Федеральный закон о здравоохранении 2019

Рубрики Статьи

Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2019 N 128-р «О выделении в 2019 — 2023 годах денежных средств из федерального бюджета на уплату целевого взноса во Всемирную организацию здравоохранения»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 февраля 2019 г. N 128-р

1. Выделить в 2019 — 2023 годах из федерального бюджета на уплату целевого взноса во Всемирную организацию здравоохранения в целях финансирования совместного проекта Российской Федерации и Всемирной организации здравоохранения, направленного на укрепление систем здравоохранения в целях профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями, средства в размере до 40,6 млн. долларов США, из них:

до 7,8 млн. долларов США — в 2019 году;

до 8,2 млн. долларов США — в 2020 году;

до 8,2 млн. долларов США — в 2021 году;

до 8,2 млн. долларов США — в 2022 году;

до 8,2 млн. долларов США — в 2023 году.

2. Минздраву России совместно с МИДом России и Минфином России проинформировать Всемирную организацию здравоохранения о принятом решении.

3. Минфину России:

совместно с МИДом России и Минздравом России согласовать со Всемирной организацией здравоохранения порядок перечисления средств, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения;

обеспечить начиная с 2019 года финансирование расходов, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых Минфину России в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год по подразделу «Международные отношения и международное сотрудничество» раздела «Общегосударственные вопросы» классификации расходов бюджетов.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года

Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года

Часть 6 статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6422; 2011, N 49, ст. 7047; 2012, N 49, ст. 6758; 2013, N 27, ст. 3477) дополнить предложением следующего содержания: «Экспертиза качества медицинской помощи проводится на основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных в соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».».

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4257; N 49, ст. 6928; 2015, N 10, ст. 1403, 1425; N 29, ст. 4397; 2016, N 1, ст. 9, 28; N 27, ст. 4219; 2017, N 31, ст. 4791; N 50, ст. 7544, 7563; 2018, N 1, ст. 49; N 30, ст. 4543) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить пунктом 23 следующего содержания:

«23) клинические рекомендации — документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи.»;

2) пункт 4 статьи 10 после слов «порядков оказания медицинской помощи» дополнить словами «, клинических рекомендаций»;

3) в пункте 6 части 1 статьи 16 слова «и обеспечения ее доступности для граждан» заменить словами «, обеспечения ее качества и доступности»;

4) часть 5 статьи 32 признать утратившей силу;

5) в части 1 статьи 36 2 слова «на основе» заменить словами «с учетом»;

6) статью 37 изложить в следующей редакции:

«Статья 37. Организация оказания медицинской помощи

1. Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

1) этапы оказания медицинской помощи;

2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

3. Клинические рекомендации разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) с указанием медицинских услуг, предусмотренных номенклатурой медицинских услуг. Перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), по которым разрабатываются клинические рекомендации, формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании установленных им критериев.

4. Клинические рекомендации подлежат рассмотрению научно-практическим советом, созданным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По результатам рассмотрения научно-практический совет принимает решение об одобрении, отклонении или направлении клинических рекомендаций на доработку, после чего возвращает указанные клинические рекомендации в представившую их медицинскую профессиональную некоммерческую организацию с приложением соответствующего решения.

5. В состав научно-практического совета входят представители подведомственных уполномоченному федеральному органу исполнительной власти научных организаций, образовательных организаций высшего образования, медицинских организаций. Положение о научно-практическом совете и его состав утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Клинические рекомендации, одобренные научно-практическим советом, утверждаются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.

7. По каждому заболеванию, состоянию (группе заболеваний, состояний) для взрослых и детей может быть одобрено и утверждено соответственно не более одной клинической рекомендации.

8. В случае поступления в научно-практический совет нескольких клинических рекомендаций по одному заболеванию, состоянию (группе заболеваний, состояний) от нескольких медицинских профессиональных некоммерческих организаций научно-практический совет либо принимает решение об одобрении одной из поступивших клинических рекомендаций, либо организует работу по совместной разработке медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, направившими указанные клинические рекомендации, одной клинической рекомендации.

9. Порядок и сроки разработки клинических рекомендаций, их пересмотра, типовая форма клинических рекомендаций и требования к их структуре, требования к составу и научной обоснованности включаемой в клинические рекомендации информации, порядок и сроки одобрения и утверждения клинических рекомендаций, критерии принятия научно-практическим советом решения об одобрении, отклонении или направлении на доработку клинической рекомендации либо решения о пересмотре клинической рекомендации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

10. Клинические рекомендации пересматриваются не реже одного раза в три года.

11. В случае непредставления для одобрения или пересмотра медицинскими профессиональными некоммерческими организациями в установленные сроки клинических рекомендаций разработку клинических рекомендаций осуществляет научно-практический совет с привлечением иных медицинских профессиональных некоммерческих организаций, имеющих в своем составе медицинских работников по соответствующей специальности.

12. Медицинские профессиональные некоммерческие организации имеют право разрабатывать клинические рекомендации по заболеваниям, состояниям (группам заболеваний, состояний), не включенным в перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), предусмотренный частью 3 настоящей статьи. Такие клинические рекомендации подлежат одобрению и утверждению в порядке, установленном настоящей статьей.

13. Клинические рекомендации, одобренные научно-практическим советом и утвержденные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети «Интернет».

14. Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

1) медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

Читайте так же:  Срок действия договора аренды оборудования

3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

4) компонентов крови;

5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

15. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

16. В целях единообразного применения порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи при необходимости уполномоченным федеральным органом исполнительной власти могут издаваться соответствующие разъяснения.»;

а) в части 2 слова «, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона,» заменить словами «и клинических рекомендаций»;

б) часть 3 после слова «проводится» дополнить словами «на основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных в соответствии с частью 2 настоящей статьи,»;

в) часть 4 дополнить словами «на основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных в соответствии с частью 2 настоящей статьи»;

а) наименование дополнить словами «, а также при разработке и рассмотрении клинических рекомендаций»;

б) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Конфликт интересов — ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности либо у члена медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующего в разработке клинических рекомендаций, или члена научно-практического совета возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей, а также иных обязанностей, в том числе связанных с разработкой и рассмотрением клинических рекомендаций, вследствие противоречия между личной заинтересованностью указанных лиц и интересами пациентов.»;

в) дополнить частями 6 — 8 следующего содержания:

«6. Член медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующий в разработке клинических рекомендаций, член научно-практического совета обязаны проинформировать в письменной форме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о возникновении конфликта интересов или о наличии обстоятельств, способных привести к конфликту интересов.

7. В случае возникновения конфликта интересов, а также непредставления или несвоевременного представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информации о наличии обстоятельств, способных привести к конфликту интересов, либо представления недостоверной информации о наличии таких обстоятельств члены медицинской профессиональной некоммерческой организации в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, отстраняются от дальнейшего участия в деятельности по разработке и утверждению клинических рекомендаций, а решение в отношении предложения, принятого для включения в проект клинической рекомендации при их участии, подлежит пересмотру в порядке, установленном частями 4, 7, 9 и 11 статьи 37 настоящего Федерального закона.

8. В случае возникновения конфликта интересов, а также непредставления или несвоевременного представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информации о наличии обстоятельств, способных привести к конфликту интересов, либо представления недостоверной информации о наличии таких обстоятельств члены научно-практического совета в

порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, отстраняются от дальнейшего участия в деятельности по рассмотрению, одобрению и пересмотру клинических рекомендаций.»;

9) в части 2 статьи 76 слова «(протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи» заменить словами «в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона»;

10) в части 1 статьи 79:

а) в пункте 2 слова «на основе» заменить словами «с учетом»;

б) дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:

«2 1 ) обеспечивать оказание медицинскими работниками медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, а также создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи;»;

в пункте 1 после слов «медицинских изделий,» дополнить словами «включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека,», слова «в соответствии со стандартами» заменить словами «на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов»;

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, — в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии;»;

в пункте 5 слова «и стандартов» заменить словами «, клинических рекомендаций и с учетом стандартов»;

б) в части 7 слова «и на основе стандартов медицинской помощи» заменить словами «, стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций»;

12) в пункте 3 части 2 статьи 88 слова «стандартов медицинской помощи» заменить словами «соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи»;

13) в статье 90 слова «в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций» заменить словами «в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти»;

14) пункт 22 статьи 94 изложить в следующей редакции:

«22) примененные клинические рекомендации;».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Статья 1, пункт 2, абзац шестой пункта 6, пункт 7, подпункт «б» пункта 10, абзацы второй и пятый подпункта «а» и подпункт «б» пункта 11, пункты 12 и 14 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2022 года.

3. Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают и утверждают клинические рекомендации по перечню заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), указанному в части 3 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) до 31 декабря 2021 года.

4. Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, утвержденные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются до их пересмотра и утверждения в соответствии с частями 3, 4, 6 — 9 и 11 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), но не позднее 31 декабря 2021 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Что ждет здравоохранение в 2019 году: ключевые события

Перед вами обзор событий , которые произойдут в российском здравоохранении в 2019 году.

О некоторых вы уже знаете: старт первичной специализированной аккредитации, обновленная номенклатура должностей, новые правила приема и обучения в ординатуре. Но есть и те, которые чиновники готовят «сюрпризом» .

Эксперты ведущих медицинских журналов и справочных систем «Актион-МЦФЭР» узнали о планах министерств и дали не только прогнозы, но и предложили инструкции для подготовки.

Учтите, что к некоторым нововведениям надо готовится уже сегодня.

Для вашего удобства прогнозу разбили по должностям. Вы можете воспользоваться рубрикатором и сразу выбрать нужный вам раздел, а можете посмотреть таблицу полностью.

Изменения-2019 для главного врача

Почему это важно

В планах Правительства:

    с 1 января 2019 года остаточный срок годности медизделия нужно будет указывать в единицах измерения времени,

только открытого типа;

  • с марта 2019 года медорганизации обяжут определять НМЦК с учетом затрат на покупку расходных материалов и техобслуживание на гарантийный период.
  • Выпускники медвузов будут платить штраф, если откажутся от отработки после целевого обучения

    После обучения выпускники будут отрабатывать три года в муниципальных организациях. Вузы будут заключать трехсторонний договор с абитуриентами и работодателями. Изменения внес Федеральный закон от 03.08.2018 № 337-ФЗ, который вступит в силу 1 января 2019 года

    Региональные фонды ОМС будут согласовывать с ФОМС тарифы на медуслуги

    Скворцова сообщила, что уже с 2019 года внедрят правило «двух ключей» с обязательным согласованием с федеральным центром тарифных расчетов и тарифных предложений территориальных программ регионов страны.

    Порядок внутреннего контроля в медорганизации будет утверждать Минздрав

    Минздрав уже опубликовал проект приказа по внутреннему контролю.. Чиновники сообщили, что во внутренний контроль нужно интегрировать проверочные листы Росздравнадзора. Чтобы подготовиться к изменениям, клиники внедряют практические рекомендации ведомства. Лучшие получают сертификаты.

    По 13 специальностям будут проводить первичную специализированную аккредитацию.Специалистам нужно подготовиться к новому формату испытаний. По некоторым специальностям будет введен инновационный формат третьего этапа аккредитации – интерактивные кейсы.

    Ординатура уже сегодня стала обязательной для карьерного роста молодого врача. Обучение с 1 сентября 2019 года будет проходить по-новому. Новые стандарты планируют принять до января 2019 года. Минздрав изменит время обучения в ординатуре. Оно будет варьироваться от одного года до пяти лет.

    Номенклатуру медицинских должностей обновят до конца года

    Обновленная номенклатура медицинских должностей появится до конца года. Число специальностей сократят. Профессиональные стандарты создают в расчете на такую перспективу. В планах разделить должности врача общей практики и семейного врача. В среднем звене вместо 33 специальностей будет 20 объединенных, по ним выпустят профстандарты. Изменят обязанности медсестры.

    Читайте так же:  Административная ответственность кодекс рф

    Контролеры будут штрафовать, если у руководителя клиники нет медобразования

    Руководителем юрлица, которое занимается медицинской деятельностью, должен быть человек с высшим медобразованием и дополнительным профобразованием по специальности «организация здравоохранения». Подход подтвердил Верховный суд. Теперь оспаривать санкции в суде бесполезно, даже если у клиники два руководителя — директор без медобразования и главврач. Чтобы не попасть на санкции, клиники меняют систему управления и вносят поправки в ЕГРЮЛ.

    Иностранцы будут трудоустраиваться без квот

    Минтруда впервые включило врачей в перечень профессий, которые дают иностранным гражданам из стран, имеющих визовый режим с Россией, возможность на трудоустройство вне выделенных квот. Пока речь идет о трех специальностях – отоларинголог, фтизиатр и детский хирург.

    1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации

    Федеральным законом Российской Федерации от 03.10.2018г. №352-Ф3 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 03.10.2018г. №352-Ф3) внесено изменение в Уголовный кодекс Российской Федерации, он дополнен статьей

    144.1. следующего содержания:

    «Статья 144.1. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста.

    Необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам —

    наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот

    Примечание. Для целей настоящей статьи под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации».

    Федеральный закон от 03.10.2018г. №352-Ф3 вступил в силу

    Федеральным законом Российской Федерации от 03.10.2018г. №353-Ф3 «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 03.10.2018г. №353-Ф3) внесено изменение в Трудовой кодекс Российской Федерации, он дополнен статьей

    185.1. следующего содержания:

    Работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право

    на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

    Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

    Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается (согласовываются) с работодателем».

    Федеральный закон от 03.10.2018г. №353-Ф3 вступает в силу 01.01.2019г.

    Правительство России

    О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

    Постановление от 10 декабря 2018 года №1506. Правительство России ежегодно утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Подписанным постановлением утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Утверждение Программы необходимо в целях обеспечения конституционных прав граждан на медицинскую помощь за счёт бюджетных средств, в том числе фондов обязательного медицинского страхования.

    Внесено Минздравом России.

    Постановление от 10 декабря 2018 года №1506

    В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство России ежегодно утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период).

    Подписанным постановлением утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее – Программа).

    Утверждение Программы необходимо в целях обеспечения конституционных прав граждан на медицинскую помощь за счёт бюджетных средств, в том числе фондов обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).

    Программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, медицинская помощь при которых оказывается бесплатно, категории граждан, которым медицинская помощь оказывается бесплатно, средние нормативы объёма медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы её оплаты, требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – территориальные программы) в части определения порядка и условий её предоставления, критериев доступности и качества.

    Средние нормативы объёма медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи в рамках Программы определяются в расчёте на одного жителя в год, а в рамках базовой программы ОМС – на одно застрахованное лицо.

    Программа на следующие три года содержит ряд новых положений.

    В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года №299-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”» расширен перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, для лечения которых лекарственные препараты будут закупаться за счёт ассигнований из федерального бюджета (гемолитико-уремический синдром, юношеский артрит с системным началом, мукополисахаридоз I, II и IV типов).

    В целях обеспечения прав отдельных категорий граждан на получение при лечении в амбулаторных условиях лекарственных препаратов бесплатно или с 50-процентной скидкой Программой предусматривается, что перечень лекарственных препаратов для таких категорий граждан будет формироваться в объёме не менее утверждённого распоряжением Правительства на соответствующий год перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях.

    В целях перехода от валовых показателей объёма медицинской помощи (койко-дни) к показателям, характеризующим законченные случаи лечения пациентов, а также установления единых подходов к планированию и оплате специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, в качестве норматива объёма «медицинской реабилитации» в стационарных условиях вводится 1 случай госпитализации вместо 1 койко-дня.

    Устанавливаются средние нормативы объёма для проведения профилактических медицинских осмотров, включая диспансеризацию. Устанавливаются средние нормативы финансовых затрат на одно посещение, связанное с проведением профилактических осмотров, включая диспансеризацию, за счёт средств ОМС (1019,7 рубля – в 2019 году, 1055,7 рубля – в 2020 году, 1092,6 рубля – 2021 году).

    Установлены новые критерии качества медицинской помощи – «доля впервые выявленных заболеваний при профилактических медицинских осмотрах и диспансеризации в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных заболеваний в течение года» и «доля впервые выявленных заболеваний при профилактических медицинских осмотрах и диспансеризации лиц старше трудоспособного возраста в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных заболеваний в течение года у лиц старше трудоспособного возраста».

    Устанавливаются средние нормативы объёма медицинской помощи при экстракорпоральном оплодотворении, а также средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи при экстракорпоральном оплодотворении (113 907,5 рубля – в 2019 году, 118 691 рубля – в 2020 году, 124 219,7 рубля – в 2021 году).

    Устанавливаются средние нормативы объёма медицинской помощи по профилю «онкология». Также устанавливаются средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи по профилю «онкология» в стационарных условиях (76 708,5 рубля – в 2019 году, 99 208,9 рубля – в 2020 году, 109 891 рубль – в 2021 году) и условиях дневных стационаров (70 586,6 рубля – в 2019 году, 74 796 рублей – в 2020 году, 77 835 рублей – в 2021 году).

    Скорректированы предельные сроки ожидания проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи для пациентов с онкологическими заболеваниями. Теперь эти сроки не должны превышать 14 дней со дня назначения.

    Расширен перечень критериев доступности и качества медицинской помощи, по которым в субъектах Федерации будет проводиться оценка эффективности реализации территориальных программ в части оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях, развития первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в том числе лицам старше трудоспособного возраста, а также оказания медицинской помощи при ВИЧ-инфекции.

    Читайте так же:  Имеет ли право врач выписывать бад

    Скорректирован Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи. Два метода лечения (эндопротезирование суставов конечностей и коронарная реваскуляризация миокарда с применением ангиопластики в сочетании со стентированием при ишемической болезни сердца) перенесены из раздела II «Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включённых в базовую программу обязательного медицинского страхования» в раздел I «Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включённых в базовую программу обязательного медицинского страхования».

    Средние нормативы объёма медицинской помощи на 2019–2020 годы, оказываемой за счёт средств бюджета и средств ОМС, скорректированы с учётом статистических данных о динамике заболеваемости и смертности населения, фактического выполнения объёмов медицинской помощи за 2017 год.

    Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учёта расходов федерального бюджета), составляют: за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчёте на одного жителя) в 2019 году – 3488,6 рубля (100% к 2018 году), в 2020 году – 3621,1 рубля (103,8% к 2019 году), в 2021 году – 3765,9 рубля (104% к 2020 году); за счёт средств ОМС (в расчёте на одно застрахованное лицо) в 2019 году – 11 800,2 рубля (109,1% к 2018 году), в 2020 году – 12 696,9 рубля (107,6% к 2019 году), в 2021 году – 13 531,4 рубля (106,6% к 2020 году).

    Стоимость территориальных программ в 2019 году составит 2682,7 млрд рублей (108,2% к 2018 году), в 2020 году – 2863,1 млрд рублей (106,7% к 2019 году), в 2021 году – 3034,8 млрд рублей (105,9% к 2020 году).

    Органы государственной власти субъектов Федерации в соответствии с Программой будут разрабатывать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

    МРОТ повысили: что делать?

    Депутаты Государственной думы приняли законопроект, который предусматривал повышение минимального размера оплаты труда с 01.01.2019 до 11 280 рублей.

    Напомним, на основании ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», начиная с 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается Федеральным законом. МРОТ должен быть равен прожиточному минимуму трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года. Если показатели прожиточного минимума ниже прошлогодних, МРОТ сохраняется.

    По расчетам сотрудников Минтруда, за второй квартал 2019 года прожиточный минимум составил:

    • на душу населения — 10 444 рубля;
    • для трудоспособного населения — 11 280 рублей;
    • для пенсионеров — 8583 рубля;
    • для детей — 10 390 рублей.

    Такие цифры приведены в Приказе Минтруда России от 24.08.2018 № 550н, поэтому чиновники предложили с 01.01.2019 поднять минимальную оплату труда до 11 280 рублей — показателя для трудоспособного населения.

    Отметим, что с 01.05.2018 все работодатели обязаны платить работникам, которые трудятся полную смену в течение всего месяца, не менее 11 163 рубля. Так что с нового года ежемесячные расходы некоторых компаний могут вырасти на 117 рублей на каждого работника, а с учетом трат на обязательные платежи в виде страховых взносов, это еще 30 %, — на 152 рубля.

    Однако работодателям надо помнить и о региональных договоренностях. Так, в Санкт-Петербурге уже договорились (см. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2019 год, подписанное 28.11.2018), что с 01.01.2019 минимальная заработная плата должна повыситься на 1000 рублей и составить 18 000 рублей. При этом тарифная ставка (оклад) рабочего 1 разряда остается на уровне 13 500 рублей. В Москве не так давно уже повышался МРОТ — до 18 781 рубля, придется ли платить с нового года еще больше, пока неизвестно. Редакция будет следить за новостями. Но работодателям из других субъектов тоже необходимо быть начеку, поскольку в большинстве регионов соглашения между властями и бизнесом заключены до конца 2019 года, а значит, они будут пересмотрены.

    Как может вырасти МРОТ

    Отметим, что на рассмотрении Государственной думы есть законопроект, который предусматривает повышение МРОТ с 01.01.2019 до 25 000 рублей. Авторы инициативы — депутаты от фракции КПРФ — подчеркивают, что именно такие суммы должен получать работающий гражданин, чтобы жить нормально. Народные избранники коммунисты также требуют, чтобы был пересмотрен срок действия закона о потребительской корзине. По закону, ее размер должны пересматривать не реже 1 раза в 5 лет. Однако в прошлом году власти приняли Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ, который фактически заморозил этот показатель до 31.12.2020.

    Все эти действия властей заставляют экономически активных граждан искать дополнительные заработки, трудоустраиваться нелегально, получать серую зарплату, уходя от налогов, подчеркивают в КПРФ. Те, кто не может подрабатывать, накапливают долги по квитанциям ЖКХ и налогам, экономят на продуктах питания, одежде, медикаментах.

    Депутаты признают, что их инициатива дорогостоящая, поскольку коснется почти 74 % всего работающего населения. В денежном эквиваленте на реализацию законопроекта дополнительно потребуются 315,6 млрд рублей. Но часть этих денег вернется в бюджет в виде подоходного налога, подчеркивают коммунисты. Еще часть пойдет на погашение долгов. А главное — уровень благосостояния населения поднимется.

    В аппарате правительства, к слову, с такими аргументами соглашаются. Граница между бедными и богатыми увеличивается, поэтому повышение минимальной заработной платы было бы неплохим решением, сказано в правительственном отзыве на инициативу КПРФ. Однако реализовать такой план пока невозможно: на это в бюджете просто нет денег. Кроме того, чиновники опасаются, что такое резкое повышение зарплат не выдержит частный сектор — тот самый малый бизнес, в котором трудится каждый четвертый россиянин. И последствия этого будут еще более серьезными. Поэтому законопроект в правительстве не поддерживают. Тем не менее, документ все еще на рассмотрении и его пока не отклонили. И последнее слово все-таки за депутатами.

    МРОТ подняли что делать компаниям

    Если организация может позволить себе увеличить расходы на персонал, то после официального опубликования федерального закона о новом МРОТ (регионального нормативного акта или трехстороннего соглашения) с 01.01.2019 необходимо издать документы, дающие основание для повышения заработной платы работникам. Увеличить выплаты можно несколькими способами:

    • ввести доплату до законодательно установленной минималки;
    • заключить с работниками дополнительные соглашения об увеличении заработной платы.

    И обязательно надо помнить, что коммерческие компании обязаны придерживаться регионального МРОТ, а в некоторых регионах он выше федерального показателя. Информацию о минимальном размере оплаты труда в конкретном субъекте на будущий год можно найти в местных администрациях. Если компания не имеет финансовой возможности присоединиться к соглашению о выплате повышенного уровня минимальной зарплаты, ей дается месяц на письменное уведомление об отказе от выполнения региональных требований.

    Если руководство компании решит, что не может платить всем своим работникам заработную плату после утверждения новой минималки, ей придется сокращать численность сотрудников. Отметим, что это достаточно сложная процедура, предусматривающая уведомление работников о предстоящем сокращении и выплату выходного пособия.

    Однако для некоторых работодателей это наиболее оптимальный вариант, поскольку за выплату зарплаты ниже МРОТ предусмотрены крупные штрафы — до 100 000 рублей. И помимо этой суммы, с работниками тоже придется рассчитаться.