребления вредных для здоровья или испорченных продуктов;

— длительное сидение за компьютером и просмотр телевизора;

— несоблюдение режима дня;

— отрицательные эмоции (злость, грусть);

— не правильны выбор одежды;

— несоблюдение правил личной гигиены.

Цель: уточнять и закреплять знания детей о внешнем строении человеческого тела; дать понятие о назначении и важности органов чувств; вызвать желание бережно относиться к жизненно важным органам.

— Какие необходимые для жизни функции помогают нам выполнять руки?

Дети перечисляют, что они делают с помощью рук – держать ложку, причесываются, одеваются, рисуют и т. д.

— Посмотрите на свою руку. Из каких частей она состоит? Какую работу выполняет каждая часть руки? Как вы думаете, почему рука подвижная? (ответы детей)

Затем дети рассматривают ноги. Сравнивают руки и ноги детей и взрослых (по рисункам). Обращать внимание на то, что все они разные по размеру, однако имеют одинаковое строение.

— Нарисуйте крупно лицо. Заметьте: все лица получились разными, но все же у них есть что-то общее – глаза, нос, рот, уши. Мы называем эти органы-органами чувств. А почему им дано такое название?

Читайте так же:  Мировой суд балашиха 6 участок

Да, носом мы чувствуем запахи; глазами мы видим свет; ушами – слышим, т. е. чувствуем звук; губами мы чувствуем температуру пищи, а языком – ее вкус. Теперь понятно, почему все эти органы называют органами чувств – с их помощью мы что-то чувствуем.

Игровые задания

*Обведи рисунок человека, который больше всего похож на тебя по возрасту

*Пронумеруйте картинки с изображением людей разного возраста в порядке его увеличения.

*Покажи, ЧТО помогает больному человеку выздороветь

*Покажи, КТО помогает человеку выздороветь.

*Покажи предмет, на котором можно кататься зимой (летом)

*Найди изображение мальчика или девочки и расставь цифры в определенном порядке: цифрой один отметь рот, цифрой 2 – нос, цифрой 3 – стопу, 4 – руку и т. д. Обведи цифру, которой ты обозначил парные части тела, органы чувств.

*Покажи на себе те части тела человека, которые я буду показывать на картинке (изображение человека).

*Обведи свою ладонь. Пронумеруй пальцы:

1-большой, 2-указательный, 3-средний, 4-безымянный, 5-мизинец.

*Найди в таблице изображение полезных продуктов и закрой фишкой.

*Что можно делать с помощью предмета №10, №13, № 21?

*Закрой фишками картинки с изображением членов твоей семьи, расскажи о том, как у вас в семье заботятся о здоровье.

8закрой красными фишками то, что приносит тебе огорчение, а зелеными то, что приносит тебе радость.

*Найди в таблице изображения тех людей, о которых можно сказать, что они здоровы.

*Какие признаки здоровья мы видим у них? (веселые, бодрые, жизнерадостные)

*Какими еще словами можно описать здорового человека? (красивый, сильный, ловкий, радостный, статный, крепкий?

*Опиши мальчика, изображенного в таблице (клетка № 2) (бледный, слабый, грустный, печальный, сутулый).

Творческо – речевая игра «Однажды»

Воспитатель предлагает детям выбрать по желанию 3 и более картинок из таблицы и составить с ними историю, добавив в нее:

— предмет – самокат, солнце, стакан воды;

— персонаж – мальчик, девочка, бабушка;

— определенные условия – время года, место события и т. п.

Придумывать историю дети могут парами, подгруппами или вместе с педагогом.

Творческо – речевая игра «История по картинкам»

Игра способствует развитию мышления, дает возможность устанавливать связи, создавать сюжетные линии на основе опорных слов.

Для игры объединяем детей в группы по 4-6 человек, каждая из которых получает карточку с указанными номерами картинок из корректурной таблицы и алгоритмом рассказа. Воспитатель предлагает членам команды составить историю, договорившись между собой, в какой последовательности ее будут рассказывать и с какого слова будут начинать.

После выполнения задания дети могут нарисовать или записать символами свою историю.

Вариант схемы рассказа может быть таким:

Словесная игра «Загадка»

Цель: способствовать развитию фантазии у детей; активизировать речь, логическое мышление; упражнять в установлении причинно – следственных связей.

Сначала ребенок получает от педагога карточку с номером картинки. Затем описывает изображение по алгоритму. Ребенок, который первым назовет отгадку, продолжает игру. Он получает карточку с номером следующей картинки и описывает изображение на ней.

Алгоритм: — живой или неживой объект;

— если живой, то, что он умеет делать;

— если не живой, то из какого материала может быть сделан и др.

Речевая игра «ДА или НЕТ»

Проводят с опорой на таблицу и без нее.

Цель: способствовать развитию фантазии у детей, реактивного мышления; активизировать связную речь, обогащать общение; упражнять в умении размышлять, находить аргументы; способствовать поддержке добрых отношений между участниками игры.

Инструкция: -Сейчас я прочитаю вам предложение, а вы внимательно послушайте и скажите мне, так это или нет, аргументируйте (докажите) свой ответ.

Педагог должен побуждать ребенка к размышлению, аргументации своих ответов вопросами и заданиями:

Почему вы так думаете?

Может ли быть наоборот?

А как это можно доказать?

— Пожилой человек всегда ниже молодого мужчины или женщины?

— Моя мама моложе моей бабушки?

— Яблоко полезно всегда.

— Под воздействием солнечных лучей в организме образуется витамин Д, а он нужен нам для роста, защиты от инфекций.

— Самое большое богатство – это здоровье.

Чистая вода – для болезни беда.

— Витамины – наши враги.

Здоровье ребенка зависит от его поведения.

— Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

— Обида, злость и грубость могут повлиять на здоровье.

— Подвижные игры, физкультминутки, гимнастика и гимнастика пробуждения помогают нам быть здоровыми.

— От улыбки станет всем светлей.

— Мыть руки нужно только перед едой.

«Чтобы быть здоровым…»

— нужно гулять на свежем воздухе;

— одеваться по погоде;

— кушать только то, что хочешь, сколько хочешь и, когда хочешь;

— можно смотреть на яркое солнце без очков;

— можно тереть глаза грязными руками;

— чистить зубы можно и через день;

— правильно сидеть за столом;

— поздно ложиться спать;

— употреблять свежие продукты;

— не делать зарядку;

— читать лежа и при плохом освещении;

— близко сидеть около экрана и т. п.

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

Если я не буду мыть фрукты, то…

Если я не буду мыть руки, то…

Если я не буду чистить зубы, то…

Если я не буду делать зарядку, то…

Если я не буду следить за своей осанкой, то…

Игра «Что полезно для здоровья, а что приносит вред»

Когда дети услышат правильный ответ – нужно хлопнуть в ладоши, а когда услышат неправильный ответ – просто сидеть (стоять). Как вариант- правильный ответ найти в таблице и закрыть его фишкой зеленого цвета, а неправильный ответ – закрыть красной фишкой.

*Что необходимо делать, чтобы быть здоровым?

— кушать много сладостей;

— делать утреннюю гимнастику;

— мыть руки по мере загрязнения.

*Чего нельзя делать, чтобы оставаться здоровым?

-не чистить зубы;

— поздно ложиться спать;

— часто мыть руки;

— ссориться и злиться;

— соблюдать режим дня.

Речевая игра «Твоя внешность»

Цель: подобрать и назвать как можно больше слов существительных, характеризующих тело и лицо соответственно заданным местоимениям:

Мое… (тело, лицо, колено).

Моя… (спинка, голова, шея, ладонь)

Мой (живот, нос, рот, язык, локоть, лоб)

Мои… (руки, ноги, глаза, брови, щеки, пальцы, ногти, пятки)

Во время игры дети показывают названную часть тела на себе или другом ребенке.

Покажите на таблице:

— «хватальцы и держальцы»;

— мотор нашего организма (сердце);

— предмет, помогающий нам соблюдать режим (часы);

— то, что назвали в честь самого сильного человека на земле (каша «Геркулес»;

— оно катится по блюдцу с золотой каемочкой»;

— то, без чего человек может прожить 3-5 дней, а верблюд 10 дней;

— о них говорят: «зеркало души нашей» (глаза)

Использование пословиц и поговорок.

— Как вы понимаете смысл пословицы «Береги здоровье смолоду»?

— Какие еще знаете пословицы и поговорки о здоровье?

* «Что сегодня бережешь, завтра понадобиться»

* «Посмотри на вид и не спрашивай о здоровье»

* «Труд – здоровье, лень – болезнь»

* «Ходи больше – проживешь дольше»

Игра – беседа «Наша каша хороша»

— Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»? –Так говорят о слабых. Каша полезная еда, которая поможет быть сильным и здоровым.

— Из чего варят каши? (из гречки –гречневую, из риса – рисовую и т. д.)

Приходим к совместному выводу, почему полезна каша. В ней сила земли, солнца и воды.

Какие еще пословицы и поговорки знаете про кашу? (за ответ –фишку)

* «Кашу маслом не испортишь»

* «Гречневая каша – мать наша, а хлеб – кормилец»

* Хороша кашка, да мала чашка»

* «Каша есть – зубов не надо».

Игровое упражнение «Покажи»:

— как ползает малыш;

— как папа делает зарядку;

— как бабушка солит капусту;

— как ходит очень старенький дедушка;

— как ты катаешься на самокате;

— как ты ешь кислый лимон;

— представь, что ты футбольный мяч и др.

Составление игровых заданий, игр и упражнений – это интересный и творческий процесс. Желаю Вам успехов.

Спасибо за внимание.

«Педагогическая песочница» — как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста Тема: «Педагогическая песочница» — как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста в условиях.

Интегрированное занятие для детей среднего возраста по развитию речи, с использованием корректурных таблиц. Тема: «Зимушка – зима» Цель: расширять и углублять знания детей о признаках зимы и зимние вещи, о природе зимой и зимние развлечения; закрепить.

Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены условия необходимые для развития познавательной.

Отчёт «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Мной был разработан долгосрочный проект на тему: «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей дошкольного.

Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников Тема: «Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников» Основные принципы дошкольного образования.

Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать и я пойму!» (Китайская пословица) «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,.

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности» План работы по самообразованию воспитателя Галиной Ирины Вячеславовны 2016 – 2017 г. г. Тема: «Экспериментирование, как средство развития.

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДОУ» Цель проекта.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной активности детей раннего возраста 1 слайд Современные образовательные стандарты предъявляют определённые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды.

Технология развития речевой активности и коммуникативных умений детей среднего возраста в пальчиковой игровой деятельности Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро и является весьма актуальной проблемой. В течение дошкольного детства ребёнок.

Корректурные таблицы как одно из средств познавательной активности детей

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТАРЦИИ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 405» ГОРОДА ДОНЕЦКА

«Корректурные таблицы как одно из средств экономического воспитания детей дошкольного возраста»

Учебно — методическое пособие

Донецк, 2017 г.

Утверждено на заседании педагогического совета муниципального дошкольного образовательного учреждения «ЯСЛИ – САД № 405 ГОРОДА ДОНЕЦКА» (протокол № 2 от 24.02.2016г.)

Согласовано с Методическим кабинетом отдела образования администрации Калининского района г. Донецка

(протокол № 7 от 27.04.2016г.)

Рецензенты:

Котова Л.Н. – методист дошкольного отдела ДРИДПО

Гараева С.В. — старший воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 212 Г. ДОНЕЦКА».

Шевченко Н.А. – и.о.заведующего МДОУ «ЯСЛИ – САД № 21 Г. ДОНЕЦКА»

Составители:

Михайличенко Т.П. Заведующий МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА».

Кладиева Э.А. Старший воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА», специалист высшей категории, имеет звание «Старший воспитатель».

Гармаш И.П. Воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА», специалист высшей категории.

Зюкина Г.Ш. Воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА», имеет звание «Воспитатель – методист».

Данное пособие содержит материалы по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями с использованием принципа корректурных таблиц Н.Гавриш.

Представленные конспекты занятий по экономическому воспитанию с использованием корректурных таблиц и разнообразный практический материал по экономике (сказки, схемы, раздаточный и наглядный материал) поможет педагогам ДОУ организовать работу по социализации дошкольников, обеспечить деятельностный подход, реализовать работу в трёх направлениях: педагоги – дети – родители.

Методическое пособие может быть полезно педагогам – практикам дошкольных образовательных учреждений, которые работают в профильных группах экономического направления с детьми старшего дошкольного возраста

Содержание

Раздел I

Экономическое воспитание – современный вектор в дошкольном образовании

1.1. Теоретическая база экономического образования

и воспитания дошкольников…………………………………………………… 6

1.2. Пути реализации экономического образования при организации

учебно-воспитательного процесса…………………………………………….. 9

Раздел II

Корректурные таблицы как одно из средств познавательной активности детей

2.1. Использование корректурных таблиц в экономическом воспитании дошкольников…………………………………………………………………..15

2.2. Алгоритм работы по экономическим корректурным таблицам, составленным по принципу корректурныхтаблиц

2.3. Пример реализации алгоритма работы по корректурным таблицам, имеющим экономическую основу по теме «Семейная экономика»………………………………………………………………………20

Раздел III

Практический материал работы по тематическим блокам экономического содержания.

3.1. Тематический блок — «Семейная экономика»……………. 24

3.2. Тематический блок — «Потребности»……………………. 28

3.3. Тематический блок — «Валюта»………………………………….33

3.4. Тематический блок – «Ресурсы»………………………………. 37

Приложения

Сказки экономического содержания

v Сказки к блоку «Потребности» …………………………………………42

v Сказки к блоку «Валюта. Деньги»………………………………………46

Литература……………………………. 50

Введение

Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования и Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (далее Программа) ориентируют нас:

— на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства,

— всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

Читайте так же:  Приказ о прогуле т-8 образец

— формирование основ базовой культуры личности,

— подготовке к жизни в современном обществе, обучению в школе.

Для реализации этих направлений педагоги ищут различные пути, формы и методы, позволяющие обеспечить системно-деятельностный подходв образовании дошкольников. Одним из таких путей является использование технологий развивающего обучения, которые обогащены экономическими содержанием.

На сегодняшний день социально-экономическая ситуация в Донецкой Республике, разностороннее воспитание и образование дошкольников, в том числе и экономическое, приобретают особое значение. Появляется необходимость в формировании нового экономического мышления детей, соответствующего изменённым условиям жизни.

Актуальность данной темы обусловлена значимостью подготовки ребёнка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических процессах, необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

Вопросами экономического воспитания детей в разных аспектах занимались социологи, философы, экономисты, психологи и педагоги. Проблемами вхождения личности в социальную жизнь занимались — Л.С.Выготский, О.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн.Степенью влияния трудового воспитания – З.Зайченко, Г.Могилевская; содержанием и методикой экономического воспитания детей – И.Барило, Л.Горина, Н.Грама, Р.Жадан, В. Кондратьев. Изучению отдельных экономических понятий хозяйственной деятельности посвящены труды — П.Матвеева, М.Ибрагимова. Формированию экономической грамотности у детей дошкольного возраста, подготовке педагогов к экономическому воспитанию детей уделяли внимание — Р.Жадан и Г.Григоренко.

В трудах Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Песталоцци отображены идеи по воспитанию детей, которые имеют самое непосредственное отношение к экономическому воспитанию: обучение ремеслу с детских лет, умение трудиться, овладение практическими навыками, которые дают человеку независимость, жизненность.

В различных научных исследованиях, направленных на усовершенствование экономического воспитания детей в разных возрастных группах, наиболее разработанными являются проблемы формирования нравственных качеств: заботливости, экономности, рациональности, бережливости, воспитания уважения к традиционным ценностям.

Наилучший результат усвоения экономических знаний, может быть достигнут только через приобретение детьми первичного экономического опыта, формирование которого происходит при участии детей в разнообразных видах деятельности, что является личностно-ориентированным подходом и обеспечивает системно-деятельностное обучение,т.е. позволяет ребёнку находиться в постоянном поиске, делать выводы, анализировать, решать проблемные ситуации, задания, проводить поисково-исследовательскую деятельность.

Анализ изученной психолого-педагогической литературы по данной теме показал, что проблема содержания экономического воспитания дошкольников весьма сложна и неоднозначна. Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применим к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.

Поэтому экономическое воспитание в дошкольном образовании – это целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированного на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения.

Раздел I

Экономическое воспитание — современный вектор в дошкольном образовании.

1.1. Теоретическая база экономического образования и воспитания дошкольников.

«Экономика» — такое сложное и вместе с тем интересное понятие! Что же оно означает?

Считается, что термин «Экономика» изобрёл ещё в VI веке до н. э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «Ойкос» — ДОМ и «Номос» — ЗАКОН, что дословно означает искусство, знание правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин ввёл представитель древнегреческой экономической мысли Ксенофонт в 4 веке до н. э., написавший труд под названием «Экономикос».

Изначально слово «экономика» употреблялось людьми в значении «искусство ведения домашнего хозяйства». Со временем понятие стало намного шире. Теперь этим словом называют многогранную хозяйственную деятельность целого государства или всего мира.

Впервые экономика была включена в содержание образования Я.А.Коменским. В своей книге «Материнская школа» он предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать её. Дети узнают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Задача взрослых – «постепенно открывать детям глаза на… маленькие вещи, чтобы они не оставались слепыми в больших». Огромную роль Коменский отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкали «избегать ленивого досуга».[Ян Амос Коменский.»Материнская школа», «Учпедгиз», Москва, 1947 г.]

На современном этапе кандидат педагогических наук, профессор А.Д. Шатова полагает, что «Смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь». [А.Д.Шатова «Тропинка в экономику» Москва, изд.центр «Вентана-Граф», 2015г]

Экономическое воспитание в старшем дошкольном возрасте направлено не на воспитание экономистов, а на развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Как сказано в Государственном образовательном Стандарте дошкольного образования — необходимо объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Установлено, что наилучший период ознакомления с трудом взрослых и с окружающим миром – это младший дошкольный возраст, когда дети через сказки, общение с взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребёнка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определённым видам деятельности.

Цели и задачи профориентационной работы складываются в процессе формирования первых умений и навыков труда на пользу людей, во время расширения знаний о труде человека, технике воспитания уважения к людям труда, пониманию значения труда в жизни человека.

Так же как и ранняя профориентация, приобщение детей к экономической культуре требует большого внимания.

Приобщение детей к экономике, первичное экономическое образование – это один из факторов экономической социализации, который оказывает большое влияние на становление личности ребёнка и его отношения к материальным и духовным ценностям.

Экономичекое образование и экономическое воспитание способствуют социализации ребёнка, облегчают способность ребёнка входить в мир взрослых, гармонично включаться в систему сложившихся в обществе социально-экономичеких отношений. Необходимо правильно понимать и различать определения экономического образования и экономического воспитания.

Экономичекое образование — это процесс формирвоания элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соотвествии с возрастными возможностями обучающихся.

Экономическое воспитание – это результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйского отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций.

Как неправы те, кто считает, что дошкольник и экономика понятия совершенно несовместимые!

Ведь ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Современная жизнь непредсказуема и очень интересна, она привлекает детей, и свои первые элементарные экономические знания они получают самостоятельно, на житейском уровне:

— просмотр телепередач, наблюдения за поведением взрослых, беседы и игры с друзьями;

— профессии родителей, покупка и продажа различных товаров, реклама по телевизору, интернет – и это ещё не весь список того, с чем ребёнку приходится сталкиваться каждый день.

Современный дошкольник – это будущий школьник, а потом студент и, конечно же, работник. Именно поэтому, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности именно в дошкольном возрасте.

Наилучший возрастной период, когда первичный экономический опыт ребёнка трансформируется в определённый уровень нравственно-этических ценностей – это старший дошкольный возраст. Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях; соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Работа по экономическому воспитанию базируется на технологии развивающего обучения и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.

По мнению Л.С. Выготского развивающее обучение — это обучение, построенное на двух уровнях развития: зона актуального развития (это, то что ребёнок может сам, без помощи взрослого) и зона ближайшего развития (это то, что ребёнок может с нашей помощью).

Принцип экономического обучения должен осуществляться на высоком уровне трудностей, от трудного к ещё более трудному, от абстрактного к ещё более конкретному, т.е. обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.

Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей.

На первый план выдвигается становление ребёнка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности.

Главная задача педагогов – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.

1.2. Пути реализации экономического образования при организации учебно-воспитательного процесса.

Экономическое образование необходимо вести в нескольких направлениях, которые включают в себя 4 взаимосвязанных блока: «Семейная экономика», «Потребности» (человека, растений, животных), «Валюта. Деньги», «Ресурсы».Между блоками существует связь, но каждый из них может быть реализован как самостоятельный, поскольку содержит разнообразный материал для проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Тематическое распределение в такой последовательности определено принципами дидактики: от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

1-й блок — «Семейная экономика».Семья – воспитывает в ребёнке культуру потребления, культуру общения, культуру познания, которая является основой для развития экономической культуры. И именно в семье ребёнок получает первичные экономические знания, сталкивается с экономическими проблемами, которые решают члены семьи: приобретение продуктов и товаров, составление меню, распределение семейного бюджета.

2-й блок — «Потребности».В последующем дети знакомятся с понятием «Потребность» как состояние нужды в определённых условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определённых социальных факторах, без которых данный человек испытывает состояние дискомфорта.

3-й блок — «Валюта. Деньги».Чтобы удовлетворять потребности членов семьи, необходимы средства – т.е. деньги. Дети узнают, что деньги – явление в первую очередь экономическое. Деньги могут культивировать в людях добро и зло, могут рассматриваться как средство выживания и процветания, как средство накопления и сбережения. Детей подводят к выводу, что не всё в жизни можно купить за деньги.

4-й блок — «Ресурсы».Чтобы зарабатывать и получать деньги необходимо трудиться. Все взрослые работают и производят всё то, что необходимо для жизни и удовлетворения потребностей взрослых и детей: продукты, вещи, игрушки, книги и т.д. И это носит экономическое понятие – «Ресурсы». Дети знакомятся с разнообразием природных, капитальных, трудовых ресурсов и о способах их использования.

Всё содержание тематических блоков взаимосвязано и дополняет друг друга.

Вся проводимая работа направлена на активизацию познавательных процессов у дошкольников, закрепление и уточнение знаний по той или иной теме, формирование умений устанавливать причинно — следственные связи между объектами и явлениями действительности; предоставление возможности почувствовать удовольствие от ощущения своей интеллектуальной способности, радости открытия.

Ориентируясь на задачи Типовой образовательной программы «От Рождения до школы», работа по экономическому воспитанию с детьми требует реализации таких целей:

1.Дать детям элементарные экономические представления о современной жизни.

2.Ввести ребёнка в мир элементарных представлений об экономических процессах и объектах, через ознакомление с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы.

3.Обучать детей навыкам самопознания через общение с людьми и практическим взаимодействиям с предметным миром, при котором возникает особая форма самосознания: «Я – и мир экономических ценностей».

Одним из путей качественного и успешного решения поставленных задач, является создание предметно-пространственной среды, способствующей прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, позволяющей через разнообразные формы деятельности знакомить детей с экономическими понятиями и категориями.

Правильно созданная предметно-пространственная среда позволяет:

· углубить практические знания воспитанников;

· выявить интересы и склонности детей;

· развивать интерес и умение совершать действия.

Использование игрового пространства позволяет:

ü индивидуализировать обучение посредством игрового пространства;

ü актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;

ü позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;

ü помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;

ü использовать полученные знания в практическом применении;

ü принимать во внимание деятельность других детей.

ü предугадывать игровой замысел;

ü корректировать и развивать игровой сюжет.

Предметно-пространственная экономическая среда базируется на принципахвзаимодействия, активности, эстетичности, динамичности, с учётом возрастных особенностей детей и правом выбора деятельности.

Основными объектами предметно-пространственной экономической среды являются три зоны:познавательная зона, тематическая библиотека и экономическая игротека.

Познавательная зона- «Страна Экономика»,которая создаётся с учётом новых требований Типовой программы «От Рождения до школы», что

Позволит полноценно, всесторонне развить и обеспечить интересы ребёнка, удовлетворить его естественные потребности и стремления.

Тематическая библиотека – где должен быть представлен разнообразный художественный и демонстрационный материал экономического содержания, позволяющий знакомить дошкольников с миром экономики.

Читайте так же:  Мировой суд соломбальский

Экономическая игротека–где целесообразно подобрать серию разнообразных экономических игр, направленных на ознакомление и закрепление дошкольников с миром экономических понятий и категорий.

Поскольку различные виды игр играют важную роль в дошкольном периоде, и игра является ведущим видом детской деятельности, вся работа по экономическому воспитанию должна быть насыщена разнообразными играми и игровыми приёмами в рамках развивающего образования.

Реализовывая задачи Типовой программы, в работе с детьми необходимо отдавать приоритет принципу активности, где дошкольник является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особенным восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с детьми важно использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность детей.

Работа по экономическому воспитанию предполагает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм работы:

§ традиционные, комплексные и интегрированные занятия,

§ творческое моделирование и проектирование,

§ трудовая деятельность и различные виды игр,

§ решение проблемных заданий и ситуаций,

§ наблюдения и экскурсии,

§ тренинги, выставки, дискуссии,

§ чтение художественной литературы и беседы по ней,

§ ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,

§ обдумывание и проигрывание заданных ситуаций,

§ разгадывание кроссвордов и загадок,

§ разработка и составление алгоритмов,

§ просмотр мультимедийных презентаций, фильмов о профессиях,

§ изготовление технологических карт,

§ аукцион экономических идей,

§ заседания бизнес-клуба «Маленький бизнесмен».

Использование традиционных и нетрадиционных форм работы является быстрым способом внедрения информационных технологий в образовательно-воспитательный процесс и позволяет точно, доступно, ярко передать воспитанникам необходимую информацию, способствует развитию эмоциональной сферы, формированию оптимистической жизненной позиции, формированию элементарной картины реального мира.

Должное внимание необходимо уделять работе с родителями, основная цель которой — помочь родителям осознать личностное и социальное значение отцовства, ответственности семьи за настоящее и будущее ребёнка; развитие родительских качеств; умение родителей познавать своего ребёнка, его способности, темперамент, страхи; научить поддерживать ребёнка во время преодоления трудностей.

И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придаёт уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.

Раздел II

Й блок «Семейная экономика»

Й этап: (подготовительный)

§ Знакомство с теоретическим материалом с использованием наглядности (карточки, картинки, схемы)

§ Проведение занятий по темам: «Семья», «Взаимоотношения в семье»,

«Что такое Семейный бюджет, его составляющие, динамика (расход-доход),«Как правильно вести домашнее хозяйство»

§ Изготовление моделей семейного бюджета, карточек «Доход», «Расход».

Й этап:(основной)

§ Расширение и углубление знаний с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки, где дети учатся ориентироваться на листе бумаги (над, под, слева, справа), устанавливаются разноплановые связи.

Й блок «Потребности»

Й этап: (подготовительный)

§ Проведение занятий по темам: «Потребности: человека, животных, растений», «Общие потребности».

§ Изготовление карточек «Возможности», «Основные – неосновные потребности», «Потребности девочек и мальчиков; взрослых и детей; школьников и дошкольников»

§ Составление морфологических таблиц «Потребности животных», «Потребности растений»

§ Проведение опытов, экспериментов с растениями.

Й этап:(основной)

§ Использование интеллектуально-сопроводительной карточки с заданиями экономического содержания.

§ Решение проблемных ситуаций.

Й блок «Ресурсы»

Й этап: (подготовительный)

§ Проведение интегрированных занятий по темам: «Природные ресурсы», «Капитальные ресурсы», «Трудовые ресурсы».

§ Изготовление морфологических таблиц:

«Чей инструмент», «Кому, что нужно для работы», «Кем быть?»

Й этап:(основной)

ü Использование интеллектуально-сопроводительной карточки с заданиями экономического содержания:

— по сказкам: «Белоснежка и семь гномов», «Колосок»;

— по произведениям: С. Маршак «Как печатали вашу книгу», А.Барков и Р.Сурьянинов- «Откуда пришла книга», С. Маршак «Откуда стол пришёл?», «От зёрнышка до хлебушка».

Й блок «Валюта»

Й этап: (подготовительный)

ü Проведение интегрированных занятий по темам: «Бартер. Что это?», «Где рождаются деньги?», «Где хранят деньги?», «Валюта – деньги разных стран»

ü Изготовление детской валюты – «Улыбчики», книги «Валюта».

ü Пополнение детской библиотеки «Со сказочными героями в мир экономики».

Й этап:(основной)

ü Использование интеллектуально-сопроводительной карточки с заданиями экономического содержания:

-назвать, что изображено в нижнем ряду в 1-ой клеточке слева и др.,

— предложи, используя рисунок, возможный бартер с товарищем в группе.

СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.

ДОХОД — РАСХОД.

Конспект занятия

«Семья. Семейный бюджет. Доход — Расход»

(с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки)

Программное содержание:

— дать детям знания о понятии«Семейный бюджет», его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия);

— углубить представления о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение), показать многообразие доходов;

— формировать познавательную активность дошкольников, побуждать к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы;

— совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.

— продолжать развивать речь как средство общения;

— учить (по плану и образцу) рассказывать о содержании сюжетной картины.

— воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий, членам своей семьи;

— воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

— развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать сюжетные картинки.

Материалы:гном Эконом, фишки ЗП, ЗМ, С, ПБ, ПД; картинки с изображением семьи, простые карандаши, интеллектуально-сопроводительная карточка «Семья. Семейный бюджет. Доход — Расход»

Ход занятия

Сюрпризный момент

Воспитатель: приносит в группу гнома эконома.

— Как вы думаете, что это значит? (мы будем изучать с гномом Экономом экономику)

Давайте вспомним стихотворение о гноме Экономе.

Я весёлый, добрый гном,

Добрый гном Эконом.

С вами рядом я живу,

С экономикой дружу,

Люблю денежки считать,

И хозяйство возглавлять.

Пословицы о труде.

Маленькое дело, лучше большого безделья.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Труд кормит, а лень портит…

11. Работа с таблицами.

Воспитатель задаёт детям вопрос:

— Как вы думаете, семейный бюджет это только – доход? Есть пословица — «Доход не бывает без хлопот».

Укажите, в какой клеточке изображена схема Дохода, а в какой схема Расхода.

— Прочитайте, что написано в клеточке № 8. Подчеркните, каким должен быть Доход? Почему?

В последнем нижнем ряду изображён цветок. Давайте прочитаем, что написано на его лепестках (доброта, вера, надежда, истина…) относятся ли эти слова к семье, семейному бюджету?

— В одном ряду с цветочком расположена клеточка под №…? Что там изображено? (скрипичный ключ и ноты) Это значит, что сейчас у нас музыкальный номер.

Песня «Экономическая»

Воспитатель сообщает детям, что занятие подошло к концу. Гном Эконом благодарит детей за трудолюбие, за внимание и правильно выполненные задания.

Итоги занятия.

Конспект занятия

«Потребности человека»

(с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки «Потребности человека»)

Программное содержание:

— формировать представления о потребностях человека;

-учить выделять основные потребности человека;

— понимать разницу понятий «хочу» и «могу»;

— развивать воображение, самостоятельность мышления.

— ввести в активный словарь детей понятие «Потребности»;

— развивать связную речь.

— воспитывать трудолюбие, желание заниматься любимым делом.

Материалы:гном Эконом, простые карандаши, сказка К.И.Чуковского «Телефон»; фишки, интеллектуально-сопроводительная карточка «Потребности человека».

Ход занятия.

Сюрпризный момент

В гости к детям пришёл гном Эконом и принёс сказку К.Чуковского «Телефон».

У меня зазвонил телефон.

А потом позвонил

И со слезами просил:

— Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше…

А потом позвонили зайчатки:

— Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:

— Пришлите, пожалуйста, книжки!

Беседа с детьми.

Воспитатель спрашивает у детей — что попросил слон? (крокодил, зайчатки, мартышки) А что попросили бы вы?

Гном Эконом говорит детям, что все желания детей, высказывания героев сказки — можно назвать одним словом «Потребности».

Беседа с детьми.

Воспитатель спрашивает у детей — что заказал сын маме? Как вы считаете, всё, что он заказал, относится к основным потребностям человека?

Итог занятия.

Воспитатель сообщает детям, что всё закончилось хорошо, всех спасли, и все возвратились домой, отправились на прогулку по родным местам; может, светит яркое солнце, а может неожиданно начались дожди.

— Найдите глазками, в какой клеточке изображены эти природные явления: дорисуй предметы, которые помогут удовлетворить потребности человека (зонтик, солнцезащитные очки…)

— Итак, ребята, мы узнали, что потребности у людей очень разнообразные и одну из них очень трудно заменить другой.

Конспект занятия

«Деньги. Валюта»

(с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки «Валюта»)

Программное содержание:

— формировать у детей представление о деньгах, их видах;

— продолжать знакомить с денежными единицами разных стран;

— уточнить понятие «Бартер»;

— развивать логическое мышление, воображение, внимание и память.

— ввести в активный словарь детей понятие «Деньги. Валюта», «отчеканили»;

— развивать связную речь.

— воспитывать бережное отношение к деньгам, культуру обращения с ними.

Материалы:гном Эконом, простые карандаши, кошелёк с разными купюрами и монетами, портфель со сказками: «Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Серебряная монета», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Ивасик-Телесик», Мена», «Золотой ключик или приключения Буратино», интеллектуально-сопроводительная таблица «Валюта».

Ход занятия.

Сюрпризный момент

В гости к детям пришёл гном Эконом с кошельком и портфелем с книгами («Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Серебряная монета», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Ивасик-Телесик», «Золотой ключик или приключения Буратино», Мена»)

Гном Эконом показывает кошелёк и спрашивает у детей – как они думают,что там находится? (деньги)

— Какие они? (бумажные, металлические, разного номинала)

— А какие бывают деньги, нам помогут узнать эти сказки (показывает книжки со сказками)

2. Воспитатель открывает сказку «Серебряная монета» и читает отрывок из неё:

«Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки, чистенькая, светленькая, покатилась и зазвенела. Ару! Теперь я пойду гулять по белу свету! И монетка покатилась дальше. »

Воспитатель уточняет у детей, как они думают, а где монетку отчеканили? (на монетном дворе; на специальном заводе по изготовлению денег – там чеканят монеты и печатают денежные знаки)

Работа с карточкой.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть, что изображено в клеточке № 1, и указать стрелочкой, где рождаются деньги.

Работа с карточкой.

Воспитатель говорит, что деньги разных стран называются – «Валюта». Предлагает провести линии от сказочных героев к валюте той страны, где живут сказки.

— Слева от клеточки № 4 (клеточка № 3) изображены купюры разных стран, раскрасьте их нужным цветом.

— Назовите, что изображено под клеточкой № 3? Как вы думаете, чья стоимость купюр выше? Поставьте знаки больше, меньше, равно.

— Какие деньги были у Буратино? (золотые монеты)

— А какие деньги у других сказочных героев? (купюры). Давайте сравним, какие деньги удобнее в обращении? Из чего они изготовлены? Справа от клеточки № 5, рассмотрите, какие деньги изображены? Соедините стрелочкой, из какого материала их изготовили.

Работа с карточкой.

Воспитатель предлагает придумать и предложить, используя рисунок в клеточке № 8, возможный бартер с товарищами в группе.

— В последнем ряду, в клеточке слева, изображён кроссворд. Давайте его решим: 1-американская валюта, 2-денежная единица любой страны, 3-валюта Германии.

— Справа от клеточки № 9, находится клеточка, под каким номером? (№ 10) Какой товар, изображённый в клеточке, стоит д

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.