Договор об снв-1

Рубрики Статьи

Договор СНВ-1 1991 года, 31 июля.

ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ 1991 г. (СНВ-1) подписан 31 июля в Москве со стороны: СССР — М. С. Горбачевым, США — Дж. Бушем-старшим. Ратифицирован в 1992 г. Вступил в силу 5 декабря 1994 г. Срок действия истек 5 декабря 2009 г. СССР и США обязались в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы, чтобы у каждой стороны осталось не более 6 тыс. единиц. В мае 1992 г. по дополнительному протоколу, подписанному в Лиссабоне (Португалия), к договору присоединились республики Беларусь, Украина и Казахстан. Договор стал прорывом в сокращении атомных арсеналов — 6 декабря 2001 г. Правительства Российской Федерации и США заявили о том, что выполнили свои обязательства по СНВ-1.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 167.

Договор об снв-1

между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1)

Приглашаем посетить СНВ-сайт (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) — информация обновляется еженедельно

Союз Советских Социалистических Республик и Соединенные Штаты Америки, ниже именуемые Сторонами,

сознавая, что ядерная война имела бы опустошительные последствия для всего человечества, что она никогда не должна быть развязана, в ней не может быть победителей,

будучи убежденными, что меры по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений и другие обязательства, изложенные в настоящем Договоре, будут способствовать уменьшению опасности возникновения ядерной войны, а также упрочению международного мира и безопасности,

признавая, что интересы Сторон и интересы международной безопасности требуют укрепления стратегической стабильности,

учитывая свои обязательства в отношении стратегических наступательных вооружений по статье VI Договора o нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года, статье XI Договора об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года и Совместному заявлению вашингтонской встречи на высшем уровне от 1 июня 1990 года,

согласились о нижеследующем:

Каждая из Сторон сокращает и ограничивает свои стратегические наступательные вооружения в соответствии с положениями настоящего Договора и выполняет другие обязательства, изложенные в настоящем Договоре, а также в его Приложениях, Протоколах и Меморандуме о договоренности.

1. Каждая из Сторон сокращает и ограничивает свои МБР и пусковые установки МБР, БРПЛ и пусковые установки БРПЛ, тяжелые бомбардировщики, боезаряды МБР, боезаряды БРПЛ и вооружения тяжелых бомбардировщиков таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу настоящего Договора и в дальнейшем суммарные количества, подсчитываемые в соответствии со статьей III настоящего Договора, не превышали:

а) 1600 единиц для развернутых МБР и связанных с ними пусковых установок, развернутых БРПЛ и связанных с ними пусковых установок и развернутых тяжелых бомбардировщиков, в том числе 154 единицы для развернутых тяжелых МБР и cвязанных с ними пусковых установок;

b) 6000 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжелыми бомбардировщиками, в том числе:

i) 4900 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР и развернутыми БРПЛ;

ii) 1100 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР на мобильных пусковых установках МБР;

iii) 1540 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми тяжелыми МБР.

2. Каждая из Сторон осуществляет сокращения согласно пункту 1 настоящей статьи в три этапа таким образом, чтобы ее стратегические наступательные вооружения не превышали:

а) к концу первого этапа, то есть не позднее чем через 36 месяцев после вступления в силу настоящего Договора, и в дальнейшем следующие суммарные количества:

i) 2100 единиц для развернутых МБР и связанных с ними пусковых установок, развернутых БРПЛ и связанных с ними пусковых установок и развернутых тяжелых бомбардировщиков;

ii) 9150 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжелыми бомбардировщиками;

iii) 8050 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР и развернутыми БРПЛ;

b) к концу второго этапа, то есть не позднее чем через 60 месяцев после вступления в силу настоящего Договора, и в дальнейшем следующие суммарные количества:

i) 1900 единиц для развернутых МБР и связанных с ними пусковых установок, развернутых БРПЛ и связанных с ними пусковых установок и развернутых тяжелых бомбардировщиков;

ii) 7950 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжелыми бомбардировщиками;

iii) 6750 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР и развернутыми БРПЛ;

с) к концу третьего этапа, то есть не позднее чем через 84 месяца после вступления в силу настоящего Договора, суммарные количества, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи.

3. Каждая из Сторон ограничивает суммарный забрасываемый вес своих развернутых МБР и развернутых БРПЛ таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу настоящего Договора и в дальнейшем такой суммарный забрасываемый вес не превышал 3600 тонн.

1. Для целей засчета в суммарные предельные уровни, предусмотренные в подпункте «а» пункта 1, подпунктах «a.i» и «b.i» пункта 2 статьи II настоящего Договора:

а) каждая развернутая МБР и связанная с ней пусковая установка засчитывается как одна единица; каждая развернутая БРПЛ и связанная с ней пусковая установка засчитывается как одна единица;

b) каждый развернутый тяжелый бомбардировщик засчитывается как одна единица.

2. Для целей засчета развернутых МБР и связанных с ними пусковых установок, а также развернутых БРПЛ и связанных с ними пусковых установок:

а) каждая развернутая пусковая установка МБР и каждая развернутая пусковая установка БРПЛ рассматривается как содержащая соответственно одну развернутую МБР или одну развернутую БРПЛ;

b) если развернутая МБР удалена из своей пусковой установки и в эту пусковую установку не установлена другая ракета, то такая удаленная из своей пусковой установки МБР, находящаяся на этой базе МБР, продолжает рассматриваться как содержащаяся в этой пусковой установке;

с) если развернутая БРПЛ удалена из своей пусковой установки и в эту пусковую установку не установлена другая ракета, то такая удаленная из своей пусковой установки БРПЛ рассматривается как содержащаяся в этой пусковой установке. Такая удаленная из своей пусковой установки БРПЛ находится только на объекте, на котором могут находиться неразвернутые БРПЛ согласно подпункту «а» пункта 9 статьи IV настоящего Договора, либо перемещается к такому объекту.

3. Для целей настоящего Договора, в том числе засчета МБР и БРПЛ:

а) применительно к МБР или БРПЛ, которые обслуживаются, хранятся и транспортируются по ступеням, первая ступень МБР или БРПЛ определенного типа рассматривается как МБР или БРПЛ этого типа;

b) применительно к МБР или БРПЛ, которые обслуживаются, хранятся и транспортируются в виде собранных ракет без пусковых контейнеров, собранная ракета определенного типа рассматривается как МБР или БРПЛ этого типа;

с) применительно к МБР, которые обслуживаются, хранятся и транспортируются в виде собранных ракет в пусковых контейнерах, собранная ракета определенного типа в ее пусковом контейнере рассматривается как МБР этого типа;

d) каждый пусковой контейнер рассматривается как содержащий МБР с того момента, когда он впервые покидает объект, на котором в него установлена МБР, до того момента, когда из него был осуществлен пуск МБР, или до того момента, когда из него была удалена МБР с целью ликвидации. Пусковой контейнер не рассматривается как содержащий МБР, если он содержит учебную модель ракеты или если он был включен в стационарную экспозицию. Пусковые контейнеры МБР определенного типа должны быть отличимы от пусковых контейнеров МБР другого типа.

4. Для целей засчета боезарядов:

а) количеством боезарядов, которое числится за МБР или БРПЛ каждого существующего типа, является количество, указанное в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с настоящим Договором, ниже именуемом Меморандумом о договоренности;

b) количеством боезарядов, которое будет числиться за МБР или БРПЛ нового типа, является максимальное количество боеголовок, с которым прошла летное испытание МБР или БРПЛ этого типа. Количество боезарядов, которое будет числиться за МБР или БРПЛ нового типа с разделяющейся головной частью существующей конструкции либо за МБР или БРПЛ нового типа с одной боеголовкой, должно быть не менее частного от деления 40 процентов подлежащего засчету забрасываемого веса МБР или БРПЛ на вес самой легкой боеголовки, которая прошла летное испытание на МБР или БРПЛ этого типа, округленного до целого числа в сторону уменьшения. В отношении МБР или БРПЛ нового типа с головной частью принципиально новой конструкции вопрос о применимости правила 40 процентов к такой МБР или БРПЛ подлежит согласованию в рамках Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям. До согласования правила, которое будет применяться к такой МБР или БРПЛ, количеством боезарядов, которое будет числиться за такой МБР или БРПЛ, является максимальное количество боеголовок, с которым прошла летное испытание МБР или БРПЛ этого типа. Количество новых типов МБР или БРПЛ с головной частью принципиально новой конструкции не превышает двух для каждой из Сторон до тех пор, пока остается в силе настоящий Договор;

с) количеством боеголовок, с которым прошла летное испытание МБР или БРПЛ, считается суммарное количество, состоящее из количества боеголовок, фактически отделившихся во время данного летного испытания, и числа операций разведения боеголовок во время того же летного испытания, при которых не имело место отделение боеголовки. Операция разведения средств преодоления обороны не рассматривается как операция разведения боеголовок при условии, что операция разведения средств преодоления обороны отличается от операции разведения боеголовок;

d) каждая боеголовка МБР или БРПЛ рассматривается как один боезаряд;

e) для Союза Советских Социалистических Республик за каждым тяжелым бомбардировщиком, оснащенным для ядерных КРВБ большой дальности, в пределах общего количества в 180 таких тяжелых бомбардировщиков числится восемь боезарядов. За каждым тяжелым бомбардировщиком, оснащенным для ядерных КРВБ большой дальности, сверх общего количества в 180 таких тяжелых бомбардировщиков числится количество боезарядов, равное тому количеству ядерных КРВБ большой дальности, для которого он реально оснащен. Союз Советских Социалистических Республик указывает тяжелые бомбардировщики, оснащенные для ядерных КРВБ большой дальности, сверх общего количества в 180 таких тяжелых бомбардировщиков по количеству, типу, варианту и авиационным базам, на которых они базируются. Количеством ядерных КРВБ большой дальности, для которого каждый тяжелый бомбардировщик, оснащенный для ядерных КРВБ большой дальности, сверх общего количества в 180 таких тяжелых бомбардировщиков считается реально оснащенным, является максимальное количество ядерных КРВБ большой дальности, для которого реально оснащен тяжелый бомбардировщик того же типа и варианта;

f) для Соединенных Штатов Америки за каждым тяжелым бомбардировщиком, оснащенным для ядерных КРВБ большой дальности, в пределах общего количества в 150 таких тяжелых бомбардировщиков числится десять боезарядов. За каждым тяжелым бомбардировщиком, оснащенным для ядерных КРВБ большой дальности, сверх общего количества в 150 таких тяжелых бомбардировщиков числится количество боезарядов, равное тому количеству ядерных КРВБ большой дальности, для которого он реально оснащен. Соединенные Штаты Америки указывают тяжелые бомбардировщики, оснащенные для ядерных КРВБ большой дальности, сверх общего количества в 150 таких тяжелых бомбардировщиков по количеству, типу, варианту и авиационным базам, на которых они базируются. Количеством ядерных КРВБ большой дальности, для которого каждый тяжелый бомбардировщик, оснащенный для ядерных КРВБ большой дальности, сверх общего количества в 150 таких тяжелых бомбардировщиков считается реально оснащенным, является максимальное количество ядерных КРВБ большой дальности, для которого реально оснащен тяжелый бомбардировщик того же типа и варианта;

g) за каждым тяжелым бомбардировщиком, оснащенным для ядерных вооружений, не являющихся ядерными КРВБ большой дальности, числится один боезаряд. Все тяжелые бомбардировщики, не оснащенные для ядерных КРВБ большой дальности, рассматриваются как тяжелые бомбардировщики, оснащенные для ядерных вооружений, не являющихся ядерными КРВБ большой дальности, за исключением тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для неядерных вооружений, тяжелых бомбардировщиков, предназначенных для испытаний, и тяжелых бомбардировщиков, предназначенных для обучения.

Читайте так же:  Как не платить налог с продажи участка и дома

5. Каждая из Сторон имеет право уменьшать количество боезарядов, которое числится за МБР и БРПЛ только существующих типов, на суммарное количество, не превышающее 1250 единиц в любой данный момент.

а) Суммарное количество состоит из следующего:

i) для Союза Советских Социалистических Республик — сумма произведения числа четыре на количество развернутых БРПЛ, именуемых в Союзе Советских Социалистических Республик РСМ-50 и известных в Соединенных Штатах Америки как СС-Н-18, и количества боезарядов, на которое уменьшено количество боезарядов, которое числится за МБР и БРПЛ не более двух других существующих типов;

ii) для Соединенных Штатов Америки — сумма количества боезарядов, на которое уменьшено количество боезарядов, которое числится за типом МБР, именуемым в Соединенных Штатах Америки и известным в Союзе Советских Социалистических Республик как Минитмен-III, и количества боезарядов, на которое уменьшено количество боезарядов, которое числится за МБР и БРПЛ не более двух других существующих типов.

b) Уменьшение количества боезарядов, которое числится за МБР Минитмен-III, осуществляется с соблюдением следующего:

i) МБР Минитмен-III, за которыми числится различное количество боезарядов, не развертываются на одной и той же базе МБР;

ii) любое такое уменьшение осуществляется не позднее чем через семь лет после вступления в силу настоящего Договора;

iii) платформа боеголовок каждой МБР Минитмен-III, за которой числится уменьшенное количество боезарядов, уничтожается и заменяется новой платформой боеголовок.

с) Уменьшение количества боезарядов, которое числится за МБР и БРПЛ типов, не являющихся Минитмен-III, осуществляется с соблюдением следующего:

i) такое уменьшение не превышает в любой данный момент 500 боезарядов для каждой из Сторон;

ii) после того, как Сторона уменьшила количество боезарядов, которое числится за МБР или БРПЛ двух существующих типов, эта Сторона не имеет право уменьшать количество боезарядов, которое числится за МБР или БРПЛ любого дополнительного типа;

iii) количество боезарядов, которое числится за МБР или БРПЛ, уменьшается не более чем на четыре единицы относительно количества боезарядов, которое за ней числится на дату подписания настоящего Договора;

iv) МБР одного и того же типа, за которыми, однако, числится различное количество боезарядов, не развертываются на одной и той же базе МБР;

v) БРПЛ одного и того же типа, за которыми, однако, числится различное количество боезарядов, не развертываются на подводных лодках, базирующихся на базах подводных лодок, прилегающих к акваториям одного и того же океана;

vi) если количество боезарядов, которое числится за МБР или БРПЛ определенного типа, уменьшается более чем на две единицы, платформа боеголовок каждой МБР или БРПЛ, за которой числится такое уменьшенное количество боезарядов, уничтожается и заменяется новой платформой боеголовок.

d) Сторона не имеет право зачислять за МБР нового типа количество боезарядов, превышающее наименьшее количество боезарядов, которое числится за любой МБР, за которой данная Сторона зачислила уменьшенное количество боезарядов согласно подпункту «с» настоящего пункта. Сторона не имеет право зачислять за БРПЛ нового типа количество боезарядов, превышающее наименьшее количество боезарядов, которое числится за любой БРПЛ, за которой данная Сторона зачислила уменьшенное количество боезарядов согласно подпункту «с» настоящего пункта.

6. Вновь построенные стратегические наступательные вооружения начинают подпадать под предусмотренные в настоящем Договоре ограничения в следующем порядке:

а) МБР — когда она впервые покидает объект по производству;

b) мобильная пусковая установка МБР — когда она впервые покидает объект по производству мобильных пусковых установок МБР;

с) шахтная пусковая установка МБР — когда применительно к этой пусковой установке завершены выемка грунта и бетонирование шахты или по истечении 12 месяцев с начала выемки грунта, в зависимости от того, что раньше;

d) для целей засчета развернутой МБР и связанной с ней пусковой установки шахтная пусковая установка МБР рассматривается как содержащая развернутую МБР, когда применительно к этой пусковой установке завершены выемка грунта и бетонирование шахты или по истечении 12 месяцев с начала выемки грунта, в зависимости от того, что раньше, и мобильная пусковая установка МБР рассматривается как содержащая развернутую МБР, когда она прибывает на объект по обслуживанию, за исключением неразвернутых мобильных пусковых установок МБР, предусмотренных в подпункте «b» пункта 2 статьи IV настоящего Договора, или когда она покидает место загрузки МБР;

е) БРПЛ — когда она впервые покидает объект по производству;

f) пусковая установка БРПЛ — когда подводная лодка, на которой установлена эта пусковая установка, впервые спущена на воду;

g) для целей засчета развернутой БРПЛ и связанной с ней пусковой установки пусковая установка БРПЛ рассматривается как содержащая развернутую БРПЛ, когда подводная лодка, на которой установлена эта пусковая установка, впервые спущена на воду;

h) тяжелый бомбардировщик или бывший тяжелый бомбардировщик — когда его планер впервые выводится из цеха, предприятия или здания, в котором производятся целые планеры путем сборки компонентов тяжелого бомбардировщика или бывшего тяжелого бомбардировщика, или когда его планер впервые выводится из цеха, предприятия или здания, в котором существующие планеры бомбардировщиков переоборудуются в планеры тяжелых бомбардировщиков или бывших тяжелых бомбардировщиков.

7. Пусковые установки МБР и пусковые установки БРПЛ, которые были переоборудованы для запуска соответственно МБР или БРПЛ другого типа, не должны быть способны осуществлять пуск МБР или БРПЛ предыдущего типа. Такие переоборудованные пусковые установки рассматриваются как пусковые установки МБР или БРПЛ этого другого типа в следующем порядке:

а) шахтная пусковая установка МБР — когда в эту пусковую установку впервые установлена МБР другого типа или учебная модель ракеты другого типа, или когда вновь установлена защитная крыша шахты, в зависимости от того, что раньше;

b) мобильная пусковая установка МБР — как это согласовано в рамках Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям;

c) пусковая установка БРПЛ — когда все пусковые установки на подводной лодке, на которой установлена эта пусковая установка, были переоборудованы для запуска БРПЛ этого другого типа, и когда данная подводная лодка начинает мореходные испытания, то есть когда эта подводная лодка впервые совершает плавание своим ходом вне гавани или порта, где производилось переоборудование пусковых установок.

8. Тяжелые бомбардировщики, которые были переоборудованы в тяжелые бомбардировщики другой категории или в бывшие тяжелые бомбардировщики, рассматриваются как тяжелые бомбардировщики этой другой категории или как бывшие тяжелые бомбардировщики в следующем порядке:

a) тяжелый бомбардировщик, оснащенный для ядерных вооружений, не являющихся ядерными КРВБ большой дальности, переоборудованный в тяжелый бомбардировщик, оснащенный для ядерных КРВБ большой дальности, — когда он впервые выводится из цеха, предприятия или здания, в котором было произведено его оснащение для ядерных КРВБ большой дальности;

b) тяжелый бомбардировщик одной категории, переоборудованный в тяжелый бомбардировщик другой категории, предусмотренной в пункте 9 раздела VI Протокола о процедурах, регулирующих переоборудование или ликвидацию средств, подпадающих под действие настоящего Договора, ниже именуемого Протоколом о переоборудовании или ликвидации, либо в бывший тяжелый бомбардировщик — по завершении инспекции, проводимой согласно пункту 13 раздела VI Протокола о переоборудовании или ликвидации, или, если такая инспекция не проводится, — по истечении 20-дневного периода, предусмотренного в пункте 13 раздела VI Протокола о переоборудовании или ликвидации.

9. Для целей настоящего Договора:

а) баллистическая ракета типа, созданного и испытанного исключительно для перехвата объектов и борьбы с объектами, не находящимися на поверхности Земли, не рассматривается как баллистическая ракета, на которую распространяются предусмотренные в настоящем Договоре ограничения;

b) если баллистическая ракета прошла летное испытание или была развернута для доставки оружия, то все баллистические ракеты этого типа рассматриваются как средства доставки оружия;

c) если крылатая ракета прошла летное испытание или была развернута для доставки оружия, то все крылатые ракеты этого типа рассматриваются как средства доставки оружия;

d) если пусковая установка, не являющаяся пусковой установкой на незащищенной позиции, содержала МБР или БРПЛ определенного типа, то она рассматривается как пусковая установка МБР или БРПЛ этого типа. Если пусковая установка, не являющаяся пусковой установкой на незащищенной позиции, переоборудована в пусковую установку МБР или БРПЛ другого типа, то она рассматривается как пусковая установка МБР или БРПЛ того типа, для которого она переоборудована.

e) если тяжелый бомбардировщик оснащен для ядерных КРВБ большой дальности, то все тяжелые бомбардировщики этого типа рассматриваются как оснащенные для ядерных КРВБ большой дальности, за исключением тех, которые не оснащены таким образом и которые отличимы от тяжелых бомбардировщиков того же типа, оснащенных для ядерных КРВБ большой дальности. Если ядерные КРВБ большой дальности не прошли летные испытания с любого тяжелого бомбардировщика определенного типа, то никакой тяжелый бомбардировщик этого типа не рассматривается как оснащенный для ядерных КРВБ большой дальности. В рамках одного и того же типа тяжелый бомбардировщик, оснащенный для ядерных КРВБ большой дальности, тяжелый бомбардировщик, оснащенный для ядерных вооружений, не являющихся ядерными КРВБ большой дальности, тяжелый бомбардировщик, оснащенный для неядерных вооружений, тяжелый бомбардировщик, предназначенный для обучения, и бывший тяжелый бомбардировщик должны быть отличимы друг от друга;

f) любая КРВБ большой дальности того или иного типа, какая-либо из ракет которого первоначально прошла летное испытание с тяжелого бомбардировщика 31 декабря 1988 года или до этой даты, рассматривается как ядерная КРВБ большой дальности. Любая КРВБ большой дальности того или иного типа, какая-либо из ракет которого первоначально прошла летное испытание с тяжелого бомбардировщика после 31 декабря 1988 года, не рассматривается как ядерная КРВБ большой дальности, если она является неядерной КРВБ большой дальности и отличима от ядерных КРВБ большой дальности. Неядерные КРВБ большой дальности, не отличимые таким образом, рассматриваются как ядерные КРВБ большой дальности.

g) мобильные пусковые установки МБР каждого нового типа МБР должны быть отличимы от мобильных пусковых установок МБР существующих типов МБР и от мобильных пусковых установок МБР других новых типов МБР. Такие новые пусковые установки с установленными на них связанными с ними ракетами должны быть отличимы от мобильных пусковых установок МБР существующих типов МБР с установленными на них связанными с ними ракетами и от мобильных пусковых установок МБР других новых типов МБР с установленными на них связанными с ними ракетами.

h) мобильные пусковые установки МБР, переоборудованные в пусковые установки МБР другого типа МБР, должны быть отличимы от мобильных пусковых установок МБР предыдущего типа МБР. Такие переоборудованные пусковые установки с установленными на них связанными с ними ракетами должны быть отличимы от мобильных пусковых установок МБР предыдущего типа МБР с установленными на них связанными с ними ракетами. Переоборудование мобильных пусковых установок МБР осуществляется в соответствии с процедурами, подлежащими согласованию в рамках Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям.

10. На дату подписания настоящего Договора:

а) Существующими типами МБР и БРПЛ являются:

i) для Союза Советских Социалистических Республик — типы ракет, именуемые в Союзе Советских Социалистических Республик РС-10, РС-12, РС-16, РС-20, РС-18, РС-22, РС-12М, РСМ-25, РСМ-40, РСМ-50, РСМ-52 и РСМ-54 и известные в Соединенных Штатах Америки соответственно как СС-11, СС-13, СС-17, СС-18, СС-19, СС-24, СС-25, СС-Н-6, СС-Н-8, СС-Н-18, СС-Н-20 и СС-Н-23;

ii) для Соединенных Штатов Америки — типы ракет, именуемые в Соединенных Штатах Америки Минитмен-II, Минитмен-III, Пискипер, Посейдон, Трайдент-I и Трайдент-II и известные в Союзе Советских Социалистических Республик соответственно как Минитмен-II, Минитмен-III, МX, Посейдон, Трайдент-I и Трайдент-II.

b) Существующими типами МБР для мобильных пусковых установок МБР являются:

Читайте так же:  Как называется обязательная страховка

i) для Союза Советских Социалистических Республик — типы ракет, именуемые в Союзе Советских Социалистических Республик РС-22 и РС-12М и известные в Соединенных Штатах Америки соответственно как СС-24 и СС-25;

ii) для Соединенных Штатов Америки — тип ракет, именуемый в Соединенных Штатах Америки Пискипер и известный в Союзе Советских Социалистических Республик как МX.

с) Бывшими типами МБР и БРПЛ являются типы ракет, именуемые в Соединенных Штатах Америки и известные в Союзе Советских Социалистических Республик как Минитмен-I и Поларис А-3.

d) Существующими типами тяжелых бомбардировщиков являются:

i) для Союза Советских Социалистических Республик — типы бомбардировщиков, именуемые в Союзе Советских Социалистических Республик Ту-95 и Ту-160 и известные в Соединенных Штатах Америки соответственно как Беар и Блэкджек;

ii) для Соединенных Штатов Америки — типы бомбардировщиков, именуемые в Соединенных Штатах Америки и известные в Союзе Советских Социалистических Республик как B-52, B-1 и B-2.

e) Существующими типами ядерных КРВБ большой дальности являются:

i) для Союза Советских Социалистических Республик — типы ядерных КРВБ большой дальности, именуемые в Союзе Советских Социалистических Республик РКВ-500А и РКВ-500Б и известные в Соединенных Штатах Америки соответственно как AS-15A и AS-15B;

ii) для Соединенных Штатов Америки — типы ядерных КРВБ большой дальности, именуемые в Соединенных Штатах Америки и известные в Союзе Советских Социалистических Республик как AGM-86B и AGM-129.

СНВ-1: как Москва и Вашингтон учились доверять друг другу

МОСКВА, 31 июля. /ТАСС/. 31 июля 1991 года Союз Советских Социалистических Республик и Соединенные Штаты Америки подписали Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Этот документ поставил окончательную точку в холодной войне и стал беспрецедентным по уровню доверия между Москвой и Вашингтоном.

Подписанный накануне августовского путча ГКЧП в Москве, президентами двух стран Джорджем Бушем и Михаилом Горбачевым, он был ратифицирован уже российским парламентом 4 ноября 1992 года. Договор вступил в силу 5 декабря 1994 года, когда к нему присоединились Казахстан, Белоруссия и Украина, отказавшиеся от стратегических ракет и ядерного оружия, находившегося на их территории во времена Советского Союза.

23 мая 1992 года в Лиссабоне Россия (как правопреемник СССР), США, Украина, Казахстан и Белоруссия подписали дополнительный протокол к СНВ-1. По нему три бывшие республики СССР присоединились к двустороннему договору между Россией и США, и все ядерное оружие бывшего СССР, находившееся на их территории, подлежало утилизации или передавалось под контроль Москвы. Кроме того, эти страны обязались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия.

«Трудно себе представить, в какой опасной ситуации мы бы все находились, если бы из Украины не было в свое время вывезено все ядерное оружие, — считает военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. — Чему, кстати, очень серьезно пытались помешать националистические силы этой страны, но тогда, к счастью, они еще не обрели таких прав и возможностей, как сейчас».

Историческое значение СНВ-1

По мнению многих специалистов, значение СНВ-1 заключается в признании того факта, что безопасность каждой из договаривающихся сторон напрямую зависит от ее стратегического партнера. Так, США были вынуждены согласиться с тем, что Москва с ее ракетно-ядерным потенциалом представляет для них существенную угрозу. В итоге они вместе с РФ пошли на радикальные сокращения своего вооруженного потенциала, чтобы уменьшить эту угрозу и ослабить давление ракетно-ядерного щита на свою экономику.

Кроме того, этот документ вместе с Договором по ПРО 1972 года (а эти соглашения неразрывно связаны между собой) послужил постепенному созданию атмосферы доверия между двумя странами.

Один из участников переговоров по заключению договора академик Алексей Арбатов считает, что СНВ-1 был и остается величайшим соглашением в истории человечества:

  • Он радикально сократил стратегические вооружения двух крупнейших ядерных держав.
  • Укрепил стратегическую стабильность на Земле.
  • Впервые открыл эру транспарентности, открытости и предсказуемости в действиях ведущих государств мира.

Ни до, ни после СНВ-1 таких соглашений больше не было. Все остальные договоры, которые были заключены между Россией и США в последующие годы, только дополняли те соглашения, которые были подписаны в Москве 31 июля 1991 года.

Отличие СНВ-1 от других

Отличие СНВ-1 от всех предыдущих и последующих за ним соглашений в том, что в нем до деталей расписаны:

  • все процедуры по контролю за разоружением;
  • выверены формулировки, которые потом вошли во все международные разоруженческие соглашения;
  • даны официальные определения классам, подклассам различных систем и комплексов стратегических вооружений.

К примеру, определено, что межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — это баллистическая ракета наземного базирования с дальностью свыше 5500 км. Все баллистические ракеты, которые имеют меньшую дальность, называются ракетами средней и меньшей дальности.

По условиям договора впервые были обнародованы:

  • карты всех районов размещения стратегических ракет США и России с указаниями географических координат ракетных шахт (правда, эти координаты носили строго конфиденциальный характер, только для специалистов двух стран, — прим. ТАСС);
  • базы размещения подвижных грунтовых ракетных комплексов, боевых железнодорожных ракетных комплексов;
  • арсеналы хранения ракет и ядерного оружия;
  • аэродромы, на которых базировались стратегические и дальние бомбардировщики;
  • военно-морские базы, где дислоцировались атомные подводные лодки со стратегическими ракетами на борту;
  • заводы по производству стратегических ракет;
  • другие сведения, за разглашение которых была предусмотрена ответственность по законодательству РФ.

В СНВ-1 все данные были расписаны именно для того, чтобы его участники доверяли друг другу. По мнению Литовкина, именно это доверие сегодня ушло из отношений между Москвой и Вашингтоном.

Цифры СНВ-1

По данным на 6 декабря 2001 года, ядерные потенциалы США и России за время действия договора были сокращены:

  • Россия: с 2338 носителей и 9416 боезарядов на них до 1136 носителей и 5518 боезарядов.
  • США: с 1672 носителей и 8210 боеголовок на них до 1237 носителей и 5948 зарядов.

Военный обозреватель ТАСС обращает внимание, что стороны сократили больше вооружения, чем собирались.

По условиям СНВ стороны должны были иметь по 1600 развернутых МБР и связанных с ними пусковых установок, а также 6000 боезарядов на них. Причем, 4900 боезарядов для стратегических ракет в шахтах и на подводных лодках и 1100 боезарядов на ракетах мобильных пусковых.

Некоторые эксперты считают, что Соединенные Штаты были вынуждены пойти на заключение с СССР договора в основном потому, что очень боялись этих ракет, способных нести к цели по десять разделяющихся головных частей индивидуального наведения (РГЧ ИН) мощностью в 750 килотонн каждая.

По мнению Литовкина, удар одной или несколькими ракетами «Воевода» мог превратить в радиационную пыль самые крупные государства мира или даже полконтинента. Таких ракет, выпущенных Днепропетровским заводом «Южмаш», в России было 304. К концу выполнения договора СНВ-1 осталось 154. Сейчас из-за старения этих ракетных комплексов и истечения гарантийных сроков нахождения их на боевом дежурстве их, по сведениям из открытых источников, осталось – 46 и дислоцируются они в Оренбургской области и в Красноярском крае.

Через несколько лет на смену «Воеводе» придет новый ракетный комплекс «Сармат» (РС-28). У него будет не 10, а 15 ядерных боеголовок РГЧ ИН. Мощностью в 150-300 килотонн. И летать эта ракета будет гораздо дальше, чем «Воевода» — на 17 тысяч километров против 11 тысяч.

США по условиям СНВ-1 были вынуждены вдвое сократить основную составляющую своих стратегических ядерных сил — морскую. У них осталось только 400 боеголовок на ракетах Trident, хотя могли держать на них, если бы не было договора, несколько тысяч. И это, по мнению Литовкина, не единственная серьезная уступка нашей стране со стороны Вашингтона.

Кроме того, согласно договору, сокращалось количество стратегических бомбардировщиков и ракет на них, количество подвесок на тяжелых бомбардировщиках для крепления крылатых ракет.

Запрещалось иметь подземные объекты для подводных лодок со стратегическими ракетами на борту.

Была создана разветвленная система контроля за выполнением договора, как национальными техническими системами, так и инспекциями на местах. Работала система обмена информацией об испытаниях ракетного вооружения и обмена телеметрическими данными, а также многие другие меры доверия, которые потом перешли в другие соглашения или были неоправданно забыты.

За и против СНВ-1

У договора есть не только горячие сторонники, такие как академик Арбатов, но и не менее горячие противники. Последние, в частности, считают, что СССР пошел на неоправданные уступки США не только в сокращении тяжелых ракет, но также и в области контроля за производством ракетных комплексов.

Литовкин напомнил, что стороны договорились о том, что на воротах одного из заводов, производящих стратегические ракеты, будут дежурить инспекторы из страны-партнера по СНВ:

Американцам захотелось нести дежурство у нашего Воткинского завода, который выпускал и продолжает выпускать твердотопливные стратегические ракеты. В их числе «Тополь» и «Тополь-М», «Ярс», «Рубеж» и «Булава».

Американцы нам предложили завод в городе Магна (штат Юта), где выпускали ракеты Peacekeeper, в том числе и для мобильных пусковых установок.

Подписание договора СНВ-1 в Москве. Съемки 1991 года

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США был подписан 25 лет назад, 31 июля 1991 года. Смотрите архивное видео с мероприятия.

Согласно договору, СССР и США должны были сократить свои ядерные вооружения в течение семи лет до не более чем шести тысяч единиц. В реальности США могли иметь 8,5 тысяч боеголовок, а СССР — около 6,5 тысяч.

Подписание Договора СНВ-2

Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) был подписан Джорджем Бушем и Борисом Ельциным в январе 1993. Договор запрещает использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Хотя он был ратифицирован парламентами обоих государств, он так и не вступил в силу. В ответ на выход 14 июня 2002 США из договора по ПРО от 1972 Россия вышла из СНВ-2. Он был заменён более мягким договором СНП, подписанным в мае 2002.

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРА СНВ-2

Американское руководство поддерживало президента М.С.Горбачева до попытки государственного переворота в СССР 19 августа 1991 г. Осознав, насколько слабы его позиции, Соединенные Штаты переориентировалось на контакты с президентом РСФСР Б.Н.Ельциным. США были заинтересованы в том, чтобы Москва, связанная с Вашингтоном договоренностями, стала гарантом нераспространения ядерного оружия бывшего СССР. В Вашингтоне опасались появления новых ядерных держав в лице Украины, Белоруссии и Казахстана, на территориях которых было дислоцировано советское ядерное оружие. Требовалось предотвратить утечку атомного оружия и технологий его производства в страны, которые стремились стать ядерными. Москва тоже не хотела превращения бывших советских республик в ядерные государства. Вот почему происходило сближение США и России в вопросе о «ядерном наследии» СССР.

В феврале 1992 г. президент России Б.Н.Ельцин совершил первый официальный визит в Вашингтон. Хотя визит носил ознакомительный характер, в его ходе в Кэмп-Дэвиде была подписана Декларация о новых отношениях между РФ и США, в которой обе страны заявили о том, что не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В документе содержался ряд важных новаций. Во-первых, в нем впервые говорилось о готовности России и США сотрудничать в утверждении «общих демократических ценностей». Это было шагом вперед по сравнению с периодом 70-х годов, когда основой отношений между СССР и США провозглашалось мирное сосуществование.

Во-вторых, в документе было сказано о стремлении США и России создать «новый союз партнеров». Это позволяло вести речь о переходе Москвы и Вашингтона от ситуативного сотрудничества на базе сходства интересов по ограниченному кругу вопросов к союзническому типу отношений, подразумевающему наличие обширной сферы общих устремлений, устойчивой ориентации на сотрудничество и взаимную терпимость. В-третьих, в документе говорилось о наличии для России и США «общих опасностей», что в принципе могло означать намерение подчеркнуть доверительный и долговременный характер российско-американского сближения.

Читайте так же:  Что дает двойное гражданство в россии

В июне 1992 г. президент Б.Н.Ельцин отправился в Вашингтон вторично. В Хартии российско-американского партнерства и дружбы, подписанной во время встречи, ничего не говорилось о «новом союзе партнеров», и слово «партнерство» фигурировало только в названии одного из разделов этого документа без пояснения, что это партнерство должно подразумевать. Это воспринималось как признак желание обеих сторон или одной из них отказаться от форсированного сближения.

В американской и российской элитах шли дебаты о допустимых пределах российско-американского сближения. В США предстояли президентские выборы, и соперники критиковали Дж.Буша за его внешнюю политику. В Москве, в Верховном совете России и в обществе в целом, шла борьба между сторонниками и противниками Б.Н.Ельцина. Российские левые считали политику Б.Н.Ельцина не соответствующей интересам страны.

В Вашингтонской хартии 1992 г. содержалось положение о «неделимости» безопасности Северной Америки и Европы. В нем было сказано: «Безопасность неразделима от Ванкувера (тихоокеанский порт в Канаде на канадско-американской границе – Ред.) до Владивостока». Из смысла текста хартии следовало, что Россия впервые официально связала свою национальную безопасность с национальной безопасностью стран НАТО. Это не было заявкой Москвы на присоединение к Североатлантическому альянсу, но свидетельствовало о том, что в понимании российского руководства обеспечение безопасности России мыслилось в контексте сотрудничества с ним.

Особое значение имела первая часть хартии, где оговаривались принципы, которым обязывалось следовать российское руководство в проведении внутренней политики. К ним были отнесены демократия, свобода, защита прав человека, уважение прав меньшинств, в том числе национальных. Это был первый случай в российской истории, когда в документе, заключенном с иностранным государством, регламентировались положения, касавшиеся государственного строя и внутренних дел России. Хартия представляла собой «кодекс поведения», которому российское руководство обязалось следовать. Фактически Москва согласилась признать за США право быть неформальным арбитром в оценке российских реформ. В литературе стало фигурировать выражение «домашнее задание» России – набор принятых ею на себя морально-политических обязательств относительно проведения внутренних преобразований, которые должны были подготовить ее к полноценному партнерству с Западом.

В российском политическом сообществе возник поток комментариев о российско-американском «союзе» («партнерстве»). Большая часть рассуждений не имела под собой реальных оснований. Отношения России и США стали невраждебными. Но для их преобразования в союзнические или партнерские требовались солидные экономические и иные основания, которые не могли сложиться быстро. Поэтому российско-американские отношения в 90-х годах уместно определять как «квази-союз» – то есть «почти», «незавершенный» союз.

Улучшение наметилось в торгово-экономических отношениях России и США. В июне 1992 г. вступила в силу договоренность о предоставлении сторонами друг другу режима наибольшего благоприятствования. Это не означало, что США отменили поправку Джексона – Веника 1974 г. Она продолжала действовать, но американская администрация смогла добиться согласия конгресса предоставить России искомый режим сроком на один год. С тех пор он предоставляется России ежегодно решением сената по упрощенной процедуре. Но на постоянной основе режим наибольшего благоприятствования России не предоставлен. США сохранили возможность оказывать на нее давление посредством угрозы отменить его в любое время.

Для экономических отношений России с США и другими странами Запада важное значение имело решение о роспуске КОКОМ (Комитета по контролю за экспортом в социалистические страны), принятое в ноябре 1993 г. в Гааге на совещании стран-участниц этого комитета. Вместо КОКОМ была создана организация по контролю за экспортом товаров и технологий двойного назначения и обычных вооружений в государства, политика которых вызывает озабоченность международного сообщества.

В ноябре 1992 г. республиканская партия потерпела поражение, и президентом США стал кандидат от демократов Билл Клинтон. Формирование «квази-союзнических» отношений между Россией и Соединенными Штатами продолжилось. В США говорилось о том, что основой российско-американского сближения является сотрудничество в демократическом преобразовании России, строительстве в ней свободного общества и рыночной экономики. На несколько лет идея «демократической солидарности» России и США, России и Запада заслонила противоречия, которые существовали в российско-американских отношениях.

3 января 1993 г., еще до вступления в должность новоизбранного президента, Дж.Буш-старший посетил Москву. В ходе его визита был подписан российско-американский Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2, START II). При подписании стороны исходили из того, что договор вступит в силу после того, как Украина, Белоруссия и Казахстан ратифицируют договор СНВ-1 от 1991 г. и присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств. Договор предусматривал сокращение к январю 2003 г. числа ядерных боеголовок у России и США до 3500 единиц.

Договор был ратифицирован конгрессом США в январе 1996 г. В июне 1995 г. он был внесен на ратификацию в Федеральное Собрание России. Процесс ратификации затянулся до 1997 г. Российский депутатский корпус не соглашался утвердить договор, официально ввиду отсутствия в бюджете средств на реализацию обязательства по замене разделяющихся головных частей российских ракет моноблочными боеголовками. На самом деле, позиция депутатов была связана с начавшимся к тому времени обострением российско-американских разногласий из-за вмешательства стран НАТО в Боснии и планов расширения НАТО на восток, в которых Москва усматривала угрозу для российских интересов.

История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

СОКРАЩЕНИЕ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ

1. Каждая из Сторон сокращает и ограничивает свои межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и пусковые установки МБР, баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и пусковые установки БРПЛ, тяжелые бомбардировщики, боезаряды МБР, боезаряды БРПЛ и вооружения тяжелых бомбардировщиков таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу Договора о СНВ и в дальнейшем суммарное количество для каждой из Сторон, подсчитываемое в соответствии со статьями Ш и IV настоящего Договора, не превышало применительно к боезарядам, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжелыми бомбардировщиками, количество между 3800 и 4250 единицами или такое меньшее количество, которое определит для себя каждая из Сторон, но в любом случае не превышающее 4250 единиц.

2. В пределах ограничений, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, суммарные количества для каждой из Сторон, не превышают:

a) 2160 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми БРПЛ;

b) 1200 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР типов, за которыми числится более одного боезарядами

c) 650 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми тяжелыми МБР.

3. По выполнении обязательств, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, каждая из Сторон осуществляет дальнейшее сокращение и ограничение своих МБР и пусковых установок МБР, БРПЛ и пусковых установок БРПЛ, тяжелых бомбардировщиков, боезарядов МБР, боезарядов БРПЛ и вооружении тяжёлых бомбардировщиков таким образом, чтобы не позднее I января 2003 года и в дальнейшем суммарное количество для каждой из Сторон, подсчитываемое в соответствии со статьями III и IV настоящего Договора, не превышало применительно к боезарядам, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжёлыми бомбардировщиками, количество между 3000 и 3500 единицами или такое меньшее количество, которое определит для себя каждая из Сторон, но в любом случае не превышающее 3500 единиц.

4. В пределах ограничений, предусмотренных в пункте 3 настоящей статьи, суммарные количества для каждой из Сторон не превышают:

a) количество между 1700 и 1750 единицами для боезарядов, которые числятся за развернутыми БРПЛ, или такое меньшее количество, которое определит для себя каждая из Сторон, но в любом случае не превышающее 1750 единиц;

b) ноль единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР типов, за которыми числится более одного боезаряда; и

c) ноль единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми тяжелыми МБР.

Из Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2)

Государственная Дума в пятницу на закрытом пленарном заседании рассмотрела вопрос о ратификации Договора СНВ-2 и документов, связанных с Договором по ПРО от 1972 года. Впервые парламент провел обсуждение и ратификацию международных договоров без участия представителей СМИ.

Все примыкающие к залу заседаний помещения были опечатаны службой охраны, а в коридорах громко звучала музыка. Подобные меры предосторожности, по словам полномочного представителя президента в Госдуме Александра Котенкова, объяснялись тем, что для убеждения настроенных против утверждения Договора депутатов требовались «весомые секретные аргументы».

Напомним, что Договор СНВ-2, предусматривающий сокращение ядерных вооружений США и России до 3,5 тыс. единиц, подписанный в 1993 году, был внесен в Госдуму на ратификацию еще в 1995 году. Однако, левое большинство Госдумы прежнего созыва все это время тормозило рассмотрение вопроса о ратификации Договора. Между тем, Сенат США ратифицировал договор в январе 1996 года. В соответствии с Договором, Россия берет на себя обязательство уничтожить ракеты с разделяющимися головными частями. США взамен сокращает боезаряды на ракетах морского и наземного базирования.

Депутаты Госдумы приняли законопроект «О ратификации документов в связи с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 г.». За ратификацию проголосовало — 413 депутатов, против — 8, воздержалось — 1.

В пакете документов ратифицировано также соглашение «О мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами», определяющее порядок обмена между сторонами — участниками Договора информацией о планах по созданию противоракетных систем, их техническому испытанию и эксплуатации.

После этого депутаты Госдумы ратифицировали Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), подписанный 3 января 1993 г. За принятие законопроекта о ратификации проголосовало — 288 депутатов, против — 131, воздержалось — 4.

Фракции «Единство», ОВР, СПС, «Яблоко» и группа «Народный депутат» практически солидарно выступили за ратификацию договора СНВ-2.

83 депутата фракции «Единство» проголосовали за его ратификацию, при этом никто не голосовал против и не воздерживался.

ОВР: 43 — за, 1 — воздержался;

СПС: 28 — за, 4 — не голосовал;

«Яблоко»: 20 — за, 1 — не голосовал;

ЛДПР: 15 — за, 1 — не голосовал;

КПРФ: 2 — за, 82 — против, 4 не голосовали;

Агро-промышленная группа: 1 — за, 32 — против, 1 — воздержался и 1 не голосовал;

«Регионы России»: 32 — за, 7 — против, 8 — не голосовало;

группа «Народный депутат»: 57 — за, 1 — не голосовал.

Среди независимых депутатов 7 голосовало за ратификацию Договора СНВ-2, 3 — против, 2 — воздержалось, 7 — не голосовало.