Как подготовится к проверке трудовой инспекции 2019

Рубрики Статьи

Содержание:

План проверок трудовой инспекции на 2019 год

plan_proverok_trudovoy_inspekcii_na_2019_god.jpg

Похожие публикации

Просмотрев график проверок трудовой инспекции на 2019 год, работодатель узнает, ожидать ли ему прихода контролеров в ближайшие месяцы. Согласно действующему законодательству, подобные мероприятия должны проходить не чаще, чем один раз в три года, если они плановые. В случае несоблюдения данного требования, организация вправе обжаловать свое включение в график проверок.

План проверок трудовой инспекции на 2019 год: что это

Трудовая инспекция проверяет, насколько работодателем соблюдаются требования ТК РФ (Трудового кодекса) и иных нормативных актов, касающихся правоотношений компании и наемного персонала. Помимо организаций, проверки проводятся и в отношении индивидуальных предпринимателей, если они имеют штат сотрудников.

Инспекторы проверяют работодателей не хаотично, а согласно заранее составленному плану, который публикуется в открытых источниках. План проверок – это сводный документ контрольных мероприятий, которые трудовая инспекция собирается провести в течение года на предмет соблюдения законодательства о труде. Обнаружив себя в графике, работодатель (ответственное лицо) сможет узнать:

в каком месяце к нему придут инспекторы;

как долго они собираются его проверять (в часах и рабочих днях);

в какой форме будет проводиться проверка (выездная, документарная, смешанная), и т.д.

Большинство контрольных мероприятий, которые включила трудовая инспекция в график проверок 2019 года, организуется в выездной форме. То есть инспекторы выезжают непосредственно в организацию, проводя проверку по месту ее нахождения. Реже она проводится в документарной форме — тогда запрашиваемые бумаги предоставляются в трудовую инспекцию. Сотрудников ведомства, в частности, будут интересовать, акты предыдущих проверок, вынесенные работодателю предписания, документы, подтверждающие исполнение предписаний и судебных решений.

Как узнать планы инспекторов

Федеральная трудовая инспекция план проверок на 2019 год опубликовала на ]]> официальном сайте ]]> Роструда. Это громоздкий, объемный документ, охватывающий надзорные мероприятия по всей стране, которым не очень удобно пользоваться. Региональные ГИТ (Государственные инспекции по труду) также размещают графики грядущих проверок на информационных ресурсах. В них содержатся планы контрольных мероприятий, которые будут проходить в определенном субъекте РФ.

Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года предписывает различным ведомствам госконтроля, до 1 сентября предшествующего проверкам года, планы их проведения представить в органы прокуратуры (ст.9). Делают это и трудовые инспекции. Если прокурорские работники не находят в сформированных графиках нарушений закона, они передаются выше – в Генеральную прокуратуру. На основе планов, полученных от контролирующих органов, составляется единый план проверок на ближайший год, который публикуется на сайте Генпрокуратуры до окончания года предшествующего.

Поэтому узнать, какие плановые проверки на 2019 год трудовая инспекция собирается провести, и попала ли в график конкретная организация, можно также на ]]> официальном портале ]]> Генеральной прокуратуры. По умолчанию данный ресурс выдаст информацию обо всех проверках, готовящихся в отношении компании или ИП в 2019 году, а не только о планах трудовых инспекторов. Для получения этой информации достаточно ввести в соответствующие графы идентификаторы организации: ИНН, ОГРН, наименование и т.д.

Если пользователя интересует план проверок определенного ведомства, например, ГИТ, он может указать его в специальном поле данного сервиса.

Согласно ст. 26.2 закона № 294-ФЗ, в 2019-2020 годах плановые проверки представителей малого предпринимательства не проводятся — т.н. «надзорные каникулы», действовавшие в период 2016-2018 г.г. были продлены законом № 480-ФЗ от 25.12.2018. Если малое предприятие или ИП внесены в ]]> реестр МСП ]]> , то включать в график плановых проверок 2019 года трудинспекция и другие госорганы их не должны. При этом есть исключения, на которых «каникулы» не распространяются: в частности, это малые компании и ИП, работающие в сфере здравоохранения, образовательных услуг, системе соцобеспечения, теплоснабжения и внедряющие энергосберегающие технологии.

Особенность трудовых проверок

Трудовые инспекторы должны проводить проверки в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства № 875 от 01.09.2012. Согласно этому документу, а также ст. 9 закона № 294-ФЗ, инспекторы обязаны проверять работодателей, используя специальные чек-листы с вопросами по определенным темам. Если в листах будут делаться отметки о выявленных нарушениях, их придется подтверждать, прикладывая соответствующую документацию.

Все формы проверочных листов выложены на ]]> сайте Роструда ]]> в открытом доступе. Знакомство с их содержанием поможет подготовиться к визиту инспекторов. Выходить за рамки вопросов, указанных в чек-листах, они не вправе.

Как подготовиться к плановой проверке трудовой инспекции. Поэтапная инструкция

Проверки Государственной инспекции труда (ГИТ) могут быть плановые или внеплановые. Перечень запланированных проверок утверждается в конце года и выкладывается в свободном доступе на сайте трудовой инспекции и прокуратуры. Плановые проверки бывают выездными или документарными. Суть подготовки от этого не меняется, проверять в обоих случаях инспекторы имеют право все документы охраны труда, кадрового учета и оплаты труда.

Этап 1. Что готовить на проверку

Список документов, который присылает ГИТ перед проверкой, очень велик, в нем насчитывается более 70 пунктов. Их можно разделить на блоки по темам:

1. Уставные документы

2. Документы по оплате труда

3. По кадровому учету:

  • трудовые договоры и доп. соглашения;
  • штатное расписание и изменения к нему;
  • графики отпусков;
  • приказы – прием, увольнения, переводы, отпуск;
  • личные карточки;
  • трудовые книжки и журналы их учета;
  • локальные нормативные акты (ЛНА).

4. По охране труда (ОТ):

5. Документы на иностранных работников.

Список может быть расширен в ходе проверки, если потребуются дополнительные сведения.

Этап 2. Наиболее важные направления

Объем проверяемых направлений работы может заставить поволноваться даже опытных специалистов. На что в перечисленном перечне обратят внимание в первую очередь? Самыми проверяемыми моментами являются:

  1. Задолженность по зарплате – наличие или отсутствие.
  2. Своевременность выплат заработной платы и отпускных, а также пособий.
  3. Наличие и содержание трудовых договоров.
  4. Наличие графика отпусков и его исполнение.
  5. Правильность оформления увольнений и расчета.
  6. Трудовые книжки – наличие и правильность оформления.
  7. Правила трудового распорядка и ЛНА, связанные с оплатой труда.
  8. Документы по специальной оценке условий труда (в случае ее проведения).
  9. Все, что связано с охраной труда. Перечень зависит от наличия/отсутствия вредных условий, производственных травм и т.д.

Этап 3. Трудовые договоры

Для начала нужно убедиться, что у всех работников они есть. Затем проверить содержание договоров, а именно – наличие в них всех основных условий. Для этого обращаемся к ст. 57 ТК РФ . К основным условиям относятся:

  1. Место работы.
  2. Трудовая функция.
  3. Размер оплаты и даты выплат.
  4. Дата начала работы.
  5. Характер работы.
  6. Условия труда на рабочем месте.
  7. Компенсации и льготы при их наличии.

Если какого-то из этих пунктов нет, нужно составить дополнительные соглашения и внести недостающую информацию.

Еще один шаг на этом этапе – проверка дополнительных соглашений. Определите, какие изменения произошли за время работы сотрудников и имеются ли в наличии все доп. соглашения. Особенно важны перемены оплаты труда, должности, условий труда.

Этап 4. Штатное расписание и ЛНА

Штатное расписание должно быть в любой организации. Обычно запрашивают актуальную редакцию документа и последние изменения к нему. Проверьте, нет ли в вашем штатном «вилок» окладов и совпадает ли зарплата на одних и тех же позициях. Другими словами, по должности «менеджер» в одном и том же отделе не может быть разных окладов, так же, как и не может быть цифры «20 000 – 25 000». Также важно соответствие размеров выплат региональному минимуму зарплаты на текущий год.

Обязательные ЛНА – Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и Положение об оплате труда (премировании). ПВТР должны содержать разделы:

  1. Порядок приема, перевода и увольнения.
  2. Права и обязанности работника и работодателя.
  3. График работы, рабочее время и время отдыха.
  4. Оплата труда и поощрения.
  5. Ответственность сторон.

Положение о премировании должно быть, если премии в организации есть. Если присутствует другая система оплаты, «Положение об оплате труда» или иной ЛНА должен ответить на все вопросы проверяющих об основании выплат работникам.

Остальные ЛНА представляют интерес для ГИТ, если имеют отношение к льготам, компенсациям и другим денежным поступлениям. «Положение о командировках», например, может быть запрошено на проверку, если в вашей организации увеличены суточные выплаты. А вот «Регламент внешнего вида специалиста», «Положение о документообороте» и т.д. вряд ли удостоятся внимания проверяющих.

Этап 5. График отпусков

Графики отпусков имеют небольшой срок хранения — 1 год, так что направить усилия следует на текущий и прошедший годы. Знакомить работников с графиком законом не предусмотрено, но зато предусмотрено, что работник длжен быть уведомлен о предстоящем отпуске за две недели. Сроки уведомлений инспекция проверять очень любит. Если в вашей организации принято разделять отпуск на части, это должно быть прописано в ПВТР или в Положении об отпусках. О том, что соглашение с работником о разделении отпуска достигнуто, могут свидетельствовать заявления с просьбой внести в график несколько частей отпуска.

Читайте так же:  Учебное пособие ремонт ваз

Проверьте совпадение графика с фактическими отпусками, если знаете, что он иногда не соблюдается. В каждом случае перенесения отпуска нужно оформить заявление работника о переносе и приказ. Если в месяце несколько перенесений, приказ может быть один на все изменения.

В график нужно вписать даты фактически предоставленных отпусков и основания их переноса — заявление, приказ.

И, конечно, утвержден сам график должен быть не позднее, чем за 15 дней до начала года, на который он составлен.

Этап 6. Личные карточки и приказы

Личные карточки Т-2 должны содержать максимум запрашиваемой информации. Проверьте наличие записей о переводах, изменениях оклада и предоставляемых отпусках. Данные можно ввести как вручную, так и в печатном виде. Обязательно возьмите подписи работника в графе «Прием и переводы» напротив каждого вписанного приказа.

Приказы о приемах и увольнениях имеют срок хранения 75 лет, так что имеет смысл вести их аккуратно, независимо от проверок. Каждый приказ должен иметь под собой основания — заявление, трудовой договор, соглашение сторон и т.д. Обязательным является своевременное ознакомление с приказом работника. Недопустимо составлять документ «задним числом». Дата приема на работу должна совпадать с датой приказа или быть более поздней.

Приказы на отпуск нужно проверить на наличие и соответствие графику отпусков. Также важно взять подписи сотрудников в приказах перед отпуском, лучше за 2 недели, если у вас нет практики письменного извещения о предстоящем отпуске.

Этап 7. Охрана труда

Это направление является одним из самых проверяемых, подойти к нему нужно максимально серьезно. Независимо от специфики предприятия, в организации должны быть:

  1. Специалист по охране труда (ОТ), если в компании более 50 чел., либо лицо, на которое возложены соответствующие обязанности, если численность меньше 50 чел.
  2. Документы, подтверждающие обучение руководства и специалиста правилам ОТ.
  3. Должностная инструкция специалиста по ОТ.
  4. Инструкции по охране труда.
  5. Журнал вводного инструктажа.
  6. Программа вводного инструктажа.
  7. Документы по специальной оценке условий труда (СОУТ)

В организациях, где имеются вредные условия труда, список значительно расширяется, его дополняют также первичный и периодический инструктаж и журналы по нему, дополнительные инструкции, документы по медосмотрам.

Если СОУТ еще не проведена, но уже есть приказ о ее проведении, а также договор с организацией по СОУТ, проверяющие не будут наказывать за отсутствие спец. оценки. В обратном случае вам может грозить штраф.

В целом по охране труда стоит проверить наличие всех подписей в журналах, соответствие дат приема и инструктажа, а при обнаружении пробелов – восстановить по максимуму.

Этап 8. «Особые» сотрудники

Пристальное внимание ГИТ уделяет следующим категориям работников:

По этим работникам проверяются все составленные на них бумаги: договоры, приказы, положения о гарантиях и компенсациях. Важно проверить содержание договора по каждому такому сотруднику: есть ли там информация о сокращенном дне для инвалидов или об основаниях срочного договора у иностранца. Если день сокращен, это отражается в табеле, нужно проверить и его.

В заключение хочется напомнить, что на подготовку документов при плановой проверке дается 10 дней, так что даже за этот срок можно многое успеть. И еще – не спешите подписывать акт проверки, внимательно читайте все замечания, порой работодателям удается доказать свою правоту еще до предписаний и штрафов. В случае несогласия с результатами не спешите оплачивать штраф, вы имеете право обжаловать решение ГИТ в суде, и только после его решения будет ясно, осталось ли постановление трудовой инспекции в силе.

Проверки ГИТ: как подготовиться, чего ожидать, как себя правильно вести

Вероятно, каждому работодателю приходилось пережить такое малоприятное событие как инспекционная проверка, а тем, кто еще не знает всех нюансов, рано или поздно это предстоит. В помощь руководителям и HR-специалистам — консультация-памятка от Александра Южалина, консультанта Департамента трудового права «IPK Group».

Проверки органов государственного контроля могут быть инициированы по разным обстоятельствам, но требования и регламент всегда едины, и они установлены законодательством РФ.

Соответственно, результат проверки во многом зависит от того, насколько работодатель осведомлен о своих правах, насколько хорошо он владеет информацией о правилах, которые обязан соблюдать уполномоченный инспекционный орган.

В этой статье мы рассмотрим порядок прохождения проверки Государственной инспекции труда Российской Федерации (далее — ГИТ). Для начала определим ключевые требования, которые закон предъявляет к процедуре проверки организаций и инливидуальных предпринимателей государственными надзорными органами.

Вопросы, связанные с проверками трудовой инспекции регламентируются двумя основными нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Приказ Минтруда России от 30.10.2012 N 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Как известно, законодательство выделяет два вида проверок: плановая и внеплановая.

Плановая проверка

Такая проверка проводится в обязательном порядке государственными надзорными органами (в том числе ГИТ) с определенной периодичностью. Цель ее — выявить у юридического лица нарушения тех или иных требований закона. В рассматриваемом случае — несоблюдение норм трудового права.

Плановая проверка может быть как выездной, так и документарной. При документарной проверке организация или ИП должна направить проверяющему органу необходимый пакет документов по соответствующему распоряжению. Как правило, государственный орган ограничивается документарной проверкой.

Однако законом выделяются случаи, когда может быть инициирована выездная проверка. Так, согласно статье 12 Федерального закона N 294-ФЗ, выездная плановая проверка проводится в случаях, если при документарной проверке не представляется возможным:

  • удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и других документах юридического лица (индивидуального предпринимателя);
  • оценить соответствие деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательным требованиям закона без подтверждения на месте.

В отличие от документарной проверки, выездная проверка — как плановая, так и внеплановая — проводится по месту нахождения юридического лица (ИП) и/или по месту их фактической деятельности.

Узнать, будут ли проверять вашу организацию в этом году, можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Ежегодный сводный план плановых проверок утверждается Генпрокуратурой и публикуется в открытом доступе в срок до 31 декабря текущего календарного года. Чтобы найти свою компанию в едином реестре, достаточно набрать в поисковой форме ИНН, ОГРН или название (фамилию ИП).

Можно ли уйти от надзора

Необходимо помнить, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (за исключением отдельных случаев — например, проверки в сфере здравоохранения).

Однако мало кто из работодателей знает: даже если организация включена в ежегодный план контрольных мероприятий, обязательной проверки можно избежать. Такая льгота установлена статьей 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ. С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц (ИП), отнесенных к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Исключения составляют лишь частные случаи. Например, если ранее в отношении компании было вынесено и вступило в законную силу постановление об административном наказании за грубое нарушение.

В остальных случаях, обнаружив себя в едином реестре Генпрокуратуры, субъекты малого или среднего предпринимательства вправе подать в надзорный орган заявление с обоснованным требованием исключить компанию из плана проверок.

Внеплановые проверки

В отношении внеплановых проверок дела обстоят совсем иначе. Законным поводом для внеплановой проверки ГИТ могут стать практически любые выявленные факты несоблюдения работодателями положений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе — нарушения требований по охране труда, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Трудовая инспекция принимает во внимание:

  • сведения от органов государственной власти;
  • данные из средств массовой информации;
  • обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запросы работников о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте.

Кроме того, обоснованием считаются:

  • приказы (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданные в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
  • требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законодательных норм по материалам и обращениям, поступившим в органы прокуратуры.

Как подтверждает практика, одним из самых распространённых поводов для внезапного визита трудовых инспекторов является жалоба работника о нарушении его трудовых прав. То есть, любое заявление работника, считающего, что его права были нарушены, поданное в соответствии с требованиями трудового законодательства, признается основанием для внеплановой проверки работодателя.

При этом необходимо учитывать, что анонимные заявления и обращения граждан не могут служить основанием для внеплановой проверки.

Полномочия инспекторов не безграничны

Важно знать об ограничениях и требованиях, которые закон устанавливает для надзорного органа при проведении всех видов проверок — как плановых, так и внеплановых.

Ограничения по продолжительности мероприятий. Любая проверка не может длиться больше 20 рабочих дней. В течение одного года общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Читайте так же:  Адвокат павлова чебоксары

Ограничения по срокам извещения о начале проверки. Орган муниципального контроля должен уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о предстоящей плановой проверке не позднее, чем за 3 рабочих дня до ее начала. Копия распоряжения или приказа руководителя направляется заказным почтовым отправлением с обязательным уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении внеплановой выездной проверки надзорные органы обязаны предупреждать не менее чем за 24 часа до ее начала, уведомление вручается любым доступным способом.

Проверяющий инспектор непременно запросит документы для анализа, по результатам которого будет сделан вывод, нарушает ли работодатель какие-либо нормы закона. При запросе тех или иных документов необходимо удостовериться, относятся ли они к предмету проверки. Закрытый перечень документов, которые инспектора имеют право запрашивать у работодателя, законом не установлен.

Что проверяют в первую очередь

На практике можно выделить основные документы, которые с большей долей вероятности запросит инспектор. Прежде всего, к ним относятся:

  • трудовые договоры и соглашения к ним;
  • трудовые книжки;
  • штатное расписание;
  • графики отпусков;
  • личные карточки работников;
  • табели учета рабочего времени;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • табели учета рабочего времени;
  • локальные нормативные акты (в первую очередь — Правила внутреннего трудового распорядка, локальный акт по оплате труда);
  • приказы по основной деятельности и по личному составу.

Но, как отмечалось ранее, данный перечень документов открыт. Это означает, что инспектор вправе потребовать и другой документ, относящийся к предмету проверки. Тем не менее, для минимизации рисков первым делом надо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства вышеуказанные кадровые документы.

Как действовать во время проверки

Итак, вернемся непосредственно к самой процедуре проверки. Работодателю рекомендуется:

1) потребовать предъявления служебного удостоверения должностных лиц, которые прибыли с проверкой, и убедиться, что эти специалисты имеют право действовать от имени государственной трудовой инспекции;

2) получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки*.

*Напомним, что распоряжение (приказ) руководителя проверяющего государственного надзорного органа, является основанием к проведению проверки.

При предъявлении копии данного документа работодателю следует внимательно ознакомиться с его содержанием. В частности, важно изучить:

  • правовое обоснование самой проверки;
  • список непосредственных участников проверяющей бригады;
  • срок, в течение которого проводится проверка;
  • документы, которые будут анализироваться в процессе проверки.

Следует помнить, что проверка, инициированная в целях исполнения государственной функции, не может проводиться, а уже начатая должна быть прекращена, если установлено:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов.

3) непосредственно присутствовать во время проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к ее предмету;

4) знакомиться с результатами и подтверждать свою осведомленность в акте проверки: в частности, выражать согласие или несогласие с выводами инспектора и отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля;

5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в административном и/или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Проверка завершается: что важно помнить?

Не менее внимательно следует подойти к вопросу оформления документов по окончании проверки.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В акте указываются:

1) дата, время и место его составления;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности специалистов, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, о наличии их подписей или об отказе от подписи;

9) сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Разумеется, контролируя составление итогового акта, крайне важно проявить предельную ответственность, и если возникнут замечания и возражения — непременно сделать отметку.

Где «спотыкаются» трудовые инспекторы

Проверяющие органы чаще всего допускают такие оплошности:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • нарушаются сроки начала или окончания проверки;
  • уведомление о начале проверки не поступает в установленный срок;
  • проверка начинается без распоряжения или приказа руководителя контролирующего органа;
  • запрашиваются документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • не предоставляется для ознакомления акт проверки;
  • инициируется плановая проверка юридического лица (ИП), не включенного в ежегодный план.

Любая из вышеперечисленных ошибок инспектора будет основанием для того, чтобы признать недействительными результаты проверки.

Итак, учитывая судебную и инспекционную практику, можно сделать однозначный вывод. Результат каждой проверки в очень большой степени зависит от грамотного подхода проверяющего органа и корректного оформления всех необходимых документов. По большому счету, этот результат выражается в том, будет ли работодатель привлечен к административной ответственности или нет.

Соответственно, знание своих прав, тщательный контроль действий должностных лиц, правильное оформление документов многократно увеличивает шансы работодателя выйти победителем по окончании проверки. Ведь любое отступление проверяющего органа от буквы закона может сыграть ключевую роль в вопросе привлечения к административной ответственности — особенно если учесть, что в последнее время государственная инспекция по труду привлекает работодателей к ответственности за каждый отдельный случай нарушения трудового законодательства. Таким образом, возможность обжаловать действия инспектора, который сам не соблюдает требования закона, может помочь сэкономить сотни тысяч рублей.

Александр Южалин, консультант Департамента трудового права «IPKGroup», специалист по вопросам трудового законодательства

Проверка трудовой инспекции — к чему готовиться?

Проверка трудовой инспекции, особенно проводимая на предприятии впервые, может вызвать много вопросов и опасений. Какие документы готовить, что вправе делать инспектора? Об этом расскажем в статье.

Какими бывают трудовые проверки? Основания для проверок ГИТ

Проверочные мероприятия ГИТ бывают плановые и внеплановые. Первые из них носят профилактический характер и не зависят от действий работодателя и третьих лиц.

Ранее предприятия проверялись инспекцией не чаще чем 1 раз в 3 года — по общей норме ч. 2 ст. 9 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Ныне частота планового контроля ГИТ зависит от категории риска, присвоенной работодателю. Так, проверки работодателей с высокой категорией проводятся не чаще 1 раза в 2 года, а с низкой — не проводятся вообще (см. пп. 17–24 Положения о надзоре по труду, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875).

Истечение указанных сроков с окончания последнего планового контроля или регистрации предприятия само по себе уже является основанием для новой проверки.

Для внепланового контроля установлены специальные основания (ч. 7 ст. 360 ТК РФ):

1. Истечение срока устранения нарушений, установленного в ранее выданном работодателю предписании.

2. Поступление в инспекцию:

  • информации о нарушениях на предприятии, которые повлекли угрозу жизни и здоровью людей, невыплату зарплаты или выплату ее ниже МРОТ;
  • информации о не оформленных надлежащим образом трудовых отношениях;
  • жалобы на нарушение трудовых прав или заявления о проверке условий охраны труда от сотрудника.

3. Приказ руководителя инспекции, изданный в соответствии с поручением Президента, Правительства или требования прокуратуры.

Плановая проверка ГИТ — что проверяют инспекторы?

Цель плановых проверок любого из контролирующих органов — выяснить, соблюдают ли хозяйствующие субъекты обязательные требования закона в той или иной сфере. Соответственно, предмет планового контроля ГИТ — соблюдение работодателями законодательства о труде и об охране труда.

Также в рамках планового контроля проверяют соответствие обязательным требованиям сведений, указанных в уведомлениях о начале определенных видов деятельности.

Напомним, что о начале деятельности в некоторых сферах должны обязательно уведомляться надзорные органы. Так, Роструд уведомляется о таких видах деятельности, как уход с обеспечением проживания и соцуслуги без обеспечения проживания (п. 5.1 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).

Методические рекомендации (утв. приказом Роструда от 28.10.2010 №455) выделяют проверки комплексные и тематические (подп. 2.6 п. 2). Первые направлены на проверку соблюдения трудового законодательства в общем (по главным институтам трудового права).

Тематические проверки трудовой инспекции касаются отдельных институтов трудового права, например:

  • надлежащее оформление трудовых отношений;
  • обучение по охране труда
  • своевременность и полнота оплаты труда;
  • предоставление компенсаций и гарантий и т. д.

На практике в планах ГИТ в графе «Предмет проверки» указывается стандартная фраза о проверке соблюдения законодательства о труде. Поэтому узнать, что проверит при проверке трудовая инспекция, заранее нельзя.

План проверок Роструда в 2018 году — где взять?

Информация о запланированных проверках Роструда находится в открытом доступе. Так, инспекции в регионах обязаны публиковать план на своих официальных порталах в интернете до 1 декабря года, предшествующего году проверки.

Кроме того, сведения о проверках трудовой инспекции включаются в единый сводный план проверок предпринимателей, формируемый Генеральной прокуратурой РФ. С помощью соответствующего сервиса на сайте органа можно узнать, какие плановые проверки ждут предприятие в текущем году.

Читайте так же:  Нотариус адреса обслуживания

ВАЖНО! Если организацию не включили в план, хотя срок очередной проверки подошел, в течение года этого сделать уже не могут. Исчерпывающий перечень оснований для изменения плана закреплен в п. 41 Административного регламента, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент).

План поможет определить предполагаемый месяц проверки, но не ее конкретную дату. О начале плановой проверки инспектора ГИТ обязаны уведомить работодателя минимум за 3 рабочих дня до контрольного мероприятия путем вручения ему распоряжения на проверку (ч. 12 ст. 9 Закона 294-ФЗ).

Виды документов, интересующие инспекторов при плановом контроле

Как правило, ГИТ требует при плановых проверках следующий перечень документов:

1. Документы, подтверждающие трудовые отношения:

  • трудовые книжки и вкладыши;
  • трудовые договоры и дополнительные соглашения.

2. Книга учета движения трудовых книжек.

3. Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек.

4. Приказ о возложении обязанности по ведению трудовых книжек.

5. Обязательные локальные нормативные акты:

  • правила трудового распорядка;
  • положение о защите персональных данных;
  • положение, устанавливающее оплату труда, доплаты, надбавки и премии.

6. Коллективный договор (при наличии).

7. Обязательные кадровые документы:

  • штатное расписание;
  • табель учета рабочего времени;
  • личные карточки;
  • должностные инструкции;
  • график отпусков;
  • график сменности.

8. Форма расчетного листка.

9. Медицинские книжки.

10. Кадровые распорядительные документы и основания к ним (служебные записки, заявления и т. д.)

11. Журналы регистрации и учета (больничных, трудовых договоров, приказов, несчастных случаев на производстве и т. д.).

12. Инструкции и иные документы по охране труда (состав зависит от направления деятельности предприятия).

13. Документы, относящиеся к оплате труда (зарплатные ведомости, записки-расчеты и т. д.).

14. Журнал учета мероприятий по контролю.

Отметим, что большая часть нарушений связана с отсутствием каких-либо документов по охране труда.

Границы внепланового контроля Роструда

В Законе 294-ФЗ сделана оговорка, что проверка по основанию истечения срока ранее выданного предписания ограничивается только подтверждением его выполнения (ч. 21 ст. 10). Однако по общей норме этого же закона контролирующим органам вообще запрещено выходить за пределы предмета проверки (п. 3 ст. 15).

Поэтому границы внеплановой проверки трудовой инспекции напрямую зависят от основания ее проведения. Так, по жалобе на невыплату зарплаты инспекция должна проверить доводы работника и запросить лишь документы, которые помогут это сделать.

Перечень требуемых в рамках внеплановой проверки документов может отличаться от указанного выше. Так, если она проводится по факту несчастного случая на производстве, ГИТ может запросить:

  • сведения о проводимых на территории предприятия работах, гражданско-правовые договоры, на основании которых такие работы проводятся, реквизиты подрядчиков;
  • данные о состоянии травматизма на предприятии;
  • акты о расследовании несчастных случаев и т. д.

ВАЖНО! На те или иные неправомерные действия инспектора ГИТ (в том числе при запросе «лишних» документов) можно пожаловаться в порядке, установленном разделом V Регламента.

В законе нет перечня документов, которые вправе требовать Роструд (для обоих видов проверок). Главное — чтобы не был нарушен запрет на затребование документов (а равно иной информации, проб, образцов и т. д.), не относящихся к предмету проверки. А решение об относимости тех или иных объектов к ее предмету субъективно и принимается государственным инспектором труда.

Формы проверок. Полномочия ГИТ в рамках документарных проверок

Любая проверка ГИТ (как плановая, так и внеплановая) может проводиться в документарной или выездной форме. Форма контроля указывается в плане и распоряжении на ее проведение (по внеплановым проверкам — только в распоряжении).

ВАЖНО! Фактические действия инспекторов должны соответствовать форме проверки. Они не вправе явиться на предприятие, если проверка определена в распоряжении как документарная.

Осуществляемая Рострудом проверка по документам состоит из нескольких этапов:

  • Инспекция направляет в адрес предприятия письменный запрос с указанием перечня требуемых документов.
  • В течение 10 рабочих дней работодатель исполняет запрос.
  • При выявлении в документах ошибок, неточностей, противоречий ГИТ предлагает работодателю предоставить пояснения и дополнительные документы.
  • Если выявленные ошибки, неточности и противоречия не устранены, проверка трансформируется в выездную.

Как ответить на запрос трудовой инспекции?

Все документы работодатель предоставляет в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя организации или предпринимателя (либо иного уполномоченного на такие действия доверенностью лица), а также печатью (при наличии).

Трудовая инспекция не вправе требовать:

  • оригиналы документов и их нотариально заверенные копии;
  • документы, которые она может получить в порядке межведомственного взаимодействия.

В законе нет ограничения в отношении периода, за который ГИТ может потребовать документы. Не указывается проверяемый период деятельности и в распоряжении на проверку. Поэтому запрос может поступить в отношении любых документов, в том числе касающихся уже уволенных работников.

Объективно представить документы не всегда возможно из-за того, что срок их хранения истек и они были уничтожены. В такой ситуации работодателю следует в ответе на запрос пояснить причину отсутствия документов. Напомним, что при уничтожении относящихся к трудовым отношениям документов нужно руководствоваться перечнем, утв. приказом Минкульта от 25.08.2010 № 558.

Непредставление документов в срок или представление их в неполном объеме без уважительной причины может повлечь для работодателя ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

Права инспекторов ГИТ при выездной проверке

Выездные проверки трудовая инспекция проводит по месту нахождения предприятия. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ ее проводят, если по документам оценить соответствие деятельности работодателя закону не представляется возможным.

Мнение о том, что ГИТ всегда обязана начинать только с документарной проверки, ошибочно. Однако если инспектора могли оценить отсутствие или наличие нарушений по документам, выездную проверку можно признать неправомерной через суд. В основном это касается внеплановых проверок по жалобам работников, то есть проверок, имеющих узкий предмет. В ежегодных планах обычно все проверки определены как выездные, оспорить их на этом основании невозможно.

При выездной проверке инспектора вправе (ст. 357 ТК РФ, ст. 12 Конвенция МОТ от 11.07.1947 №81 «Об инспекции труда…»):

  • при наличии распоряжения на проверку и служебных удостоверений в любое время беспрепятственно проходить на территорию предприятия и проверять состояние используемых зданий, сооружений, оборудования, транспорта и т. д.;
  • запрашивать для ознакомления документы (причем инспектора вправе просить изготовить для них копии на безвозмездной основе), иную информацию;
  • беседовать с сотрудниками предприятия;
  • на месте выдавать предписания;
  • запрещать использование средств индивидуальной защиты, не соответствующих нормативам;
  • расследовать несчастные случаи на производстве и т. д.

Препятствование проверке будет расценено как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Проверка трудовой инспекции — к чему готовиться и как?

Подготовка к любой проверке ГИТ заключается:

  • в ознакомлении с нормативными актами, регламентирующими проведение проверок, уяснении прав и обязанностей — как своих, так и контролеров;
  • определении соответствия деятельности предприятия трудовому законодательству (в том числе в изучении документов на предмет согласованности между собой, наличия ошибок, соответствия их содержания закону);
  • оперативном устранении нарушений.

С 2018 года при плановом контроле ГИТ применяет проверочные листы (ч. 11.1–11.5 ст. 9 Закона 294-ФЗ). Причем проверка должна ограничиваться вопросами чек-листов. Правда, до 01.07.2018 листы применяют только в отношении работодателей с умеренной категорией риска, а после указанной даты — в отношении любых работодателей.

Ответы на проверочные листы могут существенно помочь работодателю при подготовке к проверке, так как:

  • листы разработаны по большинству аспектов трудовых отношений;
  • контрольные вопросы сформированы исходя из наиболее типичных нарушений;
  • ответы на вопросы однозначно позволяют установить, есть ли нарушения.

Любой работодатель может скачать листы на официальном портале Роструда. Но мы рекомендуем воспользоваться расположенным там же сервисом «Электронный инспектор». Ответить на контрольные вопросы из всех разработанных чек-листов можно онлайн, а по завершении сервис дает рекомендации по устранению нарушений. Сервис бесплатный, доступен в любое время, а факт выявления нарушений никаких последствий для работодателя не повлечет.

Конечно, возможность подготовиться к проверке трудовой инспекции есть не всегда. Ведь о некоторых проверках (например, по жалобам работника) инспектора даже не обязаны предварительно уведомлять работодателя. Рекомендуется держать кадровые документы в порядке и периодически проводить самопроверку с помощью чек-листов.