Каждый имеет право доу

Рубрики Статьи

Неделя психологии «Каждый имеет право. » — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемrogova inna

Похожие презентации

Презентация по предмету «Экономика» на тему: «Неделя психологии «Каждый имеет право. «». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» Рогова Инна Юрьевна педагог-психолог г.Нефтеюганск Ханты-Мансийскй автономный округ-Югра 2014 г. НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ «Каждый имеет право…»

2 «Каждый имеет право…» ( – ) Цель: создание положительного эмоционального фона в детском саду. Задачи: повысить интерес педагогов и родителей к психологии; формировать интерес взрослых к миру ребенка; формирование сплочённости коллектива детей и коллектива педагогов. Неделя психологии: заряжает всех эмоциональностью; создает атмосферу дружбы, взаимопонимания, поддержки; вселяет веру в успех. НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ Неделя психологии В саду у нас прошла И много интересного Всем нам принесла!

3 ДатаНазвание мероприятия Понедельни к Акция «Аптечка для души»; Психологическая акция «В стране Вообразилии». Вторник Открытка «Пожелание параллельной группе»; Конкурс Чувствоведов ; Психологическая акция «Звезда по имени Детский сад». Среда Акция «Позитиффчик»; Психологический КВН для педагогов «Права детей»; Коллективный коллаж «Дерево настроений». Четверг Акция для родителей «Я дарю тебе словечко!»; Психологическая игра «Заколдованное сердце»; Психологическая игра «Тайный друг». Пятница Психологическая акция «Дом в котором мы живём»; Викторина «Следопыты»; Подведение итогов Недели психологии. План проведения недели психологии

4 Акция «Аптечка для души» Цель: создание положительного эмоционального фона в детском саду. Плакаты в виде домика с окошками – кармашками с позитивными высказываниями, установками, пословицами, поговорками, крылатыми фразами.

5 Психологическая акция «В стране Вообразилии» В моей Вообразилии, в моей Вообразилии. Там царствует фантазия во всем своем всесилии … Цель: способствовать раскрытию творческого воображения детей.

6 Мы желаем счастья вам… Все группы ДОУ делают открытку с пожеланиями параллельной группе. Открытка «Пожелание параллельной группе»

7 Конкурс Чувствоведов Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого. Бывают чувства разные: Прекрасные, опасные, Сердечные, забавные, Сердитые и славные, Веселые, печальные, Игральные, молчальные.

8 Цель: способствовать сплочению коллектива; помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива. Психологическая акция «Звезда по имени Детский сад» Каждая группа делает звезду, которую называет своим именем и украшает её. Все звёзды помещаются на плакате.

9 Психологический КВН для педагогов «Ребёнок имеет право…» Цель: используя знания, систематизировать материал; формировать коммуникативные умения, способность сотрудничать, способность действовать в рамках ограниченного времени.

10 Акция «Позитиффчик» Цель: настроить детей, педагогов, родителей на совместную работу, поднять их настроение. На стенах в коридорах, на дверях групп и кабинетов развешены картинки с разными пожеланиями.

11 Коллективный коллаж «Дерево настроений» Ребенок вместе с родителями, приходя утром в детский сад размещает ладошку в соответствии с настроением – в центре или по краям. Цвет ладошек позволяет взрослому диагностировать настроение детей.

12 Цель: формирование положительного эмоционального настроя, создание условий для бесконфликтного общения детей и взрослых. Акция «Я дарю тебе словечко!» Родителям предлагалось сказать своему ребенку и написать на воздушном шарике теплое, ласковое слово, а детям наклеить этот шарик на ватман.

13 Психологическая игра «Заколдованное сердце» Цель: сплочение детского коллектива путем совместного преодоления трудностей. Интеграционное взаимодействие педагога-психолога и инструктора по физической культуре.

14 Психологическая игра «Тайный друг» (для сотрудников ДОУ) Цель: повышение общего позитивного эмоционального тонуса, сплочение коллектива. Сотрудникам необходимо было написать и отправить по 5 писем с пожеланиями своим коллегам. Подписываться в письмах было необязательно.

15 Психологическая акция «Дом в котором мы живём» Используя фотографии групп и различных событий из жизни группы, совместными усилиями строится «Дом, в котором мы живем». Детский сад второй наш дом, Как тепло, уютно в нем!

16 Викторина «Следопыты» Цель: развитие способности подчинять своё поведение нормам, развитие внимания, наблюдательности, мышления, сплочение детского коллектива. Интеграционное взаимодействие педагога-психолога и инструктора по физической культуре.

17 Дети — это ласка, искренность и дружба. Спорят понарошку, любят так всерьёз. С ними нам лукавить, прятаться не нужно — Детскими глазами видно нас насквозь. Дети, как ни странно, также испытанье. Дети, как деревья, сами не растут. Им нужна забота, ласка, пониманье. Дети — это время, дети — это труд. Подведение итогов Недели психологии Анкетирование среди педагогов по результатам проведения недели психологи; Составление аналитической справки; Создание презентации по итогам недели.

Статья 43 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 43 Конституции РФ гласит:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комментарий к Ст. 43 КРФ

1. В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Впервые это право было закреплено в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и получило свое дальнейшее развитие в ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе РФ от 10 июня 1992 г. «Об образовании» (СЗ РФ. 1996. N 3. ст. 150; с изм. и доп.) провозгласило область образования приоритетной. О внимании к сфере образования говорит и то обстоятельство, что в независимой России первым Указом Президента РСФСР стал Указ «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации» от 11 июля 1991 г. (Ведомости РСФСР. 1991. N 31. ст. 1025; действует с изм. и доп.). В нем предусмотрен целый комплекс организационных и правовых мер, направленных на укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов, аспирантов.

Положения, закрепленные в комментируемой статье Конституции и в Законе РФ «Об образовании», в полной мере отвечают международным стандартам в сфере образования.

В указанном Законе под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Названный Закон закрепил также следующие принципы государственной политики в области образования: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства, включая защиту и развитие системы образования, национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является федеральная Программа развития образования, утвержденная ФЗ от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ (СЗ РФ. 2000. N 16. ст. 1639). Она определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации. Срок реализации Программы закончился в 2005 г.

Право на образование гарантируется каждому без какой бы то ни было дискриминации.

14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (Россией ратифицирована; см.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 241). Согласно ст. 1 этой Конвенции, запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу; создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.

Читайте так же:  Проводки при возмещение ущерба работником

Российское законодательство вслед за международными актами провозглашает равенство прав и возможностей в сфере образования, запрет дискриминации. Так, согласно ст. 5 Закона РФ «Об образовании», гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Немаловажным в условиях многонационального Российского государства является и положение о том, что граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, представляемых системой образования, руководствуясь при этом общими принципами языковой политики в этой сфере, закрепленными в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации» (Ведомости РСФСР. 1991. N 50. ст. 1740; с послед. изм. и доп.). Это право граждан обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования (ст. 6). Государство оказывает также содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.

Важной составной частью права на образование выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Гражданам, проявившим выдающиеся способности, предоставляются специальные государственные стипендии, включая стипендии для обучения за рубежом.

2. В ч. 2 комментируемой статьи закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; бесплатность получения перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях и на предприятиях. Эти гарантии отличает их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения названных видов образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно.

Закреплением указанных гарантий наше государство превзошло уровень требований, изложенных в п. «а» ст. 4 Конвенции от 14 декабря 1960 г., в котором, в частности, говорится, что только начальное образование является обязательным и бесплатным. Из содержания же анализируемой конституционной нормы следует, что все указанные в ней виды образования, если его получают в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, являются бесплатными. При этом, однако, следует учесть, что виды образования, перечисленные в ч. 2 этой статьи Конституции, граждане имеют право получить бесплатно лишь впервые. Что касается лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вправе неоднократно получать его бесплатно (ст. 7).

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей, а иногда и необходимой коррекции нарушений в развитии ребенка в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Им государство гарантирует практически полную финансовую и материальную поддержку и обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения (ч. 2 и 3 ст. 18).

Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования — исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства — обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть (Постановление Конституционного Суда от 15 мая 2006 г. N 5-П по делу о проверке конституционности положений ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской думы//СЗ РФ. 2006. N 22. ст. 2375).

Конституционный Суд отметил, что положения ст. 43 (ч. 1 и 2) Конституции, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст. 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1), а забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2).

Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют — исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключают конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, — многоплановую роль публичной власти в этой сфере.

Названная конституционная обязанность государства обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, в качестве гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации). Такая обязанность сохраняется и в случаях изменения правового регулирования. В силу положения абз. 2 ч. 2 ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ сохраняется обязанность органов местного самоуправления при реализации полномочия по установлению платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях обеспечивать пропорции в распределении расходов на содержание детей между родителями и муниципальными образованиями, ранее установленные Российской Федерацией в Постановлении Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 г. N 2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений» и действовавшие по состоянию на 31 декабря 2004 г.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Однако это не препятствует субъектам Российской Федерации в установлении повышенных гарантий. Конституционный Суд в Постановлении от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» (СЗ РФ. 2000. N 25. ст. 2728) на основе конституционно-правового истолкования оспариваемых норм признал, что субъекты РФ могут установить общедоступность и бесплатность не только основного общего и среднего профессионального образования, но и среднего (полного) общего образования, поскольку такая норма в соответствии с целями социального государства дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних, которые хотели бы продолжить свое обучение.

Общедоступность и бесплатность образования соответствующих уровней гарантируются созданием сети государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Порядок деятельности этих дошкольных образовательных учреждений закреплен в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ 1 июля 1995 г. N 677 (СЗ РФ. 1995. N 28. ст. 2694; с изм. и доп.).

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Порядок его получения регламентирован в ст. 19 Закона РФ «Об образовании».

Кроме того, существуют образовательные учреждения профессионального типа, которые осуществляют подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством на основе профессиональных образовательных программ. Так, начальное профессиональное образование можно получить в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Читайте так же:  Доверенность на предоставление юридического лица

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В системе образовательных учреждений страны существуют также учреждения специализированной направленности. Так, Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (СЗ РФ. 1995. N 28. ст. 2693; с изм. и доп.). Специализированные учреждения имеются и для детей с общественно опасным поведением, которые функционируют на основании Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420//СЗ РФ. 1995. N 18. ст. 1681; с изм. и доп.).

Разнообразие видов образования, возможность получения его в различных формах (очной, очно-заочной (вечерней), заочной и др.) и сочетания этих форм также указывают на общедоступность образования в нашей стране.

3. Положения, закрепленные в комментируемой части статьи, реализуются в значительной мере также через Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г., в ред. от 13 января 1996 г. (СЗ РФ. 1997. N 3. ст. 150).

В ч. 3 ст. 5 Закона установлено, что государство гарантирует гражданам на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — в ред. от 29 декабря 2004 г.).

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Федерации, и муниципальных образовательных учреждений (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством.

Многие вопросы, касающиеся получения высшего образования, разрешены в актах Правительства, например в его постановлении от 28 апреля 1994 г. «О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России» (СЗ РФ. 1994. N 2. ст. 104) и Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства от 5 апреля 2001 г.//СЗ РФ. 2001. N 16. ст. 1595).

Высшее учебное заведение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации, а право на ведение образовательной деятельности и на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, со дня выдачи ему лицензии. Высшее учебное заведение руководствуется в своей деятельности законами, актами Президента, Правительства, федерального органа управления образованием, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, Типовым положением и своим уставом.

В ст. 13 вышеназванного Закона приводятся обязательные реквизиты устава образовательного учреждения. Кроме государственных и муниципальных образовательных учреждений в Российской Федерации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, негосударственные образовательные учреждения.:

Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения дополнительного профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения. В составе высших учебных заведений могут быть предприятия, учреждения и организации.

Высшее учебное заведение самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, реорганизации, переименования и ликвидации филиалов. Структурное подразделение высшего учебного заведения не является юридическим лицом. Его статус и функции определяются положением, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом.

Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения высшего профессионального образования на конкурсной основе производится по заявлениям поступающих. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и (или) ступени, если иное не предусмотрено законодательством России. Образовательные программы могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника со студентом: очная форма, очно-заочная (вечерняя) форма, заочная форма, экстернат. Допускается сочетание этих форм, в том числе соединение обучения по очной форме с работой на предприятии, в учреждении, организации.

Профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования представляют собой совокупность образовательных услуг, позволяющих реализовать требования, установленные государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. В России устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющих в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем: учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Эти требования относятся и к высшим учебным заведениям и обучающимся в них студентам. Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию и реализующее общеобразовательные и профессиональные образовательные программы, выдает выпускникам диплом о высшем образовании государственного образца, действующий на всей территории России. Перечень изученных дисциплин приводится в приложении к диплому. Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования с целью повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации, получения ученой степени.

Основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования.

В Законе «Об образовании» определяется компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления (ст. 28-31).

Высшее учебное заведение в соответствии с российским законодательством и своим уставом вправе осуществлять сверх установленных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку специалистов соответствующего уровня образования с оплатой стоимости обучения, оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, по договорам с юридическими и (или) физическими лицами. Указанные виды деятельности не могут быть оказаны взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. Стоимость обучения и размер оплаты за предоставление дополнительных образовательных услуг устанавливаются ректором высшего учебного заведения с учетом утвержденной сметы расходов.

Обучение на платной основе допускается и в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах, предприятиях и т.д., при соблюдении учебным заведением требований государственного образовательного стандарта, получения лицензии и государственной аттестации.

На практике возникал вопрос о соответствии комментируемой норме положения названного Закона о платном получении высшего образования, если гражданин получает его не впервые.

Этот вопрос рассматривался в Конституционном Суде по жалобе гражданина А.Ю. Цицулина. Из представленных им материалов выяснилось, что ему, как уже имеющему высшее образование, было отказано в зачислении на бесплатной основе в Московскую государственную юридическую академию (МГЮА). Обоснованность решения приемной комиссии МГЮА была подтверждена Государственным комитетом РФ по высшему образованию.

Конституционный Суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы А.Ю. Цицулина как не соответствующей положениям ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В Определении Суда по делу от 22 мая 1996 г. N 69-О указывается, в частности, на следующее: «Одновременное участие в конкурсе лиц с высшим образованием и лиц, его не имеющих, не обеспечивало бы последним равных возможностей для поступления в вуз, т.е. делало бы его менее доступным, а следовательно, ущемляло бы их право на получение бесплатного высшего образования. В целях обеспечения законных интересов таких лиц ограничение законом прав граждан, имеющих высшее образование, в получении второго бесплатного высшего образования вполне правомерно (ч. 3 ст. 55 Конституции).

Право на образование, являясь одним из основных и неотъемлемых конституционных нрав, может быть реализовано гражданином в различных формах и после получения бесплатного высшего образования, но уже без обязательной гарантии бесплатности».

Обязательность получения каждым основного общего образования относится к конституционным обязанностям граждан в сфере образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» под основным общим образованием понимается окончание девяти классов общеобразовательной школы или иного, приравненного к ней по статусу образовательного учреждения. Лицу, получившему такое образование (при успешном окончании процесса обучения), выдается документ государственного образца об уровне образования. Этот документ является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования (ч. 2 и 4 ст. 27).

Читайте так же:  Бта страховка

Требование об обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено учеником ранее. Этот возраст может быть увеличен для подростков с общественно опасным поведением и для подростков с отклонениями в развитии. Названным Законом установлен также предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования по очной форме обучения — 18 лет.

Учитывая роль образования в формировании человеческой личности и его значимость для общества, в Конституции использован особый прием правового регулирования: обязанность гражданина получить основное общее образование как бы удваивается обязанностью родителей или лиц, их заменяющих, принять все необходимые меры, чтобы дети получили такое образование. Одновременно такое удвоение означает запрет для родителей препятствовать детям в приобретении образования названного уровня. Выполнение родителями (лицами, их заменяющими) предусмотренной в данной конституционной норме обязанности неразрывно связано с их правами. Так, они имеют право до получения детьми основного общего образования выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением (ст. 52). Родители, лица, их заменяющие, несут ответственность за воспитание обучающихся детей и получение ими основного общего образования.

В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Государственный образовательный стандарт (далее — стандарт) состоит из обязательного минимума содержания основных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки учеников. Порядок разработки, утверждения и введения стандартов определяется Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом. Однако важно отметить, что основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

Для обучающихся с отклонениями в развитии государством устанавливаются специальные стандарты. Главное социальное предназначение стандартов состоит в том, что они являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования (ст. 7).

Конкретизируют стандарты в нашей стране образовательные программы. Именно они определяют содержание образования определенных уровней и направленности. В образовательном процессе в настоящее время используются общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы. Программы первого вида направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Что касается профессиональных образовательных программ, то они направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. Оба типа образовательных программ естественно конкретизируются применительно к виду получаемого образования.

Согласно ст. 8 Закона РФ «Об образовании», система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Действующая в стране система образования поддерживает различные формы образования, в том числе получение образования в негосударственных образовательных организациях, создаваемых в организационно-правовых формах, предусмотренных для некоммерческих организаций (частные учреждения, учреждения общественных и религиозных организаций, объединений).

Государство поощряет также получение семейного образования и самообразования с прохождением аттестации в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа, а также получение дополнительного образования в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, школах искусств, домах детского творчества и т.д.

(Конституция РФ, статья 38)

Взрослые должны соблюдать интересы ребенка в первую очередь (статья 3).

Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие(статья 6) .

Ребенок имеет право знать своих родителей и рассчитывать на их любовь и защиту (статья 7).

Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая имя и семейные связи (статья 8).

Ребенок может иметь свое собственное мнение и свободно его выражать (статья 12).

Ребенок имеет право получать любую информацию и передавать ее кому угодно, не обижая при этом других людей (статья 13).

Дети имеют право собираться вместе и обсуждать свои дела на мирных собраниях (статья 15).

Каждый ребенок имеет право на личную жизнь и свои тайны (статья 16).

Ребенок имеет право на защиту от жестокого обращения (статья 19).

Ребенок имеет право на наиболее совершенное медицинское обслуживание (статья 24).

Ребенок имеет право на бесплатное образование и уважительное отношение к нему педагогов (статья 28)

Все дети имеют равные права, независимо от национальности, пола, религии (статья 30).

Ребенок имеет право на игры, творчество, отдых, занятия спортом и искусством (статья 31).

Ребенок имеет право на защиту от унижающих его достоинство видов обращения и наказания (статья 37).

Конституция Российской Федерации

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Каждый имеет право на жизнь.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом.

Материнство и детство, семья находится под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая
укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях.

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного и других видов творчества. Каждый имеет право на участие в культурной жизни.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое,грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законном порядке.