Двойное гражданство и пенсия по старости

Рубрики Статьи

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

В Новосибирской области проживают получатели пенсии, имеющие двойное гражданство.

По сообщению управления Федеральной миграционной службы по Новосибирской области более 17-ти тысяч жителей нашего региона сообщили ФМС о наличии у них ещё одного гражданства или вида на жительство в другой стране. Напомним, что с 4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон, согласно которому россияне, имеющие двойное гражданство, обязаны сообщить о нем в ФМС. Из 17-ти тысяч о втором гражданстве рассказали 15 тысяч 800 человек. Часть из них – получатели пенсии. У этих граждан «особый» порядок организации пенсионного обеспечения.

Данный вопрос решается индивидуально в зависимости от страны проживания, и от наличия действующих международных договоров в части пенсионного обеспечения между Россией и иным государством, гражданство которого имеет обратившееся за назначением пенсии лицо.

Если гражданин России имеет второе гражданство в государстве, с которым заключен международный договор по пенсионному обеспечению, то в зависимости от условий договора решается вопрос о назначении пенсии. Если Договор построен по территориальному принципу (например, Украина, Казахстан, Молдова и некоторые иные бывшие союзные Республики), то гражданину пенсия назначается по законодательству государства постоянного проживания. Если же договор основан на принципе пропорциональности по учету сведений о трудовой и иной деятельности (например, Болгария, Эстония и некоторые иные государства), то по общему правилу каждое государство назначает пенсию за свой стаж с применением своего законодательства. При этом и в первом, и во втором случаях обращаться за назначением пенсии необходимо в соответствующий пенсионный орган государства постоянного проживания.

Если гражданин России имеет второе гражданство в государстве, с которым нет у России международного договора по пенсионному обеспечению (например, Германия, Израиль, США и некоторые другие), и проживает там, то он может при соблюдении необходимых условий (наличие страхового стажа, достижение возраста и т.д.) реализовать свое право на обращение за пенсией в Российской Федерации. При этом граждане России, выехавшие на постоянное жительство за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории России, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации (Москва). Выплата пенсии производится на территории Российской Федерации в рублях путем зачисления на счет гражданина в кредитной организации либо по доверенности представителю гражданина. Если же гражданин, имеющий двойное гражданство, проживает в РФ и имеет периоды работы в одной из вышеуказанных стран, то для решения вопроса о праве на установление пенсии, как гражданина, например, Израиля или США, необходимо обращаться в пенсионные органы этих государств. При этом при соблюдении условий, дающих право на установление российской пенсии, она будет установлена органами ПФР по месту проживания.

Двойное гражданство – двойная пенсия

Эмигрировавшие за границу вправе получать пенсию на Родине. Но чиновники убеждены, что «предателям» социальные выплаты из «отеческой казны» не положены, – добиться законных пенсий многим соотечественникам удается только в суде.

По общему принципу трудовая пенсия – это не социальная «подачка» из бюджета. Фактически в преклонном возрасте государство выплачивает гражданам то, что они заслужили в течение своей долгой трудовой деятельности. Поэтому выезд за границу не лишает отработавшего положенный стаж человека права на получение полной пенсии.

Наш ответ Чемберлену

Асимметричный порядок выплаты пенсий переселенцам был введен в 1972 году. Согласно постановлению Совета Министров СССР, приехавшим из-за границы и принявшим советское гражданство назначалась полная пенсия, даже если они не проработали для нового Отечества ни одного дня (расчет производился, исходя из среднего заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР). Тогда как честно заработавшим советскую пенсию гражданам, эмигрировавшим в капиталистические страны, ее выплата приостанавливалась (де-факто прекращалась).

После «перестройки» отношение к эмигрантам изменилось. Уже в 1993 году был принят специальный закон, гарантирующий выехавшим за границу право на получение заслуженной на Родине пенсии. Причем по их заявлению она должна была переводиться за границу в иностранной валюте. Правда, закон содержал важную оговорку – вступал в силу с 1 июля 1993 года, а потому распространялся только на покинувших Россию после этой даты и имеющих на момент отъезда гражданство новой независимой страны. Такая норма затруднила получение пенсий эмигрантами так называемой «третьей волны» (в том числе покинувшими Советский Союз в последние годы его существования).

Вопрос о справедливости спорной оговорки еще в 1998 году рассматривался Конституционным судом России. Причем среди заявителей были, в том числе, военные пенсионеры, выехавшие в дальнее зарубежье уже с территории независимых прибалтийских стран уже после распада СССР. Служители Фемиды пришли к выводу, что любые формальные ограничения неконституционны. «Право гражданина на получение полагающейся ему пенсии не может связываться с таким условием, как постоянное его проживание в Российской Федерации: государство обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает гражданин, которому назначена пенсия, – в Российской Федерации или за ее пределами. Иное означало бы отказ Российского государства от выполнения вытекающей изстатьи 39 (части 1 и 2) Конституции РФ обязанности обеспечивать предоставление трудовых пенсий, установленных законом, гражданам, имеющим право на их получение», – констатировал Конституционный суд России.

В 2001 году Владимир Путин подписал новый федеральный закон о пенсионном обеспечении эмигрантов. Он гарантировал выплаты из ПФР как россиянам, так и иностранцам, которым в соответствии с российским законодательством были назначены государственные пенсии «в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью (службой), независимо от даты их выезда за пределы России, переезда из одного государства в другое и места жительства».

Споры обетованные

Но и вокруг нового закона, равно как и выводов Конституционного суда России, сложилась неоднозначная практика. Например, бывший москвич Семен Цейтлин, проработавший в СССР 50 лет, в 1986 году вышел на пенсию. В 1991 году он выехал на постоянное место жительство в Израиль, в связи с чем выплаты ему были прекращены. Только в 2009 году он обратился в ПФР с заявлением о начислении пенсии, но получил отказ: чиновники заявили, что «лица, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации до 1 января 1992 года, права на восстановление пенсии не имеют».

Басманный районный суд Москвы, в который обратился Семен Цейтлин, поддержал доводы ПФР. Ведь, эмигрировав, истец не успел получить российское гражданство. «Лица, получавшие пенсии в соответствии с законодательством СССР и выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, не имеют права на сохранение и получение ранее назначенной им пенсии. Гражданам, выехавшим на постоянное место жительство за пределы России и не имеющим в настоящее время гражданства Российской Федерации, а соответственно, и правовой связи с Россией, пенсия по законодательству РФ не предусмотрена», – констатировали служители Фемиды, отклоняя требования эмигранта.

Иное решение в аналогичной ситуации было принято по иску бывшей жительницы Ленинграда Пруслиной. В 1978 году она вышла на пенсию, а в 1991-м – уехала за границу. Отказ назначить ей пенсию Невский районный суд Санкт-Петербурга расценил как нарушение не только российского законодательства, но и Конвенции «О защите прав человека и основных свобод». Санкт-Петербургский городской суд счел такие выводы обоснованными.

А вот также бывшая ленинградка Нозик потеряла немалую сумму исключительно из-за собственной оплошности. В 2006 году она обратилась в ПФР с просьбой назначить пенсию, но получила стандартный ответ – эмигрантам выплаты не полагаются. Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга пришел к выводу, что на момент отъезда в Израиль истица являлась гражданкой РСФСР, а потому имеет право на получение пенсии. Но вопрос о возобновлении ее выплаты на территории России носит заявительный характер, то есть она начинается только после предоставления всех документов. Рассматривая это дело, суд выяснил, что, проживая в Израиле, россиянка сменила фамилию на Нозик-Хайкин, но при первом обращении в ПФР не представила удостоверяющих личность документов. «Суд приходит к выводу, что пенсия может быть восстановлена Нозик-Хайкин Д.Р. только с первого дня месяца, следующего за обращением в УПФ в установленном порядке», – заключили служители Фемиды.

Точное количество советских граждан, эмигрировавших на Запад в период «третьей волны», не установлено. Только с 1989 по 1990 годы в Израиль прибыло более 200 тысяч репатриантов из Советского Союза.

Назначение пенсии по старости при двойном гражданстве, как производится?

У меня следующий вопрос. Моя мама, гражданка РФ, с постоянным местом жительства в РФ (постоянная регистрация) в июле 2016 года подала документы в ПФР для назначения ей страховой пенсии по старости. В начале 2016 ей исполнилось 55 лет.

Одновременно с наличием гражданства РФ, она обладает гражданством Республики Молдова с постоянной регистрацией в РМ. Фактически она проживает в Республике Молдова, где ухаживает за мужем, инвалидом 1 группы и официально работает, чтобы иметь возможность содержать себя и мужа.

В январе 2017 года — ей было предоставлено решение об отказе в установлении пенсии, вынесенное еще аж в сентябре 2016 года. В мотивационной части отказа указано, что причиной является тот факт, что на момент подачи документов она постоянно проживает в Республике Молдова, да еще и официально трудоустроена там. Что согласно договору между РФ и РМ в таких случая пенсию выплачивает то государство на территории которого человек проживает.

Вопрос — законно ли такое решение? Если нет — то какие шаги необходимо предпринять? Второй вопрос — следует ли подать новое заявление о назначении страховой пенсии по старости не указывая наличие другого гражданства и проживания в другой стране и работы там. Стоит ли обращаться в тот же орган ПФР?

Ответы юристов (2)

Для тех, кто приезжает из бывших союзных республик, входивших до 1991 года в состав СССР, действуют, в первоочередном порядке, нормы международного права, и только потом уже применяются нормы российского законодательства.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ, подписанное 13 марта 1992 года, действует в отношении граждан, прибывших из следующих стран: Казахстан, Украина, Армения, Узбекистан, Турменистан, Киргизия, Таджикистан. Соглашение предусматривает принцип территориальности, то есть пенсию назначает и выплачивает та страна, в которой гражданин постоянно проживает, основываясь на собственном пенсионном законодательстве. По такому же принципу действуют двусторонние соглашения с Молдовой, Грузией и с Литвой.
Если, например, человек переезжает из перечисленных стран в Россию, то ему назначают пенсию по нашим, российским, законам, и наоборот. Тут важно отметить, что гражданин, который приезжает на постоянное жительство в Россию, должен документально подтвердить факт постоянного жительства на ее территории, т.е. необходимо наличие внутреннего паспорта гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, либо вида на жительство иностранного гражданине или лица без гражданства, выдаваемое миграционной службой.
Учтите и тот факт, что при переезде выплата пенсии гражданам по прежнему месту жительства прекращается. Во всех случаях пенсию назначают заново, и для этого понадобятся все необходимые правоустанавливающие документы.http://www.pfrf.ru/branches/samara/news/interviev/

Читайте так же:  Приказ о назначении ответственного по экологии на предприятии образец

Таким образом, пенсионное обеспечение лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из республики Молдова регламентируются соглашениями между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 .

Указанное соглашение вписывается в систему действующего пенсионного законодательства и позволяют получать пенсионное обеспечение тем поколениям граждан, которые имеют стаж, выработанный в СССР.
Лица, прибывшиена постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из вышеуказанных государств, и обратившиеся в территориальные органы ПФР, могут быть разделены на две категории: граждане Российской Федерации и иностранные граждане (или лица без гражданства).http://www.pfrf.ru/branches/ryazan/news

Дело в территориальном расчете пенсии. Если гражданин России имеет второе гражданство в государстве, с которым заключен международный договор по пенсионному обеспечению, то в зависимости от условий договора решается вопрос о назначении пенсии. Если Договор построен по территориальному принципу (например, Украина, Казахстан, Молдова и некоторые иные бывшие союзные Республики), то гражданину пенсия назначается по законодательству государства постоянного проживания. Если же договор основан на принципе пропорциональности по учету сведений о трудовой и иной деятельности (например, Болгария, Эстония и некоторые иные государства), то по общему правилу каждое государство назначает пенсию за свой стаж с применением своего законодательства. При этом и в первом, и во втором случаях обращаться за назначением пенсии необходимо в соответствующий пенсионный орган государства постоянного проживания.www.pfrf.ru/branches/novosibirsk/news

В Пенсионном фонде, подавали скорее всего запрос на информацию, пограничной службы, что бы понять, сколько въездов и выездов имела ваша мама — и на основании, того, что им выдала пограничная служба — они сделали вывод, что ваша мама постоянно фактически проживает в Молдове, а не в РФ. По этому, нет смысла подавать документы, уже с другой информацией, которая не соответствует действительности.

Вы можете обратиться за дополнительной консультацией в ПФ. Хотя здесь все ясно.

Уточнение клиента

Мария, спасибо за ответ! Скажите, пожалуйста, каким законодательством регламентируется срок постоянного фактического проживания заграницей или в РФ? К примеру, если человек завтра покупает билет на самолет и прилетает в РФ, у него есть внутренний паспорт с постоянным местом жительства в РФ (постоянная регистрация) и обращается в ПФР, то будет считаться, что она фактически постоянно проживает в РФ? Если нет, то сколько дней должно пройти, чтобы считалось? Сколько дней в году она должна находится на территории РФ, чтобы считалось, что она постоянно фактически проживает на территории РФ. Скажите, также, наличие мужа — инвалида 1 группы и необходимости ухаживать за ним не является веским аргументом почему человек постоянно находится заграницей?

22 Января 2017, 15:02

Граждане Российской Федерации считаются временно пребывающими за границей, если они не сняты с регистрационного учёта в органе внутренних дел по месту жительства в Российской Федерации. К этой категории относятся граждане, находящиеся в служебной командировке, и граждане, временно находящиеся за границей в частной поездке (учёба, лечение, работа по контракту, туризм, предпринимательская деятельность, посещение родственников и знакомых и другие частные дела).

Статья 20 ГК РФ гласит, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Определения «преимущественного» проживания законодательство не дает, но «по умолчанию» считается, что преимущественно значит более половины календарного года. www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/3a21dde6a73d049e1bf187dbd08ecf79ce5e80e2/Относительно регистрации по месту жительства не соглашусь с коллегами. Однозначно трактуемых требований о снятии с регистрационного учета не существует. В каждой сфере они свои. Например по вопросам налогооблажения важен сам факт проживания за рубежом более года. Пенсионное законодательство также не исключает наличие регистрации на территории РФ при постоянном проживании на территории иностранного государства. В Международных договорах хоть и упоминается про постоянное жилье, но основной критерий – это тесные личные и экономические связи (т.н. центр жизненных интересов).

В части 1 статьи 150 ГК РФ употребляются понятия «право свободного передвижения», «выбор места пребывания и жительства». Определения понятия «место пребывания» в ГК РФ нет. Также не раскрывается смысл термина «постоянное и преимущественное проживание». Установление постоянного или преимущественного проживания лица должно осуществляться по временной схеме, т.е. лицо должно проживать по данному адресу либо всегда, либо срок его проживания по данному адресу должен превышать срок его проживания в любом другом месте в течение его жизни. Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993 года определяет место жительства так: жилые дома, квартиры, служебные помещения, иные жилые помещения, в которых гражданин проживает постоянно либо преимущественно в качестве собственника, по договору найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Местом пребывания Закон называет гостиницы, санатории, больницы, другие подобные учреждения, а также жилые помещения, являющиеся местом жительства граждан, где он проживает временно. Таким образом, место пребывания подгоняется под место жительства, и их конкретизация идет по объекту нахождения, т.е. ставится в зависимость от помещения, о месте проживания в котором лицо обязано уведомить государство.
Законодательный казус, считаем, проявляется в том, что Конституция предполагает свободу передвижения гражданина как основной элемент его прав и свобод, не увязывая их с моментом возникновения, изменения и прекращения каких-либо правовых аспектов, связанных с гражданином, а законы и нормативные правовые акты напрямую увязывают место жительства гражданина в качестве основного составного элемента содержания его прав и обязанностей.

В Определении Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 года N 334-О регистрация определяется лишь предусмотренным Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства: то есть факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства устанавливается (подтверждается) не только регистрацией.

Можно обратиться еще раз в ПФ и в Правительство РФ в ГД, попросив конкретики и разъяснений (закон то не доработанный), указав, на ст. Конституции, и законы, где нет четкого указания, сколько дней, считается постоянным проживанием. Законодатель не указал, и бросил данный вопрос на рассмотрение уполномоченных органов.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Иностранная пенсия и двойное гражданство

Адресные льготы

Русскоязычные иммигранты при натурализации в Германии обычно стремятся сохранить гражданство страны, из которой они прибыли.

Для немецких переселенцев, составляющих большую часть мигрантов из стран СНГ, проблем с этим не возникает: закон не требует от них отказа от подданства страны исхода при вхождении в немецкое гражданство. Являясь этническими немцами, пожелавшими вернуться на историческую родину, они фактически восстанавливают государственную принадлежность, которая несколько веков назад имелась у их прародителей. От таких заявителей власти ФРГ не вправе требовать отказа от прежнего гражданства, как это предписано, например, законом в отношении иностранцев, проходящих процедуру натурализации.

Иное положение у второй по численности группы русскоязычных жителей ФРГ — еврейских иммигрантов. Предоставленное ранее этим людям право сохранить при натурализации гражданство бывшей родины потеряло свою юридическую основу еще в январе 2005 года, когда прекратил существование Закон о контингентных беженцах — Kontingentfluchtlingsgesetz, распространявшийся на въезжавших на ПМЖ евреев. Правда, возможность иметь двойное гражданство для этой категории продолжала существовать по инерции еще свыше двух лет, пока 30 марта 2007 года не вступили в силу очередные изменения в процедуре натурализации и льгота была окончательно отменена.

Общие правила

Упразднение статусного права еврейских иммигрантов на двойное гражданство, однако, отнюдь не закрыло для этих людей возможность получить данную привилегию в рамках общих правил натурализации. Известно, что иммиграционное законодательство Германии допускает сохранение прежнего гражданства любому желающему натурализоваться иностранцу, если выход из этого гражданства сопряжен с объективно невыполнимыми или чрезвычайно ущемляющими интересы заявителя условиями.

У выходцев из России и Украины — основных стран эмиграции евреев такое положение чаще всего возникает, когда власти бывшей родины непомерно и безосновательно затягивают процедуру выхода из российского или украинского гражданства.

Однако проволочки отнюдь не являются единственным обстоятельством, оправдывающим, с позиций немецкого закона, сохранение уже имеющегося гражданства. Привилегия возможна, в частности, и тогда, когда утрата прежнего подданства приводит к лишению иностранца назначенных на бывшей родине социальных выплат.

Этот момент важен для иммигрантов, имеющих право на пенсионное обеспечение от государства прежнего проживания. Если закон этого государства исключает выплаты пенсий негражданам страны, то сохранение пенсионного обеспечения может стать веским аргументом в пользу сохранения проходящему натурализацию иностранцу гражданства страны, где прошла его трудовая деятельность. При этом необходимо учитывать, что финансовые потери признаются значительными и дают право на двойное гражданство, если предполагаемый ущерб превысит сегодняшний годовой брутто-доход заявителя в размере не менее 10 000 евро в год.

Из числа мигрантов, прибывших в Германию из стран СНГ, положение о пенсиях актуально для выходцев из России, поскольку им, согласно российским законам, выплата пенсий продолжается при выезде на ПМЖ за границу. Естественно, что для этих людей важно знать, как отразится утрата российского гражданства на имеющемся у них праве на пенсионное обеспечение. Ведь если законы России не предусматривают в этом случае лишения пенсии, то проблемы просто не существует.

Чтобы прояснить вопрос, обратимся к пенсионному законодательству России.

Что гласят российские законы

Согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ пенсионное обеспечение действительно предоставляется в первую очередь гражданам страны, а иностранные подданные и лица без гражданства, наработавшие в России необходимый трудовой стаж, обладают таким правом только тогда, когда они постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Если исходить из данного положения, то получается, что при проживании за границей действительно существует угроза потерять право на российскую пенсию при утрате российского гражданства.

Однако в действительности дело обстоит не совсем так. Правила выплат пенсий за границу определяются не только приведенной выше общей установкой закона, но также детально регламентируются другим, специально выпущенным по данному поводу государственным нормативным актом, а именно: Постановлением Правительства России от 8.07.2002 г. № 510 «О порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации». Согласно этому, дополняющему закон документу, выплаты уже назначенных пенсий продолжаются также и тогда, когда проживающие за границей граждане России выходят из российского гражданства.

У такого пенсионера могут возникнуть, правда, сложности с подтверждением нахождения в живых по немецкому удостоверению личности, в котором отсутствует отчество (по имеющимся сведениям, некоторые российские собесы не принимают справки без отчества). Кроме того, возможны искажения имени и фамилии при обратном переводе на русский язык. Но это трудности, так сказать, технического плана и, как показывает практика, их обычно удается преодолеть. Например, при оформлении справки о нахождении в живых можно воспользоваться для идентификации личности не только немецким паспортом, но и свидетельством о присвоении гражданства — Einbürgerungsurkunde, в котором указано отчество владельца.

А вот проживающий за рубежом иммигрант, еще не достигший пенсионного возраста, оказывается в отношении права на пенсию в гораздо худшем положении. Если он выйдет из российского гражданства, то, в соответствии с законом, несмотря на достаточный трудовой стаж, уже не сможет при достижении пенсионного возраста оформить пенсию от России.Причина — утрата российского гражданства.

Читайте так же:  Договор на размещение ящика для пожертвований

Есть ли шанс на двойное гражданство

Итак, уроженец России, собирающийся в будущем оформить российскую пенсию, может апеллировать к немецким властям с просьбой сохранить при натурализации российское гражданство.

Например, иммигрант, прибывший в ФРГ в возрасте 50 лет и уже имеющий необходимый трудовой стаж, подав после восьмилетнего проживания в стране документы на натурализацию и получив согласие немецких властей, имеет все основания ходатайствовать о снятии требования о выходе из гражданства России, так как иначе он потеряет право оформить через два года российскую пенсию.

Однако только один этот довод может оказаться недостаточным. Прежде, чем удовлетворить прошение заявителя, сотрудник ведомства по вопросам гражданства обязательно осведомится о размере предстоящих материальных потерь, ведь право на двойное гражданство возможно только тогда, когда эти потери окажутся существенными.

И тут мы видим, что выплачиваемые Россией пенсии столь невелики, что далеко не дотягивают до значения ущерба в 10 000 евро в год, который немецкие власти определили в качестве минимума, допускающего отмену требования о выходе из гражданства страны исхода. Объявленный заявителем ущерб чиновник вполне может признать несущественным и на этом основании в просьбе отказать.

В итоге мы приходим к выводу, что российские пенсионеры, как уже получающие пенсию, так и предполагающие ее оформить в будущем, к сожалению, не имеют достаточно веских аргументов, чтобы по признаку потери пенсионного обеспечения доказать необходимость предоставления им двойного гражданства.

Для первых выход из подданства России вообще не связан с прекращением выплат, а для вторых, хотя и существует опасность потери права на пенсию, но ожидаемый материальный ущерб по немецким меркам настолько невелик, что не является достаточным основанием для отмены требования о сдаче прежнего гражданства.

Пенсия при двойном гражданстве в России

Я Мадаева П,1954 г.р., имею ПМЖ в Норвегии. Уехала туда 2007с двумя несовершеннолетними детьи после смерти мужа. По достижении 56 лет оформила трудовую пенсию. Теперь вышел закон о двойном гражданстве, что надо зарегистрироваться по месту прописки.У меня к вам несколько вопросов:

1.Если я собираюсь поехать в Россuю только летом (я вернулась из отпуска до принятия закона),когда и где я должна зарегестрироваться?

2.Иностранного паспорта у меня нет,только решениe депртамента о выдаче мне ПМЖ (на норвжском языке) и на этом основании карточкa для поездок за границу (на норв. и англ. языках) Нужно ли иметь их перевод на русском языке?

3. И самое главное,буду ли я продолжать получать трудовую пенсию,я каждый год регистрируюсь в пенсионном отделе по месту прописки и получения ее.

Прошу вас при ответе на эти три вопроса написать мне на какой закон, параграф, статью и пункт вы опирались.

Мне это необходимо, если где-то у меня возникнут вопросы

С уважением Мадаева

Ответы юристов (8)

1.Если я собираюсь поехать в Россuю только летом (я вернулась из отпуска до принятия закона), когда и где я должна зарегестрироваться?

Регистрация НЕ нужна, Вы должны заполнить на любом почтовом отделении формуляр (прилагаю отдельным файлом) и отправить в ФМС, почтовые служащие помогут Вам сделать. Также, как законный представитель, оформите сразу и на детей. Прикладываете копию вида на жительство в Норвегии + копимю своего российского паспорта (первая страница) + страницу, где отметки пограничной службы России, которые показывают, когда Вы приехали.

Закон о гражданстве (текст вот здесь):

2.Иностранного паспорта у меня нет, только решениe депртамента о выдаче мне ПМЖ (на норвжском языке) и на этом основании карточкa для поездок за границу (на норв. и англ. языках) Нужно ли иметь их перевод на русском языке?

нет, не нужно, в формуляре (на российской почте) указываете только номер + прилагаете копию разрешения ПМЖ

3. И самое главно, буду ли я продолжать получать трудовую пенсию, я каждый год регистрируюсь в пеннcuонном отделе по месту прописки и получения ее.

да, будете, ибо нахождение (проживание) в другой стране НЕ влияет на получение российской пенсии

вот текст Пенсионный фонд России

Есть вопрос к юристу?

Согласно ст.6 ФЗ о гражданстве 1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. 2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. 3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключениемграждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. 4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.5. Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, или законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи, осуществляется лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи).6. В уведомление, указанное в части пятой настоящей статьи, вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается: а) фамилия, имя, отчество; б) дата и место рождения; в) место жительства (в случае отсутствия такового — место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания — место фактического нахождения); г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации; д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иног
о документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве; е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве; ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа; з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).7. К уведомлению, указанному в части пятой настоящей статьи, прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подано иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи). 8. Форма и порядок подачи уведомлений, указанных в частях третьей и четвертой настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. 9. От обязанности подачи уведомления, указанного в части третьей настоящей статьи, граждане Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. 10. От обязанности подачи уведомления, указанного в части четвертой настоящей статьи, законные представители соответствующих граждан Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.11. Правила, указанные в частях третьей — десятой настоящей статьи, применяются в отношении граждан Российской Федерации, имеющих (приобретших) гражданство одного и более иностранного государства либо получивших один и более документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Таким образом, вы обязаны были подать уведомление о получении права на постоянное проживание в иностранном государстве в течение 60 дней. Подавайте сейчас.

Право на трудовую пенсию вы не утрачиваете, так как остаетесь гражданином РФ.

Таким образом, вы обязаны были подать уведомление о получении права на постоянное проживание в иностранном государстве в течение 60 дней. Подавайте сейчас.

это касается только тех граждан России, которые постоянно проживают (или зарегистрированы) на территории России, в Вашем случае Вы проживаете постоянно в Норвегии и должны сообщить о наличии вида на жительство в иностранной стране только, когда приедете в Россию.

смотрим текст закона, ссылку дал ранее:

пункт «3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве),

Читайте так же:  Единая отчетность на финансовых рынках

Согласно ст. 6 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»:

Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Таким образом, в течение 60 дней с момента ВЪЕЗДА на территорию России Вам нужно будет обратиться в Федеральную миграционную службу РФ и подать уведомление о том, что имеете документ на проживание в Норвегии. С этого документа просто снимаете копию. Российское ФМС не требует перевода иностранных документов.

Пенсию Вы так и будете получать.

Введена с 4 августа 2014 года только ответственность за сокрытие о наличии гражданства иностранного государства, либо вида на жительства в иностранном государстве, либо право на постоянное проживание в ин. государстве.

Пенсию вы как получали, так и будете получать. Это вообще не имеет отношения к вышедшему закону. Что касается уведомления о наличии права на постоянное проживание в Норвегии, то если вы постоянно проживаете там, должны уведомить об этом ФМС в течение 60 дней с того момента, как приедете в Россию. Но тут важно, есть ли у вас российская постоянная прописка. Если да, то могут возникнуть сложности, поскольку тех, кто не снят с учета в РФ, ФМС признает проживающими в России, и им нужно уведомить ФМС о наличии второго гражданства или вида на жительство до 17 октября 2014 года.

Таким образом, вы обязаны были подать уведомление о получении права на постоянное проживание в иностранном государстве в течение 60 дней. Подавайте сейчас.

Каким образом клиент «обязана была» подать уведомление, если принимать их начали только с 17 августа? И как она подаст его сейчас, если находится в Норвегии? Бесполезная рекомендация.

Если я собираюсь поехать в Россuю только летом (я вернулась из отпуска до принятия закона), когда и где я должна зарегестрироваться?

Вам следует обратиться в Федеральную миграционную службу РФ и подать уведомление о том, что имеете документ на проживание в Норвегии. (статья 6 ФЗ О гражданстве и новый ФЗ о котором Вы упоминали в своем сообщении, действует с августа 2014 года) О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 23.05.2014
Одобрен Советом Федерации 28.05.2014Статья 1
Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации следующие изменения: 1) в статье 6:
а) дополнить частью третьей следующего содержания:»3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.»;

3. И самое главно, буду ли я продолжать получать трудовую пенсию, я каждый год регистрируюсь в пеннcuонном отделе по месту прописки и получения ее.

Поскольку Вы являетесь гражданкой РФ, то право на пенсию у Вас есть в соответствии с ФЗ:

Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом
1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:
граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

Чтобы иметь право на пенсию, гражданам РФ не всегда обязательно постоянно проживать на территории России.

2.Иностранного паспорта у меня нет, только решениe депртамента о выдаче мне ПМЖ (на норвжском языке) и на этом основании карточкa для поездок за границу (на норв. и англ. языках) Нужно ли иметь их перевод на русском языке?

Перевод документов не нужен.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2001 N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и имеющим (имевшим) ко дню выезда право на получение государственных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании их письменных заявлений суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) могут переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции. При этом перевод производится начиная с месяца, следующего за месяцем отъезда гражданина за пределы Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена государственная пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в российских рублях.

Суммы государственных пенсий, подлежащие переводу за пределы Российской Федерации, пересматриваются при принятии федеральных законов об изменении норм пенсионного обеспечения, дающих право на более высокую пенсию, если связанный с этим пересмотр размеров государственных пенсий может быть произведен без дополнительного документального подтверждения гражданами юридических фактов, определяющих право на перерасчет государственных пенсий, и если указанными федеральными законами не будет предусмотрено иное.

Расходы на выплату государственных пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом производятся из источников, за счет которых осуществлялась выплата государственных пенсий на территории Российской Федерации.

Таким образом, поскольку Вы ко дню выезда из России имели право на получение российской государственной пенсии, то Вам, как гражданке РФ, по Вашему заявлению должны переводить пенсию в Норвегию в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому Центробанком России на день совершения операции.

В соответствии с п. 11, 12, 28, 29 Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.2002 N 510 (ред. от 09.06.2014), гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, на основании их заявления, поданного в бумажной форме или форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пенсия может переводиться за пределы Российской Федерации по месту их постоянного жительства независимо от даты их выезда из Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства. Заявление о переводе назначенной пенсии за пределы Российской Федерации по форме согласно приложению N 2 подается в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, в Пенсионный фонд Российской Федерации представляется справка о дате выезда гражданина на постоянное жительство из Российской Федерации (переезда из одного государства в другое) и месте его постоянного жительства за пределами Российской Федерации по форме согласно приложению N 7, которая выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации.

Гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, ежегодное продление перевода (выплаты) пенсии производится при условии представления один раз в год в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения его в живых.

Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выдается нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.

Подтверждение факта нахождения гражданина в живых может осуществляться путем его личной явки в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации либо в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации. В этом случае составляется акт о личной явке гражданина (его законного представителя) с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующий период по форме согласно приложению N 9.
Итак, право на российскую пенсию Вы сохраняете независимо от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в России. Вам только необходимо ежегодно подтверждать факт нахождения Вас в живых.

С уважением,
юрист, член Совета экспертов
Александр Безгодов

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.